Данная работа посвящена изучению деятельности Второй Камчатской экспедиции XVIII в. Первой женщиной-участницей полярной экспедиции была. Т.Ф. Прончищева,родившаяся в с. Березово (ныне Дубенский район Тульской области.)"Чириковские чтения проводятся в Дубенском районе с целью привлечения учащихся к изучению роли наших земляков в исследовании Арктики.
Вложение | Размер |
---|---|
chirikovskie_chteniya_2017.docx | 31.13 КБ |
МКОУ Дубенская СОШ
Муниципального образования Дубенский район .
Районная краеведческая конференция учащихся и педагогических работников общеобразовательных организаций муниципального образования Дубенский район.
« Чириковские чтения»
Тема: Трагедия Прончищевых. Роль С. Челюскина. Экспедиция Д. Шпаро.
Выполнила ученица 9 А класса МКОУ Дубенской СОШ
Шарова Мария
Руководитель: учитель истории МКОУ Дубенская СОШ
Чибисова Л.И.
2017 г.
Трагедия Прончищевых. Роль С. Челюскина. Экспедиция Д. Шпаро.
Сегодня можно смело утверждать, что Вторая камчатская экспедиция была самой крупной исследовательской экспедицией в истории человечества, проведенной силами одного государства. В результате ее деятельности владения Российской империи распространились на три части света: Европу, Азию и Америку. Во время экспедиции российские корабли впервые в отечественной истории пересекли океан. Материалы экспедиции не утратили научной ценности в наши дни, а фундаментальные труды вошли в золотой фонд мировой науки.
Участники экспедиции разделились на семь отрядов. Ленско-Енисейский возглавил Василий Прончищев. Ему достался самый трудный участок работы. Отряду предстояло составить карту территории между Леной и Енисеем. Для ее выполнения представлялось построенное в Якутске к лету 1735 года судно "Якутск". Отряд состоял из 50 человек, куда, кроме матросов, входили штурман С. Челюскин, геодезист, подлекарь и иеромонах. Сначала они отправились из Якутска по Лене и 2 августа достигли Ленской дельты. Однако, чтобы выйти в открытое море, им пришлось спускаться по протоке, а затем огибать всю дельту, чтобы двинуться на запад. На это ушло много времени. К тому же, у судна образовалась течь. В результате к 25 августа отряд продвинулся только до устья реки Оленек, где вынужден был остановиться на зимовку неподалеку от небольшого русского селения. Построили два дома, жизнь вошла в привычную колею. Вычерчивали карты. С помощью толмача командир собирал и записывал сведения об этом крае, его флоре, фауне, нравах и обычаях. Однажды узнал о "медной руде" (позже оказалось, что это серный колчедан). Через 11 месяцев в августе 1736, переждав затянувшийся ледоход по Оленьку (а это только название такое ласковое - река, о которой и россияне-то не все слышали, на самом деле больше Рейна и Днепра), двинулись дальше.
О том, что было дальше, известно по отрывочным записям Семена Челюскина. К 13 августа судно достигло входа в Хатангский залив. Двигаясь в последующие дни дальше на север вдоль края сплошного ледяного припая, держащегося у берега Таймырского полуострова, отряд миновал несколько заливов. Побережье было абсолютно пустынным, без малейших признаков жилья. Поначалу погода благоприятствовала движению: 17 августа были открыты острова Петра. 19 августа судно поравнялось с островами Самуила. Но сплошной лед между островами и густой туман не давали возможности определить их количество и размеры. Далее судно могло двигаться только вдоль края сплошного ледяного поля на северо-восток. На 77-й широте дорогу деревянному судну окончательно преградили тяжелые льды, а мороз начал затягивать свободную воду. В эти дни Челюскин писал: "В начале сего 9 часа штиль, небо облачно и мрачно, мороз великий и появилась шуга на море, от которой мы в великой опасности, что ежели постоит так тихо одне сутки, то боимся тут и замерзнуть. В глухие льды зашли, что по обе стороны, також и впереди нас великие стоячие гладкие льды. Шли на гребле весел. Однако Боже милостив дай Бог нам способного ветру, то оную шугу разнесло". Дальше путь был закрыт. Моряки не знали, что они уже вошли в пролив, отделяющий север Таймыра от архипелага Северная Земля. Офицеры приняли решение повернуть обратно.
Записи говорят, что Прончищев был к этому времени тяжело болен и не вставал с постели. Командование отрядом принял на себя Челюскин. В справке, составленной "по репортам капитан-командора Беринга..." сказано следующее: "И едва могли дойтить до прежняго своего зимовья до реки Аленикаи прибыли августа 29 числа. А кроме того места удобного к зимовью не нашли. И того же числа помянутой лейтенант Прончищев волею божию умре..." Его супруга пережила мужа на две недели. Что случилось на корабле? От чего скончался 34-летний командир отряда? Что стало причиной смерти Татьяны? Долгие годы считалось, что они умерли от цинги. Но почему эта болезнь подкосила именно их, ведь остальные члены команды, кроме подлекаря, остались живы? И почему они почти вместе ушли из жизни? Опять тайна.
