Цель работы - изучение методов решения комбинаторных задач и их применения для решения занимательных задач, головоломок и математических фокусов.
Вложение | Размер |
---|---|
penzina_darya_kombinatorika_2020.docx | 184.61 КБ |
penzina_darya_yunyy_issledovatel_-_2020.pptx | 213.08 КБ |
«Юный исследователь - 2020»
Секция «Математика, физика, информатика»
Занимательная комбинаторика
Пензина Дарья Владимировна, СОШ № 6 г. Чебоксары, 6Б класс
Научный руководитель:
Сафронова Ирина Геннадьевна, учитель математики СОШ № 6 г. Чебоксары
Введение
Тема этой работы выбрана мной неслучайно. Раньше я даже не знала, что существует такой раздел математики – комбинаторика. Мы решали в 5 классе простые задачи, используя дерево выбора. Однажды на канале YuoTube я увидела ролик, где показывали карточный фокус: разложили карты на 10 пар, дали посмотреть и молча выбрать одну пару. После этого снова разложила карты рядами, попросили указать, в каких рядах лежали выбранные карты, и человек их безошибочно определил.
Я никак не могла понять, каким образом работает этот фокус, ведь человек даже не видел, на какую именно пару карт смотрели! Я пробовала догадаться сама о сути этого фокуса, смотрела много информации в сети Интернет. После нескольких дней поиска решения мне раскрылась суть фокуса. Позже я узнала, что в его основе лежит комбинаторный метод решения задач, и всерьез заинтересовалась этой темой.
В настоящее время комбинаторика и теория вероятностей завоевала очень серьезное место в науке и прикладной деятельности. Ее идеи, методы и результаты не только используются, но и буквально пронизывают все естественные и технические науки, планирование и организацию производства, экономику. Расчет вероятностей во многих случаях приводит к комбинаторным задачам. Поэтому в последние годы необычайно возросла роль комбинаторных методов не только в самой математике, но и в ее многочисленных приложениях: физике, химии, биологии и др. Роль комбинаторики коренным образом изменилась с появлением компьютеров, поэтому важно как можно раньше начинать знакомство с комбинаторными задачами.
Цель данной работы: изучение методов решения комбинаторных задач и их применения при решении занимательных задач, головоломок и математических фокусов.
Для достижения цели были поставлены задачи:
Работа состоит из введения, в котором определены цели и задачи исследования, основной части, включающей в себя три главы, раскрывающих содержание исследования, и заключения, в котором представлены выводы по теме.
В работе были использованы труды Я.И. Перельмана, В.С. Лютикаса, М.Б.Гельфанда, В.С. Павловича и других авторов. В ходе исследования также были проведены многочисленные эксперименты по разгадыванию математических фокусов с использованием комбинаторики с участием ребят 6Б класса.
Данная работа призвана повысить интерес учащихся к изучению математики.
История комбинаторики освещает развитие комбинаторики. Начав с анализа головоломок и азартных игр, комбинаторика оказалась исключительно полезной для решения практических задач почти во всех разделах математики. Кроме того комбинаторные методы оказались полезными в статистике, генетике, лингвистике и многих других науках.
Комбинаторные мотивы можно заметить в символике китайской «Книги Перемен» (V век до н.э.) По мнению ее авторов все в мире комбинируется из различных сочетаний мужского и женского начал, а так же восьми стихий: земля, горы, вода, ветер, гроза, огонь, облака и небо. На картинке представлена гексаграмма из «Книги Перемен».
Историки отмечают также комбинаторные проблемы в руководствах по игре в Го и других играх.
Большой интерес математиков многих стран с древних времен неизменно вызывали магические квадраты. Это квадратные таблицы из целых чисел, в которых сумма во всех столбцах, строках и двух главных диагоналях равна одному и тому же числу. В начальной школе мы сами составляли такие квадраты (3 на 3, 4 на 4).
