Исследование понятия «герой» и причин проявления героизма.
Вложение | Размер |
---|---|
npk_geroizm_v_nashi_dni.docx | 47.79 КБ |
Муниципальное автономное учреждение дополнительного образования
Дворец творчества детей и молодежи
Исследовательская работа
Героизм в наши дни.
Выполнил: Сайгина Арина, обучающаяся объединения «Английский язык».
Руководитель: Каримова Ольга Владимировна, педагог дополнительного образования.
Нефтекамск
2018
Оглавление
Введение………………………………………………………………...…3
1. Что такое героизм?……………………………………………………..4
1.1 Особенности понятий « герой», «героизм», «подвиг»……………..4
1.2. Психология героизма, мнение ученых……………………….……..5
2. Героические поступки в окружающем мире…………………………8
2.1 Истоки героизма в наши дни………………………………..……..…8
2.2 Герои нашего времени……………………………………………..…9
3. Исследование значения слова «герой» среди сверстников…………13
3.1 Опрос………………………………………………………………….13
3.2 Беседа - дискуссия……………………………………………..…….14
Заключение …………………………………………………..…………..15
Список информационных источников…………………………………16
Приложения …………………………….…………………………….…16
Введение
Актуальность: Наше время - время больших экономических и политических перемен. Но это не значит, что у человека сейчас на первом месте должны стоять только деловитость и предприимчивость. Значимость нравственных качеств ещё больше возросла. Добро и честность, открытость и патриотизм – без них мир погибнет. Есть ли герои сейчас? Кого считают героями? «А я смогу так поступить?» – мы спрашиваем себя об этом, узнавая, что кто-то спас слабого, рисковал своей жизнью, выстоял, победил... Что сегодня для нас героизм, мужество, отвага? Героям всегда подражали, в них играли дети. Космонавты: Гагарины и Терешковы были самыми популярными ролями в дворовых играх. А что сейчас? Дети играют и с гордостью сообщают: «Я, бэтмэн!». Супермены и супергерои глядят с обложек журналов. Но ведь это всё ненастоящее. Но ведь это лишь иллюзии. В своей работе я постаралась ответить на вопросы
« Живут ли среди нас герои? », «Есть ли в нашей жизни место подвигу?».
Объект исследования – психология героизма.
Предмет исследования – проявление героизма.
Гипотеза – сверстники понимают слово «герой» как «знаменитый», «популярный» или «супермен».
Цель – исследование понятия «герой» и причин проявления героизма.
Задачи:
1. Дать определение понятий «герой», « героизм».
2. Исследовать значения слова «герой» в наше время.
3. Проанализировать причины героизма.
4. Найти примеры героизма в информационных источниках.
5. Сделать выводы о том, кого можно считать героем в наше время.
Методы исследования:
1. Изучение научной литературы по теме.
2. Анализ материала из литературных источников, информационных источников, Интернет-ресурсов.
3. Опрос.
4. Описание результатов опроса, анализ исследования.
Практическая значимость – исследовательская работа содержит материал, полезный для проведения мероприятий и бесед по темам: «Патриотическое воспитание», «Есть ли место подвигу в наше время».
Этапы исследования:
1. Изучение понятия «героизм». Истоки героизма в наши дни.
2. Опрос сверстников и анализ опроса.
3. Оформление отчета по результатам исследовательской работы.
1. Что такое героизм?
1.1. Особенности понятий « герой», «героизм», «подвиг».
Чтобы ответить на этот вопрос, обратимся к разным толковым словарям.
Как они объясняют значение слова герой? Вот что говорит словарь В. Даля: «ГЕРОЙ м. героиня ж. ирой, витязь, храбрый воин, доблестный воитель, богатырь, чудо–воин; || доблестный сподвижник вообще, в войне и в мире, самоотверженец. Герой повести, главное, первое лицо. Геройский, славный, отважный, отчаянно–смелый, доблестный. Героический, то же; относящийся к героям: || о врачебном снадобье: отважный, решительный.»
В словаре Ефремовой это понятие объясняется так: «1. Тот, кто совершил подвиг, проявив личное мужество, стойкость, готовность к самопожертвованию. // Полубог (в древних мифах, эпических поэмах и т.п.). // перен. Выдающаяся личность.
