Исследовательская работа к НПК. Сравнение русской и бурятской свадебной обрядности. Современные свадьбы.
Вложение | Размер |
---|---|
Исследовательская работа к НПК | 56.56 КБ |
МОУ «Булыкская СОШ»
Научно-практическая конференция
«Шаг в будущее»
Секция – культурология
«Современные тенденции
в бурятской свадебной обрядности»
Якимова Олеся,
ученица 9 класса
Научный руководитель:
Цыденжапова С.Ц.
2010 год
Введение
Природа, создав людей такими, каковы они есть,
даровала им великое утешение от многих зол,
наделив их семьёй и родиной.
У. Фосколо
Создание семьи – естественное стремление человека, любой национальности, любого вероисповедания, любого социального положения. На протяжении многих веков, во всех странах мира семья – это самый надёжный причал, куда люди идут со своими радостями и неудачами, место, где бережно хранят и передают традиции, сила, способная противостоять любым ударам судьбы, это дом, где всегда ждут и любят. Семья – это значит дети, продолжение человека в этом мире, его счастье.
Ценность семьи была и остаётся значимой в обществе. Она является уникальным социальным институтом, посредником между индивидуумом и обществом, своеобразным транслятором основных ценностей от поколения к поколению. В ней заключён огромный потенциал воздействия на процессы общественного развития, становления гражданских отношений. Изучение истории семьи брака позволяет заглянуть в истоки развития семейных отношений, понять причины построения определённого семейного уклада, семейных традиций того или иного народа. Также это даёт возможность проанализировать влияние социально-экономического положения общества на семью, культуры соседствующих народностей на семейно-брачные отношения данного народа.
Если в обществе значима ценность семьи, значимо и всё то, что связано с её созданием, а именно – с церемонией заключения брака. У каждого народа своё видение этой церемонии. Каждый народ вложил своё понимание в таинство бракосочетания. Большая часть обрядов свадебного церемониала, особенно у азиатских народов, связана с языческими воззрениями и исполняет предохранительные функции, функции оберега, защиты от тёмных сил, что говорит о древности их происхождения.
Изучение брачных отношений, процесса их развития, просветительская работа в обществе по этой теме, исследование состояния современной семьи приобретает особую актуальность в свете негативных изменений в институте семейных отношений. В настоящее время по официальным статистическим данным Республики Бурятия - каждый второй брак заканчивается разводом1.
По Джидинскому району результаты также неутешительны. Статистические данные2 за
1-Заявление Вячеслава Наговицына [Электронный ресурс]. Режим доступа: http//baikal-media.com/news/politics585 57/
2- Данные от информатора – Игумновой Л.Г., начальника Джидинского районного отдела Управления ЗАГС по РБ
период от 1985 по 2010 годы показывают (Приложение 1), что число заключенных браков снизилось от 366 до 204 – почти вдвое. Количество разводов (Приложение 2) за период от 1995 по 2010 почти не изменилось (85 – 79). Но по соотношению числа браков к разводам (Приложение3) до 2009 года была тенденция к уменьшению. Наибольший пик числа разводов наблюдался в 2007 году (1,9/1). Только в 2010 году наблюдается улучшение этого показателя (2,6/1). После таких показателей невольно задаёшься вопросом: «Почему семьи распадаются? Ведь не для этого они создавались, было счастливое начало».
А начало – это всегда свадьба, бракосочетание, торжество. Как свадьба проводится?
Живя в Бурятии, нельзя не интересоваться традициями бурятского народа, обрядностью. Особенно интересна свадебная обрядность.
Всё это предопределило выбор темы исследования: «Современные тенденции в бурятской свадебной обрядности»
Объектом исследования является бурятская свадебная церемония.
Предмет исследования – изменения в проведении бурятских свадебных торжеств.
Цель исследования: выявление изменений в современной бурятской свадебной обрядности, определение факторов влияния на свадебные традиции народа.
Для реализации поставленной цели необходимо было решить следующие задачи:
В ходе работы применялись следующие методы исследования: сбор данных, анализ, синтез, обобщение, сравнение.
