Данная исследовательская работа была написана с целью изучения проблемы рационального распоряжения личных финансовых средств в самостоятельной жизни человека. Был изучен вопрос зависимости выбора покупаемых продуктов от жизненного опыта человека, взаимосвязь продуктовых покупок в соответствии с перечнем продуктов потребительской корзины. Исследование проводилось по вторичным источникам (анализ литературы) при использовании эмпирических методов (анкетирование, наблюдение). Изучено мнение различных возрастных групп по данной проблеме. В работе представлены выводы и советы по рациональному распределению личных финансовых средств.
Вложение | Размер |
---|---|
nir_vzroslye_dengi_kustovaad_usman_lipetskaya_oblast1.doc | 998 КБ |
МБОУ СОШ№2 г.Усмани Липецкой области
имени Героя Советского Союза М.П.Константинова
Тема: Взрослые деньги
Автор: Кустова Арина Дмитриевна
Научный руководитель: Кустова Полина Александровна
Место выполнения работы: Россия, Липецкая область, г.Усмань
2020 год
Аннотация
Данная исследовательская работа была написана с целью изучения проблемы рационального распоряжения личных финансовых средств в самостоятельной жизни человека. Был изучен вопрос зависимости выбора покупаемых продуктов от жизненного опыта человека, взаимосвязь продуктовых покупок в соответствии с перечнем продуктов потребительской корзины. Исследование проводилось по вторичным источникам (анализ литературы) при использовании эмпирических методов (анкетирование, наблюдение). Изучено мнение различных возрастных групп по данной проблеме. В работе представлены выводы и советы по рациональному распределению личных финансовых средств.
Содержание
Введение…………………………………………………………………………………….3-5
Глава 1. Основная часть…………………………………………………………………...6-9
Глава 2. Практическая часть……………………………………………………………..10-18
Заключение…………………………………………………………………………………...19
Список литературы…………………………………………………………………………..20
Приложение 1 Анкета для опроса респондентов…………………………………………..21
Приложение 2 Потребительская корзина………………………………………………..22-23
Приложение 3 Грамотное распределение бюджета………………………………………..24
Введение
«Нажить много денег - храбрость; сохранить их - мудрость,
а умело расходовать – искусство». Бертольд Авербах
В сентябре 2019 года мне посчастливилось попасть на международную смену «Кампус» молодежных инноваций "Математика. Анализ данных", проводимую центром работы с одаренными детьми «Стратегия» в г. Липецке. Замечательное и волшебное место. Я обрела на смене много новых друзей с различных уголков нашей страны и даже подружилась с ребятами из Сербии, обрела новые знания, овладела новыми навыками. Одним из которых стал навык самостоятельного распоряжения финансов, выделенных мне моими родителями в качестве «карманных денег». Столкнувшись с проблемой самостоятельной траты денег и распределения их на двухнедельный срок, я поняла, что практически ничего не знаю о финансах.
Я думаю, что с такой проблемой каждый из нас сталкивался в начале своей самостоятельной жизни, когда впервые уехал из родительского дома на некоторое время. Думаю, что особо остро он встает перед иногородними студентами первых курсов ССУЗов, ВВУЗов. Поэтому считаю, что проблема актуальна и результаты моей исследовательской работы будут полезны ребятам с целью приобретения первоначальных навыков грамотного обращения с деньгами. Понимание мира денег очень может помочь нам в жизни. Первое, что пригодится ребенку при вступлении во взрослую жизнь – это умение обращаться со своими финансами; понимание, как работают деньги и ценные бумаги, уважению к труду родителей и, впоследствии, своему труду и его финансовым результатам. Когда стоит начать обучаться финансовой грамотности? По данным мировых исследований, люди из развитых стран могут и не знать географию или историю, но они прекрасно знают, как копить деньги, как жить и путешествовать, насколько важно контролировать свою финансовую жизнь. Обучаться финансовой грамотности в этих странах дети начинают примерно с 12 – 13 лет, мои ровесники. А люди из наиболее бедных стран зачастую не знают о финансах даже во взрослом возрасте практически ничего, жалуются на нехватку денег, долги и кредиты. Как же дела с обучением финансовой грамотности обстоят у российских школьников? У нас школе на уроке математики мы смотрели видео урок финансовой грамотности «5 простых правил, чтобы не иметь проблем с долгами». В заданиях всероссийской проверочной работы по математике я тоже столкнулась с заданиями на тему доходов и расходов семейного бюджета (https://math6-vpr.sdamgia.ru/test?theme=8 сайт Решу ВПР)
