Стремительное развитие нашего современного общества наряду с новыми технологиями и новыми возможностями неизбежно приводит к возникновению новых проблем и болезней общества. И одной из таких проблем, а может быть и болезнью, является Интернет-зависимость. Последние годы стремительно увеличивается число зависимых людей от Интернета.
Вложение | Размер |
---|---|
opredelenie_nalichiya_internet-zavisimosti.docx | 64.08 КБ |
Министерство образования и науки Республики Калмыкия
МКОУ «Кевюдовская средняя общеобразовательная школа»
XIII республиканская научно – практическая конференция школьников «Первые шаги в науку»
Направление: педагогика и психология
Название работы: Определение наличия Интернет-зависимости
у учащихся МКОУ «Кевюдовская СОШ»
Автор работы: Лиджиева Занда Бурловна
Место выполнения работы: Ики – Бурульский район
п.Кевюды
Муниципальное общеобразовательное
учреждение «Кевюдовская средняя
общеобразовательная школа»
Руководитель: Дорджиева С.Б., учитель математики
2017 г.
Содержание
Особенности проявления Интернет - зависимости у учащихся 8 – 11 классов МКОУ «Кевюдовская СОШ» …………………………………10
Стремительное развитие нашего современного общества наряду с новыми технологиями и новыми возможностями неизбежно приводит к возникновению новых проблем и болезней общества. И одной из таких проблем, а может быть и болезнью, является Интернет-зависимость. Последние годы стремительно увеличивается число зависимых людей от Интернета.
На сегодняшний день ученые предоставляют нам следующие данные относительно интересующего нас вопроса:
- треть населения России подвержены Интернет – зависимости;
- 1 из 4 подростков каждый день проводит за компьютером не менее 4 часов
день, причем в выходные дни эти показатели удваиваются;
- в старших классах подростки начинают активно общаться в социальных
сетях, скачивать фильмы, музыку, просматривать фотографии. Если в 11 лет
процент Интернет - зависимых составлял всего 14%, в 13 лет - уже 26%, а в
15 лет – 34%.
- 4 из 6 подростков сообщили, что из-за частого пребывания в интернете у
них ухудшались оценки в школе и портились «реальные» отношения с
родителями и друзьями.
Как можно заметить, приведенная статистика крайне пугающая.
Современные подростки, чтобы не отстать от моды и быть в курсе всех
новостей стараются проводить много времени в социальных сетях, которые
их, в свою очередь, затягивают. Не зря же их назвали сетями. Также в
интернете они могут играть в игры, которые их настолько зомбируют и
поглощают в виртуальный мир, что они не в силах полноценно
функционировать в реальном мире. И ещё современная молодежь стремится
показать насколько они круты, что рискуют ради этого своей жизнью...
Я считаю актуальным изучение Интернет - зависимости у учащихся 2-11
классов нашей школы. Ведь дети особенно подвержены различным отклонениям в поведении – это связано с психологическими
возрастными особенностями.
Цель моей работы: Выявить проблему Интернет - зависимости у
учащихся МКОУ «Кевюдовская СОШ»
При изучении данной темы я поставила перед собой следующие задачи:
Объект исследования: учащиеся МКОУ «Кевюдовская СОШ»
Предмет исследования: Интернет-зависимость у учащихся МКОУ «Кевюдовская СОШ»
Методы исследования:
Тест - опросник Интернет - зависимости Кимберли Янг /Приложение №1/
Тест на определение коммуникативных и организаторских склонностей
(КОС) /Приложение №2/
Гипотезы, выдвинутые мной:
В исследовании участвовали учащиеся 2 - 11 классов в количестве 26 человек.
Место исследования: МКОУ «Кевюдовская СОШ»
2. Теоретическая часть
2.1.Что такое Интернет – зависимость и история его возникновения
Зависимость – навязчивая потребность, подвигающая человека к определенной деятельности. При помощи зависимости человек убегает от дискомфорта действительности.
Интернет - зависимость (или интернет - аддикция) — навязчивое стремление использовать Интернет и избыточное пользование им, проведение большого количества времени в сети.
