Одной из острых экологических проблем является загрязнение воздуха, поскольку регулярно происходит выброс загрязняющих веществ в атмосферный воздух. Основными источниками поступления загрязняющих веществ в атмосферу можно назвать автотранспорт и промышленные предприятия. Экологическая обстановка в нашем населенном пункте тоже ухудшается, так как увеличивается число транспортных единиц и выхлопных газов, загрязняющих атмосферу.
Атмосферные загрязнения влияют на состояние растительного и животного мира. Но самое главное, загрязненный воздух оказывает огромное влияние на здоровье и самочувствие человека. При сильно загрязненном воздухе у людей воспаляются глаза, слизистые оболочки носа, гола, появляются симптомы удушья, обострение легочных и различных хронических заболеваний, например, хронический бронхит, и даже заболевание раком легких.
Таким образом, проблема загрязнения воздуха является актуальной. Мы выбрали эту тему потому, что нам было интересно узнать о загрязнении воздуха на территории школьного двора, а так как лишайники являются показателем степени загрязнения атмосферного воздуха, мы выбрали метод лихеноиндикации. Почему в качестве объектов мы выбрали лишайники? Давно известно, что лишайники очень чувствительны к загрязнению воздуха и погибают при высоком содержании в нем угарного газа, серы, азота и других вредных веществ. Метод использования лишайников в качестве живых индикаторов чистоты окружающей среды называется лихеноиндикацией ( от греческого «линех» - лишайник).
Вложение | Размер |
---|---|
tema_raboty.docx | 28.18 КБ |
Тема работы: «Определение степени загрязнения воздуха окрестностей школы с помощью эпифитных лишайников»
Ф.И.О. автора: Кортеева Герел Анатольевна,
ученица 9 класса
МКОУ « Кевюдовская СОШ»
Ф.И.О. рук: Лиджиева Мария Сергеевна,
учитель биологии
Содержание
Одной из острых экологических проблем является загрязнение воздуха, поскольку регулярно происходит выброс загрязняющих веществ в атмосферный воздух. Основными источниками поступления загрязняющих веществ в атмосферу можно назвать автотранспорт и промышленные предприятия. Экологическая обстановка в нашем населенном пункте тоже ухудшается, так как увеличивается число транспортных единиц и выхлопных газов, загрязняющих атмосферу.
Атмосферные загрязнения влияют на состояние растительного и животного мира. Но самое главное, загрязненный воздух оказывает огромное влияние на здоровье и самочувствие человека. При сильно загрязненном воздухе у людей воспаляются глаза, слизистые оболочки носа, гола, появляются симптомы удушья, обострение легочных и различных хронических заболеваний, например, хронический бронхит, и даже заболевание раком легких.
Таким образом, проблема загрязнения воздуха является актуальной. Мы выбрали эту тему потому, что нам было интересно узнать о загрязнении воздуха на территории школьного двора, а так как лишайники являются показателем степени загрязнения атмосферного воздуха, мы выбрали метод лихеноиндикации. Почему в качестве объектов мы выбрали лишайники? Давно известно, что лишайники очень чувствительны к загрязнению воздуха и погибают при высоком содержании в нем угарного газа, серы, азота и других вредных веществ. Метод использования лишайников в качестве живых индикаторов чистоты окружающей среды называется лихеноиндикацией ( от греческого «линех» - лишайник).
Цель исследования: Оценить уровень загрязненности воздуха по методике наличия интенсивности роста и отсутствия эпифитов на различных участках школьного двора.
Задачи:
Изучить материал о лишайниках.
Выявить видовой состав эпифитных лишайников на пришкольном участке.
Определить экологическое состояние и распределение лишайников на пришкольном участке.
Сделать вывод о степени загрязненности воздуха на территории школьного двора.
При выполнении исследовательской работы была собрана информация о лишайниках из учебника В.Б.Захарова, Н.И.Сонина «Биология. Многообразие живых организмов» и интернет-ресурсов: свободная энциклопедия – Википедия, компьютерный атлас – определитель лишайников России.
Место проведения исследовательской работы - пришкольный дендрарий и территория вокруг школьного двора.
Для проведения сравнительного анализа нами были выбраны 4 участка на территории школьного двора (Приложение №1):
I участок – западная сторона школьного двора, вдоль которой проходит асфальтированная дорога.
II участок – южная сторона школьного двора со стороны центрального входа.