2. перен. Тот, кто привлекает к себе всеобщее внимание, вызывает всеобщий интерес. // Тот, кто является для кого-л. предметом восхищения, поклонения». Каждый герой совершает поступок, который носит название подвиг.
По толковому словарю Русского языка Ожегова, подвиг – героический, самоотверженный поступок. В словаре Даля говорится что, подвиг – доблестный поступок, дело или важное, славное деяние. Таким образом, подвиг – важное, доблестное для многих людей действие. Подвиги совершаются во славу Родины. Понятия «долг», «честь», «патриотизм» неразрывно связаны с понятиями «подвиг» и «герой». Во все времена люди вкладывали в эти слова все самое положительное и ценное.
1.2. Психология героизма, мнение ученых.
Почему люди становятся героями? Есть ли особые характеристики героизма? Психолог Фарли говорит, что существует два ключевых фактора в основе великих актов героизма, которые связаны с риском получения травмы: рискованное поведение и щедрость. Люди, которые готовы рискнуть жизнью ради другого, более склонны к риску, чем остальные, и обладают также такими чертами как сострадание, доброта, сочувствие, альтруизм.
В статье, опубликованной в 2004 году в American Psychologist,
исследователи Селвин Беккер и Алиса Иглы предположили, что героизм
может иметь под собой и более корыстные основания, будучи средством
обеспечить себе определённый статус. Другими словами, иногда
самоотверженное поведение может привести к награде, причем в
долгосрочной перспективе.
Исследователям уже давно известно, что и люди, и животные склонны
помогать тем, с кем они связаны родственными узами.
Помогая тем, кто связан с нами генетически, мы обеспечиваем неплохие шансы на то, что наши гены будут переданы следующим поколениям. В некоторых случаях мы помогаем людям в надежде, что когда-нибудь они помогут нам (этакий взаимный альтруизм).
Но что же тогда насчет альтруизма, который не связан с помощью
родственникам или ожиданием взаимности? В таких случаях, главную роль
могут играть ситуационные, культурные и личностные факторы. Зачастую,
после того как люди предпринимают героические действия, они утверждают,
что они не считают себя героями, что они просто делают то, что сделал бы
любой в этой ситуации. На самом деле, совершить героический поступок
человек может под давлением самой ситуации — жизнь и смерть, которыми
от нее веет, оказывают сильное влияние, заставляя человека решиться на
действие.
Эти же самые силы, что толкают одних на героические поступки, могут
фактически препятствовать другим. Когда трагедия случается в присутствии
многих людей, мы часто попадаем в ловушку бездействия, предполагая, что
кто-то другой обязательно предложит помощь (эффект свидетеля). Личная
ответственность в этом случае распределяется между всеми
присутствующими — вот мы и считаем, что кто-то возьмет на себя роль героя.
Исследователи предположили, что вести себя в сложных
ситуациях уверенно и правильно с моральной точки зрения людям помогает
особый склад мышления. Не каждый сможет действовать немедленно ибессознательно, когда случается чрезвычайная ситуация. Есть ли ген, отвечающий за героизм? Согласно результатам недавних исследований, ответ зависит от того, о каком героизме идет речь.
Исследователи обнаружили, что люди, которые совершили один героический
поступок в своей жизни (спасение человека из горящего здания или из-под
поезда), не сильно отличаются от контрольной группы — людей, не
являющихся героями. Те же, кто занимается спасением других в течение всей
своей жизни (например, профессиональные пожарные или медсестры в
учреждениях помощи), обязательно обладают рядом важных
личностных черт — таких, как сопереживание, заботливость и стремление
жить согласно моральному кодексу.
«Решение действовать героически — это выбор, который многие из нас
должны сделать в какой-то момент времени. Если воспринимать героизм как
универсальный атрибут человеческой природы, а не как редкую возможность, данную немногим избранным, он становится чем-то, что кажется в пределах возможностей каждого человека, возможно, больше вдохновляя нас на то, чтобы ответить на этот вызов», - пишут исследователи героизма Зенон Франко и Филипп Зимбардо.