Магический квадрат- древнекитайского происхождения. Согласно легенде, во времена правления императора Ю (около 2200 г. до н.э.) из вод реки Хуанхэ всплыла священная черепаха, на панцире которой были начертаны таинственные иероглифы и эти знаки известны под названием ло-шу и равносильны магическому квадрату. Позже о магических квадратах узнали в Индии, а затем в Японии где в 16 веке магическим квадратам была посвящена обширная литература. Европейцев с магическими квадратами познакомил в 15 веке византийский писатель Мосхопулос.
На рисунке древний и современный магические квадраты.
Классическая задача комбинаторики: «сколько есть способов извлечь m элементов из N возможных» упоминается еще в сутрах древней Индии – начиная примерно с V века до н.э. Античные греки также рассматривали отдельные комбинаторные задачи, хотя систематическое изложение ими этих вопросов, если оно конечно существовало, до нас не дошло.
Джероламо Кардано написал математическое исследование игры в кости, опубликованное посмертно. Теорией этой игры занимались также Тарталья и Галилей. В историю зарождавшейся теории вероятностей вошла переписка заядлого игрока шевалье дэ Мерэ с Пьером Ферма и Блезом Паскалем, где были затронуты несколько тонких комбинаторных вопросов.
Кроме азартных игр, комбинаторные методы использовались и продолжают использоваться в криптографии – как для разработки шифров, так и для их взлома.
Термин «комбинаторика» был введен в математический обиход знаменитым Лейбницем. Готфрид Вильгельм Лейбниц (1.07.1646 – 14.11.1716) – всемирно известный немецкий ученый, занимался философией, математикой, физикой, организовал Берлинскую академию наук и стал ее первым президентом. В математике он вместе с И.Ньютоном разделяет честь создателя дифференциального и интегрального исчисления. В 1666 году Лейбниц опубликовал «Рассуждения о комбинаторном искусстве». В своем сочинении Лейбниц, вводя специальные символы, термины для подмножеств и операций над ними находит все k – сочетания из n элементов, выводит свойства сочетаний, строит таблицы сочетаний, после чего рассуждает о приложениях комбинаторики к логике, арифметике, проблемам стихосложения и др. В течение всей своей жизни Лейбниц многократно возвращался к идеям комбинаторного искусства. Комбинаторику он понимал весьма широко, именно, как составляющую любого исследования, любого творческого акта, предполагающего сначала анализ (расчленение целого на части), а затем синтез (соединение частей в целое). Мечтой Лейбница, оставшейся, увы, неосуществленной, оставалось построение общей комбинаторной теории. Комбинаторике Лейбниц предрекал блестящее будущее, широкое применение.
В XVIII веке к решению комбинаторных задач обращались выдающиеся математики. Так, Леонард Эйлер рассматривал задачи о разбиении чисел, о паросочетаниях, о циклических расстановках, о построении магических латинских квадратов. В 1713 году было опубликовано сочинение Я. Бернулли «Искусство предположений», в котором с достаточной полнотой были изложены известные к тому времени комбинаторные факты. «Искусство предположений» появились после смерти автора, и не было автором завершено.
Для вывода формул автор использовал наиболее простые и наглядные методы, сопровождая их многочисленными таблицами и примерами. Сочинение Я. Бернулли превзошло работы его предшественников и современников систематичностью, простотой методов, строгостью изложения и в течение XVIII века пользовалось известностью не только как серьезного научного трактата, но и как учебно-справочного издания. В работах Я. Бернулли и Лейбница тщательно изучены свойства сочетаний, размещений, перестановок.
Термин «тактика» ввел в математику английский математик Джеймс Джозеф Сильвестр (1814 – 1897) в 1861 году. Сильвестр определял тактику как раздел математики, изучающей расположение элементов друг относительно друга.
Простые задачи решают обыкновенным полным перебором возможных вариантов без составления различных таблиц и схем.
Задача 1. Какие двузначные числа можно составить из цифр 1, 2, 3, 4, 5?
Ответ: 11, 12, 13, 14, 15, 21, 22, 23, 24, 25, 31, 32, 33, 34, 35, 41, 42, 43, 44, 45, 51, 52, 53, 54, 55.
