Исследовательская работа ученицы о современных угрозах, связанных с интернетом, путях преодоления зависимости.
Вложение | Размер |
---|---|
Исследовательская работа к НПК | 42.52 КБ |
МКУ Управление образования
Джидинского района Республики Бурятия
МАОУ «Петропавловская средняя
общеобразовательная школа № 1»
Научно – практическая конференция
«Шаг в будущее»
Секция «Здоровье»
Тема: « Интернет-зависимость у подростков».
Автор: Тугаринова Ксения Сергеевна, ученица 5 «Г» класса.
МАОУ ПСОШ №1 Джидинского района.
Руководитель: Цыденжапова Светлана
Цыбеновна.
2020 год.
Оглавление.
Введение………………………………………………………………………………………3
1 .Основная часть…………………………………………………………………………...4
§1. Признаки зависимости………………………………………………………………….5 §2. Причины зависимости……………………………………………………………….....6 §3. Негативные факторы воздействия компьютера на здоровье человека………….7
2. Как отучить ребенка от компьютера, от интернета?................................................7
3. Анкетирование…………………………………………………………………………9 4. Заключение. ……………………………………………………………………………10 5. Список использованной литературы…………………………………………………11
Введение
Интернет - это глобальная компьютерная сеть, предоставляющая огромные свободы пользователям. Впервые об Интернет- зависимости заговорили в начале 80-х годах американские учёные. Сам феномен формирования патологической связи между человеком и компьютером стал очевиден и приобретает всё больший размах. Эта болезнь поражает большую часть населения, особенно детей подросткового возраста. Интернет- зависимость – это пристрастие к занятиям, связанным с использованием компьютера, телефона и других устройств с помощью которых человек может выйти в социальные сети.
Термин «компьютерная зависимость» определяет патологическое пристрастие человека к работе или проведению времени за компьютером. Мы говорим о подростках, потому что они, в силу возрастных особенностей, наиболее подвержены развитию психологических расстройств, но также зависимость от компьютера может развиться и у младших школьников, и у взрослых людей. Интернет-зависимость в подростковом возрасте, как правило, являет собой один из двух видов: зависимость от социальных сетей или игровую зависимость. Борьба с любой зависимостью, особенно детей, всегда актуальна.
Тема исследования: «Интернет-зависимость у подростков»
Цель исследования: изучить влияние интернета на детей, особенно на подростков.
Задачи исследования:
Объект исследования: интернет-зависимость у подростков.
Предмет исследования: влияние интернета на жизнедеятельность, здоровье детей, в том числе подростков.
Гипотеза:: Интернет-зависимость способствует негативному преобразованию личности подростка, так как подталкивает его к уходу в иллюзорную виртуальность взамен активного преобразования реальности или адаптации к ней. Методы исследования: 1.Анализ материалов справочной, научно-популярной и энциклопедической литературы, информации в сети Интернет; 2.Сравнение информации из различных источников; 3. Анкетирование.
Основная часть
§1. Признаки зависимости.
Признаки такой болезни является не само время, которое проводят подростки за компьютером или каким-нибудь другим гаджетом, а отсутствие всех интересов. Также, интернет зависимость - это состояние, при которым человек испытывает психологическую зависимость к социальным сетям (соц.сетям). Такой человек старается всё свободное время проводить в интернете. Последствия такой зависимости - это социальная дезадаптация, паническая атака и другие психологические расстройства. Опасность социальных сетей в анонимности и возможности скрывать свою личность, примеряя различные роли по своему желанию. Подростки играют роль того, кем бы им хотелось быть, уходя от реальности и проживая в сети чужую, совершенно непохожую на реальность, жизнь. В некоторых случаях это приводит к раздвоению личности и потере чувства реальности. Довольно опасными считаются игры, в которых требуется набрать большое количество очков - они также могут провоцировать развитие игровой зависимости у подростков.
Опасности компьютерной зависимости:
1.Компьютер становится мощным стимулом и главным объектом для общения. 2.На первых порах компьютер может компенсировать ребенку дефицит общения, затем это общение может стать не нужным вовсе. 3.В процессе игр, или нахождения в ребенок теряет контроль за временем. 4.Ребенок может проявлять агрессию, в случае лишения его доступа к компьютерным играм. 5.Вседозволенность и простота достижения цели в играх может повлиять на уверенность ребенка, что и в реальной жизни все так же просто и можно «заново начать игру. 6.Из-за пренебрежительного отношения к еде может возникать недостаточность витаминов и минералов. 7.Многочасовое непрерывное нахождение перед монитором может вызвать нарушение зрения, снижение иммунитета, головные боли, усталость, бессонницу. 8. Могут наблюдаться проблемы с осанкой, появляться головные боли. 9.Дети перестают фантазировать, снижается способность создавать визуальные образы, наблюдается эмоциональная незрелость, безответственность. 10.Взрослым зачастую удобно, что ребенок занят и не отвлекает их просьбами об игре. Часто такие взрослые сами зависимы от компьютера и интернета. 11.Компьютерная зависимость формируется намного быстрее, чем любая другая традиционная зависимость: курение, наркотики, алкоголь, игра на деньги. 12.Часто подросток может пренебрегать своим внешним видом и личной гигиеной. Могут возникать депрессии, при долгом нахождении без компьютера. Дом и семья уходят на второй план. Могут наблюдаться проблемы с учебой.