Психологии героизма посвящено не так много исследований. Изучать ее нелегко: нельзя же из научного любопытства создать в лаборатории реальную угрозу жизни. Поэтому героическое поведение исследуют «задним числом», что, по мнению Дмитрия Леонтьева, не всегда ведет к успеху: «В каком-то смысле героический поступок создает новую личность. И возвращение назад, к моменту проявления героизма, не обязательно дает нам
знания о психологии человека, его проявившего».
Тем не менее есть вполне убедительные классификации героизма. Психолог Синтия Пьюри (Cynthia Pury), к примеру, предлагает выделять три типа отваги. Первый – физический героизм, когда человек рискует жизнью либо здоровьем ради высоких целей. Второй тип – моральный героизм, когда человек идет наперекор общепринятым нормам и правилам. И наконец, героизм витальный. Он подразумевает преодоление человеком собственных физических или психических недостатков (фобий, зависимостей), даже без особых последствий для окружающих. Самым ярким примером может служить судьба британского ученого Стивена Хокинга. Боковой амиотрофический склероз полностью лишил его возможности двигаться и говорить, но Хокинг не только не сдался, но и стал одним из крупнейших физиков современности. Конечно, Хокинг – уникум, но любой инвалид, который, преодолевая свои ограничения, живет полной жизнью и радуется каждому дню.
2. Героические поступки в окружающем мире.
2.1 Истоки героизма в наши дни.
Существуют ли свойства характера, повышающие вероятность героических поступков? «Подвиг непредсказуем, и я бы не стал говорить о конкретных чертах, – отвечает Дмитрий Леонтьев. – Скорее можно искать внутренние источники героизма. Когда ситуация требует вжаться в землю, герой встает во весь рост. Он преодолевает сопротивление обстоятельств, собственного тела и собственной психики. Такой поступок невозможен без точки опоры. Но ее не найти вовне. Герой обретает точку опоры внутри себя, в собственной философии, в своей системе ценностей».
Психолог Филип Зимбардо (Philip Zimbardo) тоже не склонен объяснять героизм чертами характера. Он полагает, что героизм имеет больше отношения к среде, чем к личности, и, если создать нужные условия, многие будут вести себя как герои. Это подтверждает статистика: после 11 сентября пассажиры американских самолетов не раз, рискуя жизнью, помогали задерживать подозреваемых в терроризме. Изменились социальные установки, и ответственность за безопасность полета теперь чувствует не только экипаж. Зимбардо руководит образовательным проектом «Вообразить себя героем» (Heroic Imagination Project). Его цель – убедить детей и подростков, что героизм – не удел избранных,
что героем может – а в иных ситуациях и должен – стать каждый. «Мне кажется, что экзистенциальное понимание героизма как преодоления внутренних ограничений противоречит идее Зимбардо, – говорит Светлана Кривцова. – Готовность к подвигу годами воспитывали в советских детях, но результатом этих усилий стало ощущение, которое выразил Веничка Ерофеев: «Я согласился бы жить на земле целую вечность, если бы мне прежде показали уголок, где не всегда есть место подвигам». Возможно, готовность к подвигам – не самая верная цель? Тем более что сегодня одни становятся героями, потому что другие не выполнили свои обязанности. «Мы восхищаемся героизмом, к примеру, летчиков, посадивших неисправный самолет, – говорит Валерий Губин. – Но ведь этот самолет отлетал свое еще 10 лет назад и вообще не должен был подниматься в воздух. Многие подвиги порождены нашей общей безответственностью. И их сокращение было бы свидетельством нормального развития общества».
2.2 Герои нашего времени.
Что в жизни главное, для чего мы живем, что является истинными ценностями – эти вопросы я задавала и своим сверстникам, друзьям. Оказалось, что больше всего они ценят свои семьи и гордятся членами своей семьи. Если любишь своих родных и близких, если знаешь свои корни, уважаешь их, то Родину свою будешь любить и беречь ради своей семьи. Пример преданного отношения к своей семье я вижу и в поступке Жени Табакова, которому было всего 7 лет. Единственный семилетний обладатель Ордена Мужества. К сожалению, посмертно.
