Сравнительный анализ системы школьного образования в России и Германии.
Вложение | Размер |
---|---|
shkolnaya_sistema_obrazovaniya_rossii_i_germanii.docx | 88.64 КБ |
Муниципальное автономное образовательное учреждение «Школа №45 с углубленным изучением отдельных предметов»
Сравнительный анализ системы школьного образования в России и Германии
Выполнила: Ермолаева Анастасия
ученица 5 «а» класса
Руководитель: Антюшина А.В.
учитель иностранных языков
Нижний Новгород, 2020
СОДЕРЖАНИЕ
Введение
Глава 1. Школьное образование Германии
Глава 2. Школьное образование России
2.1 Начальная школа
2.2 Средняя общеобразовательная школа
2.3 Лицеи
2.4 Гимназии
Глава 3. Основные различия школ Германии и России
3.1 Документы после окончания учебных школьных заведений России и Германии
3.2 Различия школ России и Германии
3.2 Система оценивания
Заключение
Список используемой литературы
Приложения
ВВЕДЕНИЕ
В настоящее время роль образования во всем мире очень велика, так как именно от эффективности образования во многом зависит развитие страны и общества в целом.
Сегодня образование - это сфера человеческой деятельности, в которую включены огромное количество педагогов и учащихся. В последнее время мир изменил свое отношение ко всем видам образования. Причиной этого стало осознание того, что человек - наиважнейшая ценность современного общества, способная к поиску нового и освоению неизведанного.
Не смотря на это, система школьного образования каждой страны имеет свои особенности. Для сравнения системы школьного образования России была выбрана такая страна, как Германия, с высоким уровнем образования и развитой экономической и политической системой.
Тема имеет высокую актуальность, так как много граждан России обучаются в вузах Германии и немецкие граждане также обучаются в нашей стране. Также, сейчас в школах введено изучение второго иностранного языка, в нашей школе это немецкий язык. Кроме того и образование России ценится на весь мир еще с советских времен. А граждан из России привлекает экономическая развитость Германии и уровень образования. Именно поэтому данная тема стала еще более актуальной для исследования.
В ходе проделанной работы, было выявлено, что структура школьного образования Германии отличается от российской структуры. Сам процесс обучения, где важным фактором является самостоятельность и возможность выбирать тип школы, отличает систему школьного образования Германии. К тому же суть школьного образования в Германии - это нацеленность на результат. В последнее время дети не осознают, зачем они ходят учиться в школу, многие идут ради «корочки» об образовании.
В этом различие сознания наших учеников и учеников Германии, но это не применимо ко всем.
Конечно же, система школьного образования Германии очень эффективна, но и система образования в России дает хорошие результаты.
В связи со сложившимися противоречиями целью моего исследования стало проведение сравнительного анализа школьной системы образования России и Германии, выявление их преимуществ и недостатков, а также развитие интереса к стране изучаемого языка.
Для достижения поставленной цели мной были поставлены следующие задачи:
1. Рассмотреть системы школьного образования в России и Германии;
2. Изучить сходства и отличия в системах образования двух стран;
Объектом данной исследовательской работы будет школьная система.
Предмет исследования школы России и Германии.
Для реализации исследовательской работы, изучила немецкие книги и интернет источники. Выполняя переводы к данному исследованию, пополнила свой словарный запас.
Новизна данной исследовательской работы – в сопоставлении двух систем школьного образования.
В процессе работы над данной исследовательской работой были использованы описательный и сравнительно-сопоставительный методы, беседа, анкетирование, анализ полученной информации.
Работа может быть использована на уроках немецкого языка, обществознания, классных часах.
Глава 1. Школьное образование Германии
Сегодняшняя Германия – федеративное государство, состоящее из 16 самостоятельных земель, каждая из которых располагает разнообразной по формам системой образования, предоставляя учащимся возможность выбора варианта обучения. В основном образовательные учреждения являются государственными. Для них действуют государственные предписания, касающиеся программ обучения. В каждой федеральной земле принят свой закон об образовании, однако все они разработаны на основе общего федерального закона. Каждая федеральная земля самостоятельна в определении времени посещения школ, сроков обучения и учебников. Учебные планы и образовательный уровень каждой земли различны.
