Слайд 1
МБОУ «Соболевская СШ им. А.Н Попова» Проект на тему : «Открытие и освоение территории России» Выполнила : Самусева Инна ученица 8 класса Проверила : Курошева Е.Н. учитель географии Соболево 2016Слайд 2
Цель: Познакомиться с открытием и освоением территории России.
Слайд 3
Введение. Огромная территория современной России заселялась и осваивалась на протяжении многих веков. Обширные российские пространства способствовали формированию в России особого типа людей, покоривших бескрайние просторы Сибири, вышедших к Тихому океану. В последующие века благодаря героическим усилиям и мужеству землепроходцев и путешественников были стерты «белые пятна» с карты нашей Родины, исследованы самые отдаленные уголки. Результаты географических территориальных и научных открытий отечественных ученых принесли им заслуженную славу и мировую известность.
Слайд 4
Освоение новых территорий. Впервые территория Центральной России начала осваиваться славянскими племенами еще в VIII веке, долгое время территория между Окой и Волгой была восточной частью Киевской Руси.
Слайд 5
Однако, после нашествия монголо - татарского завоевателей, в XIII веке на этой территории образовался новое государственное образованием, центром которого стала Москва. Это стало первым шагом на пути к зарождению собственной государственности нашей Родины.
Слайд 6
Со временем, население Центральной России начинает постепенное осваивание новых северо-восточных земель. Заселялись равнины Северной Двины, побережье Камы и Белого моря. В середине XVI века к русскому государству присоединились Астраханское и Казанское ханство, таким образом, к территории были присоединен бассейн Волги. Именно в этот момент государство приобретает свою многонациональность: здесь проживают не только потомки славян, но и татары и башкиры. Главным препятствием для освоения новых земель для русского народа оказалась горная система Урала.
Слайд 7
Но уже в 1581 году, русские отряды во главе с Ермаком, смогли пересечь Уральский хребет, таким образом, открыв путь народу к бескрайним широким просторам Сибири и Дальнего Востока. Однако суровые климатические условия этих регионов не способствовали переселению людей с более благоприятной для жизнедеятельности центральной части государства.
Слайд 8
Эпоха великих русских географических открытий в северо-восточной части Азии. С похода Ермака начинается целый ряд походов русских промышленников и служилых людей, известных под названием землепроходцев; начинается период хождения россиян "встречь солнца", завершившийся выходом к Тихому океану.
Слайд 9
В 1587 г. был основан Тобольск. В 1632 г. был заложен Якутский острог. В 1643-46 гг. возник г. Охотск. В 1648 г. Семен Дежнев и Федот Попов обогнули материк с северо-востока и вышли к берегам Тихого океана, доказав отсутствие связи между Азией и Северной Америкой. В 1667 г. тобольский воевода Петр Годунов составил "Чертеж Сибирской Земли" — первую сводную карту всей Сибири.
Слайд 10
Таким образом, XVII в. был веком замечательных русских географических открытий в Северо-Восточной Азии. Своими легендарными походами землепроходцы расширили географические знания всего человечества. Обычные служилые люди, казаки становились открывателями новых земель. Они сделали описания открытых ими территорий и нанесли их на карты. Их "челобитные", "рапорты", "сказки" и описания содержали огромный материал о природе и населении, его быте и занятиях, т. е. большой и ценный географический материал.
Слайд 11
Географические экспедиции и исследования на территории СССР. Несмотря на огромный вклад русских исследователей в изучение нашей Родины в дореволюционный период, все же многие районы к востоку от Енисея, северные и восточные окраины нашей страны, южный пояс гор от Кавказа до Сихотэ-Алиня были изучены слабо.
