Цель работы: изучение музыкального произведения с различных точек зрения: физической и психологической.
Вложение | Размер |
---|---|
rabota.docx | 38.01 КБ |
nasha_rabota.pptx | 1.04 МБ |
МБОУ «Таксимовская средняя общеобразовательная школа №1 им. А.А.Мезенцева»
Физические и психологические образы и представления
в музыке
Автор: Москалёва Екатерина,
ученица 11 класса
МОУ «Таксимовская средняя
общеобразовательная школа №1
им. А.А.Мезенцева» Муйского района
Научные руководители:
Герасимович Ольга Владимировна,
педагог-психолог
Анашкина Ирина Владимировна,
учитель физики
2013
Содержание
Введение
Заключение
Источники
Введение
Один из постулатов немецкого философа Шопенгауэра состоял в следующем. Мир, каким он предстаёт перед нами с видимой сторона, есть субъективный мир нашего собственного воображения. Окружающий нас мир существует исключительно по отношению к воспринимаемому объекту.
Физики считают объективно существующим то, что можно измерить с помощью органов чувств (сенсорики) или приборов, созданных человеком.
Современная психология реализует множество подходов к ответу на вопрос, что же такое действительность? С одной стороны, действительностью считается то, что становится доступным для нас благодаря поступающей из внешнего мира сенсорной информации, с другой стороны, это то, что мы творим с помощью наших органов чувств. Нейропсихология призывает нас, однако, не забывать о необычайной пластичности и обучаемости нашего мозга. Поэтому действительность рассматривается как некий «конструктор», создаваемый в результате подтверждения или опровержения выдвигаемых нами гипотез относительно объективного мира.
Цель работы: изучение музыкального произведения с различных точек зрения: физической и психологической.
Задачи:
Методы:
Человек живёт в мире звуков. Звук для человека является источником информации. Он предостерегает людей об опасности. Звук в виде музыки, пения птиц доставляет нам наслаждение. Мы с удовольствием слушаем человека с приятным голосом. С помощью речи люди общаются, с помощью слуха получают информацию об окружающем мире. Шум дождя, шелест листьев…- всё это дорого человеку.
С точки зрения физики звук - это механические колебания, которые распространяются в упругой среде: твёрдых телах, жидкостях и газах. Звук-это продольная механическая волна определенной частоты. Частота звука от 16Гц до 20000Гц.
Ощущение звука вызывается звуковыми волнами, достигающими органа слуха - уха. Важнейшая часть этого органа - барабанная перепонка. Пришедшая к ней звуковая волна вызывает вынужденные колебания барабанной перепонки с частотой колебаний в волне. Они воспринимаются мозгом как звук.
Звуки бывают разные. Мы легко различаем свист и дробь барабана, мужской голос (бас) от женского (сопрано).
Об одних звуках говорят, что они низкого тона, другие мы называем звуками высокого тона. Ухо их легко различает. Звук, создаваемый большим барабаном, - это звук низкого тона, свист - звук высокого тона. Простые измерения (развертка колебаний) показывают, что звуки низких тонов - это колебания малой частоты в звуковой волне. Звуку высокого тона соответствует большая частота колебаний. Частота колебаний в звуковой волне определяет тон звука.
Существуют особые источники звука, испускающие единственную частоту, так называемый чистый тон. Это камертоны различных размеров - простые устройства, представляющие собой изогнутые металлические стержни на ножках. Чем больше размеры камертона, тем ниже звук, который он испускает при ударе по нему.
Звуки даже одного тона могут быть разной громкости. Громкость звука связана с энергией колебаний в источнике и в волне. Энергия же колебаний определяется амплитудой колебаний. Громкость, следовательно, зависит от амплитуды колебаний. Но связь между громкостью звука и амплитудой колебаний не простая.
Самый слабый ещё слышимый звук, дошедший до барабанной перепонки, приносит в 1 секунду энергию, равную примерно 10-16 Дж, а самый громкий звук (звук реактивного ракетного двигателя в нескольких метрах от него) - около 10-4 Дж. Следовательно, по мощности самый громкий звук примерно в тысячу миллиардов раз превосходит самый слабый.