Задача 2.
В кружок бального танца записались Ваня, Костя, Дима, Олег, Даша, Оля, Нина, Света. Какие танцевальные пары девочки и мальчика могут образоваться?
Ответ: 1) Даша - Ваня, 2) Даша - Костя, 3) Даша - Дима, 4) Даша - Олег, 5) Оля - Ваня, 6) Оля - Костя, 7) Оля - Дима, 8) Оля - Олег, 9) Нина - Ваня, 10) Нина - Коля, 11) Нина - Дима, 12) Нина - Олег, 13) Света - Ваня, 14) Света - Костя, 15) Света - Дима, 16) Света - Олег.
Самые разные комбинаторные задачи решаются с помощью составления специальных схем. Внешне такая схема напоминает дерево, отсюда и название метода - дерево возможных вариантов.
Задача 3. Какие трехзначные числа можно составить из цифр 0,2,4? Решение: построим дерево возможных вариантов, учитывая, что 0 не может быть первой цифрой в числе.
Ответ: 200, 202, 204, 220, 222, 224, 240, 242, 244, 400, 402, 404, 420, 422, 424, 440, 442, 444.
Задача 4. Запишите все возможные варианты расписания пяти уроков на день из предметов: математика, русский язык, история, английский язык, физкультура, причем математика должна быть вторым уроком.
Решение. Построим дерево возможных вариантов, обозначив М - математика, Р - русский язык, И - история, А - английский язык, Ф - физкультура.
Ответ: Всего 24 возможных варианта:
Решить комбинаторные задачи можно с помощью таблиц. Они, как и дерево возможных вариантов, наглядно представляют решение таких задач.
Задача 5. Сколько нечетных двузначных чисел можно составить из цифр 1, 3, 4, 6, 7, 8, 9?
Решение. Составим таблицу: слева первый столбец - первые цифры искомых чисел, вверху первая строка - вторые цифры.
Ответ : 28
Задача 6. Маша, Оля, Вера, Ира, Андрей, Миша и Игорь готовились стать ведущими на Новогоднем празднике. Назовите возможные варианты, если ведущими могут быть только одна девочка и один мальчик.
Решение. Составим таблицу: слева первый столбец - имена девочек, вверху первая строка - имена мальчиков.
Этот метод решения комбинаторных задач применяется, когда не требуется перечислять все возможные варианты, а нужно ответить на вопрос - сколько их существует.
Задача 7. В футбольном турнире участвуют несколько команд. Оказалось, что все они для трусов и футболок использовали белый, красный, синий и зеленый цвета, причем были представлены все возможные варианты. Сколько команд участвовали в турнире?
Решение. Трусы могут быть белого, красного, синего или зеленого цвета, т.е. существует 4 варианта. Каждый из этих вариантов имеет 4 варианта цвета майки.
4 х 4 = 16. Ответ: 16 команд.
Задача 8. Сколько четных двузначных чисел можно составить из цифр 0, 2, 3, 4, 6, 7?
Решение. Первой в двузначном числе может быть 5 цифр (цифра 0 не может быть первой в числе), второй в двузначном числе может быть 4 цифры (0, 2, 4, 6, т.к. число должно быть четным). 5 х 4 = 20. Ответ: 20 чисел.
Троим друзьям во время вашего отсутствия предлагается спрятать в карман карандаш, телефон и ластик. На стол ставится тарелка с 24 конфетами. Вы беретесь отгадать -у кого какая вещь. Процедура отгадывания проводится так. Возвратившись в комнату после того, как вещи спрятаны, вы начинаете с того, что вручаете участникам конфеты. Одному вы даете 1 конфету, второму-2, третьему – 3. Затем снова удаляетесь, оставив друзьям следующую инструкцию - каждый берет себе из тарелки определенное количество конфет:
Обладатель карандаша- столько, сколько ему вручено;
Обладатель телефона- вдвое больше, чем ему дали;
Обладатель ластика – вчетверо больше, чем ему дали,
прочие конфеты остаются на тарелке. Вернувшись в комнату и посмотрев на оставшиеся конфеты, вы точно определяете у кого какая вещь.
