Работа посвящена изучению истории жизни священнослужителя Сергия Алексеевича Фавстрицкого.
Вложение | Размер |
---|---|
krestom_otkryvaetsya_nebo.doc | 685.5 КБ |
Научно-образовательный форум обучающихся
Республики Мордовия
«ШАГ В БУДУЩЕЕ»
Направление: «Живая история»
Тема работы
«Крестом открывается небо…»
Выполнил:
Романов Никита Алексеевич
Ученик 8 А класса
МОУ «Средняя общеобразовательная школа
с углубленным изучением отдельных предметов №18»
Руководитель:
Романова Лидия Викторовна,
учитель ИКМК
Саранск, 2016
СОДЕРЖАНИЕ
Введение 3
I. Изучение родословной семьи Фавстрицких 5
1.Священнический род 5
2.Гонение на духовенство 6
3.Воскрешение памяти 8
4.Поиски правды 10
5.Судьбы, устремленные ко Христу 11
II. Заключение 12
III. Выводы 12
IV. Литература 13
Приложение 14
ВВЕДЕНИЕ
Актуальность:
Тему своего исследования я решил связать с историей и славными людьми села Селищи. Таких сел по Мордовии очень много. Но этот милый сердцу сельский уголок я считаю родным, так как здесь родились и выросли родные мне люди: дедушка, бабушка, мама. И из-за частых посещений этой местности, я себя считаю не гостем, а наполовину жителем Селищ. Знать свою историю, облагораживать святые места, сохранять наследие предков, хранить традиции – это необходимо для развития нашей нравственности и патриотизма.
Селищи (селище) эрзянское село в Ичалковском районе. Находится на реке Алатырь «деревня Селище на реке Олаторе» в 1671 году упоминается в генеральной переписи мордвы Алатырского уезда. Деревня состояла из 12 дворов. Я считаю, что село получило свое название от слова «селище» - древнее неукрепленное поселение людей.
О красоте этой местности можно говорить и писать бесконечно, а о необычных названиях улиц, лесов, рек этого села я писал в своей работе «Топонимические названия села Селищи». После этой работы я стал глубже и подробнее изучать историю этого родного мне уголка. В итоге мне стало известно, что село богато людьми, которые оставили свой след в истории. Именно судьбой такого человека я и заинтересовался.
Цель исследовательской работы: обобщить биографические данные священнического рода Фавстрицких и проследить их через призму истории нашей страны.
Объект исследования: история одной семьи (священнического рода Фавстрицких) в контексте истории России ХХ века.
Предмет исследования: история жизни священнослужителя Сергия Алексеевича Фавстрицкого.
Задачи работы:
3. Составить по окончанию работы презентацию.
Гипотеза: Если не способствовать сохранению и распространению своей истории и культуры, то возникает вероятность утери исторической памяти.
Методы исследования: Поисковый опрос, работа с газетными публикациями, беседа, наблюдение.
Практическая значимость исследования заключается в том, что его результаты позволяют дополнить направленность и методическое содержание дисциплин по истории с целью создания оптимальных условий для изучения истории родного края.
I. Изучение родословной семьи Фавстрицких
Недавно мы с бабушкой, Ведяшкиной Ниной Васильевной, ходили смотреть строящийся возле церкви курган. Здесь на территории храма Успенской Божьей Матери мое внимание привлекли два креста, которые расположены напротив алтарной части храма. Со слов бабушки я узнал, что в алтарной части хоронят священнослужителей и церковных служителей. Здесь же перезахоронен священник отец Сергий Фавстрицкий и трое церковных служителей.
До 2006 года о могиле отца Сергия почти не знал никто. Оказалось, что внучка отца Сергия – Чекушкина Елена Филипповна, соседка моей бабушки, а ее мама – Киселева Клавдия Сергеевна была дочерью отца Сергия. Я очень благодарен Елене Филипповне за предоставленную мне информацию о своем родственнике (Приложение. Фото №1). Мне также довелось встретиться с Татьяной Семеновной Фавстрицкой. Она является женой правнука отца Сергия (Приложение. Фото №2). Из рассказа родственников мне удалось узнать о жизни отца Сергия.
1. Священнический род.
По семейному преданию, Фавстрицкие – польский княжеский род. На рубеже XVII и XVIII веков князь Алексей Фавстрицкий, имевший тайные связи с Петром I. Участвовал в заговоре, имевшем целью свержение польского короля Августа. Заговор провалился и Фавстрицкие бежали в Россию, где получили в дар от царя Петра I имение под Оренбургом, успешно хозяйствовали на этих землях. Прошло время и многие из Фавстрицких (а в роду появлялось больше мальчиков, чем девочек) стали избирать путь священослужения. К 19 веку это был уже священнический род.
