Исследовательская работа написана на стыке медицины и биологии. Тема актуальна в связи с ростом офтальмологических заболеваний школьников. Самостоятельно выбрав тему, получив консультацию у школьного врача и медицинской сестры, Ученик спланировал и провел исследование практически самостоятельно. Исследование включало: работу с медицинской литературой, статистический анализ заболеваемости по школе, самостоятельный эксперимент по оценки остроты зрения. Актуальность темы констатирует то, что статистика по стране в целом, подтвердилась на уровне школы. Кроме того, ученик собрал правила профилактики офтальмологических заболеваний, как рекомендации для родителей, педагогов и учеников.
Вложение | Размер |
---|---|
uir_suchkov_a_10_kl_zrenie.docx | 458.3 КБ |
Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение
средняя школа №10 г.Павлово
Отделение естественнонаучное
Секция экологическая
Учебно – исследовательская работа
«А хорошо ли видит моя школа?»
Выполнил:
ученик 10 класс
Сучков Алексей Дмитриевич
16 лет
Руководитель:
Пугина Елена Евгеньевна
учитель биологии и химии
высшей квалификационной категории
г. Павлово
2019 год
Содержание
«Моя самая заветная мечта – задержать старение людей
и начать... с глаза. Я хочу хотя бы начать, получить какие-то
первые результаты, а дальше дело пойдет.»
Святослав Николаевич Фёдоров,
российский офтальмолог, глазной микрохирург,
профессор, академик РАМН, член-корреспондент РАН
Глаз – важнейший сенсорный орган, обладающий способностью воспринимать электромагнитное излучение в световом диапазоне длин волн и обеспечивающий функцию зрения. По статистике проблемы со зрением выявляются у одного из четырёх школьников. Причин для возникновения подобных проблем множество. Среди них генетическая предрасположенность, низкий уровень гемоглобина, частые стрессы в детском возрасте и пристрастие детей смотреть на яркий свет.
Тема моей исследовательской работы по биологии «А хорошо ли видит моя школа?». Во-первых, мне эта тема показалась интересной потому, что резкое ухудшение зрения учащихся во время обучения в школе одна из важнейших проблем здоровья учеников. Во-вторых, хочется узнать какие меры нужно предпринять, чтобы избежать проблем со зрением, так как в будущем я планирую связать свою жизнь с медициной и, возможно, с офтальмологией.
Проблема: по общероссийским данным наблюдается ухудшение зрения школьников от 1 до 11 класса.
Гипотеза: по статистическим данным школы наблюдается ухудшение зрения школьников от 1 до 11 класса, поэтому правила профилактики офтальмологических заболеваний школьников будут актуальны для родителей, педагогов, учеников.
Цель моей исследовательской работы: на основе статистического анализа офтальмологических заболеваний учащихся МАОУ СШ №10 г.Павлово сформулировать правила профилактики офтальмологических заболеваний школьников.
Для достижения цели поставлены задачи исследования
Методы исследования:
Используемая мной литература очень разнопланова. Базой для научного исследования стал учебник «Общая биология» 10-11 классов (В.К. Шумный, Г.М. Дымшиц) и статья «Идеальное зрение в любом возрасте» (Уильям Бэйтс), откуда я взял основные понятия о строении глаза и глазных патологиях. В книге «стопроцентное зрение. Лечение, восстановление, профилактика» (Светлана Валерьевна Дубровская) и различных интернет источниках, я узнал о способах и методах лечения, профилактики и восстановления зрения.
Античный философ Гераклит Эфесский заметил, что «глаза – более точные свидетели, чем уши». Действительно, 90 % всей информации люди получают через глаза. Долгое время считали, что глаза испускают особые лучи и таким образом человек видит. Развеял этот миф знаменитый Абу Али ибн Сина. Великий врач первым пришел к выводу, что человеческий глаз всего лишь улавливает отраженные предметами лучи солнца или осветительных приборов. Наши глаза специально предназначены для того, чтобы снабжать нас информацией о глубине, расстоянии, величине, движении и цвете. К тому же они способны двигаться вверх, вниз и в обе стороны, давая нам максимально широкий обзор. Человеческий глаз имеет форму шара (приложение 1), из–за этого его иногда называют глазным яблоком. Диаметр глаза – 2,5 см, вес около 7 – 8 г. Глазное яблоко располагается в глазнице, стенки которой образованы костями черепа. Глаз защищен веками от действия света, кроме того, при моргании происходит равномерное распределение по глазу слезной жидкости, которая предохраняет глаза от высыхания. Слезная жидкость вырабатывается 2 слезными железами, (она содержит 97,8% воды , 1,4% органических веществ и 0,8% солей). Важной особенностью слезной жидкости является то, что она обладает бактерицидным действием. Брови предохраняют глаза от попадания пота, а ресницы задерживают пылевые частицы. Как же человек видит? Мы видим предмет, когда свет, отразившись от него, попадает в глаз, прямо в центр зрачка. Лучи света проникают через зрачок в глаз, фокусируются хрусталиком и на сетчатке, на задней стенке глаза, возникает уменьшенное обратное изображение видимого. Нервные окончания сетчатки посылают сигналы по зрительному нерву в мозг, где и происходит превращение полученной информации в картинки или изображения. Каждый глаз видит предметы под определенным углом. А мозг соединят две эти картинки и создает трехмерное изображение. К сожалению, хорошее зрение бывает не у всех.
