В работе содержится исследование исторической обстановки Сибири и жизни детей в годы войны по рассказу "детей войны"
Вложение | Размер |
---|---|
doklad_.deti_sibiri_v_gody_vov.docx | 52.43 КБ |
deti_sibiri_v_gody_voyny.pptx | 2.95 МБ |
МКУ«Управление образования»
МО «Кобяйский улус РС (Я)»
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Сангарская гимназия»
Кустовая научно-практическая конференция
«Шаг в будущее»
Тема работы: Дети Сибири в годы войны
Секция: история
Выполнил: Плеханов В.
ученик 4 класса
МБОУ «Сангарская гимназия»
Руководитель: Шептунова В. А.
п.Сангар,2020г
Содержание
Введение …………………………………..…………………………...с.3
Глава1. Исторический обзор по теме……………….………………с.3
Глава 2.Кто они «Дети войны»……………………….……………..с.4
Глава 3. Из воспоминаний «детей войны» о детстве в Сибири
3.1. Сибирь в годы ВОВ…………………………….……………..…с.5
3.2. Детство ветерана………………………………….……………...с.7
Заключение……………………………………………….…………...с.10
Литература …………………………………………..………………..с.11
Введение
У войны нет лица. У войны нет возраста, пола и национальности. Война ужасна. Война не выбирает. Каждый год мы вспоминаем войну, унесшую миллионы жизней. Каждый год мы благодарим тех, кто сражался за нашу страну.
По известной статистике Великая Отечественная война унесла около 27 млн. жизней граждан Советского Союза. Из них около 10 млн. – солдаты, остальные – старики, женщины, дети. Но статистика молчит о том, сколько детей погибло в годы Великой Отечественной войны. Таких данных просто нет. Война искалечила тысячи детских судеб, отняла светлое и радостное детство. Дети войны, как могли, приближали Победу в меру своих, хоть и маленьких, хоть и слабых, сил. Они хлебнули горя полной чашей, может быть, слишком большой для маленького человека, ведь начало войны совпало для них с началом жизни… Сколько их было угнано на чужбину… Сколько убито нерождёнными…
Проблема. Все меньше остается свидетелей, переживших войну, помнящих это страшное время, а их воспоминания чаще всего не записаны.
Цель: изучение роли детей Сибири. сибиряков в истории ВОВ через воспоминания бабушек- «детей войны»
Задачи: подобрать литературу об участии детей в войне, изучить фотографии военных лет, познакомиться с психолого-нравственным аспектом детского патриотизма и героизма в войне
Объект: образ жизни сибиряков в годы Великой Отечественной войны
Предмет: жизнь и роль детей- наших бабушек и дедушек
Гипотеза. Поведение и образ жизни детей характеризовались патриотизмом, гражданской активностью, преданностью Родине.
Методы: беседа, изучение архивных данных, изучение фотографий.
Глава 1.Исторический обзор по теме
Тема детей и войны, на наш взгляд остается малоисследованной в истории.
С 1941 по 1945 год в военных действиях принимали участие несколько десятков тысяч несовершеннолетних детей-по одним данным, по другим- более миллиона детей. Им было от 8-17 лет. А сколько детей прошли через фашистские концлагеря, выжили в блокадном Ленинграде..
Дети войны…Кто они? Какие они? У целого поколения, рожденного с 1928-1945гг, украли детство Условно их можно разделить на четыре группы:
-дети на фронте и в оккупации
-дети Блокадного Ленинграда
-дети-узники фашистских концлагерей
-дети в тылу
«Дети Великой Отечественной войны», так называют сегодня 80-летних людей. И дело здесь не только в дате рождения. Их воспитала война..
Глава 2.Кто они «Дети войны»
По определению взятого из официальных источников: «Дети войны» – это граждане, родившиеся в период с 1930 г. (в некоторых регионах с 1924 г.) по 1945 г. на территории Советского Союза. В результате ведения боевых действий такие лица подверглись лишениям и должны обладать соответствующими льготами и государственными уступками. Данная категория присваивается в нескольких регионах России при различных условиях. В одном субъекте, это наличие факта смерти одного из родителей в период ВОВ, в другом – проживание в специализированном детском учреждении-интернате.»