Гипотеза: современная бурятская свадьба претерпевает существенные изменения.
Научная новизна заключается в попытке рассматривать социальные процессы с точки зрения современника, живого свидетеля истории развития общества.
Практическую ценность составляет возможность использовать материал на внеклассных занятиях по «Истории Бурятии», бурятского языка, при проведении классных часов, родительских собраний, т.е. как материал для просветительской, пропагандистской работы среди молодёжи. Также работа может быть применена в области свадебной индустрии.
II. Современные тенденции в бурятской свадебной обрядности.
§ 1. Из глубины веков…
Изучение истории развития семьи и брака, любые исследования по данному вопросу– дань народу, донесшему до нас из глубины веков своё миропонимание, свои устои, свои верования почти в первозданном виде через свои обряды, через своё устное творчество. Для этнографической науки – это огромное богатство, большое поле для исследовательской работы. На изучении обрядности различных народов основываются многие научные труды учёных, историков. Эти труды дают нам представление о материальной и духовной культуре наших предков.
Для данной работы опорой явилась книга Басаевой К.Д. «Семья и брак у бурят». Это фундаментальный труд, охватывающий почти все стороны семейной жизни бурят до половины XX века, социально-экономические, общественные отношения бурятского народа. Изданный в 1991 году, почти слово в слово с сокращениями, этот труд используется как источник при создании «Историко-культурного атласа Бурятии» через десятилетие. Во многих работах других исследователей-этнографов есть ссылки именно на эту работу. Огромная работа автора по поиску источников информации и обширные полевые исследования дают основание говорить о подлинности всех фактов и опираться на эту работу. Вместе с тем, в данной работе заметный перевес на изучении социально-экономических отношений, обычаев предбайкальских (западных) бурят. О них говорится скрупулёзно, вплоть до мелочей. Это, видимо, объясняется принадлежностью автора к предбайкальским бурятам. Но и о забайкальских бурятах достаточно сведений. В электронных ресурсах есть работы, посвященные бурятской обрядности, в том числе и свадебной, но некоторые из них во многих местах слово в слово повторяют строки из книги Басаевой К.Д., что умаляет их ценность. Многие похожи друг на друга, поэтому не все из них указаны в использованной литературе.
Также широко используется труд и другого автора - Бабуевой В.Д. – «Материальная и духовная культура бурят». В этой книге уже раскрывается современная свадебная обрядность.
Этот труд является учебным пособием, но очень интересен для всех читателей, является большим подспорьем для тех, кто не знает традиций, в том числе по свадебной обрядности и кто столкнулся с проблемой проведения свадебных торжеств. Ведь не секрет, что одна из сторон может выдвинуть условие – провести традиционную бурятскую свадьбу.
Многое удалось почерпнуть из сокровищницы русской культуры – «Толкового словаря живого великорусского языка» В.И.Даля. В нём не просто толкование слов, но и приметы, поверья, этнографические сведения, о свадебной обрядности в том числе. Также большим подспорьем послужила работа «Русская свадебная обрядность» из электронных ресурсов.
Наряду с ними использовались и современные источники информации: данные Джидинского районного отдела Управления ЗАГС Республики Бурятия, свидетельства жителей района.
§ 2. Сходство и различия в традиционной свадебной обрядности русского и бурятского народов.
Бурятия – многонациональный край. По данным переписи 1989 года в республике проживало 1 млн.38 тыс. человек. Из них русские составляли 70 %, буряты – 24 %, эвенки – 0,1 %, другие национальности – 5,9 %.1 Неудивительно, что за годы совместного проживания и хозяйствования многое в укладе, семейно-бытовых отношениях, в материальной и духовной культуре народов, населяющих Бурятию, испытало изменения.