Интенсивности звука при слуховом восприятии соответствует ощущение громкости звука. При определенной минимальной интенсивности человеческое ухо не воспринимает звука. Эта минимальная интенсивность называется порогом слышимости. Порог слышимости имеет различные значения для различных частот. При больших интенсивностях ухо испытывает болевое ощущение. Наибольшая интенсивность при болевом восприятии звука называется порогом болевого ощущения.
Уровень интенсивности звука определяется в децибелах (дБ). Например, громкость звука, шороха листьев оценивается в 10 дБ, шёпота - 20 дБ, уличного шума - 70 дБ. Шум громкостью 130 дБ ощущается кожей и вызывает ощущение боли.
Простейшие наблюдения показывают, что громкость тона какой-либо данной высоты определяется амплитудой колебаний. Звук камертона после удара по нему постепенно затихает. Это происходит вместе с затуханием колебаний, т.е. с уменьшением их амплитуды. Ударив камертон сильнее, т.е. сообщив колебаниям большую амплитуду, мы услышим более громкий звук, чем при слабом ударе. То же можно наблюдать и со струной, и вообще со всяким другим источником звука.
Если колебание не является гармоническим, то на слух оно имеет ещё одно качество, кроме высоты и громкости, а именно - специфический оттенок, называемый тембром. По различному тембру мы легко распознаём звук голоса, свист, звучание струны рояля, скрипичной струны, звук флейты, гармони и т.д., хотя все эти звуки имели бы одну и ту же высоту и громкость. По тембру мы можем узнать голоса разных людей.
Исследование вопроса, с чем связан тембр звука, показало, что для нашего уха существенны только частоты и амплитуды тонов, входящих в состав звука, т.е. тембр звука определяется его гармоническим спектром. Сдвиги отдельных тонов по времени, другими словами, изменения фаз тонов, никак не воспринимаются на слух, хотя могут очень сильно менять форму результирующего колебания. Таким образом, один и тот же звук может восприниматься одинаково при различных формах колебания. Важно только, чтобы сохранялся спектр, т.е. частоты и амплитуды составляющих тонов.
Исследование субъективных характеристик звука проводилось с помощью физической лаборатории «L-Микро». Проведенный эксперимент дал возможность соотнести частоту звуковых колебаний и высоту как соответствующую музыкальную характеристику, а амплитуду колебаний поставить в соответствие с громкостью звучания.
С использованием генератора звуковой частоты и осциллографа был проведен эксперимент по исследованию зависимости высоты звука от частоты колебаний и громкости от амплитуды колебаний.
Выводы:
Великий русский композитор М.П. Мусоргский создал свою широко известную сюиту «Картинки с выставки» в 1874 году в память о своем друге художнике и архитекторе Викторе Гартмане. Изначально написанная для фортепиано, она неоднократно аранжировалась различными композиторами. Контрастные пьесы впечатления пронизаны русской темой, отражающей смену настроений при переходе от одной картины к другой. Русская тема открывает композицию и она же заканчивает её (Богатырские ворота), теперь преображаясь в гимн России и её православной вере.