Однажды, зайдя в кабинет математики на перемене, я увидела, как на доске ученик 11 класса решает странную задачу. Вычисления в этой задаче поразили меня. Мне стало интересно, о чем эта задача. Денис, ученик 11 класса, рассказал мне, что это экономическая задача №17 из теста ЕГЭ профильной математики. Оказывается, что задачи на кредиты, займы и вклады – это задача, входящая в состав второй (повышенный уровень сложности) части единого государственного экзамена по профильной математике и называется она «банковская или экономическая задача» (https://math-ege.sdamgia.ru/test?theme=221 сайт Решу ЕГЭ)
Получается, что в школе на уроках математики нас учат грамотному распределению финансов, правда при желании ученика, им приобретаются теоретические навыки траты денег. (Правда сначала надо их научиться зарабатывать). К сожалению, когда с этой проблемой сталкиваешься на практике, оказывается, что не все так легко. По результатам подведенных итогов написания ЕГЭ по профильной математике только 15,4% успешно справились с экономической задачей (http://www.fipi.ru/ege-i-gve-11/analiticheskie-i-metodicheskie-materialy методические рекомендации для учителей, подготовленные на основе анализа типичных ошибок участников ЕГЭ 2019 года). Здесь проверяется только теоретический навык грамотного решения конкретной финансовой задачи, чего уж говорить о практике.
У каждого из нас есть деньги на личные расходы. Мои родители говорят, что умение правильно потратить деньги – это тоже искусство. Мне казалось в детстве, что деньги тратить очень легко: купил все, что захотел и на что у тебя хватает карманных денег. Оказывается, что нужно их тратить «с умом», а не «спускать в трубу». Деньги – это неотъемлемый элемент человеческой жизни. С тех пор, как человечество изобрело деньги, они играют очень важную роль в жизни и общества и каждого человека в отдельности. Выражение "нет денег" мы слышим постоянно. Денег всем не хватает. Причем не только тем, у кого маленькая зарплата, но и тем, у кого она большая. А все потому, что многие люди просто не умеют считать свои деньги, не знают, сколько им надо, чтобы прожить до следующей зарплаты, и не умеют правильно тратить, чтобы не было постоянного перерасхода. Впервые серьезно проблема самостоятельного распоряжения встанет передо мной, когда я стану студенткой первого курса ВУЗа.
Тема моей работы «Взрослые деньги»
Актуализация темы: всем детям предстоит столкнутся с проблемой рационального распоряжения денежных «карманных» средств сначала в детстве - небольших сумм под руководством родителей, затем и во взрослой студенческой жизни самостоятельно. Считаю, что именно этот навык поможет избавить студента от многочисленных проблем, связанных с финансами.
Цель: изучение уровня финансовой грамотности в процессе рационального использования личных финансовых средств человека.
Задачи исследования:
Проблема исследования: от чего зависит рациональное распоряжение личных финансовых средств человека.
Объект исследования: финансовая грамотность человека
Предмет исследования: распоряжение личным финансовыми средствами человека
Методы исследования:
Гипотеза: Я думаю, что рациональное распоряжение денег зависит от нашей финансовой грамотности, жизненного опыта и выбор необходимых продуктов в жизни человека не случаен и соответствует определенным нормам.
Я решила изучить проблему рациональной траты денег среди респондентов разных поколений. Я провела опрос среди учеников 2 класса, 7 класса, 10 класса, студентов, бывших учеников нашей школы, и людей старшего, как говорят, опытного, поколения. Мой опрос состоял из 3 основных вопросов и одного дополнительного, для старшей возрастной группы респондентов:
*Дополнительный вопрос я задала студентам и людям старшего поколения.
Продукт исследовательской работы: анализ данных социологического опроса
Деньги настолько прочно обосновались в повседневной жизни, что мы не видим в них ничего необычного. А между тем это - одно из самых замечательных и даже поразительных изобретений человека. В современном мире деньги стали таким же предметом первой необходимости, как вода, воздух и пища. Люди постоянно сталкиваются с проблемой нехватки денег. Проблема человека заключается не в количестве заработанных средств, а в иррациональном подходе при распределения финансовых средств в отдельном отрезке человеческой жизни. В моей работе я попробую выяснить, как нужно разумно обращаться с деньгами.
