Знание словообразовательных префиксов английского языка и их использование необходимо во всех видах речевой деятельности. Сегодня этой теме следует уделять должное внимание, поскольку в 2020 году изучение английского языка в средней школе будет заканчиваться обязательной сдачей единого государственного экзамена, в одном из разделов которого содержится задание на умение использовать словообразовательные префиксы и суффиксы английского языка.
Вложение | Размер |
---|---|
nauchno-issledovatelskiy_proekt.docx | 78.34 КБ |
КОНФЕРЕНЦИЯ НАУЧНО-ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКИХ И ТВОРЧЕСКИХ РАБОТ «ПЕРВЫЕ ШАГИ В НАУКЕ» «Секреты префиксального способа образования английских слов» Направление: лингвистическое (иностранные языки)
ФИО автора: Елизарова Валерия название учреждения, класс: МБОУ «СШ №3», 7А класс ФИО и должность руководителя: Кулашкина Р. А., учитель английского языка Красноуральск 2017г. |
Оглавление
Введение
Глава 1. Префиксальный способ образования английских слов. Происхождениепрефиксов……………………………………………………...стр.6
Глава 2. Виды префиксов в английском языке……………………………….стр.8
2.1. Отрицательные префиксы и их употребление ……………………….......стр.8
2.2. Префиксы для образования слов с новым лексическим значением…...стр.10
Глава 3. Продуктивность и непродуктивность префиксов………………...стр.12
Глава 4. Опрос ………………………………………………………………...стр.15
Заключение …………………………………………………………….............стр.16
Список используемой литературы……………………………………...........стр.17
Приложение
Введение
Знание словообразовательных префиксов английского языка и их использование необходимо во всех видах речевой деятельности. Сегодня этой теме следует уделять должное внимание, поскольку в 2020 году изучение английского языка в средней школе будет заканчиваться обязательной сдачей единого государственного экзамена, в одном из разделов которого содержится задание на умение использовать словообразовательные префиксы и суффиксы английского языка. В связи с этим изучение данной темы следует начинать как можно раньше, не дожидаясь старшей ступени обучения, для того, чтобы задания на словообразование не казались сложными и непосильными для нас.
Участвуя в олимпиадах по английскому языку, мы столкнулись с проблемой словообразования. Нам захотелось узнать о его основных правилах. Для этого мы проанализировали учебники «New Millennium English» с 5 по 6 класс и обнаружили, что теоретического материала по словообразованию практически нет. В учебнике за 5 класс перечислены только суффиксы -or, - er для образования профессий людей, а в учебнике 6 класса – суффиксы для образования прилагательных от существительных, такие как -ly, -less,-ous. Правил по использованию префиксов вообще не оказалось, хотя часто на уроках мы сталкиваемся с проблемой подбора слов с противоположным значением и образованием слов с помощью префиксов. Поэтому, выбранная нами тема научно-исследовательской работы «Секреты префиксального способа образования английских слов», является для нас актуальной, поскольку она представляет для нас огромный учебный и практический интерес.
Объектом исследования данной работы является особенности употребления префиксального способа образования английских слов.
Предмет исследования: префиксы в английском языке.
Гипотеза исследования: при условии, если учащиеся будут владеть элементарными правилами префиксального способа образования слов, они в меньшей степени будут испытывать трудности в образовании слов с отрицательным значением и слов с новым лексическим значением и делать меньше ошибок.
Цель исследовательской работы является получение теоретических и практических знаний в сфере префиксального способа образования английских слов.
Для достижения поставленной цели мы поставили перед собой следующие задачи:
Для изучения данной темы были использованы пособие Леонтьева С.Ф. Отрицательные аффиксы в современном английском языке, книга Качалова К.Н., Израилевич Е.Е. Практическая грамматика английского языка, Оксфордский англо-русский словарь и электронный ресурс.
В ходе написания научно-исследовательской работы были использованы следующие методы: изучение научной и справочной литературы, общетеоретический метод, исторический метод, письменный опрос, метод исследования, обобщение собственного опыта работы, сравнительный анализ результатов.
Исследование может иметь как теоретическое, так и практическое значение.
Теоретическое значение исследования заключается в подтверждении или опровержении выдвинутой гипотезы.
Практическая значимость исследования заключается в применении полученных знаний на уроках английского языка, при выполнении домашних, олимпиадных и конкурсных заданий по английскому языку.