«Избушка на курьих ножках (Баба-Яга)» - девятая пьеса знаменитой сюиты. У В. Гартмана был эскиз изящных бронзовых часов в виде избушки на курьих ножках. Однако фантазия Мусоргского изобразило совершенно другое – мощный динамический образ Бабы- Яги, картину «нечистой силы», наполненную «бесовскими диссонансами (уже в самом первом такте – резкий прыжок на большую септиму). Вначале звучит несколько резких аккордов – толчков, затем они учащаются, имитируя «разбег», с которого начинается «полет в ступе». Звуковые «кляксы» изображают небрежность и «грязь» в образе Бабы-Яги. Неравномерно расставленные акценты имитируют хромую походку «костяной ноги». На фоне этих звуков «взлетает» играемая полными аккордами простая и яростная мелодия, словно сметающая все на своем пути. Затем после перехода наступает совершенно другая средняя часть пьесы, тихая и тревожная, полная неустойчивых звуков – то ли полет, то ли ночной лес. Затем третья часть – резко взрывается повтор первой темы, и завершается пьеса фортепианной каденцией из быстрых попеременных звуков через октаву во «взлетающем» направлении, которая, в конце концов, без перерыва «врезаются» в первый аккорд финальной пьесы - «Богатырских ворот»
В произведении выделяют три композиционных части, определяя в каждой из них четко дифференцированные музыкальные фразы и отношения между ними. В партитуре произведения выделены следующие звуковые характеристики: высота – движение музыки, длительность, динамика и темп. В первой части произведения, во вступлении, восьмые и шестнадцатые длительности создают живость, быстроту, движении, что-то зовущее вперед; четвертные и половинные – придают опору, фундамент, напористость, основательность; несвязанные штрихи - non legato – точность, уверенность, настойчивость. Плотность фактуры (аккорды) создает полноту ощущений, заполненность души; низкий регистр (басовый ключ) характеризует мрачность, злобу Бабы-Яги; средний и высокий регистры характеризуют птиц, их воздушность, порхание, легкость; нисходящее движение мелодии вызывает чувство подавленности, страха, а скачки мелодии вверх, вниз – колкость, напористость. В первой части динамика музыки развивается от фортиссимо (громко), затем идет неожиданное резкое форте, усиление звука (крещендо) и звук ослабляется. Эмоциональная картина рисуется следующая: от эмоциональной разрядки, точка к движению переходит в экспансию, восторг, бесконтрольность побуждений и, наконец, затихание, успокоение. Общий темп первой части allegro con brio, feroce – скоро, возбужденно, свирепо, который нагнетает на слушателей страх, напряженность, предполагает в сознании быстрое развитие «сюжета», чувств, частую смену представляющихся картин.
из цикла «Картинки с выставки»)
4.1 Основным нашим методом изучения психологических образов и представлений в музыке явился метод интроспекции.
Интроспекция - (лат. introspecto, смотрю внутрь) метод психологического исследования, который заключается в наблюдении собственных психических процессов без использования каких-либо инструментов или эталонов.
Интроспекция — метод углубленного исследования и познания человеком моментов собственной активности: отдельных мыслей, образов, чувств, переживаний, актов мышления как деятельности разума, структурирующего сознание, и т. п. Метод, основанный В.Вундтом.
В качестве особого метода интроспекция была обоснована в работах Рене Декарта, который указывал на непосредственный характер познания собственной душевной жизни. Джон Локк разделил человеческий опыт на внутренний, касающийся деятельности нашего разума, и внешний, ориентированный на внешний мир.
После того, как Вильгельм Вундт соединил метод интроспекции с лабораторными и аппаратными методиками, интроспекция стала главным методом исследования психических состояний и содержания сознания человека в зарождающейся экспериментальной психологии конца XIX века. Однако в начале XX века, в связи с изменением и расширением объекта и предмета психологии, появлением новых направлений в психологии интроспекцию объявили методом идеалистическим, субъективным и ненаучным.
Тем не менее, интроспекция всегда присутствовала в исследованиях психологов в форме самонаблюдения, рефлексивного анализа и других приемов изучения внутренней духовной жизни человека.
Преимущество метода интроспекции заключается в том, что сам человек может познать себя лучше, касательно множества вопросов, чем бы это сделали другие. В этой связи, интроспекция связана с рефлексией. Однако, главным недостатком метода интроспекции может являться его необъективность, субъективизм.
4.2 Представления и образы в музыке человек воспринимает с помощью эмоций. Главная особенность человеческих эмоций состоит в том, что в общественно–исторической практике был выработан особый эмоциональный язык, который может передаваться как некоторое общепринятое описание. На этой основе существует, в частности, эмоциональный отклик на произведения искусства, которые имеют достаточно жесткую привязку к определенной исторической эпохе.
