1.Установить были ли на территории современного Родниковского сельского совета школы, до революции 1917 года. Если были, то где, на основании каких положений регламентировался школьный процесс.
2.Собрать сведения о школе (школах), а именно, статистические сведения о количестве учеников, какие предметы и кто преподавал и другие сведения.
Вложение | Размер |
---|---|
Презентация | 864 КБ |
Исследовательская работа | 55.17 КБ |
Слайд 1
МБОУ Родниковская СОШ №6 Презентация исследовательской работы « Система школьного образования на территории Родниковского сельского совета до революции 1917 года » ученика 7 класса Рудачёва Семёна 2017 годСлайд 2
АКТУАЛЬНОСТЬ 1.Получение знаний по истории малой Родины. 2.Есть желание изучить исторические документы, найти сведения о системе школьного образования, до революции 1917 года, на территории Родниковского сельского совета. 3. В результате выполнения работы надеюсь расширить свои представление о системе образования детей школьного возраста до революции 1917 года.
Слайд 3
ПРОБЛЕМА: Мало изученность местной истории о школьном образовании до революции 1917 года не позволяет ученикам проводить сравнение с современной системой школьного образования
Слайд 4
ЦЕЛЬ: 1.Установить были ли на территории современного Родниковского сельского совета школы, до революции 1917 года. Если были, то где, на основании каких положений регламентировался школьный процесс. 2.Собрать сведения о школе (школах), а именно, статистические сведения о количестве учеников, какие предметы и кто преподавал и другие сведения.
Слайд 5
История формирования Родниковского сельского совета Даты объединения населенных пунктов: 1. Наименование Дубининский – 5 апреля 1973 поселки центральной усадьбы Шарыповского совхоза, ферм № 1 и № 2 этого же совхоза, поселок Дубинино; 2. Наименование Родниковский – 24 декабря 1976 года поселки Родники, Скворцово, Росинка, поселок Дубинино; 3. Наименование Родниковский – 24 мая 1978 года поселки Родники, Скворцово, Росинка, село Никольск, село Дубинино. С 7 августа 1974 года по 14 июля 1976 года деревня Росинка носила наименование поселок Ягодный.
Слайд 6
Документы о школьном образовании приходские училища по Уставу 1828 года; начальные народные училища по Положению 1874 года. Для сельской местности существовала Инструкция 4 июня 1875 года. Правила о церковно-приходских школах утверждены 13 июня 1884 года. Приходские училища по Уставу 1828 года, были открыты только в селах Балахтинском в 1846 году, Ужурском в 1857 году, Назаровском в 1861 году и до 1885 года других училищ не открывалось.
Слайд 7
Цель учреждения приходских училищ есть распространение первоначальных, более или менее всякому нужных, сведений между людьми и самых нижних состояний. В приходские училища могут допускаться дети всех сословий и обоего пола, не моложе 8 лет, а девицы не старше 11 лет. Предметы обучения: закон Божий, по краткому катихизису и священной истории; чтение по книгам церковной и гражданской печати и чтение рукописей; чистописание; четыре первых действия арифметики. По уставу 1828 года допускалось применять телесные наказания к ученикам Устав о приходских училищах 1828 года
Слайд 8
Положение о начальных народных училищах 1874 года Целью утверждать в народе религиозные и нравственные понятия и распространять первоначальные полезные знания. В училище могут быть приняты дети всех состояний, без различия вероисповедания в смешанных училищах девочки были не старше 12 лет. Предметы : закон Божий (краткий катихизис и священная история); чтения по книгам гражданской и церковной печати; письмо; первые четыре действия арифметики; церковное пение там, где преподавание его будет возможно; могут быть вводимы гимнастика, ремесла, мастерства и рукоделие.
Слайд 9
Училища по инструкции 1875 года , одноклассные (3 года обучения) и двухклассные (5 лет обучения) открываемые Министерством народного просвещения. Целью доставить детям сельского населения возможность приобретать элементарное образование в более полном и законченном виде. Училища открываются как для мальчиков, так и для девочек, в случаях крайней необходимости допускается обучение в одном училище детей обоего пола, с соблюдением условий, чтобы мальчики были не старше 14 лет, а девочки не старше 12 лет и чтобы девочки и мальчики занимали места на разных скамьях. Предметы : закон Божий; русский язык с чистописанием; арифметика, история; география и естествоведение; церковное пение; черчение (только в двухклассных училищах)
Слайд 10
Правила о церковно- приходских школах за 1884 год Именовались начальные одноклассные (2 года обучения) и двухклассные (4 года обучения) училища открываемые православным духовенством. Цель утверждать в народе православное учение веры и нравственности христианской и сообщать первоначальные полезные знания. Предметы : закон Божий; церковное пение; чтение церковной и гражданской печати и письмо; начальные арифметические сведения. В школах двухклассных преподавались сверх всего начальные сведения из истории церкви и отечества.
Слайд 11
Церковно-приходская школа в селе Никольском В 1884 году прихожане села Никольского дали согласие приготовить помещение для школы и выдавать на содержание её по 150 рублей в год. Утверждена 5 ноября 1885 года. Открыта 12 апреля 1886 года, обязанности законоучителя школы, были возложены на священника Тимофея Васильевича Ковригина, он же учил и по другим предметам. Количество учеников в школе составляло: 1907 год обучается учеников 20 человек (14 мальчиков и 6 девочек); 1916 год обучалось 51 ученик (27 мальчиков и 24 девочки). На количество учеников в школе влияло, какое количество селений входило в приход церкви в определенный период времени и численность жителей этих селений.
