Исследование уникального документа 1937 года - личного дневника, погибшего на войне с фашистами в 1943 году выпускника школы Ивана Семёновича Белошапкина.
Вложение | Размер |
---|---|
nalobina_personazhi_dnevnika_ivana_pechat.docx | 88.62 КБ |
МУНИЦИПАЛЬНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
ХОЛБОНСКАЯ СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА
КРАЕВАЯ НАУЧНО-ПРАКТИЧЕСКАЯ КОНФЕРЕНЦИЯ ШКОЛЬНИКОВ
""ЮНЫЕ ИССЛЕДОВАТЕЛИ ЗАБАЙКАЛЬЯ""
Секция: "Военная слава забайкальцев"
Тема: " Поиск персоналий действующих в дневнике Ивана Белошапкина "
Выполнила:
Налобина Екатерина Сергеевна,
ученица 9 класса
МОУ Холбонской СОШ
Шилкинский район
Руководитель:
Климова Светлана Александровна,
руководитель школьного музея,
учитель истории.
Тел.: 89243862431
e-mail: klimova.rf@mail.ru
Забайкальский край, поселок Холбон, март 2020 года
Оглавление.
I.Введение -----------------------------------------------------------------стр. 2 – 3
1) личная мотивация исследования--------------------------------стр. 2
2) цель исследования--------------------------------------------------стр. 2
3) план исследования (задачи)--------------------------------------стр. 2–3
4) методы и приёмы исследования---------------------------------стр. 3
5) гипотеза----------------------------------------------------------------стр. 3
II. Основная часть------------------------------------------------------------стр. 4 – 13
2.1. Встречи со свидетелями исследуемого времени -----------------стр. 4 – 5
2.2. Научная статья-------------------------------------------------------------стр. 5 – 6
2.3. Страшное время------------------------------------------------------------стр. 6 – 8
2.4. Персонажи, упомянутые в дневнике----------------------------------стр. 8 – 9
2.5. Родословное древо---------------------------------------------------------стр. 9 – 10
2.6. Биография Ивана Белошапкина---------------------------------------стр. 11 – 12
2.7. Дружеские отношения---------------------------------------------------стр. 12 – 13
2.8. Любовная история--------------------------------------------------------стр. 13
III. Заключение----------------------------------------------------------------стр. 13 – 16
IV. Источники и литература---------------------------------------------стр. 17
Приложение №1--------------------------------------------------------------стр. 18 – 21
Приложение №2--------------------------------------------------------------стр. 22
В мае 2014 года в школьный музей поступили интересные экспонаты: «Личный дневник», тетрадь с курсов водителей, экзаменационный билет по математике, письмо друга и фотографии нашего выпускника 1941 года Белошапкина Ивана Семёновича. Всё датировалось к. 30-х гг. ХХ века! Экспонаты поступили от племянника Ивана Семеновича, жителя г. Шилки Жигулы Сергея Васильевича. По данным документам началась тщательная исследовательская деятельность, итогом которой стало три работы. В данных исследованиях была дана техническая характеристика «Личного дневника», его содержательное составляющее. Далее был исследован круг интересов предвоенного поколения подростков, их сходства и отличия от современного поколения. Наши исследования уникального документа показали, как изменились окрестности поселка с конца 30-х гг. ХХ века, была в частности, затронута экологическая проблема. Но материалы оказались настолько интересными, что этих исследований оказалось недостаточно. Следуя, традиции преемственности нашего историко-краеведческого кружка «Патриот», я решила продолжить изучение этого уникального документа в направлении поиска многочисленных персонажей, действующих или упомянутых в дневнике. Итак, тема моей исследовательской работы «Поиск персоналий действующих в дневнике Ивана Белошапкина». Цель исследования: поиск любой информации о личностях, упомянутых в дневнике Ивана Белошапкина. Объект исследования: «Личный дневник» Ивана и документы, полученные от Жигулы Сергея Васильевича.