Эмоции (от лат. emovere – возбуждать, волновать) — состояния, связанные с оценкой значимости для индивида действующих на него факторов и выражающиеся прежде всего в форме непосредственных переживаний удовлетворения или неудовлетворения его актуальных потребностей. Являются одним из главных регуляторов деятельности. Базовой форма эмоций выступает эмоциональный тон ощущений, представляющий собой генетически обусловленные переживания гедонического знака, сопровождающие жизненно важные впечатления, например, вкусовые, температурные, болевые. Другой формой эмоций являются аффекты, представляющие очень сильные эмоциональные переживания, связанные с активным поведением по разрешению экстремальной ситуации. В отличие от аффектов собственно эмоции имеют выраженную привязку к достаточно локальным ситуациям, которая образовалась прижизненно. Их возникновение может происходить и без действия актуальной ситуации их образования, в этом аспекте они выступают ориентирами деятельности.
4.3 Образ.
Образ субъективная представленность предметов окружающего мира, обусловленная как чувственно воспринимаемыми признаками, так и гипотетическими конструктами. Являясь основной для реализации практических действий по овладению окружающего мира, образ так же определяется характером этих действий, в процессе которых исходный образ видоизменяется, все, более удовлетворяя практическим нуждам.
Образ воображения
Образ воображения результат конструктивной деятельности субъекта, которой не имеет аналогов в реальной действительности.
Образ восприятия
Образ восприятия отражение в субъективном плане реальных предметов или их свойств, с которыми взаимодействует деятельный субъект.
4.4 Представление
Представление - наглядный образ предмета, воспроизведенный по памяти в воображении. Образы представлений, как правило, менее ярки и менее детальны, чем образы восприятия, но в них находит отражение самое характерное для данного предмета. При этом степень обобщенности того или иного представления может быть различной, в связи с чем различают единичные и общие представления. Посредством языка, приносящего в представление общественно выработанные способы логического оперирования понятиями происходит перевод представления в абстрактное понятие.
Представление памяти - наглядный образ предмета, воспроизведенный по памяти в воображении – с максимальной полнотой отображения конкретных признаков различаются по ведущему анализатору (зрительные, слуховые, обонятельные), по их содержанию (математические, технические, музыкальные). Различия в яркости, устойчивости и точности представлений памяти очень индивидуальны.
Для проведения психологического эксперимента нами были сформированы две экспериментальные группы из учащихся 11-х классов, по 10 человек в каждой группе, примерно одинаковое количество мальчиков и девочек. Суть эксперимента заключалась в следующем. Каждой группе было предложено прослушать запись музыкального произведения М.П. Мусоргского «Избушка на курьих ножках». Во время прослушивания ребятам необходимо было отследить свои впечатления, эмоции и образы, которые возникли, и записать их после прослушивания. Первой группе была дана установка, что в основу прослушиваемого произведения положена сказка о борьбе добрых людей с Бабой-Ягой. А второй группе была предложена данная пьеса без заданной тематики музыки. Данные эксперимента приведены в таблице.
I группа | ||||
Имя участника | представления | образы | эмоции | |
Полина М. | Темный лес | Баба Яга | Тревога, страх | |
Маша М. | Борьба, битва | Нечистые силы | Тревога, беспокойство | |
Федор Р. | Что-то закрывается огромной черной тенью | Каменные врата, крепость | Гнев, ярость, тревога | |
Аня Т. | Темный лес | Люди в доспехах | Ощущение превосходства «темных» сил | |
Алена Т. | Погоня | Убегающий от собак человек | Страх, тревога | |
Сережа Р. | Кровь, стоны, боль | Борьба, битва . | Ярость, агрессия, злость. | |
Аня Ж. | Сказка | Темный лес, избушка, всходящее солнце | Тревога в начале пьесы, покой в конце | |
Аюр О. | Коварность | Образ хитрого, коварного сказочного персонажа | Беспокойство | |
Ксения О. | Неясного, черного здания | Тени на стенах | Страх, тревога | |
Леонид З. | Сражение | Люди в доспехах в поле сражаются на мечах. | Агрессия | |
II группа | ||||
Имя участника | представления | образы | эмоции | |
Яна Л. | Битва | Поединок двух людей | Страх | |
Андрей О. | Борьбы добра и зла | Осажденная крепость | Тревога, боль | |
Антон Н. | Человек, стремящийся к цели | Рыцарь на коне | Восторг | |
Саша Т. | Стихийное бедствие | Смерч | Беспокойство, страх, чувство неизвестности | |
Ксения С. | Сказочного мира | Сказочные герои (положительные и отрицательные) | Триумф, радость. | |
Алена Л. | Побег | Убегающий человек | Беспокойство, тревога | |
Ира К. | Битва | Сила | Страх и восхищение одновременно | |
Роман А. | Преступление | Мрачный, агрессивный человек. | Свирепость, злость, чувство безысходности | |
Маша Ч. | Полет птиц | Птицы, летящие в непогоду. | Напористость в достижении цели | |
Ирина Л. | Толпа | Человек в толпе | Паника, страх, агрессия. |
1. Все респонденты выделили четкую логическую структуру развития сюжета:
а) зарождение и развитие темы;
б) кульминация темы;
в) развязка.