Глава 1. Префиксальный способ образования английских слов. Происхождение префиксов
В английском языке различают два способа образования слов: словопроизводство и словосложение. Образование одного слова из другого производится следующими способами: без изменения произношения и написания слова, при помощи изменения места ударения, при помощи чередования звуков и при помощи аффиксов (префиксов и суффиксов). Образование новых слов при помощи префиксов называют префиксальным способом образования. Префиксы стоят в начале слова, а суффиксы – в конце слова.
Префиксы – Префикс - (франц. prefix - от лат. praefixus - прикрепленный впереди) - приставка, часть слова (аффикс), стоящая перед корнем и изменяющая его лексическое или грамматическое значение.
Происхождение префиксов неодинаково. В английском языке различают префиксы германского происхождения и префиксы, заимствованные в разное время из других языков, в основном из романских языков (латинского и французского), и из греческого языка, например – anti.
К префиксам германского происхождения относятся –un, -be, - mis, - out, -for, -a. Префикс -а- свободно употребляется для образования отрицаний в различных отраслях науки, главным образом, в биологии, химии, медицине и реже в общественных науках. Например: achromatic ахроматический, бесцветный. Префиксы германского происхождения широко употребляются. Они принадлежат как книжному, так и к разговорному стилю речи. Многие префиксы входят в основной словарный фонд современного английского языка.
Префиксы романского и греческого происхождения чаще всего принадлежат к книжному стилю. Префикс -anti – греческого происхождения. К префиксам романского происхождения относятся -pre, - post, -re, -counter, -sub, - inter, - extra, - ultra, -dis, - de, -co, -in, -im, -il, -ir, -en.
Правописание префиксов может быть различным. Англичане предпочитают писать префиксы через дефис, в то время как американцы пишут слова слитно. Кроме того, слова устоявшиеся, являющиеся самостоятельными лексическими единицами часто пишутся слитно, а в разовых образованиях префикс может отделяться.
Глава 2. Виды префиксов в английском языке
Часто происходит так, что ты заходишь в тупик при необходимости сказать что – либо наоборот, т.е. некрасивый, невкусный и так далее. Тогда на помощь приходит частица not: not beautiful, not yummy. Но наша цель расширить словарный запас, говорить красиво на языке, а небанально. Следовательно, появляется необходимость изучения значения префиксов и правильного их употребления. Свою работу мы начали с изучения видов префиксов. Префиксов, характерных только для образования какой-либо части речи, в английском языке нет. Но, зато, в английском языке различают два вида префиксов: префиксы с отрицательным значением, префиксы для образования слов с новым лексическим значением. Префиксы изменяют значение слова, но не меняют его принадлежность к той или иной части речи.
2.1. Отрицательные префиксы и их употребление
К префиксам с отрицательным значением относят il-, ir-, im-, in-, un-, dis-, non-. В русском языке они соответствуют частице -не-. Данных префиксов, оказывается, много. Теперь перед нами стоит проблема выбора того или иного префикса для образования антонимов. Оказывается, в английском языке – много исключений и есть небольшие правила, которые помогают облегчить для нас понимание употребления префиксов с отрицательным значением.
Приставка – il- употребляется перед словами, начинающимися с - l-, например: legal - illegal;
Приставка -ir- употребляется перед словами, начинающимися с -r-, напрмер: regular – irregular;
Приставка -im- употребляется перед словами, начинающимися с -p- или –m-, possible –impossible, moral – immoral;
Слова с приставкой –un-, - in- часто имеют антонимы с той же корневой основой, но противоположным значением: happy- unhappy, effective –ineffective;
Приставка – dis- употребляется в составе глагола, прилагательного или существительного и также имеет антонимы с такой же корневой основой, например: аppear – disappear;
Префикс –non- происходит от частицы –no- и часто заменяет другие префиксы, например: unprofessional – nonprofessional (непрофессиональный).
Не все слова могут образовывать отрицательные формы при помощи этих отрицательных префиксов. Чтобы правильно применять правила употребления префиксов с отрицательным значением, нужно также много практиковаться в чтении и аудировании. Нам необходимо самостоятельно вырыбатывать умение правильного полдбора префикса к словам. Перед тем, как применить слово с отрицательным префиксом, можно поиграть с ним, прибавляя один префикс за другим и подобрать лучшее звучание. Если это не удается, лучше воспользоваться своим другом – словарем. Со временем префиксы ставятся на автомате.