Для достижения данной цели я составила план исследований (задачи):
При создании данного исследования использовались следующие методы и приемы:
1. Графические методы при систематизации материала при работе с картами, рисунками.
2. Метод наблюдения – фотосъемка, работа со старыми фотографиями, запись интервью.
3. Проблемный метод – постановка проблемы, целей, задач, формулирование выводов.
4. Психологические и социальные методы и приемы – интервьюирование – анализ и синтез интервью.
5. Компьютерная технология – работа в сети интернет, в социальных сетях, на официальных сайтах [https://obd-memorial.ru/html/]; [http://podvignaroda.ru/?#tab=navHome].
При решении поставленной проблемы я выдвинула гипотезу исследования: предполагаю,
что поколение, к которому принадлежали Иван Белошапкин и его сверстники в большей степени пострадали во время Великой Отечественной войны.
Большое впечатление произвело на меня содержание личного дневника Ивана Семёнович Белошапкина, выпускника Холбонской школы 1939 г. Прочитав его, я узнала много интересных моментов из жизни Ивана, его сверстников и как складывалась повседневная жизнь и быт людей в конце 30 - х гг. ХХ века. Иван Белошапкин окончил писать свой дневник в 1937 году. Последняя его запись трогает за душу «Желаю вам веселой и счастливой жизни». Он будто предчувствовал беду 40-х годов. Исходя из задачи исследования - найти свидетелей заявленного в исследовании временного периода, встретиться с ними, взять интервью, я нашла единственную родственницу, проживающую в Холбоне, Копцеву М.Г., которой недавно исполнилось 85 лет. Именно к ней я и решила обратиться за помощью в поиске. Я очень хотела разыскать и исследовать вторую часть дневника. А вообще сохранилась ли она? Я решила задать этот вопрос моей собеседнице, к сожалению, ей мало что было известно о второй части дневника Ивана. Побеседовав с пожилой женщиной, я узнала о племянниках Ивана Белошапкина - Усачевой Алевтине Владимировне и о Жигуле Сергее Васильевиче, который и принес интересные экспонаты в наш Школьный музей. Майя Иннокентьевна посоветовала мне обратиться к Сергею Жигуле. Я очень надеялась то, что он знает о месте нахождения второй части дневника Ивана. Вместе с моим руководителем Светланой Александровной Климовой мы посетили Сергея Васильевича. Он показал нам множество документов 30- 40- х гг., которые сохранились от Ивана и Семена Белошапкина. Было очень интересно посмотреть на дневник Ивана Белошапкина «вживую» и даже подержать его в руках, ведь это такой важный документ, сохранивший для нас ушедшую в прошлое, более чем на 80 лет, эпоху! Мы знакомились с фотографиями и награднымидокументами Белошапкина Семёна Семёновича - брата Ивана, которые недавно были отправлены почтой с Украины из города Харькова (там сейчас проживают его дети и внуки). Нашёлся в архиве семьи нашего выпускника и старый оторвавшийся листок от дневника, как мы полагаем, это что-то вроде титульного листа или обложки. Листок, как и весь дневник, сопровождается рисунками карандашом и надписью «Былое и думы…» Так же, поговорив с Сергеем Васильевичем и его женой, можно сделать вывод, что семья Белошапкиных, очень творческая, любовь к рисованию, рукоделию была у всех детей. Например, мама Сергея Васильевича (сестра Ивана - Варя), оставила сыну коврик ручной работы, рассматривая который, понимаешь, сколько трудолюбия и усердия нужно для его создания. Главная цель визита была, узнать у Сергея Васильевича о судьбе второй части Дневника. Как оказалось, она была утеряна с переездом, но есть и предположение, что её хранит Алевтина Владимировна. Конечно же, было печально это осознавать, но я не отчаялась и продолжила поиск персоналий, упомянутых в дневнике. Визит в семью помог мне выполнить ещё одну задачу исследования - составить родословное древо семьи Белошапкиных и создать личные дела для Прокопия, Семена и Ивана Белошапкиных. Наш архив Школьного музея значительно пополнился документами, фотографиями ( в количестве 60 шт.), среди которых подлинники. И копии, и подлинники поставлены мною на учет в «Книгу поступлений экспонатов Школьного музея» под номерами № 100-102; № 2003-2004.
