Константин Георгиевич Паустовский (1892-1968) - великий русский советский писатель. Произведения Константина Паустовского никого не оставляют равнодушными. Проза Паустовского обладает неповторимой поэтичностью и образностью языковых средств. Писатель говорил: «Для всего, что существует в природе, - воды, воздуха, неба, облаков, солнца, дождей, лесов, болот, рек и озёр, лугов и трав, - в русском языке есть великое множество хороших слов и названий». Художник слова, Паустовский мастерски умел владеть «волшебной кистью». В каждом произведении писатель создает эмоциональные и выразительные картины природы. Пейзажные зарисовки помогают раскрыть и понять духовное и нравственное состояние героя, достигаемое благодаря общению с природой, мысли и чувства рассказчика, автора, понять идею произведения. Произведения Константина Паустовского учат видеть, понимать и любить красоту родного края, воспитывают чувство ответственности за родную природу. Данная работа посвящена исследованию значения пейзажа в раскрытии чувств, мыслей, душевных переживаний героев, сталкивающихся с перипетиями жизни, отношения к описываемым событиям рассказчика, автора и пониманию, как описание окружающего мира способствует осмыслению идеи художественного произведения.
Вложение | Размер |
---|---|
Исследовательская работа по литературе "День науки 2019" | 158 КБ |
Муниципальное общеобразовательное учреждение
"Средняя общеобразовательная школа № 11"
(МОУ "СОШ № 11")
Воскресенского муниципального района Московской области
Исследовательская работа
на тему
«"Волшебная кисть" К.Г.Паустовского»
по литературе
ученицы 9 класса
Курмаевой Ангелины Викторовны
Руководитель:
Занозина Светлана Владимировна
г. Воскресенск
2019
Содержание
1. Введение ……………………………………………………………………...3
2. Творчество К.Г. Паустовского .…………………………………………….5
3. Вопрос о пейзаже в литературоведении ……………….…...................... 7
4. Роль пейзажа в «маленьких повестях» К.Г. Паустовского ..….…………8
5. Практическая значимость работы………………..……….………………..17
6. Выводы………………………………………………..………….………….18
7. Список литературы …………………………………………….....……..…20
1. Введение
Цель исследовательской работы:
- проанализировать роль пейзажа в произведениях К.Г. Паустовского
и объяснить его смысловую роль в прозе писателя.
Задачи:
- изучить литературу по теме исследования;
- проанализировать тексты произведений К.Г. Паустовского;
- определить, как пейзаж помогает раскрыть идею произведения;
- собрать материал, помогающий понять роль пейзажа в произведении,
обработать и систематизировать его.
Методы исследования:
- изучение литературы по данной проблеме;
- анализ произведений К.Г. Паустовского.
Обоснование темы:
Константин Георгиевич Паустовский (1892-1968) - великий русский советский писатель. Произведения Константина Паустовского никого не оставляют равнодушными. Проза Паустовского обладает неповторимой поэтичностью и образностью языковых средств. Писатель говорил: «Для всего, что существует в природе, - воды, воздуха, неба, облаков, солнца, дождей, лесов, болот, рек и озёр, лугов и трав, - в русском языке есть великое множество хороших слов и названий».
Художник слова, Паустовский мастерски умел владеть «волшебной кистью». В каждом произведении писатель создает эмоциональные и выразительные картины природы. Пейзажные зарисовки помогают раскрыть и понять духовное и нравственное состояние героя, достигаемое благодаря общению с природой, мысли и чувства рассказчика, автора, понять идею произведения.
Произведения Константина Паустовского учат видеть, понимать и любить красоту родного края, воспитывают чувство ответственности за родную природу.
Данная работа посвящена исследованию значения пейзажа в раскрытии чувств, мыслей, душевных переживаний героев, сталкивающихся с перипетиями жизни, отношения к описываемым событиям рассказчика, автора и пониманию, как описание окружающего мира способствует осмыслению идеи художественного произведения.
Тема данной работы в настоящее время актуальна, потому что произведения К.Г.Паустовского, изучаемые в школьной программе, привлекают внимание моих сверстников, и это исследование будет способствовать лучшему пониманию авторской мысли. Произведения Паустовского как образец русской классической литературы интересны современному читателю.