Глава 1. Основная часть.
Де́ньги — эквивалент, служащий мерой стоимости любых товаров и услуг, способный непосредственно на них обмениваться. По своей форме деньги могут быть особым товаром, ценной бумагой, знаком стоимости, различными благами или ценностями, записями по счетам.
История денег начинается с незапамятных времен. В своей натуральной форме они представляют самостоятельную ценность, в том числе серебряные и золотые монеты. В России монетное обращение возникло в IX-X вв. В то время Россия называлась Киевской Русью. Быстрое развитие чеканки монет произошло в XV веке после создания централизованного Российского государства. Бумажные деньги появились значительно позже. Впервые бумажные деньги, как в прочем и сама бумага, были созданы в Китае. В конце XIII века Китай посетил знаменитый итальянский путешественник Марко Поло, который и сделал для них подробное описание. В период правления династии Юань (1271-1368 гг.) их печатание осуществлялось в больших количествах. Также они являлись главным средством китайского денежного обращения. В Западной Европе и в Северной Америке выпуск денежных знаков стал осуществляться позже: Америка, Франция, Австрия, Пруссия – 1690 г., 1718 г., 1762 г., 1765 г. соответственно.
Появление бумажных денег в России
Первые бумажные деньги появились в России в 1769 году, во времена правления Екатерины II. В то время они назывались ассигнациями и совершенно не были похожими на те, что есть сейчас. Они являлись скорее банковскими обязательствами, т.е. расписками на получение монет. Изготовление бумаги для ассигнаций проводилось на Красносельской мануфактуре (а потом в Царском селе на бумажной мануфактуре) с наличием водяных знаков. Печатались деньги в Сенатской типографии. Меня поразила экскурсия по монетному двору в г.Санкт-Петербурге. Экскурсовод нам очень интересно рассказывала об истории денег царской России. Первые ассигнации имели невысокое качество, поскольку печатались или на плохой бумаге, или по полиграфическому исполнению: в составе печатного изображения был текст и нумерация. Поскольку ассигнации имели довольно простой вид, вскоре началось производство их подделки. Большое количество фальшивых ассигнаций на привезенном печатном станке выпустил Наполеон II, когда вторгся в Россию. В 1814-1815 гг. произошло падение курса бумажного рубля до 20 копеек. Из-за сложившейся ситуации министру финансов Д. Гурьеву потребовалось представить Александру I доклад с указаниями о необходимости проведения замены имеющихся ассигнаций и устройства особого заведения, на котором создавались бумажные деньги. После того, как согласие императора было получено, Д. Гурьев обратился к генерал-лейтенанту А.А. Бетанкуру, как к «сведущему во всех технических производствах» с предложением о согласовании всех способов и условий изготовления новых денежных знаков. Бетанкур начал работу над созданием проекта строительства нового типографского и бумагоделательного производства, которое получило название: «Экспедиция Заготовления Государственных Бумаг». Как только создание экспедиции закончилось, за свою работу принялись устройства по изготовлению полноценных бумажных денег. Новые ассигнации, которые создавались Экспедицией в 1818-1819 гг. по образцам Хованского и Бетанкура, имели более высокую сложность. Их номиналы составили 5, 10, 25, 50 и 100 руб. В борьбе с подделкой очень важную роль сыграли водяные знаки, которыми были воспроизведены не только портреты, но и картины русских художников. Купюры были сделаны таким образом, что по их сторонам высвечивался текст «Государственная банковская пятидесятирублевая (или другого достоинства) ассигнация». За выполнение рисунков на ассигнациях отвечали граверы. Чтобы добиться усложнения рисунка и повышения качества бумажных денег, Экспедиция обращалась к граверам и талантливым художникам, среди которых были А. Зауэрвейд, Я. Рейхель и Г. Скамони, и внедряла в производство новейшие технологии и машины.