Основные симптомы – это раздражительность, она возникает, когда человек прекращает сидеть за компьютером, даже на недолгое время, пребывая в «реальном» мире. Также это ухудшение памяти. Постоянный поток информации ухудшает память, он начинает забывать о каких-то делах, встречах. Всё становится не важным.
Признаки интернет зависимости у подростков
§2. Причины зависимости.
Причиной зависимости также могут быть: неуверенность в себе, комплексы по поводу внешности, боязнь общества . Человек избегает личного общения, предпочитая общение через интернет или через соц. сети. Физические аспекты компьютерной зависимости характеризуются общим истощением организма, хронической усталостью. Как правило , подростки, страдающие данной зависимостью, пренебрегают сном и отдыхом. На фоне этой болезни, могут возникнуть различные нарушения здоровья, психики и поведения . Например, такие, как нарушение функций глаз, опорно – двигательного аппарата, пищеварительной системы, нарушения концентрации внимания, повышенная тревожность, раздражительность и т.д Чаще всего в компьютерную зависимость попадают именно мальчишки. Девчачьи игры - те же дочки-матери - это сплошные эмоции, поэтому девочкам нет необходимости подпитываться виртуальными переживаниями. Девочкам «разрешается» плакать, обижаться, закатывать истерики - над мальчиками же довлеет исторически сложившийся стереотип: ты должен быть сильным. В итоге мальчишки вынуждены постоянно подавлять свои истинные чувства и эмоции. Кроме того, в силу особенностей мужской психологии сильному полу более свойственен «уход в себя». Мальчишкам «зона продуктивного одиночества» жизненно необходима - для восстановления, накопления сил, анализа. И если в реальности эта ниша отсутствует, подросток будет создавать ее искусственно. Ну и потом, инстинкт победителя у мужчин в крови еще с пещерных времен - именно поэтому мальчики «подсаживаются» на всякие «стрелялки» и «бродилки» (девочки, если уж и играют, то скорее в стратегические или логические игры). Основными причинами компьютерной зависимости могут быть: ·Недостаток общения со сверстниками и значимыми для ребенка людьми; ·Недостаток внимания со стороны родителей; ·Неуверенность в себе и своих силах, застенчивость, комплексы и трудности в общении; · -Склонность подростков к быстрому «впитыванию» всего нового, интересного. · Желание ребенка быть «как все» его сверстники, следовать за их увлечениями, не отставать. · Отсутствие у ребенка увлечений или хобби, любых других привязанностей, не связанных компьютером. · Формирование компьютерной зависимости ребенка часто связывают с особенностями воспитания и отношениями в семье.
.Кто больше зависим от игр на компьютере? 1)Дети тех родителей, которые чаще всего не бывают дома. 2) Дети состоятельных родителей или трудоголиков, которые постоянно заняты. компьютерный интернет зависимость подросток 3) Как отмечает психолог Анатолий Кливник, самый зависимый и, в то же время, нежелательный возраст это 12-15 лет. 4) На одну зависимую девочку-подростка приходится до 10 мальчиков, связано это с тем, что кризис подросткового возраста дается мальчикам труднее, да и компьютерных игр для девочек в разы меньше.
§3. Негативные факторы воздействия компьютера на здоровье человека
Человеческое зрение абсолютно не адаптировано к компьютерному экрану, мы привыкли видеть цвета и предметы в отраженном свете, что выработалось в процессе эволюции. Экранное же изображение самосветящееся, имеет значительно меньший контраст, состоит из дискретных точек - пикселей. Утомление глаз вызывает мерцание экрана, блики, неоптимальное сочетание цветов в поле зрения. Отечественные и зарубежные исследования показывают, что более 90% пользователей компьютеров жалуются на жжение или боли в области глаз, чувство песка под веками, затуманивание зрения и др. Комплекс этих и других характерных недомоганий с недавнего времени получил название «Компьютерный зрительный синдром».
