Цели: 1. Познакомить учащихся с жизнью и подвигами легендарного лётчика-сибиряка. 2. Воспитать чувство гражданственности и патриотизма. 3. Создать мотивацию к чтению историко-патриотической и краеведческой литературы. Задачи: 1. Познакомить с биографией А.И. Покрышкина. 2. Рассказать о его подвигах в Великой Отечественной войне. 3. Познакомить с памятными местами, увековечившими имя прославленного сибиряка. 4. Приблизить к ощущению исторической сопричастности и любви к истории страны, своему городу, героям-землякам.
Вложение | Размер |
---|---|
pokryshkin.pptx | 1.97 МБ |
Слайд 1
Презентация "О подвиге, о доблести, о славе!" к 75-летию Победы, посвященная трижды Герою Советского Союза А.И. Покрышкину . «Ж И З Н Ь, О Т Д А Н Н А Я Н Е Б У- АЛЕКСАНДР ИВАНОВИЧ ПОКРЫШКИН Приготовила презентацию: Мулицева Анастасия, воспитанница 9 класса Руководитель: Устимчикова Н.А. Частное общеобразовательное учреждение школа-его общего образования открытого акционерного общества «Российские железные дороги »Слайд 2
Цели : Познакомить учащихся с жизнью и подвигами легендарного лётчика-сибиряка. Воспитать чувство гражданственности и патриотизма. Создать мотивацию к чтению историко-патриотической и краеведческой литературы. Задачи: Познакомить с биографией А.И. Покрышкина . Рассказать о его подвигах в Великой Отечественной войне. Познакомить с памятными местами, увековечившими имя прославленного сибиряка. Приблизить к ощущению исторической сопричастности и любви к истории страны, своему городу, героям-землякам.
Слайд 3
Покрышкин родился в Новониколаевске (сейчас — Новосибирск) в семье фабричного рабочего. Несмотря на то, что семья имела ограниченный достаток, и район был не самый благополучный, Покрышкин с детства много времени уделял учёбе. Увлёкся авиацией в 12 лет, наблюдая полёты первых самолётов. После этого мечта стать лётчиком никогда не покидала его. В 1928 году после окончания семилетней школы он пошёл работать на стройку. В 1930 году, несмотря на протесты отца, он покинул дом и поступил в местное техническое училище, где проучился 18 месяцев. Затем добровольно ушёл в армию и был направлен в авиационную школу. Его мечта, казалось, вот-вот осуществится. К несчастью, профиль училища был внезапно изменён, и учиться пришлось на авиационных механиков. На официальные запросы о переводе на лётное отделение приходил стандартный ответ «Советская авиация нуждается в техниках». Выпустившись в 1933 году из Пермской военно-технической школы (ул. Орджоникидзе, дом 12, на пересечении с Комсомольским проспектом), он быстро рос в должности. В декабре 1934 года стал старшим авиационным механиком 74-й пехотной дивизии. Он оставался в этой должности до ноября 1938 года. Во время этого периода стала выявляться его творческая натура: он предложил несколько улучшений к пулемёту ШКАС и к ряду других элементов вооружения. В конце концов, Покрышкин добился своего, обманув начальство: во время отпуска зимой 1938 года он прошёл годовую программу гражданского пилота за 17 дней. Это автоматически делало его годным к поступлению в лётную школу. Даже не упаковав чемодан, он сел на поезд. Выпустился с высшими оценками в 1939 году и в звании старшего лейтенанта был распределён в 55 истребительный полк.
Слайд 4
Истребитель МиГ-3. На такой машине А. И. Покрышкин встретил войну. Покрышкин несколько раз был близок к гибели. Пулемётная пуля прошла через его сиденье с правой стороны, повредила плечевой ремень, отрикошетила от левой стороны и поцарапала подбородок, покрыв приборную доску кровью. Зимой 1941 Покрышкин , управляя МиГ-3, взлетел, несмотря на грязь и дождь после того, как двое других пилотов разбились, пытаясь взлететь. Его задание состояло в том, чтобы определить местонахождение танков фон Клейста, который был остановлен перед городом Шахты и затем был потерян советской разведкой. После того как он, несмотря на кончавшееся топливо и тяжёлые погодные условия, смог вернуться и доложить эту важную информацию, он был награждён Орденом Ленина.