3. Самые распространенные глазные патологии и их причины.
Современные технологии значительно облегчили труд человека, но во много раз увеличили нагрузку на глаза. Исследования показывают, что более 90% младенцев рождаются с нормальным зрением, но мало людей сохраняют его в пожилом возрасте. Отклонение от нормы человеческого зрения - один из самых серьезных дефектов современной цивилизации. Перегрузка глаз объясняется тем, что человек использует глаза в других условиях, чем те, при которых глаз первоначально развивался и для которых он приспосабливался. Первобытный человек пользовался глазами для того, чтобы смотреть вдаль при ярком солнечном свете. Когда солнце заходило, обязанности глаз заканчивались. И, конечно, первобытный человек не работал с предметами, расположенными вблизи глаз, не смотрел телевизор, не читал книги и не работал с компьютерами. Причинами возникновения и увеличения патологий у школьников являются:
Существуют различные заболевания глаз:
Близорукостью (миопией) называют неспособность четко видеть отдаленные предметы. В этом случае мышцы недостаточно расслабляют хрусталик, поэтому лучи света фокусируются перед сетчаткой и изображение на ней получается расплывчатым. Исправить этот недостаток можно с помощью контактных линз или очков с вогнутыми стеклами-линзами, которые рассеивают световой пучок, с минусовыми диоптриями.
Дальнозоркость - это неспособность четко видеть близкие предметы. У дальнозорких людей мышцы недостаточно сильно сжимают хрусталик, поэтому световые лучи фокусируются позади сетчатки и изображение тоже расплывается. От дальнозоркости помогают очки с выпуклыми стеклами, концентрирующими свет, с плюсовыми диоптриями.
Косоглазие вызвано плохой работой глазных мышц, из-за чего глаза смотрят в разные стороны. Мозг в этом случае принимает во внимание только одно изображение. Чтобы заставить работать глаз с ослабленными мышцами, ребенку временно закрывают правильно действующий глаз.
Астигматизмом называется комбинация различных видов рефракции (близорукость в одном глазу и дальнозоркость в другом). При астигматизме некоторые участки изображения могут фокусироваться на сетчатке, другие - за или перед ней (бывают и более сложные случаи). В результате человек видит искаженное изображение. Астигматизм может причинять головные боли и создавать расплывчатость, в особенности, если читать длительное время.
Катаракта - это помутнение прозрачного хрусталика. Точно неизвестно, отчего возникает катаракта, почему один глаз поражается больше другого и что необходимо предпринять, чтобы замедлить процесс развития помутнений в хрусталике.
Возможные симптомы катаракты включают:
- Расплывчатость изображения, которое не поддаётся очковой коррекции.
-Изменение рефракции в сторону близорукости. Некоторые пациенты
начинают читать без очков.
-Ощущение бликов, вспышек, особенно в ночное время.
-Чувствительность к свету, но без боли.
-Появление ореолов вокруг источников света, двоение.
-Ухудшение цветового зрения.
