Обучающиеся в своей работе знакомят современников с семью смертными грехами в живописи, и сравнивают обращения художников разных эпох к этой теме.
Вложение | Размер |
---|---|
kolegova_e._suvorova_e._litsey_20_iskusstvo.doc | 133.5 КБ |
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Лицей № 20»
Городская научно-практическая конференция обучающихся
«Первые шаги в науку»
Искусство
Семь смертных грехов в живописи разных эпох
Автор: Колегова Эвелина,
Суворова Эрика
Класс: 7
ОУ: МБОУ Лицей № 20
Научный руководитель:
Пучихина Альфия Харисовна,
учитель ИЗО и черчения;
Бурмистрова Ольга Валентиновна,
учитель музыки
МЕЖДУРЕЧЕНСК – 2019
Оглавление
2.1. Понятие греха……………………………………………….5
2.2. Эпоха Северного Возрождения…………………………….6
2.3.Творчество Иеронима Босха ………………………………..6
2.4. «Семь смертных грехов» Иеронима Босха………………..7
2.5. Другие художники о семи смертных грехах….…………..11
III. Результаты социологического опроса…………………….........13
Готовясь к олимпиаде по Мировой художественной культуре (далее МХК), мы рассматривали картины зарубежных художников эпохи Северного Возрождения. Рассматривая работы Иеронима Босха, мы были потрясены его творчеством. На своих полотнах нидерландский художник изображает образы грешников. Больше всего нас увлек просмотр картины «Семь смертных грехов», которая натолкнула нас на размышления.
Многих символов, изображенных на картине, мы не понимали. И мы подумали, а удастся ли нам понять и истолковать смысл этой картины. Это и определило тему нашей исследовательской работы.
Актуальность - современники зачастую не понимают, что лень, уныние, переедание это тоже смертные грехи. В своей работе мы хотим познакомить современника с семью смертными грехами в живописи и сравнить, как разные художники обращались к этой теме. Обратить внимание современного человека на нравственные нормы устанавливаемые церковью в средние века.
Проблема: современники не знают о семи смертных грехах в живописи.
Гипотеза: возможно семь смертных грехов изображались художниками в разные эпохи по-разному.
Цель исследования: Знакомство с семью смертными грехами через искусство разных эпох.
Задачи исследования:
2. Изучить работу И. Босха «Семь смертных грехов».
3. Познакомиться с работами других художников, изображающих, семь смертных грехов. (Питер Брейгель, Альбрехт Дюрер, Отто Дикс и др.)
4. Провести анкетирование среди обучающихся 10 классов на вопрос знаний о 7 смертных грехах в живописи
Объект: Семь смертных грехов
Предмет: отображение семи смертных грехов в работах художников разного времени
Методы: изучение литературы, наблюдение, сравнение, анкетирование, анализ.
Применение: литература, история, нравственное воспитание подрастающего поколения, ИЗО, Правословие.
Было проведено анкетирование, в котором участвовали 105 десятиклассников.
Грех — это действие или помышление, которое ассоциируется с отступлением от праведной жизни, прямое или косвенное нарушение религиозных заповедей (наставлений и предписаний Бога); реже — нарушение главных морально-этических правил, норм, традиций, установившихся в обществе. Противоположностью греху служит добродетель, вера.
В русском и греческом языках слово «грех» соответствует понятию «ошибка» «погрешность», «огреха», «промах», «провинность», «непопадание в цель», а у иудеев - «непреднамеренный грех», «промах».
Заповедь — религиозно-нравственное предписание. Заповеди даны в религиозных книгах от лица Бога - основа религии. Часто это краткое назидание, свод обязательных правил.
Список заповедей Божьих позволяет жить правильно, в гармонии и понимании со Всевышним. Помимо 10 православных Божьих заповедей существует и семь смертных грехов. Сегодня 10 заповедей Божьих и 7 грехов смертных являются регуляторами жизни и основой христианства. Не является обязательным прочтение большого количества литературы духовного жанра. Достаточно стремиться избегать того, что может привести, к духовной гибели человека.