Интернет - зависимость определяется, как "навязчивое желание выйти в Интернет, находясь off-line, и неспособность выйти из Интернет, будучи on-line".
Впервые термин «Интернет-зависимость» был введен в обращение в 1995 году американским психиатром Айвеном Голдбергом. Он определил его, как навязчивое стремление выйти в Интернет и оставаться там как можно дольше. Он сравнил эту зависимость с другими типами зависимости – алкогольной, наркотической, зависимостью от азартных игр.
Интернет-зависимость называют аддикцией, т.е. отклонением в поведении, при котором у человека нарушается чувство реальности, теряется ощущение времени, утрачивается критическое мышление, ограничивается руководство своими поступками. Ребёнок становится менее активным, нарушается цикл сна и бодрствования. Наступает психическая и физическая зависимость.
Механизм её формирования очень схож с никотиновой, алкогольной и наркотической, хотя при Интернет - зависимости нет прямого действующего вещества. Это не химическая, а исключительно психическая зависимость, влияющая, впрочем, на те же рецепторы в центрах удовольствия.
Доктор Кимберли Ян - профессор психологии Питсбургского университета в Брэтфорде (США), мировой эксперт по Интернет - зависимости, автор известной книги «Пойманные в Сеть» (англ. «Caught in the Net»), переведённой на многие языки, основатель Центра помощи людям,
страдающим Интернет - зависимостью (англ. Center for On-Line Addiction),
изучившая более 400 случаев данной проблемы, считает, что каждый, у кого есть
доступ к модему и выходу в Интернет, может стать Интернет – зависимым.
2.2.Основные типы и симптомы Интернет - зависимости
На сегодняшний день представить себе мир без Интернета практически невозможно. С его помощью мы смотрим фильмы, общаемся с друзьями, узнаем новости и совершаем покупки, не выходя из дома. Изначально Интернет – это просто еще один инструмент для расширения своих возможностей, как в деловой сфере, так и в плане отдыха и приятного общения. Современная школа с введением новых образовательных стандартов отходит от привычных моделей обучения, ребенок теперь сам должен научиться добывать информацию. И в данном случае Интернет становится просто незаменимым орудием для образования. Но когда человек начинает проводить слишком много времени в Сети это может стать тревожным сигналом.
Можно выделить ряд общих черт поведения, присущих Интернет -зависимым людям:
В интернете можно найти удовлетворение почти всех осознанных или подсознательных потребностей человека. Именно это и является главной причиной возникновения зависимости к интернету. Уход в вымышленный мир является в настоящее время одним из самых простых, а, следовательно, самых распространенных способов поведения людей в тяжелых жизненных ситуациях.
Основные типы Интернет - зависимости по мнению психолога Дрепы М.И. таковы:
Основные симптомы Интернет-зависимости:
2.3. Смертельные исходы Интернет - зависимости
На сегодняшний день, на мой взгляд, самыми опасными являются три вида интернет – зависимости, влекущие за собой смертельные исходы:
В социальных сетях, наверное, находится каждый второй житель планеты. В нашей школе 22 учащихся зарегистрировано в социальной сети «ВКонтакте». «В Контакте» появилась смертельная игра “Синий кит”, пропагандирующая суицид среди подростков, которая уже успела убить 130 подростков. В этой игре дается 50 дней, и каждый день, вставая в 4:20 , подросток должен выполнять различные задания. Все начинается с простого. Например, “Нарисуй кита, единорога” и т.д. затем все ухудшается. Просят слушать депрессивные песни с криками, с плачем. И под конец его куратор пишет, что он победитель и что, главный приз-смерть. И если он не умрет, то ему скинут ссылку, на которой выйдет: ошибка 404. И буквально через 10 минут куратор пишет его геоданные и затем, будет угрожать либо умереть самому, либо они убьют его семью. Не зная, что делать, подростки выбирают первое.
Зависимость от онлайн-игр.