Слайд 12
Министерская школа в деревне Дубинино Министерская двухклассная школа, по инструкции 1875 года, открыта в 1903 году (по другим данным в 1904 году). Учителями в Дубининской министерской школы были: 1911 год Законоучитель священник Парышев Иоанн Степанович, учителя: Усанин Петр Федорович, Мельников Георгий, помощник учителя Усанина Екатерина Васильевна; 1913 год Законоучитель священник Парышев Иоанн Степанович, учителя: Пахомов Петр Сергеевич, Гахокидзе Николай, помощник учителя Вагина Мария Дмитриевна.
Слайд 13
Заключение До 1885 года на территории современного Родниковского сельского совета школ не было. К учрежденной в 1885 году одноклассной Никольской церковно – приходской школе в 1903 году добавилась Дубининская двухклассная школа министерства народного просвещения. По линии моей матери мой прапрадед, проживал в деревне Дубинино, имел образование и возможно учился в Дубининской школе, а прапрабабушка была безграмотной. К 1905 году в школах Енисейской губернии обучалось примерно 26% детей школьного возраста, к 1914 году примерно 60 %. В настоящее время на территории Родниковского сельского совета, школы находятся в 2 из 5 населенных пунктах, это село Родники и деревня Дубинино, в школах учатся все дети школьного возраста, проживающие на его территории, с 11 –летним или 9 – летним курсом обучения.
Слайд 14
Литература 1. Сайт государственного архива Красноярского края – catalog.krasarh.ru : 9090 2. Народная школа. Руководство для учителей и учительниц начальных народных 6училищ. Т.1. Москва. 1910. – 468 с. 3. Енисейские епархиальные ведомости № 17 от 1 октября 1884 года 4. Православный катехизис.- Москва. Издательство Сретенского монастыря, 2003. - 221с. 5. Енисейские епархиальные ведомости № 6 от 16 апреля 1884 года 6. Краткое описание приходов Енисейской епархии. По изданию 1916 года. – Красноярск. «Краевед», 1995. - 243с. 7. Памятная книжка Енисейской губернии за 1901 год. - Красноярск. Енисейская губернская типография, 1901.- 200 с. 8. Памятная книжка Енисейской губернии за 1909 год. - Красноярск. Енисейская губернская типография, 1901.- 97 с. 9. Енисейские епархиальные ведомости № 6 от 16 марта 1885 года 10. Енисейские епархиальные ведомости № 16 от 16 августа 1893 года 11. Енисейские епархиальные ведомости № 9-10 от 1 мая 1886 года 12. Енисейские епархиальные ведомости № 14-15 от 1 августа 1892 года
Слайд 15
13. Отчет о состоянии церковно-приходских школ Енисейской епархии за 1913-1914 учебный год, 217с. 14. Отчет о состоянии церковно-приходских и грамотности школ Енисейской епархии за 1888-89 учебный год, 32с. 15. Енисейские епархиальные ведомости № 6 от 16 марта 1899 года 16. Памятная книжка Енисейской губернии за 1907 год. - Красноярск. Енисейская губернская типография, 1907.- 106с. 17. Памятная книжка Енисейской губернии за 1911 год. - Красноярск. Енисейская губернская типография, 1911.- 445с. 18. Памятная книжка Енисейской губернии за 1913 год. - Красноярск. Енисейская губернская типография, 1913.- 229с. 19. Енисейские епархиальные ведомости № 2 от 15 января 1915 года 20. Енисейские епархиальные ведомости № 6 от 15 марта 1916 года 21. Енисейские епархиальные ведомости № 19 от 1 октября 1905 года 22. Енисейские епархиальные ведомости № 24 от 15 декабря 1914 года
Дистанционный тур краевого форума «Молодёжь и наука» | |
Полное названия темы работы | Система школьного образования на территории Родниковского сельского совета до революции 1917 года |
Название направлений форума | Краеведение |
Тип работы | исследовательская работа |
Возвратная номинация | 6-8 класс |
Фамилия, имя автора | Рудачев Семен |
Территория | Шарыповский район, село Родники |
Место учёбы | Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение Родниковская средняя общеобразовательная школа № 6 |
Класс | 7 |
Место выполнения работы | школа |
Руководитель | Сбитнева Елена Анатольевна, МБОУ Родниковская СОШ № 6, учитель физики |
Научный руководитель | |
Ответственный за корректуру текста работы | |
rodniki6@mail.ru | |
Контактный телефон | 32-1-78, 32-2-83 |
Рудачев Семен
с. Родники, МБОУ СОШ № 6, 7 класс
Тема: «Система школьного образования на территории Родниковского сельского совета до революции 1917 года»
руководитель: Сбитнева Елена Анатольевна, МБОУ Родниковская СОШ №6, учитель физики
Цель исследовательской работы:
1.Установить были ли на территории современного Родниковского сельского совета школы, до революции 1917 года. Если были, то где, на основании каких положений регламентировался школьный процесс.
2.Собрать сведения о школе (школах), а именно, статистические сведения о количестве учеников, какие предметы и кто преподавал и другие сведения.
Основные результаты исследования:
Установлено, что до 1885 года на территории Родниковского сельского совета школ не было. К учрежденной в 1885 году одноклассной Никольская церковно – приходской школе, в 1903 году добавилась двухклассная Дубининская школа министерства просвещения.
Содержание
Введение
1. История формирования Родниковского сельского совета
2. Документы о школьном образовании
3. Одноклассная церковно-приходская школа в селе Никольском
4. Двухклассная министерская школа в деревне Дубинино
Заключение
Список использованных источников и литература
Введение
Современному человеку, для того чтобы быть полноправным и востребованным членом общества, необходимы знания и умения работать. Эти знания и умения можно получить на первоначальном этапе в школе, только потом появляется и собственный опыт, возможность самообразования.
В настоящее время в Российской Федерации школьное образование разделяется на начальное общее образование, основное общее образование и среднее общее образование.