2. Эмоции у большинства слушателей возникли одинаковые. В начале произведения: тревога, страх, беспокойство. Во второй части пьесы: ожидание, боль, страх. И в конце: радость, покой.
3. У обеих групп возникает одно представление – борьба между кем-то или чем-то.
4. У группы без установки возникли различные носители борьбы: армия, собаки, болезнь, а у первой группы: Баба-Яга и люди.
5. В образах у мальчиков прослеживается больше крови, агрессии, преступлений, т.е. проявление жестокости.
Анализируя полученные результаты, можно сказать, что эмоциональная окрашенность музыкальных отрывков соответствует эмоциональным проявлением слушателей как подготовленных, так и не подготовленных к их восприятию.
Слушательский опыт и профессиональная подготовленность играют определяющую роль в выделении инвариантов в музыкальном восприятии (мелодических, ладогармонических, ритмических, мотивных, стилевых и т.д.). Инвариантность образов и представлений, возникающих в процессе слушанья музыки, у подготовленного слушателя более соответствует замыслу композитора.
Однако и неподготовленный слушатель четко выделяет структуру произведения в соответствии с замыслом композитора, а также эмоциональную их направленность. Это говорит о содержащихся в самой ткани музыкального произведения инвариантных структурах, которые мы называем психоакустическими и звуковысотными, т.е. внешними структурами по отношению к слушателям. В них заложены скрытые ментальные структуры композитора, которые воздействуя определенным образом на слушателя, проявляются в их ментальном опыте в виде вербальной характеристики эмоций и возникающих образов.
Выводы;
Психологический эксперимент. Сочетание, накладывания друг на друга эмоций при каждой музыкальной характеристике влияет на возникновение неповторимого образа для каждого человека.
Возникающие эмоции и образы зависят от вербальной культуры человека, его интеллекта и начальных знаний о пьесе. Также оказывают влияние на формирование представлений гендерные различия (зависимость от пола).
Таким образом, мы выполнили задачи нашего исследования.
Во-первых, описали гармонический звук и выделение его характеристики, а именно физику звука.
Во-вторых, рассмотрели музыкальное произведение с точки зрения психологии: образы композитора и слушателей.
В-третьих, изучение музыки с различных точек зрения дает возможность для ее применения в различных жизненных ситуациях, так как разная музыка по-разному влияет на состояние, настроение человека. В философском, мировоззренческом плане мы выявили связи между естественно – научными (звук как гармоническое колебание) и гуманитарными, психологическими ее характеристиками (эмоции, образы, вербальное описание), что дает нам целостное представление о музыке.
Заключение
Источники:
Слайд 1
Физические и психологические образы и представления в музыке Автор: Москалёва Екатерина МОУ ТСОШ №1 им. А.А.Мезенцева 11 классСлайд 2
Цель работы : изучение музыкального произведения с различных точек зрения: физической и психологической. Задачи : Описать гармоничный звук и выделить его физические характеристики; Рассмотреть музыкальное произведение с точки зрения психологии; образы, возникающие у композитора и слушателя. Методы: Поисковый Исследовательский Экспериментальный Анализ и синтез
Слайд 3
Волны, которые вызывают ощущение звука, с частотой от 16 Гц до 20 000 Гц называют звуковыми волнами Звук - это упругие волны , способные вызвать слуховые ощущения.