Новизна данной работы заключается в том, что творчество К.Г.Паустовского уникально. Выразительный, эмоциональный язык, жизненные, биографические сюжеты отличают прозу Паустовского от произведений других авторов русской советской классики.
В качестве материала исследования использованы тексты «маленьких повестей» К.Г.Паустовского «Орест Кипренский» и «Исаак Левитан».
2. Творчество К.Г.Паустовского
Первое признание пришло к Константину Георгиевичу Паустовскому в 30-е годы XX века. Он активно работал журналистом газеты «Правда», много путешествовал по стране. Впечатления от этих поездок отразились в художественных произведениях и очерках.
С 1930 г. и до начала 1950-х годов Паустовский жил в селе Солотча под Рязанью. Богатство и красота мещерских лесов вдохновили писателя на создание повестей, рассказов, очерков, принесших автору известность и мировое признание .
В годы Великой Отечественной войны работал военным корреспондентом, служил на Южном фронте.
Указом Президиума Верховного Совета СССР «О награждении советских писателей» от 31 января 1939 года К. Г. Паустовский был награждён Орденом Трудового Красного Знамени («За выдающиеся успехи и достижения в развитии советской художественной литературы»).
В 1950-е годы Паустовский жил в Москве и в Тарусе на Оке. Много писал и преподавал в Литературном институте им.Горького. Его учениками были известные впоследствии писатели: Инна Гофф, Владимир Тендряков, Григорий Бакланов, Юрий Бондарев. Инна Гофф писала о мастере: «Я часто о нем думаю. Да, он обладал редкостным талантом Учителя. Не случайно среди его поклонников много учителей. Он умел создать особую, таинственно-прекрасную атмосферу творчества, - именно это высокое слово хочется употребить»[2].
В 30 - 40-е годы XX века К. Г. Паустовский создает очерки, для которых характерны жанровые черты литературного портрета (представлена оценка творчества, факты биографии).
Так появился цикл «маленьких повестей», в который вошли биографические очерки о жизни художников, писателей. Первые из них, «Орест Кипренский» и «Исаак Левитан», были напечатаны сначала в журнале «Красная новь» (1937, № 6), а потом вышли отдельными изданиями в серии «Жизнь замечательных людей» в Детиздате в 1938 году.
Обращаясь к описанию жизни и творчества великих художников XIX века, К. Г. Паустовский помогает читателям увидеть и понять прекрасное. Для него важно показать своеобразие художественной манеры живописца, ведь каждый из них - непревзойденный мастер. Обращение к жизни и творчеству русских живописцев Паустовский в своих литературных заметках объяснил так: «... простой русский человек изо всех видов искусства любит, пожалуй, больше всего живопись, особенно когда она открывает ему прелесть хорошо знакомых обжитых мест» [3].
Значимую роль в повествовании о событиях жизни художников играют пейзажные зарисовки.
3. Вопрос о пейзаже в литературоведении
Пейзаж - (от фр. paysage, от pays - страна, местность) - описание природы как части реальной обстановки, в которой разворачивается действие, картина природы. Пейзаж может подчеркивать или передавать душевное состояние персонажа, рассказчика или автора, при этом внутреннее состояние человека уподобляется или противопоставляется жизни природы [8].
В отечественном литературоведении вопрос о роли пейзажа представлен в исследованиях Г.Н. Поспелова, Л.М. Крупчанова, М.М. Бахтина, Ю.М. Лотмана, Ю.В. Манна и др.
Литературный процесс постоянно развивается. Пейзаж занимает важное место в произведении. Художники слова научились лучше видеть, слышать и понимать природу, выражать через нее свои чувства, настроения. В картинах природы писатель выражает чувство родины, душу своего народа, свою патриотическую авторскую позицию. Красота природы помогает понять характеры героев, их мысли и поступки, авторское отношение к описываемым событиям.
Пейзажное описание стало рассматриваться не только как средство выражения определенного содержания, связанного с описанием природы, но и как способ построения текста, формирования его темы и идеи.
В истории пейзажа рассматриваются две его функции:
1) пейзаж - мир вообще, вне человека;
2) пейзаж - выражение внутреннего мира человека через изображение природы.