«Сыновья полка», пионеры — деревенские мальчишки и девчонки, ребята из городов — их посмертно признавали героями, хотя они были гораздо младше нас с вами. Наравне со взрослыми они терпели лишения, защищали, стреляли, попадали в плен, жертвуя собственными жизнями. Они сбегали из дома на фронт, чтобы защищать Родину. Они оставались дома и терпели страшные лишения. В тылу и на линии фронта они каждый день совершали маленький подвиг. У них не было времени на детство, им не достались годы, чтобы взрослеть. Они взрослели по минутам, ведь у войны не детское лицо.
Ребята собирали оставшиеся от боёв винтовки, патроны, пулемёты, гранаты, а затем передавали всё это партизанам, конечно, они серьёзно рисковали. Многие школьники, опять же на свой страх и риск, вели разведку, были связными в партизанских отрядах. Спасали раненных красноармейцев, помогали устраивать подпольщикам побеги наших военнопленных из немецких концлагерей. Поджигали немецкие склады с продовольствием, техникой, обмундированием, фуражом, взрывали железнодорожные вагоны и паровозы.
В частях и подразделениях на фронте вместе с бойцами и командирами нередко воевали подростки 13-15 лет. В основном это были дети, лишившиеся своих родителей, в большинстве случаев убитых или угнанных немцами в Германию. Дети, оставшиеся в разрушенных городах и сёлах становились беспризорными, обречёнными на голодную смерть. Страшно и трудно было остаться на оккупированной врагом территории. Детей могли отправить в концлагерь, вывезти на работы в Германию, превратив в рабов, сделать донорами для немецких солдат и т.д.
С первых дней войны у детей было огромное желание хоть чем-нибудь помочь фронту. В тылу дети изо всех сил помогали взрослым во всех делах: участвовали в противовоздушной обороне – дежурили на крышах домов во время вражеских налетов, строили оборонительные укрепления, собирали черный и цветной металлолом, лекарственные растения, участвовали в сборе вещей для Красной Армии, работали на воскресниках.
За долгих четыре года, которые продолжалась Великая Отечественная война, дети, от малышей до старших школьников, сполна испытали все её ужасы. Война каждый день, каждую секунду, каждый сон и так на протяжении почти четырёх лет. А ведь война в сотни раз страшнее, если видеть ее детскими глазами… И никакое время не сможет вылечить раны от войны, тем более детские. «Эти годы, что были когда-то, горечь детства забыть не дает…»
Глава 3. Из воспоминаний «детей войны» о детстве в Сибири
3.1. Сибирь в годы ВОВ
Шептунова ( Поречнева ) Капитолина Яковлевна родилась в 1939году в Омской области в селе Гурово Муромцевского района относится к категории «Дети войны». По документам и из ее рассказов я узнал многое из истории войны.
За годы войны из прифронтовых районов и Ленинграда в Омскую область были эвакуированы 142 детских учреждения и 15,6 тысячи детей.
Более половины всех эвакуированных в Омск были лица нетрудоспособного возраста. Приходилось работать женщинам и детям. Число женщин в омской промышленности выросло на 40 тысяч по сравнению с предвоенными годами. А юноши и девушки составляли 60% рабочих омских заводов.
В годы Великой Отечественной войны также происходила депортация финнов, живших в Ленинграде. Связывали это с тем, что Финляндия воевала на стороне Гитлера. О местах ссылки в тот период известно, что Омскую область было вывезено 200 семей.
В годы Великой Отечественной войны бои не дошли до Омской области. Но омичи, как и остальные жители нашей страны, все отдавали для победы. С 1941 по 1945 годы на фронт ушли 300 тысяч омичей. Домой вернулись только половина из них - 146 тысяч человек.