Полностью исключить из своей повседневной жизни семь грехов смертных и соблюдать десять заповедей очень сложно и практически не возможно. [1]
10 заповедей православия | Десять заповедей католицизма |
| 1. Я Господь, Твой Бог, да не будет у тебя других богов, кроме Меня. |
7 смертных грехов в православии | 7 смертных грехов в католицизме |
1. Чревоугодие | 1. Гордость 2. Зависть 3. Чревоугодие 4. Блуд 5. Гнев 6. Алчность 7. Уныние |
2.2 Эпоха Северного Возрождения
Самым масштабным направлением в развитии искусства Европы является Ренессанс, который стал самым ярким этапом в развитии живописи в Италии XV века. В конце XV – начале XVI века Ренессанс вышел за пределы Италии и начал распространяться на территории Франции и стран Северной Европы.
Живопись стран северной Европы стала особенной и узнаваемой формой развития искусства эпохи Возрождения.
Развитие Ренессанса в Северной Европе послужило основой для переосмысления духовных ценностей.
Самым крупнейшим мастером эпохи позднего Северного Возрождения по праву считают Иеронима Босха.
2.3 Творчество Иеронима Босха
Иероним Босх (Еру́н Анто́нисон ван А́кен) (1450-1516) – нидерландский художник. Его считают одним из самых загадочных живописцев в истории западного искусства.
Первые его известные картины, носившие сатирический характер, относятся к середине 1470-х гг. Созданные же картины в 1475-1480 гг.: «Семь смертных грехов», «Брак в Кане», «Фокусник» и «Операция глупости» носят яркий нравоучительный характер с элементами иронии и сатиры.
Отзывы о Босхе в литературе XVI века довольно немногочисленны, и авторы обращают своё внимание, прежде всего на присутствие в его картинах разнообразных чудовищ и демонов, на невероятное соединение частей человеческого тела, растений и животных, названных одним венецианцем эпохи Возрождения - «нечистью». Босха считают кем-то вроде сюрреалиста XV века, извлекавшего свои невиданные образы из глубин подсознания.
Искусство Босха всегда завораживало знатоков искусства и зрителей. Смысл его картин пытались прочитать современники, делают это и последующие поколения. Современные учёные находят в творчестве Босха глубокий смысл, который до сих пор однозначно не расшифрован.
Так как Нидерланды в этот исторический период были под влиянием Испании, большая часть работ Босха вскоре после их создания была перевезена в Испанию. Испанские художники обращали внимание на демонический характер его «странных образов». Однако дон Фелипе де Гевара, признанный знаток творчества Иеронима, продавший Филиппу II (королю Испании) несколько произведений Босха, придерживался мнения, что художника нельзя считать изобретателем демонов.
Когда работа И. Босха «7 смертных грехов» попала в Испанию, Филипп II, большой поклонник художника, распорядился повесить картину в своей спальне в Эскориале. Разглядывание босховских (или псевдо-босховских - выполненных его учениками) грешников помогало Филиппу осознавать собственные грехи и готовиться к таинству исповеди.
На счет Иеронима Босха записано около 40 картин. Возможно, их было и больше, но художник никогда не подписывал свои работы, поэтому картины нидерландского живописца до сих пор остаются загадкой для искусствоведов.
2.4 «Семь смертных грехов» Иеронима Босха
«Семь смертных грехов" — одна из наиболее ясных и нравоучительных произведений Босха.
Именно эта работа Босха висела в личных покоях испанского короля Филиппа II. Она находилась между его кабинетом и спальней, так что, проходя из комнаты в комнату по нескольку раз в день, монарх мог созерцать символы человеческих грехов и размышлять о греховной природе человека.
Картина обладает довольно усложненной структурой: пять разного диаметра окружностей на темном фоне.
В центре – нечто вроде всевидящего ока. В середине – подобие зрачка, в котором по пояс изображен Христос, стоящий в саркофаге. Христос в центре этого условно изображенного глаза, он в центре мира, все видит. Ниже надпись: "Берегись, берегись - Бог тебя видит".