Начальное общее образование направлено на формирование личности обучающегося, развитие его индивидуальных способностей, положительной мотивации и умений в учебной деятельности (овладение чтением, письмом, счетом, основными навыками учебной деятельности, элементами теоретического мышления, простейшими навыками самоконтроля, культурой поведения и речи, основами личной гигиены и здорового образа жизни). Основное общее образование направлено на становление и формирование личности обучающегося (формирование нравственных убеждений, эстетического вкуса и здорового образа жизни, высокой культуры межличностного и межэтнического общения, овладение основами наук, государственным языком Российской Федерации, навыками умственного и физического труда, развитие склонностей, интересов, способности к социальному самоопределению). Среднее общее образование направлено на дальнейшее становление и формирование личности обучающегося, развитие интереса к познанию и творческих способностей обучающегося, формирование навыков самостоятельной учебной деятельности на основе индивидуализации и профессиональной ориентации содержания среднего общего образования, подготовку обучающегося к жизни в обществе, самостоятельному жизненному выбору, продолжению образования и началу профессиональной деятельности.
Сегодня, когда учишься в общеобразовательной школе, над многими вопросами не задумываешься, считаешь их само собой разумеющимся, так и должно быть. Однако раньше все было устроено по-другому. Крестьянские семьи были большие по количеству, много было детей, они с детства помогали родителям и работали на полях. Учились ли все они в школах?
Ограничив территориально изучаемый вопрос, в пределах Родниковского сельского совета, необходимо рассмотреть, когда и как был образован сельский совет. Какие населенные пункты в него входили раньше и в настоящее время. Это поможет и определить перечень школ, для нашего изучения в этой работе.
Целью моей работы является, установить были ли на территории современного Родниковского сельского совета школы, до революции 1917 года. Если были, то где, на основании каких законов или положений были открыты. Как регламентировался школьный процесс. Хочу собрать сведения о школе (школах), а именно, в каких помещениях они размещались, статистические сведения о количестве учеников, кто преподавал предметы, а также узнать какие предметы преподавались в школе, какие оценки выставлялись ученикам за знание этих предметов и многое другое из того, что возможно восстановить сегодня.
1. История формирования Родниковского сельского совета
История формирования Родниковского сельского совета, составлена на основании документов, которые находятся на сайте Государственного архива Красноярского края в разделе «Электронный каталог государственного архива», в системе поиска «Тематическая база данных» и в одной из тем «Административно-территориальное деление» [1].
11 ноября 1935 года в состав Никольского сельского совета вошли бригада №2 Шарыповского совхоза Золотопродснаба, отделения № 1 и № 2. Границы землепользования между колхозами «имени Ворошилова», «Красный партизан» и Шарыповским совхозом Золотопродснаба были установлены 24 апреля 1936 года.
Решением исполкома Шарыповского районного совета от 5 апреля 1973 года, о разукрупнении Никольского сельсовета, из него были выделены поселки центральной усадьбы Шарыповского совхоза, фермы № 1 и № 2 этого же совхоза и поселок Дубинино. Перечисленные населенные пункты и образовали новый сельсовет, с присвоенным наименованием Дубининский, центр сельсовета был установлен в Поселке центральной усадьбы совхоза.
7 августа 1974 года были переименованы центральная усадьба Шарыповского совхоза в поселок Родники, поселки ферм № 1 в поселок Скворцово, № 2 в поселок Ягодный Шарыповского района. Однако 14 июля 1976 года были внесены изменения по переименованию, также остались, поселок центральная усадьба Шарыповского совхоза переименован в поселок Родники, поселок фермы № 1 Шарыповского совхоза в поселок Скворцово, а вот поселок фермы №2 Шарыповского совхоза получил наименование не Ягодное, а поселок Росинка.
24 декабря 1976 года утверждены решения Шарыповского районного совета от 3 ноября 1976 года № 291 и решение Дубининского сельского совета от 15 октября 1976 года о переименовании Дубининского сельского совета в Родниковский сельский совет.
9 марта 1978 года Никольским сельским советом, было принято решение «Об упразднении Никольского сельского совета и передачи сел Никольск и Дубинино Родниковскому сельсовету», так как Никольский сельский совет принял решение об упразднении сельсовета, то Родниковский сельский совет должен принять решение о включении сел Никольск и Дубинино в Родниковский сельский совет. Однако в этот же 9 марта день Родниковским сельским советом принято решение «Об объединении Никольского и Родниковского сельских советов». Данное решение об объединении, не случайно. Было еще одно решение Родниковского сельсовета от 9 марта 1978 года, была предпринята попытка, повысить статус с сельсовета на поселковый совет «Об утверждении представления в райисполком «Об образовании нового Дубровинского поселкового Совета народных депутатов». Красноярский краевой исполнительный комитет депутатов, 24 мая 1978 года принял несколько иное решение. Это решение было в следующем, из состава Родниковского сельсовета исключался поселок Дубинино и образовался новый сельсовет в составе поселка Дубинино, которому присваивалось наименование Дубининский. Никольский и Родниковский сельсоветы объединялись с включением в состав сельсовета села Дубинино и Никольск, поселки Родники, Росинка, Скворцово, данному сельсовету присваивалось наименование Родниковский, центра сельсовета устанавливался в поселке Родники Шарыповского района.
Имеем три даты объединения населенных пунктов на территории Родниковского сельского совета, разных по составу:
5 апреля 1973 года, наименование Дубининский (поселок Родники, поселок Скворцово, поселок Росинка, поселок Дубинино (в настоящее время в составе города Шарыпово));
24 декабря 1976 года, наименование Родниковский (поселок Родники, поселок Скворцово, поселок Росинка, поселок Дубинино (в настоящее время в составе города Шарыпово));
24 мая 1978 года, наименование Родниковский (поселок Родники, поселок Скворцово, поселок Росинка, село Никольск, село Дубинино).
