Целью работы является теоретическое изучение проблемы смертной казни и правомерности ее применения в историческом развитии, а также практическое сопоставление доводов сторонников и противников этой меры наказания, осуществленное путем опроса преподавателей и учащихся старших (9-11) классов Никольской средней школы.
Вложение | Размер |
---|---|
smertnaya_kazn_statya_novaya.doc | 175 КБ |
Муниципальное казённое общеобразовательное учреждение костромского муниципального района костромской области "Никольская средняя общеобразовательная школа"
156519, Костромская область, Костромской район, поселок Никольское, Школьная улица, 2, (4942) 64-47-00, nikolsosh@gmail.com
Название конкурса - «Человек в обществе»
Тема работы «Смертная казнь: за и против»
Автор работы – Мамедов Бахаддин Фирудин оглы,
обучающейся 9 класса,
МКОУ "Никольская средняя общеобразовательная школа"
156519, Костромская область, Костромской район,
поселок Никольское, ул. Мира, д.3, кв.16
Научный руководитель – Волков Дмитрий Александрович,
учитель истории и обществознания МКОУ
"Никольская средняя общеобразовательная школа"
156008, г. Кострома, ул. Шагова, д.199. кВ.1. (dwol64@mail.ru)
Введение ____________________________________________________С.3
Глава I. История смертной казни в России и других странах._______________С.6
Глава II. Историческая справка о видах и способах смертной казни. Устаревшие, Экзотические и с современные виды казни.________________________________С.10
Глава III. Смертная казнь: за и против. Мнения учеников и преподавателей Никольской средней школы._____________________________________________С.13
Заключение__________________________________________________С.16
Список используемой источников и литературы ___________________________С. 16
Приложение__________________________________________________________С.17
Введение
Взяться за написание данной работы меня подтолкнула информация в интернет. Как-то случайно открылась вкладка официального сообщества Госдумы «ВКонтакте», где проводился опрос населения. Пользователям предлагалось ответить на вопрос «Нужно ли вернуть смертную казнь для убийц детей и педофилов?» В голосовании приняли участие 149 838 человек, 78,84 % ответили «да», 17,66 % — «нет». Но, по сути, это вопрос за то, вернуть смертную казнь или нет. И это все достаточно актуально, т.к. смертная казнь в России не отменена. Мораторий на нее был введён 16 апреля 1997 года по ультиматуму совета Европы для получения Россией членствам в нем. Отменить мораторий достаточно просто, и тогда смертная казнь вновь станет реальной практикой. Тогда я начал искать еще более полную информацию по состоянию общественного мнения. Точных статистических сведений я не нашел, кроме общих представлений авторов статей по проблеме смертной казни о том, что три четверти населения готовы высказаться за её возврат в России. Думается, что на российском уровне это близко к истине. После всего этого мне захотелось больше узнать о проблеме смертной казни и ответить на ряд вопросов: нарушает ли смертная казнь права человека? Является ли она фактором, сдерживающим преступность? На что направлена смертная казнь и против кого в реальности используется в современном мире? Применять ли ее в современный период развития общества или отказаться от этого? Может ли государство оправдать или доказать необходимость подобной карательной меры для поддержания и охраны правопорядка, ведь именно общество породило и преступность и преступников?
Но, самое главное, в рамках взятого мною под впечатлением прочитанных статей исследовательского проекта, мне захотелось узнать о том, как преподаватели и учащиеся старших (9-11) классов школы, в которой я учусь, относятся к этому вопросу. И, начав данное исследование, я предполагал доказать или опровергнуть вывод о том, что мнение моих респондентов о смертной казни соответствует общероссийским стандартам. Если показатели будут выше (если честно, то мне этого очень хотелось), то можно сделать вывод о том, что гуманистические идеалы в нашей школе достаточно высоко развиты, т.к. отношение к смертной казни есть «лакмусовая бумажка» человечности в обществе. Мне представляется, что смертная казнь порождает жестокость в социальной среде и подогревает иллюзии, будто с преступностью можно справиться лишь мерами устрашения.