Вообще система образования Германии включает в себя несколько ступеней:
1. Элементарное образование принадлежит к первой ступени школьного образования и представлено сетью дошкольных учреждений. В основном это детские сады, подготовительные классы и вводные группы, посещение которых добровольное по желанию родителей в течение 3 лет.
2. Первой ступенью образования (Primastufe) является начальная школа , посещение которой начинается с 6 лет. Срок обучения в ней составляет 4 года, в Берлине и Бранденбурге – 6 лет. Задача этой ступени образования – дать детям основы знаний, позволяющие им продолжить образование в той или иной школе второй ступени образования I.
3. Вторая ступень образования I (Sekundastufe I) начинается с так называемой «ориентировочной ступени», которая призвана направлять детей в нужный для них тип учебного заведения: основные школы, реальные школы, гимназии, комплексные школы.
4. Вторая ступень образования II (Sekundastufe II) включает старшие классы гимназии, а также школы профессионального обучения и профессиональное обучение на предприятии («дуальная система» – параллельное обучение и практика на производстве – 2 года вместе с 1 годом подготовки к профессиональному обучению), завершение которого приравнивается к среднему образованию и получается профессиональная квалификация, после чего возможно только продолжение образования в профессиональной сфере. По окончании обучения в гимназии (3 года) учащиеся получают общий аттестат зрелости (абитур), что позволяет им поступать в любой вуз.
5. Третья ступень образования – это высшие учебные заведения с получением диплома о высшем образовании и учебные заведения повышения квалификации.
В Германии нет 1 сентября. То есть календарное 1 сентября, конечно же, существует, но нет единого дня знаний, с которого начинается учебный год, так же, как и нет общего «Последнего звонка».
Учебный год в разных федеральных землях начинается и заканчивается в разное время, с отставанием в 1-3 недели друг от друга. Образование в германии имеет классическую структуру, включающую в себя 3 уровня: дошкольное, среднее и высшее.
Школьное образование в Германии всеобщее и бесплатное. Обязательно 10-летнее образование. В целом система школьного образования рассчитана на 12—13 лет.
На сегодняшний день в Германии около 50 тысяч школ, в которых обучается более 12,5 миллионов школьников.
Система образования ФРГ интегрирована в общеевропейскую: все виды учебных заведений задействованы в реализации программ ЕС, происходит унификация стандартов обучения стран Сообщества, ориентированная на взаимное признание дипломов.
Школьное образование в Германии представлено следующими типами школ:
1. Начальная школа (Grundschule).
2. Ориентировочная ступень (Orientierungsstufe).
3. Основная школа (Hauptschule).
4. Реальная школа (Realschule).
5. Гимназия (Gymnasium).
6. Комплексная (общая) школа (Gesamtschule).
1.1 Начальная школа (Grundschule)
Первой ступенью школьного образования является начальная школа (Grundschule), обучение в которой начинается в шестилетнем возрасте и продолжается в течение четырех-шести лет. В первых двух классах отсутствует предметная структуризация, т. е. общие, базовые знания по математике, немецкому языку, краеведению, музыке и религии преподаются комплексно, в рамках одного учебно-воспитательного курса. Срок обучения в ней составляет 4 года, в Берлине и Бранденбурге – 6 лет. Отсутствует разбиение по предметам, то есть применяется комплексное обучение в одном курсе: «Мир, в котором мы живем» («Sachunterricht»). Немецкий язык, арифметика, краеведение, музыка, физкультура, религия преподаются в комплексе. По окончании начальной школы учащиеся получают дипломы с оценками по всем предметам, характеристикой и рекомендацией для продолжения образовании в том или ином типе старшей школы. После окончания начальной школы родители в соответствии со школьной рекомендацией и желанием ребенка самостоятельно выбирают, в какой школе продолжить образование.
1.2 Основная школа (Hauptschule)
Основная, или полная народная, школа является обязательной для всех учеников, которые после окончания срока посещения начальной школы не пошли в реальную школу или гимназию. Последним обязательным классом этой школы является девятый, а в некоторых землях – десятый.