Деньги в СССР
Из-за гражданской войны доставка денег из центра на окраины страны сильно затруднилась, а кое-где и вовсе прекратилась. В результате начался период местного «деньготворчества» - выпуска различного рода денежных клонов местными властями. Проводилось это как самовольно, так и с санкции правительства РСФСР. Низкое качество местных денежных знаков не помешало их производству, поскольку оно было нужно для успешной экономической жизни на окраинах страны. Правительством РСФСР было санкционировано временное производство денежных знаков в Сибири, на Урале и в Средней Азии. В тех районах, где господствовали интервенты и белогвардейцы, также появлялись местные деньги с изображением исторических памятников России. К примеру, выпуск денег Юденича был сопровожден знаменитым Медным всадником, врангелевских – новгородским памятником «Тысячелетие России», а деникинских – зданием Петроградского Адмиралтейства и Московского кремля. Когда гражданская война подходила к концу, в стране огромное количество денег и их клонов находилось в обращении. В такой ситуации требовался срочный подъем курса рубля, а для этого надо было провести денежную реформу. Одним из ее этапов стал выпуск банковских билетов – червонцев в 1922 году. Им присваивалось золотое содержание. Так, один червонец мог заменить десятирублевую золотую монету дореволюционной чеканки. Билеты обеспечивались золотом на 25%, а в остальной части – векселями и легкореализуемыми товарами. С тех пор, впервые после Октябрьской революции денежное обращение получило твердую валюту – червонец. Однако, одновременно с червонцами обращались также и обесцененные советские денежные знаки. В связи с этим, правительство обратилось к Гознаку с требованием создать новые советские деньги повышенного качества, на которых должны изображаться образы простых советских людей – крестьянина, рабочего, красноармейца. В 1922 г. выдающемуся скульптору И. Шадру было заказано написание их портретов. Созданные им и обработанные в гравюре художниками Гознака портреты сеятеля, кузнеца-молотобойца, рабочего и красноармейца были размножены в огромном количестве экземпляров новых марок и денежных знаков. Большую значимость производству образцов изделий Гознака придал художник И.И. Дубасов. С 1961 года дизайн денежных знаков был изменен, благодаря идеи величия СССР, когда образ В.И. Ленина становится самым главным элементом графики на выпускаемых купюрах.
Деньги в современной России
В настоящее время деньги имеют множество сходств с денежными знаками Российской империи (особенно купюра достоинством в 50 рублей). В них наблюдается возрождение имперской эстетики в отношении дизайна денег. К тому же, современные способы защиты денежных знаков сопровождаются лучшими разработками отечественных специалистов, каких еще не было за все время производства денег в нашей стране.
1.2 Распространенные ошибки в финансовых растратах.
Практика говорит о том, что больший процент людей, у которых «вечно нет денег», просто не умеют грамотно распоряжаться деньгами. И виноваты в этом они сами, а не государство, плохая работа или кризис. Поэтому целесообразно рассмотреть ряд самых распространенных ошибок, которые большинство людей допускают.
Ошибка 1: расход денег сразу же после их получения. Чаще всего эту ошибку допускают те молодые люди, которые еще не обзавелись семьей и детьми. Они привыкли к беззаботным будням, активному образу жизни, наполненному развлечениями, шоппингом и поездками на отдых. Израсходовав средства на свои нужды сразу же, как только деньги поступили в их казну, молодые люди задается вопросом: «Как прожить до следующего поступления денег?».
Ошибка 2: средства на погашение долговых обязательств распределяют не в первую очередь. Вот наступил день поступления денег в бюджет – бюджет пополнился и приходит понимание, что срочно нужно купить одежду, запастись продуктами. Результат: на каждодневные нужды ушел практически весь бюджет и возможности погасить долги уже нет. Итогом становятся пени, а также возросшая задолженность по кредиту. Но шутки с кредиторами плохи: иногда такой несерьезный подход к финансовому планированию может закончиться испорченной кредитной историей (если деньги брались у банка, а не у частных инвесторов).
Ошибка 3: Неравномерное распределение денежных средств в течении всего месяца.
На практике неравномерное распределение средств выглядит так: сломался телефон, болезнь, неожиданно приехали гости издалека. Все эти форс-мажорные причины могут стать поводом для денежных затрат. Так, деньги, которые планировалось распределить по другим статьям – уходят для решения форс-мажорных вопросов. И как показывает практика, часто такие статьи расходов беспощадно бьют по бюджету, опустошая его. Итог: поиск соседей, которые могли бы занять деньги или поиск микрокредитных организаций. Так человек себя добровольно вгоняет в бездонную долговую яму. И потом насущным становится вопрос: как из нее выбраться.
