Поиск альтернативных методов диагностики,лечения , опора на древние обряды в современном мире особенно актуальны.
Вложение | Размер |
---|---|
Исследовательская работа к НПК | 96.58 КБ |
МКУ Управление образования Джидинского района
МБОУ «Булыкская СОШ»
Научно-практическая конференция «Шаг в будущее»
Обряд «Жэн» или
«Завёртывание в шкуру» -
практикуемый метод лечения
в Джидинском районе
Исполнитель:
Корнева Валентина, ученица 7 класса
Научный руководитель:
Цыденжапова Светлана Цыбеновна,
учитель бурятского языка
2012 год
Оглавление
§ 1. «Боро арга» - народный метод лечения бурят. 3
§ 2. Обряд «Жэн » или «Арһанда оруулха» ( «Завёртывание в шкуру»).
§ 3. Загадка обряда «Жэн».
III. Проведение обряда «Жэн» в Джидинском районе.
§ 1. Анализ осведомлённости населения села Булык об обряде «Жэн».
§ 2. Обряд «Жэн» - практикуемый метод лечения в Джидинском районе.
IV. Заключение. V. Список использованной литературы.
VI. Приложение.
Введение
Всё, что растёт – это лекарство.
Всё, что ходит – это тоже лекарство.
«Чжуд-ши», энциклопедия тибетской медицины.
Современный мир всё дальше и дальше уводит нас от традиций и обрядов предков. Многое из бесценного наследия народа безвозвратно утеряно, так же, как исчезли навсегда многие виды растений, животных. Может быть, эти растения и животные унесли с собой в небытие тайну спасения человечества от смертельных болезней? Может быть, и исчезающие обряды несут в себе тайные знания, до котор
ых ум человека ещё «не дозрел»?
У бурятского народа из поколения в поколение передавались знания по народной медицине, по лечению различных недугов. Этими знаниями в большинстве случаев владели народные целители - баряаша, которые умели диагностировать болезни, лечить их. К сожалению, за годы советской власти в связи с борьбой с «шарлатанством», а также с развитием современной медицины таких людей осталось мало. Некоторые народные методы, приёмы лечения болезней забыты.
В данной исследовательской работе рассматриваются методы лечения, которые также на грани исчезновения – это методы, связанные с использованием различных органов животных. Для многих они покажутся жестокими, варварскими. Но, каждый день, поедая мясо, колбасу и прочие
продукты животного происхождения, мы вряд ли морщимся, представляя, как они попали к нам на стол. Возникает вопрос: «Что гуманнее: убивать животных для гастрономических потребностей или для лечения больного человека?»
Может быть, именно в этих «варварских» обрядах кроется отгадка лечения новых болезней современности, таких как гепатит (В, С), СПИД и т.д.? Вот поэтому исследования различных лечебных обрядов, сохранение сведений о них актуальны как никогда.
Цель исследования – изучить популярность обряда «Жэн» или «Завёртывания в шкуру» в Джидинском районе.
Объектом данного исследования является обряд «Жэн»[1]
Предмет исследования: методы лечения бурят с помощью органов животных, как одно из направлений «боро арга» - народной медицины.
Для реализации поставленной цели необходимо было решить следующие задачи:
В ходе работы применялись следующие методы исследования: поиск, сбор данных, анализ, синтез, обобщение, сравнение.
Гипотеза: если обряд «Жэн» популярен у современников, то можно предположить, что этот метод лечения полезен и требует научного объяснения.
Научная новизна заключается в попытке рассматривать обряды бурятского народа не как на пережитки, а как на источник ценной информации для научных исследований. Практическая ценность: материал можно использовать на внеклассных занятиях по «Истории Бурятии», бурятского языка. Также данная работа является ещё одним свидетельством применения населением обряда «Жэн».
I. «Жэн » – один из шокирующих древних лечебных обрядов бурятского народа.
§ 1. «Боро арга» - народный метод лечения бурят.
Слово «боро» - многозначное слово. Прямое значение – серый (цвет). В Джидинском районе «боро» - это ещё и глина (видимо по цвету). Есть сочетание «боро хүн» . Здесь «боро» - неприхотливый, нетребовательный, ближе к этому «закалённый». Может, поэтому сочетание «боро арга» приобретает совершенно другое значение по сравнению буквальным переводом – серое лечение – простое, безыскусное лечение. Но это словосочетание буряты соотносят с народной медициной, знахарством, целительством.
В последние годы начала возрождаться народная медицина в Бурятии, как и во всём постсоветском пространстве. В СССР любые отклонения от научных методов лечения преследовались по закону. Люди, обладавшие даром исцелять людей, объявлялись «шарлатанами», подвергались гонениям.