Глаукома - это хроническое заболевание глаза, при котором повышается внутриглазное давление и поражается зрительный нерв. При этом зрение снижается, вплоть до наступления слепоты. Слепота, порожденная глаукомой, носит необратимый характер, так как погибает зрительный нерв. Вернуть зрение ослепшему в этом случае больному уже невозможно! К сожалению, глаукома - довольно распространенное заболевание. Им страдают преимущественно люди в возрасте старше 40 лет. Но этот недуг может поразить и молодых людей (юношеская глаукома) и даже новорожденных (врожденная глаукома)
Дальтонизм - довольно распространенное нарушение зрения, которое выражается в неспособности глаз воспринимать один или несколько основных цветов. Дальтонизм был «открыт» английским ученым Джоном Дальтоном, который до 26 лет даже не подозревал о том, что не различает красный цвет. Как правило, большинство дальтоников не различают какой-то один цвет – красный, зеленый или сине-фиолетовый, но есть и такие, кто не видит сразу несколько цветов – парная слепота, или не различает вообще ни одного цвета – цветовая слепота. «Невидимые» цвета дальтоники воспринимают как серый. Причиной нарушения цветового восприятия, вернее, его отсутствия, являются проблемы в функционировании светочувствительных рецепторов, которые находятся в центральной части сетчатки глаза. Болезнь эта врожденная, страдают чаще всего представители сильной половины. Тест на дальтонизм позволяет узнать, страдаете ли вы этим заболеванием.
Как же родителям понять, что у их ребенка портится зрение? Косвенных признаков изменения рефакции достаточно много. О них можно говорить, если ребенок:
Наиболее важные исследования были проведены в 1968 году американским ученым Янгом, который работал на Аляске, изучая семейства эскимосов. Эскимосы – родители были неграмотными людьми, а их дети - первым поколением, начавшим посещать школу. Из 130 родителей 128 имели прекрасное зрение на расстоянии и только у двух наблюдались небольшие проблемы. С другой стороны, у более половины детей была выявлена значительная близорукость. Зрение у родителей и детей должно быть одинаковым, так как племя жило обычной жизнью эскимосов, то есть охотой и рыболовством, у них были равные условия проживания, одинаковая пища. Ясно, что дети – эскимосы не унаследовали эту болезнь. Янг сделал заключение, что долгое время, проводимые детьми за чтением и приготовлением школьных заданий, вызвали близорукость.
Меня заинтересовал вопрос: что такое перенапряжение глаз и от чего оно возникает, а так же число офтальмологических заболеваний и количество учащихся, больных каждым из них? Чтобы ответить на этот вопрос я отправились к медицинской сестре нашей школы. Она пояснила, что перенапряжение глаз это – чувство усталости - астенопия, когда после длительной зрительной работы, после чтения мелких текстов или после нескольких часов работы на компьютере появляется покраснение глаз, чувство усталости и тяжести век, зуд и ощущение инородных тел в глазах. Данная ситуация не является заболеванием. Глаза, как и любой другой орган человека состоят из тканей, которые имеют определенный предел усталости. Глазные мышцы реагируют судорожным сжатием на длительные периоды работы на близком от глаз расстоянии.
Сначала это ощущается как быстрая утомляемость глаз, обычно сопровождаемая головными болями, удвоенным изображением и снижением выработки слёзной жидкости, что вызывает сухость глаз, покраснение и часто бывает очень болезненно. Глазные мышцы постепенно привыкают к этим условиям и человек становится близоруким.
4. «А хорошо ли видит моя школа?»
(статистический анализ данных по школе)
В ходе сбора статистических данных по школе я выяснил: у большинства ребят 5-9 классов (103 человека) патологии зрения являются приобретенными.
По данным медосмотра 2018 - 2019 года насчитывается 149 учащихся с плохим зрением или 16,5% от общего количества прошедших медицинский осмотр.
Основные патологии | 1-4 класс | 5-9 класс |
|
1.% учащихся с нарушением зрения | 9,6% | 14,8% | 70% |
2.Близорукость | 8% | 10% | 50% |
3.Дальнозоркость | 2,5% | 3,3% | 15,2% |
4.Дальтонизм | 0 | 0 | 0 |
5.Катаракта | 0 | 0 | 0 |
6.Астигматизм | 0,3% | 1% | 4,5% |
Проанализировав таблицу, мы можем заметить, что количество глазных патологий увеличивается от 1 до 11 класса. Я думаю, что это связано с постоянными нагрузками на глаз, и с их увеличением до 11 класса: избыточное излучения мобильных телефонов, планшетов, компьютеров, электронных книг, недостаточное освещение рабочего места ученика дома и в школе.
5. Гигиена зрения и гимнастика для глаз
Наша основная задача – не доходить до этого предела, а решать этот вопрос с помощью простейших правил гигиены зрения и гимнастики для глаз.
А для того чтобы ваши глаза немного отдохнули, я предлагаю вам минутную гимнастику для глаз, которая поможет глазам расслабиться и восстановиться (приложение 2).