В настоящее время, в Родниковский сельский совет входят, село Родники, село Дубинино, село Никольск, деревня Росинка, деревня Скворцово.
Поселок Дубинино, в настоящее время входящий в город Шарыпово, образован при строительстве железной дороги от города Белогорск (Кемеровской области) до города Назарово, в середине XX века, при советской власти. Также при советской власти образованы поселки Родники, Скворцово, Росинка.
У нас остались село Никольск и село Дубинино, их и рассмотрим.
2. Документы о школьном образовании
В тот период существовали два основополагающих документа по школьному образованию. Первый, о приходских училищах по Уставу 1828 года [2.с.1-10] и второй, Положение о начальных народных училищах 1874 года [2.с. 29-54]. Для сельской местности существовала инструкция для двухклассных и одноклассных сельских училищ Министерства народного просвещения, утвержденная 4 июня 1875 года [2.с.54-67]. Открытые школы по Уставу 1828 года, в дальнейшем, постепенно переоформлялись в соответствии с инструкцией 1875 года, но достаточно медленно, так в 1911 году существовали приходские училища, открытые как по Уставу 1828 года, так и училища по инструкции 1875 года. Поэтому и появились в 1884 году правила о церковно-приходских школах, решено было к образованию привлечь церковь. Император Николай II 13 июня 1884 года, утвердил Правила о церковно-приходских школах [3.с.225-230]. На записке к правилам он написал «Надеюсь, что приходское духовенство окажется достойным своего призвания в этом важном деле» [3.с.224]. Рассмотрим более подробно вышеуказанные документы.
В соответствии с Уставом о приходских училищах 1828 года. Особенная цель учреждения приходских училищ есть распространение первоначальных, более или менее всякому нужных, сведений между людьми и самых нижних состояний. Приходские училища открываются повсюду, где лишь представятся к тому средства, но учредители обязаны иметь при каждом законоучителя из живущих в том месте или в соседстве священников. В селениях всею учебною частью заведывает учитель, а где более одного – старший из учителей, завися непосредственно от штатного уездного смотрителя. Кроме того, ближайший за училищем надзор поручается благочинному священнику, к ведомству которого принадлежит приход. За порядком в училищах сельских или волостных надзирает сельский староста или волостной старшина по принадлежности. В приходские училища могут быть допускаться дети всех сословий и обоего пола, не моложе 8 лет, а девицы не старше 11 лет, от вступающих не требуется никакой платы и никаких предварительных сведений. Во всех приходских училищах в городах и селениях, обучаются: закону Божию, по краткому катихизису и священной истории; чтению по книгам церковной и гражданской печати и чтению рукописей; чистописанию; четырем первым действиям арифметики. Способ обучения в приходских училищах может быть двоякий: обыкновенный или по методу Ланкастера.
Метод английского педагога Ланкастера (1771 – 1838) представляет систему взаимного по таблицам, обучения, при которой учитель обучает только лучших учеников, а последние занимаются с другими школьниками.
В училищах сельского обучения начинается по окончанию полевых работ и продолжается до начала их в следующем году. Обучение в приходских училищах бывает ежедневно по 4 часа, кроме дней воскресных и праздничных. Распределение учебных часов в течения утра или целого дня, зависит от непосредственных начальств или учителей, но с согласия штатного уездного смотрителя. В свободное послеобеденное время желающие могут быть обучаемы церковному пению по нотам. Занятия в классе начинаются и заканчиваются молитвою, учитель приказывает одному из учеников, по очереди, читать её вслух и наблюдает, чтобы прочие слушали со вниманием и благоговением. Преподавание всех учебных предметов, назначаемых для приходских училищ, должны оканчиваться в определенное расписанием учебным курсов время. При закрытии класса, перед летней вакацией, производится испытание учеников в присутствии родителей их, родственников и посторонних посетителей. Несмотря на все старания иногда нельзя обходиться без строгих и даже телесных наказаний, то учитель может в случае нужды, употреблять следующие меры исправления, но не иначе, как истощив уже все другие: увещания, выговоры, запрещения участвовать в играх, оставление ученика на несколько часов запертом классе и так далее. Выговор не должен заключать в себе никаких бранных выражений, учитель ограничивается показанием ученику, сколь поступок его предосудителен и какие может иметь вредные последствия.
Положение о начальных народных училищах 1874 года. Начальные народные училища имеют целью утверждать в народе религиозные и нравственные понятия и распространять первоначальные полезные знания. К начальным народным училищам относятся: 1.Ведомства духовного: церковно-приходские училищ, открываемые православным духовенством в городах, посадах и селах, с пособием и без пособия казны, местных обществ и частных лиц; 2. Ведомства Министерства народного просвещения: приходские училища в городах, посадах и селах, содержащиеся за счет местных обществ и частью за счет казны и пожертвований частных лиц и народные училища, учреждаемые частными лицами разного звания; 3. Других ведомств сельские училища разных наименований, содержащихся за счет общественных сумм.