Сергей Алексеевич Фавстрицкий был пятым ребёнком в семье псаломщика Алексея Игнатьевича Фавстрицкого. Родился 23 сентября 1883 года. Окончил Симбирскую Духовную семинарию в 1907 году. Служил псаломщиком. В июне 1909 года был рукоположен во диакона, а затем во священника. С апреля 1914 года и до своей мученической кончины служил в Михаило-Архангельской Церкви в селе Селищи на реке Алатырь Ардатовского уезда Симбирской губернии.
Супруга отца Сергия Ольга Константиновна Маркова (1887-1929) была дочерью священника. Семья Фавстрицких воспитывала шестерых детей: Зою, Клавдию, Михаила, Евгению, Раису и Екатерину (Приложение. Фото №3). Отец Сергий стремился в первую очередь дать своим детям хорошее образование. Все они посещали церковно-приходскую школу, которой заведовал отец Сергий. В мордовском селе практически каждая семья была многодетной и все нуждались в медицинской помощи. Обращение в уездную больницу стоило дорого, а о медицинских способностях отца Сергия знали уже во многих сёлах. Поэтому прихожане просили помощи у отца Сергия. Семья Фавстрицких, включая и детей, с ранней весны и до поздней осени собирали травы и сушили. Поэтому отец Сергий очень хорошо знал лечебные свойства всех трав. Люди шли к нему за советом и помощью днём и ночью.
В священослужениии он был строг, в церкви стояла благоговейная тишина. Если во время исповеди женщины начинали перешёптываться, батюшка подходил и легонько ударял по лбу крестом. Все замечания высказывал прямо. Надо отметить, отец Сергий обладал даром ясновидения и людей, которые приходили в церковь с недобрыми помыслами и «нечистой» душой он просил выйти.
2. Гонение на духовенство
С 1920 года жизнь мордовского села резко перевернулась. В селе началась жесточайшая продразвёрстка и ввели трудовую повинность для священства.
В начале 1922 года, за год до смерти, во время Божественной литургии, у отца Сергия пошла носом кровь. Он прервал службу и вышел из алтаря. Дома сказал матушке Ольге, что ему было видение с извещением, что он умрёт на Пасху.
Осенью 1922 года в село нагрянула банда религиозных противников. Они зашли в храм, стали хулить Бога, издеваться над иконами. Отец Сергий одёрнул их, за что его жестоко избили. Потерявший сознание священник, привязанный цепями к столбу, просидел двое суток в заброшенном подвале, наполовину залитом водой. Около подвала выставили охрану, боясь, что народ придёт освобождать батюшку. Всё имущество и хлеб из дома отца Сергия было конфисковано. Отца Сергия требовали отречься от Бога. Но больной от побоев, замерзший в холодной воде, обессилевший без еды и питья, священник не отрекся от веры. Без теплой одежды и обуви, в мокрой рясе, отца Сергия отвезли в тюрьму города Алатыря, а затем в концентрационный лагерь для священников в селе Чамзинка. Далее его ожидали принудительные работы по торфоразработки, где он заболел тифом.
В начале апреля 1923 года отца Сергия отправили домой умирать. Но домой он даже не зашел – боялся заразить детей. Несколько дней отец Сергий пролежал в сарае. От высокого жара он бредил. На третий день Пасхи, 10 апреля 1923 года, в 8 часов утра отец Сергий умер. Хоронить отца Сергия было не в чем. Когда он был в концлагере, семью ограбили. Матушка узнала воров, но никогда не держала на них зла, всё говорила «Бог им судья». Кто-то из прихожан принес свой костюм для отца Сергия. Поверх костюма надели зелёную фелонь с золотым шитьём – единственную вещь из церковного облачения, которую матушка сберегла после конфискации. Похоронили его, верного раба Христова, у алтаря храма, в котором он служил.
После похорон отца Сергия матушку Ольгу с детьми выгнали из дома. Приютили их монашки. Через четыре года старший брат отца Сергия, священник из села Старое Ардатово отец Василий построил небольшой дом для семьи брата. Матушка Ольга пережила мужа на шесть лет и умерла от туберкулеза в 1929 году. Дети остались круглыми сиротами. После смерти матушки, ночью в дом пробрались грабители и унесли сундук с вещами – последнее, что у них было. Детям грозила голодная смерть. В то время замужем была только старшая дочь – Зоя. Девочек сельские активисты хотели отправить в детский дом. В ту пору Клавдии исполнилось 18 лет, Михаилу - 17 лет, Евгении – 13, Раисе – 10, Кате – 8 лет. Михаила включили в список выселяемых из деревни, но друг семьи, работавший в сельсовете, посоветовал Мише срочно жениться и забрать девочек себе. Женили его на «первой встречной» девушке. Это была Мария Ивановна Чуракина. Жили бедно. У Миши появились свои дети. Жена Михаила была недовольна присутствием родственников мужа в их доме. Девочки постоянно ходили голодные и чтобы как-то прокормить себя, они вынуждены были нянчить соседских детей, полоть огороды, ухаживать за скотиной. За это им давали кружку молока и кусок хлеба.
