Едва ли возможно назвать и перечислить все профессии на земле.
С представителями некоторых из них мы сталкиваемся от случаю к случаю, о других знаем только понаслышке. И лишь одна профессия есть на земле, без которой не могло и не может обойтись общество. Это учитель.
Вложение | Размер |
---|---|
shchegoleva_l.i.docx | 40.38 КБ |
МБОУ СОШ № 2 им. С.К.Тока с.Сарыг-Сеп Каа-Хемского района Республики Тыва
районная конференция проектно-исследовательских работ школьников
«Хорошие люди – земли украшение»,
посвященной Году человека труда в Республике Тыва
Проектно-исследовательская работа
по теме: «Учитель, дарящий свет»
Автор: Буянды Аюна
МБОУ СОШ № 2 с.Сарыг-Сеп
8б класс
Руководитель: Тожу С.Н.
учитель географии
МБОУ СОШ № 2 с.Сарыг-Сеп
Сарыг-Сеп 2019г.
Содержание
Введение ………………………………………………………………………………………………3
1.1. Детство и школьные годы ……………………………………………………………………5
1.2. Педагогическая деятельность ………………………………………………………………..5
1.3. Награды за достигнутые успехи ……………………………………………………………..6
Заключение ……………………………………………………………………………………….……8
Список использованной литературы……………….. ……………………………………………….9
Приложения
Введение
«Учитель - священное слово для всех,
За ним и победа, и первый успех.
Сокровища знаний и щедрость души,
И искренний смех, и беседа души…»
Едва ли возможно назвать и перечислить все профессии на земле.
С представителями некоторых из них мы сталкиваемся от случаю к случаю, о других знаем только понаслышке. И лишь одна профессия есть на земле, без которой не могло и не может обойтись общество. Это учитель.
Известные строки Н.А.Некрасова «Учитель, перед именем твоим позволь смиренно преклонить колени…» полны почтения и признательности. Может, для кого-то они покажутся слегка напыщенными, но только так и можно обратиться к Учителю.
Ведь это он ведет нас сквозь годы детства, отрочества, юности, совершает каждодневный, подчас незаметный подвиг – отдает нам свои знания, вкладывает в нас частицу своего сердца, помогает нам найти свой путь в жизни. Труд учителя благороден и прекрасен. Великое счастье встретить учителя, который учит доброте, справедливости. Учит быть Человеком.
Справедливо сказано, что писатель живет в своих произведениях, хороший художник – в картинах, скульптор – в созданных скульптурах. А хороший учитель живет в мыслях и поступках людей. Вот почему каждый человек с чувством глубокой благодарности вспоминает свою родную школу, своих духовных наставников – учителей.
Великая русская актриса Фаина Раневская когда-то сказала, что научиться профессии учителя нельзя. Разве можно научить любить детей? Нет, не своего ребёнка, а тех девчонок и мальчишек, которых нужно научить читать и писать, тех, кто не так прилежен и умён, кто порой просто невыносим. Любить таких детей, дано не всем. Учитель строит будущее, от него зависит, какой будет молодёжь, а значит, и страна!
К сожалению, в последние годы заметно упал престиж учительской профессии. И не случайно общество стоит перед такой актуальной проблемой «вымирании» профессии учителя, ведь как показывает статистика, что через 10 -15 лет с такими «притоками» молодых специалистов в образовании как сейчас некому будет развивать материально-духовные ценности, ведь учитель – это фундамент современного общества.
Поэтому очень важно в настоящее время поддержать престиж и роль педагога в обществе! Труд учителей заслуживает искреннего признания и благодарности. Как отметил Медведев Д.А., «государство сделает все, чтобы учитель стал уважаемой фигурой в обществе». И сегодня руководство страны провозглашает одним из основных принципов новой государственной политики в образовании новый статус российского учителя.