Трагедия разыгралась вечером 28 ноября 2008г. Женя и его двенадцатилетняя старшая сестра Яна были дома одни. В дверь позвонил неизвестный мужчина, который представился почтальоном.
Войдя в квартиру и закрыв за собой дверь, «почтальон» вместо письма достал нож и, схватив Яну, стал требовать, чтобы дети отдали ему все деньги и ценности. Получив от детей ответ, что они не знают, где деньги, преступник потребовал от Жени искать их, а сам потащил Яну в ванную комнату. Женя схватил кухонный нож и в отчаянии воткнул его в поясницу преступника. Взвыв от боли, тот ослабил хватку, и девочка сумела выбежать из квартиры за помощью. В ярости, вырвав нож из себя, стал вонзать его в ребенка (на теле Жени насчитали восемь колотых ран, несовместимых с жизнью), после чего бежал.
Указом Президента РФ от 20 января 2009г. за мужество и самоотверженность, проявленные при исполнении гражданского долга Табаков Евгений Евгеньевич был посмертно награждён орденом Мужества. …Школа № 83 Ногинского района Московской области, в которой учился мальчик, была названа в его честь. Руководство школы приняло решение внести его имя в списки учащихся навечно. В вестибюле учебного заведения была открыта мемориальная доска памяти мальчика. Парта в кабинете, где учился Женя, была названа его именем. Право сидеть за ней предоставляется лучшему ученику класса. 1 сентября 2013 года во дворе школы открыли памятник Жене Табакову. Мальчик, отгоняющий коршуна от голубки.
Другой пример героизма, 12-тилетний подросток, житель города Набережные Челны, погиб, спасая 9-тилетнего школьника. Трагедия произошла 5 мая 2012 года на бульваре Энтузиастов. Примерно в два часа дня 9-тилетний Андрей Чурбанов решил достать пластиковую бутылку, упавшую в фонтан. Неожиданно его ударило током, мальчик потерял сознание и упал в воду.
Все кричали «помогите», но в воду прыгнул только Данил, который в этот момент проезжал мимо на велосипеде. И, увидев, что мальчик тонет, кинулся его спасать... Данил Садыков вытащил пострадавшего на бортик, но сам получил сильнейший удар током. Он умер до приезда скорой помощи.
Данила Садыкова похоронили в городе Набережные Челны на Орловском кладбище, на аллее Славы, рядом с часовней.
За проявленное мужество и самоотверженность при спасении человека в экстремальных условиях, Данил Садыков награждён Орденом Мужества. Посмертно.
Награду получил отец мальчика – Айдар Садыков. Мужество у Садыковых в крови. Глава семейства прошел первую чеченскую кампанию. Воевал в 1995 под городом Грозным.
В свои 12 лет Данил оказался настоящим Гражданином своей страны и Человеком с большой буквы. Далеко не всякий взрослый сознательно сможет сделать такой смелый шаг, чтобы спасти попавшего в беду чужого человека. А Данил смог, он совершил подвиг – ценой своей жизни ему удалось спасти 9-летнего ребенка.
Доктор Лиза - это имя знают многие из средств массовой информации, но мало кто понимает, сколько бессонных ночей хранит это имя, каково быть в самом пекле военных действий, под обстрелом. Зима 2014-2015 была одной из самых страшных для Донбасса. Украинская армия пошла на штурм, применяя тяжелую артиллерию по мирным районам Донецка. В результате преступных обстрелов погибали мирные жители. Дети не были исключениями. В этот период и случилась самая тяжелая эвакуация, которой занималась Доктор Лиза. Вот что она рассказывала журналистам:
«Зимой я вывозила из Донецка Ваню Воронова — у него осталась только левая рука. И этой левой рукой он крестился. Мальчик не только потерял ноги и правую руку, он ослеп. Он попросил его предупредить, когда будет взлетать самолёт, чтобы он мог перекреститься. Это была моя самая тяжёлая эвакуация. Я не ожидала увидеть ребёнка в столь тяжёлом состоянии. Первого сентября Ваня пошёл учиться в московскую школу. Пошёл сам, на протезах. Они с мамой остались в России».