4. Роль пейзажа в «маленьких повестях» К.Г.Паустовского
В своих произведениях К.Г.Паустовский продолжает традицию А.С.Пушкина, Н.В.Гоголя, И.С.Тургенева, Л.Н.Толстого, А.П.Чехова, которые связывали описание природы с душевным состоянием героя, рассказчика или автора повествования.
Композиционно-художественные функции пейзажа в произведениях Паустовского многообразны. Пейзаж может быть фоном, на котором развертывается повествование; являться поводом для последующих размышлений самого автора, рассказчика или персонажа; служить необходимой деталью в повествовании; краткой пейзажной зарисовкой может обозначаться место или время действия происходящих событий.
Для создания картин природы К.Паустовский использует разные художественно-изобразительные средства.
В статье «Рождение книги» Паустовский вспоминал: «В юности я много писал о море. Весь запас «красивых» слов, все, что было в русском языке торжественного и музыкального, я вкладывал тогда в свои описания моря, - конечно, в меру своего знания русского языка. Получалась тяжелая, орнаментальная проза, лишенная какого бы то ни было познавательного значения. Обилие и красивость слов могли вызвать у читателя этих рассказов свинцовую тяжесть в голове. Но, к счастью, я их не печатал. Только знакомство с природой Средней России натолкнуло на мысль, что язык должен быть прост и ясен, - он должен быть сродни чистоте и точности окружающих вещей, явлений и красок» [6].
«Волшебная кисть» Константина Паустовского создает пейзажи настолько достоверные, что забываешь, что картина эта словесная, а не живописная.
Обратимся к текстам повестей К.Г. Паустовского и проанализируем, как картины природы помогают писателю передать идею произведения.
I.Композиционно-художественные функции пейзажа.
Пейзаж обозначает место или время действия происходящих событий.
Примеры:
1. «Падал первый снег. Он сваливался пластами с грубых парусов, но тонким серебром ложился на реи. В сумерки корабль, занесенный снегом и освещённый огнем фонарей, казался даже собственным матросам нарядным и легким» («Орест Кипренский»).
Пейзаж в начале повести напоминает о времени и месте действия : «Поздней осенью 1836 года в устье Невы…».
Для итальянских моряков холодная поздняя осень средней полосы России была безрадостным испытанием. Но автор подчеркивает красоту первого снега: «Он…тонким серебром ложился на реи».
2.Жаркое душное петербуржское лето напоминает итальянским матросам о Родине.
«Матросы вспоминали Италию, путали названия южных морей. Их память с натугой проникала через вереницу тяжелых матросских лет, через свинцовые туманы… и вдруг озарялись светом полуденных стран, тонущих в оливковых рощах и перезвоне колоколов» («Орест Кипренский»).
3.С ранних лет Кипренский «был предоставлен сам себе» и много времени проводил в ораниенбаумских садах.
«Эти сады славились каналами. В них веснами отражались заросли цветущей сирени. Мраморные статуи смотрели в зеленоватую воду холодных прудов, где плавали форели». («Орест Кипренский»).
Пейзаж обозначает место, где проходило детство и формировалось творческое воображение будущего художника.
4. «Мартовский туман лежал над Москвой сизым самоварным чадом».
«На бульварах хлопья снега цеплялись за голые сучья деревьев». «А ночь все лепила и лепила на окна пласты водянистого снега» («Исаак Левитан»).
Пейзаж обозначает место и время. Исаак Левитан учился в Московском Училище живописи и ваяния.
5. «Для рыбной ловли выбирали обрывистые берега, заросшие кустарником, тихие омуты, где цвели кувшинки и в теплой воде стаями ходили красноперки». «…дрожание звезд над рощами, крики птиц, скрип телег в ночных полях…». «…те же знакомые всем извилистые дороги, что теряются за косогорами, перелески, дали, светлый месяц над околицами деревень, тропки, протоптанные лаптями среди полей и ленивые реки» («Исаак Левитан»).
Так Паустовский описывает деревушку Максимовку, где в юношеские годы Левитан с братьями Чеховыми жили летом. Пейзаж располагает Левитана к чтению стихов Тютчева, а мы, читатели, понимаем, что именно красота русской природы оказала влияние на раскрытие таланта будущего художника.