III участок – восточная сторона школьного двора – справа от здания школы.
IV участок – северная сторона школьного двора – позади школьного здания.
Исследование мы проводили осенью 2013года - конец сентября – начало октября, когда начался сезон дождей, т.к. в летнее время лишайники сильно из-за жары пересыхают. Во влажный период впитывают влагу и «оживают».
II. Методика исследования
Нами использована методика лихенолога .В. Горшкова. Для работы использовали: отрывной блокнот для этикеток, рулетку, шагомер, компас, квадрат – сетку, карту – схему пришкольного участка. Выбрали 4 площадки, отметили их на плане. На каждой площадке провели учет. С помощью квадрат – сетки определили покрытие лишайников-эпифитов на коре дерева. Измерили диаметр ствола, удаленность квадрат- сетки от почвы. Экспозицию определяли компасом. Сделали фотографии лишайников на всех площадках. Обилие определяли визуально по пятибалльной шкале:
5 баллов - слоевища встречаются в большом количестве и обильно;
4 балла – обильно;
3 балла - в небольшом количестве;
2 балла - в очень малом количестве;
1 балл – единично.
III. Результаты исследования
Лишайники – простые живые существа, состоящие из грибов и водорослей, растущих вместе. Появились они на Земле 100 млн. лет назад. Растут они между омертвевшими участками коры, расщепляя их на небольшие участки. Растут они медленно – 1-2 мм в год, или перестают расти, если экология среды нарушается.
Эпифитные лишайники селятся на деревьях и кустарниках. Листоватые лишайники похожи на крупные чешуи или пластинки, которые довольно легко отделяются от коры.
Листоватые лишайники растут в местах со средним загрязнением. Накипные лишайники поселяются на заборах, крышах, камнях, стекле. Они наиболее устойчивы к загрязнению. Лишайники неприхотливы и заселяют почти все экологические области на земном шаре. Их называют пионерами в природе. Несмотря на это лишайники чувствительны к составу атмосферы. А причина кроется в том, что у лишайников отсутствует непроницаемая кутикула и газообмен происходит свободно через всю поверхность. Также всей поверхностью лишайники впитывают дождевую воду, где концентрируются токсические вещества. Наиболее опасны для лишайников загрязнители воздуха – оксиды азота, угарный газ, соединения фтора.
В последнее время показано, что самое негативное воздействие на них оказывают соединения серы, особенно сернистый газ, который в концентрации 0,08- 0,1 мг/м³ угнетает большинство лишайников , а концентрация 0,5 мг/м³ губителен практически для всех видов. Загрязнители воздуха нарушают пигментную систему фотосинтеза, окисляя хлорофилл, разрушающийся уже при РН 3,2- 3,4 и нарушая процесс транспорта органических веществ.[3]
При выполнении исследовательской работы нами была дана оценка четырем участкам школьного двора.
Участок № 1 – западная сторона пришкольного участка. Деревья растут вдоль забора: это вязы. Расстояние от асфальтированной дороги – 7м. Деревья в настоящее время находятся в угнетенном состоянии, 6 вязов почти засохли. Эпифитные лишайники в стадии угнетения, легко отдираются вместе с засыхающей корой. На деревьях располагаются отдельными слоевищами вразброс по дереву. Деревья, растущие ближе к зданию школы, в более лучшем состоянии, покрытие лишайников начинается с 0,5 м от земли, равномерно по стволу.
Участок № 2 – южная сторона пришкольного участка. Здесь произрастают вязы, акация, смородина, сирень, желтая роза. Участок, заросший деревьями и кустарниками сплошь. Лишайники на этой стороне выглядят хорошо, ярко окрашены, достаточно напитаны влагой. Располагаются равномерно по дереву, начиная с 0,5 м. высоты и до верхушки. Есть лишайники и на кустах смородины. (Приложение № 2)
Участок № 3 – восточная сторона пришкольного участка. Здесь произрастают клены, акции, вишни, тополя, сирень. Лишайники на восточной стороне встречаются не на всех деревьях. Отдельными слоевищами на старых деревьях вишни. На тополях лишайников нет.
Участок № 4 – северная сторона пришкольного участка. На этом участке растут вишни, тополя, сирень, клены, вязы. Лишайники в обилии есть на вишневых деревьях сплошь по стволу, вязах. (Приложение № 3) На тополях лишайников нет.
Экологическое состояние и распределение лишайников на участках I, II, III, IV.