Слайд 12
В апреле 1918 г. В. И. Ленин в знаменитом «Наброске плана научно-технических работ» поставил перед советскими учеными, и в частности географами, грандиозные задачи по планомерному изучению природы нашей страны и участию в разработке правильного размещения хозяйства. Он указывал на необходимость комплексного использования природных богатств. Академия наук СССР стала одним из крупнейших центров по организации географических исследований. Эти исследования проводились комплексным методом: большие академические экспедиции включали отряды различных специалистов — геологов, геоморфологов, почвоведов, ботаников, экономико-географов и др. В. И. Ленин
Слайд 13
С 1920 г. под руководством А.Е. Ферсмана началось исследование Кольского полуострова. Были обнаружены богатейшие месторождения апатитов и нефелинов, изучен рельеф полуострова и его геологическое строение. В эти же годы комплексные исследования велись в бассейне Печоры. Здесь были открыты угольные и нефтяные месторождения, изучены почвы, растительность, воды Большеземельской и Малоземельской тундр, Северного и Полярного Предуралья. А.Е. Ферсман
Слайд 14
В 1923—1927 гг. экспедиции под руководством Б.Н. Городкова исследовали север Западной Сибири, Полярный Урал и составили первые точные карты территории от Урала до Енисея. Исследователи изучили природу тундры и лесотундры, сделали важные открытия на севере Урала: нашли наивысшую точку Уральского хребта — гору Народную (1894 м), несколько самостоятельных горных кряжей и неизвестных прежде вершин, а также горные ледники (до этого ученые считали, что оледенения на Урале нет). Б.Н. Городков
Слайд 15
Но особенно важные географические открытия были сделаны на северо-востоке нашей страны, в огромной малонаселенной области между Леной и Беринговым проливом. Замечательный результат дали исследования экспедиции во главе с С. В. Обручевым. В 1926 г., изучая Индигиро-Колымский край, экспедиция открыла здесь горную систему и назвала ее хребтом Черского в честь отважного исследователя края, путешествовавшего в этих местах в 1891—1892гг. С. В. Обручев
Слайд 16
На Дальнем Востоке большие исследования провел В.К. Арсенъев. Свои путешествия по Приморью он начал еще в дореволюционные годы, но самые крупные исследовательские работы Арсеньев выполнил после Великой Октябрьской социалистической революции. Он внес большой вклад в изучение Уссурийского края и Сихотэ-Али-ня, где открыл ряд перевалов и вершин. Он заснял на карту многие районы Дальнего Востока, собрал ценные материалы. В.К. Арсенъев
Слайд 17
Значительно изменилась карта Средней Азии. Западная часть Памира до конца 20-х годов была неизвестна. В 1926 г. экспедиция Н.Л.Корженевского открыла здесь огромный хребет, названный именем Академии наук. Под руководством Н.П. Горбунова этот хребет и прилегающие к нему районы были основательно обследованы и впервые нанесены на карту. В средней части хребта Академии наук исследователи открыли и самую высокую точку нашей страны — пик Коммунизма (7495 м). Н.Л.Корженевский Н.П. Горбунов
Слайд 18
Так постепенно накапливались сведения об обширных и разнообразных территориях нашей Родины. Продолжались открытия на слабоизученных территориях и окраинах, проводились комплексные и специальные исследования в удаленных районах. Все более густой сетью экспедиционных маршрутов покрывалась европейская часть России, где преобладали разнообразные отраслевые исследования. Шло накопление материалов по различным компонентам природы и разным территориям России, совершенствовались методы исследования, развивалась теория нашей науки, появились центры, направлявшие и координировавшие исследовательскую работу. Все эти успехи советской географии свидетельствуют о быстром её развитии и успешном служении строительству социализма и коммунизма.
Слайд 19
Источники информации: http://interneturok.ru/geografy/8-klass/istoriya-zaseleniya-osvoeniya-i-issledovanij-territorii-rossii/osvoenie-i-izuchenie-territorii-rossii-do-xviii-v http://www.nado5.ru/e-book/osvoenie-i-zaselenie-territorii-rossii http://pandia.ru/text/78/482/68291.php http://www.geografer.ru/geo-25.html http://www.geonature.ru/rusgeo/1-3-3.htm
Слайд 20
Вывод: Мы познакомились с открытием и освоением территории России. Узнали много нового и интересного.
Отчет о выполнении проекта
Я работала над проектом для того, чтобы получить информацию об открытии и освоении территории России и поделиться ею с одноклассниками.
Презентация
Дата | Что делала |
времени | Вопрос / затруднение | Консультант | Помощь |
03.10 | Составляла план работы | 1 час | - | ||
04.10 | Подбирала материал, пользовалась интернетом, изучала дополнительные источники | 2 часа | - | ||
05.10 | Оформляла готовый материал | 2 часа | |||
Презентацию
Я выяснила, как происходило открытие и освоение территории России, я достигла цели своего проекта.
Эта работа меня привлекла, я поработала с дополнительной литературой, побывала на новых сайтах, создала презентацию, поделилась информацией с одноклассниками.
Рисуем лошадь акварелью
Голубая лягушка
Сказки пластилинового ослика
Сказка "Морозко"
Заяц, косач, медведь и весна