Актуальность данного исследования нам представляется в том, что работа дает возможность рассказать о талантливейшем человеке вершившим нашу самобытную культуру хакасского народа
Новизна работы заключается в том, что мною впервые представляется история жизни моего знаменитого прапрадедушки Семёна Прокопьевича Кадышева.
Вложение | Размер |
---|---|
sp_kadyshev.docx | 33.25 КБ |
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение Топановская средняя школа №16 имени Кокова Николая Николаевича
Номинация
«Великие люди моего народа»
Тема «Семен Прокопьевич Кадышев – великий хайджи хакасского народа».
Автор: Аёшин Артур Геннадьевич, ученик 5 класса
Руководитель: Борзова Ольга Владимировна, учитель истории и обществознания
Топанов
2019
Оглавление
Введение..................................................................................................................3.
Основная часть I. «Семен Прокопьевич Кадышев – великий хайджи хакасского народа».………………………………………………………………………………
1.1. Жизненный путь…………………………………………………………...4-5
1.2. Истоки таланта. …………………………………………………………….5-7
1.3. Литературное творчество…………………………………………………7-9
1.4. Память об С.П. Кадышеве…………………………………………………9-11
Заключение..........................................................................................................11-12
Список литературы………………………………………………………………12
Приложение..........................................................................................................13-25
Введение
Мне посчастливилось родиться в старинном хакасском аале Трошкин, богатом традициями, народными талантами. Гордостью нашего аала по праву считается мой прапрадедушка хайджи-нымахчи - Семен Прокопьевич Кадышев. Его творчество - это яркая страница в летописи Ширинского района и Хакасии.
(Приложение 1)
Актуальность данного исследования нам представляется в том, что работа дает возможность рассказать нам о талантливейшем человеке вершившим нашу самобытную культуру
Новизна работы заключается в том, что мною впервые представляется история жизни моего знаменитого прапрадедушки (Приложение 2).
Цель работы: Расширить свои знания о жизни и творчестве С.П.Кадышева.
Задачи:
1.Изучить истоки формирования его поэтического таланта.
2. Привлечь интерес к его деятельности.
3. Оформить альбом.
4. Проанализировать научно-историческую литературу по данной теме.
Проблема: сохранения национальной культуры.
Объект исследования: творчество С.П.Кадышева.
Предмет исследования: произведения.
Гипотеза: Если сделать анализ его творчества, то, благодаря этому, мы лучше поймем самобытную национальную культуру.
Методы исследования:
- интервьюирования;
- аналитический;
- работа с документами.
Практическая значимость работы заключается в том, что материал можно использовать на классных часах, уроках краеведения.
Семен Прокопьевич Кадышев родился 14 сентября 1885 года в улусе Тарчы Кызыльской степной управы (ныне Ширинский район Хакасии). Отец Прокопий (по-хакасски Прона) Кадышев, мать Александра (по-хакасски Паяка) Барашева воспитали шестерых детей, из которых Семен был старшим. В детстве ему не пришлось учиться в школе, так как церковно – приходская школа находилась далеко в селе Чебаки. Лишь один год пришлось учиться ему грамоте у политического ссыльного революционера -Чернова из Петербурга, тот по субботам приезжал в аал. Ссыльного отец Семена и односельчане пригласили учить местных ребятишек. Этот человек был преклонного возраста, когда закончился срок ссылки ему разрешили уехать в Петербург. Учитель просил Прону отпустить Степана в Петербург продолжить учебу, тот заметил незаурядные способности хакасского мальчика. Но отец не дал согласия, ведь сын был старшим и главным помощником в семье.
Рано понял Семен Прокопьевич, как трудно живется беднякам-хакасам. Все они были неграмотными. Они с отцом были умелыми охотниками, выживали как могли. За бесценок отдавали богатым баям добытую пушнину. Семен с 12 лет ходил с отцом на охоту. Богат был жизненный путь хайджи, рано познавшего тяготы жизни
Шли годы, и как все мужчины Семен Кадышев идет служить в царскую армию. (Приложение 3). В возрасте 26 лет Семен Прокопьевич женился на Акулине Ачисовой. После женитьбы, когда ему было около 30 лет, он серьезно начал заниматься исполнением героических сказаний.