Предметами учебного курса начальных народных училищ служат: закон Божий (краткий катихизис и священная история), чтения по книгам гражданской и церковной печати, письмо, первые четыре действия арифметики, церковное пение там, где преподавание его будет возможно. Могут быть вводимы гимнастика, ремесла, мастерства и рукоделие. В начальных народных училищах преподавание совершается на русском языке. В начальных народных училищах употребляются учебные руководства, одобренные Министерством народного просвещения и духовным ведомством по принадлежности. В училище могут быть приняты дети всех состояний, без различия вероисповедания. Там, где не представляется иметь отдельные мужские и женские училища, дети обоего пола могут обучаться в одном и том же училище, но с тем, чтобы в таких смешанных училищах девочки были не старше 12 лет. Установление платы за обучение и освобождение от неё зависит от усмотрения тех ведомств, городских и сельских обществ и частных лиц, за счет которых училища содержатся. Правительственные ведомства и духовное начальство, каждое по своей части и по своему распоряжению, открывают и закрывают учрежденные ими начальные народные училища, сообщая только об этом, для сведения, уездному училищному совету. Начальные народные училища учреждаются земством, городскими и сельскими обществами и частными лицами, с предварительного разрешения инспектора народных училищ и с согласия Председателя уездного училищного совета, о чем и доводится до сведения совета. В случае отказа в таком разрешении, может быть приносима жалоба Губернскому училищному совету. Закон Божий может быть преподаваем в начальных народных училищах или приходским священником или особым законоучителем, с утверждения епархиального начальства, по предъявлению инспектора народных училищ. Высшее наблюдение за преподаванием закона Божьего и религиозно-нравственным направлением обучения в начальных народных училищах принадлежит местному епархиальному архиерею, который или сам обозревает их или поручает это особо назначенным им для этого духовным лицам и, если признает нужным, сообщает свои по этому предмету замечания и соображения непосредственно Министру народного просвещения. Училищные советы, находясь в ведении Министерства народного просвещения, состоят: уездный, под председательством уездного предводителя дворянства, из инспектора народных училищ, членов: по одному от министерства народного просвещения, по назначению Попечителя учебного округа; от Министертсва внутренних дел, по назначению губернатора, и от епархиального ведомства, по назначению архиерея; двух от уездного земского собрания и одного от городского общества, если оно жертвует на школы, по выбору сего общества. Губернский совет образуется на уровне губернии.
Училища по инструкции 1875 года. Одноклассные и двухклассные сельские училища, открываемые Министерством народного просвещения, имеет целью доставить детям сельского населения возможность приобретать элементарное образование в более полном и законченном виде, сравнительно с другими сельскими начальными училищами, устраиваемыми по Положению 28 мая 1874 года и другим, соответствующим этому положению, узаконениям о начальных училищах. Двухклассные и одноклассные училища открываются как для мальчиков, так и для девочек, в случаях крайней необходимости допускается обучение в одном училище детей обоего пола, с соблюдением условий, чтобы мальчики были не старше 14 лет, а девочки не старше 12 лет и чтобы девочки и мальчики занимали места на разных скамьях. В двухклассных и одноклассных училищах преподаются обязательно следующие предметы: закон Божий, русский язык с чистописанием, арифметика, история, география и естествоведение, церковное пение, черчение (только в двухклассных училищах). Обучение закону Божию детей не православного исповедания, предоставляется попечению их родителей или лиц, заступающих их место. Объем преподавания предметов и число уроков определялись программами. Первый и второй курс в одноклассных училищах соответствует 1 классу двухклассного училища. Кроме предметов обязательных в двухклассных и одноклассных училищах, по мере средств и возможностей вводятся: гимнастика, ремесла и мастерства для мальчиков и рукоделие для девочек. Кроме того ученики могут, где оказывается возможность при училищах, заниматься садоводством, огородничеством и пчеловодством.
Двухклассные и одноклассные училища открываются Министерством народного просвещения, по его усмотрению в тех местностях вне городов, где земства, общества, учреждения или частные лица примут на себя обязательства: уступить безвозмездно или приобрести за свой счет для училища участок земли в размере не менее одной десятины (1 десятина равна 1,09 гектара); покрывать из своих средств расходы как по найму помещения для училища и преподавателей, если училище не имеет собственного помещения, так и по отоплению и освещению его и найму прислуги для училища, а также по ремонту и страхованию училищных зданий, где таковые будут выстроены или приобретены для училища; назначить в потребном размере, ежегодный взнос на жалование преподавателями на обучение ремеслам или мастерствам, гимнастике и рукоделию, где участники в открытии и содержании желают ввести такое обучение, а равно на учебные пособия и принадлежности, с дополнением к той сумме, какая имеет быть ассигнована на училище. На содержание двухклассных и одноклассных училищ Министерством народного просвещения отпускается определенная сумма, размер которой зависит от усмотрения этого Министерства, с тем, однако, что двухклассные училища назначается к ежегодному отпуску из сумм Министерства не свыше 1000 рублей и для одноклассного не свыше 226 рублей, для каждого училища. К обязанностям заведующего училищем относятся: надзор как за ходом и исправностью преподавания, так и за внешним порядком и материальным благосостоянием вверенного ему училища и вообще за точным исполнением всех постановлений и распоряжений, касающихся училища; ведение переписки по делам училища и сношения, в нужных случаях с подлежащими местами и лицами, а равно хранение училищной печати. В училища одноклассные и в 1 класс училищ двухклассных принимаются дети местных жителей без различия вероисповедания, не моложе 7 летнего возраста, но и не старше 12 лет. Если в числе поступающих в двухклассное училище окажутся дети, достаточно подготовленные, по своим познаниям, для принятия 2 класс, то таковые могут быть приняты в этот класс, но мальчики не старше 15 лет, а девочки не старше 13 лет. Совместное обучение в одном классе детей обоего пола допускается лишь под условием, чтобы мальчики были не старше 14 лет, а девочки не старше 12 лет и чтобы девочки и мальчики занимали места на разных скамьях. Нерадивые в посещении уроков дети подвергаются исключению из училища, о чем доводится до сведения инспектора народных училищ.
Полный курс обучения продолжается в двухклассных училищах 5 лет: 3 года в 1-м классе и 2 года во 2 классе; в одноклассных же училищах продолжается не менее 3 лет. Дети, прошедшие полный курс двухклассного и одноклассного училищ, получают о том свидетельства, по предварительным перед окончанием курса испытания, нижеописанным порядке. Лицам мужского пола, окончившим курс в одноклассных училищах, испытания производятся и свидетельства выдаются по правилам, изданным Министерством народного просвещения от 15 октября 1874 года.