Изменения претерпели и народные традиции, бережно передаваемые из поколения в поколение. К ним относится и свадебная обрядность, всё, что связано с брачной церемонией. Это касается не только бурятской обрядности, но и русской, и эвенкийской. После революции 1917 года советская идеология была направлена на создание единой нации, в которой национальные признаки сотрутся, на создание единых традиций для всех. В некоторой степени это удалось. Многое утеряно безвозвратно с ушедшими из жизни людьми старшего поколения. Но в настоящее время всё больше людей стремятся восстановить то, что является для всех духовным началом каждого народа – свои обычаи и традиции, в том числе и свадебные.3
Брак – семейные отношения между мужчиной и женщиной, супружеские отношения. По
В.И.Далю «бракосочетание, брачение – венчание, повенчание четы, обряд освящения брака
установленным церковью таинством».2 Таинства брачного обряда существуют у всех народов и восходят к языческой эпохе человечества. В старину русские люди, славяне надевали на головы брачующихся венки, совершая языческий обряд. Отсюда – слово «венчание».
Взяв для примера свадебную обрядность русского и бурятского народов, как самых многочисленных в Бурятии, можно проследить некоторые сходства и различия. На основании данных составлена следующая таблица. Как русский, так и бурятский свадебный цикл разделялся на 3 основных периода. В каждом периоде – определённые обряды, ритуалы.
По причине того, что буряты в основном делятся на предбайкальских (западных) и забайкальских (восточных) бурят и что по исторически сложившимся обстоятельствам имеют существенные различия во многих сферах материальной и духовной культуры, свадебная обрядность также несколько различна. Живя в Бурятии, в Джидинской долине, рядом с забайкальскими бурятами, хотелось бы рассмотреть именно их свадебные обычаи. Во многом
на их уклад жизни, на культуру повлияло религиозное верование - буддизм. Предбайкальские же буряты больше приверженцы шаманизма.
Свадебная обрядность | |
Русская | Бурятская |
Предсвадебный период | |
1. Негласный семейный совет, «сход», в доме жениха. 2.Засылка (спрашивали разрешения приехать со сватовством) «для проведки»1асспросы о невесте, её родных, материальном положении. Тут же и «смотрины, глядины».2 3. Выбор сватов и свах. Ими могли быть родители жениха, или мужчины и женщины, обладающие красноречием. 4 Сватовство. Переговоры с традиционными иносказаниями. 5. Рукобитьё, если стороны приходили к соглашению. Зарученье, помолвка. 6. Многочисленные сидения (застолья) для выяснения экономических отношений, для знакомства сторон, привыкания жениха и невесты. 7. Обрученье. Обручить - надеть кольца на жениха и невесту. Жених с родителями и нечётом родных , родня невесты, сват, сваха. Священник читает молитвы(не везде). Молодых благословляют и идёт размен подарков. Женихи носили символы – цветок или букетик на головном уборе или на груди3 8. Подготовка приданого. Приданое готовилось все предыдущие годы. Невеста сама принимала в этом участие. 1,2,3 -Толковый словарь живого великорусского языка В.И. Даля/ сост. Н.В. Шахматова и др. – Санкт – Петербург: ИД «Весь», 2004. – 736с. В разных областях России были различные подходы к сватовству, но в основном существовал именно такой порядок действий предсвадебного периода.