Первый случай, в 2015 году в Башкирии 17-летний геймер, чей организм не выдержал длительного марафона в Dota 2. В течении 22-х дней он играл по ночам в Dota, вместо здорового сна. Нюанс в том, что сломав ногу, он не нашел иного времяпрепровождения. Он провел в этой игре более 2000 часов за свою жизнь. На 22-ой день он потерял сознание и по дороге в больницу он скончался. Причиной смерти оказался тромб, оторвавшийся от травмированной ноги. Доктора утверждали, что если бы он не проводил ночи в играх, то могли бы избежать этого. Второй случай, в 2015 году, в Челябинской области, в городе Миасс,15-летний школьник Антон набросился с ножом на своих родителей, убив мать и ранив отца. Антон очень любил игры из-за которых в семье были ссоры. После очередной ссоры, он взял кухонный нож и со спины нанес 46-летней матери удары в шею и грудь, отца он ударил в грудь и голову, но тот сумел избежать смертельных ранений. Сначала он хотел покончить жизнью, но передумав, он сдался полиции.
Ради того, чтобы выложить фотографию на своей страничке в социальной сети и получить кучу лайков, люди идут на страшный риск. Однако в погоне за сомнительным удовольствием и мимолетной славой можно потерять самое важное - жизнь. К примеру, 21-летний Оскар Отеро Огилар застрелил сам себя, пытаясь придумать интересное селфи, чтобы потом выложить в Facebook. Он случайно нажал на курок, и этим произвел смертельный выстрел себе в голову. 17-летняя Ксения Игнатьева, пытаясь произвести впечатление на друзей, взобралась на железнодорожный мост. Она хотела сделать селфи на фоне, уходящих вдаль рельс, но потеряла равновесие и сорвалась с железного сооружения. При падении она ухватилась за электрический кабель и получила удар током. Девушка погибла сразу же.
Как не допустить подобное, как предостеречь детей и подростков от необдуманных шагов. Наверное, общими усилиями семьи, школы и государства.
Но сначала нужно определить наличие Интернет – зависимости у детей и подростков.
3. Практическая часть
Особенности проявления Интернет - зависимости у учащихся 2 – 11 классов МКОУ «Кевюдовская СОШ»
Исследование учащихся с помощью теста Кимберли Янг на Интернет-
зависимость.
Я провела опрос среди учащихся 2 -11 классов. Всего в опросе участвовало 26 человек.
Все ответы теста оценивались по пятибалльной шкале:
4- очень часто 5- всегда
Результаты тестирования:
20 – 49 баллов – 23 ученика,
50 – 79 баллов – 3 ученика,
80 – 100 баллов – нет
По данным исследования я выявила следующие результаты:
88 % опрошенных учащихся - обычные пользователи Интернета не страдающие Интернет - зависимостью.
У 12 % опрошенных учащихся есть некоторые проблемы, связанные с чрезмерным увлечением Интернетом.
Из них: в начальной школе – все обычные пользователи Интернета, присутствует контроль со стороны родителей, в основной школе – 7 пользователей и 1 имеет проблемы, в старшей школе – 5 пользователей и у двоих имеются проблемы.
Учащихся, страдающих Интернет – зависимостью, в нашей школе нет.
Показатели Интернет – зависимости по классам представлены в таблице 1
/Приложение № 3/
В ходе эксперимента я выяснила также, что учащиеся:
( 16 учеников из 26 - 62%)
В нашем исследовании принимали участие 16 мальчиков и 10 девочек. Проанализировав полученные результаты, я выявила, что 2 девочки и 1 мальчик, имеют проблемы, связанные с чрезмерным увлечением Интернетом /см. таблицу 2/. Видимо, это связано с тем, что девочки более эмоционально зависимы от общения и стремятся расширить его границы разными способами, в том числе через социальные сети.
