В данной работе выясняется, какие бывают виды зависимостей, в следствии чего они появляются, а также проводится исследование среди учащихся 8 классов. В итоге выполняется сравнительный анализ и выводы.
Вложение | Размер |
---|---|
kompyuternaya_i_internet_zavisimost.docx | 202.51 КБ |
МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
«РАЙОННЫЙ ЦЕНТР ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ»
МО «КУРУМКАНСКИЙ РАЙОН»
Исследовательская работа
Компьютерная и Интернет зависимость
Автор: Эрдыниев Эрдэм, 8 «б» класс
Руководитель:
Ачитуев Баир Ринчинович
с. Курумкан
2019 г.
Содержание
Приложения
Данная тема, возможно, не новая, но актуальная, так как в связи с появлением компьютеров и всемирной сети Интернет, возникло новое понятие «Компьютерная и Интернет зависимости». Применение компьютеров в жизни общества затрагивает условия деятельности и жизни миллионов людей, особенно подростков.
В своей работе выясню какие бывают виды зависимостей, в следствии чего они появляются, а также проведу исследование среди учащихся 8 классов, где сделаю сравнительный анализ и выводы.
Цель: Изучить компьютерную и интернет зависимости, а также способы борьбы с ними.
Задачи:
Объект исследования: компьютерная и интернет зависимости.
Гипотеза: Предполагалось, что компьютерная и интернет зависимости негативно влияют на здоровье человека.
Методы исследования:
1. Сравнительно-типологический метод.
2. Метод исследования.
3. Анкетирование, т.е. сбор количественных данных на основе представленной анкеты.
4. Описание.
Интернет зависимость
Изучая Интернет зависимость, я столкнулась с такими данными: - «Еще лет 20 назад мало кто имел полное представление об этой загадочной «Всемирной паутине». На данный момент все поменялось. При помощи Интернета можно делать практически все: играть, читать, слушать аудио книги и музыку, смотреть фильмы, общаться, знакомится, даже делать покупки. На сегодняшний день каждый второй пользователь сети знает об интернет-зависимости, хотя она и не включена в список заболеваний, и ее нельзя определить, как диагноз».
Эта новая болезнь поражает молодую часть населения, преимущественно подросткового возраста и молодых взрослых. Хоть это заболевание не имеет ничего общего с инфекцией, но распространяется по миру со скоростью эпидемии. Очень много сообщений в прессе о том, что тут и там агрессивное поведение подростка привело к трагическим последствиям. Наверное, многие помнят, как американский подросток расстрелял своих сверстников и учителей из автомата, другой пример, гибель китайской девушки, которая перед трагедией сообщила своим товарищам по игре, что очень устала.
Многие пользователи сети начинают испытывать азарт, находясь в Интернете. Как мы можем провести границы между здоровым интересом к сети и патологической зависимостью от нее, которая сказывается на работоспособности человека и начинает вредить его социальной жизни, подрывает его психическое здоровье...
По мнению психологов, обычно компьютерной - интернет зависимости подвержены неуверенные в себе люди, испытывающие трудности в общении, неудовлетворенность, имеющие низкую самооценку, комплексы или от природы застенчивые. Компьютер (прежде всего игры и Интернет) дает им возможность уйти от реальности, реализовать свои желания, почувствовать себя значимым, сильным, вооруженным, испытать какие-то новые эмоции. В виртуальном мире можно запросто поменять возраст, пол, имя, внешность и биографию. Усугубляя свое положение, человек начинает все больше времени тратить за компьютером, общаясь в чатах или играя в игры. В редких случаях человек может смешать реальность и виртуальность. Он может начать действовать и думать по-новому, стать агрессивным, склонным к насилию.
Особенно подвержены психологической зависимости подростки. Ведь они быстро приспосабливаются к окружающему миру и к миру компьютеров тоже. Отмечается, что дети, проводящие очень много времени за компьютером, перестают фантазировать, становятся неспособными создавать собственные визуальные образы, у них наблюдается эмоциональная незрелость, безответственность, снижается эффективность некоторых видов памяти.