Кажется, что всю свою жизнь Елизавета Глинка посвятила добрым делам. Она помогала тем, кому никто не хотел помогать. Ее главные пациенты - безнадежные, умирающие, никому не нужные. Никому, кроме нее. Каждый день Доктора Лиза совершала маленькое чудо. Вспоминаем её добрые дела, чтобы гордиться и брать пример.
13-летний мальчик из Саратова, Илюша, появился в семье Глинки в 2008 году. Когда от рака умерла пациентка Доктора Лизы, мама Ильи, подростка собирались отправить в детский дом. Сразу после похорон Елизавета Петровна поехала и подала в органы опеки заявление на усыновление. Сейчас Илья уже взрослый 22-летний парень.
Тяжелая обстановка не останавливала Елизавету. Она верила, что добро, сострадание и милосердие сильнее любого оружия. Об этом она заявила во время вручения ей государственной награды Владимиром Владимировичем Путиным. В своей речи Доктор Лиза сказала: «…Мне очень трудно видеть убитых и раненных детей Донбасса. Больных и убитых детей Сирии. Трудно сменить образ горожанки на жизнь 900 дней во время войны, в которой сейчас гибнут ни в чем неповинные люди. Я не могу не сказать сегодня об убитых позавчера моих коллегах врачах в Сирии, о погибших медиках Донецка, о сотнях детей убитых во время обстрелов Донбасса и о тысячах детей, похороненных в Сирии.
Завтра я лечу в Донецк. Оттуда — в Сирию. Так же, как и десятки других добровольцев, которые занимаются гуманитарной деятельностью. Мы никогда не уверены в том, что мы вернемся живыми. Потому что война — это ад на земле. Я знаю, о чем я говорю. Но мы уверены в том, что добро, сострадание и милосердие работают сильнее любого оружия!».
Её командировка в Сирию так и не состоялась. 25 декабря 2016 Доктор Лиза погибла.
3 февраля в Сирии погиб российский военный лётчик Роман Филипов. Ему было 33 года. Воин до последнего вёл неравный бой с боевиками, а затем подорвал себя гранатой, крикнув: "Это вам за пацанов!" Роман Филипов родился и вырос в Воронеже, где окончил школу № 85. Педагоги вспоминают, что будущий герой увлекался спортом и всегда мечтал стать лётчиком, как его отец Николай. Теперь одноклассники Романа и директор его школы хотят обратиться к городским властям с просьбой о присвоении учебному заведению имени погибшего офицера.
Друзья и коллеги вспоминают Романа как одного из лучших офицеров, на которого всегда можно было положиться. Он был лётчиком-асом штурмовой авиации и неоднократно принимал участие во всероссийских военных манёврах "Авиадартс". В Минобороны рассказали, что Роман неоднократно был в командировках в Сирии, где выполнил десятки боевых задач.
3 февраля, Роман Филипов совершал облёт зоны деэскалации Идлиб на штурмовике Су-25. Когда и его самолёт сбили террористы, он был вынужден катапультироваться. Офицер успел сообщить командованию, что был атакован, и вступил в бой с боевиками, отстреливаясь от них из штатного оружия. Когда террористы подступили ближе, герой подорвал себя гранатой со словами: "Это вам за пацанов!"
6 февраля, президент России Владимир Путин присвоил погибшему лётчику звание Героя Российской Федерации.
3. Что значит слово «герой» для сверстников.
3.1 Опрос.
Респонденты – учащиеся 4-6 классов (30 человек).
Вопросы, предложенные ученикам для размышления:
1. Есть ли сейчас герои?
2. Какими качествами герой должен обладать?
3.Что должен сделать человек, чтобы его называли героем?
4. Назови известных тебе героев. Кого можно назвать героем?
5. Как ты думаешь, может ли обычный человек стать героем?
Ответы на первый вопрос: Есть ли сейчас герои?
90% опрошенных ответило положительно, 10%- отрицательно.
Ответы на второй вопрос: Какими качествами должен обладать герой?
Смелость - 60%, доброта -50%, сила -25 %, ум – 20%, честность -20%,
мужество – 20%, выносливость – 5%, благородство -5% и хитрость – 3%
Ответы на третий вопрос: Что должен сделать человек, чтобы его
называли героем?