| 1. Сговор или справка – соглашение между родителями невесты и жениха. Посредником был опытный или знакомый обеим сторонам человек. Согласие «испрашивали» под величайшей тайной.1 2. Посещение дацана, выяснение у ламы возможности заключения брака по астрологическим данным. Если молодые подходили друг другу, отец одобрял выбор невесты, определял сроки сватовства, свадебных обрядов.2 3. Сватовство. До полудня, нечетное число (3-5-7) сватов. Обязательное преподношение буддийскому алтарю ритуального шелкового шарфа (хадака), жертвоприношения в виде белой пищи, чая, сладостей. После этого зажигали лампаду.3 Обряд взаимного угощения вином, одаривания хадаком. Невеста не присутствовала при сватовстве. Сразу договаривались, сколько человек приедет со стороны невесты. 4. Подготовка приданого. Приданое готовилось все предыдущие годы, шились праздничные костюмы(одежда замужней женщины). Готовили домашнюю утварь, определяли скот, который невеста увезёт. 5. Гостевание невесты по родным. Несколько дней невеста гостила по родным. Её сопровождали старый человек, 1 юноша и 2-3 1,2,3 - Басаева К.Д. Брак и семья у бурят. – Улан-Удэ: «Бурятское книжное издательство», 1991. – 192с. 5. Гостевание невесты по родным. Несколько дней невеста гостила по родным. Её сопровождали старый человек, 1 юноша и 2-3 девушки. Невесте родственники дарили подарки1 1- Традиционная семейно- родовая обрядность агинских бурят в конце XIX-XX вв. [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://all.referats.com. |
Собственно свадьба | |
1. Плач и каравай, девичник. Плач невесты – причитания от сватовства до отъезда в церковь. Оплакивание девичьей жизни в отцовском доме. Плачи родных по невесте.1 Каравай для обряда поручали готовить каравайницам.2 Девичник устраивался для родни, подружек невесты. Невеста прощалась с родными, с головным убором и девичьей косой. 2. Свадебный поезд. Выезжали нечётом. Нередко стреляли в воздух, расчищали перед молодыми дорогу веником, обметали свадебный поезд. Множество действий, оберегающих участников свадьбы от враждебных сил, на умиротворение родовых духов. С момента отъезда невеста переставала плакать, иногда даже бросала через плечо платочек, чтобы слёзы остались дома.3 1, 2 -Толковый словарь живого великорусского языка В.И. Даля/ сост. Н.В. Шахматова и др. – Санкт – Петербург: ИД «Весь», 2004. – 736с. 3- Русская свадебная обрядность [Электронный ресурс]. Режим доступа: http:/revolution.allbest.ru.ru/culture/001827 38 1/html. 3. Венчание. Совершение таинства брака. Соединение четы церковью Возлагание во время бракосочетания венца, брачного знака в виде короны на голову жениха и невесты1. Многочисленные моления с зажиганием свечей и лампад. ( Церковное венчание – отдельная большая тема, поэтому обширно не затронута) 4. Свадебный пир. Обсыпание молодых зерном и хмелем для многодетности и богатства, а также много других языческих обрядов. Свадебные песни, величанье молодых и родителей их, пожелания и предреченье счастья, многожанровый свадебный фольклор. Дружка – представитель жениха – являлся главным распорядителем на свадьбе. Он следил за соблюдениями обычаев, должен был балагурить и веселить участников свадьбы. В помощь ему избирали подружье2. Дарились подарки молодым и их родителям. 1 - Толковый словарь живого великорусского языка В.И. Даля/ сост. Н.В. Шахматова и др. – Санкт – Петербург: ИД «Весь», 2004. – 736с. 2- Русская свадебная обрядность [Электронный ресурс]. Режим доступа: http:/revolution.allbest.ru.ru/culture/001827 38 1/html | 1. Девичник. Собирались родственники, друзья родителей и невесты. Произносились благопожелания, пели напутственные песни («Уусын дуун»)1. Невеста одаривала певца за песню мясом от заднего стегна овцы(ууса). Ууса подавалась женщинам. На девичнике решали, кто какую роль будет выполнять на свадьбе, кто поедет, какие правила надо соблюдать, обсуждали весь порядок проводов. Молодёжь веселилась. В Джидинском районе был обычай приезда на девичник жениха с друзьями, мужчинами- родственниками. Число их обговаривалось заранее. 