Компьютерная зависимость
Компьютерной зависимостью в основном страдают учащиеся школ. Старшеклассник, наигравшись в Diablo (по-испански это означает «Дьявол»), жестоко избил попавшихся на его пути соседей-второклассников... 11-летний парень умер от сердечного приступа прямо над клавиатурой. Выяснилось - он просидел в Сети почти 30 часов без перерыва.
Таких историй предостаточно в любой инспекции по делам несовершеннолетних.
А сколько мальчишек и девчонок просто пропадают в виртуальном мире, бросая учебу, переставая общаться с друзьями, конфликтуя с родителями? Тысячи… Десятки тысяч… Компьютерная наркомания - болезнь. Родители, пытающиеся отодрать детей от монитора, это уже очень хорошо понимают. Может ли компьютер вызвать психологическую зависимость? Безусловно, да. Однако психологи и психиатры до сих пор спорят, каких людей считать зависимыми, а каких - нет. Если брать за критерий время, проведенное за компьютером, - тогда всех программистов, за редким исключением, придется признать зависимыми. Но это не совсем так. В отличие от действительно зависимых людей у программистов нет патологического стремления постоянно работать на компьютере. Просто по долгу службы им приходится это делать. Поэтому психологи пришли к выводу, что зависимый от компьютера человек - прежде всего тот, кто проводит слишком много времени за компьютером не по делу, и при этом осознанно (или неосознанно) вредит своему здоровью.
У компьютерной зависимости те же корни, что и у игромании (лудомании). Мозг каждого человека снабжен центром удовольствия. Постоянная стимуляция этого центра у лабораторных животных приводит к тому, что они забывают обо всем на свете. Отказываясь от потребления пищи в угоду удовольствиям, лабораторные животные погибают от истощения. Компьютерная болезнь – это недуг, который формируется постепенно. Если виртуальщика оттащить от компьютера на 2 часа и более он, подобно алкоголику, страдающему от похмелья, испытывает абстинентный синдром.
Абстинентный синдром (лат. abstinentia — воздержание) — синдром физических и/или психических расстройств, развивающийся у больных наркоманией и алкоголизмом спустя некоторое время после прекращения приёма наркотика, алкогольных напитков или уменьшения их дозы. Абстинентный синдром является составной частью синдрома физической зависимости.
Выводы экспертов не утешительны. Опасность стать зависимым от компьютерной игры грозит каждому, кто проводит за видеоиграми более двух часов в день. Как не попасть в рабство современной техники? Есть ли способы предотвращения или преодоления компьютерной болезни?
Симптомы психологической зависимости от компьютера:
Излишнее увлечение компьютером может иметь отрицательные последствия как для физического, так и для психического здоровья, в особенности подростка:
Способы борьбы с компьютерной и Интернет зависимостью
Родители должны постараться ограничить время, которое обычно тратится ребёнком на игры в компьютере. Нельзя позволять ему сидеть там всё свободное от учёбы и сна время. Самый строгий запрет накладывается на вечернее время: компьютерные игры могут привести к нарушениям сна.
Остальное освободившееся время ребёнка рекомендуется занять спортивной секцией (чтобы компенсировать недостаток двигательной активности при сидении за компьютером), а также кружками по интересам. Особенно это важно в случае, когда круг общения ребёнка ограничен такими же геймерами. Психологи утверждают, что данный метод достаточно эффективен. Общаясь со сверстниками, которые интересуются чем-то ещё, кроме игр, попавший в игровую зависимость ребёнок не только начинает вновь видеть всё разнообразие реального мира, но и проводит меньше времени с товарищами - геймерами.
Главная задача родителей в борьбе с игровой зависимости ребёнка – это последовательность. Если запрещено включать компьютер после 19:00, то даже хорошее поведение, 5 в четверти и внеплановая уборка в квартире не должны вознаграждаться возможностью поиграть ещё пару часиков. И обязательно нужно объяснить, почему появился этот запрет, и какие условия нужны для его снятия.