Из воспоминаний родственников стало известно, что к началу войны у Михаила было четверо детей. В ноябре 1941 года его забрали на фронт. Семья не получила от него ни одного письма, а в конце 1942 года пришло извещение, что рядовой Фавстрицкий Михаил Сергеевич пропал без вести. В семье сохранилось предание, что он попал в плен в Освенцим. А перед самым концом войны его перевели в Бухенвальд и сожгли в печи.
Талантливые, одаренные дети отца Сергия не смогли получить образования, но жизнь, полную лишений, скорби, голода и унижений, вынесли с честью и выросли честными, порядочными людьми.
В 1930 году, несмотря на сопротивление жителей, церковь в Селищах закрыли. В здании церкви разместили школу, а могилы священнослужителей сравняли с землей.
3. Воскрешение памяти
С тех пор прошло 83 года. За это время как в России, так и в Мордовии произошло много событий и перемен. Давно все забыли о жесточайших событиях того времени. С 1930 года по 2005 год (школа закрыта из-за аварийного состояния) в Селищенской школе проучилась не одна сотня учеников, трудился не один десяток учителей. И самое удивительное, что никто и не догадывался, что на месте спортивной площадки, а затем сельской дороги находятся могилы.
Воскрешение памяти началось с обретения останков священника Сергия Алексеевича Фавстрицкого в мордовском селе Селищи благодаря Татьяне Семеновне Фавстрицкой – жене правнука отца Сергия. В 1985 году, приболев, Татьяна Семёновна, пришла за помощью к бабе Клаве – дочери отца Сергия. Клавдия Сергеевна очень любила лечить людей. К ней приезжали за помощью люди со всех районов. И она, как когда-то и отец Сергий, старалась всем помочь, а особенно маленьким детям. В доме у бабы Клавы Татьяна увидела фотографию, которая висела в доме у свекрови. Баба Клава, заметив любопытный взгляд Татьяны, спросила «Что же или ты не знала, что попала в поповский род?». Татьяна, конечно же не знала. В дому у мужа об этом никто не говорил. Баба Клава рассказала Татьяне о священническом роде. На вопрос «Где похоронен отец Сергий?», Клавдия Сергеевна ответила: «Где прежде был храм». С того времени прошло 20 лет. И Татьяна, узнав о предполагаемом месте захоронения, не могла успокоиться. Как так? Глава огромного рода, священник, отдавший себя служению Богу и умерший за него, лежит там, где в своё время была спортивная площадка, сельская дорога, а после закрытия школы пасли деревенский скот? Татьяна поняла, что это не по-христиански и так не должно быть. Нужно что-то делать. Она не могла успокоиться, узнав что, глава огромного потомства, не какого либо крестьянского происхождения, а священника, отдавшего себя всего на служение Богу и умершего за него, лежит в таком месте. Татьяна мечтала перезахоронить отца Сергия, чтобы он лежал как человек, а не как безродный скиталец. Она объездила много монастырей и храмов и всюду ей говорили: «Господь благословил Вас найти и перезахоронить отца Сергия. За все ваши старания Господь возблагодарит». Зная, что её ждут большие испытания, она много раз бросала это дело – боялась, что у неё не хватит на это сил и терпения. Всегда терзала себя мыслями: «Кто я такая? Стоит ли мне заниматься этим делом? У отца Сергия есть более близкие родственники?» Но после того, как она во сне увидела отца Сергия, который сказал ей «Татьяна, иди только вперёд. Я тебе помогу», у неё не осталось никаких сомнений – это и есть благословение самого отца Сергия.