Это не глаз, но намек на него. Всевидящее око зрит все, но оно по неисповедимым, непонятным для нас причинам, не вмешивается в ход вещей. Муки Христа - зарок человечества - оказываются едва ли не напрасными. Он указывает на свою рану в боку, он в очередной раз взывает к людям, но это воззвание оказывается почти никем не услышанным.
Широкая полоса, идущая вокруг этого зрачка напоминает радужную оболочку. Круг расчерчен лучами, которые в то же время несколько напоминают рисунок радужки.
И, наконец, на внешней, самой широкой полосе изображены семь сцен, которые символизируют семь смертных грехов. Каждый грех обозначен надписью и трактован
художником в виде жанровой сценки.
Так Босх создает обобщенную картину человечества, погрязшего в грехах.
Мы говорим о семи грехах, хотя строго говоря, это ведь не грехи, как поступки - кража, убийство или другие греховные деяния человека. Семь смертных грехов в католической традиции – это семь свойств человека, семь черт его характера, которые приводят к преступлениям и проступкам. Семи грехам традиционно противостоят семь добродетелей (три религиозные христианские добродетели, четыре мирские).
Босх, изображая грехи, не обращается к отвлеченным образам. У художника это сценки, довольно жизненные по смыслу, но гротесковые, окарикатуренные по манере изображения.
Дальше следует надпись – представлениe семи смертных грехов, способных погубить душу, с их латинскими названиями (если "читать", согласно композиции, от "шести часов" против часовой стрелки): ГНЕВ, ТЩЕСЛАВИЕ (гордыня), СЛАДОСТРАСТИЕ (похоть), ЛЕНЬ, ЧРЕВОУГОДИЕ, АЛЧНОСТЬ (жадность), ЗАВИСТЬ.
Для каждого из них художник находит понятный, жизненный пример, показанный с насмешкой.
И так, прямо перед нами возникают:
Ira (гнев)
Грех гнева художник показывает сценкой - бытовой дракой, уличной потасовкой. У обоих дерущихся есть холодное оружие. Но есть и неожиданные детали: один запускает в другого кувшином, а у того на голову надет табурет. Кувшин намекает, что первопричиной драки стало сильное алкогольное опьянение, а здание на заднем плане – трактир. Табурет на голове у одного из героев сюжета отражает популярную Нидерландскую поговорку «Быть тебе увенчанным трёхногим табуретом».
Символической деталью являются разбросанные туфли. Пара обуви в северно-европейской живописи означала супружескую верность. Здесь туфли, наоборот, разбросаны и лежат «носок к носку», как ругающиеся супруги. Это намёк, что супружеская неверность стала причиной драки. Тем более на картине есть женщина, которая пытается разнять драчунов.
Гнев – не самый страшный из семи грехов. Но «злокачественность» гнева заключена в том, что он порождает другие грехи.
Себастьян Брант немецкий сатирик, прозаик, поэт, юрист XV века, автор сатирического произведения «Корабль дураков», (произведения, родственного мироощущению Босха) писал:
Кто прав – становится неправ,
Терпенье в гневе потеряв.
Впадает в грех, кто был не сдержан,
Кто гневу быстрому подвержен.
И благочестью гнев вредит:
Что за молитва, коль сердит?
Superbia (гордыня)
Гордыня – самый тяжкий из семи грехов, так как является корнем других грехов.
Гордыню с картины «Семь смертных грехов» олицетворяет женщина, которая любуется в зеркало, а подставкой под зеркало служит Дьявол. Забавное в том, что Дьявол обряжен в замысловатый чепец горничной. Мораль такова: как только кто-то впадает в грех гордыни и принимается любоваться собой – ему тут же начинает прислуживать лукавый.
Luxuria (похоть)
В палатке — две влюблённые пары, занятые прелюдией к полному выражению страсти. Их развлекают клоуны, рядом музыкальные инструменты.