Целью работы является теоретическое изучение проблемы смертной казни и правомерности ее применения в историческом развитии, а также практическое сопоставление доводов сторонников и противников этой меры наказания, осуществленное путем опроса преподавателей и учащихся старших (9-11) классов Никольской средней школы.
Теоретическую основу работы составляют общенаучные методы исследования, анализ научно-публицистической литературы и законодательства РФ.
Практическую основу составили статистические показатели общественного мнения преподавателей и учащихся Никольской средней школы.
Прежде чем приступить к написанию проекта, я прочитал рад научных работ и множество статей в интернете. Из всей использованной литературы особенно хотелось бы выделить сборник статей под ред. С.Г. Келина «Смертная казнь: за и против», вышедший в Москве в 1989 году в разгар перестройки, кода в СССР эта проблема стала широко дискуссироваться. В этом полемическом сборнике публицистического характера помещены статьи русских дореволюционных и советских авторов — юристов, философов, социологов, историков, писателей, представителей духовенства, государственных и общественных деятелей — противников и сторонников смертной казни. Среди них имена Н.Бердяева, С.Булгакова, Вл.Соловьева, И.Бестужева-Лады и др. Публикуется материал об истории смертной казни в нашей стране и обзор по западным странам. Книга снабжена обширным библиографическим материалом по данному вопросу.
Тринадцатый параграф второй главы второго тома учебника под ред. И. М. Тяжковой и Н. Ф. Кузнецовой «Зерцало: курс уголовного права». Общая часть. Учение о наказании / М., 2002 посвящен проблеме смертной казни. Справка по истории применения и отмены смертной казни взята нами именно из этого источника. Учебник придерживается позиции, что смертная казнь не есть панацея борьбы с преступностью, даже наоборот. «Можно согласиться, - говориться в учебнике, - что угроза быть казненным оказывает сдерживающее воздействие в ряде случаев. Однако, во-первых, преступник всегда рассчитывает избежать наказания, а, во-вторых, планируя или совершая преступления, караемые смертной казнью, он уже перешел рубеж значимости человеческой жизни, в том числе и для себя».
В статье И.С. Ратьковского Восстановление в России смертной казни на фронте летом 1917 года. // Новейшая история России. -2015. - № 1.- С. 48-58 так же много внимания уделено проблеме смертной казни. Доказывая необходимость ее в военных условиях, автор считает, что и в мирное врем «при определенных условиях» ее можно использовать.
Глава I. История смертной казни в России и других странах.
Вначале в теоретической части своего проекта я проследил историю введения и применения смертной казни в России и других странах.
Смертная казнь в России – особо тяжкий вид наказания. Во времена Древней Руси, а затем и на протяжении истории Российской империи карательные меры характеризовались жестокостью, основой их и была тяжелая смертная казнь.[1]
Смертная казнь в Древней Руси могла возникнуть и законодательно закрепиться либо как кровная месть, либо вследствие влияния Византии. Стоит отметить, что первый официальный свод законов Древней Руси "Русская правда" не закреплял смертную казнь, но Краткая редакция этого документа закрепляла право кровной мести. Нужна ли смертная казнь в то время? Конечно же, нужна. Это было время беспредела с точки зрения закона, это было еще не единое государство без всеобщих прав, поэтому все регулировалось общинными нормами справедливости. К слову, кровную месть запретила Правда Ярославичей. Но в ХIV веке Двинская уставная грамота вновь ввела смертную казнь за такой вид преступления, как кража, но только если она совершена в 3-й раз, а вот убийство не предусматривало такого жестокого наказания. Примерно через сто лет Псковская грамота добавляет к списку преступлений церковные хищения и государственную измену. Судебник Ивана Великого вводит смертную казнь за убийство таких лиц, как "свой господин", а также смертная казнь назначалась за клевету и различные религиозные преступления. Следующий общий свод законов России был принят Иваном Грозным (Судебник).[2] Этот документ определил, что смертная казнь – наиболее важный вид наказания. Стоит отметить, что Судебник 1550 г. сделал смертную казнь публичной, то есть на открытом месте, плюс ко всему она должна была сопровождаться пытками. В ХVIII веке еще более увеличивается список преступлений, за которые назначалась казнь. Неудивительно, что пик смертной казни пришелся на царствование Петра I. А вот его дочь Елизавета временно заменила смертную казнь ссылкой на каторжные работы. При Екатерине Великой смертная казнь восстанавливается, однако, только за особо тяжкие преступления. Причем дела по ним рассматривались в Сенате, который и выносил приговор. Одним из самых известных смертных приговоров является приговор Емельяну Пугачеву и его соратникам. Он был казнен на виду у всех с помощью четвертования, правда из гуманности сначала отрубили голову, а только потом – руки и ноги. Стоит отметить, что к четвертованию были приговорены Николаем 1 и участники восстания на Сенатской площади - декабристы, однако, этот жестокий метод заменили виселицей.