В 1914—1917 гг. был солдатом трудовой армии на Ачинском кожевенном заводе в Сибири, где от русских рабочих впервые узнал о революции. С радостью принял ее и, вернувшись на родину, стал вести агитационную работу за Советскую власть среди местных бедняков и батраков. В Гражданскую войну в составе партизанского отряда участвовал в ликвидации бандитской группы Соловьева, опытный охотник и следопыт, хорошо знал тайгу. В 1925 году, не оправившись после одного из налетов банды, скончалась жена Акулина, оставив сыновей Николая, Степана, маленьких дочерей Наташу и Таню. Тяжело пережил смерть жены, трудно было воспитывать детей без матери. В 1930 году он женился вторично на тихой и скромной девушке Барашевой Овдок. Она заменила мать его детям. В 1935 году у них родилась дочь Анна. Со своей женой Семен Прокопьевич прожил всю жизнь.
В 1933 г. Семен Прокопьевич жил на руднике Шипилинск, работал в геологоразведочной бригаде. В 1938 году вместе со своей семьей переехал в улус Трошкин. Вскоре началась Великая Отечественная война. На фронт ушли его сыновья Степан, Николай. В эти тяжелые годы Семен Прокопьевич работал председателем сельсовета, хотя ему, уже пожилому, нелегко было на этой должности. Когда кому-то приходила в дом беда, Семен Прокопьевич оплакивал солдата своим хаем вместе с родными погибшего. В то трудное время люди тянулись послушать его исполнение, и только рано утром расходились по домам.
Семену Прокопьевичу еще раз пришлось испытать горе, когда погиб старший сын Николай. Казалось, что больше никогда уже не издаст его чатхан веселые мелодии, но надо было крепиться и жить дальше.
Кадышев, по характеру был скромный, стеснительный, не решался выступить перед профессиональными сказителями. Однажды в один из вечеров, когда ему было уже 52 года, его дядя Сло Кадышев попросил исполнить сказание «Алтын Хус». Сло похвалил племянника и сказал, чтобы тот смело исполнял сказания перед народом, ибо чудесный дар дан ему не случайно.
Хайджи - нымахчи с большим вниманием относился к людям. Когда в какой-нибудь семье случалось несчастье, всегда спешил разделить горе, всю ночь играл на чатхане, рассказывая сказания. В Трошкино нет дома, где бы он не побывал с хаем.
1.2. Истоки таланта.
Род Кадышевых славился своею музыкальностью, почти все его представители были одаренными певцами и сказителями. Среди них особенной известностью пользовался прадед Семена Прокопьевича Пугачах Кадышев, живший в начале 19 века. Из пяти сыновей Пугачаха двое: Никита был певцом (ырчы), а Тюке — хайджи. Ни деда Тюке, тем более прадеда Семену Прокопьевичу не довелось увидеть. Но они свое творчество передали потомкам, многое из их репертуара исполнял Семен Прокопьевич. Знал он и песни своего предка Никиты Кадышева.
Интересным сказителем, хотя и менее талантливым, чем Пугачах, был дядя Семена Прокопьевича Сло Кадышев. Он был одним из его ведущих и постоянных учителей. Сло Кадышев умер в 1948 году. От него в разное время Семен Прокопьевич Кадышев слышал популярные среди кызыльцев сказания: «Алтын Арыг», «Хан Кичегей», «Алтын Хус» и другие.
Многое дала будущему сказителю в детстве его бабушка Анча Байдошева. Она в долгие зимние вечера сказывала сказания и сказки, которые слышала от своего отца-сказителя Ирепина Байдошева. Искусной рассказчицей была бабушка Анча, внимательно слушал ее маленький внук. Когда возвращался с охоты отец, Семен всегда просил его рассказывать сказки, и чаще всего сказание «Алтын Теек». В возрасте десяти-одиннадцати лет он тайком рассказывал о только что услышанном и оставившем большое впечатление сказании ребятишкам сверстникам.
Обучение сказительскому искусству у Семена Прокопьевича Кадышева проходило постепенно. Одно и то же сказание он слушал несколько раз, причем от разных сказителей, отдавая предпочтение какому-то одному. Все приходило не сразу. Если хорошо запоминал содержание сказания, то труднее было научиться пению и игре на чатхане.