Решение: Вещи обозначим буквами карандаш - к, телефон –т, ластик -л.
Вещи могут распределиться 6 способами
Рассмотрим теперь, какие остатки соответствуют каждому из этих шести случаев.
123 | Число взятых конфет | Итого | Остаток |
ктл | 1+1=2 2+4=6 3+12=15 | 23 | 1 |
клт | 1+1=2 2+8=10 3+6=9 | 21 | 3 |
ткл | 1+2=3 2+2=4 3+12=15 | 22 | 2 |
тлк | 1+2=3 2+8=10 3 +3=6 | 19 | 5 |
лкт | 1+4=5 2+2=4 3+6=9 | 18 | 6 |
лтк | 1+4=5 2+4=6 3+3=6 | 17 | 7 |
Вы видите, что остаток орехов во всех случаях различается. Поэтому, зная остаток, вы легко устанавливаете каково распределение вещей.
Людям, не знакомым с основами комбинаторики, этот фокус может показаться чудом. В то время, как на самом деле – это простой математический расчет.
Перед зрителями раскладывается 10 пар карт картинками вниз. После этого вы предлагаете одному из зрителей взять любую пару, запомнить карты и положить их обратно. При этом вы отворачиваетесь и не видите, какую пару карт смотрели. Далее вы собираете карты в колоду и, не перетасовывая, раскладываете в 4 ряда по 5 карт картинками вверх. Зрителю предлагается показать, в каком ряду или каких рядах лежат эти 2 карты, что он и делает. После этого вы безошибочно определяете эти две карты.
Суть фокуса в том, чтобы разложить карты в ряды таким образом, чтобы каждая пара карт имела разное расположение. Если представить данные в виде таблицы, получается такая картина:
Номер пары | расположение | Номер пары | расположение |
1 | обе карты в 1 ряду А | 5 | одна в 1 ряду и одна во 2 ряду У |
2 | обе во 2 ряду Е | 6 | одна в 1 ряду и одна в 3 ряду Н |
3 | обе в 3 ряду О | 7 | одна в 1 ряду и одна в 4 ряду К |
4 | обе в 4 ряду И | 8 | одна во 2 ряду и одна в 3 ряду М |
9 | одна во 2 ряду и одна в 4 ряду Т | ||
10 | одна в 3 ряду и одна в 4 ряду Г |
Как видим, всего существует 10 комбинаций расположения карт, из них в 4 случаях парные карты располагаются в одном ряду, и в 6 случаях – в разных. Раскладывая карточные пары, нужно сразу помещать их в нужные позиции. Но сделать это довольно сложно, поэтому был придуман специальный лингвистический код-подсказка, помогающий разложить карты в необходимой последовательности: «наука умеет много гитик».
Н А У К А
У М Е Е Т
М Н О Г О
Г И Т И К
Фокус состоит в том, чтобы разложить каждую пару карт на одинаковые буквы. То есть первая карта занимает первую позицию в первом ряду, вторая – вторую позицию в третьем, третья – вторую в первом, четвертая – пятую в первом и т.д.
Изначально фраза «наука умеет много гитик» предназначалась только для демонстрации данного фокуса, но позже стала элементом лингвистической комбинаторики. Путем долгого перебора было найдено еще несколько подобных фраз, например: «Смуту ведет долом слава», «Дрозды смелые вблизи кусков марабу» (для 30 карт) и другие.
Многие люди просто не замечают связи математики и фокусов или не считают ее значимой в силу сложившихся на протяжении жизни стереотипов. Одни считают математику и ее законы скучными, не способными заинтересовать людей, другие - что математика имеет мало практического применения, третьи вообще не имеют желания связывать свою жизнь с математикой. Однако без математики не обойтись ни в одном деле, она окружает нас везде в школе, дома, на работе, в офисе. Мы сами пользуемся плодами технического процесса, но не желаем признавать, что всем этим мы обязаны математике.
