Исследовательский проект
Вложение | Размер |
---|---|
holodok.zip | 2.57 МБ |
Влияние активных занятий спортом на физическое развитие учащихся 9 б
АННОТАЦИЯ
В детском возрасте не задумываешься о своём здоровье, но, понимая важность его сохранения и укрепления надо говорить о здоровом образе жизни уже сейчас. Прививать устойчивые навыки сбережения здоровья, так как состояние здоровья подрастающего поколения вызывает большую тревогу. Физически здоровых детей в школу приходит с каждым годом меньше.
Именно это обусловило актуальность и выбор темы исследования.
Цель работы: изучить влияние регулярных занятий спортом на развитие учащихся 9 Б класса МБОУ СШ №1, для того, чтобы учащиеся могли объективно оценить свое индивидуальное здоровье и внести коррективы в свой образ жизни с целью его сохранения и укрепления.
Новизна: данное исследование впервые проводилось среди учащихся 9 б МБОУ «СШ №1».
Методы исследования: анализ литературы, метод практических действий, индивидуальная и групповая работа.
Ожидаемые результаты:
умение учащимися оценивать состояние своего здоровья для его сохранения и укрепления.
Практическая значимость исследования: объективная оценка здоровья учащихся; рекомендации школьникам по сохранению и укреплению здоровья.
Выводы: в результате исследования было выявлено, что у учащихся экспериментальной группы (спортсменов), показатели физического развития значительно выше, чем у учащихся контрольной группы.
.
ПЛАН ИССЛЕДОВАНИЯ
Проблема: активные занятия спортом часто вызывают раздражение учителей, которые видят в них покушение на время, отведенное для учебы. Очень часто учащихся, активно занимающихся спортом и по этой причине, пропускающих занятия, изначально записывают в число неуспевающих. Родители или отдают детей в спортивные секции и растят из них суперзвезд, или оберегают от любых, даже необходимых занятий на уроках физкультуры и все время такой ученик посвящает учебникам. В обществе при обсуждении занятий спортом высказываются разные точки зрения. Крайними мнениями можно считать следующие: всесторонне развитая личность должна регулярно заниматься спортом; занятия спортом мешают учебе.
Гипотеза: активные занятия спортом способствуют повышению уровня физической подготовленности школьников.
Цель работы: изучить влияние регулярных занятий спортом на развитие учащихся 9 б класса МБОУ «СШ №1», для того, чтобы учащиеся могли объективно оценить свое индивидуальное здоровье и внести коррективы в свой образ жизни с целью его сохранения и укрепления.
Перед собой мы поставили следующие задачи:
Описание метода: исследование проводилось в три этапа.
На первом этапе изучили проблему, определили цель и задачи теоретической и экспериментальной работы, отобрали наиболее оптимальные экспресс - диагностические способы оценки здоровья. Перед началом эксперимента мы изучили состояние здоровья учащихся испытуемого класса по медицинским показаниям и уровень физической подготовленности по результатам тестирования.
На втором этапе исследования провели тестирование и эксперимент, обработали данные экспериментальной работы, обобщили результаты исследования.
На третьем этапе оформили результаты исследования.
Исследование проводилось на уроках физической культуры в 9 б классе. В экспериментальную группу были включены юноши и девушки, занимающиеся различными видами спорта, в контрольную – учащиеся, не занимающиеся активно спортом.
Объект исследования: показатели физического здоровья и умственного развития: масса тела, рост учащихся, пульс, давление, память.
Предмет исследования: антропометрические данные учащихся 9 б класса МБОУ «СШ №1».
Библиография:
НАУЧНАЯ СТАТЬЯ
При взгляде на того или иного человека, мы задаем себе вопрос: "Почему люди отличаются друг от друга? С чем это связано?" И дело не только в том, что мы разные по характеру, по восприятию мира, но интересно и то, почему мы так отличаемся друг от друга внешне.
Жизнь человека - это непрерывный процесс развития, в котором последовательно проходят следующие этапы: созревание, зрелый возраст, старение. Рост и развитие - это две взаимосвязанные и взаимообусловленные стороны одного и того же процесса. Рост - это количественные изменения, связанные с увеличением размеров клеток, массы как отдельных органов и тканей, так и всего организма. Развитие - качественные изменения, дифференцировка тканей и органов и их функциональное совершенствование. Рост и развитие протекают неравномерно.