Из села Половинка к ним часто приезжала тетя матери Шигалакова Матрена. Она умела настраивать чатхан, исполняла песни отрывки из сказаний. Семен внимательно следил за расположением ладыжек -косточек, запоминал мелодию.
После ее ухода он делал пометки в местах, где были расположены ладыжки, и начинал учиться проигрывать на чатхане. Сначала он пытался воспроизводить некоторые наиболее легкие мелодии. Не сразу все получалось. После многих и упорных тренировок удавалось подобрать нужную мелодию. Так все больше и больше тянуло его к инструментам — чатхану и хомысу. Он мог подолгу проигрывать для себя и для своих сверстников. С годами это переходит в серьезное увлечение и привязанность. Уходя на охоту Семен брал с собой хомыс. По вечерам, во время отдыха, он часами играл на хомысе, воспроизводя мелодии отдельных сказителей, куски из сказаний. Все больше он увлекался песнями собственного сочинения. Прослушав сказание от того или иного сказителя, он сразу пытался восстановить в памяти услышанное. Часто не хватало исполнительского умения, но ему помогали врожденная одаренность, музыкальная память, наблюдательность.
Часто в их аал Тарчи приезжал знаменитый певец и хайджи Хара Матпый Балахчин, Он великолепно играл на двухструнном хомысе, был юмористом и сатириком. Очень любил исполнять такие сказания, как «Хан Кичегей», «Алтын Арыг». Вместе с героем хайджи переживал, радовался, пускался в самые далекие и опасные путешествия. Всегда с особенным волнением он исполнял гибель Алтын Арыг. Однажды, — рассказывает С. П. Кадышев, — во время исполнения «Алтын Арыг» дойдя до места, когда прекрасная и благородная Алтын Арыг должна была вместе со своим верным конем погибнуть от руки коварной Пора HuHvi, сказитель отбросил хомыс и разрыдался. Так искренне умел исполнять сказитель. Как пишет Т.Г. Тачеева, «хайжди Хара Матпый исполнял вдохновенно, настолько глубоко и творчески, что слушатели не могли оторваться от его исполнения. Сам хайжди весь уходил в мир сказания. Ясно, что у такого хайджи очень многое получил Семен Прокопьевич. Хороший слух и память, яркое воображение помогли Семену Прокопьевичу пронести память о талантливом хайджи сквозь всю свою жизнь» (Т.Г. Тачеева, 1965, с.191)
Большое влияние на формирование хайджи Кадышева. оказали репертуары кызыльских сказителей такие как «Алтын Арыг», «Албынжи» и др. Перед слушателями время от времени как бы проходил творческий отчет различных сказителей, мастерство которых ими оценивалось. Отсюда есть популярные и любимые народом сказители, есть — менее популярные. Исполнители фольклора всегда чувствовали, перед какой понимающей публикой они выступают.
Хайджи считался, хоть и уважаемым человеком, но «с несчастной долей. Это и понятно, потому что все они были бедняками, а тяга профессионала-хайджи к исполнению по существу лишала их оседлого образа жизни. Им приходилось ездить из улуса в улус и по приглашению слушателей, и на заработки. Гонимые нуждой, сказители -кызыльцы, например, часто ездили на рыбные промыслы на озеро Иткуль, Фыркал, где обязательно выступали с исполнением сказаний и легенд перед рыбаками.
Всегда их приглашали исполнять, когда кто-то умирал в их в улусе или в соседнем. Долг сказителя и человека не позволял им отказывать тем, кого постигло несчастье. Исполняли сказители и на поминках, и в обычные дни, по просьбе слушателей. Нередко приглашали их к себе богатые хакасы.
Талантливые сказители часто были без семьи и крова, отсюда и называли их людьми с «несчастной долей». Если узбекские сказители, как отмечают современные фольклористы, обучались искусству исполнения в специальных школах, то у хакасов обучаться хаю и игре на инструменте школ не было. Это считалось чудесным даром, данным свыше. Обучиться искусству хайджи могли лишь особо одаренные, музыкальные, обладающие богатой памятью люди.
1.4. Литературное творчество.