2. Свадебный поезд. Проводы невесты. В Джидинском районе родители невесту не провожали, а поручали это родственникам со стороны отца и матери. Число провожающих невесту зависело от числа прибывших с женихом мужчин (В 2 раза, в 3 раза больше и т.д.), что также заранее обговаривалось. Перед отъездом ламы совершали молебен. У селенгинских бурят ламы также провожали 1-Традиционная семейно- родовая обрядность агинских бурят в конце XIX-XX вв. [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://all.referats.com. невесту. Впереди ехал всадник с иконой Манжушри, прикреплённой к длинному шесту1. 3. Встреча свадебного поезда послами жениха. Угощение гостей. 4. Обязательный объезд свадебным поездом усадьбы жениха по ходу солнца от 1 до 3 раз. 5. Почетные, пожилые мужчины приглашались в дом отца жениха, подносили на алтарь хадак, молились. После этого начинались традиционные свадебные диалоги, угощения. Невеста входила в новую юрту. 6. Обряд воскурения совершался ламой. 7. Торжественное переодевание невесты в костюм замужней женщины, причёсывание невесты (2 косы) 8. Поклонение невесты божествам жениха. 9. Церемония освящения новой юрты. От очага юрты отца приносилась горящая головня и зажигался очаг в новой юрте. От имени молодых один из стариков совершал моление хозяину огня, приносил в жертву тарасун, молоко, мясо2. 10. Церемония заправления постели3. 11. Обмен благопожеланиями, подарками матерей молодожёнов, в знак передачи функции матери. 11. Общественное празднество. Пиршество Состязания мужчин, знатоков фольклора, истории, мифологии. Соревнования в песнях, 1,2 - Историко-культурный атлас Бурятии. Основной том – М.: ИПЦ «Дизайн. Информация. Картография», 2001 – 680с. 3-Традиционная семейно- родовая обрядность агинских бурят в конце XIX-XX вв. [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://all.referats.com. плясках, играх. Обязательно вручались призы. |
Послесвадебный период | |
Три княжих стола у молодых.
Далее могут быть и другие столы:свёкра, тестя1 1 Толковый словарь живого великорусского языка В.И. Даля/ сост. Н.В. Шахматова и др. – Санкт – Петербург: ИД «Весь», 2004. – 736с. | 1.Ознакомление с приданым невесты. 2. Угощение новобрачной родичей жениха и своих родичей. У предбайкальских бурят обрядов намного больше. |
Как видно из таблицы, во многом свадебная обрядность русских и бурят имеет общие черты. Можно предположить, что это связано с взаимопроникновением культур, связанных с миграционными процессами с незапамятных времён. Если взять эвенкийские свадебные обряды, то можно также отметить аналогичный порядок свадебной обрядности1. Даже слово «свадьба» имеет одинаковые корни в бурятском и эвенкийском языках: по-бурятски - «хурим-турэ», а по-эвенкийски – «курим». Но более всего это всё-же связано с общечеловеческими ценностями, объединяющими все народы мира. Семейные отношения, бракосочетание у всех народов ценились одинаково высоко, хотя и имели различия в форме, в обрядности.
Отличия в свадебной обрядности (особенно в главной части – собственно свадьбе) связаны, с тем, что на бурят всё ещё сильное воздействие оказывало язычество. Буддизм, более поздняя религия у бурят, в виде ламаизма адаптировался с некоторыми проявлениями язычества бурят.
В русской свадьбе главным является церковное венчание. Христианство пришло в Россию ещё в 991 году, но лишь к 17 веку церкви удалось прочно ввести освящённую религией форму брака2. О языческой свадебной обрядности славян упоминается ещё в «Повести временных лет» (12 в.)3 Сравнив свадебную обрядность двух, казалось бы, различных народностей, вероисповедания, мы видим , что язычество ещё не совсем кануло в лету. Оно живёт в обычаях народов, объединяет их с совершенно неожиданной стороны.
1 - «Свадебный вестник» (№2). – Улан-Удэ: ИД «Маир», 2010. – 52с.
2 - Русская свадебная обрядность [Электронный ресурс]. Режим доступа: http:/revolution.allbest.ru.ru/culture/001827 38 1/html
2 - Повесть временных лет [Электронный ресурс]. / древнерусская литература. Антология. Историко –
литературный сайт. – Режим доступа: http://old-rus.narod.ru/
§ 3. Современный бурятский свадебный обряд. Основные изменения и причины их появления.