С 1893 года было разрешено применение смертной казни военными судами за убийство работников железной дороги и пассажиров поездов, совершенные «туземцами в Кавказском крае и Ставропольской губернии»[3].
Во второй половине XIX века ежегодно смертная казнь применялась примерно к 10-50 лицам. Применение смертной казни расширилось непосредственно после революции 1905 года, когда она стала применяться в 5-10 раз чаще[4].
Смертная казнь была отменена после Февральской революции в 1917 году, но вскоре снова введена на фронте Временным правительством за воинские преступления, измену, убийство и разбой. Ключевую роль в возобновлении практики смертных приговоров сыграл Л. Г. Корнилов[5].
С конца 1980-х годов Россия стала на путь постепенного сокращения применения смертной казни. 16 апреля 1997 года Россия подписала Протокол № 6 к Конвенции о защите прав человека и основных свобод относительно отмены смертной казни[6] (в мирное время). Государственная дума должна была ратифицировать его до мая 1999 года. Несмотря на то, что 6-й протокол так и не был ратифицирован Россией (единственной из государств-членов Совета Европы), с этого момента смертную казнь в России запрещено применять согласно Венской конвенции, которая велит государству, подписавшему договор вести себя в соответствии с ним до его ратификации. Пока в России остается мораторий на смертную казнь.
Смертная казнь в КНР применяется чаще, чем в любой другой стране, хотя официальная статистика до сих пор не сообщает точного числа казнимых (ориентировочно оно составляет 5000 в год). В настоящее время смертная казнь применяется как наказание за целый ряд преступлений (по данным на начало 2016 года — за 46 преступлений[7]). Подавляющее большинство казней применяется за незаконный оборот наркотиков в крупных размерах. Смертная казнь не применяется в Гонконге и Макао, которые являются самостоятельными юрисдикциями в соответствии с принципом «одна страна, две системы». Статья 49 в китайском уголовном кодексе запрещает смертную казнь преступников, которым было менее 18 лет на момент совершения преступления. Также в КНР существует практика вынесения в некоторых случаях смертного приговора с отсрочкой исполнения на 2 года. Чаще всего такая отсрочка означает освобождение от смертной казни, так как согласно статье 50 Уголовного кодекса КНР, если в ходе этого срока осужденный не совершит умышленного преступления, то ему могут заменить смертный приговор на пожизненное заключение. А «…при действительно серьезном искуплении вины заслугами» — лишением свободы на срок от 15 до 20 лет[8].
До 1976 г. смертная казнь в США была отменена. Но Верховный суд США восстановил право штатов казнить преступников, и сейчас она существует в 38 из 50 штатов. При этом применяются различные виды смертной казни: в 22 штатах - смертельные инъекции, в 13 штатах - электрический стул, в 7 штатах - повешение, в 5 штатах - расстрел, в 5 штатах - газовая камера. В некоторых штатах используется несколько видов смертной казни. США входит в число тех немногих стран, где смертная казнь применяется даже к несовершеннолетним, что противоречит международным пактам о правах человека.