Слайд 5
Поздней зимой 1942 его полк был отозван с фронта, чтобы освоить новый тип американского истребителя «P-39N Аэрокобра ». В январе 1943 16-й гвардейский авиаполк был послан за границу, в Иран, чтобы получить новую технику. Полк вернулся на фронт 8 апреля 1943. Во время первого же своего вылета на новом самолёте « Аэрокобра » Покрышкин сбил Bf-109. На следующий день 9 апреля он смог подтвердить ещё 2 из 7 сбитых им самолётов. Всего в этот период Покрышкин записал на свой счёт десять сбитых Bf-109. Покрышкин получил своё первое звание Героя Советского Союза 24 апреля 1943, звание майора ему было присвоено в июне. Белл P-39 « Аэрокобра » — самолёт Покрышкина в 1943—1944 годах.
Слайд 6
В феврале 1944 Покрышкин получил повышение и предложение небоевой работы — управлять подготовкой новых пилотов. Но он немедленно отверг это предложение и остался в своём старом полку в прежнем звании. Покрышкин стал знаменитым героем и символом советской пропаганды, поэтому ему не было разрешено много летать из-за опасности потерять его в бою. Вместо полётов он стал уделять больше времени командованию частью, управляя действиями своего полка с командного пункта. В июне 1944 Покрышкин получил звание полковника и принял командование 9-й Гвардейской авиадивизией. 19 августа 1944, после 550 боевых вылетов и 53 официальных побед, Покрышкин был награждён Золотой Звездой Героя Советского Союза в третий раз. Он стал первым трижды Героем Советского Союза в стране .
Слайд 7
Всего за годы войны Покрышкин совершил 650 вылетов, провел 156 воздушных боев, сбил 59 вражеских самолетов лично и 6 — в группе. Из 65 его официальных побед только 6 были одержаны в последние два года войны. В течение 1941 года Покрышкиным были одержаны еще 15 официальных побед не вошедших в его общий счет. Причиной этому было уничтожение документов штаба истребительного авиаполка при отступлении. Сам Александр Иванович по этому поводу говорил, что эти не посчитанные самолеты все равно пойдут в общий счет Победы. Кроме того, неофициальный список его побед (как и всех пилотов РККА) может быть значительно больше, так как в Приказе НКО СССР № 0299 «О порядке награждения летного состав Военно-Воздушных Сил Красной Армии за хорошую боевую работу и мерах борьбы со скрытым дезертирством среди отдельных летчиков» от 19 августа 1941 года говорилось следующее: Количество сбитых самолетов устанавливается в каждом отдельном случае показаниями летчика-истребителя на месте, где упал сбитый самолет противника и подтверждениями командиров наземных частей или установлением на земле места падения сбитого самолета противника командованием полка.