- 22 июня 1941 года был теплый солнечный выходной день, - вспоминает участник войны Вадим Высоцкий. - В то время у омичей в моде были пикники на природе. Наша семья отдыхала в парке, когда по радио передали, что началась война. Наверное, странно, но в тот момент не было паники. Парни как один побежали записываться добровольцами на фронт. Уже к вечеру 22 июня в военкоматы Омска было подано 1 270 заявлений добровольцев с просьбой отправить на фронт.В это же время на восток шли составы с оборудованием заводов и фабрик, чтобы спасти оборонную промышленность страны.
Только в первый год войны в Омскую область были эвакуированы около 90 предприятий из Москвы, Ленинграда, Киева и других городов.
Заводы прибывали один за другим, но условий для их размещения не было. Станки ставили в зданиях учебных заведений, жилых домах, а то и просто на пустырях. И только потом подводили необходимые коммуникации.
Сейчас это кажется невероятным, но предприятия практически в первые же дни начали производить продукцию для фронта. 80 - 85% от всего производства омских заводов уходило на фронт.
Что выпускали омские предприятия?
- Авиационный завод № 166 - 3 405 истребителей Як-7 и Як-9;
- завод им. Баранова - 15 000 моторов для фронтовой авиации;
- Омский танковый завод - 6 900 танков Т-34;
- Сибзавод им. Борцов Революции - 5 000 зенитных снарядов в сутки;
- суконная фабрика давала Красной Армии 40% валенок. Десятки тысяч фронтовиков ходили в полушубках и шинелях, сшитых в Омске.
С первых дней войны в область стали прибывать эшелоны с эвакуированными детьми. Значительная часть зданий образовательных учреждений была передана в военные ведомства - под эвакопункты, госпитали и военные училища. Многие педагоги, воспитатели были призваны в ряды Красной Армии. Хотя в предвоенные годы педагогов освобождали от прохождения военной службы.
В годы войны у старшеклассников вводилась обязательная допризывная подготовка. После занятий школьники успевали работать на заводах и приусадебных участках, выступали с концертами в госпиталях и воинских частях, вели сбор средств на строительство военной техники. С 1941 по 1945 годы омские дети отправили на фронт 17 тысяч посылок.
Люди работали без отпуска и выходных.В годы войны у омичей, как у других жителей страны, был 12-часовой рабочий день. Но многие находились в цехах сутками. Да и после окончания смен люди, как правило, домой отдыхать не шли. Зимой очищали железнодорожные пути от снега, летом занимались заготовкой дров. Все рабочие и служащие предприятий военной промышленности считались мобилизованными. Самовольный уход с работы был дезертирством. За это грозил тюремный срок от 5 до 8 лет.
Кстати, отпуска и выходные в эти годы были отменены. В первые дни войны работники омских предприятий и жители районов области решили до конца войны сдавать деньги в Фонд обороны. Омичи обещали отчислять до трехдневной своей зарплаты, а также отказывались от премий и оплаты сверхурочных.За годы войны омичи сдали в Фонд обороны 254 миллиона 232 тысячи рублей, 1,9 килограмма золота, 63,8 килограмма серебра, 83 грамма платины.
Глава 3.2. Детство ветерана.
«Мне было 3 года когда началась Великая Отечественная война. Мы жили в Омской области, селе Гурово. В семье было шестеро человек с родителями. Маму звали Настасья Михаиловна, отца -Яков Андреевич. Каждый день родили и сёстры с братом работали допоздна, даже у меня маленькой была работа- пасти гусей, кормить кур, иногда сторожила за маму колхозный огород от отбившихся от стада животных. Жили безбедно. Но пришёл июнь 1941 года.
Каждый месяц мужчинам приходили повестки на фронт. И в 1942 году пришла и папе. Мы все переживали, хотя и знали. На следующий день отец отправился.