По данным ООН смертная казнь как уголовное наказание назначается в 38 государствах, а в 22 странах она исполняется публично, среди них: Китай, Пакистан, Сомали, Нигерия, Иран, Йемен, Ливия, ОАЭ, Саудовская Аравия, Сирия и др. Если назначение смертной казни за умышленное убийство, терроризм, шпионаж и т.п. понятно, то в ряде стран казнят также за следующие преступления:
- супружеская неверность со стороны женщины (Иран, КНДР, Мавритания, ОАЭ, Саудовская Аравия, Судан);
- подделка официальных документов (Ирак);
- проституция (Иран);
- недостойная жизнь на земле (Иран);
- несогласие с богом (Иран);
- употребление в четвертый раз пищи, воды и курение в дневное время в период поста рамазан (Иран).
Но, все же, глобальные мировые тенденции направлены на отмену смертной казни. На конец ХХ века смертная казнь полностью отменена в 72 государствах, в 30 - не применяется(мараторий), а в 90 – сохранена.
Глава II. Историческая справка о видах и способах смертной казни. Устаревшие, экзотические и с современные виды казни.
В прошлом отношение к смерти и смертной казни у многих народов было иным, чем сейчас. И хотя казни совершались публично и трупы и части тела казненных выставлялись для устрашения, казни не производили потрясения, не вызывали отвращения или протеста, а роль палача считалась даже почетной. Распятие применялось в Древней Греции и Риме, а также на Востоке. Оно в истории стало едва ли не самым знаменитым видом казни, поскольку таким образом принял смерть Иисус Христос. Для осужденного делался крест, на который затем прибивались или привязывались его конечности и крест вбивался в землю традиционно на возвышении или холме. Приговоренный умирал обычно на второй-третий день от жажды и укусов насекомых. Сожжение активно применялось во многих древних странах, но расцвет получило в средние века, поскольку так инквизиция казнила еретиков. По всей Европе эта казнь достигла огромных масштабов: были сожжены заживо тысячи человек, причем часто массами, по обвинению в колдовстве, сожительстве с дьяволом, богохульстве и даже отклонении от нормы. В России сожжение применялось также к религиозным преступникам, причем казнь была более мучительной, так как производилась на медленном огне. Утопление применялось, когда нужно было одновременно казнить многих лиц. Так казнили убийц родителей в Древнем Риме и Греции, а в средние века использовалось испытание водой, часто по отношению к ведьмам: связанную бросали в воду - если утонет, то невинна, а если нет, то значить - ведьма и ее вешали.
Экзотические виды смертной казни.
В прошлом применялось огромное количество видов смертной казни, многие из которых были даже закреплены в законодательстве, причем способы казни были призваны усилить мучения казнимого, часто сочетаясь с пыткой. В России этим особенно прославился Иван Грозный. Один из его любимых видов казни - зашить осужденного в медвежью шкуру ("обшить медведно") и затравить собаками. Однажды он приказал нескольких монахов привязать к бочке с порохом и взорвать - чтобы сразу на небо летели. Применялось также вырезание кусков мяса из тела, снятие кожи, попеременное обливание кипятком и холодной водой, кипячение в жидкости. Закапывание живьем в землю применялось еще в Древнем Риме к весталкам за потерю девственности и в Древнем Китае. В средневековой России такая казнь применялась к жене, убившей своего мужа. Жертва, закопанная в землю по плечи, умирала обычно на второй-третий день от обезвоживания организма и голода. Забивание палками упоминается еще в древнеегипетских папирусах, где подобным образом казнили за преступления против фараонов. В Древнем Риме применялось бичевание до смерти. Близко к этому виду казни - наказание шпицрутенами. Формально оно не считалось смертной казнью и применялось в России с 1701 по 1863 год. Обнаженного по пояс человека тащили сквозь строй солдат, каждый из которых бил его палкой по спине. Если кто-то бил не сильно, тогда он отправлялся сквозь строй. Понятно, что все, исходя из этого, прикладывались «от души» и часто провинившегося забивали до смерти. Непубличное отравление ядом использовалось как альтернативный вид казни для свободнорожденных а Древней Греции (фактически самоубийство). Сбрасывание со скалы активно применялось в Древней Греции и Риме. Тайное удушение применялось в Древнем Риме к высокопоставленным лицам. Четвертование назначалось за преступления против власти, за измену, мятеж в средневековом Китае и России. Преступнику сначала отсекали руки и ноги, а потом уже голову. Разрубление тела пополам применялось в Древнем Китае за недоносительство. Колесование заключалось в переламывании осужденному железным ломом каждой конечности в двух местах и позвоночника, затем тело привязывали к колесу так, чтобы пятки сходились с затылком, и оставляли умирать. Разрывание тела исполнялось двумя способами: тело привязывалось к вершинам двух наклоненных деревьев, которые затем отпускались, либо к двум лошадям, которые пускались в противоположные стороны. Залитие горла расплавленным металлом применялось в России до 1672 года к фальшивомонетчикам. Посажение на кол заключалось в медленном проникновении кола внутрь человека, агония длилась несколько дней. Эта казнь применялась в средневековой России, Османской империи. Применялись также и такие виды смертной казни, как подвешивание ребром за крюк, поедание крысой, замораживание, растворение в кислоте и другие.