Ошибка 4: Отсутствие резервной «денежной подушки». Сложнее всего форс-мажорные ситуации удается переживать людям, которые не имеют денежных резервов. О резервной «денежной подушке» должна заботиться каждый человек, иначе любая форс-мажорная ситуация может подтолкнуть к падению в финансовую яму. Ошибка 5: Безответственная трата денег «направо и налево». Впечатлительные люди, как утверждают психологи, часто любят тратить деньги безрассудно, переоценивая собственные финансовые возможности. Если Вы - шопоголик – покупки лучше совершать в присутствии друга, родителя, которые более рассудительны в денежных тратах.
Ошибка 6: Несогласованность покупок в семье. В семьях, которые задаются вопросом, как грамотно распределить семейный бюджет — всегда должна быть договоренность о будущих покупках. Несогласованность трат – злейший враг для любой ячейки общества. Покупки заранее нужно оговаривать, иногда полезной может оказаться заранее составленная таблица трат с четким указанием сумм, которые уйдут из семейного бюджета на приобретение определенных товаров.
Глава 2. Практическая часть.
Свое исследование я решила начать с выявления трудностей в распределении финансов в жизни человека. Я провела опрос среди учеников 2 класса, 7 класса, 10 класса, студентов, бывших учеников нашей школы, и людей старшего, как говорят, опытного поколения. Мой опрос состоял из 3 основных вопросов и одного дополнительного для людей старшего поколения:
*Дополнительный вопрос я задала студентам и людям старшего поколения.
Я получила такие ответы и обработала их:
1 группа (ученики младшего школьного возраста – 2 А класс МБОУ СОШ№2 г.Усмани Липецкой области имени Героя Советского Союза М.П.Константинова)
№ п/п | Продукты | Кол-во ответов | % отношение |
Хлебобулочные изделия | 13 | 41,9 | |
Молоко | 4 | 12,9 | |
Фрукты | 3 | 9,8 | |
Овощи | 3 | 9,8 | |
Макароны | 2 | 6,4 | |
Мясо | 1 | 3,2 | |
Сыр | 1 | 3,2 | |
Пельмени | 1 | 3,2 | |
Вода | 1 | 3,2 | |
Картофель | 1 | 3,2 | |
Хлопья | 1 | 3,2 | |
Всего | 31 | 100 |
Вывод: дети плохо понимают, что такое финансовые растраты и затрудняются сделать осознанный выбор. 73% (8 позиций из 11) выбранных продуктов входят в состав потребительской корзины, соответственно 27 % (3 позиции из 11) не соответствуют составу потребительской корзины.
2 группа (ученики среднего школьного возраста – 7 А класс МБОУ СОШ№2 г.Усмани Липецкой области имени Героя Советского Союза М.П.Константинова)
№ п/п | Продукты | Кол-во ответов | % отношение |
Хлебобулочные изделия | 16 | 17,6 | |
Фрукты | 11 | 12,1 | |
Макароны | 10 | 11 | |
Колбаса | 8 | 8,7 | |
Молочные продукты | 7 | 7,7 | |
Мясо | 6 | 6,6 | |
Картофель | 6 | 6,6 | |
Сахар | 5 | 5,5 | |
Соль | 5 | 5,5 | |
Яйца | 5 | 5,5 | |
Крупы | 5 | 5,5 | |
Чай | 4 | 4,4 | |
Доширак | 2 | 2,2 | |
Ролтон | 1 | 1,1 | |
Всего | 91 | 100 |
Вывод: дети лучше, чем предыдущая группа, понимают, что такое финансовые растраты, выбор делают более уверенно, но затрудняются сделать самостоятельный осознанный выбор, прибегают к совету соседей по парте. 79% (11 позиций из 14) выбранных продуктов входят в состав потребительской корзины, соответственно 21 % (3 позиции из 14) не соответствуют составу потребительской корзины.