Со времен раннего христианства отцы церкви всячески клеймили бродячих актеров и актрис как "детей сатаны" и "вавилонских блудниц" — людей безнравственных, распущенных. Музыкальные инструменты на картине — символ похоти.
Aсcidia (уныние или лень)
Пол главного персонажа этого фрагмента не определен. Непонятно кто беспечно дремлет у камелька. Монахиня подаёт этому человеку четки, напоминая о том, что пришло время молиться, но всё без толку. Персонаж спит, спит и собака у его ног, а лежащая неподалёку Библия так и остаётся нераскрытой.
Gula (чревоугодие, обжорство)
Слово «gula» буквально переводится с латыни как «горло» или «глотка», а в переносном смысле означает чревоугодие, обжорство. Центральный персонаж еще не обглодал косточку из предыдущей порции, а ему уже несут следующую – запечённую птицу. Не случайно чревоугодник здесь обут в разную обувь в голландском языке есть фразеологизм «надеть башмак и тапочку» подразумевал «быть крайне неразборчивым».
Avaricia (алчность/ корыстолюбие)
Олицетворением алчности у Босха выступает судья - взяточник, сама профессия которого в общественном сознании ассоциируется с взяточничеством.
Invidia (зависть)
Зависть также относится к смертным грехам, поскольку она порождена сомнением в справедливости данного Богом мироустройства. На этом фрагменте пожилая пара, завистливо глядит на соседа с редкой и дорогой птичкой. А другой прохожий с завистью смотрит на другую "птичку" - их дочь, красавицу и помощницу, о ценности которой родители позабыли.
Собаки выражают фламандскую пословицу: "Две собаки с одной костью редко договариваются ".
Художник напоминает людям, погруженным в каждодневную суету привычных, будничных грехов, повторяющихся снова и снова, что за злом неотступно следует воздаяние.
Четыре угла картины украшены сценами "четырех последних вещей" (по выражению проповедников того времени): Смерть, Страшный суд, Ад и Небесные врата.
Смерть (левый верхний угол)
Лежит истощенный человек. Последние минуты жизни, смерть уже рядом. Его окружают монахи и врач.
Под внимательным взглядом ангела-хранителя, монах молится о спасении души умирающего. Но, как в большинстве работ Босха, зло всегда рядом - подобный обезьяне, демон примостился рядом с ангелом.
Страшный суд (правый верхний угол)
Четыре трубящих ангела возвещают о начале Страшного суда. Христос сидит на прозрачном шаре, по обе стороны от него - избранные праведники. Внизу умоляющие о прощении проклятые грешники, которые тонут, отправляясь в Ад.
Ад (левый нижний угол)
Ад является самым поразительным из четырех сцен. Здесь показаны различные наказания, соответствующие семи смертным грехам. Cлевa - пара в кровати, покрытая красным (символ прелюбодеяния). Вокруг - множество демонов, готовящихся к пыткам. В центре фигура, которую пытает демон в костюме монахини. Следующая - лежит на каменной плите, готовая к расчленению. Внизу - пару, (похожую на Адама и Еву), пытают, и угрожает демон, несущий сферу. В сцене ада «7 смертных грехов» находят своё логическое разрешение. Эпоха Босха была убеждена в том, что наказание за каждый конкретный грех будет не только неотвратимым, но и таким же конкретным.
Рай (правый нижний угол)
Небесные врата... У входа Святой Пётр и небесное трио ангелов приветствует новых граждане Города Бога, которые появляются в воротах голыми, как новорожденные малыши.
Здесь, у входа, притаился демон, надеясь сбить с пути праведную душу (слева, внизу). Но зоркий Архангел в красном плаще — на страже. Христос с открытой книгой (в центре круга), сообщает решение Бога. Вокруг Дева Мария, апостолы и четыре коленопреклонённых ангела. Справа — те, кто принимает прибывших и проводит их в Рай.
Скорее всего, эти фрагменты были дописаны позднее композиции в центре. Предположительно, что «7 смертных грехов» были изначально спроектированы как столешница, которую нужно рассматривать, обходя её по кругу. Но с добавлением «4-х последних вещей» картина получила вертикальный вектор и стала более подходящей для того чтобы быть повешенной на стену.