Современные способы смертной казни.
В большинстве стран мира в наше время применяются простые способы смертной казни, лишение человека жизни законодатели стремятся сделать по возможности безболезненным и быстрым. Однако в некоторых государствах сохраняются квалифицирующие виды смертной казни. В современном законодательстве известно 7 способов приведения приговора в исполнение:
1. Повешение считается самым древним видом смертной казни, а также самым позорящим. Современная технология такова: осужденного вешают на веревке, обвивающей шею, смерть наступает в результате повреждения спинного мозга или удушения от сдавливания трахеи.
2. Расстрел проводится либо одним лицом - смерть наступает быстро, либо стрелковым подразделением - когда вероятность попадания ниже и смерть может наступить не сразу.
3. Обезглавливание на практике используется только в Саудовской Аравии. Осуществляется путем гильотинирования или отсечения головы мечом.
4. Забрасывание камнями - это мучительный способ казни, поскольку человек способен выносить сильные удары не теряя сознания.
5. Казнь на электрическом стуле была введена в 1888 г. Тогда считалось, что она более гуманна. К голове и ноге казнимого прикрепляются влажные электроды, через которые подается ток большой силы. Смерть наступает в результате остановки сердца и паралича дыхания.
6. Отравление газом. Осужденного помещают в герметичную камеру, где привязывают к креслу. В камеру подается газ цианид, отравляющий при вдыхании. Смерть наступает в результате удушья.
7. Смертельная инъекция проводится путем внутривенного введения комбинации веществ, вызывающих потерю сознания, прекращение дыхания, остановку дыхания и смерть.
Глава III. Смертная казнь: за и против. Мнения учеников и преподавателей Никольской средней школы.
В практической части моего исследования я попытался найти в литературе аргументы защитников и противников смертной казни и сопоставить их с мнениями учащихся и преподавателей Никольской средней школы. С этой цельною мною был разработан опросник, где было всего лишь три графы: 1) вы за смертную казнь? 2) вы за пожизненное заключение? 3) поясните свой выбор.
Сначала анализ литературы. Из сторонников практики смертной казни мне хотелось бы отметить В. Реклесса — американского криминолога, который выделил 4 основных аргумента в защиту применения смертной казни:
1. Наказание должно быть таким же, каким было совершённое преступление;
2. Преступник обязан страдать, чтобы искупить свою вину;
3. Наказание — напоминание другим, что с ними произойдёт то же самое, если они переступят закон;
4. Смертная казнь — способ защиты интересов общества.
Другой известный деятель — Э. Сазерленд, американский криминалист, сформулировал пять доводов:
1. Смертная казнь — более эффективный способ предупреждение преступлений, чем другие типы наказаний;
2. Смертная казнь экономичнее, чем содержание преступника в тюрьме;
3. Смертная казнь необходима, чтобы не позволить прийти в действие суду Линча;
4. Смертная казнь — средство очищения общества от ненормальных, нездоровых, сумасшедших личностей;
5. Казнь надёжнее, чем пожизненное заключение для людей, осуждённых за преднамеренное убийство, поскольку они могут попасть под действие амнистии.