Слайд 8
№ п / п Д а т а Сбитые самолёты Место воздушного боя ( одержанной победы ) Свои самолёты 1 26.06.1941 г. 1 Ме-109 Яссы - Стефанешты МиГ-3, И-16, Як-1, Р-39 "Аэрокобра". 2 03.07.1941 г. 1 PZL-24 Страшены 3 05.07.1941 г. 1 Hs-126 ( в паре - 1 / 2 ) южнее Бельцы 4 09.07.1942 г. 1 Ме-109 Берестовая 5 02.08.1942 г. 1 Ме-110 ( в группе - 2 / 5 ) Ново - Михайловская 6 09.04.1943 г. 1 Ме-109 Крымская - Абинская 7 12.04.1943 г. 1 Ме-109 восточнее Троицкая 8 2 Ме-109 восточнее Абинская 9 15.04.1943 г. 1 Ме-109 Гостогаевский - Семенцовский 10 16.04.1943 г. 1 Ме-109 южнее Холмская 11 20.04.1943 г. 1 Ме-109 юго - западнее Цемесская бухта 12 21.04.1943 г. 1 Ме-109 Цемесская бухта 13 24.04.1943 г. 1 Ме-109 южнее совхоза Мысхако 14 30.04.1943 г. 1 Ме-109 восточнее Ахтырская 15 04.05.1943 г. 2 Ju-87 Нижнебаканская 16 1 Ме-109 южнее Семенцовский 17 05.05.1943 г. 1 Ме-109 южнее Нижнебаканская 18 06.05.1943 г. 1 Ме-109 южнее Нижнебаканская 19 08.05.1943 г. 1 Ju-87 западнее Нижнебаканская 20 1 Ме-109 Молдаванское 21 14.05.1943 г. 1 Ju-87 западнее Нижнебаканская 22 29.05.1943 г. 1 Ju-88 Варениковская 23 31.05.1943 г. 1 Ме-109 Крымская 24 14.06.1943 г. 1 Ме-109 севернее Колобатка 25 1 Ме-109 северо - западнее Славянская 26 22.07.1943 г. 1 Ме-109 юго - западнее Киевское 27 23.07.1943 г. 1 Ме-109 Калиновский-1 28 17.08.1943 г. 1 Ju-88 Краматорская - Балбасовка 29 22.08.1943 г. 1 Ме-109 Успенская 30 23.08.1943 г. 1 Ju-87 северо - западнее Артемовка 31 19.09.1943 г. 1 Ju-88 восточнее Терпение 32 21.09.1943 г. 2 Ju-87 северо - восточнее Большой Токмак 33 1 Ju-88 севернее Большой Токмак 34 1 Ju-88 юго - западнее Мелочанск 35 07.10.1943 г. 1 Ju-88 западная окраина Тамбовка 36 05.11.1943 г. 1 Ju-52 упал в Чёрное море 37 06.11.1943 г. 1 Ju-52 упал в Чёрное море 38 19.11.1943 г. 1 Ju-52 южнее Тендеровская коса 39 28.11.1943 г. 1 Ju-87 восточнее острова Русский 40 16.12.1943 г. 1 "Шторх" юго - западнее Калиновка 41 16.07.1944 г. 1 Ju-87 западнее Тобулев 42 1 Ju-87 западнее Сушно Всего сбитых самолётов - 46 + 6 [ 43 + 3 ]; боевых вылетов - более 650; воздушных боёв - около 140. Список известных побед Гвардии полковника А. И. Покрышкина : ( Из книги М. Ю. Быкова - "Победы сталинских соколов". Издательство "ЯУЗА - ЭКСМО", 2008 год. )
Слайд 10
Награды Трижды Герой Советского Союза (24.05.1943 — медаль № 993; 24.08.1943 — медаль № 10; 19.08.1944 — медаль № 1). Награждён орденами: 6 орденами Ленина орденом Октябрьской Революции 4 орденами Красного Знамени 2 орденами Суворова 2-й степени орденом Отечественной войны 1-й степени 2 орденами Красной Звезды орденом «За службу Родине в Вооружённых Силах СССР» 3-й степени медалями: «За боевые заслуги» «За оборону Кавказа» «За победу над Германией в Великой Отечественной войне 1941—1945 гг.» «За доблестный труд в Великой Отечественной войне 1941—1945 гг.» «За освобождение Праги» «За взятие Берлина» «XXX лет Советской Армии и Флота» «В память 800-летия Москвы» «40 лет Вооруженных Сил СССР» «За освоение целинных земель» «Двадцать лет Победы в Великой Отечественной войне 1941—1945 гг.» «50 лет Вооруженных Сил СССР » «За воинскую доблесть. В ознаменование 100-летия со дня рождения Владимира Ильича Ленина» «Тридцать лет Победы в Великой Отечественной войне 1941—1945 гг.» «60 лет Вооруженных Сил СССР» «За укрепление боевого содружества» « В память 1500-летия Киева» , « Ветеран Вооруженных Сил СССР» «Сорок лет Победы в Великой Отечественной войне 1941—1945 гг.»