На сегодняшний день методы комбинаторики могут быть применены во многих сферах нашей жизни:
В связи с этим изучение комбинаторики представляет не только академический, но и практический интерес.
В результате выполнения данной работы мы пришли к следующим выводам:
В дальнейшем мы предполагаем продолжить работу над изучением комбинаторики, учиться решать задачи, которые достанутся нам на ОГЭ и ЕГЭ, рекомендуем использовать этот материал учителям, учащимся и всем интересующимся математикой.
1. Журнал « Математика в школе»
-№ 1- 1999 г ,стр .54;
-№ 4- 2002 г, стр 59;
2. Библиотека « Первое сентября»
« Я иду на урок математики», 6 класс, М, « Первое сентября», 2001 г.
3. В.С. Лютикас « Школьнику о теории вероятностей», М., « Просвещение», 1983 г.
4. Я.И. Перельман « Живая математика», М, «Наука», Главная редакция физико- математической литературы, 1978 г.
5. М.Б.Гельфанд, В.С. Павлович « Внеклассная работа по математике», М., « Просвещение», 1965 г.
6. В.А. Гусев, А.И. Орлов « Внеклассная работа по математике в 6-8 классах», М., « Просвещение», 1984 г.
7. И.Ф. Шарыгин, А.В. Шевкин « Математика. Задачи на смекалку», 5-6 класс, М., « Просвещение», 1995 г.
Слайд 1
«Юный исследователь - 2020» Секция «Математика, физика, информатика» Занимательная комбинаторика Пензина Дарья Владимировна, СОШ № 6 г. Чебоксары, 6Б класс Научный руководитель: Сафронова Ирина Геннадьевна, учитель математики СОШ № 6 г. ЧебоксарыСлайд 2
Цель данной работы: изучение методов решения комбинаторных задач и их применения при решении занимательных задач, головоломок и математических фокусов . Для достижения цели были поставлены задачи : Ознакомиться с теоретическим материалом по данной проблеме. Применить полученные теоретические знания при решении задач. Изучить наиболее интересные и увлекательные фокусы и занимательные задачи, основанные на методах комбинаторики.
Слайд 3
История комбинаторики Древние времена Комбинаторные мотивы можно заметить в символике китайской «Книги Перемен» ( V век до н.э.) По мнению ее авторов все в мире комбинируется из различных сочетаний мужского и женского начал, а так же восьми стихий: земля, горы, вода, ветер, гроза, огонь, облака и небо . На картинке представлена гексаграмма из «Книги Перемен».
Слайд 4
Большой интерес математиков многих стран с древних времен неизменно вызывали магические квадраты. Это квадратные таблицы из целых чисел, в которых сумма во всех столбцах, строках и двух главных диагоналях равна одному и тому же числу. Магический квадрат- древнекитайского происхождения. Согласно легенде, во времена правления императора Ю (около 2200 г. до н.э.) из вод реки Хуанхэ всплыла священная черепаха, на панцире которой были начертаны таинственные иероглифы и эти знаки известны под названием ло-шу и равносильны магическому квадрату.
Слайд 5
Первые ученые Термин «комбинаторика» был введен в математический обиход знаменитым Лейбницем. Готфрид Вильгельм Лейбниц (1.07.1646 – 14.11.1716) – всемирно известный немецкий ученый, занимался философией, математикой, физикой, организовал Берлинскую академию наук и стал ее первым президентом. В математике он вместе с И.Ньютоном разделяет честь создателя дифференциального и интегрального исчисления. В 1666 году Лейбниц опубликовал «Рассуждения о комбинаторном искусстве». В своем сочинении Лейбниц, вводя специальные символы, термины для подмножеств и операций над ними находит все k – сочетания из n элементов, выводит свойства сочетаний, строит таблицы сочетаний, после чего рассуждает о приложениях комбинаторики к логике, арифметике, проблемам стихосложения и др.