Особенно аккуратно нужно вести себя с подростками. Переходный возраст сильно меняет отношение ребёнка к окружающему миру, а уменьшение времени, проводимого в любимой игрушке может ещё сильнее настроить ребёнка против родителей. Поэтому необходимо разговаривать, объяснять причины, не жалея на это силы и времени.
Процесс излечения от компьютерной зависимости может растянуться на несколько месяцев. Всё это время родители должны придерживаться выбранной в начале линии поведения и не пускать ситуацию на самотёк. Всё это, в совокупности с любовью, поддержкой и пониманием, поможет вернуть ребёнка в реальную жизнь.
Исходя из своей цели, я провел анкетирование среди учащихся 8-ых классов КСОШ № 1, всего было опрошено 35 человек, где определил степень компьютерной зависимости обучающихся. А также выяснил, на примере, сколько времени дети проводят в сети Интернет и за компьютером. Как родители относятся к их увлечению, и влияет ли компьютерная зависимость на здоровье человека.
Вопросы анкеты разбиты на 5 групп (Приложение 1):
1) Время работы за компьютером
2) Зависимость от компьютера
3) Психологические симптомы
4) Здоровьесберегающие технологии при работе с компьютером
5) Влияние компьютера на развитие интеллекта
Анализ полученных результатов по первому блоку показал, что 78% учащихся имеют дома компьютер (Приложение 2); 18% учащихся начали работать на компьютере с раннего возраста – 4-8 лет; 45% - 9-10 лет; 37% - с 13 лет. Также выяснил, что 42% респондентов ответили, что у них есть постоянное желание играть в игры (Приложение 3). Вероятно, эти ученики склонны к игромании. 58% ответили, что у них нет тяги к компьютерным играм. Я поставил ребят перед выбором: компьютер или прогулка - 26% выбрали компьютер, а 74% - прогулка (Приложение 4).
Общение по электронной почте выбрали 14%, а 86% общение с другом на яву (Приложение 5). На вопрос: что больше всего интересует: компьютер, чтение книг или решение логических задач - 81% учащихся выбрали компьютер, 13% опрошенных чтение книг, 6% решение логических задач (Приложение 6).
В ходе анкетирования я постарался выяснить, пребывают ли в плохом, раздраженном настроении школьники, если был сломан компьютер? 44% детей пребывают в раздраженном настроении, не могут ничем заняться, 56% - не испытывают зависимости (Приложение 7).
На вопрос конфликтовали ли вы с родителями, угрожали им, шантажировали их в ответ на запрет сидеть за компьютером? 96% ответили, что, не конфликтовали и не угрожали, а 4% ответили, что вступают с родителями в конфликтные ситуации из-за запрета «общения» с компьютером (Приложение 8).
На вопрос, сколько часов рекомендуется сидеть за компьютером - 30% ответили, что можно сидеть за компьютером до1-го часа, 60% ответили, что надо сидеть за компьютером до 2-х часов и 10% до 10-ти часов (Приложение 9). Гимнастику для глаз делают 14% из числа опрошенных (Приложение 10).
На вопрос, вы знаете, какую угрозу представляет компьютер вашему здоровью? 80% ответили, что знают, 20% ответили – нет (Приложение 11). Устают глаза при работе с компьютером у 74% опрошенных ответили да, у 24% глаза не устают, а 2% не придают значения этому (Приложение 12).
На вопрос: в какие компьютерные игры вы предпочитаете играть? 38% ответили, что предпочитают играть в «бродилки», 40% предпочитают стратегии, 22% предпочитают логические игры (Приложение 13).
Из своей работы я делаю вывод, что излишнее увлечение компьютером может иметь отрицательные последствия как для физического, так и для психического здоровья.
