Проект на районную конференции по экологии
Вложение | Размер |
---|---|
![]() | 90.74 КБ |
III Районная сетевая научно-практическая конференция
школьников Петроградского района
Секция “Я житель планеты Земля”
Шумовое загрязнение
Авторы: Боженко Александра
Томашевич Дарья
Класс: 7А
«Шумовое загрязнение»
Научный руководитель: Бурмистрова Варвара Юрьевна
учитель географии
Санкт-Петербург
ГБОУ гимназия №70
Петроградского района
Санкт- Петербург
2020
Содержание
ОПРЕДЕЛЕНИЕ ПОНЯТИЯ «ШУМОВОЕ ЗАГРЯЗНЕНИЕ» 4
АНАЛИЗ ПРОБЛЕМЫ ШУМОВОГО ЗАГРЯЗНЕНИЯ В ШКОЛЕ 7
В современном мире существует множество проблем, связанных с экологической обстановкой. Большинство из них нам знакомы и широко освещаются СМИ. Но есть еще один вид загрязнения окружающей среды, которому уделяется недостаточное внимание, а именно шумовое загрязнение.
Шум довольно распространен в наши дни. Как и все физические явления, шум имеет и положительные качества и отрицательные. Человек слушает приятную музыку, чтобы расслабиться, снять усталость, поднять себе настроение. Отсюда можно сказать, что шум оказывает благотворное влияние на нас. Но шум имеет много вредных и опасных для человека свойств. Наиболее распространённые симптомы шумового влияния -раздражительность, рассеянность. Шумовое загрязнение ограничивает продолжительность труда, приводит к преждевременному расстройству и разрушению слухового аппарата, вызывает у человека различные болезни: тугоухость, глухота, неврозы, психические расстройства, сердечно-сосудистые заболевания (гипертония, аритмия), нарушения нервной системы и др. Шум обостряет хронические заболевания.
Мы поставили перед собой следующую цель: выяснить, насколько влияет шум на работоспособность человека.
В ходе исследования были сформулированы следующие задачи:
Мы предположили гипотезу: проблема шумового загрязнения неизвестна людям и крайне негативно влияет на деятельность человека.
Объектом исследования выступит шумовое загрязнение, а предметом-его влияние на жизнедеятельность человека.
Шумовое загрязнение - превышение естественного уровня шумового фона или ненормальное изменение звуковых характеристик: периодичности, силы звука и пр. Шумовое загрязнение приводит к повышенной утомляемости человека, а также животных, понижению работоспособности человека, физическим проблемам в организме и заболеваниям нервной системы.
Таким образом, шумовое загрязнение это раздражающий шум созданный чаще всего человеком, нарушающий жизнедеятельность живых организмов и людей. Главным источником шумового загрязнения являются транспортные средства — автомобили, железнодорожные поезда и самолёты.
Шумовое загрязнение началось во время роста городов в середине XIX века — активно развивалась промышленность, и люди ради заработка переезжали из сел в города. Рабочий класс жил на территориях возле промышленных объектов, где был постоянный шум от станков и выбросы в воздух. Многие люди жили в маленьких помещениях и подвергались шумовому воздействию как во время рабочего дня, так и после него, а значит возможности восстановиться у них не было.
Сейчас у всех населенных пунктов должна быть шумовая карта, на которой обозначены основные источники громких звуков, как правило, это аэродромы, аэропорты, производственные организации и автомагистрали.
Согласно мнению экспертов Всемирной организации здравоохранения (ВОЗ), шумовое загрязнение — один из самых опасных факторов окружающей среды, воздействующих на здоровье человека. Регулярное воздействие шума может привести к нарушению слуха, а также к заболеваниям нервной системы. Также человек привыкает к шумовому загрязнению и в последствие ему становится некомфортно в тишине, что также влияет на организм.
При этом люди сами могут увеличивать шумовое загрязнение вокруг себя, порой даже не задумываясь об этом. Например, при прослушивании музыки на очень высокой громкости, или включая одновременно много приборов, издающих шум: телевизор, чайник, компьютер, музыку на телефоне. Также на нас огромное влияние оказывает шум от салютов и петард в праздничные дни.
Все источники городского шума можно разделить на естественные и антропогенные, то есть созданные человеком. Шумы естественного происхождения относятся шорох листвы, журчание воды, щебетание птиц и др. Такие шумы практически не оказывают негативного влияния на самочувствие человека, в то время как антропогенные шумы, напротив, являются источниками постоянного дискомфорта горожан. Получается, что мы сами и создаем проблему шумового загрязнения в городе [1].
Городской шум складывается из шума, создаваемого работающими заводами, транспортными средствами, а также коммунально-бытового шума. Источниками шума в условиях промышленного производства являются работающие станки, механизмы, различные инструменты, машины, оборудование и т.д.