4. Поиски правды
В сентябре 2006 года начались поиски останков отца Сергия (Приложение. Фото №4). Собрались все родственники. Копали 4 дня. За это время были найдены три могилы клириков. Во время беседы внучка отца Сергия, Елена Филипповна, рассказала: «Все дни пока велись поиски, было очень пасмурно. Боялись, что пойдет дождь и всё испортит. Да и силы были на исходе. Земля была как гранит, не поддавалась лопате. Руки у мужчин были в кровавых мозолях, ноги болели. Да и после четырёх дней у всех пропала надежда найти могилу отца Сергия. Решено было прекратить поиски. Но в ту же ночь нескольким родственникам приснился один и тот же сон. Явился отец Сергий и велел отсчитать пять шагов от первой найденной могилы в сторону забора и копать. И вот на пятый день, в день Воскресения Словущего, в канун праздника Воздвижения Креста Господня, 26 сентября, была найдена могила отца Сергия (Приложение. Фото №5). Неожиданно выглянуло солнце, на землю упало несколько капель дождя. Когда собравшиеся увидели отца Сергия, сильно удивились, он лежал как живой. Многие говорили, что был похож на икону. Одет был батюшка в гражданский костюм, а поверх накинута зеленая фелонь с золотыми нитями. Все плакали от счастья». «Вот он наш отец Сергий. Наконец-то мы тебя нашли!» - повторяли родственники. Отец Сергий был перенесен во вновь построенный храм Успения Божьей Матери и облачен в новые священнические одежды (Приложение. Фото №6). Здесь же отслужили панихиду (Приложение. Фото №7, №8).
30 сентября 2006 года отца Сергия перезахоронили напротив алтаря нового храма (Приложение. Фото №9, №10, №11). На погребение приехали все потомки отца Сергия, как из Мордовии, так и из всех уголков России (Приложение. Фото №12). Приехало много верующих из Саранска и Кемли. У жителей Селищ появился новый ходатай на небесах. Такого давно никто не испытывал. Селищенцы, в буквальном смысле слова, соприкоснулись с историей.
5. Судьбы, устремленные ко Христу
В 2007 году Татьяна Семеновна получила благословение на поиски документов о родственниках отца Сергия. Она начала свой путь по архивам и родственникам. Ульяновск, Казань, Пенза, Самара, Барнаул ….. Страница за страницей открывались судьбы, устремленные ко Христу …
В итоге выяснилось, что у отца Сергия было ещё пять братьев. Все они были священнослужителями и все полегли за веру.
Отец Пётр был расстрелян красноармейцами на берегу реки Алей Алтайского края. Его троих сыновей - священников, тоже расстреляли. Отца Василия и отца Иоанна расстреляли в один день. Двое сыновей отца Иоанна также подверглись расстрелу. Отец Григорий был захоронен заживо. Отец Константин был расстрелян коммунистами в алтаре церкви, когда он совершал божественную литургию.
Сильны были братья Фавстрицкие. Бог не посылает искушений свыше сил – значит, их сила была сильнее пыток, избиений, издевательств всех этих яростных строителей светлого будущего. Их пример должен будить нашу совесть. Мы радуемся, что наша земля может рождать таких богатырей духа. Все они подтвердили мученической кончиной свою верность Христу.
Можем ли мы хоть немного представить и почувствовать их состояние? А ведь они тоже были из плоти и крови, одного естества с нами. Откуда же у них такая сила духа, такое непреклонное стояние за истину, такая самоотверженность? И нет сомнений, что братья Фавстрицкие и их убиенные дети встанут перед Престолом Божиим в белых одеждах и с пальмовыми ветвями победителей.
II. ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Я попытался вам рассказать о совокупном подвиге большого священнического рода, ни один из представителей которого пока не канонизирован. Более десяти священников, носивших фамилию Фавстрицкие, несли свое служение в послереволюционные годы. Все претерпели гонения, ссылки, тюремное заключение, и убиты за исповедание Христа.
В Соборе новомучеников и исповедников Российских 20 века поимённо канонизировано около двух тысяч человек. Безвестных, за Христа в годину лютых гонений пострадавших – безмерно больше. Но память о них прорастает через многие десятилетия молчания и забвения в душах потомков …
III. ВЫВОДЫ:
Знание истории помогает людям жить: узнавая прошлое, мы видим, что во все времена люди испытывали трудности, невзгоды и лишения. Но жизнь продолжалась, годы горести и несчастий сменялись лучшими временами.
Я считаю, что цель моих исследований достигнута. В моей работе на примере одного рода, отражены основные моменты истории ХХ века. После революционный период, продразверстка, война, период репрессий. Таким образом, поставленные в исследовании задачи, на мой взгляд были раскрыты.
IV. ЛИТЕРАТУРА
1. Тростникова Е. Церковная история. Священнический род Фавстрицких //Журнал Московской Патриархии. 2009. № 4. - С. 80-96.
2. Фотографии из личного архива Чекушкиной Елены Филипповны.
Фото №4 Поиски останков отца Сергия
Фото № 5 Найденная могила отца Сергия
Фото № 9 Погребение отца Сергия
Фото № 10 Погребение отца Сергия
Серебряное копытце
Анатолий Кузнецов. Как мы с Сашкой закалялись
Круговорот воды в пакете
Смекалка против Змея-Горыныча
Свинья под дубом