Исходя из плана исследования, в научной статье я попытаюсь показать эпоху страны, её сложность и влияние на жизнь поколения нашего основного героя – Ивана Белошапкина.
Личность- понятие, выработанное для отображения социальной природы человека, рассмотрения его как субъекта социокультурной жизни, определения его как носителя индивидуального начала, самораскрывающегося в контексте социальных отношений, общения и предметной деятельности.
Личное дело- это совокупность документов, содержащих сведения об его образовании, трудовой деятельности, о прохождении воинской службы, автобиографию, фотографии определенного формата.
Родословное, или генеалогическое древо – схематичное представление родственных связей, родословной росписи в виде условно-символического «дерева», у «корней» которого указывается родоначальник, на «стволе» - представители основной (по старшинству) линии рода, а на «ветвях»- различных линиях родословия, известные его потомки- «листья»
Начало и середина 30-х было тяжелое время, в стране происходили события, (коллективизация, раскулачивание, политические репрессии) которые и привели к убыли населения. Все явления были тесно связаны друг с другом и вместе привели к такому печальному итогу. Иван Белошапкин и его сверстники родились именно в это страшное время, когда люди жили очень плохо, недоедали, а у государства были планы построения бесклассового счастливого общества в облике коммунизма. Моменты коммунистической пропаганды прописаны и у подростка Ивана Белошапкина, когда он размышляет о судьбе своего друга Андрея Щуся («он может быть прекрасным строителем социализма…»). 22 июня 1941 года Германия напала на Советский Союз. Началась Великая Отечественная война. К этому году им было только по 20 лет, они еще совсем молоды! У них не было права выбора, приходилось идти на фронт и защищать Родину. Как можно предположить, сверстники Ивана Белошапкина вместе с ним в рядах первых были на линии огня. Неожиданное нападение Германии, неподготовленные операции, окружения наших войск, все это обрушилось именно на поколение, родившееся в 1921 году… 1942-й год - «год учебный». Принято считать, что в 1942 году Красная Армия училась воевать. Самый тяжелый год Великой Отечественной войны. В этом году Красная Армия понесла весьма тяжёлые поражения. Огромными потерями обернулись наступления под Ржевом. Более 250 000 было потеряно в Харьковском котле. Неудачей закончились попытки прорыва блокады Ленинграда. Погибла в новгородских болотах 2-ая Ударная армия. Большинство потерь было, конечно, в начале войны. В 1941 году руководство Генерального штаба отмечало, что главный противник — Германия содержит свою армию полностью отмобилизованной, имея развёрнутые тылы. Был сделан вывод, что «в этих условиях она имеет возможность упредить советские войска в развертывании и нанесении внезапного удара». Тем не менее, в рабочих вариантах «соображений» предлагалось «упредить противника в развертывании и атаковать германскую армию в тот момент, когда она будет находиться в стадии развертывания и не успеет ещё организовать фронт и взаимодействие родов войск». В расчётах по-прежнему определялись решительные цели и глубокие задачи войскам. Всего у Германии для нападения на СССР было сосредоточено 181 дивизия (в том числе 19 танковых и 14 моторизованных, 18 бригад) в составе 5,5 млн. чел., 3712 танков, 47 260 полевых орудий и миномётов, 4950 боевых самолётов. На 22 июня 1941 года в приграничных округах и флотах СССР в составе 15 армий из 172 дивизий, в том числе 40 танковых (укомплектованных примерно наполовину) имелось: 3 289 850 солдат и офицеров, 59 787 орудий и миномётов, 12 782 танка, из них 1475 танков Т-34 и КВ, 10 743 самолёта. Несмотря на превосходство Красной Армии по основным показателям, за исключением личного состава (по причине недоукомплектованности, в отличие от вермахта; после окончания мобилизации численность