3 группа (ученики старшего школьного возраста – 10 класс МБОУ СОШ№2 г.Усмани Липецкой области имени Героя Советского Союза М.П.Константинова)
№ п/п | Продукты | Кол-во ответов | % отношение |
Хлебобулочные изделия | 16 | 11,1 | |
Макароны | 12 | 8,2 | |
Овощи | 12 | 8,2 | |
Крупы | 11 | 7,6 | |
Яйца | 11 | 7,6 | |
Мясо(рыба, курица) | 11 | 7,6 | |
Молоко | 10 | 6,8 | |
Картофель | 9 | 6 | |
Фрукты | 9 | 6 | |
Чай | 9 | 6 | |
Соль | 7 | 4,7 | |
Масло подсолнечное | 5 | 3,4 | |
Лапша быстрого приготовления | 4 | 2,7 | |
Питьевая вода | 4 | 2,7 | |
Творог | 3 | 2 | |
Сахар | 3 | 2 | |
Пельмени | 3 | 2 | |
Колбаса | 2 | 1,3 | |
Сухие завтраки | 2 | 1,3 | |
Орехи | 1 | 0,7 | |
Сгущенное молоко | 1 | 0,7 | |
Перец | 1 | 0,7 | |
Пюре фруктовое | 1 | 0,7 | |
Всего | 147 | 100 |
Вывод: дети имеют более четкие представления о финансовых растратах и менее затрудняются сделать осознанный выбор. 87% (20 позиций из 23) выбранных продуктов входят в состав потребительской корзины, соответственно 13% (3 позиции из 23) не соответствуют составу потребительской корзины.
4 группа (бывшие ученики школ г.Усмани, в настоящее время иногородние студенты)
Анастасия Корнева, 18 лет, студентка Воронежского государственного университета инженерных технологий:
Елизавета Макарова, 20 лет, студентка Воронежский государственный технический университет (ВГТУ)
Вероника Синицына, 20 лет, студентка Воронежского государственного университета инженерных технологий:
Виктория Васильева, 19 лет, студентка Воронежского государственного лесотехнического университета имени Г.Ф. Морозова
Максим Борзых, 19 лет, студент военного учебного заведения.
5 группа (люди старшего поколения)
Сергей Кустов, 41 лет.
Тамара Михайловна Попова, 68 лет, пенсионерка
Вывод: людей старшего поколения беспокоят более глобальные проблемы, которые не всегда связаны с финансовыми тратами; получается, что они умеют грамотно решить свои финансовые вопросы, они из практически не беспокоят, в отличии от молодого поколения. Студенты и взрослые четко понимают, что такое финансовые растраты и делают осознанный рациональный выбор. Практически 100% соответствие выбранных продуктов: данные продукты входят в состав потребительской корзины. Получается помимо школьных теоретических навыков, необходимы практические, жизненные навыки, которые называются жизненным опытом.
Как грамотно распределить бюджет? Проанализировать ключевые этапы правильного распределения денег собственного бюджета.
Этап 1. Первым делом погашаем долги. Если Вы имеете кредит, долги по коммунальным услугам либо долг перед знакомым/родственникам – из недавно пополнившегося денежного бюджета выделяем первым делом средства, чтобы погасить долги. Разумнее всего погашать задолженность наперед. Целесообразно ли это? Да. Так как чем быстрее будут погашены долги, тем быстрее будет исключена ежемесячная нагрузка на денежную казну. Следовательно, Ваш бюджет не будет «трещать по швам». Значит, денежные средства, систематически поступающие в бюджет можно будет распределить на более полезные статьи расходов. Иногда, чтобы быстрее погасить долги – целесообразным становится решение открыть свою деятельность.
Этап 2. Думаем о том, как создать резервный капитал. Резерв должна иметь каждый человек без исключения. Чтобы он появился – следует ежемесячно выделять из средств бюджета – хотя бы 10-15%. С каждым новым поступлением в бюджет размер резервного капитала будет расти, и члены семейства сами не заметят, как он вырастит до внушительных размеров. Еще важный момент: если человек не имеет долгов – создание «резервной финансовой подушки» должно стать первоочередным этапом. Финансисты называют это правилом «заплати себе». Оно действительно доказало свою значимость, а также эффективность. Многие смогли повысить свой уровень жизни, создав внушительный резервный капитал и таким образом обеспечили себя серьезным «заделом», как минимум на год безбедной жизни. Сформировав внушительную сумму, уже можно будет подумать и о том, как приобрести, например, автомобиль, если его еще нет.
Этап 3: Выделение средств на постоянные расходы. Данный этап подразумевает выплату всех постоянных расходов, предстоящих каждому человеку ежемесячно. Это коммунальные платежи, плата за обучение, плата за Интернет-услуги, а также плата за услуги пользования мобильной связью. Практика показывает, что некоторые люди испытывают трудности даже тогда, когда нужно распределить деньги, предназначенные для оплаты расходов. Поэтому целесообразно будет проанализировать 3 метода оптимизации расходных статей семейного бюджета.