6. «Первая поездка на Волгу была неудачна. Моросили дожди, волжская вода помутнела. Ветер гнал по ней короткие скучные волны. От надоедливого дождя слезились окна избы в деревне на берегу Волги, …туманились дали, все вокруг съела серая краска». «Рассвет затерялся в непроглядных ночных пустошах, где хозяйничал неприветливый ветер» («Исаак Левитан»).
По возвращении из Крыма пейзаж средней полосы России вызвал у Левитана хандру и отчаяние. «”Тучи бестолково теснясь, неслись с северо-запада, волоча по земле водянистые подолы дождей». «Но в конце концов… Левитан увидел прелесть дождей и создал свои знаменитые «дождливые работы»:
”После дождя”, ”Над вечным покоем”».
7. День смерти Левитана К.Г.Паустовский описывает так: «Двадцать второго июля 1900 года он (Левитан) умер. Были поздние сумерки, когда первая звезда появляется над Москвой на страшной высоте и листва деревьев погружена в желтую пыль и в отсветы гаснущего солнца» («Исаак Левитан»).
С помощью пейзажа Паустовский обозначает время трагических событий. Весь отрывок проникнут грустью и скорбью.
Пейзаж служит необходимой деталью в повествовании.
Примеры:
1.«Итальянский язык казался особенно звонким в густом снегу, засыпавшем пустынные проспекты и дворцы Петербурга» («Орест Кипренский»).
Пейзажная зарисовка напоминает о месте действия, а главное: о величии и красоте столицы России.
2. Детство Кипренского прошло под рассказы «стариков, помнивших век Елисаветы, матросов из морской богадельни в Ораниенбауме - первых наставников и учителей мальчика». Это были рассказы «о морских бурях, налетавших на линейные корабли».
«Мрачность их рассказов соответствовала окружающей природе, - белесое небо простиралось над болотистым берегом Финского залива, и томительно проходили тусклые осени и зимы» («Орест Кипренский»).
Пейзаж помогает понять состояние души крепостного мальчика в годы безрадостного одинокого детства.
3.Характер юного Кипренского раскрывается в описании любимого времени года – лета.
«Нетерпеливый мальчик – а Кипренский всю жизнь был нетерпелив и горяч – дожидался лета, когда солнце превратит, наконец, в бледное золото воды залива и зашевелится светлыми стрелами в листве дворцовых садов» («Орест Кипренский»).
4.В юношеские годы Кипренский был покорен романтикой. После долгих часов учения в Академии он убегал на берег Невы и подолгу бродил, читая стихи неизвестного поэта.
«В них было все, что он любил еще с детства, - старые сады, холодный ветер, ночные тучи и нежное сердце» («Орест Кипренский»).
Паустовский поясняет читателю: «Недаром на всех портретах, написанных Кипренским в юношескую пору, позади взволнованных людей, позади поэтов, воинов и печальных женщин всегда стоит непроницаемое грозовое небо. Невольно кажется, что далекий гром и дыхание ливней покрывают нервной бледностью их лица».
5. В минуты «сосредоточенности и внимания», «сильного внутреннего толчка» Кипренский ищет вдохновение в преображающемся окружающем мире.
«Привычная земля казалась в такие минуты творением гениальных художников или архитекторов. Цвет неба и облака были как будто написаны венецианцами, а горизонты, синие от прохладного воздуха, провел своим безошибочным карандашом Растрелли» («Орест Кипренский»).
6.«Ночь не хотела уходить из столицы. Она лежала пластами тяжелого сизого воздуха у подножия зданий и в глубине садов. Взошло солнце. Багровый свет уже загорался в окнах дворцов и падал вниз, в темноту…»(«Орест Кипренский»).
Вдохновленный красотой, «милый волшебник Орест» мечтает об Италии:
«Небо Италии простиралось в зените, чистое, прекрасное, с грядой легких розовеющих облаков. Летел густой, медленный снег. Чудилось, что снег зарождается в чистом воздухе между землей и небесным сводом… . Столица покрылась белым блеском. Вокруг был разлит запах лесов, подступавших к Петербургу с севера и востока» («Орест Кипренский»).
Кипренский видит Петербург «на зимнем рассвете». «Волшебная кисть» автора только запечатлела красоту русской природы. А чувства, возникшие от увиденного, переданы от лица самого героя: «”Как я счастлив, что родился в России, - подумал Кипренский”».
