Многие математические задачи допускают несколько вариантов решения. Нахождение «наиболее простых», оригинальных путей решения нередко является результатом длительной и кропотливой работы. Решать задачу различными способами является одним из признаков хорошей математической подготовки.
Существуют способы решения алгебраических задач методами, основанными на наглядно-геометрических интерпретациях.
Ни одна математическая задача не решается по шаблону, каждая содержит свою изюминку и в этом её прелесть. Задачи с применением графического метода подразумевают не только знание основных теорий и законов математики, но и использование логического мышления. Любое представление условия задачи в виде рисунка или чертежа облегчает решение задачи. Многие задачи ОГЭ и ЕГЭ можно решить графическим способом.
Исследование возможностей применения графического способа при решении математических задач
График – это говорящая линия,
которая может о многом рассказать
М.Б.Балк
I. Введение
Многие математические задачи допускают несколько вариантов решения. Нахождение «наиболее простых», оригинальных путей решения нередко является результатом длительной и кропотливой работы. Решать задачу различными способами является одним из признаков хорошей математической подготовки.
Существуют способы решения алгебраических задач методами, основанными на наглядно-геометрических интерпретациях.
Ни одна математическая задача не решается по шаблону, каждая содержит свою изюминку и в этом её прелесть. Задачи с применением графического метода подразумевают не только знание основных теорий и законов математики, но и использование логического мышления. Любое представление условия задачи в виде рисунка или чертежа облегчает решение задачи. Многие задачи ОГЭ и ЕГЭ можно решить графическим способом.
Актуальность. Тема исследования без сомнения актуальна. В будущем учебном году мне предстоит сдавать Единый Государственный экзамен. И сегодня мне важно научиться решать математические задачи любыми способами, позволяющими получать не только правильное, но и быстрое решение. Традиционно математические задачи решаются универсальным способом – алгебраическим. В ходе своей работы я попытался отыскать метод решения математических задач, который во многих случаях является рациональным, значительно упрощает решение, ведет к более быстрому получению ответа.
Цель моей работы: показать применение графического способа при решении математических задач
Задачи исследования:
Объект исследования – математические задачи
Предмет исследования – графический метод решения математических задач.
Гипотеза – с помощью графического метода можно получить простой алгоритм для определения искомых величин при решении математических задач.
Методы исследования: изучение литературных и Интернет-ресурсов, анализ и классификация информации, обобщение.
II. Основная часть
2.1. Графическое решение уравнений и систем уравнений
Рассмотрим приведённое квадратное уравнение : x2+px+q=0;
Перепишем его так: x2=-px-q(1)
Построим графики: y=x2 и y=-px-q.
График первой зависимости нам известен, это есть парабола; вторая зависимость - линейная; её график есть прямая линия. Из уравнения (1) видно, что в том случае, когда х является его решением, ординаты точек обоих графиков равны между собой. Значит, данному значению х соответствует одна и та же точка, как на параболе, так и на прямой, то есть парабола и прямая пересекаются в точке с абсциссой х.
Отсюда графический способ решения квадратного уравнения: строим параболу у=х2, строим прямую у = - рх-q.
Если прямая и парабола пересекаются, то абсциссы точек пересечения являются корнями квадратного уравнения. Этот способ удобен, если не требуется большой точности.
Примеры:
Ответ: х1=-1, х2 =2.
у =
y = 8 -1,5х
Ответ: 4
ху=-4
у-х2=1
Ответ: 1 решение
2.2.Графический подход к решению некоторых тригонометрических уравнений
Предлагаемый метод решения графического решения тригонометрических уравнений и неравенств даeт возможность определять корни намного проще, чем при аналитическом методе. Он не требует особых технических навыков в тригонометрич6ских преобразованиях, а теоретическую сторону дела позволяет продемонстрировать очень наглядно.
Конечно, при графическом решении уравнений корни определяются только приближенно в силу того, что невозможно с высокой точностью построить график функции, измерить абсциссы или ординаты точек пересечения графика с осями координат или с другими графиками. Тем не менее, той точности, которую обеспечивает графический метод, бывает вполне достаточно для практических нужд.
Пусть необходимо решить уравнение , (1)
где - многочлен от двух переменных x и y. Идея решения состоит в том, чтобы дополнить уравнение (1) тождеством , ввести обозначения: , и решить графически систему, состоящую из двух уравнений: .
Получим точки пересечения (если таковые существуют!) единичной окружности с графиком функции F (x,y), координаты которых определить не стоит труда.
Приведем примеры:
1.Рассмотрим решение уравнения:
Введем обозначения , . Решим графически систему, состоящую из двух уравнений:
Отсюда получаем:, , где
На практике встречаются задания, где необходимо указать количество корней уравнения, предварительно решив его. Здесь метод графического подхода более рационален.
2.Сколько корней уравнения принадлежат отрезку
Решение:
,
,
Введем обозначения
,
, , .
очевидно, что данное уравнение имеет три корня на отрезке
2.3.Графическое решение задач с параметром и модулями
1. Найдите все значения параметра а, при которых уравнение |2х – а| + 1 = |х +3| имеет единственное решение.
Решение. Представим данное уравнение в виде |2х – а| = |х +3|- 1.