До современной научной медицины буряты пользовались народной медициной, истоки которой уходят вглубь истории культуры бурят, а также заимствованной вместе с буддизмом традиционной тибетской медициной, получившей распространение с XVII века.[2] Поэтому под понятием народная медицина или «боро арга» в наши дни могут подразумевать самые разные варианты лечебно-оздоровительных практик, которые были распространены среди бурят к началу XX века. Но правильнее будет понимать под «боро арга» народные методы лечения, т.к. в тибетской медицине каждое лекарство имеет определённый состав, дозу, его принимают строго по времени[3].
Древняя традиция врачевания вполне мирно уживалась с тибетской медициной. Но «баряаша»-костоправы, наследственно владевшие умением править кости и мануальной терапией, были у населения, занимавшегося охотой, скотоводством, где наибольший показатель травматизма, в большей цене.
«Боро арга» - это лечение с помощью дикорастущих растений, домашних и диких животных, урины, минеральных источников – аршанов, т.е. всего, что окружало простого кочевника, а именно – природы. Поэтому уместно было бы ещё одно название «боро арга» - природное или натуральное лечение.
Не стоит забывать, что буряты жили в общности с другими племенами, и что такой же кочевой образ жизни был у многих других народностей в мире. Не стоит забывать и о великом переселении народов во времена правления Чингис-хана. Поэтому методы лечения у многих народов могут совпадать. Находятся совпадения с методами лечения и западноевропейских народов. Поэтому можно, наверное, утверждать, что «боро-арга» - это наследие не только бурятского народа, но и мировой культуры.
§ 2. Обряд «Жэн» или «Арһанда оруулха» ( «Завёртывание в шкуру»)
Кочевниками-скотоводами, в том числе бурятами, широко использовались методы лечения «боро арга» с использованием животных, их органов. После изучения материала о таких методах [4], можно сказать, что наиболее часто используемые для лечения животные – медведь, тарбаган, корова, коза и овца. Овца занимает лидирующее положение.
Одним из методов лечения «боро арга» был «жэн». Слово «жэн» означает компресс. Буряты использовали согревающие компрессы с помощью подручных средств: песка, соли, камней, металлических предметов, кусков войлока, иногда нагретых с маслом. Применялись они для снятия колющих болей и при слабом пищеварении. С осторожностью применяли при нарывах и воспалительных процессах.
Также «жэн» - компресс ставили живыми животными: ягнятами при расстройстве желудка, птицами, чаще воробьями и голубями при болезнях ушей, суточными щенками при болезнях печени и т.д.
Но есть ещё и целый обряд, который также называется «Жэн» или «Арһанда оруулха». Есть отдельно обряд «Арһанда оруулха» - буквально – «введение в шкуру», когда как компресс используется свежесодранная шкура животного, чаще всего овцы. Такой способ лечения использовался многими народами Средней Азии, Закавказья [5]при ревматизме и ломоте костей, при обработке ран. Иногда человека полностью заворачивали в шкуру животного, например, ребёнка, а иногда и просто какую-либо часть тела.
О существовании подобного метода в Европе узнаём из мемуаров Макиавелли[6], где рассказывается об исцелении после отравления ядом в Риме влиятельного члена дома Медичи. Отравленного поместили в ещё не остывшую шкуру осла, и он выжил.
У монгольских народов обряд «Арһанда оруулха» сопровождается ещё и прикладыванием компресса-жэн из внутренних органов животного. Сейчас этот обряд называют просто «Жэн». Это едва ли не самый шокирующий способ лечения у монгольских народов. Он основан на прикладывании внутренних органов только что убитого домашнего животного к больным органам человека. Это, можно сказать, тот же компресс, но с другими целями, других масштабов В «Жэн» используются органы овцы, козы, собаки, свиньи и птиц. В каждом случае применение «жэн» индивидуально. Учитывается соответствие пола больного и животного, детям желательно прикладывать органы молодняка и т.д. Используют иногда все органы, иногда один или два органа в соответствии с заболевшими органами человека.
Этот обряд в настоящее время – редкость по сравнению с другими методами лечения «боро арга». Его проводят не все костоправы-баряаша и не при всех болезнях он подходит. Об этом обряде особо не распространяются. Причин тому много.
Во-первых, многие прибегают к этому методу в надежде на спасение, когда испробованы все способы лечения, например, при онкологии, и, конечно же, чуда ждать не приходится. Во-вторых, при неправильном уходе, при несоблюдении мер предосторожности после обряда высока вероятность осложнений.
В-третьих, длительность процесса восстановления предполагает воздействие других факторов. Есть ещё одна немаловажная причина, по которой люди стараются не распространяться об обряде «Жэн». В годы советской власти целители, костоправы – все те, кто занимался исцелением людей нетрадиционными методами, подвергались гонениям вплоть до уголовной ответственности. Да и сейчас высока 5
вероятность преследования таких людей в случае см смерти больного после обряда.