2.2. Префиксы для образования слов с новым лексическим значением
Второй вид английских префиксов - это префиксы, которые служат для образования слов с новым лексическим значением. Они также не меняют часть речи. Поскольку префиксы имеют свое значение, они являются ударными.
Знание значения префиксов поможет сэкономить время на поиск слов в англо-русском словаре и позволит расширить свой лексический запас.
В ходе исторического развития языка мертвые префиксы слились с корнем, тем самым утратив свое первоначальное значение. К мертвым префиксам в современном английском языке относятся префиксы -for - и -а - германского происхождения. В древне - английском языке префиксы for - и -а - имели значение: -for - значение уничтожения, отмены, -а - усилительное значение. В современном английском языке префиксы они утратили свое значение и слились с корнем; например, forgive - прощать, forbid - запрещать, arise - возникать, появляться, awake - будить, пробуждать.
Продуктивность префиксов в современном английском языке мы решили проверить в своем первом исследовании.
Материалом для исследования послужил учебник по английскому языку для 6 класса «Английский язык нового тысячелетия», автор Деревянко Н.Н.. Мы рассмотрели 41 лексическую единицу, подобрали к ним слова с противоположным значением и образовали слова с новым смысловым значением, используя префиксальный способ образования.
Префикс | Слово | Отрицательное значение | Перевод | Новое смысловое значение |
dis | advantage honest like agree appear cover | disadvantage dishonest dislike disagree disappear discover | недостаток нечестный не нравится не соглашаться | исчезать открывать |
mis | understand take | misunderstand mistake | неправильно понимать ошибаться | |
in | active correct | inactive incorrect | неактивный неправильный, неверный | |
im | patient | impatient | нетерпеливый | |
ir | regular | irregular | неправильный | |
un | afraid clean comfortable cool favourite fair friendly happy healthy intelligent lovely luckily official popular quiet tidy well wise | unafraid unclean uncomfortable uncool unfavourite unfair unfriendly unhappy unhealthy unintelligent unlovely unluckily unofficial unpopular unquiet untidy unwell unwise | незапуганный нечистый неудобный непрохладный нелюбимый нечестный, несветлый недружелюбный несчастливый нездоровый неумный некрасивый к несчастью неофициальный непопулярный беспокойный неопрятный нездоровый немудрый | |
non | poisonous appearance | non-poisonous non-appearance | неядовитый неявка | |
over | play sleep eat | overpay oversleep overeat | переплачивать переспать переедать | |
under | feed ground shirt | underfeed underground undershirt | недокормить метро майка | |
super | natural star man | supernatural superstar superman | сверхъестественный суперзвезда сверхчеловек |
В результате исследования мы получили следующие результаты: самый продуктивный отрицательный префикс в современном английском языке - это префикс – un; малопродуктивные префиксы – это префиксы – mis, - dis, -over, - non, -super, -under; непродуктивные префиксы – это префиксы –in, -im-, -ir,
Глава 4. Опрос
Для подтверждения или опровержения гипотезы исследования мы провели в 7 классе дважды письменный опрос на знание префиксального способа образования слов. В опросе участвовало 14 человек.
Перед первым опросом мы не ознакомили ребят с правилами префиксального способа образования слов. Нами была предложена работа, в которую входили 15 слов. К 7 словам нужно было правильно подобрать отрицательный префикс, к 8 словам – префикс, который образует из предложенных слов новые слова с другим лексическим значением.
В результате письменного опроса оказалось, что качество выполнения двух заданий составило 43%.
Результаты работы после первого опроса не были оглашены ребятам.
По окончанию первого опроса ребятам была предложена памятка «Секреты префиксального способа образования английских слов». Дома ребятам необходимо было изучить виды префиксов и их значение. На следующем уроки ребята повторно написали ту же самую работу, в которую входили те же самые 15 слов. На этот раз качество выполнения двух заданий составило 80%.
Исходя из нашего исследования, можно сделать вывод: наша памятка «Секреты префиксального способа образования английских слов» помогает учащимся преодолевать трудности в префиксальном способе образования новых слов. Вследствии этого мы можем однозначно сказать, что гипотеза нашей исследовательской работы подтверждена.