Метод №1: «Методика четырех конвертов»
Суть метода в том, что существует 2 категории человеческих затрат:
Методика говорит о том, что первым делом распределить деньги необходимо на оплату всех постоянных расходов. Когда они полностью оплачены – оставшиеся денежные купюры раскладываются по 4 конвертам. Каждый конверт рассчитан для одной недели жизни. Табу: брать деньги из конверта новой недели, если она еще не началась. Такая методика позволит исключить нерациональное расходование средств, а также поможет выработать финансовую дисциплину.
Метод №2: Оптимизация издержек по степени важности, а также по степени срочности
Затраты условно делят на категориям: срочные, а также важные.
Срочные подразделяют на:
Важные затраты делят аналогичным образом:
Имеющиеся деньги, будут тратиться по мере перехода к каждой новой группе, а переход к новой группе будет происходить лишь тогда, когда полностью была оплачена и исчерпана предыдущая. И так далее.
Методика №3: Анализ расходов по степени роскоши
Методика крайне проста: как только казна семейного бюджета пополнилась – следует сразу условно составить три пункта:
Распределение денег бюджета человека по этому методу понятное и простое: первым делом следует распределить деньги на оплату ключевых издержек, затем – нужно распределить средства на желательные расходы. А остатки денежных знаков, которые будут – можно направить на покупку предметов роскоши.
Этап 4: Выделение средств на личные нужды. Деньги для личных нужд также необходимы. Каждый человек должен располагать небольшой суммой, которая может быть потрачена, например, на покупку комплексных обедов в офисе, оплату транспорта, приобретение бытовых мелочей. Сумма выделяемых из личного бюджета карманных денег должна ежемесячно быть приблизительно одинаковой, без серьезных отклонений в большую либо меньшую сторону. «Карманные» средства помогут каждому человеку уверенно чувствовать себя в любой непредвиденной ситуации. Описанные выше классические этапы распределения личного бюджета – это основа основ. Но существуют еще три эффективные методики, базирующиеся на классических стереотипах. Они могут быть полезны тем, кто размышляет над вопросом, как распределить свой бюджет.
Три схемы распределения средств, доказавшие свою эффективность
Анализировали описанные выше классические этапы распределения личного бюджета многие европейские аналитики, менеджеры и бухгалтеры. В итоге появились 3 эффективные схемы.
Теория распределения финансов Эндрю Тобиаса.
Согласно теории всемирно известного финансового журналиста Эндрю Тобиаса, денежные средства, которые поступают в бюджет, должны быть разделены по такому принципу:
Система распределения финансов Э. Уоррена
Методика Э. Уоррена элементарна. Она подразумевает простую, но эффективную схему. Последняя рассказывает, как распределить личный бюджет.
Система распределения финансов Ричарда Джеккинса.
Ричард Джеккинс создал методику, которая называется «правило 60%». Суть методики такова: суммарный полученный доход человека следует распределить на 5 неравнозначных частей:
Подводим итоги: почему так важно распределить свой бюджет правильно?
Свои траты должен анализировать каждый человек. В этом нет ничего сложного. Следует помнить, что распределить личный бюджет поможет только правильное планирование. Именно оно может стать залогом внушительных сбережений, которые помогут паре открыть новые возможности.
Простые советы: как экономить деньги.
Заключение
«Искусство пользоваться деньгами отражает наше умение контролировать свои желания. Чем меньше мы разбираемся в себе и понимаем свои хотения, тем меньше мы можем управлять ими, а значит и своими деньгами, которые необходимы для их удовлетворения…» Алан Фромм
Есть известная народная мудрость: «Покупай не то, что нужно, а то, что необходимо». Когда тебе хочется купить или попросить у родителей желаемое не забывай, что твой каприз может стоить так же, как необходимая вещь для семьи. В ходе исследования я выяснила проблемы, с которыми сталкиваются представители различных поколений при распределении финансовых средств в своей жизни; попыталась выявить зависимость рациональной траты денег и возраста человека. Проанализируя различные сведения и получив определенные выводы в исследовательской работе, я достигла поставленной цели. Исследование, которое я проводила научило меня планировать свои траты, обдуманно подходить к планированию денежных трат, использовать школьные знания о продовольственной корзине при покупках, прислушиваться к советам старшего поколения.