В большинстве земель ученикам дается возможность добровольного посещения дополнительного десятого класса.
Цель основной школы – подготовить ученика к продолжению образования в рамках второй ступени II, на пути профессионального обучения и посещения общеобразовательных курсов
В этой школе особое внимание уделяется выбору будущей профессии, упор делается на такие предметы как труд, черчение, домоводство. Учащиеся изучают специальные предметы, такие как Arbeitslehre («Мир работы»), учение о воспитании, планирование домашнего хозяйства. Существует разбиение классов на потоки по успеваемости учеников. После 5 лет обучения, в возрасте 15-16 лет, выпускники могут начать работать или продолжить обучение в профучилище.
1.3 Реальная школа (Realschule)
Реальная школа дает расширенное общее образование повышенного уровня и готовит учеников к курсам профессионального обучения в профессиях, предъявляющих повышенные требования к самостоятельному мышлению, чувству ответственности и умению руководить людьми. 3
Все ученики обязаны изучать иностранный язык. В отличие от основной школы, где выбора нет (почти везде изучается английский), в реальной школе предлагается на выбор несколько иностранных языков. Ученик должен выбрать один из них
1.4 Гимназия (Gymnasium)
Самая престижная школа в Германии, гимназия (Gymnasium). Классы 5 – 13. Гимназии специализируются на трех профилях: общественный, гуманитарный и технический. В старших классах гимназии введена система курсов, как основных, то есть обязательных для всех, так и выбираемых индивидуально курсов повышенной трудности.
Цель гимназии: углубить и расширить общеобразовательные знания и на их основе познакомить учеников с научными методами получения и обработки информации в современном мире, создавая предпосылки, необходимые для успешной учебы в вузе, для поступления на соответствующие курсы обучения профессии.
1.5 Объединенная школа (Gesamtschule)
Объединенная школа включает с себя основные черты всех вышеперечисленных общеобразовательных учреждений. Продолжительность обучения в объединенной школе составляет 6 лет, с 5 по 10 класс. В некоторых объединенных школах также имеются старшие классы (с 11 по 13 класс), организованные по принципу старших классов гимназий, однако, в отличие от гимназии, сюда поступают дети и без рекомендаций из начальной школы. Кроме того, не во всех землях существуют школы данного типа. Если ученик успешно заканчивает старшие классы объединенной школы, то ему выдается аттестат зрелости Hochschulreife, удостоверяющий уровень образования, достаточный для поступления в университет.
Образование второй ступени (среднее I) продолжается до 10-го класса.
Глава 2. Школьное образование России
Сегодняшняя система образования в России – федеральная, централизованная. В настоящее время российская система образования представлена в следующем виде:
1. Дошкольное образование , которое дает детям элементарные знания, но все же не приравнивается к первой ступени школьного образования. Дети начинают посещать детский сад с 1–1,5 года (ясли) и находятся там до 6 лет.
2. Начальное образование начинается с 6 лет и длится в течение 4 лет.
3. Неполное среднее образование в лицеях, гимназиях, общеобразовательных школах длится в течение 5 лет. Окончание 9 классов каждого из этих типов учебных заведений дает право на получение аттестата об общем среднем образовании.
4. Полное среднее образование или производственно-техническое образование с правом поступления в техникум, колледж и другие профессиональные учреждения. По завершении 10 и 11 классов школы, гимназии, лицея выпускники получают аттестат о полном среднем образовании и имеют право на поступление в вуз.
5. Высшее образование с получением диплома специалиста, степени бакалавра, магистра или мастера с правом повышения квалификации в университете или НИИ, по окончании которого получают степень кандидата наук, а позже – доктора наук.
Обучение в российских школах в свете новых реформ в образовании начинается в возрасте 6 лет и длится в течение 11 лет при полном образовании (11 классов), основное образование составляет 9 лет (9 классов). Выпускники школ сдают обязательный единый государственный экзамен (ЕГЭ) по русскому языку; в рамках школы обязательными выпускными экзаменами являются литература, математика, иностранный язык и 2 предмета по выбору, причем один из них можно сдать «заочно» в конце 10-го класса, если в 11-м классе этот предмет не преподается.