Исследования показали, что у учащихся при обычном режиме занятий к концу третьего, а особенно 4-го урока наблюдается значительное понижение остроты зрения, устойчивости ясного видения скорости зрительно-моторных реакций, общей работоспособности. Таким образом, количество уроков и их чередование по трудности и степени зрительного напряжения заметно уменьшает зрительную утомляемость. Острота зрения – это способность глаза раздельно воспринимать две точки, расположенные друг от друга на минимальном условном расстоянии. Я собрал добровольцев для проведения опыта на остроту зрения (данные представлены в таблице, см. ниже) и провел эксперимент. Я брал по 2 представителям из 1,4,5,8,9,10 и 11 классов. Проводил с ними опыт на остроту зрения.
Оборудование: черные буквы на белых картонных кругах
Расстояние, с которого наименьшая из правильно прочтенных букв видна под углом 5 минут. Для этого не требуется знать, почему взята величина 5 минут (5/6о градуса). Достаточно понимать, что именно величина угла, вершина которого лежит в исследуемом глазу, должна определять остроту зрения, когда ее измеряют по наименьшей правильно читаемой букве. Надо научиться измерять этот угол.Поскольку речь идет об угле, можно измерять остроту зрения либо при постоянном расстоянии, меняя размер букв, либо при постоянном размере букв, меняя расстояние. B обоих случаях остроту зрения выражают углом, под которым видна наименьшая из прочитанных букв.
Вырежьте из черной бумаги три буквы Ш размера: 10(см)х10(см) 5(см)х5(см) и 1(см)х1(см). Каждую наклейте в центре белого картонного круга диаметром около 30 сантиметров. Сзади прикрепите петлю для того, чтобы ваша рука не была видна. Наименьшая из букв видна под углом 5 минут с расстояния 5, средняя—10 метров, самая большая видна под тем же углом с расстояния 25 метров. Ваш партнер отходит примерно на 6 метров, а вы поворачиваете диск с маленькой буквой Ш на любой угол. Пусть он медленно подходит, пока не сможет правильно показать (например, тремя пальцами), куда направлена Ш. Опыт нужно проделать трижды: при наблюдении правым глазом, левым и обоими глазами вместе. Каждый раз измеряйте расстояние (в метрах), с которого правильно прочтена буква. Поделив эту величину на число 5, вы получите остроту зрения (в долях условной единицы). Так, если расстояние 4 метра, острота зрения равна Vs = 0,8, а если буква правильно прочтена с расстояния 6 метров, острота зрения равна 6/5= 1,2.
Расстояние можно сокращать лишь до 3 метров; если с 3 метров наблюдатель не различает маленькую Ш, повторите все сначала, используя диск с буквой средней величины. Считайте по тому же принципу, но в знаменателе теперь берите не 5, а 10. Если получите больше чем один знак после запятой, округляйте по общим правилам арифметики. Каждого, кто носит очки, проверяйте в очках и без них. B последнем случае вам может понадобиться самая большая буква. Правила те же, но в знаменателе число 25.
He исключено, что вы обнаружите пониженную остроту зрения у людей, не знавших об этом раньше. He пытайтесь выяснять или устранять причины. Просто посоветуйте обратиться к окулисту. Наш опыт предназначен только для ознакомления с тем, что такое острота зрения, и принципом ее измерения. Вы уже знаете, что только центр сетчатки имеет высокую остроту зрения. Это можно легко показать с помощью буквы Ш. Попросите наблюдателя смотреть одним глазом (другой закрыт) на ваш палец, находящийся у самого края диска с большой буквой Ш. Пусть он медленно приближается, глядя все время на ваш палец, пока не увидит букву отчетливо. Подсчитаем теперь остроту зрения.
Опыт | 1 класс | 4-5 класс | 8-9 класс | 10-11 класс |
Острота зрения | Левый глаз 1 Правый глаз 1 2 глаза вместе 1 | Левый глаз 0,8 Правый глаз 1 2 глаза вместе 1 | Левый глаз 0,4 Правый глаз 0,7 2 глаза вместе 1 | Правый глаз 1 Левый глаз 1 2 глаза вместе 1 |
Так как, острота зрения - способность глаза раздельно воспринимать две точки, расположенные друг от друга на минимальном условном расстоянии, и 1 это наилучшее зрение, то можно заметить, что острота зрения понижается с 1 до 9 классов. Я считаю, что причина та же, что я указал ранее: нынешние поколения проводят много времени за телефонами, компьютерами и просмотрами мультиков по телевизору)
Сейчас разработаны различные методики по профилактики и лечению зрения, и некоторые из них Вы можете самостоятельно выполнять дома и в школе в перерывах между уроками.