Внизу и вверху картины изображены развивающиеся свитки со словами из ветхозаветной книги Второзаконие. Верхняя надпись гласит: «Ведь они народ, лишённый ума, они ничего не в силах понять! А будь поумнее – прозрели бы, догадались бы, что их ждёт!». На нижнем свитке написано: «…сокрою лице Мое от них и увижу, каким будет их конец…»
Вывод: Переходя от одного фрагмента работы И. Босха «Семь смертных грехов» к другому, можно понять, что круговорот грехов неизбежен. Но существующие за пределами круга «Четыре последние вещи», завершают грехи.
2.5 Другие художники о семи смертных грехах
Для сравнения в нашей работе были выбраны работы следующих художников: Питера Брейгеля (старшего) «Нидерландские пословицы» и «Страна лентяев», Альбрехта Дюрера «Четыре всадника Апокалипсиса» (гравюра), Отто Дикса «Семь смертных грехов».
На полотне Питера Брейгеля старшего «Нидерландские пословицы» было найдено более сотни народных пословиц и крылатых выражений. Много интересных героев на картине:
3. Женщина, глазеющая на аиста, практически «ворон считает».
4. Девушка, пеленавшая черта с подушкой,
5. Девушка несет дымящуюся головню и ведро воды,
6. Другая женщина – наставляет мужу рога, точнее покрывает его голубым плащом,
7. Один человек пытается раскрыть рот шире трубы, то есть переоценивает свои возможности.
В этом полотне Брейгеля можно найти много других сюжетов соответствующих нидерландским пословицам. Большинство пословиц в работе живописца показывают и высмеивают людей с различными пороками: чревоугодием, скупостью, похотью, гордыней и т.д.
«Страна лентяев» — сказочная страна, «страна с молочными реками и кисельными берегами» - широко распространена во многих сказках стран Европы. Главные персонажи её — представители сословий, рыцарь, солдат, крестьянин и школяр. Смысл произведения совершенно отчётлив и ясен — остро насмешливое осуждение человеческой праздности и лени. Но картина создана не как иллюстрация к сказке, её замысел гораздо шире, имеет определённую нацеленность, острое жало, разящее бездейственность и инертность общества, предающегося пустым мечтам о благоденствии. Это - не более чем утопия благополучной жизни. Чувствуется ирония от происходящего, ведь обжорство и леность считались пороками во все времена.
«Апокалипсис» – цикл деревянных гравюр Альбрехта Дюрера на религиозную тему. Серия, выполненная немецким художником в трехлетний период с 1496 года, состоит из 15 работ, изображающих библейское Откровение о последнем суде. Публиковались гравюры дважды. И самой знаменитой является «Четыре всадника Апокалипсиса».
Справа налево выгравированы наездники. Первый – с коронованной головой, опустил поводья белой лошади, натянул до упора тетиву лука и жалостливо глядит вперед – Победитель. Второй – взмахнул огромным мечом, ослепленный яростью, он стремительно мчит коня – Война. Третий – без головного убора, богато одетый, с весами в правой руке, равнодушным взглядом смотрит куда-то вдаль – Голод. Четвертый – исхудавший старец с трезубцем, костлявой ногой почти касается земной поверхности, лошадь его такая же истощенная, с витой веревкой вместо поводьев, без подков на копытах – это сама Смерть.
За конными, согласно Библии, следует ад, который Дюрер изобразил в виде страшного зверя с открытой зубастой пастью. Вся шеренга несется, не замечая под копытами кучки людей: здесь и правитель в царской короне, и горожанин с крестьянином, даже монах. Над стремительным угрожающим движением фигур парит одинокий крылатый ангел. «Четыре всадника» вот-вот выскочат за пределы рамки и настигнут каждого, расплата неизбежна. Никто не избежит наказания за совершенные при жизни злые деяния – вот что желает нам показать мастер на этой гравюре.