Один из немногих, кто популяризирует этот метод лечения, т.е. рассказывает о нём публично, даёт интервью – эмчи-лама Намдак(г) Аюшеев из города Улан-Удэ [7](п. Нурселение)
Вот что сам говорит Намдаг-лама: «Обряд «Жэн» раньше делали обязательно три раза: в детстве, в среднем возрасте и в старости. На протяжении многих веков обряд остаётся неизменным. Забивают барана, ещё тёплыми органами обкладывают тело, печень к печени, сердце к сердцу и т.д. и заворачивают в свежую шкуру. Чтобы человек хорошенько пропотел, его обкладывают тёплыми одеялами и натапливают помещение...»
По свидетельствам очевидцев обряда, Намдаг-лама кладёт ещё селезёнку на лоб больного, желудком укутывает ступни ног, кишки кладёт на ноги. На голову больному надевают шапку, накрывают ещё одеялом, заворачивают плёнкой и обвязывают бечёвкой. Больной должен пролежать примерно 3 часа. Перед обрядом Намдаг-лама обязательно молится, просит у богов помощи в исцелении больного человека, прощения за лишение жизни животного, чтобы душа животного нашла лучшее перерождение.
О ходе обряда в Аге - рассказ очевидца, участника обряда, Норсоновой Цырен-Дулмы Жамбаловны[8], жительницы села Сахюрта Агинского района Читинской области, 1939 года рождения, приехавшей в гости в Джидинский район:
« Это было кажется в 1966 году. Тётя моего мужа тяжело болела. Она долго пролежала в больнице, но улучшения не было, и врачи выписали её домой - «умирать». Тогда её муж решился на отчаянный шаг – попросил провести обряд «заворачивания в овечью шкуру» знаменитого на всю Агу целителя из села Узон Дульдургинского района, участника Великой Отечественной войны Доржо Гомбоина…
…Помогали целителю ещё двое наших родственников. Быстро освежевали овцу, положили тётю на тёплую шкуру. Ещё тёплые, почти горячие внутренности положили на тётю в таком порядке: лёгкие – на лёгкие, сердце - на сердце, печень - на печень, селезенку - на селезёнку, почки – к почкам и т.д. Но я почему-то не помню, чтобы кишки прикладывали к ногам. Всё было по правилу: орган - на орган. Пока целитель отделял органы, остальные старались держать их на теле, чтобы те не сползли. Как только прикладывали орган, сразу с двух сторон подтягивали шкуру, завязывали бечевой посильнее, чтобы зафиксировать его.
Когда всё было сделано, тётю укрыли, оставили на некоторое время, кажется на час или два…»
Обряд «Жэн» в Усть-Орде сильно не отличается от обряда в Бурятии и Аге, но по словам Михаила Ухакшинова из села Кукунур Аларского района Иркутской области[9], который тоже лечит людей таким способом, длительность составляет 30 минут. Также он практикует «Жэн», используя органы свиньи. Объясняет это тем, что органы человека и свиньи почти идентичны, свинья тяжелее овцы, и эффект от лечения сильнее. В этом же селе лечит методом «Жэн» и Нина Дагаева.
После того, как больного освобождают от шкуры, его либо быстро обтирают влажным полотенцем, либо моют в горячей бане. Затем переносят на постель, тепло укрывают. Поят чаем или бульоном.
Важным моментом обряда «Жэн» является наблюдение, исследование органов животного с целью диагностики и выявления эффекта от лечения. На шкуре животного скапливается жидкость. Внутренние органы животного ссыхаются, изменяют свой цвет, на них проступают пятна.
Из рассказа Норсоновой Ц-Д. Ж..:«…Когда начали всё снимать, органы овцы изменились в цвете. Особенно заметны были изменения у печени. Она вся как бы покрылась жёлтыми гнойничками. Действительно, у тёти болела печень - кожа у неё самой была жёлтого цвета. Также изменения были почти на всех органах. Целитель, выйдя, сказал, что обряд вряд ли поможет - слишком сильные были нарушения органов…»
Использованные органы некоторые бросают куда-либо вверх на хлев или сарай, некоторые закапывают их в заранее приготовленные ямы.
Эффективность лечения в тяжёлых случаях, по словам Норсоновой Ц-Д. Ж., 50% на 50%: или больному будет хуже, или за короткое время человек становится на ноги.