Меры требований на экзамене по каждому предмету определятся объемом преподаваемого ученикам по программам. Дети иноверцев не подвергаются испытанию по закону Божьему и церковно-славянскому языку. Лица, не выдержавшие удовлетворительного испытания в первый раз, могут быть допускаемы к нему во второй раз, но не иначе, как этот год пробудут в том же училище.
Вопросы экзаменующим предлагаются по выбору экзаменаторов, каждый оценивает в своем списке соответственным баллом знания по каждому предмету. По окончанию ответов испытуемого по предмету делается из общей сложности баллов средний вывод и полученный средний балл цифрами и словами заносится в общий экзаменационный список, образующиеся при этом дроби, половина и более половины, принимаются за единицу, а менее половины отсекаются. Отметки цифрами делаются по 5-ти бальной системе: 5 означает отлично, 4- хорошо, 3-удовлетворительно, 2-неудовлетворительно, 1- слабо.
Учебный год должен продолжаться не менее 7,5 месяцев. Учения прекращаются совершенно не более как на 6 недель и не менее как на 4 недели в течение лета. Дети освобождаются, кроме того от занятий в училище с следующие дни: от 23 декабря по 6 января; в четверг, пятницу, субботу сырной недели; в течение всей Страстной седмицы, назначаемой на говение; в два на десятые праздники и в хромовый праздник; в день рождения государя императора, государыни императрицы, наследника цесаревича и цесаревны; в дни вступления на престол и коронации.
Учебные книги и пособия, тетради и письменные принадлежности для учащихся приобретаются самими родителями, родственниками или опекунами.
Правила о церковно- приходских школах за 1884 год. Церковно-приходскими школами именовались начальные одноклассные и двухклассные училища открываемые православным духовенством. Школы имели цель утверждать в народе православное учение веры и нравственности христианской и сообщать первоначальные полезные знания. Церковно-приходские школы открывались приходскими священниками или с их согласия другими членами причтов на местные средства прихода без пособий или с пособием от сельских и городских обществ, приходских попечительств и братств земских и других общественных и частных учреждений и лиц епархиального и высшего духовного начальства, а равно и казны. Об открытии церковно-приходской школы приходские священники обязаны были доносить, через благочинных Епархиальному Архиерею, запрашивая его благословения и утверждения. Закрытие церковно-приходской школы, а равно и передача их в другое ведомство происходило не иначе, как с разрешения Епархиального Архиерея. Церковно-приходские школы могли быть одноклассными с 2 летним курсом или двухклассными с 4 летним курсом обучения. В школах преподавались предметы, как закон Божий, церковное пение, чтение церковной и гражданской печати и письмо, начальные арифметические сведения. Чтение церковной печати и письмо, это не, что иное, как славянский язык, чтение гражданской печати и письмо, русский язык. Закон Божий, состоял в изучение молитв, получения знаний священной истории и объяснение богослужения, знания краткого катехизиса. Что такое катехизис?
Православный катехизис есть наставления в православной вере христианской, преподаваемое всякому христианину для благоугождения богу и спасения души. Катехизис в переводе с греческого языка значит оглашение, изустное наставление, а в соответствии с употреблением со времен апостольских этим словом обозначается первоначальное учение о православной вере христианской, всякому христианину необходимое [4.с.5].
В школах двухклассных преподавались сверх всего начальные сведения из истории церкви и отечества. Объем преподавания предметов и распределение их по темам устанавливался особыми программами с утверждением Священного Синода. Приходская школа нераздельна с церковью, которые должны внушать детям любовь к церкви и богослужению, дабы посещение церкви и участие в богослужении сделалось навыком и потребностью сердца учащихся. В воскресные и праздничные дни учащиеся должны были присутствовать при богослужении, а способные, по надлежащей подготовке, должны участвовать в церковном пении и чтении. Ежедневные учебные занятия начинаются и заканчиваются молитвою. Обучение в церковно-приходских школах производились местными священниками или другими по соглашению, члены причта, а равно особо назначаемые для того, с утверждения Епархиального Архиерея, учителя или учительницы, под наблюдением священника. Наставление в правилах веры и преподавании Закона Божьего относится к прямой обязанности священника. Если в составе причта есть дьякон, то преподавание Закона Божьего могло быть предоставлено ему. В особых случаях, с разрешения Епархиального Архиерея, преподавание Закона Божьего, может быть, предоставлено членам клира или благонадёжному учителю из лица, не принадлежащих к составу клира. Учительские должности в церковно-приходских школах замещались преимущественно лицами, получившими образование в духовных учебных заведениях и женских училищах духовного ведомства. Преподаватели церковно-приходских школ из светских лиц, имеющих звание учителя начального народного училища, пользовались всеми правами, которые этому званию представлялись. Испытания окончивших курс учеников церковно-приходских школ для получения свидетельств, дающих право на льготу IV разряда по отбыванию воинской повинности, производился на основании общих установленных для начальных училищ правил. То есть, кто хорошо учился, освобождался от воинской обязанности. Непосредственное и ответственное заведование церковно-приходскими школами возлагалось на приходских священников, или же не те лица, которые в исключительных случаях, будут назначены для сего Епархиальным Архиереем, которому принадлежит общее заведование церковно-приходскими школами в епархии и попечении об их благоустройстве. Для руководства церковно-приходскими школами Епархиальные Архиереи назначали, по личному выбору, из наиболее способных и благонадёжных священников - наблюдателей, обязанных ежегодно представлять Преосвященным отчёт о числе и состоянии школ вверенного их руководству училищного округа. Сведения из них печатались в местных епархиальных ведомостях. Для обсуждения вопросов по церковно-приходским школам в каждой епархии учреждался Епархиальный Училищный Совет. Представитель и члены Совета избирались Епархиальным Архиереем из числа духовных и светских лиц, преданных делу народного образования и близко знакомых с бытом и духовными потребностями населения. К заседаниям совета приглашались на правах члена местный директор народных училищ. Училищный совет рассматривал отчёты священников - наблюдателей и представлял Епархиальному Архиерею свои соображения о мерах, которые могли способствовать распространению в народе просвещения в духе православной церкви.