Папа воевал в Ленинградском фонте. В1944 году вернулся домой раненый в руку. Мы обрадовались, хоть, мол, жив вернулся. Впоследствии он вспоминал места сражений «мы шли, по колено утопая в грязной вонючей жиже, наши раны не заживали, мокрая одежда буквально прилипала к телу, но все мы это не замечали, думали только о том, как прогнать быстрее немцев и вернуться к своим семьям, ведь женщинам в деревне очень трудно»
За участие в боевых действиях был награждён орденом(названия которого уже не помню). Помню, что в нашем селе было 360 дворов, туда 112 человек не вернулось, очень трудно приходилось семьям, оставшимся без отцов- голодали. В их избах кроме вымытых полов и выскобленных столов не было ничего. И мы старались как то им помогать- делились чем могли. В войну к нам в деревню сослали финнов. Без хозяйства и имущества им грозила голодная смерть. Но они не хотели жить подаянием, быстро придумали сучить пряжу шерстяную, ведь овец было много у всех, а обрабатывать некому, всю деревню научили вязать платки и другие вещи. За работу им дали хлеб, картошку- так и выжили. Эти вещи отправляли на фронт бойцам. В 1947 году их вывезли. Вся деревня вспоминала их с благодарностью.
В 1957 году отец умер. Нам он наказывал учиться хорошо и получить специальность.
Я никогда не забуду эти тяжелые воспоминания….
…сколько помню себя, столько работаю. Вечный недосып. Отец с матерью много работали и умерли рано. Мама в этот день перестригла всех овец, управилась по хозяйству. Легла и умерла. надорвалась на тяжелой работе, пока отец воевал. Просыпаюсь- родители уже встали, засыпаю, они еще работают. В семье четверо детей. Единственный сын помогает отцу, сестрам тоже достается. Мать должна была не только по дому успеть, но и трудодни в колхозе отработать, за которые никто не платил.
Дома садили много разных овощей. Картошки только целый гектар! Ее нужно было обрабатывать в течении лета, осенью копать. Копали картошку ежедневно целый месяц. Ведь это был основной продукт, которым кормили всю скотину. Даже в самое голодное время у нас на столе была картошка и молоко. Так и выживали.
Когда мне исполнилось 4 года, меня отправляли стеречь гусят. Как только проглядишь, подмерзнут, а значит, умрут. Перевернется вверх лапками и подняться не может. Тоже сдохнет. Целый день за ними смотришь. Устанешь. Пошел дождь, надо быстро переловить, чтоб не намокли и домой унести. Да смотри сама не передави. Всяко бывало. Спать хотелось всегда -сказывалась перегрузка детского организма. Однажды ходила за маму колхозное поле сторожить -мать заболела, да и заснула в капусте. Пришли козы и поели капусту… досталось мне тогда.
Когда подросли, нас собирали в бригады и отправляли косить сено. Ведь мужчин взрослых в деревне после войны не осталось, а кто и пришел, изранен или покалечен. Приходилось молодежи жить в палатках и варить еду самим себе. Самая большая награда за тяжелую работу-баня или купание в озере. Тятя(так принято обращаться к отцу в Сибири) привозил продукты и следил за порядком. Отлынивать от работы или бездельничать никто не мог себе позволить. Дети, выросшие в войну знали, что бездельничать непринято. Документы все хранились в сельсовете и без особого решения их получить нельзя было. По окончании школы сдавались экзамены, и если получаешь «2» по какой-то дисциплине, то остаешься работать на селе. А работа одна -дояркой или скотницей, трактористом. Я изо всех сил старалась учиться, физику просто зубрила -так мне страшно было остаться на селе. Мне очень хотелось получить специальность, ведь об этом мечтал наш отец.»
Бабушка после окончания училища работала и вышла замуж за Шептунова Валентина Михайловича. В 1964году ни уехали работать в город Чульман на шахту «Угольная». Где родился мой папа. Бабушка работала заведующей столовой на шахте, дедушка-шахтер. Там в 1965году родился мой папа Шептунов Александр Валентинович. После переезда в Сангар в 1971г работала в аэропорту экспедитором, заведующей складом, комендантом. Дедушка водителем в аэропорту. Сюда же перебрались старшая и средняя сестра, брат. Так вся семья и проработала в аэропорту п.Сангар до выхода на пенсию. Единственный сын-Александр до сих пор работает техником ДРЛ после окончания ОЛТУГА
Привычка трудиться, сформированная в тяжелые военные годы сопровождает бабушку всю жизнь. Она по выходу на пенсию ни минуты без работы не сидит. Садит и выращивает овощи, цветы, возится с рассадой, держала кур всегда и ухаживала за ними. В 79 лет она старалась принимать участие в посадке и уборке картофеля! Он в наще небедное время до сих пор для нее главный и любимый овощ. «Чтобы не голодать-надо работать»-говорит она.