Слайд 6
В XVIII веке к решению комбинаторных задач обращались выдающиеся математики. Так , Леонард Эйлер рассматривал задачи о разбиении чисел, о паросочетаниях , о циклических расстановках, о построении магических латинских квадратов. В 1713 году было опубликовано сочинение Я . Бернулли «Искусство предположений», в котором с достаточной полнотой были изложены известные к тому времени комбинаторные факты.
Слайд 7
Методы решения комбинаторных задач Перебор возможных вариантов Простые задачи решают обыкновенным полным перебором возможных вариантов без составления различных таблиц и схем. Задача 1. Какие двузначные числа можно составить из цифр 1, 2, 3, 4, 5? Ответ : 11, 12, 13, 14, 15, 21, 22, 23, 24, 25, 31, 32, 33, 34, 35, 41, 42, 43, 44, 45, 51, 52, 53, 54, 55.
Слайд 8
Методы решения комбинаторных задач Дерево возможных вариантов Самые разные комбинаторные задачи решаются с помощью составления специальных схем. Внешне такая схема напоминает дерево, отсюда и название метода - дерево возможных вариантов. Задача 4. Запишите все возможные варианты расписания пяти уроков на день из предметов: математика, русский язык, история, английский язык, физкультура, причем математика должна быть вторым уроком. Решение . Построим дерево возможных вариантов, обозначив М - математика, Р - русский язык, И - история, А - английский язык, Ф - физкультура.
Слайд 9
Методы решения комбинаторных задач Дерево возможных вариантов Всего 24 возможных варианта
Слайд 10
Методы решения комбинаторных задач Составление таблиц Задача 6. Маша, Оля, Вера, Ира, Андрей, Миша и Игорь готовились стать ведущими на Новогоднем празднике. Назовите возможные варианты, если ведущими могут быть только одна девочка и один мальчик. Решение . Составим таблицу : слева первый столбец - имена девочек, вверху первая строка - имена мальчиков.
Слайд 11
Методы решения комбинаторных задач Правило умножения Этот метод решения комбинаторных задач применяется, когда не требуется перечислять все возможные варианты, а нужно ответить на вопрос - сколько их существует . Задача 7. В футбольном турнире участвуют несколько команд. Оказалось, что все они для трусов и футболок использовали белый, красный, синий и зеленый цвета, причем были представлены все возможные варианты. Сколько команд участвовали в турнире? Решение . Трусы могут быть белого, красного, синего или зеленого цвета, т.е. существует 4 варианта. Каждый из этих вариантов имеет 4 варианта цвета майки. 4 х 4 = 16. Ответ: 16 команд.
Слайд 12
Применение приемов комбинаторики в фокусах Фокус первый Троим друзьям во время вашего отсутствия предлагается спрятать в карман карандаш, телефон и ластик. На стол ставится тарелка с 24 конфетами. Вы беретесь отгадать -у кого какая вещь . Процедура отгадывания проводится так. Возвратившись в комнату после того, как вещи спрятаны, вы начинаете с того, что вручаете участникам конфеты. Одному вы даете 1 конфету, второму-2, третьему – 3. Затем снова удаляетесь, оставив друзьям следующую инструкцию - каждый берет себе из тарелки определенное количество конфет: Обладатель карандаша- столько, сколько ему вручено; Обладатель телефона- вдвое больше, чем ему дали; Обладатель ластика – вчетверо больше, чем ему дали , прочие конфеты остаются на тарелке. Вернувшись в комнату и посмотрев на оставшиеся конфеты, вы точно определяете у кого какая вещь.
Слайд 13
Применение приемов комбинаторики в фокусах. Фокус первый 123 Число взятых конфет Итого Остаток ктл 1+1=2 2+4=6 3+12=15 23 1 клт 1+1=2 2+8=10 3+6=9 21 3 ткл 1+2=3 2+2=4 3+12=15 22 2 тлк 1+2=3 2+8=10 3 +3=6 19 5 лкт 1+4=5 2+2=4 3+6=9 18 6 лтк 1+4=5 2+4=6 3+3=6 17 7 Вы видите, что остаток орехов во всех случаях различается. Поэтому, зная остаток, вы легко устанавливаете каково распределение вещей.