Семен Прокопьевич Кадышев является одним из самых знаменитых сказителей Хакасии. Выросший в среде сказителей, он не только творчески исполнял традиционный фольклор прошлого, но и создавал новые произведения, тем самым продолжая развивать и обогащая устное поэтическое творчество своего народа. Он являлся хорошим знатоком древних обычаев и обрядов хакасов. Но предпочтение Семен Прокопьевич отдавал героическому эпосу. С детских лет Семена Прокопьевича окружала народная музыка и народная поэзия, которые, сказались на творчестве будущего знаменитого сказителя-хайджи.
Семен Прокопьевич обладал природным интеллектом, огромной памятью. Знал до 500-600 страниц одного сказания. Хранил в голове богатырские поэмы (от трех до 10 тысяч слов каждое), сотни пословиц, загадок, десятки легенд, преданий и сказок, которые не просто излагал – импровизировал.
В 1948 году сказитель был впервые приглашен в г. Абакан хакасским научно – исследовательским институтом языка, литературы, истории среди сказителей, приглашенных из других районов С.П. Кадышев резко выделяется своей одаренностью и богатством репертуара (Приложение 4).
В 1950 г. Семен Прокопьевич ездил в Москву, где Всесоюзное радио записало от него отрывок из героического сказания на граммпластинку. Это способствовало еще большей популяризации С. П. Кадышева. Начиная с этого времени Семен Прокопьевич становится неутомимым пропагандистом фольклора своего народа.
Если раньше его мог слушать небольшой круг людей, перед которыми он ис-полнял, то теперь талантливого хайджи слушает вся Хакасия. Используются при этом разнообразные формы современной пропаганды: радио, печать, телевидение, творческие встречи со слушателями.
После открытия в Хакасии научно-исследовательского института языка, литературы и истории С.П. Кадышева пригласили на запись. Сотрудники института Д.И. Чанков, В.И. Доможаков записали героические сказания «Албынжи», «Кeн Тjyiс», «Ах ой аттыu Алып Хан». Позднее героическое сказание «Албынжи» было представлено в школьных учебниках. В 1951 году это эпическое сказание было опубликовано в поэтическом переводе И.Кычакова.
В 1954 году С. П. Кадышев первым из хакасских фольклористов был принят в члены Союза писателей СССР. Его слушали писатели Азии и Африки на проходившем в 1958 году съезде в Ташкенте (Приложение 7).
- «Памятны мне дни работы конгресса писателей стран Азии и Африки в Ташкенте. Я подружился с узбекским писателем Джалолом Икрами. А мерку с моего чатхана сняли и увезли африканские гости конгресса. Я доволен, что оценен мой скромный вклад в поэзию и певческое искусство, и правительство наградило меня орденом. но всю жизнь я пел не за ордена. простая, высказанная от сердца благодарность мне дороже всяких наград…», — признавался он.
(«С.П.Кадышев – народный сказитель – хайджи» Дом литераторов Хакасии: Абакан, 2015\стр.193.)
В 1959 году участвовал в конференции по изучению поэтического творчества народов Сибири и Дальнего Востока в Улан –Удэ.
В 1960 году он выступал на 25-м конгрессе востоковедов в Москве. Им написаны книги: «Песни хайджи» (1962), «Славный путь» (1965).
Из всех многочисленных сказителей Хакасии он имел самую громкую славу. Его репертуар содержал 31 алыптыг нымаха, из них 21 записан (Приложение 5)
Изданы «Албынжы», «Алып-хан» (1951), «Кен-Тёше» (1958), «Алтын-Арыг», «Хан-Кичегей», «Ай-Хуучин» (1958), «Ах-Чибек-Арыг» (1968),
«Кёк Хан» (1974) и др.
Некоторые издавались по нескольку раз. На районных и областных состязаниях сказителей 50-70-х гг. XX века С. П. Кадышев получал дипломы лауреата, призы и другие награды. Приглашался для исполнения импровизаций на научные конференции. В исполнении С. П. Кадышева записаны многочисленные произведения разных фольклорных жанров.
О Семене Прокопьевиче Кадышеве написан ряд статей в газетах, вышла популярная брошюра композитора А. А. Кенеля «Семен Кадышев» в серии «Народные певцы и музыканты». (Приложение 9).
На районных и областных состязаниях сказителей 50-70-х гг. ХХ века С. П. Кадышев получал дипломы лауреата, призы и другие награды (приложение 4)
Его произведения были переведены на русский, тувинский и киргизский языки. Имел широкое общение с представителями музыкальной общественности, учеными, поэтами. В 1965 году награждён орденом «Знак почета».