Современный свадебный обряд бурят, как и старый, состоит из 3 основных циклов. Многие из сложных церемоний упростились.
По первому, предсвадебному периоду основное изменение – обоюдное согласие жениха и невесты на оформление отношений, сообщение о своём решении родителям1. Почти повсеместно женихи приводят своих невест для знакомства с родными (умыкание). Только после этого родители засылают сватов. При сватовстве многие обмениваются подарками, чтобы не продлевать и без того наполненную свадебную церемонию2. Также в наши дни популярным становится длительное совместное проживание молодых до сватовства. Исчезает и обряд гостевания невесты по родным. Сохранилось чисто в символическом виде. В остальном – всё сохранилось почти без изменений.
Основное место в наши дни занимает собственно свадьба. Если раньше свадьба продолжалась 2-3 дня с учётом дороги, то современная свадьба проходит за 1 день3. Здесь объединились девичник, проводы невесты, собственно свадьба и послесвадебный период.
Девичник начинается с утра. По Джидинским обычаям жених и его представители присутствуют на девичнике, где родственники и друзья дарят подарки, говорят напутственные слова4. После отъезда жениха примерно через час свадебный поезд выезжает. Обычно в дом жениха свадебный поезд приезжает после полудня. Сохранилась традиция его встречин стороной жениха.
В последние годы бурятская молодёжь переняла традицию выкупать невесту5. После выкупа (взрослые смирились с таким новшеством) проходит торжественная церемония бракосочетания. Это ещё одно новое изменение по сравнению с началом 20 века. Раньше у забайкальских бурят письменных свидетельств о браке не было – только устное соглашение, свидетели – все родственники и друзья. Но теперь на торжественном бракосочетании многое от русского венчания – белые платья, кольца и т.д.
Некоторые невесты надевают поверх свадебных платьев национальный костюм6. После этого молодожёны с друзьями едут в дацан за благословением. Многие – ещё и просто по знаменитым местам города7.
Все собравшиеся люди со стороны жениха встречают сторону невесты8. Многие церемонии упростились, поэтому главным в этот период стало подношение хадака, заправление постели, принятие приданого невесты, осмотр дома жениха. После этого начинается пиршество со всеми подарками, благопожеланиями.
1,2,4,5,6,7,8 - свидетельства информаторов
3 - Бабуева В.Д. Материальная и духовная культура бурят. – Улан-Удэ: ОАО «Тверской полиграфический комбинат», 2004. – 228с.
На многих свадьбах озвучивается приданое невесты. Родственники жениха вручают свои подарки. Одаривание гостей стороной жениха в виде денег, подношений гостям вина где-то сохранилось, а где-то нет. Обычай одаривать всех гостей большими подарками давно упразднился. Угощение невестой родственников жениха теперь уже не после свадьбы, а прямо на свадьбе. Родственники невесты , даже если провожали её издалека, по прошествии некоторого времени стараются уехать, чтобы дома продолжить свадебное пиршество. В Джидинском районе сохранилась традиция подавать при проводах свадебного поезда не вино, а молоко1.
Наряду с этими изменениями появились некоторые, не свойственные бурятской свадебной обрядности, тенденции.
С некоторых пор в Улан-Удэ, а теперь и в сёлах,по свидетельствам очевидцев, начали проводить совместные свадьбы, по типу западных, европейских2. Например, в селе Цагатуй семья Цыденжапова Гомбосуруна Базаровича (1934 г.р) принимала участие в 10 свадьбах родственников (Приложение 4). Из них 5 – традиционных бурятских свадеб, 5 – совместных. Цыренжапова Б.Б., из села Петропавловка, в 2010 году была на 3 свадьбах, 2 из которых – совместные. По словам остальных информаторов, в том числе Игумновой Л.Г., начальника Джидинского районного отдела ЗАГС по РБ, традиционные свадьбы проводятся больше в сельской местности, даже в большой отдалённости места проживания жениха и невесты.