3. Одноклассная церковно-приходская школа в селе Никольском
Прежде чем приступить к освящению церковно-приходской школы в селе Никольском, несколько слов о Никольской церкви. Никольская Николаевская деревянная однопрестольная церковь построена в 1859 году [5.с.82]. Впоследствии в 1910 году была построена новая деревянная церковь [6.с.109].
В период с 1901 года [7.с.98] по 1909 годы [8.с.54] в приход церкви входят: село Никольское, деревни: Изындаева, Дубинина, Ивановская, Едетская. В 1916 году в приходе остались село Никольское и деревня Дубинино [6.с.109].
В 1884 году приход церкви насчитывает 1216 прихожан [5.с.82]. В 1901 году в приходе 2934 прихожан, 1499 мужчин и 1435 женщин [7.с.98]. В 1916 году численность прихожан составила 2685 душ, из них мужского пола 1924, женского 1061 [6 c.109].
13 декабря 1884 года, благочинный 2 участка, Ачинского округа и священник Троицкой церкви села Шарыповского Василий Карповский, представил приговор крестьян об открытии церковно-приходской школы в селе Никольском. Прихожане села Никольского дали согласие приготовить помещение для школы и выдавать на содержание её по 150 рублей в год [9.с.51-52]. Никольская одноклассная церковно-приходская школа утверждена 5 ноября 1885 года [10.с.29]. Открыта школа 12 апреля 1886 года, когда обязанности законоучителя Никольской церковно- приходской школы возложены на священника Тимофея Васильевича Ковригина, он же учил и по другим предметам [11.с.129]. Школа размещалась в церковной сторожке [12.с.278]. В 1913 году в отчете епархии, констатируется факт, что особенно холодным помещением, является помещение Никольской школы, также указаны и другие школы [13.с.23]. Помещение школы церковная сторожка, до настоящего времени селе Никольском не сохранилась.
Учителями в школе в разное время были:
1886 год на священника Ковригина Тимофея Васильевича, возложены обязанности законоучителя, он же учил и по другим предметам [11.с.129]; 1889 год священник Ковригин Тимофей Васильевич, продолжал один преподавать закон Божий и прочие предметы [14.с.10]; 1899 год священник Ковригин Тимофей Васильевич и учитель Ковригина Зоя [15.с.155,156]; 1907 год: Заведующий школой, преподает закон Божий священник Ковригин Тимофей Васильевич и учитель Синев Николай Иванович [16.с.86];
1911 год заведующий школой, преподает Закон Божий священник Парышев Иоанн Степанович и учительница Наталья Юскова [17.с.164]; 1913 год заведующий школой, преподает закон Божий священник Парышев Иоанн Степанович и учительница Наталья Захаровна Юскова [18.с.108].
Количество учеников в школе изменялось по годам и составляло: 1907 год обучается учеников 20 человек (14 мальчиков и 6 девочек) [16.с.86]; 1916 год обучалось 51 ученик (27 мальчиков и 24 девочки) [6.с.109]. На количество учеников влияло, какое количество деревень входило или не входило в приход церкви в определенный период времени.
25 ноября 1915 года в селе Никольском состоялся учительский съезд. Работа съезда начиналась «с обсуждения вопроса, как ученикам выразить свою любовь к Отечеству и какую можно подать помощь Родине и её мужественным защитникам в переживаемую годину». Были также заслушаны доклады «Естествознание в начальной школе», «Выразительное чтение в начальной школе» [19.с.44].
Заведующий Никольской школой в 1916 году являлся ответственным за получение книг и учебных пособий на станции Итат, для 6 школ района, в который входили школы: Никольская, Изындаевская, Едетская, Шарыповская, Божье-Озерская, Оракская, Ново-Курская, Скрипочниковская [20.с.48].
4. Двухклассная министерская школа в деревне Дубинино
От Министерства народного просвещения, управление школами в Енисейской губернии осуществляла инспекция народных училищ, которая в 1901 году была преобразована в дирекцию народных училищ [21.с.12]. В деревне Дубинино министерская двухклассная школа, по инструкции 1875 года, была открыта в 1903 году [17.с.108], [18.с.77], по другим же данным в 1904 году [6.с.109].
Учителями в Дубининской министерской школы были: 1911 год - Законоучитель священник Парышев Иоанн Степанович, учителя: Усанин Петр Федорович, Мельников Георгий, помощник учителя Усанина Екатерина Васильевна [17.с.108]; 1913 год Законоучитель священник Парышев Иоанн Степанович, учителя: Пахомов Петр Сергеевич, Гахокидзе Николай, помощник учителя Вагина Мария Дмитриевна [18.с.77].
Заключение
Таким образом, установили, что система школьного образования до революции 1917 года состояла из церковно-приходских школ и школ министерства народного просвещения. Церковно-приходские школы находились в ведении Священного Синода, вторые в ведении Министерства народного просвещения Кабинета министров (правительства).
До 1885 года в населенных пунктах на территории современного Родниковского сельского совета школ вообще не было. Где же были ближайшие школы, открытые до 1885 года? Открытые по уставу о приходских училищах 1828 года, школы были только в селе Балахтинском открыта в 1846 году, в селе Ужурском открыта в 1857 году, в селе Назаровском открыта в 1861 году [17.с.108]. Учрежденная в 1885 году одноклассная Никольская церковно – приходская школа была в числе первых, также открытых в этом же году, в селе Шарыповском, селе Березовском, селе Скрипочниковском. В 1903 году добавилась двухклассная Дубининская школа министерства просвещения.