Заключение
Изучив происхождение префиксов, рассмотрев виды префиксов и их значение, проведя свое исследование на продуктивность префиксов, подготовив памятку «Секреты префиксального способа образования английских слов» и проанализировав результаты письменного опроса среди учащихся 7 класса, мы достигли цель своей исследовательской работы, а именно получили теоретические и практические знания в сфере префиксального способа образования английских слов. Мы надеемся, что эти знания помогут в дальнейшем нам и другим учащимся справиться с заданиями на словообразование, а также просто обогатить свой словарный запас и красиво говорить на английском языке.
Список используемой литературы
Деревянко Н.Н. Английский язык нового тысячелетия. Учебник для 6 класса. Обнинск: Титул, 2013.- 160с.
Качалова К.Н., Израилевич Е.Е. Практическая грамматика английского языка. Санкт – Петербург: Базис Каро, 2004.
Леонтьева С.Ф. Отрицательные аффиксы в современном английском языке. Москва: Высшая школа, 2005.
Николенко Т.Г.Английский для детей. Сборник упражнений. Москва: Айрис Пресс, 2013.
Оксфордский англо-русский словарь. Оксфорд – Москва, 1999.
Электронный ресурс:
Приложение №1
Письменный опрос
Префиксальный способ образования английских слов
Задание №1
Образуйте слова с противоположным значением при помощи отрицательных префиксов: - im, - in, - un, - ir, - il, - non, - dis.
Comfortable ___________________________
Correct________________________________
Logical _______________________________
Regular_______________________________
Possible_______________________________
Like__________________________________
Poisonous_____________________________
Задание №2
Образуйте слова с новым лексическим значением, не меняя часть речи, при помощи префиксов: - anti, - ex, -mega, - mis, - multi, - re, - sub, - up.
Write_________________________________
Understand____________________________
Way__________________________________
Coloured______________________________
War__________________________________
Champion_____________________________
Star__________________________________
Stairs_________________________________
Приложение №2
Приложение №3
Памятка
«Секреты префиксального способа образования английских слов»
Префиксы | Употребление /Значение | Пример | Перевод | |
Отрица-тельные | Образуют слово с новым лексическим значением | |||
im | перед словами, начинающимися с букв –p-, -m- | mortal – immortal possible- impossible | смертный - бессмертный | |
in | выражает противоположное действие | direct - indirect | прямой - непрямой | |
un | happy – unhappy | счастливый несчастливый | ||
ir | перед словами, начинающимися с буквы –r- | regular - irregular | правильный - неправильный | |
il | перед словами, начинающимися с буквы -l- | legal - illegal | легальный – нелегальный | |
dis | выражает отрицание и противоположное действие | like - dislike | нравится – не нравится | |
non | происходит от частицы –no- и заменяет другие префиксы | poisonous – nonpoisonous | ядовитый – неядовитый | |
over | сверх, чрезмерно, проще говоря излишек | overpay supernatural ultra-modern | переплатить сверхъестественный ультрамодный | |
bi | два, наличие двух элементов | bilingual | двуязычный | |
co, inter | между, взаимно, совместное действие | co-author international | соавтор международный | |
down | cнижение | downstairs | вниз по лестнице | |
ex | бывший | ex-president | бывший президент | |
mega | много, огромный | megastar | мега - звезда | |
micro | очень маленький | microchip | Микрочип | |
mis | неправильно, неверно | misunderstand | неправильно понять | |
multi, poly | много, мульти, поли | multicolored polyglot | многоцветный полиглот | |
semi | полу, половина | semifinal | полуфинал | |
self | относящийся к себе | self-confident | самоуверенный | |
sub | под, находящийся под тем или иным предметом | subway | метро | |
up | вверх | upstairs | вверх по лестнице | |
re | снова, заново, вновь, пере | reread | перечитать | |
over, super, ultra | сверх, пере, чрезмерно | overpay supernatural ultra-modern | переплатить сверхъестественный ультрамодный | |
pre | до | pre -war | довоенный | |
post после | после | post - war | послевоенный | |
under | недостаточно, недо | underpay | недоплатить | |
auto | само, авто | autobiography | автобиография | |
trans | через, транс | transatlantic | трансатлантический |
Ледяная внучка
Две снежинки
Юрий Визбор. Милая моя
Девочка-Снегурочка
Снег своими руками