Умер Семен Прокопьевич 30 июня 1977 года, похоронен в аале Трошкин.
В одном из сочиненных тахпахов Семен Прокопьевич Кадышев говорил:
«Я из рода белого оленя,
в нем певцов сменялись поколенья.
я из рода каменного лося,
видно, и моя подходит осень.
Я из рода древних аксакалов,
чьи бессмертны письмена на скалах».
(«С.П.Кадышев – народный сказитель – хайджи» Дом литераторов Хакасии: Абакан, 2015\стр. 168).
1.5. Память об Семене Прокопьевиче Кадышеве.
Есть люди, смерть которых невозможно даже представить. Они навсегда в памяти.
Семен Прокопьевич Кадышев был одним из самых выдающихся творческих людей Хакасии: мастер исполнения героических сказаний, чатханист, тахпахчи, член Союза писателей СССР.
Именем Семена Прокопьевича Кадышева названа улица в родном аалеТрошкин и в городе Абакане - столице Республики Хакасия. На фасаде Дома Культуры курорта «Озера Шира» находится огромное мозаичное панно с изображением Семена Прокопьевича Кадышева, сидящего на берегу озера Шира, играющего на чатхане в окружении молодых людей, подхватывающих песнь хайджи. Это работа чувашского художника Владимира Ильича Мешкова (приложение 8).
Имя его носит Хакасский республиканский Центр культуры и народного творчества.
В честь 130-годовщины со дня рождения 2015 год Международной организацией тюркской культуры был объявлен Годом хакасского сказителя-хайджи Семёна Кадышева. Имя и творческое наследие хакасского сказителя в течение 2015 года прославлялось во всех странах тюркского мира.
В аале Трошкин открыли дом-музей, посвящённый памяти о нём, где собраны интересные экспонаты: книги, газетные публикации, фотографии из семейного архива, предметы быта, личные вещи. Валентина Ильинична Дьяконова смотрительница музея знакомит посетителей с жизнью и творчеством хайджи (Приложение10).
Аал Трошкин на протяжении ряда лет стал одной из центральных площадок проведения Дней тюркской письменности и культуры. На базе музея проходят вечера памяти о великом хайджи. Представители творческой интеллигенции Хакасии — актеры, писатели, ученые приезжают на встречи к жителям села (приложение 11)
Из воспоминаний Коковой Любови Яковлевны, ветерана педагогического труда.
Галина Степановна Кадышева, дочь старшего сына Семена Прокопьевича была ее троюродной сестрой, а ему приходилась внучкой. Она всегда с ней играла, часто бывала в их доме. Жили они скромно, как и все тогда ничем не отличались в быту. Жена Семена Прокопьевича была невысокого роста, всегда хозяйничала у печи, что-нибудь пекла или жарила. Печка была большая, располагалась в углу дома. На столе всегда красовался самовар. Женщиной она была приветливой, разговорчивой.
Семен Прокопьевич, не имел вредных привычек, никогда не курил. Она помнит, что он с юмором задавал ей вопросы, а она обижалась на его колкие слова. Ей мама говорила, что на него обижаться не надо какой бы он вопрос не задавал.
В их доме всегда было многолюдно, приезжали из рудника Коммунар, деревни Балахчино или просто так приходили.
Зимними вечерами, так бывало, весь народ маленькие и большие собирались к ним слушать сказания и игру на чатхане. Собирались 8 часов вечера, в 12 часов по традиции пили чай и в 3 часа ночи. Бывала за ночь пили чай 2-3 раза. Кто –то слушал, а кто и засыпал временами. Семена Прокопьевича слушать всегда любили, он так чувственно умел доносить до слушателя легенды, что женщины плакали. Например, когда в сказании жена оплакивала богатыря. Односельчане всегда любили его слушать, даже очередность по субботам устанавливали, то в одном доме то в другом доме.
К нему обращались и приезжали разные чатханисты. Он им настраивал чатхан, показывал свое умение горлового пения и любил всегда подчеркнуть, что он из рода древних аксакалов.