Физическое развитие организма подчиняется биологическим законам и отражает общие закономерности роста и развития. Подчиняясь биологическим закономерностям, физическое развитие зависит от большого количества факторов и отражает не только наследственную предрасположенность, но и влияние на организм всех средовых факторов.
Физическое развитие остается одним из важнейших показателей здоровья и возрастных норм совершенствования, поэтому практическое умение правильно оценить его, будет способствовать воспитанию здорового поколения.
Особенности физического развития программируются на генетическом уровне, поэтому дети похожи на родителей. Наследственная программа передается из поколения в поколение, и у одних людей не изменяется, а у других совершенствуется. Необходимо помнить, что на физическое развитие оказывают влияние множество внешних и внутренних факторов, это материально-бытовые условия, национальные и региональные особенности уклада и стиля жизни, экологическая обстановка, состояние питания, наличие или отсутствие болезней.
В настоящее время во многих странах мира широко вводится культ здоровья. Он всячески морально и материально поощряется государственными структурами, ответственными за сохранение и восстановление здоровья, а это в свою очередь способствует формированию потребности в здоровом теле. Данная идея не нова, еще в древнем мире имел место культ здорового тела. Примером тому служит Древняя Греция и ее художественное наследие, которое дошло до наших дней.
Физическое развитие - это процесс количественного и качественного изменения всех показателей организма человека в процессе его жизнедеятельности.
Основы современных антропометрических (antropos-человек, metria-измерение) методов исследования заложены в прошлом веке.
Исследуя антропометрические показатели (рост или длину тела, вес или массу тела, окружности различных частей тела), можно наглядно и просто оценить физическое развитие.
Общее представление о физическом развитии получают при проведении трех основных измерений:
- определяя длину тела;
- массу тела;
- обхват грудной клетки.
Условия проведения антропометрических исследований.
Антропометрию проводят с помощью тщательно проверенных и отрегулированных измерительных приборов: весов, ростомера, сантиметровой ленты, динамометра и т.д. Все измерения желательно производить в первой половине дня, натощак, либо через 2-3 часа после еды, обследуемый должен быть одет в легкую трикотажную одежду. Если же измерения проводятся во второй половине, желательно занять горизонтальное положение на 10-15 минут.
Для объективности последующей оценки необходимо соблюдать требования к правилам измерения. Анализ антропометрических показателей - важнейший элемент исследования соответствия физического развития возрастным нормативам.
Выявленные отклонения могут являться факторами риска или признаками некоторых заболеваний. Поэтому умение правильно оценить полученные результаты измерений, может способствовать воспитанию установки на здоровый образ жизни.
Ниже представлены методики измерения наиболее часто исследуемых антропометрических величин.
Методы антропометрических измерений.
1. Образная память
В качестве единицы объема памяти принимается образ (изображение предмета, геометрическая фигура, символ). Испытуемому, предлагается за 20 секунд запомнить максимальное количество образов из предъявляемой таблицы. Затем, в течение одной минуты он должен воспроизвести запомнившееся (записать или нарисовать).
Инструкция к тесту:
«Сейчас я покажу Вам таблицу с рисунками. Постарайтесь запомнить, как можно больше из нарисованного. После того, как я уберу таблицу, запишите или зарисуйте все, что успели запомнить. Время предъявления таблицы – 20 секунд».
Тестовый материал (рис. 1):
Рисунок 1
Обработка и интерпретация результатов теста:
Подсчитывается количество правильно воспроизведенных образов. В норме – это 6 и более правильных ответов (рисунок 2).
Рисунок 2
3. Функциональные пробы по ЧСС (частота сердечных сокращений) Оборудование: секундомер.
Ход работы: измеряется пульс до физических упражнений и после. Результаты заносятся в таблицу.
4.Состояние дыхательной системы (проба Штанге)
Необходимое оборудование: секундомер, (носовой зажим).
Проба с задержкой дыхания на вдохе проводится следующим образом:
До проведения пробы у обследуемого дважды подсчитывается пульс за 30 сек в положении стоя. Дыхание задерживается на полном вдохе, который обследуемый делает после трех дыханий на 3/4 глубины полного вдоха. На нос одевается зажим или же обследуемый зажимает нос пальцами. Время задержки регистрируется по секундомеру. Тотчас после возобновления дыхания производится подсчет пульса. Проба может быть проведена дважды с интервалами в 3-5 мин между определениями.