Среди учащихся: 3 отличника, 13 хорошистов, 6 троечников. Анализ Интернет - зависимости от успеваемости учащихся показал, что отличники и хорошисты - обычные пользователи Интернета, а среди троечников есть как обычные пользователи, так и имеющие некоторые проблемы, связанные с чрезмерным увлечением Интернетом/см. таблицу 3/
Большинство учащихся нашей школы (22 ученика) ведут достаточно активный образ жизни. Они принимают активное участие в школьных, районных, республиканских мероприятиях. Мальчики посещают секции футбола, греко - римской борьбы. Девочки занимаются танцами, вокалом, декоративно-прикладным искусством. Досуговая деятельность оставляет им меньше времени пребывать в Интернете/см. таблицу 4/
В своем исследовании я также использовала методику «Оценка коммуникативных и организаторских склонностей» (КОС) для выявления уровня развития коммуникативных и организаторских склонностей.
Для проведения исследования был подготовлен вопросник КОС и лист для ответов. При обработке результатов я сопоставила ответы испытуемых с кодом и подсчитала количество совпадений отдельно по коммуникативным и организаторским склонностям. Затем вычислила оценочные коэффициенты коммуникативных (Кк) и организаторских (Ко) склонностей как отношение количества совпадающих ответов по коммуникативным склонностям (Кк) и организаторским склонностям (Ко) к максимально возможному числу совпадений (20). А по шкале оценок я выявила учащихся с низким, средним и высоким уровнем развития коммуникативных и организаторских склонностей. Я сравнила полученные результаты с выявленным уровнем Интернет -зависимости. /см.таблицу 5/ Сравнительный анализ показал, что учащиеся с высоким уровнем развития коммуникативных и организаторских склонностей не зависят от влияния «сети». А вот учащиеся с низким уровнем коммуникативных и организаторских склонностей показали, что имеют проблемы с Интернет – зависимостью.
4.Заключение
В своей исследовательской работе я раскрыла понятие Интернет - зависимости, рассмотрела ее симптомы, виды и проверила уровень Интернет - зависимости среди учащихся своей школы.
Для проведения экспериментальных исследований на Интернет-зависимость я использовала тест, разработанный Кимберли Янг, методику КОС.
В результате моего исследования я выяснила, что большинство учащихся нашей школы являются обычными пользователями Интернета. Три ученика имеют некоторые проблемы, связанные с чрезмерным увлечением Интернетом. Таким образом, моя первая гипотеза подтвердилась.
Девочки являются более зависимыми, чем мальчики, видимо, это связано с тем, что они являются более эмоционально зависимыми от общения и стремятся расширить его границы разными способами. Что подтверждает вторую гипотезу моего исследования.
Такой фактор как успеваемость так же влияет на количество времени, которое они проводят в интернете. Чем лучше учится подросток, тем меньше остается возможности и желания зайти в «сеть». Таким образом, можно говорить о том, что успеваемость все-таки влияет на уровень Интернет - зависимости учащихся, тем самым я подтверждаю свою третью гипотезу.
Четвертая моя гипотеза нашла подтверждение в том, что более активные дети, занятые в кружках, секциях, постоянно участвующие во всех мероприятиях, не имеют возможности постоянно находиться в Интернете, нежели дети с пассивным образом жизни, которые ищут развлечения не в реальной жизни, а в «сети».
Такие личностные качества как коммуникабельность и умение организовывать людей так же влияют на Интернет-зависимость детей и подростков. Ребята с высоким уровнем развития коммуникативных и организаторских склонностей стремятся в режиме реального времени реализовывать свои склонности, организовывать людей, общаться с ними. А учащиеся с низким уровнем развития коммуникативных склонностей пытаются компенсировать нехватку общения в «сети», к тому же там можно представить себя идеальнее, чем есть на самом деле. Эти данные подтверждают пятую гипотезу моего исследования.
Таким образом, нужно отметить, что проблема Интернет - зависимости в нашей школе отсутствует. Я ознакомила учащихся с результатами своего исследования и 3 учащимся дала практические рекомендации, направленные на снижение уровня Интернет - зависимости среди подростков./Приложение № 4/
Проблема Интернет - зависимости среди детей является актуальной в настоящее время. Дети во взаимодействии с Интернетом находятся в большой опасности, так как представляют собой наиболее незащищенную аудиторию, поскольку в меньшей степени, чем взрослые, в состоянии фильтровать тот вал информации, который обрушивается на них из Интернета. Воспитание компьютерной культуры, самовоспитание пользователей и приобретение другой, более здоровой, творческой зависимости - вот главные пути решения проблемы Интернет - зависимости.