РККА должна была составить 8,9 млн. чел.), немецкие войска на некоторых направлениях своих главных ударов имели многократное преимущество над непосредственно противостоявшими им советскими частями (например, превосходство в танках 3-й танковой группы над 11-й армией СССР было 10-кратным). Следует отметить, что, по мнению некоторых современных историков, существенного качественного превосходства техники у вермахта не было. Так, все имевшиеся на вооружении Германии танки были легче 23 тонн, в то время как у РККА имелись средние танки Т-34 и Т-28 весом свыше 25 тонн, а также тяжёлые танки КВ и Т-35 весом свыше 45 тонн. При этом историки, как правило, выделяют средние танки Т-34 и тяжёлые — КВ как «новые». Против их лобовой брони немцам пришлось использовать 88-мм. зенитные орудия и танки «Тигр». Что касается самолётов, то около 70 % немецкой авиации было сосредоточено для нападения на СССР, в то время как СССР на западной границе имел около 40 % своей авиации. Однако в СССР была ошибочная военная стратегия, если война начнётся (а 23. 08. 1939 года был заключен «Пакт о ненападении» СССР – Германия на 10 лет), то она будет «с малой кровью, на чужой территории». Стратегические запасы, военные базы и военные аэродромы были сосредоточены в основном на западной границе и в первый налёт были уничтожены немецкой авиацией. В подготовке и боевом опыте немецкие лётчики превосходили советских. Исходя уже из этого, можно сделать вывод, что немецкие войска были тщательно подготовлены и «застали» Красную Армию врасплох. Самые большие численные потери наших войск приходятся на 1941 – 1943 гг., когда приходилось невероятными человеческими усилиями сдерживать наступление врага, останавливать его продвижение на восток страны и с помощью массового героизма и самопожертвования сделать «коренной перелом в войне». Как я понимаю, эти задачи выполняли друзья-товарищи Ивана Белошапкина.
Выполняя своё исследование, я решила составить подробный список всех персоналий, которые действуют на 269 страницах дневника, проанализировать данные личности и их участие в страшном для нашей страны событии – Великой Отечественной войне. Тщательно прочитывая отсканированные страницы дневника, я выбрала в список действующих лиц 82 личности, включая самого Ивана. Кто-то из них упоминается многократно, это очень близкий круг нашего героя, кто-то единожды, есть в списке полные имена, отчества и фамилии, у кого-то встречаются только имена и прозвища. Работая с информацией на ОБД «Мемориал» и сайте «Подвиг народа», я пыталась выяснить, кто из списка является участником Великой Отечественной войны. В результате данной работы я обнаружила 22 личности, которые участвовали и погибли или же пропали без вести на войне, и 4 личности, которые вернулись с фронта живыми. (Приложение № 1). В жизни всё взаимосвязано, так история школы тесно связана с историей посёлка Холбон, а история посёлка с прошлым всей страны. Случилось так, что первый выпуск нашей школы пришёлся на 1941год и ученики 7-10 классов, так и не сдав экзаменов, ушли добровольно на фронт. В списке погибших учителей и учащихся школы всего 18 человек. В ноябре 2014 года Холбонская школа праздновала 80-летний юбилей, при подготовке к этому событию была уточнена информация по каждому из погибших на сайте «Мемориал», положено начало социальному проекту «Бессмертный полк» и проведена линейка Памяти погибших – вот их имена: Алёкминский Филипп Яковлевич, Коломыльцев Клавдий Павлович, Коломыльцев Александр Павлович, Коломыльцев Петр Павлович, Гриценко Василий Афанасьевич, Распопов Михаил, Белошапкин Иван Семёнович, Поляков Михаил Семёнович, Казаков Владимир, Казанцев Николай Андреевич, Левкович Леонид Васильевич, Власов Виктор, Мальцев Илья Афанасьевич, Курганов Семён Маркович, Полуполтинных Михаил Вениаминович, Полуполтинных Олег Вениаминович, Усенок Василий Трофимович, Стрельников Владимир Васильевич.