По длительности задержки дыхания проба оценивается следующим образом:
- менее 39 сек - неудовлетворительно;
- 40-49 сек - удовлетворительно;
- свыше 50 сек - хорошо.
5.Весоростовой показатель
Росто-весовой показатель вычисляется по формуле (рисунок 3):
Рисунок 3
Результат показывает нормальную для человека данного роста массу тела. Это наиболее простой и общедоступный показатель.
Однако вычитание цифры 100 применимо лишь для оценки росто-весового показателя взрослых людей низкого роста (155-165 см). При росте 165-175 см надо вычитать не 100, а 105 единиц, при росте 175-185 см - 110 единиц. Например, при росте 173 см масса должна быть равна 68 кг (173-105=68).
6.Индекс пропорциональности роста (длины тела)
Зная длину тела в двух положениях, можно найти коэффициент пропорциональности (КП), который измеряется в процентах (рисунок 4):
Рисунок 4
Где L1 - длина тела в положении стоя; L2 - длина тела в положении сидя.
В норме КП = 87-92%. Коэффициент имеет определенное значение при занятиях спортом. Лица с низким КП имеют при прочих равных условиях более низкое расположение центра тяжести, что дает им преимущество при выполнении упражнений, требующих высокой устойчивости тела в пространстве (горнолыжный спорт, прыжки с трамплина, борьба и др.). Лица, имеющие высокий КП (более 92%), имеют преимущество перед лицами с низким КП в прыжках, беге. У женщин коэффициент пропорциональности ниже, чем у мужчин.
РЕЗУЛЬТАТЫ ИССЛЕДОВАНИЯ
В исследовании приняло участие 20 человек, учащиеся 9 б класса, возраст 15 лет. Из них 10 регулярно занимались спортом.
1.Результаты тестов на выявление образной памяти и на объем механического запоминания (приложение 1).
Проанализировав результаты тестирования, мы пришли к выводу, что образная память выше у юношей и девушек спортсменов, так как для них важно оценить ситуацию на поле, запомнить ее (на небольшой промежуток времени), среагировать на меняющуюся обстановку.
2.О функциональном состоянии сердца и сосудов судят по различным проявлениям их деятельности. В настоящее время используют различные функциональные пробы и физиологические тесты. Мы провели функциональные пробы по ЧСС (частоте сердечных сокращений). Оба показателя измерялись до нагрузки, сразу после нее, через 1,5 минуты. В качестве дозированной нагрузки учащиеся выполняли 20 приседаний в высоком темпе (приложение 4).
Анализ средних значений пульса до и после дозированной нагрузки позволяет сделать следующие выводы. Пульс у учащихся, занимающихся спортом в покое ниже, чем у учащихся, не занимающихся спортом. После нагрузки ЧСС повышается у учащихся не спортсменов сильнее и восстанавливается значительно дольше. За 1.5 мин после нагрузки пульс у девушек не спортсменок не восстановился. Таким образом, пульс восстанавливается быстрее у учащихся, занимающихся спортом. Частота пульса в возрасте 15-20 лет в норме у людей составляет 60-90 ударов в минуту
Анализ полученных данных показал, что показатели состояния сердечно - сосудистой системы у спортсменов лучше.
3.Результаты состояния дыхательной системы (проба Штанге).
№ | Показатель задержки дыхания (с) | Спортсмены (кол-во чел. / %) | Не спортсмены (кол-во чел. / %) |
1. | Отлично (1 мин и более) | 1/10% | 0/0% |
2. | Норма (не менее 40 с) | 7/70% | 6/60% |
3. | Ниже нормы (менее 40 с) | 2/20% | 4/40% |
Состояние дыхательной системы у спортсменов лучше, чем у учащихся, не занимающихся активно спортом. Только 2 спортсмена из десяти имеют показатель незначительно ниже нормы (35 и 39 секунд) в отличии от контрольной группы, где показатели задержки дыхания значительно ниже нормы (10, 15, 20 секунд).
4.Весоростовой показатель
№ | Показатель | Спортсмены (кол-во чел. / %) | Не спортсмены (кол-во чел. / %) |
1. | Норма | 8/80% | 0/0% |
2. | Избыточный вес | 0/0% | 0/0% |
3. | Недостаточный вес | 2/20% | 10/100% |
По результатам весоростового показателя у спортсменов вес
соответствует росту у 80 % испытуемых, в отличие от контрольной группы, у которой 100% испытуемых имеет недостаточный вес. По этим результатам можно судить о достаточно развитой мышечной системе у учащихся, активно занимающихся спортом.