7. Портреты Кипренского имели большой успех. «Он любовался славой, гордился ею». Поездка в Рим «для усовершенствования в живописном мастерстве» приносит художнику разочарование. В погоне за славой он выбирает «позолоченное существование модного художника».
К. Паустовский с сожалением говорит о том, что «Кипренский, отравленный славой, растерялся в загадочном Риме».
«Ветер пролетал над Римом и нес сухие и пышные облака…».
«Римская ночь была полна тьмы, огней, затихающего грохота колес и запаха жасмина» («Орест Кипренский»).
Пейзажные зарисовки передают состояние растерянности художника.
8. Учитель Левитана художник Саврасов, став уже признанным мастером, упрекает себя в том , что ему «приходилось писать совсем не то, к чему лежала душа»: «Сколько я написал видов Петергофа… Мечты создателей этих дворцов и садов приводили нас в трепет. Куда нам после этого было заметить и полюбить мокрые наши поля, косые избы, перелески да низенькое небо…»(«Исаак Левитан»).
Пейзажная зарисовка помогает Паустовскому подчеркнуть скромную красоту русской природы.
9. «Стояла тяжелая жара. Почти каждый день небо обкладывали грозы, ворчал гром, шумел от ветра сухой бурьян под окнами, но не выпадало ни капли дождя» («Исаак Левитан»).
Пейзаж передает тяжелое душевное состояние юного Левитана, выселенного из Москвы летом 1879 года в дачный поселок Салтыковку. По царскому указу евреям было запрещено жить в «исконной русской столице».
10. «За разбитым окном неслись облака, солнце жаркими пятнами лежало на куполах, и летал обильный пух от одуванчиков…». «Липы распускались, дожди были такие, будто не вода, а серебро лилось с неба» («Исаак Левитан»).
Паустовский помогает читателю увидеть пейзаж, вдохновляющий Левитана на создание будущих картин. Художник мечтал о пейзажах, наполненных солнцем.
11. «Время, проведенное в Крыму, представлялось ему непрерывным утром, когда воздух, отстоявшийся за ночь, как вода, в гигантских водоемах горных долин, так чист, что издалека видна роса, стекающая с листьев, а за десятки миль белеет пена волн, идущих к каменистым берегам» («Исаак Левитан»).
Крымский пейзаж читатели видят глазами Левитана. Паустовский, описывая южные пейзажи, передает обновленные мысли и чувства художника: «Со времени поездки на юг к обычной хандре Левитана присоединилось еще постоянное воспоминание о сухих и четких красках, о солнце, превращавшем в праздник каждый незначительный день человеческой жизни» («Исаак Левитан»).
12. Путешествие по Оке запомнилось Левитану как «светлый промежуток жизни». Тихий провинциальный городок Плес с «маленькой церковью, рубленною из сосновых кряжей», «колокольным звоном» вдохновил художника на создание известных картин: «Золотой Плес», «Вечерний звон», «Свежий ветер».
«Дни стояли солнечные, устойчивые, сухие. Русское лето, чем ближе к осени, тем больше бывает окрашено в спелые тона. Уже в августе розовеет листва яблоневых садов, сединой блестят поля, и вечерами над Волгой стоят облака, покрытые жарким румянцем» («Исаак Левитан»).
Описывая красоту приокских берегов, Паустовский показывает читателю, что красота русской природы помогла Левитану преодолеть хандру, обрести душевный покой и вдохновила на создании замечательных картин.
Пейзаж передает размышления автора.
Примеры:
1.К.Паустовский описывает картину О. Кипренского «Пруд», «один из прекраснейших пейзажей русской живописи».
«Пруд неподвижен. Вода в нем гладкая и дымная, - такою она бывает ранним утром или после заката. Стены высоких деревьев, темные чащи неподвижно стоят по берегам пруда. В небе висят серые, насыщенные росой облака» («Орест Кипренский»).
Красота пейзажа «Пруд» напоминает автору строки пушкинской элегии и много открывает в понимании романтической натуры художника. Кипренский любит «мрак ночи», который «радостнее разоблачающего дня».
По мнению автора, именно любовь Кипренского к сумеркам помогает художнику изображать природу и лица людей «таинственными и вдохновенными». К. Паустовский вспоминает о том, какой успех имели портреты Кипренского. Их сравнивали с работами Ван-Дейка и Рембрандта.