Не каждый костоправ-баряаша может проводить такой обряд. Тут нужны не только целительские умения, но и способности человека к предвидению последствий такого обряда. В подтверждение этого - слова той же Норсоновой Ц-Д. Ж. : «…Осмотрев меня (1977 г), целитель сказал, что по состоянию здоровья я не выдержу такого обряда, и что обряд тут не поможет. Он посоветовал лечиться только в больнице. Я продолжила обследование в Читинской областной больнице, где её и удалили. Действительно, Доржо Гомбоин был не только целителем-костоправом, но и ясновидящим – мэдэлшэ. Он 7 указал мне единственно правильный путь лечения. Без одной почки, но до сих пор живу».[10]
Обряд «Жэн» помог излечиться многим людям от болезней сердечно-сосудистой , опорно-двигательной, пищеварительной систем, устранить последствия перенесённых травм, укрепить здоровье, восстановить силы.
§ 3. Загадка обряда «Жэн»
В чем секрет такого «варварского» метода лечения? Официальная медицина не признаёт этот метод, т.к. пока нет его научного обоснования. По народному поверью, животное как бы даёт своё здоровье больному, «перенимая» его болезни себе.
По словам Намдаг-ламы, при проведении такого обряда «вместе с потом выходит вся накопившаяся грязь, токсины….Органы животного и вся шкура как бы высасывают все нечистоты. Все органы человека получают питание…».[11]
Хирург, кандидат медицинских наук, директор Республиканского медицинского информационно-аналитического центра Батор Будаев, участвовавший при лечении Намдаг-ламой больных комментирует: «…Я действительно наблюдал улучшение здоровья пациентов… Безусловно, это контактный метод лечения. Животный мир тесно связан с человеком, схоже и их строение на клеточном уровне. Вероятно, взаимодействие органов происходит на уровне биополей… Кроме того, содержание кишечника - смесь микрофлоры животного и трав в соку, это своеобразное фитолечение… В целом это неизученное достояние народной медицины…» [12]
III. Проведение обряда «Жэн» в Джидинском районе
§1. Анализ осведомлённости населения села Булык об обряде «Жэн».
В начале работы было проведено анкетирование среди населения нашего села. Цель анкетирования: узнать, знают ли люди нашего села об этом обряде бурят. Если знают, то откуда у них эти сведения, могут ли назвать участников обряда.
Было опрошено 80 человек. 1 группа – люди до 20 лет; 2 группа от 21 до 40 лет; 3 группа от 41 до 60 лет ; 4 группа от 60 и выше . В каждой группе по 20 человек.
В анкете было 3 вопроса:
В 1 группе не нашлось ни одного человека, знающего про обряд. (0%)
Во 2 группе осведомлены 8 человек. (40 %)
В 3 группе осведомлены 14 человек (70 %)
В 4 группе осведомлены 17 человек (85 %)
Всего проявили осведомлённость 39 человек, или 47 % опрошенных .
Вывод: с возрастом люди больше интересуются методами лечения, и не только своего народа. Молодёжи это неинтересно.
Из этих 39 человек ответили на 2 вопрос :
а) от родителей, бабушек, дедушек – 24 человека (61 %);
б) от знакомых - 14 человек (36 %);
в) из СМИ – 1 человек (3 %)
Вывод: нетрадиционные методы лечения слабо освещаются в СМИ, передача информации идёт по старинке – «из уст в уста»
На 3 вопрос ответили 14 человек (36%).
Благодаря этому анкетированию, у нас появились более точные сведения об участниках обряда, наметились направления поисковой работы.
§2. Обряд «Жэн» - практикуемый метод лечения в Джидинском районе.
В Джидинском районе, по результатам опроса свидетелей, очевидцев обряд «Жэн» - не ушедший в историю, а практикуемый до сих пор метод лечения и не только у бурятского, но и у русского населения. Хотя в основном все правила проведения обряда сходятся, есть небольшие различия. У бурят после проведения обряда мясо всей семьёй едят, больному дают бульон с мясом без различных добавок 21 день. У русских больной не должен есть мясо этого животного: «Два раза нельзя брать у овцы благодати». Буряты после проведения обряда кидают шкуру, внутренности куда-либо наверх (на хлев, на сарай и т.д.), чтобы их не таскали собаки. Русские, как буряты в Тункинском районе,[13] предварительно выкапывают ямы, внутренности после обряда кладут в ведро, прикрывают тканью, чтобы они не «видели» солнца, затем бросают их в яму и закапывают. Также есть различие и в сроках оберега – 14 дней. Русские этот обряд не проводят в мае, чтобы не «маяться».
В нашем селе – селе Булык - такой обряд также проводили. Мой дедушка, Корнев Пётр Степанович, В нашем селе – селе Булык - такой обряд также проводили. Мой дедушка, Корнев Пётр Степанович, 1948 г.р., говорит, что слышал об этом, но конкретно не может назвать участников событий. Также такой факт подтверждает Бальчугова Наталья Ивановна, 1957 г.р. «Жэн», по-русски «Кладь», делали её брату, Александру Брикову. Но это лечение было запоздалым, уже не помогло. Корнева Валентина Ивановна рассказывает, что её сестре, Корневой Наталье Ивановне, такой обряд проводил Елисеев Иннокентий Иванович в 1979 году. Диагноз – опухоль почек.