За многолетний и добросовестный труд Капиталина Яковлевна награждена грамотами и является Ветераном труда
Заключение.
В результате исследования военного и послевоенного детства Шептуновой Капитолины Яковлевны- я изучил историческую обстановку 1941-1945года в Омской области. Сибирь была далеко от линии фронта, но омичи все отдали для Победы: работали по 12часов, собирали денежные средства, главная нагрузка ложилась на деревню, сельские местности, которые являлись поставщиками продуктов питания и для фронта. За годы войны сибиряки сдали в Фонд обороны 254 миллиона 232 тысячи рублей, 1,9 килограмма золота, 63,8 килограмма серебра, 83 грамма платины.
В результате эвакуации, число женщин в Омской области увеличилось на 40 тысяч, сюда же и переправляли детей, следовательно приходилось главным образом на предприятиях, в колхозах работать женщинам и детям.
Более 200финских семей были департированы в Омскую область, расселены по деревням. Они привезли свою культуру и ремесло, обучали местных жителей. Ушли из села Гурово на фронт из 360 дворов трудоспособные мужчины, не вернулись 112. Отец Капиталины Яковлевны Поречнев Яков Андреевич, уроженец с.Гурово(1904г).рождения-ветеран Великой Отечественной войны, воевал на Ленинградском фронте с 1942года и после тяжелого ранения в 1944г.вернулся в родное село Гурово. Все четверо детей семьи Поречневых относятся к категории «Дети войны». По возрасту они не подходили к службе в армии, но в тылу им приходилось много трудиться в колхозе, чтобы была возможность кормить фронт. Кроме этого, в деревнях Сибири девушки вязали рукавицы, шили варежки. собирали посылки на фронт. Так же в деревнях катали валенки, шили полушубки. Как могли помогали фронту. В годы войны у омских старшеклассников вводилась обязательная допризывная подготовка. После занятий школьники успевали работать на заводах и приусадебных участках, выступали с концертами в госпиталях и воинских частях, вели сбор средств на строительство военной техники. С 1941 по 1945 годы омские дети отправили на фронт 17 тысяч посылок. Работа и жизнь детей во время войны воспитала замечательные качества. Поведение и образ жизни детей характеризовались патриотизмом, гражданской активностью, преданностью Родине. Из них выросли те, кто поднимал страну из развалин, возводил города, строил новую жизнь, преданно служил Отечеству и сделал нашу с вами жизнь счастливой под мирным небом. Мы благодарны всем им за наше счастливое детство!
Литература
http://vgd.ru/ Всероссийское гинеалогическое древо.