Приложение № 1
Тест на Интернет-зависимость Кимберли Янг
Вам предлагается ряд утверждений. Рассмотрите каждое и, используя шесть вариантов ответов, оцените каждый пункт. Укажите возле каждого вопроса свой вариант ответа
Варианты ответов
1. Очень редко. 2 . Иногда. 4. Часто. 5. Очень часто. 6. Всегда.
1. Ты замечаешь, что провел в Интернете больше времени, чем планировал.
2. Ты переносишь или откладываешь домашние дела из-за того, что находишься в Интернете.
3. Ты предпочитаешь побыть в Интернете, чем провести время со своими друзьями.
4. Люди, с которыми ты познакомился в Интернете, надолго становятся твоими интернет - друзьями (знакомыми).
5. Твои близкие (друзья, знакомые) жалуются на то, что ты проводишь слишком много времени в Интернете.
6. То, что ты много времени проводишь в Интернете, мешает тебе выполнять работу по дому.
7. Ты сначала проверяешь свою электронную почту (сообщения на одноклассниках, в контакте или других социальных сетях) и только потом приступаешь к другим делам.
8. То, что ты много времени проводишь в Интернете, мешает тебе в выполнении домашних заданий.
9. Когда кто-либо спрашивает, чем ты занимаешься в Интернете, ты отвечаешь неохотно или вообще уходишь от ответа.
10. Мысли о том, что ты сделаешь, когда снова окажешься в Интернете, позволяют тебя отвлечься от мыслей о твоих житейских трудностях и проблемах.
11. Ты бываешь недоволен собой из-за того, что снова выходишь в Интернет.
12. Ты думаешь о том, что без Интернета, твоя жизнь была бы скучной и неинтересной.
13. Если кто-либо отвлекает тебя, когда ты находишься в Интернете, ты становишься раздражительным, резким.
14. Ты не спишь из-за того, что до поздней ночи находишься в Интернете.
15. Ты думаешь о том, что сделаешь, когда снова окажешься в Интернете.
16. Ты снова и снова даешь себе «еще несколько минут», прежде чем выйти из Интернета.
17. Ты предпринимаешь неудачные попытки уменьшить время, которое проводишь в Интернете.
18. Ты пытаешься скрыть от других сколько времени проводишь в Интернете.
19. Ты предпочитаешь побыть в Интернете, чем сходить куда-нибудь с друзьями или знакомыми.
20. Когда ты выходишь из Интернета, у тебя портится настроение, ты нервничаешь, становишься вспыльчивым. Все это проходит, когда ты снова оказываешься в Интернете.
Теперь подсчитайте результат:
20-49 баллов – Вы учебный пользователь Интернета. Можете путешествовать по сети сколько угодно долго, т.к. умеете контролировать себя.
50-79 баллов – у Вас некоторые проблемы, связанные с чрезмерным увлечением Интернетом. Если Вы не обратите на них внимание сейчас – в дальнейшем они могут заполнить всю Вашу жизнь.
80-100 баллов – использование Интернета вызывает значительные проблемы в Вашей жизни. Требуется помощь специалиста-психотерапевта.
Приложение № 2
Методика «Оценка коммуникативных и организаторских склонностей» (КОС)
Для проведения исследования необходимо подготовить вопросник КОС и лист для ответов. Эксперимент может проводиться как индивидуально, так и в группе. Испытуемым раздают бланки для ответов и зачитывают инструкцию: «Вам нужно ответить на все предложенные вопросы. Свободно выражайте свое мнение по каждому вопросу и отвечайте так: если ваш ответ на вопрос положителен (Я согласен), то в соответствующей клетке листа ответов поставьте плюс, если же ваш ответ отрицателен (Я не согласен) – поставьте знак минус. Следите, чтобы номер вопроса и номер клетки, куда вы запишите свой ответ, совпадали. Имейте в виду, что вопросы носят общий характер и не могут содержать всех необходимых подробностей. Поэтому представьте себе типичные ситуации и не задумывайтесь над деталями. Не следует тратить много времени на обдумывание, отвечайте быстро. Возможно, на некоторые вопросы вам будет трудно ответить. Тогда постарайтесь дать тот ответ, который вы считаете предпочтительным»
Вопросы:
Обработка результатов:
При обработке результатов следует сопоставить ответы испытуемого с кодом и подсчитать количество совпадений отдельно по коммуникативным и организаторским склонностям.