Много свидетелей обряда есть в селе Тохой. Это русская деревня, бывшая казачья станица. Но этот метод там широко практиковался и практикуется до сих пор. По словам Борисовой Людмилы Семёновны, 1964 г.р., в селе Тохой было много «умельцев» этого метода. Старейшей из них была бабушка Сусаня. Она была костоправом. Всё село обращалось к ней за помощью. Когда отцу Людмилы было 18 лет (1950 год), он упал с коня, были очень серьёзные повреждения внутренних органов. Бабушка Сусаня провела обряд и отец выздоровел. Он дожил до 1978 года. В год смерти отца тяжело заболела мать Людмилы – Павлова Аграфена Ивановна , 1936 г.р. Её лягнула корова в область печени. В районной больнице не смогли ей помочь, выписали с диагнозом «рак печени» домой умирать. Из рассказа Людмилы Семёновны: «Как только её занесли домой, свекровь, Елисеева Федора, наша бабушка, сказала:« Поможет - так поможет, нет – всё равно ей умирать» (подробности не будем описывать) и сделала ей кладь-компресс из кошки на печень. Может, она сделала это от отчаяния - ведь мы бы остались круглыми сиротами. Мясо убитой кошки, после того, как её продержали на маме, стало белым, как будто сварилось. Мама выздоровела, только недавно умерла. Позже она, видимо, у свекрови научилась ставить «кладь». Через этот обряд прошли мы все - четверо её детей. Ставила «кладь» она сама, ухаживала за нами тоже сама, никому не доверяла».
В 1996 году мама Людмилы Семёновны провела обряд «Жэн» ей самой и дочери Ольге. У дочки болела печень после падения с высоты, у Людмилы Семёновны – почки. После обряда всё нормализовалось. До сих пор не жалуются на боли. В 2001 году тяжело заболел сын Коля. Врачи поставили диагноз «гломерулонефрит». Лечение не принесло ожидаемых результатов. Тогда её свёкор, Борисов Николай Никифорович, 1940 г.р., который также умеет ставить «кладь», провёл этот обряд с внуком. Коля вылечился и до сих пор не жалуется на почки. Его даже с учёта терапевта сняли.
Когда органы опускают в холодную воду после обряда, с ними происходят видимые изменения. У Ольги появилось большое пятно на печени, У Коли почернела одна почка, даже на ней плёнка лопнула. Также на шкуре накапливается жидкость. У Коли после обряда жидкость убирали горстями. По словам Людмилы Семёновны, все органы ставят на соответствующие органы, только на сердце нельзя ставить – 10
опасно. Борисов Н.Н. также кроме овцы использует иногда собак при болезнях лёгких.
Также в Тохое применяли этот метод Аксентьева Екатерина, Елисеева Екатерина Васильевна. То, что в таком маленьком селе так много людей, владеющих методом лечения «Жэн», можно объяснить. Село Тохой находится за рекой Джидой. Только по ледоставу можно легко добраться до районного центра. В летнее время, особенно в наводнение, выбраться из деревни очень трудно. Люди привыкли надеяться на себя и в случае болезни прибегали и прибегают к старинным методам лечения.
В селе Петропавловка «Жэн» применял знаменитый на всю округу Елисеев Иннокентий Иванович, которого все звали «дядя Кеша». Он обладал удивительными экстрасенсорными способностями, помогал людям, «выводил порчу, сглаз». Говорят, его даже слушались животные: змеи, суслики и т.д. Каждую весну его просили вывести за пределы территории лагеря «Черёмушки» змей. Змеи поднимали головы, ползли за ним. Может, это и легенда, но красивая. Родом он был из села Елотуй. Это одно из исчезнувших сёл нашей округи. Многие из соседних сёл заканчивали учёбу в нашей школе, бывшей Баянской. Из села Елотуй была и Сукнёва Анфиса Никитична, 1924 г.р., свекровь Сукнёвой Любовь Арсеньевны (1960 г.р.). Она рассказывала, что в селе Елотуй многие делали «Кладь». Её муж, Сукнёв Семён Анатольевич, 1914 г.р., попробовал там в первый раз обряд на себе. Ему ставили «Кладь» ещё 2-3 раза, но уже в его родном селе Тынгырык. Дожил он до 90 лет. Анфиса Никитична шутила: «Провалялся всю жизнь в овечьей шкуре – конечно, здоровье хорошее».