По линии моей матери мой прапрадед, проживал в деревне Дубинино, имел образование и возможно учился в Дубининской школе, а прапрабабушка была безграмотной.
Сколько же не училось детей, даже после открытия Никольской и Дубининской школ, найти не удалось. Удалось найти сведения за 1905 год в целом по Енисейской губернии. «По приблизительному подсчету на всей Енисейской губернии смело можно считать 60 – 65 тысяч детей школьного возраста. В школах же Енисейской губернии обучается только 17300 человек, то есть 26,62 % всего предполагаемого количества их. Следовательно, 73,74 % остаются вне школ и не могут добиться грамоты. Чтобы сделать всех грамотными – для этого понадобится не 409 школ, как теперь, а по крайней мере в 4 раза более» [21.с.499]. Сведений более позднего периода по Енисейской губернии найти не удалось. Но удалось найти сведения по Минусинскому уезду. Так в 1914 году «В Минусинском уезде в школах двух ведомств обучалось 16233 человека, всего же детей школьного возраста насчитывается 26734 человека, следовательно, за порогом школы остается 10501 человек. Какая огромная армия 10501 человек – детей остается без приобщения к свету, знанию и просвещению. Существующие 212 школ и училищ в уезде, конечно, не в состоянии удовлетворить потребности в образовании детей народа» [22.с.44]. Переведем в проценты 10501 человек от 26734 человек, это 39,3 %, то есть более 40% не учились. Примерно такое же уровневое соотношение учившихся и не учившихся детей было в других уездах, в волостях и в населенных пунктах. Данные сведения 1905 и 1914 годов удручающие, а что было в 1885 году по Енисейской губернии, картина была более плохая.
Никольская церковно-приходская школа и Дубининская министерская школа, прекратили деятельность свою, скорее всего после января 1920 года, после прихода Красной Армии на территорию Енисейской губернии, данный факт требует уточнения. Но
в январе 1918 года, декретом Совета народных комиссаров РСФСР, церковь отделена от государства и школы от церкви. Установление советской власти после января 1920 года, должно было повлечь закрытие церковно-приходских школ.
На смену старым школам пришла новая советская школа, которая по оценкам наших и зарубежных экспертов, задала новую высокую планку школьного образования.
Можно ли сравнить досоветскую школу и уже современную школу, нашего времени? Если исходить из сегодняшнего количества, преподаваемых предметов, то это будет условно соответствовать, да нет, это невозможно будет сказать, даже если сравнивать уже с 1917 годом. Количество преподаваемых предметов несравнимо с нашей школой сегодня, но и уровень преподавания другой. В настоящее время на территории Родниковского сельского совета, школы находятся в двух из пяти населенных пунктах, это село Родники и деревня Дубинино, в которых учатся все дети школьного возраста, проживающие на его территории, с 11 –летним или 9 – летним курсом обучения, чего не было до революции 1917 года.
История малой Родины, в частности система школьного образования на территории Родниковского сельского совета, позволяет полнее узнать и понять историю России до революции 1917 года.
Список использованных источников и литература
1. Сайт государственного архива Красноярского края – catalog.krasarh.ru:9090›
2. Народная школа. Руководство для учителей и учительниц начальных народных
6училищ. Т.1. Москва. 1910. – 468 с.
3. Енисейские епархиальные ведомости № 17 от 1 октября 1884 года
4. Православный катехизис.- Москва. Издательство Сретенского монастыря, 2003. - 221с.
5. Енисейские епархиальные ведомости № 6 от 16 апреля 1884 года
6. Краткое описание приходов Енисейской епархии. По изданию 1916 года. –
Красноярск. «Краевед», 1995. - 243с.
7. Памятная книжка Енисейской губернии за 1901 год. - Красноярск. Енисейская губернская типография, 1901.- 200 с.
8. Памятная книжка Енисейской губернии за 1909 год. - Красноярск. Енисейская губернская типография, 1901.- 97 с.
9. Енисейские епархиальные ведомости № 6 от 16 марта 1885 года
10. Енисейские епархиальные ведомости № 16 от 16 августа 1893 года
11. Енисейские епархиальные ведомости № 9-10 от 1 мая 1886 года
12. Енисейские епархиальные ведомости № 14-15 от 1 августа 1892 года
13. Отчет о состоянии церковно-приходских школ Енисейской епархии за 1913-1914
учебный год, 217с.
14. Отчет о состоянии церковно-приходских и грамотности школ Енисейской епархии за
1888-89 учебный год, 32с.
15. Енисейские епархиальные ведомости № 6 от 16 марта 1899 года
16. Памятная книжка Енисейской губернии за 1907 год. - Красноярск. Енисейская губернская типография, 1907.- 106с.
17. Памятная книжка Енисейской губернии за 1911 год. - Красноярск. Енисейская губернская типография, 1911.- 445с.
18. Памятная книжка Енисейской губернии за 1913 год. - Красноярск. Енисейская губернская типография, 1913.- 229с.
19. Енисейские епархиальные ведомости № 2 от 15 января 1915 года
20. Енисейские епархиальные ведомости № 6 от 15 марта 1916 года
21. Енисейские епархиальные ведомости № 19 от 1 октября 1905 года
22. Енисейские епархиальные ведомости № 24 от 15 декабря 1914 года
Музыка космоса
Мастер-класс "Корзиночка"
Пчёлы и муха
Л. Нечаев. Про желтые груши и красные уши
Учимся рисовать горный пейзаж акварелью