2. К. Паустовский рассказывает историю создания картины «Наводнение».
В 1824 году в Петербурге произошло наводнение. О.Кипренский с восторгом встретил разбушевавшуюся стихию, как «возвращенную молодость».
«Неясный свет, зловещий и холодный, то убывал, то разгорался, когда ветер вздувал над городом полог облаков». «Нева шла громадой железной воды и грозно рокотала около мостовых устоев». «Непонятный восторг вселился в душу Кипренского, - он дрожал от холода и возбуждения»(авт.зн.) («Орест Кипренский»).
Только в этом эпизоде Паустовский описывает чувства героя, помогая читателю понять переосмысление художником его предназначения.
3. «Левитан стремился писать так, чтобы на картинах его был ощутим воздух, обнимающий своей прозрачностью каждую травинку, каждый лист и стог сена». «Левитан ощущал его(воздух) как безграничную среду прозрачного вещества, которое придавало такую пленительную мягкость его полотнам» («Исаак Левитан»).
Пейзажная зарисовка помогает увидеть то, что видит герой. К. Паустовский рассказывает о тайнах мастерства художника.
4. К. Паустовский рассказывает о первой картине Левитана «Осенний день в Сокольниках». Описывая пейзаж, изображенный на полотне, автор доносит до читателя чувства художника, навеянные осенью, впечатлениями от первой влюбленности к незнакомке.
Читатели понимают, что Паустовский восхищается картиной Левитана, называет его «первым певцом русской природы».
5.К.Паустовский подмечает, что «Левитан был художником печального пейзажа».
«Пейзаж печален всегда, когда печален человек, - размышляет автор. - Веками русская литература и живопись говорили о скучном небе, тощих полях, кособоких избах. Из рода в род человек смотрел на природу мутными от голода глазами. Она казалась ему такой же горькой, как его судьба, как краюха черного мокрого хлеба» («Исаак Левитан»).
Паустовский считает, что «мягкая разнообразная природа России сотни лет была оклеветана, считалась слезливой и хмурой. Художники и писатели лгали на нее, не сознавая этого».
«Левитан был выходцем из гетто, лишенного прав и будущего…. Бесправие преследовало его всю жизнь… . Левитан был безрадостен», - рассказывает Паустовский биографию художника. В минуты грусти Левитан «уходил на охоту, но не охотился, а без цели бродил по лесам», «в такие дни одна только природа заменяла ему родного человека».
Левитан «хотел создать пейзаж России – прозрачный, как сентябрьский воздух, праздничный, как роща во время листопада» («Исаак Левитан»).
6. Так К.Г.Паустовский описывает картину И.Левитана «После дождя»: «В картине… заключена вся прелесть дождливых сумерек в приволжском городке. Блестят лужи. Облака уходят за Волгу, как низкий дым. Пар из пароходных труб ложится на воду» …»(«Исаак Левитан»).
Пейзаж, изображенный художником, вызывает у писателя воспоминания о «провинциальных посадах с низкими комнатами и вымытыми полами в домах, заброшенными садами, с девушками-гимназистками, читающими Тургенева…».
Описание картины Левитана «Над вечным покоем» завершается размышлением Паустовского о том, что «никто из художников до Левитана не передавал с такой печальной силой неизмеримые дали русского ненастья. Оно так спокойно и торжественно, что ощущается как величие» («Исаак Левитан»).
7. «Почти у каждого из нас остались в памяти еще с детства лесные поляны, засыпанные листвой, пышные и печальные уголки родины, что сияют под нежарким солнцем в синеве, в тишине безветренных вод, в криках кочующих птиц» («Исаак Левитан»).
К.Г.Паустовский приводит читателя к мысли, что картины Левитана «вызывают непонятное нам самим чувство волнения и счастья, желание… уйти в эту глушь, на берега неизвестных озер, на лесные дороги…», чувство «давно виденных милых мест».
8. В биографической повести К.Г.Паустовский рассказывает, что любимым временем года Левитана была осень. Художник создал около ста «осенних» картин.