Транспорт является постоянным источником шумового загрязнения окружающей среды из-за работы автомобильных двигателей, звука и ударов колес подвижного состава железнодорожного транспорта о рельсовые стыки и т.д. Кроме того, шум издают вокзалы, места стоянок автомобилей, мастерские автосервиса, депо, территория аэропорта и другие места, где скапливается транспорт. Даже шум в пробках, который создают нетерпеливые водители (сигналят друг другу) будет оказывать негативное влияние на всех участников движения.
Коммунально-бытовой шум включает в себя шум, образующийся внутри жилых, офисных, торгово-развлекательных и других помещений, а также сюда входит уличный шум. Бытовой шум возникает внутри помещений в основном при работе различных бытовых приборов и техники. Источниками уличного шума являются проведение строительных и дорожно-ремонтных работ, работающий транспорт, автомобильная сигнализация и т.д.
Среди перечисленных источников шума наибольший вклад в создание шумовой нагрузки в городе вносит именно транспортный шум.
Рассмотрим шкалу шумового загрязнения (Рис. 1). По ней мы видим, что допустимая норма около 80 дБ, и ровно столько же шума производит грузовой автомобиль. Из этого можно сделать вывод, что постоянное нахождение на улице рядом с подобным транспортом может нанести вред человеку [2].
Рис. 1 Шкала шумового загрязнения
Мы решили провести анкетирование учащихся нашей школы, а также учителей, чтобы выяснить, знакомы ли они с проблемой шумового загрязнения. В нашем опросе приняло участие 17 человек (7 учащихся и 10 взрослых). В опросе мы задали следующие вопросы:
По результатам опроса получилось, что 71% опрошенных знаком с понятием «Шумовое загрязнение», 84% опрошенных раздражает шум, а 89% людей считают, что шум действительно влияет на человека и его производительность.
Распределение ответов видно на диаграммах ниже (Рис. 2)
Рис. 2 Диаграммы ответов респондентов
Также мы спросили, какой звук для людей наиболее приятен, а какой наименее. По результатам получилось, что приятные звуки это: спокойная музыка, тишина, шум воды (ручья, моря). Неприятные звуки: скрип, скрежет, крик, громкая музыка.
Наши респонденты посоветовали меньше слушать музыку в наушниках, не шуметь и использовать беруши, чтобы избежать шумового влияния на организм.
Во второй части исследования мы провели замеры уровня шума в нескольких точках нашей школы и вне нее. Для этого мы скачали приложение на телефон и высчитывали средний показатель. Результаты были внесены в таблицу.
Таблица измерений уровня шума.
Название места замера | Уровень шума, дБ |
3 этаж школы | 70 |
Кабинет (перемена, дети присутствует) | 68 |
Урок музыки (играет музыка) | 72 |
Урок музыки (без играющей музыки) | 40 |
Столовая | 67-75 |
Лестница | 72 |
Спортивный зал (без свистка) | 80 |
Спортивный зал (со свистком) | 90 |
Невский проспект | 72 |
Кафе «Бургер Кинг» | 59 |
Дом Книги (Дом Зингера) | 54 |
Холл в метро (ст.м. Невский проспект, выход на канал Грибоедова) | 70 |
По санитарным нормам, допустимым уровнем шума, который не наносит вреда слуху даже при длительном воздействии на слуховой аппарат, принято считать: 55 децибел (дБ) в дневное время и 40 децибел (дБ) ночью [5]. На основе таблицы мы можем сделать вывод, что в школе такой порог шума чаще всего нарушается. Соответственно это негативно влияет на учащихся и работников школы, вызывает стресс. Однако допустимая норма шума около 80 дБ, а уровень в школе не превышает этот показатель, за исключением спортивного зала, где шум усиливается за счет акустики и высоких потолков.
Исходя из вышесказанного, мы решили разработать свою памятку для людей, которая поможет справляться с шумовым загрязнением и стрессом, который возникает от него.
Памятка
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
По итогам нашей работы были выполнены все поставленные задачи. Влияние шума на здоровье, несомненно, зависит от того, как долго человек находится под его влиянием, от интенсивности звуков и их периодичности. Одна из частых причин ухудшения слуха – чрезмерный шум. Сначала человек хуже слышит высокие звуки, а потом низкие. Такой итог не может не огорчить.
Мы пришли к выводу, что о проблеме шумового загрязнения большая часть людей знает, но при этом не прикладывает усилий для ее устранения. Учащиеся используют наушники, шумят на переменах, а учителя повышают голос, чтобы сохранить дисциплину. Таким образом получается, что все участники только добавляют шум, а не уменьшают его. Если люди начнут внимательнее относиться к окружающим и будут стараться соблюдать тишину, тогда негативное влияние шума будет сокращаться.
Астрономический календарь. Январь, 2019 год
Агния Барто. Сережа учит уроки
Горячо - холодно
Хитрый коврик
Юрий Визбор. Милая моя