Чуть-чуть приоткрыла завесу над ней экспедиция известного нашего современника Дмитрия Шпаро вместе с его товарищами из клуба "Приключение" и учеными в 1999 году. До того было на Север несколько экспедиций, оставивших записи о последнем пристанище Прончищевых. В опубликованном в 1929 году отчете Ленской гидрогеографической экспедиции, руководимой Н. Евгеновым, говорится, что ее участники насыпали могильный холмик, обнесли его оградой, укрепили крест и поставили рядом новый с надписью "памяти славного Прончищева и его жены Марии. гидрограф. эксп. 1921 г.". Из отчета: "У южной окраины селения, у берегового обрыва, в нескольких метрах от ближайшего дома находится могила лейтенанта Прончищева... умершего здесь в 1736 году вместе со своей героиней-женой... Мы нашли могилу в печальном состоянии. Она была почти сровнена с землей... Черный небольшой выветрившийся крест, сильно покосившийся, стоял в ее изголовье. Вертикальное дерево креста, видимо, очень древнее, вероятно, еще с времен Великой Северной экспедиции, на что указывают с трудом разбираемые буквы, вырезанные на нем сверху вниз славянской вязью. Перекладина у креста много более позднего происхождения и является современницей прибитой к нему доски, уже треснувшей, с вырезанной на ней надписью: "Герою и героине Прончищевым"...
Встречный ветер не давал судну войти в реку. Уже наступили морозы, часто шел снег: снасти и паруса обледенели. Изнуренная холодом и тяжелым трудом команда выбилась из сил. Наконец, 2 сентября ценой больших усилий удалось ввести судно в реку и через некоторое время добраться до места зимовки. По реке уже шел осенний лед.
6 сентября команда похоронила своего начальника. Через пять дней умерла и Татьяна Прончищева; ее похоронили рядом с мужем. Могила Прончищевых сохранилась до сих пор.
В 1999 году экспедиция Института археологии РАН и Клуба «Приключение» Дмитрия Шпаро произвела эксгумацию и перезахоронение останков супругов Прончищевых; в ходе этой работы была выполнена реконструкция их лиц, были написаны портреты, а также установлены причины смерти Прончищева
Эксгумация тел выявила странное: похороненный со всеми почестями Василий Прончищев оказался без мундира: в могиле не сохранилось ни одной от него пуговицы. Все зубы и у него и у Татьяны целы: значит, цинги не было. При этом отмечено то, о чем ни в каких записях нет ни слова: у Василия был открытый перелом большой берцовой кости. Это и сегодня опасно, а тогда, когда ни антибиотиков, ни хирургии..
Истинная причина смерти—синдром жировой эмболии вследствие перелома— стала известна совсем недавно, после того как в 1999 году вскрыли могилу путешественника. Ранее считалось, что Прончищев умер от цинги.
Как же страдал он в свои последние дни! А Татьяна? По преданию, она умерла от тоски. Но нет сегодня в медицинских справочниках такой болезни. Вряд ли даже в те суровые времена молодая женщина, вынесшая чудовищные тяготы пути, могла от этого умереть. Так что же послужило причиной гибели Прончищевых, которые жили вместе не так уж долго и умерли, как в старых сказках, почти в один день (две недели - срок невелик)? 12 сентября 1736 года не стало женщины, о которой мы могли бы никогда не узнать, если бы не две строчки в корабельном журнале, занесенные рукой Семена Челюскина: "В начале сего 4 часа с полуночи бывшего командира дубель-шлюпки "Якуцка" Прончищева волею Божией жена его умре..." Спустя сорок лет после смерти супругов был написан труд профессора Г. Миллера, который в 1736 году находился в Якутске, знакомился с экспедиционными документами, общался с посыльными. Там говорится о Прончищевых: "Он и его жена, которая от горячей к нему любви поехала с ним в сей трудный морской путь, отправились из зимовья уже весьма больны, а болезнь их день ото дня умножалась... Всякой, кто его знал, засвидетельствует, что он был офицер весьма искусной и прилежной, и для того все об нем сожалели".
В XIX веке на месте захоронения Прончищевых побывал геолог А. Чекановский, назвав открытый им хребет именем Прончищева. Он сделал в своих дневниках такую запись:"...Малый, невзрачный, извыветрившийся, но не сгнивший крест без перекладины стоит одинокий, как столб на могиле самоубийцы. Следы надписи на нем еще приметны, да и предание еще на устах у жителей. Это могила злополучного Прончищева и его неустрашимой жены". Эта запись обращает на себя внимание: "... как столб на могиле самоубийцы" и "... злополучного Прончищева и его неустрашимой жены". Что за этими словами? Определение "злополучный" означает "попавший в беду, испытывающий несчастья, неприятности, неудачливый". "Неустрашимая" - не знающая страха, очень смелая, бесстрашная. В чем причина такого разного отношения и что же случилось при жизни Прончищева? Какой роковой поступок он совершил? Какая трагедия произошла на корабле?