«Осень на картинах Левитана разнообразна. На них были изображены знакомые с детства вещи: стога сена, почернелые от сырости; маленькие реки, кружащие в медленных водоворотах палую листву; одинокие золотые березы…; небо, похожее на тонкий лед; косматые дожди… . Но во всех этих пейзажах… лучше всего передана печаль прощальных дней, сыплющихся листьев…» («Исаак Левитан»).
«Волшебная кисть» Паустовского точно передает изображенные на картинах Левитана пейзажи.
II. Использование средств выразительности.
Средства художественной выразительности помогают К.Г. Паустовскому описать точные, яркие, эмоциональные пейзажи на картинах И.Левитана. В произведениях К.Г.Паустовского мы встречаем следующие средства художественной выразительности: эпитеты, метафоры, олицетворения, сравнения. Приведем примеры.
1.Эпитет - (от греч. ерitheton - приложение) - вид тропа: образное определение, подчеркивающее какое-либо свойство предмета или явления, обладающее особой художественной выразительностью.
Словарь литературоведческих терминов. С.П. Белокурова. 2006.
Примеры:
«Нарядный и легкий корабль», «итальянский язык казался особенно звонким», «холодные ураганы», «белесое небо», «тусклые осени и зимы», «робкий свист птиц», «свинцовые туманы», «небо чистое, прекрасное», «густой, медленный снег», «белым блеском», «вода гладкая и дымная», «неясный свет, зловещий и холодный» («Орест Кипренский»).
«Тяжелая жара», «жаркими пятнами», «скучные волны», «ленивые реки», «неприветливый ветер», «спелые тона», «на страшной высоте» («Исаак Левитан»).
2.Метафора - (от греч. metaphora - перенос) - вид тропа: переносное значение слова, основанное на уподоблении одного предмета или явления другому; скрытое сравнение, построенное на сходстве или контрасте явлений, в котором слова «как», «как будто», «словно» отсутствуют, но подразумеваются.
Словарь литературоведческих терминов. С.П. Белокурова. 2006.
Примеры:
«Тяжелый дым туч», «бледное золото» (о водах Финского залива), «в листве дворцовых садов», «пелена дождей», «железной воды», «пышное запустение садов», «стены деревьев», «громадой воды» («Орест Кипренский»).
«Серебро лилось с неба», «жаркими пятнами», «пленительная мягкость», «водянистые подолы дождей», «сединой блестят поля», «облака, покрытые жарким румянцем», «в тишине безветренных вод» («Исаак Левитан»).
3. Олицетворения - вид тропа: изображение неодушевленных предметов, при котором они наделяются свойствами живых существ (даром речи, способностью мыслить, чувствовать, переживать, действовать), уподобляются живому существу.
Словарь литературоведческих терминов. С.П. Белокурова. 2006.
Примеры:
«Солнце превратит в бледное золото воды залива и зашевелится светлыми стрелами», «Нева шла» («Орест Кипренский»).
«Ночь все лепила и лепила на окна пласты», «стаями ходили красноперки», «обкладывали грозы, ворчал гром» , «ветер гнал», «туманились дали», «все вокруг съела серая краска», «рассвет затерялся», «хозяйничал ветер», «стоят облака» («Исаак Левитан»).
4. Сравнение - вид тропа: уподобление соотносимых явлений (предметов, состояний), выраженное при помощи слов точно, будто, словно, как, что, как будто и др., при этом свойства или качества одного явления (предмета, состояния) переносятся на другое с целью его художественного описания.
Словарь литературоведческих терминов. С.П. Белокурова. 2006.
Примеры:
«Пейзаж России – прозрачный, как сентябрьский воздух, праздничный, как роща во время листопада». «…дожди были такие, будто не вода, а серебро лилось с неба» («Исаак Левитан»).
5. Практическая значимость работы
Данное исследование окажет помощь учащимся в подготовке к урокам литературы, русского языка, искусства, мировой художественной культуры.
Русская классическая литература XX века - наше культурное наследие – является для современных читателей нравственной и духовной опорой.
Чтение художественной литературы обогащает словарный запас учащихся, делает их речь правильной, выразительной, разнообразной.
Вдумчивое, осмысленное чтение помогает сформировать у школьников нравственные и духовные ценности.
«Маленькие повести» «Орест Кипренский» и «Исаак Левитан» К.Г.Паустовского познакомили с биографией великих русских художников, а анализ текстов произведений заставил задуматься о роли природы в жизни человека, красоте пейзажей нашей родины.