Школьное образование в России представлено следующими типами школ:
- начальная школа;
- средняя общеобразовательная школа;
- лицеи;
- гимназии;
- специальные школы.
2.1 Начальная школа
Начальная школа в России является первой ступенью школьного образования, где дети приобретают фундаментальные знания для дальнейшего образования. В настоящее время в школе представлены три системы начального образования, базирующиеся на традиционной системе обучения, а также на теориях, разработанных отечественными учеными Л.С. Выготским, Л.В. Занковым, Д.Б. Элькониным, В.В. Давыдовым. Все системы направлены на интеллектуальное и нравственное развитие учащихся. Дети могут теперь идти в школу в полные 6 лет. В настоящий момент дети проходят тестирование при зачислении в школу.
Наряду с общепринятыми образовательными предметами (русский язык/письмо/пропись, чтение, математика, «мир вокруг нас», физкультура, музыка, краеведение, труд, ИЗО) во многих школах со 2-го класса вводится иностранный язык. В общей сложности количество часов в неделю у учеников начальной школы составляет от 20 в 1-м классе до 30 – в 4-м классе. В первом полугодии первого класса начальной школы не существует как таковой системы оценок. Вместо нее детям ставят «звездочку» («5»), «квадрат» («4»), «треугольник» («3»), но чаще всего успеваемость учащихся дается в письменном виде («хорошо», «молодец», «умница»). Со второго полугодия дети получают оценки по пятибалльной шкале. В конце каждого учебного года ученики получают свой табель об успеваемости с оценками.
2.2 Средняя общеобразовательная школа
Общее среднее образование в России включает в себя начальное образование, 5 классов общей средней школы и 2 старших класса средней школы. Итак, в возрасте 10 лет, то есть после начальной школы, дети переходят на младшую ступень средней школы, обучение в которой продолжается 5 лет. В 15 лет они заканчивают эту ступень в соответствии с законом и получают аттестат о неполном среднем (об общем среднем) образовании. Затем они могут либо продолжить свое образование в школе и получить по его окончании аттестат о полном среднем образовании, либо поступить в начальные или средние профессиональные училища.
Обучаются школьники 6 дней в неделю совместно, дифференциация ведется лишь на уроках труда, а также на уроках физкультуры в старших классах. Количество часов в неделю – 30–36.
2.3 Лицеи
Лицей – «тип среднего или высшего учебного заведения в Российской Федерации с начала 1990-х гг. Название «лицей» принимают некоторые средние учебные заведения с углубленным изучением дисциплин по определенному профилю». Сегодня лицейское образование развивается, прежде всего, в школах с физико-математическим уклоном, деятельность которых инициируется университетами и техническими вузами.
Обучение в российских лицеях длится с 1-го по 11-й класс, то есть все 10 лет учащиеся могут получать образование в рамках одного заведения. Профили лицеев (гуманитарный, естественнонаучный, математический) предполагают упор на предметы данных блоков.
2.4 Гимназии
Гимназии – это в большинстве своем государственные образовательные учебные заведения среднего типа. Здесь учатся дети с повышенной мотивацией к учению. Так же, как и в других типах средних общеобразовательных заведений, гимназия предоставляет возможность получить образование, достаточное для продолжения обучения в университете. Формирование ученических коллективов в российской гимназии осуществляется с 1-го класса. В гимназию можно перейти из другого типа школ как в течение учебы на основной ступени образования, так и по ее окончании. В этом случае выпускникам 9-х классов гимназии также вручаются аттестаты об основном среднем образовании, после чего они решают, остаться им здесь для получения полного среднего образования или пойти в учебное учреждение профессионального типа.
Глава 3. Основные различия школьной системы образования России и Германии
3.1 Документы после окончания учебных школьных заведений России и Германии
По завершении обучения в России ученики сдают Единый государственный экзамен (ЕГЭ). Ученики обязаны сдать математику и русский язык. Сдача ЕГЭ по остальным предметам является добровольной, при этом ученики выбирают, как правило, те предметы, которые нужны для поступления в выбранный вуз. Выдача медалей по-прежнему допускается (и практикуется в реальности), но лишь в качестве морального поощрения.