В районных центрах, в Улан-Удэ больше совместных свадеб. Присутствуют и сторона невесты, и сторона жениха. Даже родители невесты присутствуют на таких свадьбах. С утра проводятся все необходимые мероприятия. Для молодёжи – выкуп невесты, объезд святых и ритуальных мест города, села. Для родителей и близких родственников – передача приданого, заправление кровати. Затем – торжественная регистрация брака. После обеда, примерно в 3-4 часа начинается свадьба для всех приглашенных. Организатором свадьбы назначается или нанимается «тамада». Он старается отвести свадьбу со всеми церемониями за определенное время. Чтобы вместить огромное количество гостей арендуются банкетные залы и т.д., хозяевам заведений выплачивается определенная сумма денег ( от 80 тыс. до 200 тыс и выше – в Улан –Удэ, в районных центрах – чуть ниже) в которую включёна оплата за аренду, сервис, блюда3. Многие утверждают, что так проводить свадьбу выгодно (сумму делят пополам) и бесхлопотно, благо, что свадебная индустрия в Бурятии набирает обороты.
Причиной таких тенденции стали по всей вероятности, нестабильная экономическая обстановка в стране, рост цен на бензин, продукты, занятость (нет возможности по 2-3 дня присутствовать на проводах невесты), влияние европейской свадебной обрядности, удалённость мест проживания жениха и невесты, удобство в городских условиях. Комфорт решает не
2,3,4 – свидетельства информаторов
последнюю роль, ведь на свадьбах близкие родственники обычно помогают во всём. Вместе с радостью всегда присутствует и некоторая усталость после предсвадебной суеты. Да и после свадьбы работы много.
Но вместе с тем есть обеспокоенность, тревога по утрате истинно бурятской свадебной обрядности, которая является частью духовного наследия народа и которая всегда служила появлению крепкого супружеского союза.
Заключение
В современном российском обществе много проблем: и экономических, и социальных. Социальные проблемы - преступность, наркомания, пьянство, безработица и т.д. – возникают
не только из-за экономических проблем, но и от духовного упадка самого общества. Прежде всего, проблемы кроются в самой малой, но главной его «ячейке» - семье. Если в семье сохранились традиции предков, соблюдаются общечеловеческие нормы морали, то тут присутствует духовность. Поэтому общество, государство, в первую очередь должны уделять внимание семьям, укреплять их, помогать в любых начинаниях. С семьи берёт начало будущее каждого человека. А семья начинается со свадьбы.
В своей работе я постаралась изучить литературу по свадебной обрядности, сравнить информацию, сделать анализ данных из литературы и наших современников.
Гипотеза, выдвинутая в начале работы, нашла своё подтверждение. Более того, в источниках информации, в том числе электронных, не даётся точное описание современной бурятской свадьбы с подробностями. Много информации о традиционных свадьбах, но объективных данных почти нет. По рассказам очевидцев, также по видео-файлу со снятой на видеокамеру свадьбой (Приложение 4), постаралась восстановить ход современной бурятской свадьбы.
Вывод : современная бурятская свадьба в настоящее время испытывает на себе чуждое влияние, есть тенденции в сторону европейской свадебной обрядности, что вызывает тревогу.
Предки передавали свои знания обычаев в надежде на сохранение своей самобытности, своей духовности, а духовное возрождение общества возможно только на основе общечеловеческих ценностей, нашедших свое воплощение в народной культуре. Сбор материалов для сохранения традиций народа, культуры, которая является опорой для развития нации, является неотъемлемым условием для дальнейшей работы в этом направлении, а также для выявления негативных влияний.
Список использованной литературы
б) «Свадебный вестник» (№3). – Улан-Удэ: ИД «Маир», 2010. – 54с.
Список информаторов.
Статистические данные по регистрации расторжения брака
в Джидинском районе за 1995-2010 гг.
Соотношение браков к разводам за 1995-2010 гг.
Воздух - музыкант
Три способа изобразить акварелью отражения в воде
Отчего синичка развеселилась
Как Дед Мороз сделал себе помощников
Валентин Берестов. Аист и соловей