Коммуникативные склонности:
(+) Да – 1,5,9,13,17,21,25,29,33,37
(-) Нет – 3,7,11,15,19,23,27,31,35,39
Организаторские склонности:
(+) Да – 2,6,10,14,18,22,26,30,34,38
(-) Нет – 4,8,12,16,20,24,28,32,36,40
Затем необходимо вычислить оценочные коэффициенты коммуникативных (Кк) и организаторских (Ко) склонностей как отношение количества совпадающих ответов по коммуникативным склонностям (Кк) и организаторским склонностям (Ко) к максимально возможному числу совпадений (20), по формулам:
Кк = Кх \ 20; Ко = Ох \ 20, где
Кк – коэффициент коммуникативных склонностей;
Ко – коэффициент организаторских склонностей;
Кх и Ox – количество совпадающих с дешифратором ответов соответственно по коммуникативным и организаторским склонностям.
Шкала оценок коммуникативных и организаторских склонностей
Кк | Ко | Шкальная оценка |
0,10-0,45 | 0,20-0,55 | 1 |
0,46-0,55 | 0,56-0,65 | 2 |
0,56-0,65 | 0,66-0,70 | 3 |
0,66-0,75 | 0,71-0,80 | 4 |
0,76-1,00 | 0,81-1,00 | 5 |
При анализе полученных результатов необходимо учитывать следующие параметры:
Приложение №3
Таблица 1.Наличие Интернет – зависимости у учащихся 2-11 классов МКОУ
«Кевюдовская СОШ»
Класс | 20 – 49б. | 50 -79б. | 80 – 100б. |
2 | 4 | - | - |
3 | 5 | - | - |
4 | 2 | - | - |
5 | 1 | - | - |
6 | 3 | - | - |
7 | 1 | 1 | - |
8 | 1 | - | - |
9 | 1 | - | - |
10 | 2 | - | - |
11 | 3 | 2 | - |
Итого: | 23 | 3 | - |
Таблица 2. Влияние пола учащихся на Интернет - зависимость
пол | Обычные пользователи | Низкий уровень | Высокий уровень |
мальчики | 94% | 6% | - |
девочки | 80% | 20% | - |
Таблица 3.
Влияние успеваемости на Интернет - зависимость
Успеваемость | Обычные пользователи | Низкий уровень | Высокий уровень |
отличники | 100% | - | - |
хорошисты | 100% | ||
троечники | 50% | 50% |
Таблица 4. Влияние образа жизни учащихся на Интернет - зависимость
Образ жизни | Обычные пользователи | Низкий уровень | Высокий уровень |
Активный образ жизни | 95% | - | |
Пассивный образ жизни | 5% | 100% | - |
Таблица 5. Влияние наличия коммуникативных и организаторских
склонностей на Интернет - зависимость
Выраженность коммуникативных склонностей | Обычные пользователи | Низкий уровень | Высокий уровень |
Низкий уровень | 0% | 67% | - |
Средний уровень | 39% | 33% | - |
Высокий уровень | 61% | 0% | - |
Выраженность организаторских склонностей | Обычные пользователи | Низкий уровень | Высокий уровень |
Низкий уровень | 0% | 100% | - |
Средний уровень | 43% | 0% | - |
Высокий уровень | 57% | 0% | - |
Приложение №4
Практические рекомендации, направленные на снижение уровня Интернет - зависимости среди подростков
Мост из бумаги для Киры и Вики
В чём смысл жизни. // Д.С.Лихачев. Письма о добром и прекрасном. Письмо пятое
Стрижонок Скрип. В.П. Астафьев
Попробуем на вкус солёность моря?
Лавовая лампа