Противники применения смертной казни так же приводят различные аргументы в защиту своей позиции.
Я составил перечень наиболее используемых аргументов против смертной казни:
Первый и наиболее важный довод: всегда есть возможность ошибок в суде. Так судебная ошибка привела к смерти невинного человека — Александра Кравченко. Всем известен знаменитый ростовский маньяк Андрей Романович Чикатило. 22 декабря 1978 года он убил девятилетнюю Елену Закотнову. Это дело об убийстве ребёнка с особой жестокостью и сексуальным насилием требовало быстрого раскрытия. Вёл дело один из опытнейших местных сыщиков — старший следователь Ижогин. Он изучал каждого местного жителя и в итоге 24 декабря нашёл тело ребёнка и подозреваемого в убийстве. Им стал Александр Кравченко, ранее отбывший наказание сроком 10 лет за убийство и изнасилование своей ровесницы. Жена Кравченко подтвердила алиби мужа на время преступления, и 27 декабря его отпустили. Тем не менее, Александр был задержан за кражу у своего соседа и 23 января 1979 года был задержан сотрудниками милиции. К нему в камеру посадили наркомана и убийцу, который силой вынуждал его признать ответственность за убийство Закотновой. В то же время милиция сообщила жене Кравченко, что её муж уже отбывал наказание по такому же делу. Она была обвинена в соучастии в убийстве. Запуганная женщина признала все обвинения, и 16 февраля 1979 года Кравченко был приговорён к 15 годам заключения в тюремной камере, но родственники убитого ребёнка подали требование о переквалифицировании дела: замена тюремного заключения смертной казнью. 5 июля 1983 года Александр Кравченко был расстрелян за убийство, которое совершил Андрей Романович Чикатило. Это лишь пример одной ошибки суда из множества, по вине которой был приговорён к смерти невинный человек.
- казнь в какой-то степени способствует возрастанию уровня преступности, потому что некоторые люди могут подумать: если государство имеет право убить меня, то почему я не могу убить другого? Или по принципу: семь бед, один ответ. Человек, зная, что его все равно казнят, уже не останавливается и продолжает совершать преступления.
- важнейшим признаком демократического правового государства является гуманность. Это понятие означает в первую очередь осознание ценности жизни человека;
- пожизненное заключение — отличный инструмент ограждения общества от опасных преступников. Начальник отдела по борьбе с преступностью В.Г. Востриков говорит — «Замена смертной казни пожизненным заключением отнюдь не проявление снисхождения к преступникам, не зря же многие преступники, осуждённые к пожизненной изоляции от общества, говорят, что лучше бы их расстреляли…». И на самом деле, пожизненное заключение крайне неприятная мера. Заключённые обычно изолированы от общества в бывшем монастыре на северном острове. В первые десять лет им разрешается 2 коротких свидания с близкими родственниками и полуторачасовая прогулка каждый день. Законодательством предусмотрено досрочное освобождение по истечении 25 лет. 30 лет — средний возраст заключённых. Приговорённым к пожизненному заключения придётся провести в камере всю свою оставшуюся жизнь. Им запрещается садиться и ложиться на кровать в течение целого дня. Многие заключённые спустя месяц заключения пытаются покончить жизнь самоубийством, осознавая, что всю жизнь они проведут в клетке. Длительность сроков заключений — вот главная причина страданий преступников.
- смертная казнь обесценивает жизнь человека и унижает человеческое достоинство.
Мною, вместе с моим научным руководителем Дмитрием Александровичем Волковым был проведен социологический опрос преподавателей и учащихся 9-11 классов Никольской средней школы.
Результаты оказались следующими:
Преподаватели
Смертная казнь
Экономическая целесообразность - 1 чел
«Око за око» - 8 чел
Невозможность исправить - 1 чел
Воспитательная мера (страх) для других – 2 чел.
За убийство детей – 3 чел.
Пожизненное заключение
Более тяжкое наказание, чем смерть - 3 чел.
Возможность судебной ошибки – 8 чел.
Смертная казнь – это не гуманно – 3
Не определились – 3 чел.