Слайд 4
Экспериментальное исследование субъективных характеристик звука 1. Громкость зависит от а мплитуды колебаний в звуковой волне: чем больше амплитуда колебаний, тем громче звук .
Слайд 5
2. Высота определяется частотой колебаний источника звука: чем больше частота колебаний источника звука, тем выше издаваемый им звук.
Слайд 6
Сюита «Картинки с выставки» создана в 1874 году в память о друге художнике и архитекторе В. Гартмане, состоит из 10 пьес «Избушка на курьих ножках» 9 пьеса сюиты, состоящая из трех композиционных частей. В партитуре произведения выделены следующие звуковые характеристики: высота, длительность, динамика и темп .
Слайд 7
Основным нашим методом исследования образов и представления в музыке явился метод интроспекции. Интроспекция - (лат. introspecto , смотрю внутрь) метод психологического исследования, который заключается в наблюдении собственных психических процессов без использования каких-либо инструментов или эталонов. Интроспекция — метод углубленного исследования и познания человеком моментов собственной активности: отдельных мыслей, образов, чувств, переживаний, актов мышления как деятельности разума, структурирующего сознание, и т. п. Метод, основанный В.Вундтом.
Слайд 8
Эмоции, представления и образы в психологии Эмоции (от лат. emovere – возбуждать, волновать) — состояния, связанные с оценкой значимости для индивида действующих на него факторов и выражающиеся прежде всего в форме непосредственных переживаний удовлетворения или неудовлетворения его актуальных потребностей. Образ - субъективная пред- ставленность предметов окружающего мира, обуслов - ленная как чувственно вос - принимаемыми признаками, так и гипотетическими конс - труктами . Представление - наглядный образ предмета, воспроиз - веденный по памяти в вооб - ражении .
Слайд 9
Психологический эксперимент Сказочные персонажи Птицы Рыцарь Тени Избушка на курьих ножках Человек в толпе Баба-Яга
Слайд 10
Агрессивный человек Крепость Битва Преступление Поединок Стихийное бедствие
Слайд 11
Все респонденты выделили четкую логичес - кую структуру развития сюжета: а) зарождение и развитие темы; б) кульминация темы; в) развязка. Эмоции у большинства слушателей возник- ли одинаковые. В начале произведения: тревога, страх, беспокойство. Во второй части пьесы: ожидание, боль, страх. И в конце: радость, покой. У обеих групп возникает одно представление – борьба между кем-то или чем-то. У группы без установки возникли различные носители борьбы: армия, собаки, болезнь, а у первой группы: Баба-Яга и люди. В образах у мальчиков прослеживается больше крови, агрессии, преступлений, т.е. проявление жестокости. Анализируя полученные результаты, можно сказать, что эмоциональная окрашенность музыкальных отрывков соответствует эмоциональным проявлением слушателей как подготовленных, так и не подготовленных к их восприятию.
Слайд 12
Сочетание, накладывания друг на друга эмоций при каждой музыкальной характеристике влияет на возникно - вение неповторимого образа для каждого человека. Возникающие эмоции и образы зависят от вербальной культуры человека, его интеллекта и начальных знаний о пьесе. Также оказывают влияние на формирование представлений гендерные различия (зависимость от пола). Таким образом, мы выполнили задачи нашего исследования
Слайд 13
Выводы Музыкальный звук имеет материальную природу и представляет собой гармоническое колебание, характеризующееся такими основными физическими величинами как частота и амплитуда колебаний. Результаты психологического эксперимента показали неразрывность восприятия со структуры и свойственной личности. В частности, установка организует содержание восприятия и направляет его процесс. Когнитивные особенности и способности личности, его языковая культура проявляются в описании образов и представлений в сознании индивида при прослушивании музыкального произведения.
Самый богатый воробей на свете
Каргопольская игрушка
Рукавичка
Усатый нянь
Ель