Внимательно изучая дневник Ивана Белошапкина, я заметила то, что о семье он упоминает очень мало. Больше он пишет о дружеских отношениях, его интересах, планах. По рассказам Жигулы Сергея Васильевича выяснилось, что мать семейства Белошапкиных умерла осенью 1937 года, когда Ивану было только 16 лет. Все тяготы семьи взвалились на плечи отца- Белошапкина Семена Андриановича (1884 – 1963 гг.). В семье было восемь детей: самый старший брат- Прокопий, [https://obd-memorial.ru/html/info.htm?id=1154165583]
сестры - Александра, Евдокия, Анна и двойняшки Варвара и Юлия 1927 года рождения; два брата Иван–1921 г.р.
[https://obd-memorial.ru/html/info.htm?id=2459863;https://obd-memorial.ru/html/info.htm?id=74295696] и Семён – 1924 г. р.
[http://podvignaroda.ru/?#id=28183237&tab=navDetailManAward]. Так же известно, что сестры увлекались вязанием и вышивкой. В чем я убедилась, когда увидела их работы своими глазами у сына Сергея Васильевича. Аккуратные, великолепные творения ХХ века. Зная тот факт, что их мать умерла, когда они были еще маленькие, приводит в недоумение, неужели папа обучал дочек заниматься вышивкой? Это мы можем только предположить. А изучив тетрадь с курсов водителей 1940 года, хранящуюся в архиве Школьного музея, понимаешь какой высокий уровень работоспособности и аккуратности был у ее автора! У Ивана Белошапкина и в личном дневнике все опрятно и красиво, пронумерованы страницы, есть сноски, рисунки, карта рек Холбона. Можно даже заметить, как у него менялся подчерк со временем. А его рисунки - это тема для отдельного исследования, они запечатлели школу, учеников, наш посёлок и его окрестности почти столетие назад. У Ивана явно был талант в рисовании. Больше информации о Семене Белошапкине я узнала от Сергея Васильевича, он показал множество фотографий, на которых изображен Семен. Почти все фотографии были подписаны Семеном на обратной стороне. Можно даже увидеть схожие черты Ивана и Семена. По рассказу Сергея Васильевича Жигулы я составила семейное древо семьи Ивана Семёновича Белошапкина. (Приложение №2.)
Исследуя дневник, мы попытались разрозненные сведения, которые присутствовали уже в архиве школьного музея, данные из интервью с родственником Ивана собрать воедино, чтобы получилась хотя бы небольшая биография нашего героя. Вот что у нас получилось. Белошапкин Иван Семенович родился в 1921 году в Красноярском крае, Ачинского района, в деревне Шадрино. Примерно в начале 30-х годов семья Ивана переезжает в Холбон, где строилась первая в Читинской области электростанция. В семье было восемь детей, что было привычным для предвоенного времени: старшие сестры - Александра, Евдокия, Анна и двойняшки Варвара и Юлия 1927 года рождения; два брата Иван – 1921 г. р. и Семён – 1924 г. р. Известно, что мать этого большого семейства умерла в сентябре 1937 года. Отец Ивана - Белошапкин Семен Андрианович (1884 – 1963 гг.), все тяготы семьи взвалил на свои плечи, он работал на конном дворе, семья жила очень скромно, как и многие семьи того времени в Холбоне - в землянке, об этом есть записи и в дневнике. Иван окончил 7 классов – семилетку, затем в 1940 году оканчивает курсы водителей и работает шофером в Арбагаре. Надо сказать, что в его дневнике очень много записей посвящено автомобилю, поездкам на автомобиле, видимо тяга к технике у Ивана была устойчивой. В 1941 году Иван Белошапкин в возрасте 20 лет был призван в армию. Оканчивает школу младших командиров в Новосибирске и уходит на фронт. Известно, что погиб, по данным ОБД «Мемориал», 8.08.1943г. в районе «дер. Сухое, Орловской области». В 70-ее гг. произошло перезахоронение в братскую могилу, что находится в селе Кривчиково, Кромсконо р-на, Орловской области (в школьный музей родственниками Ивана Белошапкина переданы фотографии, которые запечатлели момент посещения ими погребения Ивана).