Эта работа помогла мне узнать еще больше о таком понятии, как деньги. Я поняла, что с возрастом люди начинают распределять и тратить денежные средства более разумно, нежели младшие поколения. Это связано с жизненным опытом этих людей. Когда я жила в кампусе стратегии, мы с нашим тьютором ходили в магазин и самостоятельно тратили наши финансы. Я пыталась брать продукты по средней, не высокой и не очень низкой, цене. Был большой соблазн купить ненужные мне на данный момент товары, но очень желаемые. Но я крепко держала себя в руках и покупала только самое необходимое. Я думаю, что такая ошибка ненужных лишних покупок у ребят оправдываться их неопытностью в распоряжении деньгами. Чтобы предотвратить такие ошибки, мне кажется надо больше советоваться со старшим поколением, которые более опытны в финансовых делах. Теперь я знаю, что в студенческой жизни при моем обеспечении и покупке продуктов я буду ориентироваться на состав потребительской корзины и на советы старших товарищей и моих родителей.
По мнению Сэмюеля Джонсона, английского литературного критика 18 века, деньги и время — самое тяжелое бремя в жизни; наиболее несчастны те, у кого их больше, чем они умеют использовать. Я поняла, что во взрослой жизни важно не только уметь зарабатывать желаемое количество денег, но не менее важно грамотно и умело их тратить, копить и распоряжаться ими. Я думаю, что деньги в моей жизни должны стать для меня хорошим слугой, но не хозяином моих мыслей. Есть в жизни человека бесценные вещи: твое здоровье и здоровье твоих близких, любовь родных людей, друзей, родительский дом и твоя любимая семья. Ни за какие деньги невозможно купить простое человеческое счастье!
Список литературы
Приложение 1 Анкета для опроса респондентов
*Дополнительный вопрос я задала студентам и людям старшего поколения.
Результаты опроса я проанализирую дальше в работе.
Приложение 2 Потребительская корзина
Как видим, потребительская корзина в России на 2020 год различна для разных категорий граждан. Происходит такая дифференциация из-за различных потребностей лиц разных возрастов в определённых группах продуктов. Например, как видно из таблицы, минимальное потребление фруктов и молока детьми гораздо больше, нежели у работающих лиц или пенсионеров. Трудоспособные граждане, наоборот, больше потребляют мучных изделий, крупы и мяса.
Стоимость потребительской корзины
Основным статистическим показателем, помимо структурного состава, выступает стоимость потребительской корзины. Исходя из этих показателей, рассчитывается размер прожиточного минимума для россиян. А начиная с прошедшего, 2018 года, от ценового размера продуктового набора зависит и устанавливаемый правительством РФ минимальный уровень заработной платы. Связано это с привязкой прожиточного минимума к МРОТ, который должен составлять соотношение 1 к 1.
Расчёт денежно стоимости продуктового набора изначально производится сотрудниками территориальных статистических управлений. Поскольку стоимость продуктов в разных федеральных округах значительно отличается, то и стоимость потребительской корзины в 2020 году будет различной, несмотря на одинаковый номенклатурный перечень. Спорный момент состоит в том, что денежная стоимость высчитывается Росстатом на основании минимальной цены на продукты питания для каждого региона. Между тем, реальная стоимость продуктового набора может быть несколько выше цен, представленных статистическим управлением.
Цена потребительской корзины на 2020 год по федеральным округам выглядит таким образом:
Исходя из этих региональных данных, Росстат высчитывает среднероссийские ценовые показатели продовольственной корзины населения. Размер потребительской корзины 2020 года для разных групп граждан РФ в денежном исчислении составляет:
Среднемесячная стоимость минимального продуктового набора вычисляется простым делением годовой суммы на 12 (количество месяцев в году). Таким же образом происходит вычисление цены суточной корзины для каждой категории населения. Стоимость продуктового набора прямо влияет и на расчёт потребления населением непродовольственных товаров и услуг. Так, цена потребительских товаров в годовом исчислении должна равняться ½ суммы продуктового набора. Также, 50% от его стоимости составляют среднестатистические траты человека на различные услуги – коммунальные платежи, проезд в общественном транспорте и т.д
Приложение 3 Грамотное распределение бюджета
Сказка на ночь про Снеговика
Два плуга
Вода может клеить?
Новогодние гирлянды
Снеговик