На основе статистических данных школы я составил правила профилактики офтальмологических патологий для родителей:
1) ограничивайте пребывание школьников перед телевизором, компьютером и телефоном до 1 часа;
2) контролируйте чтение ребенком при хорошем освещении и правильной посадки за партой/столом;
3) предложите ребенку выучить несколько упражнений гимнастики для глаз, и старайтесь следить, чтобы ребенок выполнял их каждые 3 часа;
4) старайтесь, чтобы ребенок начинал учить уроки не ранее чем через 20 минут после прихода домой из школы;
Правила профилактики офтальмологических патологий для учителей:
1) проводить гимнастику для глаз с учениками 1 раз в 3 урока;
2) контролировать хорошее и правильное освещение в классе;
3) следить за тем, как сидят ученики за партой, перед монитором (монитор должен находиться на расстоянии вытянутой руки до линии глаз);
4) чередовать виды деятельности на уроке, чтобы давать глазам возможность отдохнуть.
Правила профилактики офтальмологических патологий для школьников:
1.Не читать и не смотреть смартфон и планшет лёжа, поскольку лежа невозможно сохранить расстояние до текста (не ближе 35 см.);
2.Не читать в транспорте, поскольку присутствуют постоянные установочные движения глаз, что сильно утомляет зрительный аппарат;
3.Не читать и не писать при плохом освещении, поскольку зрачку глаза трудно быть суженым для поддержания глубины резкости;
4.Не читать и не писать «носом», т.е. ближе 30-35 см от текста, поскольку при этом глаза сильно смещаются к носу (конвергенция), фиксируя каждую точку;
5.Длительность допустимой зрительной нагрузки без отдыха не более 45 минут, после чего 15 минут надо посидеть с закрытыми глазами или смотреть вдаль;
6. Смотреть телевизор, компьютер, планшет, смартфон не более двух часов подряд, после чего необходимо на 1 час сделать перерыв. Работа на компьютере допустима в течение 1 часа с 15 минутным перерывом.
И несколько общих бытовых правил, которые будет полезно вспомнить всем. На освещенность помещения влияет чистота оконных стекол. Немытые стекла поглощают 20 % световых лучей. К концу зимы, когда на окнах накапливается особенно много пыли, грязи, эта цифра достигает 50 %.
Нельзя приступать к выполнению домашнего задания тотчас по приходу из школы.
При искусственном освещении настольная лампа должна находиться слева и быть обязательно прикрытой абажуром, чтобы прямые лучи света не попадали в глаза. Мощность лампы рекомендуется в пределах от 60 до 80 ватт, при этом не исключается общее освещение в комнате.
Лучше всего расположиться от телевизора не ближе, чем на 3 метра, при этом следует сидеть не сбоку, а прямо перед экраном. Если школьник носит очки для дали, ему следует их надеть, чтобы излишне не напрягать зрение.
Итак, в результате проведенного исследования выдвинутая гипотеза подтвердилась: по статистическим данным школы наблюдается ухудшение зрения школьников от 1 до 11 класса, что, к сожалению, повторяет общероссийскую тенденцию, это значит правила профилактики офтальмологических заболеваний школьников будут актуальны для родителей, педагогов, учеников. Это связанно с постоянным напряжением глаз, т.к. сейчас нас окружает много техники: компьютеры, мобильные телефоны и другая аппаратура. Старшеклассники проводят, значительно больше времени в интернете, в отличие от средней школы, а начальная школа ещё не начала постоянно использовать технику.
Цель исследовательской работы достигнута: на основе статистического анализа офтальмологических заболеваний учащихся МАОУ СШ №10 г. Павлово я сформулировать правила профилактики офтальмологических заболеваний школьников и проверил их действенность на своих родственниках. В ходе опроса в нашей школе я выяснил, что 20% школьников знают правила профилактики офтальмологических заболеваний. (приложение 3)
5. Список литературы.
6. Приложения
Приложение 1. Строение глаза
Приложение 2.
Гимнастика глаз в любом месте (занимает около 5 минут). Закрыть глаза и повторять закрытыми глазами эти фигуры.
Приложение 3. Опрос
Как нарисовать осеннее дерево акварелью
10 осенних мастер-классов для детей
Лиса Лариска и белка Ленка
Рисуем ветку берёзы сухой пастелью
Лесная сказка о том, как согреться холодной осенью