[http://www.obdmemorial.ru/html/info.htm?id=2459863]
У меня сложилось очень хорошее впечатление о многодетной семье Белошапкиных: трудолюбивые, творческие натуры и настоящие герои своего времени (отец Семён Андрианович взвалил на себя воспитание детей после смерти жены, а сыновья все участники Великой Отечественной войны).
Самый лучший друг Ивана, как видно из записей дневника, Андрей Щусь, поэтому мне очень хотелось обнаружить его следы, узнать, как сложилась его судьба…Мои поиски не дали результата. По дневнику мне понятно, что это была самая настоящая дружба, где присутствовало доверие и уважение с обеих сторон! Хочется сказать о письме Ивану от его друга Андрея!27 апреля 1937 года датируется письмо, которое храниться в нашем школьном музее. Откуда поступило письмо, к сожалению, не известно. Видно, что Андрей дорожит этой дружбой! Письмо пронизано эмоциями и любовью к своему другу. Из письма понятно, что его автор мечтает вернуться «я к жизни новой возвращусь», а так как Андрей был поэт (об этом нам поведал Иван в своем дневнике) в конце он пишет стихи с воспоминаниями. Я думаю, можно предположить, что больше они не смогли никогда встретиться. Кроме Андрея, Иван общался еще с некоторыми ребятами. Приятелей у него было много, он был очень общительным и приятным парнишкой. Из записей «Мои замыслы» видно, что он хотел набирать бригаду из дисциплинированных и веселых людей своего класса. Например, он пишет: «Андрей Щусь, Михаила Полякова, Василия из «восьмого Г», Гавриила Пичуева и я. А из девочек: Соколову Дусю, Стерлину Дусю, Казыкину Веру и еще некоторых людей». Друзья у Ивана были на первом месте. Горечь переживаний Ивана и его друзей чувствуется в рассказе дневника «Смерть Петра Полуполтинных», от 18. 01 1937 года (стр. 193 - 203). Иван пишет, как они рвались на похороны, хотели проводить, срывали занятия, «бастовали», но директор был непреклонен «вот вызову 3-4 –х в канцелярию, да проберу хорошенько» - говорил он ученикам. Ребятам было обидно, что отпустили 8 класс, а их – 7 класс не отпускали на похороны! Но время было суровое, дисциплина железная и, как пишет Иван, они смирились, остались учиться. А Иван в дневнике делает вывод о том, как они были сплочены, какие дружные у него ребята!!!
Иван был влюблен в девочку из своего класса Катю Власьевскую. Поиски этого персонажа тоже не увенчались успехом. Мне известно, что хоть Иван и уделял внимание другим девочкам, все равно, его таинственная и настоящая любовь была к только к Кате. Он очень сильно переживал о переезде Кати с её родителями. И когда она уехала, Иван написал в дневнике «все надежды в любви мои рухнули». В такие моменты становиться даже как то жаль Ваню. Ведь это самая настоящая неразделенная любовь, от которой страдают большинство подростков в таком возрасте. Кате посвящены целые страницы в дневнике, и даже изображен ее портрет «на голове она носила шапочку, лицо у нее было красивое и голубые глаз…Ходила она в костюмчике и юбках-клёш. Волосы были зачесаны назад. На ногах туфли». Даже после отъезда Кати, он не забывал о ней и писал в дневнике. Как выяснилось из главы «Отъезд Кати» Иван хотел узнать, куда она переехала, но видимо встретиться так и не получилось.