7. https://omsk.gks.ru/storage/mediabank/history_1941-1945_podvig.pdf
Слайд 1
п.Сангар 2020г МКУ«Управление образования» МО « Кобяйский улус РС (Я)» Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение « Сангарская гимназия» Тема работы: Дети Сибири в годы Великой отечественной войны секция: история Выполнил:. Плеханов В. ученик 4 класса МБОУ « Сангарская гимназия»Слайд 2
введение Война искалечила тысячи детских судеб, отняла светлое и радостное детство. Дети войны, как могли, приближали Победу в меру своих, хоть и маленьких, хоть и слабых, сил. Они хлебнули горя полной чашей, может быть, слишком большой для маленького человека, ведь начало войны совпало для них с началом жизни…
Слайд 3
Проблема . Все меньше остается свидетелей, переживших войну, помнящих это страшное время, а их воспоминания чаще всего не записаны. Цель: изучение истории ВОВ через воспоминания бабушек- «детей войны» Задачи: подобрать литературу об участии детей в войне, изучить фотографии военных лет, познакомиться с психолого-нравственным аспектом детского патриотизма и героизма в войне Объект: образ жизни детей в годы Великой Отечественной войны Предмет: жизнь и роль детей в военное время- наших бабушек и дедушек Гипотеза. Поведение и образ жизни детей характеризовались патриотизмом, гражданской активностью, преданностью Родине
Слайд 4
Дети войны… -дети на фронте и в оккупации -дети Блокадного Ленинграда -дети-узники фашистских концлагерей -дети в тылу
Слайд 5
« Дети войны » – это граждане, родившиеся в период с 1930 г. (в некоторых регионах с 1924 г.) по 1945 г. на территории Советского Союза. «Сыновья полка», пионеры —мальчишки и девчонки, хотя они были гораздо младше нас с вами, наравне со взрослыми они терпели лишения, защищали, стреляли, попадали в плен, жертвуя собственными жизнями. Дети рисковали жизнями, вели разведку, поджигали фашистские склады. С первых дней войны у детей было огромное желание хоть чем-нибудь помочь фронту. В тылу дети изо всех сил помогали взрослым во всех делах. За долгих четыре года, которые продолжалась Великая Отечественная война, дети, от малышей до старших школьников, сполна испытали все её ужасы. И никакое время не сможет вылечить раны от войны, тем более детские. «Эти годы, что были когда-то, горечь детства забыть не дает…»
Слайд 6
Шептунова Капиталина Яковлевна Ветеран труда. Категория «Дети войны» 15.02.1939г с.Гурово Омской области
Слайд 7
Ветеран войны Поречнев Яков Андреевич рядовой I Ленинградского фронта
Слайд 8
Поречнев Яков Андреевич вернулся в 1944г. после тяжелого ранения . «Мы шли, по колено утопая в грязной вонючей жиже, наши раны не заживали, мокрая одежда буквально прилипала к телу, но все мы это не замечали, думали только о том, как прогнать быстрее немцев и вернуться к своим семьям, ведь женщинам в деревне очень трудно»
Слайд 9
Капиталина с отцом и матерью после окончания семилетки
Слайд 10
В годы войны у старшеклассников вводилась обязательная допризывная подготовка. После занятий школьники успевали работать на заводах и приусадебных участках, выступали с концертами в госпиталях и воинских частях, вели сбор средств на строительство военной техники. С 1941 по 1945 годы омские дети отправили на фронт 17 тысяч посылок.
Слайд 11
фронт в основном обеспечивал свои потребности за счет работы колхозов в деревнях.
Слайд 12
Из воспоминаний…. Помню, что в нашем селе было 360 дворов, туда 112 человек не вернулось, очень трудно приходилось семьям, оставшимся без отцов- голодали. В их избах кроме вымытых полов и выскобленных столов не было ничего. И мы старались как то им помогать- делились чем могли. В войну к нам в деревню сослали финнов. Без хозяйства и имущества им грозила голодная смерть. Но они не хотели жить подаянием, быстро придумали сучить пряжу шерстяную, ведь овец было много у всех, а обрабатывать некому, всю деревню научили вязать платки и другие вещи. За работу им дали хлеб, картошку- так и выжили. Эти вещи отправляли на фронт бойцам. В 1947 году их вывезли. Вся деревня вспоминала их с благодарностью . В 1957 году отец умер. Нам он наказывал учиться хорошо и получить специальность. Я никогда не забуду эти тяжелые воспоминания…. …сколько помню себя, столько работаю. Вечный недосып. Отец с матерью много работали и умерли рано. Мама в этот день перестригла всех овец, управилась по хозяйству. Легла и умерла. надорвалась на тяжелой работе, пока отец воевал. Просыпаюсь- родители уже встали, засыпаю, они еще работают. В семье четверо детей. Единственный сын помогает отцу, сестрам тоже достается. Мать должна была не только по дому успеть, но и трудодни в колхозе отработать, за которые никто не платил. Дома садили много разных овощей. Картошки только целый гектар! Ее нужно было обрабатывать в течении лета, осенью копать. Копали картошку ежедневно целый месяц. Ведь это был основной продукт, которым кормили всю скотину. Даже в самое голодное время у нас на столе была картошка и молоко. Так и выживали .