Если говорить о вредных факторах, действующих на человека за компьютером, то к ним относят:
Тем самым доказано, что моя гипотеза подтверждена.
В работе я рассказал о способах борьбы с компьютерной и Интернет зависимостью. Исследование, которое мною было проведено, показало, что из 35 опрошенных, серьёзных проблем не выявилось, это говорит о том, что помощь специалиста им не требуется, но у 14 человек имеются проблемы из-за увеличения времени пребывания за компьютером, что ведет к компьютерной - интернет зависимости, а в будущем к проблемам со здоровьем.
Так же я узнал, на опросе у восьмых класса, что среднее времяпрепровождение в сети составляет 3,5 часа. Большая часть детей считает Интернет опасным. Наиболее популярным занятием в сети является общение в социальных сетях и просмотр фильмов, а играми онлайн и учебой занимаются лишь небольшая часть детей.
В итоге можно сказать, что учащиеся 8 классов не страдают компьютерной зависимостью, но некоторым ученикам необходимы рекомендации специалиста и усиление родительского контроля, для того чтобы их увлечение не переросло в болезнь.
Приложение 1.
Анкета «Компьютер и компьютерная зависимость».
Время работы за компьютером.
1.Сколько часов в день вы сидите за компьютером?
а) от 1 – до 2 часов;
б) от 2 – до 4 часов;
в) от 4 – до 10 часов
2.Со скольки лет вы работаете на компьютере?
свой вариант ответа ___________________
Зависимость от компьютера.
1.Есть ли постоянное желание играть в игры?
а) да;
б) нет;
в) не знаю
2.С лёгкостью можете оторваться от игры?
а) да;
б) нет;
в) не знаю
3.Какое общение вы предпочитаете?
а) в интернете;
б) с другом на яву;
в) не важно как
4.Может ли заменить вам компьютер прогулку?
а) не может;
б) да;
в) не знаю
5.Вы кушаете, пьете чай, готовите уроки у компьютера?
а) да;
б) нет;
в) когда как
6.Проводили вы хоть одну ночь за компьютером?
а) нет;
б) да;
7.Придя, домой вы сразу садитесь за компьютер?
а) да; б) нет;
8.Вы забывали чистить зубы и кушать, заигравшись за компьютером?
а) да; б) нет; в) не придаю значения
9. Что вас больше всего интересует?
а) компьютер;
б) чтение книг;
в) разгадывание логических игр
Психологические симптомы
1. Пребывали вы в плохом, раздраженном настроении, не могли ничем заняться, если был сломан компьютер?
а) да; б) нет;
2. Конфликтовали вы, угрожали, шантажировали в ответ на запрет сидеть за компьютером?
а) нет; б) да
Здоровьесберегающие технологии при работе с компьютером.
1.Как вы думаете, сколько часов рекомендуется сидеть за компьютером?
а) 1 час;
б) 2часа;
в) 10 часов
2.У вас устают глаза при работе с компьютером?
а) да;
б) нет;
в) не придаю значения
3.Вы делаете гимнастику для глаз?
а) да;
б) нет;
в) как получится
4.Вы знаете, какую угрозу представляет компьютер вашему здоровью?
а) да;
б) нет;
в) мне все равно
Влияние компьютера на развитие интеллекта.
1.В какие игры вы предпочитаете играть.
а) бродилки;
б) стратегии;
в) логические
2. Как вы считаете, с приобретением компьютера твой интеллект:
а) повысился;
б) остался на том же уровне;
в) не замечаю
3. Помогает ли вам компьютер в процессе обучения?
а) да
б) нет
в) особой разницы не видно
Приложение 2.
Приложение 3.
Приложение 4.
Приложение 5.
Приложение 6.
Приложение 7.
Приложение 8.
Приложение 9.
Приложение 10.
Приложение 11.
Приложение 12.
Приложение 13.
Человек несгибаем. В.А. Сухомлинский
Подарок
Ломтик арбуза. Рисуем акварелью
Ручей и камень
Сочини стихи, Машина