III. Заключение.
Как результат данной исследовательской работы появились следующие выводы:
Практическое применение данной работы:
1.Сохранение историко-культурного наследия в разделе школьного музея «История школы», в теме «Учителя и учащиеся погибшие в годы Великой Отечественной войны».
2.Пополнение фондов школьного музея новыми данными, документами, фотографиями, персоналиями.
3.Расширение информации, уточнение фактов по истории школы и поселка Холбон в 30-е гг. ХХ века.
4.Возможность использования исследования в школьной системе дополнительного образования, реализуя региональный компонент образования на спецкурсе «История Забайкалья», на занятиях историко-краеведческом кружке «Патриот».
5.Возможность использования исследования в школьной системе воспитания, реализуя программу по патриотическому воспитанию подростков: проведение «Уроков мужества», классных часов, акций.
Оценка результатов работы.
Исследование дневника моего земляка Ивана Семеновича Белошапкина еще будет продолжаться, но я пытаюсь оценить результаты и личную значимость своей проделанной работы. В начале исследования я выдвинула гипотезу: предполагаю что поколение, к которому принадлежали Иван Белошапкин и его сверстники в большей степени пострадали во время Великой Отечественной войны. Думаю, что она нашла своё подтверждение. Друзья Ивана Белошапкина достойно защитили Родину, погибли, не успев даже создать собственных семей. По данным ОБД «Мемориал» - Белошапкин Иван – погиб в 1943, Поляков Михаил – погиб в 1942, Коломыльцев Александр – погиб в 1942, Кириллов Николай- пропал без вести в 1942, Кузнецов Николай- осужден в 1942, Туранов Виктор- пропал без вести в 1941, Сырятов Александр- погиб в 1944, Димов Александр- погиб в 1943, Кривоносов Дмитрий- осужден в 1943, Медведев Филипп- погиб в 1944, Кульгаев Михаил- погиб в 1942, Полуполтинных Олег- погиб в 1944, Гриценко Василий- погиб в 1944, Татарников Николай- погиб в 1943, Быков Даниил- погиб в 1944, Богомяков Иван- погиб в 1942, Номоконов Иван- погиб в 1944, Забродин Михаи- погиб в 1942, Юнцов Степан- погиб в 1943, Бутырин Александр- погиб в 1943, Никифоров Василий- погиб в 1943. Ценность личного дневника Ивана Белошапкина велика, через 80 лет из 1937 года его автор обращается к нам, читателям - современным подросткам: «Итак, дорогие читатели, на этом я заканчиваю первую книгу своего дневника, желаю вам веселой и счастливой жизни. 15.02.1937 г.». Изучая дневник, я лучше разобралась в самой себе и хочу ответить своему далекому другу Ивану, что «счастливую и веселую жизнь», о которой ты мечтал мы, современные подростки постараемся сохранить. Иван Белошапкин и почти все его сверстники, приятели отдали свою жизнь за то, чтобы сейчас мы жили счастливо, и у нас было мирное небо над головой. Они погибли молодыми, хоть у них могло быть счастливое будущее. И мне становиться понятно, сколько боли и потерь забрало время фашизма и вражды.
IV. Источники и литература:
Приложение № 1
Список личностей, упомянутых в дневнике
Приложение № 2
Родословное древо семьи Белошапкиных
Рисуем ветку берёзы сухой пастелью
Без сердца что поймём?
О падающих телах. Что падает быстрее: монетка или кусочек бумаги?
А теперь — мультфильм
Сказка "Морозко"