Эта исследовательская работа дань уважения человеку, который посвятил свою жизнь детям. Её жизненный путь – это путь неустанного труда, совершенствования, стремления преданно, до самоотречения служить народу, школе и детям. Речь идет о ветеране труда, Почетном работнике общего образования Российской Федерации, о любимом и заслуженном Учителе – Щеголевой Лидии Илларионовне.
Цель исследования: изучить жизнь и педагогическую деятельность учителя биологии Щеголевой Лидии Илларионовны.
Задачи:
2. Изучить и систематизировать документы и фотографии личного и школьного архивов.
3. Оформить собранный материал.
Методы исследования:
Объектом исследования является история жизни и педагогической деятельности Щеголевой Л.И. от её истоков до современности.
Предмет исследования: исторический путь жизни и педагогической деятельности учителя
Новизна данного исследования: собрать материал о Щеголевой Л.И. и довести его до широкого круга общественности.
Практическая значимость: материалы данной исследовательской работы могут быть использованы на уроках и внеклассных занятиях по краеведению, а также позволит пополнить школьный музей.
I. Основная часть
1.1. Детство и школьные годы
В селе ты не просто порядочный житель,
У всех на виду твоё имя – учитель!
И спрос с тебя строгий, и честь высока,
И ноша твоя на миру не легка
Лидия Илларионовна родилась 28 марта 1946 г. Жили в совхозе «Элегест» Чеди-Хольского района, родители работали в совхозе. Когда Илларионовне было 5 лет мать умерла и отец отдал их в школу-интернат с.Черби.
Из воспоминаний учителя: кто-то надумал меня сказать отцу, чтобы нас отдали в школу-интернат, и я побежала к отцу и сказала «А отдай нас в школу-интернат». Так мы и оказались в интернате. Детские и школьные годы прошли в Чербинской школе-интернат. В 1964г. закончила школу. После окончания школы, Илларионовна подала документы в Кызылское медицинское училище, но провалила экзамены.
1.2. Педагогическая деятельность
Но это не остановило Лидию Илларионовну к пути достижения цели, и свою педагогическую деятельность она начала в качестве старшей пионервожатой в своей родной школе-интернате. В интернате встретили ее очень доброжелательно, именно здесь она получила навыки преподавания. С первых дней к работе относилась с большой ответственностью и любовью. Это были замечательные годы. Жизнь пионерской организации была активной и интересной. Проводили соревнования между отрядами, туристические слеты, собирали металлолом для комсомольских строек.
В 1977 г. вместе семьей переехали в село Сарыг-Сеп. Устроилась на работу воспитателем в интернат школы № 2, потом стала заведующей интернатом. Работая в интернате, поступила на заочное отделение КГПИ по специальности учитель биологии, после окончания начала преподавать биологию.
Лидия Илларионовна – учитель с нежной и ласковой душой, способная отогреть любого ребёнка, поддержать. Она всегда использовала педагогику сотрудничества, что давало возможность ученику почувствовать себя важным участником в процессе получения знаний, а не быть просто пассивным слушателем учителя. Еще в школе заведовала пришкольным участком, во время ее работы пришкольный участок школы был образцовым. Все работы по высадке и уходу за растениями на пришкольном участке выполняли учащиеся под руководством Лидии Илларионовны. Основными работами учащихся школы на пришкольном участке были: выращивание растений, наблюдение за их ростом и развитием, проведение сельскохозяйственных опытов в соответствии с программами трудового обучения, природоведения, биологии, кружковых занятий. На пришкольном участке заготавливали живой и гербарный раздаточный материал для уроков биологии
Свою любовь к предмету она старалась передать своим ученикам, а к своей работе всегда подходила с фантазией и творчеством. Уроки всегда носили яркую эмоциональную окраску.
Задавая вопрос «А много ли у Вас было талантливых учеников?», Лидия Илларионовна ответила: «Все дети уникальны по-своему, просто нужно вовремя увидеть талант каждого из них, поддержать в нужную минуту, похвалить и дать возможность проявить себя».