11 класс
Смертная казнь
«Око за око» - 7 чел.
Убить гуманнее -1 чел.
Пожизненное заключение
Смертная казнь – это не гуманно – 5 чел.
Возможность судебной ошибки – 1 чел.
Более тяжкое наказание, чем смерть – 1 чел.
Возможность исправить – 1 чел.
10 класс
Смертная казнь
«Око за око» 9 чел
Воспитательная мера (страх) для других – 1 чел.
Убить гуманнее -1 чел.
Пожизненное заключение
Смертная казнь – это не гуманно – 3 чел.
Не определились – 1 чел.
9 «Б» класс
Смертная казнь
Убить гуманнее -6 чел.
Воспитательная мера (страх) для других – 2 чел.
«Око за око» - 1 чел.
Пожизненное заключение
Более тяжкое наказание, чем смерть 7 чел
Возможность исправить 2 чел.
9 «А» класс
Смертная казнь
«Око за око» 8 чел.
Убить гуманнее -1 чел.
Воспитательная мера (страх) для других - 2 чел.
Пожизненное заключение
Ухудшение международного положения 1 чел.
Возможность исправить 10 чел.
Более тяжкое наказание, чем смерть 1 чел[9]
Заключение
Анализ проведенного опроса показывает, что самой распространённой причиной за смертную казнь среди преподавателей и учеников является «око за око», т.е. мнение о том, что наказание должно быть адекватным преступлению, если ты убил человека, значит и тебя должны убить.
Наиболее распространенное среди преподавателей мнение, что для преступников необходимо пожизненное заключение, базируется на том, что наша судебная система не совершенна и возможна судебная ошибка. Еще одна интересная особенность представлена мнением учеников 9 «А» класса. 10 человек из 12 высказавшихся за пожизненное заключение, считают, что преступников можно исправить, или они сами, осознав содеянное, исправятся. Особенный подход к проблеме смертной казни показали и ученики 10 класса. Одиннадцать человек из пятнадцати высказались за смертную казнь, хотя общая тенденция в школе 52 человека за смертную казнь, а 50 человек – против. Показатели 10 класса в большей степени укладываются в общероссийскую динамику, где две трети опрошенных - за смертную казнь.
В заключении хочется сказать, то что, примерно половина опрошенных высказались за пожизненное заключение – это говорит, на мой взгляд, о высокой степени гуманизации среди преподавателей и учащихся Никольской школы.
Список используемой источников и литературы
Приложение
[1] Определение Конституционного Суда РФ от 19 ноября 2009 г. N 1344-О-Р "О разъяснении пункта 5 резолютивной части Постановления Конституционного Суда Российской Федерации
[2]И. М. Тяжкова Н. Ф. Кузнецовой,. М., Зерцало: курс уголовного права. Том 2. Общая часть. Учение о наказании / под ред., 2002.
[3] Уголовное право России. Общая часть / под ред. В. Н. Кудрявцева, В. В. Лунеева, А. В. Наумова. — 2-е изд., перераб. и доп. — М.: Юристъ, 2006. — С. 389. — 540 с.
[4] Уголовное право России. Общая часть / под ред. Ф. Р. Сундурова, И. А. Тарханова. — 3-е изд., перераб. и доп. — М.: Статут, 2009. — С. 515. — 751 с.
[5] Ратьковский И.С. Восстановление в России смертной казни на фронте летом 1917 года. // Новейшая история России.. — 2015. — № 1. — С. 48-58.
[6] Протокол № 6 к Конвенции о защите прав человека и основных свобод относительно отмены смертной казни: статус на 28/10/2009
[7] Смертная казнь в 2015-м году. С. 29.
[8] Смирнова Л. Н. Борьба с коррупцией в КНР: международный опыт и «особая китайская модель». Диссертация на соискание ученой степени кандидата политических наук. М., 2014. — С. 66 — 67.
[9] См. Приложение.
Астрономы наблюдают за появлением планеты-младенца
Ералаш
Лиса и волк
Человек несгибаем. В.А. Сухомлинский
Колумбово яйцо