Из этого же села Елотуй была родом и знаменитая баряаша-костоправка из Нижнего Бургултая Чойдопова Чойжима Шараповна (Менжикова в девичестве), 1919 или 1920 г.р. Звали её многие тётя Маша. Её дочь Лидия Чойдабаевна Батомункуева стала именитым врачом, работала в районной больнице, тоже обладала такими же способностями, помогла многим людям. К сожалению, её нет уже в живых. Есть сведения, что они обе практиковали этот метод.
Мэдэгма Ешеевна Будаева – человек, который несколько раз испробовал на себе обряд «Жэн», и который стремится, чтобы больше людей узнали о нём. Во 2 классе она заболела гепатитом А (болезнь Боткина). После лечения в больнице она никак не могла оправиться была очень слаба. Тогда тётя, Сильвия Лубсановна Баинова, 1929 г.р., провела ей обряд «Жэн» у себя на чабанской стоянке. «Было сперва неприятно и холодно ложиться на шкуру, т.к. она была склизкая, но потом стало так тепло, что потом не хотелось из неё выходить», - вспоминает она. Отмечает и обильное потоотделение. Печень овцы тётя отварила. Печень вся побелела, на ней были
отчётливо видны рубцы в виде швов. Её выкинули. После этого 21 - день почти постельный режим, прыгать, бегать было нельзя. Печень, как ей позже объяснили, после обряда становится похожей на студень в плёнке – может «порваться и вытечь». Мэдэгма Ешеевна говорит, что она до сих пор на печень не жалуется.
Старшая сестра Мэдэгмы Ешеевны, Менжикова Сэсэгма Ешеевна , 1961 г.р., вспоминает все это немного по-другому, говорит, что сестрёнка была очень слаба, всё время лежала и допускает, что она некоторые моменты может и не помнить. Маленькой Мэдэгме ставили «Жэн» 3 раза из овечьей шкуры, и после только наступило улучшение. Но, когда в 9 классе она повторно заболела, её, слабенькую, привезли из Верхнего Бургултая в Нижний к Банзаракцаевой Долгорме Дылгыровне, родственнице. Её в селе все звали Амаа эмгэй. Она отрезала голову курице, её крохотные органы положила так же, как и овечьи. После нескольких дней Мэдэгма сама встала, начала собираться в школу. Самой Сэсэгме Ешеевне маленькой довелось испробовать на себе «Жэн» с козьей шкурой. Причины она не помнит.
Мэдэгма Ешеевна попробовала ещё «Жэн», который помогает женщинам. Она сидела, завернутая в шкуру, на тёплом рубце овцы, набитой травой. Этот метод используется во Внутренней Монголии целительницей Сэсэгмой.[14] Очень помогло: ровно через 9 месяцев родилась долгожданная дочь Юля. Особенно такой «Жэн» помогает при женских воспалительных заболеваниях.
В селе Нижний Ичётуй в прошлом году проводили обряд «Жэн» Цыдыпову Сергею Содномовичу, 1950 г.р. После перенесённого инсульта он не мог ходить. Сейчас он уже ходит. Проводила обряд приезжая монголка-баряаша.
Как видим, древний бурятский обряд «Жэн» в нашем Джидинском районе не забыт. Он до сих пор практикуется. Более того, этот метод лечения применяется издавна и русским населением района (называют его «Кладь», вводить «в кладь») и весьма успешно. Конечно, можно было собрать и ещё более обширный материал, если опросить всех жителей района, но многие не хотят огласки и предпочитают не рассказывать о своих болезнях во всеуслышание, Тогда картина была бы ясна: можно было бы конкретно представить различные болезни, процент выздоровления людей, сделать какие-то конкретные выводы.
IV. Заключение
В современном мире у человека много проблем. Но есть проблема, которая существует вечно – это болезни. С ними человечество борется изо дня в день с переменным успехом, применяя различные методы лечения. К сожалению, с появлением научной медицины, многое из лечебных традиций наших предков незаслуженно проигнорировано и забыто. Сейчас общество более нацелено на использование натуральных средств при лечении различных болезней. Этим объясняется повышенный интерес к нетрадиционным, старинным методам лечения. Советская власть боролась с ними, как с пережитками старого общества, но народ сохранил свою веру, свои традиции, в том числе и в лечебном деле. Забытые, казалось бы, навсегда методы лечения наших предков вновь восстанавливаются, благодаря памяти народа, приносят радость больным.
Эти методы начали серьёзно исследоваться. В своей работе я постаралась изучить литературу по народной медицине, по обряду «Жэн», собрать как можно больше материала у своих односельчан, знакомых, сравнить информацию, сделать анализ данных из различных источников, в том числе из интернета.