Произведения К.Г. Паустовского могут стать материалом для подготовки к ОГЭ и ЕГЭ по русскому языку и литературе.
Данное исследование поможет формированию навыка комплексного анализа текста, используемого на уроках русского языка и литературы.
6.Выводы
Анализ текстов «маленьких повестей» великого русского советского писателя К.Г. Паустовского помог понять, какую роль играет пейзаж в литературном произведении.
Константин Паустовский – мастер словесной живописи, который словом «не пишет, а рисует». «Волшебная кисть» писателя через зрительные, звуковые образы картин природы помогает читателю погрузиться в мир, в котором живут герои произведений, понять, что они чувствуют, переживают.
В произведениях К. Паустовского пейзажные зарисовки играют важную роль для понимания идеи произведения, для раскрытия образа героя, позиции рассказчика или автора.
Пейзаж может быть фоном, на котором развертывается повествование; являться поводом для последующих размышлений самого автора, рассказчика или персонажа; служить необходимой деталью в повествовании; краткой пейзажной зарисовкой может обозначаться место или время действия происходящих событий.
Проведено исследование среди учащихся 9 класса с целью выяснить, знакомы ли мои ровесники с рассказами К.Г. Паустовского, не изучаемыми в школьной программе.
Рассказы К.Г. Паустовского в рамках школьной программы («Теплый хлеб», «Заячьи лапы», «Мещорская сторона», «Кот-ворюга», «Корзина с еловыми шишками» ) читали все учащиеся.
С другими произведениями писателя были знакомы немногие.
По рекомендации учителя учащимися были прочитаны рассказы и повести: «Телеграмма», «Снег», «Разливы рек», «Орест Кипренский», «Исаак Левитан» и др.
Перед прочтением произведений учащихся попросили ответить на вопрос: «Повествование или описание? Что важнее в художественном произведении для школьников?»
В исследовании принимали участие 21 человек.
Ответили на вопрос:
1. Повествование - 18 человек (86 %);
2. Описание - 3 человека (14 %)
Работа с текстами произведений К.Г. Паустовского вызвала у моих одноклассников большой интерес к творчеству писателя. Многие учащиеся захотели подробнее познакомиться с творчеством великого русского писателя, пересмотрели свое отношение к пейзажу.
При повторном опросе одноклассников был задан вопрос: «Помогает ли пейзаж раскрыть мысли, чувства героя?»
Ответили
1.Положительно – 13 человек (62%);
Воздержались от ответа – 8 человек (38%)
На вопрос : «Помогает ли пейзаж передать отношение автора к изображаемым событиям?»
Ответили
1.Положительно – 14 человек (67%);
При обсуждении содержания произведений удалось убедить учащихся, что пейзаж имеет важное значение для понимания идеи произведения, раскрытия образа героя, позиции автора.
7.Список литературы
1.Барахов, В. С. Литературный портрет. В. С. Барахов. — Л. : Наука, 1985. —
321 с.
2.Инна Гофф. Превращения. Повесть воспоминаний.. — М.: Советский
писатель, 1984. — С. 118. — 280 с.
3.Кременцов, Л. П. К. Г. Паустовский. Жизнь и творчество.
Л. П. Кременцов. — М. : Просвещение, 1982. — 96 с.
4.Паустовский, К. Г. Книга о художниках. К. Г. Паустовский. — М. :
Искусство, 1966. — 151 с.
5.Паустовский, К. Г. Маленькие повести. Рассказы. 1922–1940.
К.Г. Паустовский. Собрание сочинений : в 8 т. — М. : Художественная
литература, 1967. — Т. 6. — 560 с.
6. Паустовский К.Г. Рассказы. Очерки и публицистика. Статьи и
выступления по вопросам литературы и искусства. М., 1972, с. 317
7.Паустовский К. Г. Несколько отрывочных мыслей (вместо предисловия). —
М.: Государственное издательство художественной литературы, 1958. —
Т. 1. — С. 5—18. — 300 000 экз.
8.Словарь литературоведческих терминов. С.П. Белокурова. 2005.
Сказка на ночь про Снеговика
Городецкая роспись
Учимся ткать миленький коврик
Финист - Ясный сокол
Воздух - музыкант