Слайд 13
Сибирь в годы войны Только в первый год войны в Омскую область были эвакуированы около 90 предприятий из Москвы, Ленинграда, Киева и других городов. Заводы прибывали один за другим, но условий для их размещения не было. Станки ставили в зданиях учебных заведений, жилых домах, а то и просто на пустырях. И только потом подводили необходимые коммуникации. 80 - 85% от всего производства омских заводов уходило на фронт . Что выпускали омские предприятия? - Авиационный завод № 166 - 3 405 истребителей Як-7 и Як-9; - завод им. Баранова - 15 000 моторов для фронтовой авиации; - Омский танковый завод - 6 900 танков Т-34; - Сибзавод им. Борцов Революции - 5 000 зенитных снарядов в сутки; - суконная фабрика давала Красной Армии 40% валенок. Десятки тысяч фронтовиков ходили в полушубках и шинелях, сшитых в Омске. С первых дней войны в область стали прибывать эшелоны с эвакуированными детьми В годы войны у старшеклассников вводилась обязательная допризывная подготовка. После занятий школьники успевали работать на заводах и приусадебных участках, выступали с концертами в госпиталях и воинских частях, вели сбор средств на строительство военной техники. С 1941 по 1945 годы омские дети отправили на фронт 17 тысяч посылок.
Слайд 14
Сибирь в годы войны Люди работали без отпуска и выходных В годы войны у омичей , как у других жителей страны, был 12-часовой рабочий день. Но многие находились в цехах сутками. Да и после окончания смен люди, как правило, домой отдыхать не шли. Зимой очищали железнодорожные пути от снега, летом занимались заготовкой дров . За годы войны омичи сдали в Фонд обороны 254 миллиона 232 тысячи рублей, 1,9 килограмма золота, 63,8 килограмма серебра, 83 грамма платины
Слайд 15
Сосланные в д.Гурово финны Более 200финских семей были департированы в Омскую область, расселены по деревням. Они привезли свою культуру и ремесло, обучали местных жителей делать шерстяную пряжу и вязать.
Слайд 16
Капиталина Яковлевна После войны Капиталина Яковлевна окончила техникум и переехала в Нерюнгри в 1964г. Вышла замуж. С 1971г живет в п.Сангар . Работала заведующей столовой, заведующей складом Аэропорта Сангар , комендантом аэропорта. Воспитала вместе с мужем Шептуновым В.М. сына ШептуновА.В.,который работает техником ДРЛ. Почти 50 лет живет в нашем поселке.
Слайд 17
заключение В результате исследования военного и послевоенного детства Шептуновой Капитолины Яковлевны,я изучил историческую обстановку 1941-1945года в Омской области. Сибирь была далеко от линии фронта, но омичи все отдали для Победы: работали по 12часов, собирали денежные средства, главная нагрузка ложилась на деревню, сельские местности, которые являлись поставщиками продуктов питания и для фронта. Более 200финских семей были департированы в Омскую область, расселены по деревням. Они привезли свою культуру и ремесло, обучали местных жителей. Ушли из села Гурово на фронт из 360 дворов трудоспособные мужчины, не вернулись 112. Мой прадед Поречнев Яков Андреевич, уроженец с.Гурово (1904г ).-ветеран Великой Отечественной войны, воевал на Ленинградском фронте с 1942года и после тяжелого ранения в 1944г.вернулся в родное село Гурово . Все четверо детей семьи Поречневых относятся к категории «Дети войны».Работа и жизнь детей во время войны воспитала замечательные качества. Поведение и образ жизни детей характеризовались патриотизмом, гражданской активностью, преданностью Родине. Из них выросли те, кто поднимал страну из развалин, возводил города, строил новую жизнь, преданно служил Отечеству и сделал нашу с вами жизнь счастливой под мирным небом. Мы благодарны всем за счастливое детство!
Украшаем стену пушистыми кисточками и помпончиками
Спасибо тебе, дедушка!
Ледяная внучка
Рисуем тыкву
Заколдованная буква