Успешно закончивший последний этап обучения получает «Аттестат о среднем образовании» — документ, подтверждающий получение знаний в объёме государственного стандарта. В аттестате указываются итоговые оценки по всем изучавшимся предметам.
Выпускникам 9-х классов гимназии также вручаются аттестаты об основном среднем образовании.
По окончании основной школы в Германии, после 9 классов этой школы ученик получает документ об окончании 9 классов - Hauptschulabschluss (HSA) nach Kl. 9. Дальше он может идти в класс 10A (худшая успеваемость) или 10B (лучшая успеваемость) или сразу в профессиональное училище. Те, кто оканчивает класс 10A, получают HSA nach Kl. 10. и могут продолжить обучение только в профессиональных училищах. Те, кто оканчивает класс 10B, получают Fachoberschulreife (FOR) и могут перейти в другую школу, чтобы учиться в 11, 12, 13 классах, либо выбрать обучение любой профессии в профессиональных школах. После 10 класса получают Fachoberschulreife (FOR) и дальше идут учиться на профессию или в следующие 11, 12, 13 классы. После 12 класса получают Fachhochschulreife (FHR), что дает право идти в высшие специальные учебные заведения (институты).
После 13 класса - Hochschulreife (HR) или Abitur, что дает право учиться в университетах. Ученики 13 класса называются абитуриентами. Для получения этого диплома выпускникам школ необходимо сдать экзамены по четырем основным предметам.
3.2 Различия школ России и Германии
Автор пришел к выводу, единый день знаний, это лучше. Если посмотреть на репортажи по телевиденью то в них присутствует радость, духовный подъем. В соц. сетях все друг друга поздравляют.
Следует отметить, что эта традиция, отражает связь поколений, преемственность, начало первого урока, начало учебного года.
Она рассказала, что расписание в школе, это большая магнитная доска на которой расположены цветовые прямоугольники. Рядом с расписанием расположен лист с перечнем предметов, каждому предмету соответствует цвет. Удобство в том, что завуч просто переставляет прямоугольники и ему не надо его писать. Учащиеся начальной школы, которые не умеют еще читать, легко ориентируются в цветовой гамме.
Учеба школьников в российских школах оценивается по общепринятой в стране пятибалльной системе с 1-11 класс.
Сегодня на уроках учитель совместно с учениками вырабатывает критерии оценки на уроке.
Автор пришел к выводу, дежурства важны, это говорит об ответственности, о том, что учащиеся привыкают к труду. А сменная обувь всегда важна, учащиеся должны уважать чужой труд. В Германии, за детьми убирает технический персонал. Автор пришел к выводу, что тем самым приучают учеников к иждивенчеству.
Мы считаем проведение школьных мероприятий способствуют сплочению коллектива не только класса, но и школы. Воспитывают в учащихся дух патриотизма, коллективизм.
Автор пришел к выводу, что если в целом посчитать каникулы ученика из Германии и ученика из России, получится примерно одинаковое количество выходных.
Не все школы предоставляют уровень образования, достаточный для поступления в высшее учебное заведение, фактически такой аттестат зрелости выдается только после успешного окончания гимназии или объединенной школы.
3.3 Система оценивания
Оценка учебных достижений учащихся в Германии и России
Россия Германия
5 1«sehr gut» (очень хорошо)
4 2«gut» (хорошо)
3 3«befriedigend» (удовлетворительно)
2 4«ausreichend» (весьма посредственно)
1 5«mangelhaft» (неудовлетворительно)
- 6«ungenügend» (очень плохо)
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Проанализировав и подробно рассмотрев в своей работе систему школьного образования в России и в Германии, я пришла к следующим выводам:
В заключение можно выделить несколько основных закономерностей общего среднего образования Германии и России:
Социально-практической значимостью данной исследовательской работы является возможность использования представленных материалов при подготовке к занятиям по другим предметам.
СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
Оценка учебных достижений учащихся в Германии и России
Россия Германия
Сорняки
Серебряное копытце
В.А. Сухомлинский. Самое красивое и самое уродливое
Астрономический календарь. Январь, 2019 год
Загадочная система из шести экзопланет