Правая часть этого уравнения задает неподвижный «уголок» с вершиной в точке (-3; -1), ветви направлены вверх. Левая часть этого уравнения задает «уголок» сжатый в два раза вдоль оси ординат, вершина которого двигается по оси абсцисс. Очевидно, что данное уравнение будет иметь единственное решение, если вершина движущегося «уголка» попадет в точку А, или точку В.
Имеем, |х + 3 | - 1= 0 х = -4, х = -2, тогда А (-4; 0),
В (-2; 0)
и координаты этих точек удовлетворяют уравнению у =|2х – а|.
Тогда
2.Найти все значения a, при каждом из которых система уравнений
х2 + 20х + у2 – 20у + 75 = | х2 + у2 – 25|,
х – у = а.
имеет более одного решения.
Изобразим на координатной плоскости множество точек, координаты которых удовлетворяют первому уравнению системы.
Рассмотрим два случая: 1)Если х2 + у2 ≥ 25, то получаем уравнение
х2 + 20х + у2 – 20у + 75= х2 + у2 – 25;
20х – 20у + 100 = 0;
х – у + 5 = 0.
Полученное уравнение задает прямую у = х + 5.
2) Если х2 + у2 ≤ 25, то получаем уравнение
х2 + 20х + у2 – 20у + 75= 25 - х2 - у2;
х2 + 10х + у2 + 25 = 0;
+ = 25.
Полученное уравнение задает окружность с центром в точке Q(-5;5) и радиусом 5.
Полученные прямая и окружность пересекаются в двух точках А(-5;0) и В(0;5), лежащих на окружности х2 + у2 = 25, поэтому в первом случае получаем два луча l1 и l2 с концами в точках А и В соответственно, во втором – дугу с концами в тех же точках. Заметим, что точка С(-5 + ; 5 - ) лежит на дуге и отрезок QC перпендикулярен прямой, полученной в первом случае.
Рассмотрим второе уравнение системы. Оно задает прямую m, параллельную лучам l1 и l2 или содержащую их.
При а = -5 прямая m содержит лучи l1 и l2, то есть исходная система имеет бесконечное число решений.
При а = – 10 прямая m проходит через точку С, значит, прямая m касается дуги и не имеет общих точек с лучами l1 и l2, то есть исходная система имеет одно решение.
При а – 10 прямая m пересекает дугу в двух точках и не имеет общих точек с лучами l1 и l2, то есть исходная система имеет два решения.
При а или а – 10 прямая m не имеет общих точек с лучами l1 и l2 и дугой , то есть исходная система не имеет решений.
Значит, исходная система имеет более одного решения при а – 10.
2.4.Графический способ решения текстовых задач
Графический способ решения текстовых задач не используется в средней школе. Тем не менее, при решении задач на равномерные процессы иногда он даёт более простое и компактное решение.
При решении многих задач на движение требуется введение целого ряда неизвестных и составление системы из нескольких уравнений. В целях экономии времени удобно рассмотреть решение задачи графическим методом. Графическое изображение функций описывающих условие задачи – зачастую удобный технический прием. График позволяет наглядно представить ситуацию, описанную в задаче. Также он позволяет найти и составить новые уравнения, описывающие условие задачи, а иногда и просто заменить алгебраическое решение чисто геометрическим.
Задача 1. Из городов А и В навстречу друг другу одновременно вышли два товарных поезда. Они двигались без остановок, встретились через 24 часа после начала движения и продолжали свой путь, причем первый поезд прибыл в пункт В на 20 часов позднее, чем второй поезд прибыл в А. Сколько времени был в пути первый поезд?
Решение: Пусть t — время, затраченное вторым поездом на весь путь из В в А. Тогда (t+20) — время, затраченное первым поездом на весь путь из А в В.
Из подобия треугольников имеем: =
Получаем уравнение: х2 +20х – 576 = 0.
Решив его, получаем ответ: х = 16.
Значит, первый поезд затратил на весь путь 24 + 16 + 20 = 60 часов.
Задача 2. Две машинистки должны отпечатать рукописи с одинаковым числом страниц. 1 машинистка приступила на 3 часа раньше 2 машинистки и отпечатала к определенному моменту времени на страниц рукописи больше, чем 2 машинистка. Проработав еще 5 часов, обе одновременно закончили свою работу. За сколько часов каждая отпечатала свою рукопись?
N1 = N2 =
Получаем уравнение: - = . х = 1
Ответ: 9ч., 6ч.
III. Заключение
В процессе работы мной были выполнены все поставленные перед началом исследования задачи, достигнута намеченная цель, а именно: я научился применять при решении задач графический способ. Также мной была подтверждена выдвинутая перед началом исследования гипотеза – с помощью графического способа можно получить простой алгоритм решения многих задач.
Рассмотренный графический способ:
1. Позволяет существенно упростить решение задач, сделать его более понятным и наглядным.
2. Развивает пространственное воображение, которое является основным для освоения материала в старших классах.
3. Позволяет сократить время решения задач.
4. Достоинство – доступность для понимания, наглядность результата.
Возможность решить задачу различными способами побуждает нас к творческому мышлению, подчеркивает красоту содержания учебного предмета.
IV. Список литературы
Два морехода
Флейта и Ветер
Новый снимок Юпитера
Эта весёлая планета
Весёлая кукушка