№ участка | Характеристика участка | Виды деревьев | Кол-во деревьев | Жизненность лишайников (в баллах) | Описание |
I | Участок вдоль западной части забора в 7 метрах от асфальтированной дороги. По ней проходит около 20 автомобилей, много пыли (особенно летом) и большая загазованность. Деревья растут в несколько рядов вдоль забора | Вязы Вишни Абрикос Смородина Сирень | 37 3 2 | 3 балла Жизненность неудовлетвори-тельная Лишайник угнетен, деревья усыхают | Чешуи сухие, местами отделяются от коры, потеряли жизнеспособность, ориентированы на северо-запад |
II | Южная сторона пришкольного участка перед парадным входом, никаких дорог нет, далее степь | Вязы Акации Смородина Сирень | 28 6 | 1 балл Жизненность хорошая Лишайник хорошо развивается, имеет достаточную увлажненность | Лишайник покрывает сплошь деревья снизу доверху, ориентированы на восток, на ощупь бархатистые |
III | Восточная часть участка | Вязы Клен Вишни Тополя Сирень | 5 5 5 8 | 3 балла Лишайник только на старых вишневых деревьях, на тополях нет | Деревья: вишни, тополя угнетены (усохли) лишайник отдельными слоевищами на высоте 1,5м от земли |
IV | Северная часть пришкольного участка | Тополя Вязы Вишни Сирень | 4 9 10 | 2 балла Жизненность удовлетвори-тельная | Лишайник обильно покрывает северную сторону стволов на высоте 1,5м от земли. На тополях лишайников нет |
Видовой состав лишайников на пришкольном участке:
Ксантория многоплодная — Xanthoria polycarpa (Ноffm.) Vain. (Приложение№ 4)
Ксантория постенная, или настенная, или стенная золотнянка — Xanthoria parietina (L.) Belt. (Приложение № 5)
Калоплака стенная — Caloplaca murorum (Hоffm.) Th. Fr.
(= Gasparrinia murorum, = Placodium murorum) (Приложение № 6)
Пармелия блуждающая — Parmelia vagans Nуl.
(= Parmelia stenophylla, = Xanthaparmelia camschadalis) (Приложение № 7)
5. Род Гипогимния — Hypogymnia
Гипогимния вздутая — Hypogymnia physodes (L.) Nyl. (Приложение № 8)
Наиболее распространенный вид лишайников – ксантория многоплодная, менее всего подвержена влиянию вредных веществ атмосферы.
IV. Выводы
Зависимость между загрязненностью воздуха и распространением лишайников
№ участка | Встречаемость лишайников | Оценка загрязнения воздуха |
I | Лишайники нежизнеспособны, угнетены, площадь покрытия маленькая | Загрязнение воздуха. Выхлопные газы автотранспорта |
II | Лишайники покрывают все вязы, смородину. По высоте: от 0,5м и доверху. | Наиболее чистая сторона, не подвергается загрязнению. Нет дорог, нет движения транспорта. |
III | Лишайники покрывают только частично старые вишневые деревья; на тополях лишайников нет | С восточной стороны нет дорог, поэтому загрязнение может быть от ветров с востока и дождевых вод загрязненных (возможно со стороны Астраханских промышленных предприятий), так как эта часть участка ничем не защищена - дальше степь. |
IV | Лишайники обильно покрывают деревья: вязы и вишни, на тополях нет. Эта северная сторона участка, здесь много влаги попадает с крыши. Много мхов. | Этот участок не подвержен сильному загрязнению, т.к. с этой стороны нет дорог и здание школы защищает от ветров. Здесь и деревья, и кустарники более мощные. |
V. Заключение
Лишайники требовательны к чистоте воздуха, не выносят, копоти и особенно сернистых газов. Мы в этом убедились при обследовании пришкольного участка. 85% территории школьного двора является нормальной зоной, что свидетельствует о достаточно благоприятной экологической обстановке. В будущем планируем обследовать территорию села и установить лишайниковые зоны.
VI. Список литературы
7 класс. М.; Дрофа, 2010.
Компьютерный атлас – определитель лишайников России /www.ecosystema.ru/
Википедия – свободная энциклопедия /ru.wikipedia.org/
Тупое - острое
Сказка про Серого Зайку
Валентин Берестов. Аист и соловей
Приключения Тома Сойера и Гекельберри Финна
Рисуем кактусы акварелью