Слайд 14
Применение приемов комбинаторики в фокусах . Фокус второй Перед зрителями раскладывается 10 пар карт картинками вниз. После этого вы предлагаете одному из зрителей взять любую пару, запомнить карты и положить их обратно. При этом вы отворачиваетесь и не видите, какую пару карт смотрели . Далее вы собираете карты в колоду и, не перетасовывая, раскладываете в 4 ряда по 5 карт картинками вверх. Зрителю предлагается показать, в каком ряду или каких рядах лежат эти 2 карты, что он и делает . После этого вы безошибочно определяете эти две карты.
Слайд 15
Применение приемов комбинаторики в фокусах . Фокус второй Номер пары расположение Номер пары расположение 1 обе карты в 1 ряду А 5 одна в 1 ряду и одна во 2 ряду У 2 обе во 2 ряду Е 6 одна в 1 ряду и одна в 3 ряду Н 3 обе в 3 ряду О 7 одна в 1 ряду и одна в 4 ряду К 4 обе в 4 ряду И 8 одна во 2 ряду и одна в 3 ряду М 9 одна во 2 ряду и одна в 4 ряду Т 10 одна в 3 ряду и одна в 4 ряду Г Как видим, всего существует 10 комбинаций расположения карт, из них в 4 случаях парные карты располагаются в одном ряду, и в 6 случаях – в разных. Раскладывая карточные пары, нужно сразу помещать их в нужные позиции. Но сделать это довольно сложно, поэтому был придуман специальный лингвистический код-подсказка, помогающий разложить карты в необходимой последовательности
Слайд 16
Применение приемов комбинаторики в фокусах. Фокус второй Н А У К А У М Е Е Т М Н О Г О Г И Т И К Изначально фраза « наука умеет много гитик » предназначалась только для демонстрации данного фокуса, но позже стала элементом лингвистической комбинаторики. Путем долгого перебора было найдено еще несколько подобных фраз, например: «Смуту ведет долом слава», «Дрозды смелые вблизи кусков марабу» (для 30 карт) и другие.
Слайд 17
Применение приемов комбинаторики в фокусах. Фокус второй 1 3 5 7 4 6 9 11 12 13 10 2 15 17 16 18 19 14 20 8
Слайд 18
На сегодняшний день методы комбинаторики могут быть применены во многих сферах нашей жизни : производство (распределение нескольких видов работ между рабочими); агротехника (размещение посевов на нескольких полях); учебные заведения (составление расписаний); химия (анализ возможных связей между химическими элементами); лингвистика (рассмотрение вариантов комбинаций букв); азартные игры (подсчёт частоты выигрышей);
Слайд 19
На сегодняшний день методы комбинаторики могут быть применены во многих сферах нашей жизни : экономика (анализ вариантов купли-продажи акций); криптография (разработка методов шифрования); сфера общественного питания (составление меню); доставка почты (рассмотрение вариантов пересылки); спортивные соревнования (расчёт количества игр между участниками); биология (расшифровка кода ДНК); военное дело (расположение подразделений); астрологи я (анализ расположения планет и созвездий);
Слайд 20
В результате выполнения данной работы мы пришли к следующим выводам Изучение комбинаторики представляет огромный интерес у учащихся . Существует множество способов решения комбинаторных задач, каждый из которых применяется для решения определенного типа задач. С помощью методов комбинаторики можно решать и создавать новые занимательные математические задачи и фокусы. Комбинаторика - один из разделов математики, который имеет самое широкое практическое применение во всех отраслях производства и жизни человека. В дальнейшем мы предполагаем продолжить работу над изучением комбинаторики, учиться решать задачи, которые достанутся нам на ОГЭ и ЕГЭ, рекомендуем использовать этот материал учителям, учащимся и всем интересующимся математикой.
Андрей Усачев. Пятно (из книги "Умная собачка Соня")
Рисуют дети водопад
Четыре художника. Осень
Валентин Берестов. Аист и соловей
Астрономический календарь. Декабрь, 2018