В 2018 году в возрасте 72 лет ушла на заслуженный отдых, отработав в сфере образования 54 года.
За годы работы в нашей школе Лидия Илларионовна выпустила много выпускников. Её ученики стали учителями, юристами, врачами, работниками налоговой инспекции, предпринимателями, военнослужащими, … и просто хорошими людьми и все они ей благодарны.
После выхода на пенсию начала заниматься своим любимым делом - это выращивание овощных культур и цветов. Возле её дома раскинулись превосходные клумбы и удивительный огород. Каких только цветов и овощей нет на её грядках, которые цветут и растут с ранней весны до поздней осени. В свободное время любит Лидия Илларионовна вязать, читать.
1.3. Награды за достигнутые успехи
За время работы в школе награждалась многочисленными почётными грамотами, благодарностями, поощрениями, записями – благодарности в трудовую книжку.
В 2012г. – присвоено почетное звание «Почетный работник общего образования Российской Федерации».
2002г. – Почетная грамота Министерства общего и профессионального образования РТ;
2003г. – Благодарность в республиканской научно-практической конференции «Наш родной край»;
2004г. – Почетная грамота Законодательной палаты Великого Хурала Республики Тыва;
2004г. – Диплом Министерства общего и профессионального образования РТ;
2005г. – Грамота администрации Каа-Хемского кожууна;
2006г. – Грамота комитета профсоюза работников народного образования Каа-Хемского кожууна;
2007г. – Благодарность администрации сельского поселения Сарыг-Сеп;
2008г. – грамота Центра детского творчества Каа-Хемского района;
2008г. – Почетная грамота администрации Каа-Хемского кожууна;
2008г. – Грамота Министерства общего и профессионального образования РТ РДЭБЦ;
2008г. – Грамота за 1 место в районном конкурсе методических объединений УО администрации Каа-Хемского района;
2010г. – Почетная грамота администрации Каа-Хемского кожууна;
Заключение
В жизни каждого из нас школа занимает особое место: здесь мы получаем знания, обретаем друзей, нравственно взрослеем. Многие люди помнят своих школьных учителей всю жизнь.
Мне кажется, очень важно и необходимо каждому из нас сохранить память об учителях и их учениках, важных и интересных событиях школьной жизни, победах и достижениях школы.
Заканчивая интервью, мы задали Лидии Илларионовне два вопроса:
Хотелось бы Вам изменить свою жизнь? - «Нет, я ни о чем не жалею. Мне немного обидно за отношение к профессии учителя сегодня, ведь это дело всей моей жизни».
Считаете ли Вы себя счастливым человеком? – «Да, так как у меня была и есть любимая работа, семья, внимание со стороны моих учеников, коллег и просто окружающих меня людей. Любовь близких и родных».
Работая над этой темой, мы поняли, что быть учителем нелегко, здесь работают только влюбленные в свою профессию люди, а учитель никогда не бывает одиноким, он всегда в окружении детей и всегда остается учителем.
В результате изучения документов и фотоматериалов из архива, самой Лидией Илларионовной нам открылась удивительная личность: высокообразованная, разносторонний человек, внесший большой вклад в дело образования и воспитания подрастающего поколения. И не смотря на то, что ей пришлось пройти множество испытаний, она до сих пор удивляет своей искренностью, оптимизмом, неравнодушием к тому, что происходит вокруг.
Даже уйдя на заслуженный отдых, Лидия Илларионовна интересуется жизнью своих бывших учеников. Радуется их успехам и огорчается неудачам. Она - учитель не только в стенах школы, но и за ее пределами.
Наш школьный музей пополнится новыми документами, фотографиями, которые расскажут подрастающему поколению о жизни Щеголевой Л.И.
У каждого человека на этой земле есть учитель, которому он с любовью и благодарностью всегда скажет спасибо.
Список использованной литературы
Нарисуем попугая цветными карандашами
Земля на ладонях. Фантастический рассказ
Кактусы из сада камней
Кто должен измениться?
Алые паруса