Объектом исследования стала речь старшеклассников и их родителей с целью определения уровня их акцентологической грамотности и формирования потребности говорить правильно, соблюдая нормы речи.
Вложение | Размер |
---|---|
proekt_po_russkomu_yazyku.pptx | 224.68 КБ |
Слайд 1
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение Сосновская средняя общеобразовательная школа №1 Исследовательский проект Давайте говорить правильно. Акцентологические нормы в речи учащихся нашей ш колы Выполнили: обучающиеся 10 «Б» класса Руководитель проекта: Ветрова Е.П.Слайд 2
Наша речь -важнейшая часть не только нашего поведения, но и нашей души, ума, нашей способности не поддаваться влияниям среды, если она «затягивает»
Слайд 3
Актуальность проекта В настоящее время для любого человека владение нормами литературного произношения ,умение правильно и грамотно оформить звучащую речь является насущной необходимостью. В связи с возрастающей ролью публичной речи и расширением круга лиц в эфире происходит «расшатывание акцентологических норм». Наблюдается многообразие ненормативной лексики
Слайд 4
Проблема У современных школьников часто возникают трудности в правильной постановке ударения в словах; на что влияет окружающая среда, ненормативная речь повседневного обихода. Правил ударения в русском языке нет, ударения трудно запомнить
Слайд 5
Гипотеза Школьники нарушают нормы ударения, не задаваясь целью, усвоить их, в то время как владение культурой речи, акцентологическими нормами-важное качество интеллигентности человека.
Слайд 6
Объект исследования Культура речи старшеклассников МБОУ СОШ №1 и их родителей Предмет исследования Ошибки, связанные с нарушением норм ударения
Слайд 7
Цель исследования Определить уровень акцентологической грамотности в речи учащихся нашей школы , и их родителей; Ф ормировать потребность «говорить правильно», соблюдая акцентологические нормы.
Слайд 8
Задачи исследования Изучить литературу, посвященную особенностям русского ударения Рассмотреть нормы русского словесного ударения Выявить причины нарушения норм ударения в русском языке Провести социолингвистическое исследование с целью определения наиболее частотных акцентных ошибок в словах повседневного обихода в речи
Слайд 9
Методы исследования Анализ Сравнение Анкетирование Классификация Обобщение
Слайд 10
Этапы работы I этап- подготовительный ; Постановка целей и задач, определение объектов и методов исследования II этап- собственно-исследовательский ; П оиск ответов на поставленные вопросы: наблюдение за речью школьников, взрослых; социологический опрос; выявление слов с типическими ошибками; анализ материалов исследования III этап- заключительный; Обобщение исследований; составление памяток «Акцентологический минимум»; « Запоминалки » правильного ударения в словах
Слайд 11
Что такое языковые норма? Правильная речь следует нормам современного языка Языковая норма- это общепризнанные и общепринятые в речевой практике правила употребления слов и словосочетаний Нормы отражают закономерные процессы, происходящие в языке, и поддерживаются языковой практикой
Слайд 12
Основные языковые нормы Орфоэпические, акцентологические Лексические Грамматические Пунктуационные
Слайд 13
Акцентологические нормы Акцентология- раздел науки о языке, изучающий природу, особенности и функции ударения Ударение- своеобразный фонетический «паспорт» слова Русское ударение отличается от ударения в других языках
Слайд 14
Особенности русского ударения Особенность Пояснения Примеры 1. Разноместность Может падать на любую часть слова (сравните: французский-последний слог; английский-обычно первый слог; польский-чаще всего предпоследний слог) Р е зать В ы резать Вырез а ть Вырезн о й 2.Подвижность Может перемещаться при изменении слова В о да-вод ы -в о ды 3. Вариантность Наличие слов с разными вариантами ударения Тв о р о г, одновр е м е нно, п е тл я , к а мбал а
Слайд 15
4.Стилистическая функция Вариант ударения в некоторых словах зависит от речевой ситуации и определяется отношением к литературной / разговорной норме, общему / специальному употреблению Фен о мен (лит.)-феном е н (разг.); Прик у с (общ.)- пр и кус ( медиц .); Ш ё лковый (общ.) – шелк о вый (народно- поэтич .) 5. Смыслоразличительная функция Омографы- слова одной части речи, одинаковые по написанию, но разные по ударению, различающему их смысл З а мок-зам о к; о рган-орг а н; м у ка-мук а ; п а рить-пар и ть, пр о клятый-прокл я тый
Слайд 16
Принципы отклонения от норм ударения Местные диалекты Заимствования Просторечия Профессионализм СМИ
Слайд 17
Результаты социологического исследования Следующим этапом нашей работы стало проведение анкетирования школьников и взрослых. В результате проведённой нами исследовательской работы была выявлена группа слов, при произношении которых допускается наибольшее количество ошибок. Результаты опроса приведены в следующей таблице. Данные позволяют сделать вывод о том, что наиболее грамотным является старшее поколение. Взрослые люди допускают меньшее количество орфоэпических ошибок. Возрастная группа Учащиеся Взрослые Количество ошибочных ответов 1375 257
Слайд 18
Нарушение акцентологических норм Анализ анкет помог выявить группу слов-лидеров, при произношении которых допускается наибольшее количество ошибок. Слово Количество ошибок у учащихся Количество ошибок у взрослых Благовест 28 9 Диспансер 27 9 Духовник 30 6 Завидно 39 10 Закупорить 34 10 Колосс 29 5 Мозаичный 35 12 Некролог 34 3 Облегчить 34 6
Слайд 19
Слово Количество ошибок у учащихся Количество ошибок у взрослых Откупорить 37 8 Осведомить 31 7 Плесневеть 34 11 Премировать 29 6 Принудить 36 4 Прозорливый 31 9 Торты 27 6 Факсимиле 27 9 Ходатайствовать 33 8 Холодность 28 7 Шарфы 26 7
Слайд 20
Пути повышения уровня речевой культуры Чтобы помочь учащимся и всем, кто хочет говорить правильно, мы составили мини-справочник, в котором указали, как правильно ставить ударение, дали лексическое толкование словам. Орфоэпические словари Р.И.Аванесов «Орфоэпический словарь русского языка: произношение, ударение, грамматические формы»
Слайд 21
Мини-справочник «Мой акцентологический минимум» « Запоминалки » правильного ударения в словах Долго я ждал А гостей и приятных новост Е й За труд не нужно забывать учителей премиров А ть
Слайд 22
Заключение Наша работа поможет определить пути повешения акцентологической грамотности наших учащихся и их родителей: чаще обращаться к орфоэпическим словарям, использовать « З апоминалки »; личные мини-словари по орфоэпии. Помните, что самое важное в искусстве речи -произношение Таким образом, полученные данные позволяют судить о том, что количество акцентологических ошибок в речи зависит от низкого уровня речевой культуры школьников, влияния среды, средств коммуникации, усугубляющих проблему орфоэпической неграмотности, от недостаточного количества уроков по орфоэпии.
Два петушка
Астрономический календарь. Октябрь, 2018
Попробуем на вкус солёность моря?
Как нарисовать зайчика
Груз обид