Мини - сочинение
Вложение | Размер |
---|---|
andrey_teluhin_esse.docx | 23.9 КБ |
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Школа № 60».
VI Всероссийский конкурс проектов
Номинация: «Юный ученый»
Эссе: « Если быть педагогом, то настоящим».
Выполнил:
ученик 10«А» класса Телухин Андрей Андреевич,
Руководитель: учитель истории и обществознания
высшей категории Завьялова Александра Арефьевна,
Н. Новгород
2019/2020 уч. г.
Если быть педагогом, то настоящим
Так уж вышло, что моя семья, включая дальних и ближних родственников, явно тяготеет к педагогике. Отец окончил Мининский университет, но в профессию не пошёл. Правда, знание психологии и полученные навыки помогли ему выстроить бизнес. Бабушка окончила Горьковский педагогический институт имени М.Горького и прошла путь от воспитателя детского сада до заместителя декана родного ВУЗа. Дед получил педагогическое образование, будучи зрелым юристом, поскольку пришлось обучать взрослых. Даже мои почтенные родственники с приставкой «пра», и те связаны с педагогикой: бабушка отца всю жизнь преподавала английский в институте иностранных языков, а её сестра – немецкий язык в школе. Вот такие у меня педагогические родственники.
Так что же такое педагогика и кто может называться высоким званием педагога?
В самых общих чертах педагогика – это наука о воспитании и обучении человека, направленная на формирование его личности. Что же касается педагога, то с древних времён в его обязанности входила охрана воспитанника от физических и нравственных опасностей. Педагог должен был сопровождать своего воспитанника и быть при нём неотлучно под строжайшей ответственностью. Свое название педагогика получила от греческих слов «пайдос» - дитя и «аго» - вести. В дословном переводе «пайдагос» означает «детоводитель». Именно к детям, а точнее к и их воспитанию традиционно применялся термин «педагогика». Однако в современном понимании, в квалифицированном педагогическом сопровождении нуждаются не только дети, но и взрослые.
При своей глобальной нужности, профессия педагога скромна и незаметна. О подвигах Александра Македонского знают все, но редко кто вспоминает о его учителе. При своих педагогических талантах Аристотель прославился как философ, но не как учитель Александра. Что ни говори, а с именами знаменитых людей крайне редко называют тех, кто определил их мышление и будущий успех.
Надо сказать, что педагогика требует особого таланта: знать самому и уметь объяснить - совершенно разные вещи. Разумеется, без знания предмета и методики преподавания не существует квалифицированного специалиста. По мнению А.С. Макаренко (1888-1939 гг.), «педагог должен знать свой предмет по-настоящему хорошо, и тогда его будут уважать и слушаться, даже если он резкий человек». Однако В.А. Сухомлинский (1918-1970 гг.) отличает педагога и как человека справедливого, причём «справедливым педагог может быть тогда, если у него есть достаточно духовных сил, чтобы уделить внимание каждому ребенку». Совершенно ясно, что без широты души и неимоверного терпения педагогу не состояться. Чтобы стать настоящим, ему потребуется постоянное совершенствование и непреходящая любовь к людям.
Суть обучения, по Сухомлинскому, в том, чтобы заинтересовать и удивить ученика, заставив самостоятельно мыслить и искать правильные ответы. А для этого педагогу необходимо самому быть человечным, обучая жизни на личном примере. Необходимо обратиться и к отношению В.А. Сухомлинского к семье. По мнению выдающегося педагога-новатора, как бы ни старались учителя, семья является началом всего, ее роль сильнее и значимее. Поэтому ребёнок, прежде всего - зеркало нравственной жизни родителей, отражающее душевную доброту матери и отца.
В этом смысле значение семьи выделяет и А.С. Макаренко. Основные тезисы своего способа воспитания и примеры из практики Антон Макаренко изложил в «Педагогической поэме», которая и сегодня не утратила актуальности. Ее изучают не только будущие учителя, но также психологи и управленцы. Представители ЮНЕСКО признали, что он — один из четырех наиболее знаковых авторов, определивших способ педагогического мышления XX века (Джон Дьюи, Георг Кершенштейнер, Мариея Монтессори). По мнению А.С. Макаренко: «Только тот, кто в детстве потерял семью, кто не унес с собой в длинную жизнь никакого запаса тепла, тот хорошо знает, как иногда холодно становится на свете, только тот поймет, как это дорого стоит — забота и ласка большого человека, человека — богатого и щедрого сердцем».
Ещё один человеколюбивый и полный оптимизма тезис А.С. Макаренко определяет подход педагога к процессу воспитания: «Человек не может жить на свете, если у него нет впереди ничего радостного. Истинным стимулом человеческой жизни является завтрашняя радость. В педагогической технике эта завтрашняя радость является одним из важнейших объектов работы».
Важность педагогики состоит в том, что данная наука тесно связана с общественным развитием и процессами социализации растущего человека. В этом состоит коренное отличие педагогики от медицинских наук, поскольку с точки зрения медицины развитие организма человека протекает по единым законам вне зависимости от того, в какой стране этот ребенок живет. Однако педагогика акцентирует свое внимание именно на условиях развития человека и выстраивает педагогические методики в зависимости от потребностей общества.
В отличие от физиологии и медицины педагогика имеет дело с человеком, прежде всего, как с деятельным и творческим существом, которое может активно изменять мир, планировать и предвидеть свои действия. В то же время педагогика учитывает и природные задатки человека, его способности и склонности, заложенные на генетическом уровне.
Педагогика исходит из тех предпосылок, что человек становится человеком только в обществе других людей, в процессе социализации и воспитания. Подтверждением важности педагогики как совокупности знаний и методов, служат примеры так называемых «детей-Маугли», которые в раннем детве потерялись и были воспитаны животными. Такие дети не только не могли разговаривать или ходить на двух ногах, но и были неспособны воспринимать ценности человеческого общества. В человеческом же обществе ребенок развивается и как природное существо, и как существо общественное. Растущий ребенок должен войти в этот мир, должен к нему приобщиться и стать его активным членом. Кроме того, крайне важной работой педагога является воспитание уважительного отношения к ценностям общества и его моральным законам. Помочь растущему человеку понять «Что такое хорошо?» и «Что такое плохо?» - задача иногда более значимая, чем обучение чтению и счету.
Именно в этом и состоит важность педагогики для человечества, поскольку она занимается важнейшим делом, воспитывая и обучая человека не только элементарным навыкам, но и прививая ему культурные ценности и моральные нормы общества. Всё это и ещё многое другое необходимо знать и применять настоящему педагогу, которым я надеюсь стать.
Басня "Две подруги"
Владимир Высоцкий. "Песня о друге" из кинофильма "Вертикаль"
Повезло! Стихи о счастливой семье
Без сердца что поймём?
Рукавичка