Гипотеза, выдвинутая в начале работы, нашла своё подтверждение. Действительно, древний бурятский обряд «Жэн» в нашем Джидинском районе не забыт. Он до сих пор практикуется. Более того, этот метод лечения применяется издавна и русским населением района (называют его «Кладь», вводить «в кладь») и весьма успешно. Из всех изученных в работе случаев смертность после такого обряда составляет 13 %. Это в основном те случаи, когда проводили обряд смертельно больным людям на поздней стадии развития болезни. Остальные случаи с положительным исходом. Это 87 % . И этот показатель выглядит убедительно, особенно когда есть такие методы лечения, где процент выздоровления 50 и ниже.
Подводя итог, можно порекомендовать нехитрые правила при подготовке и проведении обряда.[15]
Вывод : Обряд «Жэн», как метод лечения, полезен и требует научного обоснования. Может быть, предки наши передавали свои знания о методах лечения в надежде на сохранение не только своего рода, но и всего человечества. Наша задача сохранить их, изучить, найти им достойное применение. Не в этом ли миссия современного человека?
V. Список использованной литературы
Информация .Картография», 2001 -680с
Список информаторов
Приложение
Приложение №1
Намдаг-лама Аюшеев проводит обряд «Жэн»
Приложение №2
. Приёмы «боро арга» с использованием органов животных.
1.Лечение воспалительных заболеваний ротовой полости, горла, при которых страдает весь организм, делились у бурят на несколько видов:
2.Образование желтизны на языке (хонин гэм) – овечья ангина. Лечили с помощью крови( 1 ложку), добытой из надреза овечьего языка
3.Появление на языке белизны (ямаан гэм) – козья ангина. Лечили с помощью крови, взятой из надреза языка домашней козы(1 ложку).
4.Появление на языке кочковатого гнойного воспаления (түлеэнэй хорхойн гэм) – ангина древесного червя. Лечили мазью, полученной при разложении на солнце желтоватого древесного червя.
5. Гнойное воспаление на десне (шоргоолжон гэм) – муравьиная ангина. Лечились муравьиной кислотой.
6.Появление на языке зигзагообразной воспалительной полоски (хорхойн гэм) – червячья ангина. Применяли мазь, полученную при разложении дождевого червя в закрытой посуде на солнцепёке.
7. Для лечения ангины также применяли желчь кабана, медведя.
И это - не весь набор средств животного происхождения, применяемых в «боро арга».
Приложение №3
Рассказа очевидца Норсоновой Цырен-Дулмы Жамбаловны, 1939 г.р. , жительницы с. Сахюрта Агинского района Забайкальского края « Это было ,кажется, в 1966 году. Тётя моего мужа тяжело болела. Она долго пролежала в больнице, но улучшения не было, и врачи выписали её домой - «умирать». Тогда её муж решился на отчаянный шаг – попросил провести обряд «заворачивания в овечью шкуру» знаменитого на всю Агу целителя из села Узон Дульдургинского района, участника ВеликойОтечественной войны Доржо Гомбоина.
В тот день я была дома с детьми. Пришли родственники мужа, передали, что тётя хочет, чтобы я присутствовала на обряде, помогала. Она очень хорошо ко мне относилась, и мы с мужем её очень любили и уважали. К тому же я по профессии фельдшер.
Когда я пришла, почти всё было готово к обряду. Мне было немного не по себе, я очень волновалась, боялась, что подведу. Тем более, мне объяснили, что нужно действовать очень быстро и точно.
Все тонкости я уже не помню, т.к. я была на таком обряде в первый и единственный раз, и всё происходило очень быстро.
Помогали целителю ещё двое наших родственников. Быстро освежевали овцу, положили тётю на тёплую шкуру. Ещё тёплые, почти горячие внутренности положили на тётю в таком порядке: лёгкие – на лёгкие, сердце - на сердце, печень - на печень, селезенку - на селезёнку, почки – к почкам и т.д. Но я почему-то не помню, чтобы кишки прикладывали к ногам. Всё было по правилу: орган - на орган. Пока целитель отделял органы, остальные старались держать их на теле, чтобы те не сползли. Как только прикладывали орган, сразу с двух сторон подтягивали шкуру, завязывали посильнее, чтобы зафиксировать его.
Когда всё было сделано, тётю укрыли, оставили на некоторое время, кажется на час или два.
Когда начали всё снимать, органы овцы изменились в цвете. Особенно заметны были изменения у печени. Она вся как бы покрылась жёлтыми гнойничками. Действительно, у тёти болела печень - кожа была жёлтого цвета. Также изменения были почти на всех органах. Целитель, выйдя, сказал, что обряд вряд ли поможет - слишком сильные были нарушения органов.
Что потом делали с внутренностями, я не знаю, т.к. меня отправили домой. Тётя после этого прожила недолго: болезнь сделала своё дело.