Мои сверстники понимают под словом «герой» людей, совершающих
бескорыстно добрые дела для других (помогают им, спасают их, защищают) -
95%, совершают подвиг – 35%.
Ответы на четвёртый вопрос: Назови известных тебе героев. Кого можно назвать героем?
25% - затруднились назвать имена героев, 35% - Ю.Гагарин, Салават Юлаев
Более распространенное мнение среди опрошенных это мнение, что герои – это ветераны различных войн - 35%, люди таких профессий, как медики, военные, спасатели, пожарные – 35%. Дедушки, бабушки, мамы и папы – 20% . Были такие единичные ответы, как Сталин, Ленин, Путин. Профессия учитель – 1 человек. Супермен и спайдермен – 2 человека.
Ответы на пятый вопрос: Как ты думаешь, может ли обычный человек стать героем?
Может – 80%. Нет – 20%.
3.2 Беседа – дискуссия.
Посмотрев презентации и видео материалы о героях и подвигах, мы с ребятами много рассуждали. Тема героизма очень заинтересовала их. Мнения были разные. Приведу некоторые наиболее интересные:
Заключение
В ходе работы были даны определения понятиям «герой» и «героизм»
приведены яркие примеры проявления героизма.
В результате опроса, было выявлено: 90% респондентов считают, что и в
наше время есть герои.
Мои сверстники понимают под словом «герой» людей, совершающих
бескорыстно добрые дела для других (помогают им, спасают их), совершают
подвиг. Некоторые ребята (25%) затрудняются назвать имена героев.
Обучающиеся выделили следующие качества героев: добрые, смелые,
сильные, умные, честные, ответственные, выносливые, благородные и мужественные.
Наша гипотеза не подтвердилась. Большинство моих сверстников считают героями вполне реальных людей. Всего лишь два человека назвали героями супермена и спайдермена. Но после просмотра видео и презентаций о героях нашего времени их мнение поменялось. В ходе дискуссии мои сверстники прониклись данной темой и мы вместе пришли к мнению о том, что герой - это обычный человек, любой из нас. Тот, кто храбр, мужественен, добр, любит людей и трепетно относится к своей Родине. Такие люди обладают высочайшими человеческими качествами, которые и делают их героями! Конкретных характеристик, признаков и критериев для определения героя нет, им может быть любой человек, который любит свою Родину. Нужно просто делать своё дело и вести себя так, чтобы, посмотрев на тебя, поняли: всегда можно жить порядочно. Гете писал: «Невозможно всегда быть героем, но всегда можно оставаться человеком».
Ни один человек не назвал героями «знаменитых людей» (из молодежных
субкультур, известных популярных исполнителей и т.п.)
Более распространенное среди моих сверстников мнение то,
что герои – это ветераны различных войн и люди - профессионалы своего дела: спасатели, полицейские, медики, пожарные и т.п.
Возможность для подвига существует в жизни каждого человека. Но героические поступки не совершают случайно. К ним идут через поступки на первый взгляд незначительные, через ту самую повседневность, которая временами становится самым трудным испытанием.
Достаточно одного мгновения, чтобы стать героем.
Но необходима целая жизнь,
Чтобы стать достойным человеком!
Список информационных источников
1.Беккер С.,Иглы А. «Героизм у женщин и мужчин». 2004г.
2. Даль «Толковый словарь» http://gufo.me
3.Михайловский Н.К. «Герои и толпа» http://vikent.ru/
4.Скотт Т. Гетхолс Р. «Наше определение героя»,2011г.
5.Социология Уч.пособие для ВУЗов.2011г.
6.Зимбардо Ф. «Что делает героя героем», 2011г.
geroizma.htmlhttp://www.bookol.ru/nauka_obrazovanie/istoriya/132209/fulltext
7.Фарли Ф. « Героизм с большой и маленькой буквы» ( сайт «Psycholoqy
Today»).
Приложение.
Анкеты
Презентация
Кто чем богат, тот тем и делится!
Самарские ученые разработали наноспутник, который поможет в освоении Арктики
Рисуем "Осенний дождь"
Серебряное копытце
Позвольте, я вам помогу