По записям, когда хоронили Татьяну, было очень холодно и шел снег. Но моряки положили ее в гроб в изящных туфельках, как бы признавая за ней, смелой и решительной, и в вечной мерзлоте посмертное право на красоту. Ей было всего 26 лет.
Семен Иванович Челюскин после смерти Василия Прончищева принял на себя командование отрядом. Он закартографировал самый далекий участок берега полуострова Таймыр - от Хатангского залива до устья Таймыры. Он выехал из Туруханска 4 декабря 1741 года. В конце февраля 1742 года он был у устья Хатанги. Отсюда он двинулся вдоль берега на север. Поразительна скорость движения его крохотного отряда - ежедневно он проходил по двадцать-сорок верст, почти не зная дневок и задерживаясь только из-за сильных метелей. Пользуясь тем, что наступил полярный день, Челюскин шел вперед как днем, так и ночью. 1 мая отряд достиг мыса Фаддея. Двигаясь дальше, Челюскин убедился, что берег материка тянется на север
Опись самой северной части полуострова Таймыр, исполненная бессменным штурманом отряда Прончищева и Харитона Лаптева, Семеном Челюскиным, явилась венцом семилетних трудов горстки русских моряков. Это была одна из самых трудных работ во всей Великой Северной экспедиции. Трудность состояла прежде всего в том, что Челюскину пришлось идти по совершенно пустынному, безлюдному берегу, все более удаляясь от зимовий. Чем дальше на север уходил отряд Челюскина, тем большему риску он подвергался. Людям угрожали и стихия, и цинга, и снежная слепота, и недостаток провианта. Надо было обладать незаурядным мужеством, чтобы без колебаний идти вперед, навстречу опасностям. Скромный и упорный, исполнительный и инициативный штурман Семен Иванович Челюскин во многом содействовал успеху работ своего отряда.
Подвиг Челюскина настолько велик, что в середине XIX столетия высказывались сомнения в том, действительно ли Челюскин достиг Северо-Восточного мыса. Даже известный моряк, исследователь северного побережья на восток от устья Колымы, Ф. П. Врангель усомнился в силе воли, отваге и добросовестности своего предшественника. Но историк русского флота А. Соколов рассеял все сомнения, опубликовав журнал, который вел Челюскин во время похода. Из дневника стало ясно, что под руководством Челюскина отряд выполнял самые трудные задания. Русский академик А. Ф. Миддендорф еще в XIX столетии, оценивая деятельность С. И. Челюскина, сказал, возражая Ф. Врангелю: "Челюскин, бесспорно, венец наших моряков действовавших в том крае... вместо того, чтобы изнуриться четырехлетним пребыванием на глубоком Севере, как изнурялись все другие, он в 1742 году ознаменовал полноту своих деятельных сил достижением самого трудного, на что до сих пор напрасно делались все попытки".
Ученый имел в виду достижение Челюскиным самой северной точки азиатского материка, названной впоследствии в честь отважного русского моряка-исследователя мысом Челюскина.
После завершения Великой Северной экспедиции жизнь Челюскина и по возвращении в Петербург в 1742 году Челюскин был произведен в мичманы и служил на разных должностях во флоте. Известно, что в 1745 и в 1746 годы он командовал придворной яхтой, в 1751 году был произведен в лейтенанты, а три года спустя в капитан-лейтенанты.
В 1756 году Челюскин подал прошение об отставке, которое было удовлетворено. О дальнейшей его судьбе ничего не известно.
В устье Таймырской губы, в которую впадает река Таймыра, лежит остров Челюскина. Самая северная часть полуострова Таймыр, лежащая севернее залива Фаддея, называется полуостровом Челюскина
Справка: Экспедиция внесла большой вклад в исследование Арктики. Прончищев открыл ряд островов на северо-восточном побережье полуострова Таймыр (полуостров) (острова Фаддея, острова Комсомольской правды, острова Петра), северо-восточную часть гор Бырранга.
Экспедиция Прончищева была первой, которая составила точную карту русла реки Лена от Якутска до устья, а также карту побережья моря Лаптевых от дельты Лены до залива Фаддея. Общая длина описанной Прончищевым береговой линии составила около 500 километров.
В честь В.В.Прончищева названа часть восточного побережья полуострова Таймыр (полуостров) —берег Прончищева, озеро, мыс в восточном Таймыре и горный кряж Прончищева между устьями рек Оленёк и Анабар.
Бухта Марии Прончищевой в море Лаптевых названа в честь жены Прончищева.
Ледокол-буксир «Василий Прончищев». Спущен на воду в 1961 году.
В Якутске установлен памятник супругам Прончищевым.
В Калуге в честь В.В.Прончищева названа улица
Источники:
http://library.kspu.ru/files/kzd2010/139.pdf
http://www.liveinternet.ru/users/stewardess0202/post341112102/
http://soviet.mirtesen.ru/blog/43445586101/Reka-Olenek.-Pronchischevyi-Vasiliy-Vasilevich-i-Tatyana-Fyodoro
Убунту: я существую, потому что мы существуем
Хрюк на ёлке
Фокус-покус! Раз, два,три!
Две лягушки
Рисуем белые грибы пастелью