Любови Яковлевне запомнилось, что у него с женой были красивые национальные пальто (тон по-хакасски), по низу обшитое мехом выдры. Недаром Семен Прокопьевич был умелым охотником.
Он был уважаемым человеком среди односельчан и выдающимся среди творческих деятелей. Благодаря его славе аал Трошкин стал известен не только в районе и за ее пределами. Там состоялся съезд чатханистов Хакасии, туда приезжали известные люди как Михаил Еремеевич Кильчичаков, чатханист Бурнаков из Орджоникидзевского района чатханист Кирбежеков и другие. К нему приезжал и жил несколько дней основоположник хакасской профессиональной музыки Александр Александрович Кенель. Творчество Семена Прокопьевича было уникальным, он был самородком из народа, таких сейчас нет. И этому искусству никто не учится (приложение 5)
Из воспоминаний Татьяны Семеновны Кадышевой, дочери хайджи.
Мой отец Семён Прокопьевич Кадышев, член Союза писателей СССР, считался одним из наиболее талантливых хайджи, а его сказания – одними из самых популярных в хакасском народе (Приложение 9).
Происходил отец из рода известных сказителей. Детство его прошло в атмосфере сказаний, легенд, он рано начал увлекаться игрой на чатхане, хомысе, сочинять песни – тахпахи.
Любовь к народному творчеству отец привил и нам, своим детям и внукам. В нашей семье традиции отца продолжил мой брат Степан Семёнович Кадышев. Он играет на чатхане, исполняет песни и сказания отца. Мы счастливы, что знаем и можем передать многие его сказания и сказки.
(«С.П.Кадышев – народный сказитель – хайджи» Дом литераторов Хакасии: Абакан, 2015\стр.169-171)
Из воспоминаний Натальи Семеновны Кадышевой, дочери хайджи.
Предки моего отца занимались охотой, в таёжной избушке у каждого на стене висел хомыс. Возвращаясь с охоты, они брали в руки этот музыкальный инструмент, и под его аккомпанемент до утра звучали сказания.
У отца рано проявились способности. Каждый сюжет он сопровождал соответствующей мелодии на чатхане. Богатырь пустился вскачь – одна мелодия, его одолевают противники- другая, он взывает о помощи – третья. Игра волновала, заставляла сопереживать.
Свои сказания отец заканчивал словами: «Я откладываю свой инструмент, прощаясь с героями, и вот я с вами». Удивляюсь, как он, проводя без сна ночи напролет, никогда не уставал. Вдохновение вселяло в него бодрость, доставляло огромную радость. Восхищает то огромное количество народных сказок, героических сказаний, легенд, тахпахов, которые он хранил в памяти (приложение 5). («С.П.Кадышев – народный сказитель – хайджи» Дом литераторов Хакасии: Абакан, 2015\стр.171-172 ).
Заключение.
Изучая жизненный путь хакасского хайджи, моего прапрадедушки Семена Прокопьевича Кадышева мы узнали много интересных фактов из его жизни. Нам открылся совершенно новый, непознанный мир народного искусства, совершенно далекий от современного.
Нами был проведен социологический опрос среди учащихся 5-9классов. Результаты опроса следующие:
1.Знакомы ли вы с творчеством СП Кадышева. 80% ответили –да;
20%- нет;
18% ответили –нет (приложение 6).
Результаты опроса свидетельствуют о том, что ребята нашей школы имеют знания о Семене Прокопьевиче Кадышеве (Приложение 12)
Мы считаем, что именно обращение к культуре своего народа поможет нам сохранить себя. Народ без прошлого не имеет будущего. Он должен помнить и знать прошлое и настоящее своего края
В результате своего исследования мы пришли к выводу, что он поистине великий хайджи – нымахчи хакасского народа, оставил нам богатое литературное наследие. В наше современное время почти не осталось таких народных сказителей людей, обладающих такой великолепной памятью.
Собранный материал может представлять интерес для широкого круга читателей, интересующихся историей родного края. Я горжусь, что у меня был такой знаменитый прапрадедушка. Мы должны сохранять о нем память потомкам. «Человек жив, пока живет память о нем». (Приложение 12)
Список литературы:
Повезло! Стихи о счастливой семье
Пока бьют часы
Зимовье зверей
Чем пахнут ремёсла? Джанни Родари
И тут появился изобретатель