Слайд 11
Иностранными наградами: медалью «За выдающиеся заслуги» (США); орденом Народной Республики Болгария 1 степени (НРБ); орденами Тудора Владимиреску 2-й и 3-й степени (СРР); орденом Карла Маркса (ГДР); Кавалер ордена « Виртути Милитари » (ПНР); Кавалер ордена «Возрождение Польши» (ПНР); орденом Сухэ Батора (МНР); орденом Красного Знамени (МНР); Почётный гражданин городов: Мариуполь, Новосибирск, Бельцы, и др.
Слайд 12
Память В Перми: мемориальная доска на бывшей школе авиатехников (ул. Орджоникидзе, 12), в которой он учился. Установлена в 1990 году, пропала в 2003, восстановлена с гипсового слепка в 2008 году. В Москве: бюст на надгробии на Новодевичьем кладбище бюст в Зале Славы Центрального музея Великой Отечественной войны на Поклонной горе в Москве (2002 год) мемориальная доска на доме по улице Большая Бронная, где жил Покрышкин Улица Покрышкина в районе метро «Юго-Западная»
Слайд 13
В Новосибирске: бронзовый бюст в Новосибирске (Красный проспект) памятник на площади Маркса в 2000 году именем маршала Покрышкина была названа новая станция Новосибирского метрополитена улица Покрышкина , названная так постановлением мэра Новосибирска от 2 июля 2001 года С 1994 года в Новосибирском техникуме металлургии и машиностроения существует музей, посвященный А. И. Покрышкину Имя А. И. Покрышкина в 1980 году присвоено профессиональному училищу № 2 (с 2010 года — Новосибирский техникум металлургии и машиностроения). почётный гражданин Новосибирска
Слайд 14
В Краснодаре: памятник у перекрестка улиц Постовой и Седина (2005 год) Улица имени Покрышкина в Краснодаре памятник в Краснодаре в микрорайоне им. Жукова ( Энка ) Во Ржеве: мемориальная доска в Ржевском авиагарнизоне , которым в 1950-е годы командовал А. И. Покрышкин Площадь имени трижды Героя Советского Союза маршала авиации Александра Ивановича Покрышкина почётный гражданин Ржева В Украине: Улица имени Покрышкина в г. Свердловск, Луганская область Улица имени Покрышкина в г. Мариуполь, Донецкая область
Слайд 15
После войны Покрышкина стали обходить при повышении в звании. Только после смерти Сталина он снова оказался в фаворе и был, наконец, произведён в звание генерал-майора. Однако он никогда не занимал высших постов в авиации. Самым высоким был пост главы ДОСААФ. Покры́шкин снова подвергся остракизму за свою честность и прямоту. Несмотря на сильное давление, он отказался прославлять Брежнева и его роль в битве за Кубань. Умер Александр Иванович Покрышкин 13 ноября 1985 в возрасте 72 лет. Несколькими годами ранее врачи диагностировали у Покрышкина рак. Болезнь прогрессировала медленно, и состояние здоровья было стабильным, но неоправданное сложное обследование в Кремлевской больнице привело к трагическим последствиям — Александр Иванович потерял сознание и через несколько дней умер.
Слайд 16
Спасибо за внимание!
Как нарисовать осеннее дерево акварелью
Рисуем акварельное мороженое
Лесная сказка о том, как согреться холодной осенью
Акварельные гвоздики
Владимир Высоцкий. "Песня о друге" из кинофильма "Вертикаль"