Конечно, этот обряд не для слабонервных, у кого-то он вызывает ужас, отвращение, но когда уже некуда обратиться за помощью, приходится к прибегать.
Процент излечения - 50 на 50. Или будет хуже, или же за короткое время чудесным образом человек становится на ноги.
В моей жизни пришлось ещё раз обратиться к целителю-баряаша Доржо Гомбоину в 1977 году. Я тогда серьёзно заболела – болели почки. Диагноз поставить долго не могли, подозревали онкологическое заболевание. Мой муж попросил его сделать мне такой же обряд в надежде, что поможет. Осмотрев меня, целитель сказал, что по состоянию здоровья я не выдержу такого обряда, и что обряд тут не поможет. Он посоветовал лечиться только в больнице. Я продолжила обследование в Читинской областной больнице, где, наконец, был поставлен диагноз – туберкулёз почки. Там же её и удалили. Действительно, Доржо Гомбоин был не только целителем-костоправом, но и ясновидящим – мэдэлшэ. Он указал мне единственно правильный путь лечения. Без одной почки, но до сих пор живу.
Не каждый баряаша может проводить такой обряд. Тут нужны не только целительские умения, но и способности человека к предвидению последствий такого обряда».
Приложение №4
Памятка по проведению обряда «Жэн»
(Для предупреждения несчастных случаев ход обряда не описывается )
I. Перед подготовкой к обряду нужно всегда спрашивать у лам или у самих баряаша, подойдёт ли лечение.
II. Нельзя самостоятельно проводить такой обряд.
III Нужно учесть некоторые правила подготовки к обряду и режима после него:
Намдаг – лама Аюшеев проводит обряд «Жэн»
Рецензия
От современного человека сегодня требуются умения ориентироваться в информационных потоках, осваивать новые технологии, самообучаться, искать недостающие знания, использовать их, обладать такими качествами, как универсальность мышления, динамизм, мобильность.
Именно на развитие таких качеств направлена научная работа с учениками. В процессе работы юный человек мобилизует свои силы, знания, умения для достижения цели, учится выбирать из потока информации нужный материал, сравнивать данные, сопоставлять факты, делать выводы, умозаключения.
Данная работа стала результатом кропотливой работы ученицы. Валя хорошо ориентируется в информационном пространстве, умеет выбирать, классифицировать материал, анализировать данные, делать выводы, а также немного работать с электронными ресурсами.
Выбор направления исследовательской деятельности особенно обрадовал меня как учителя бурятского языка - любое проявление интереса к бурятской культуре ценно.
Актуальность темы для этнографии, культурологии несомненна. Возвращаясь к своим истокам, человек черпает силы для дальнейшей жизни. Истоки нашей духовности – в традициях и обычаях народа, которые постепенно забываются современниками. В эпоху глобальных катаклизмов, распространения неизвестных человечеству болезней, работа по поиску альтернативных методов лечения очень важна.
Работа с социумом даёт свои результаты. Это наши современники, и на их показаниях основан рассказ о сегодняшнем положении старинных обрядов, лечебных в том числе. Для ученицы 7 класса поисковая работа, по моему мнению, посильна. Тут вырабатываются коммуникативные компетенции, которые так нужны современному человеку.
Валентина своей работой доказала, что Джидинский район – хранитель древних традиций бурятского народа, что старинные методы лечения кочевников берегутся и используются и русскими, и бурятами.
Рецензент: __________/ Цыденжапова С.Ц./
[1]2 приложение №1 2
3
[4]4 Боро арга . Режим доступа: http://rbnli1.ru
[5] Казиев Ш. , Карпеев И. Горская медицина. Режим доступа: http://www.qazavat.ru
[7] Махачкеев А.В. – Народная медицина. «Фу, какое варварство!» Газета «Информ Полис», 2011 , 1 июня 2011
[8] Приложение №3 6
[9] Махачкеев А.В. – Народная медицина. «Фу, какое варварство!» Газета «Информ Полис», 2011 , 1 июня 2011
[10] Приложение №3
[11] Балтатарова Е. Намдак-лама –исцеляющий кровью . Газета «Номер один», №41, 19 октября 2011. . Режим доступа: http://pressa. irk. ru
[12] Махачкеев А.В. – Народная медицина. «Фу, какое варварство!» Газета «Информ Полис», 2011 , 1 июня 2011 8
[13] Боро арга . Режим доступа: http://rbnli1.ru 9
[14] Махачкеев А.В. – Народная медицина. «Фу, какое варварство!» Газета «Информ Полис», 2011 , 1 июня 2011
[15] Приложение №4 13
Зимний дуб
Отчего синичка развеселилась
Невидимое письмо
Будьте как солнце!
Медведь и солнце