5.Индекс пропорциональности роста (длины тела)
№ | Показатель | Спортсмены (кол-во чел. / %) | Не спортсмены (кол-во чел. / %) |
1. | Крепкое телосложение | 1/10% | 0/0% |
2. | Хорошее телосложение | 3/30% | 0/0% |
3. | Среднее телосложение | 2/20% | 1/10% |
4. | Слабое телосложение | 4/40% | 5/50% |
5. | Очень слабое | 0/0 | 4/40 |
Крепкое, хорошее и среднее телосложение в группе спортсменов имеют 60% учащихся; в группе не спортсменов лишь 10 % испытуемых имеют среднее телосложение, а 90% имеют слабое и очень слабое телосложение.
Полученные результаты позволяют сделать вывод: уровень физического развития испытуемых, активно занимающихся спортом значительно выше, в отличие от учащихся, не занимающихся спортом в различных секциях.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Гипотеза исследования - активные занятия спортом способствуют повышению уровня физической подготовленности школьников - подтвердилась.
В результате исследования было выявлено, что у учащихся экспериментальной группы (спортсменов), показатели физического развития значительно выше, чем у учащихся контрольной группы.
В сохранении и укреплении здоровья определяющая роль принадлежит самому человеку. Эту задачу эффективно решают занятия спортом. Для того чтобы спорт приносил радость и активные занятия различными видами спорта не нанесли вреда здоровью подростка, крайне необходимо уметь его оценивать. Точность самооценки здоровья зависит от знания:
функционирования;
Каждому человеку важно научиться оценивать и постоянно
контролировать состояние своего здоровья – заниматься его мониторингом. Здоровье формирующая деятельность может быть по-настоящему творческой, позволяющей человеку находить собственные пути укрепления здоровья и формирования здорового образа жизни на базе сформированной культуры здоровья.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
1. Амосов Н.М. Раздумья о здоровье / Н.М.Амосов.- М.: Физкультура и здоровье, 1987.
2. Анисимов В.В. Экспресс – диагностические методы оценки здоровья /ОБЖ. Основы безопасности жизни/ ежемесячный научно-методический и информационный журнал № 7 (157), июль 2009, 8-13 с.
3. Базарный В.Ф. Здоровье и развитие ребенка: экспресс-контроль в школе и дома / В.Ф.Базарный.- М.:Аркти,2005.
4. Залыгин В.Е. О моделях определения здоровья в медицине и валеологии / ОБЖ. Основы безопасности жизни/ ежемесячный научно-методический и информационный журнал № 1 (163), январь 2010, 41-43 с.
5. Лисицкая Т.С. Что такое ЗОЖ. Привести себя в норму. / Физическая культура в школе/ ежемесячный научно-методический журнал № 3/2007, 50-
6. Николаев В.Р. Тренироваться и быть здоровым. / Физическая культура в школе/ ежемесячный научно-методический журнал № 5/2007, 75-79 с.
7. http://www.who.int/governance/eb/constitution/ru/ Устав ВОЗ.
Приложение I
Результаты тестов на выявление образной памяти и на объем механического запоминания
Группы учащихся | Тест на образную память (%) |
Экспериментальная группа (юноши) | 67,8 |
Экспериментальная группа (девушки) | 60 |
Контрольная группа (юноши) | 64 |
Контрольная группа (девушки) | 58 |
Приложение IV
Функциональное состояние сердца и сосудов
Группы учащихся | ПО ЧАСТОТЕ СЕРДЕЧНЫХ СОКРАЩЕНИЙ (ЧСС) | |||
До нагрузки | Сразу после нагрузки | Через 1 мин | Через 2 мин | |
Юноши-спортсмены | 77,4 | 100,8 | 78,2 | 60,8 |
Девушки-спортсменки | 72,4 | 113,2 | 71 | - |
Юноши- не спортсмены | 85 | 107,8 | 83,4 | - |
Девушки- не спортсменки | 77 | 119 | 83 |
|
РЕКОМЕНДАЦИИ ДЛЯ УЧАЩИХСЯ
Юрий Алексеевич Гагарин
В какой день недели родился Юрий Гагарин?
Сказка об одной Тайне
Можно от Солнца уйти...
Анатолий Кузнецов. Как мы с Сашкой закалялись