Отто Дикс свои «Семь смертных грехов» написал в 1933 году, когда к власти пришел Гитлер – и по всем музеям и художественным учебным заведениям прокатилась волна чисток и новых назначений. Увольняют и Отто Дикса – преподавателя Дрезденской художественной академии. После увольнения в доме Дикса проводят обыск. Картины никто не щадит.
Семь смертных грехов являются традиционным сюжетом для искусства.
Аллегорическая картина Дикса современниками была прочитана так: скрюченная старуха – это Алчность, белый карлик на ее спине – Зависть, фигура пляшущего скелета – Лень, сладострастная женщина с обнаженной грудью – Похоть, рогатый монстр – Злость, жутковатая огромная голова с анусом вместо рта, задранным вверх носом и закрытыми ушами – это Тщеславие, а толстячок с кастрюлей на голове – Обжорство.
Вывод: Изучив описание работ художников разного времени, мы смогли понять, что во все времена проблема грехов человечества волновала художников, но изображали живописцы их по - разному, в зависимости от происходящих в мире событий.
III. Результаты социологического опроса
Полностью погрузившись в изучение этой темы, нам стало интересно, что же знают старшеклассники о смертных грехах человечества. Чтобы выяснить это, мы решили провести опрос среди обучающихся по следующим вопросам:
1. Как вы понимаете понятие «грех»?
2. Какие грехи вам известны?
3. Из предложенного списка вычеркните те, которые вы не считаете смертными грехами: гнев, зависть, похоть, уныние, обжорство, алчность, гордыня.
4. Какой грех, по-вашему, мнению наиболее тяжкий?
5. Какие смертные грехи вы встречали на полотнах художников?
Результаты опроса: всего нами было опрошено 105 обучающихся Лицея № 20.
На первый вопрос ответили 99% (104) участников, дав определение так, как они это понимают (четкого определения не требовалось).
Перечислить все семь смертных грехов смог правильно только 6 обучающихся.
Когда участники отвечали на 3 вопрос - выбрать из списка грехи, которые они не считают смертными, то выяснилось, что большинство не считают смертными грехами:
При ответе на 4 вопрос 65% участников (68 человек) ответили, что самым тяжким грехом является убийство и самоубийство. Такой вариант ответа нами был засчитан, как «не знаю», потому, что «смертными грехами» называют грехи, которые ведут к смерти души. Многие известные душегубы, впоследствии раскаялись, вели праведный образ жизни и были причислены к лику святых. «Не знаю» были засчитаны и ответы тех участников, которые смертным грехом назвали ложь 13% (14 человек). И только 22% опрошенных (22 человека) назвали самым страшным грехом алчность.
На 5 вопрос ответили утвердительно только 21 % (чревоугодие, алчность, уныние, гнев, гордыня), т.е. с изображением семи смертных грехов в живописи современники встречаются редко.
Вывод: в связи с тем, что большая часть опрошенных дают неверные ответы на вопросы, можно судить о том, что старшеклассники мало знакомы с понятием греха, а за смертные грехи они принимают некоторые христианские заповеди.
Некоторые грехи по христианским заповедям молодежь не считает грехами, и по - сути грешат каждодневно - разрушая себя.
IV. Заключение:
V. Список использованных источников и литературы:
https://ru.wikipedia.org/wiki, свободный – (18.02.2019).
http://ency.info/mirovaya-khudozhestvennaya-kultura/izobrazitelnoe-iskusstvo-i-arkhitektura-epokhi-vozrozhdeniya-renessans/652-severnoe-vozrozhdenie, свободный – (03.12.2018).
[1] 10 заповедей Божьих в православии и 7 смертельных грехов https://ikona-i-molitva.info/10-zapovedej-bozhix-v-pravoslavie-i-7-smertelnyx-grexov/
10 зимних мастер-классов для детей по рисованию
Как представляли себе будущее в далеком 1960-м году
Денис-изобретатель (отрывок)
Владимир Высоцкий. "Песня о друге" из кинофильма "Вертикаль"
Хитрый коврик