При социологическом опросе у 11-летних детей (до 62%) появлялись жалобы на усталость глаз, а именно в этом возрасте заканчивается формирование основных отделов зрительного анализатора, происходит становление его функций. Так же чрезмерное увлечение компьютеров приводит к гиподинамии (нарушение функций организма (опорно-двигательного аппарата, кровообращения, дыхания, пищеварения) при ограничении двигательной активности, снижении силы сокращения мышц.) и нехватке времени на активный отдых на свежем воздухе, что необходимо для развития здорового организма. Влияние длительного нахождения за компьютером на здоровье подрост ка 1.Снижение иммунитета 2.Психо-неврологические нарушения-синдром хронической усталости, бессонница, нервное истощение, что может вызвать длительную депрессию и даже суицидальные попытки 3.Нейровегетативные изменения-колебания артериального давления, частоты сердечных сокращений, частоты дыхания, повышение температуры, головные боли. 4.Сосудистые нарушения-за счет однообразной позы развиваются застойные явления в органах и тканях, отеки. 5.Изменение осанки (особенно до 15 лет) остеохондроз позвоночника, грыжи межпозвоночных дисков 6.Ухудшение зрения
II. Как отучить ребенка от компьютера?
Нет смысла угрожать, наказывать, ругать ребенка, поскольку в ответ будет только одна реакция - агрессия, истерики. Именно потому, что компьютерная зависимость пагубно влияет на психику ребенка, о ней можно говорить, как о серьезной опасности и если эти процессы вовремя не остановить, впоследствии возникнет масса проблем, от которых избавляться придется уже при помощи психотерапевта. Однако от пристрастия необходимо избавлять ребенка правильно.
1. Следует понять, что навсегда избавить ребенка от компьютера вряд ли удастся, впрочем, это и ни к чему. Впоследствии знание компьютера должно сыграть положительную роль, подросток сможет более успешно учиться, осваивать школьную программу, готовиться к экзаменам и т.д. Но снижать влияние компьютера на жизнь ребенка необходимо.
2.Не следует недооценивать силу внушения, необходимо беседовать с ребенком на тему вреда долгого сидения за компьютером, говорить, насколько опасно для здоровья такое поведение. 3.Требуется увлечь ребенка другими занятиями, записать в спортивную секцию, развивать у него творческую жилку, если таковая обнаружится. 4.Если ребенок пристрастился к играм, рекомендуется предоставлять ему для этих целей развивающие игры, без выхода в Интернет. Вообще, использование ребенком Интернета необходимо ограничивать очень серьезно. 5.Нужно установить строгие временные ограничения на компьютерные игры для ребенка. Подросткам можно сидеть за компьютером не дольше 2-х часов в сутки, детям младше 12 лет, не больше 30 минут. Лечение компьютерной зависимости процесс долгий и трудный, он требует участия родителей и самого ребенка. Необходимо осознавать, что образовавшаяся в жизни ребенка пустота после отказа от компьютерных игр, должна немедленно заполняться. Важнейшей мерой в спасении ребенка от компьютерной зависимости является собственный пример. Если в семье папа или мама часами будут проводить время в Интернете, ребенок в любом случае будет попадать под это влияние. Для многих семей это, пожалуй, одно из самых тяжелых условий, особенно когда приходиться много времени работать за компьютером дома. В тех случаях, когда компьютерная зависимость у ребенка уже стала своего рода психическим заболеванием, без помощи специалистов обойтись будет невозможно. Теперь уже основным методом лечения зависимости станут психотерапевтические сеансы, целью которых должно стать формирование у ребенка других жизненных увлечений, улучшение взаимоотношений со сверстниками, повышение собственной самооценки. Родителям не следует допускать развитие обычного увлечения компьютерами до состояния болезненной зависимости. Пытаясь избавить ребенка от пристрастия, необходимо делать это тактично, поскольку, как известно, запретный плод - сладок. Частой ошибкой родителей в ситуациях, когда возникает компьютерная зависимость, является то, что они берут на себя всю ответственность за решение проблем, которые возникают из-за чрезмерного увлечения играми. Родители взрослых детей «поступают» их в высшие учебные заведения, покупают военные билеты, пытаются устроить на работу, но в то же время кормят, тем самым снижая мотивацию к поиску собственного заработка. Таким образом, родители берут всю инициативу на себя, а зависимый становится всё более пассивным. В младшем школьном возрасте эта проблема выражена в меньшей степени, однако нельзя не учитывать её. Важно, чтобы ребенок сам решал свои проблемы, возникающие в том случае, если он слишком много играет. И он должен это чувствовать. Например, нарушение родительских запретов может привести к строгому ограничению времени за монитором. Могут быть и другие санкции, например, за ухудшение результатов в обучении. Если же родители ради хороших оценок готовы «за уши тянуть» школьника и сглаживать его проблемы, то пассивность его лишь увеличится. Именно в младшем школьном возрасте важно начать профилактику компьютерной зависимости, потому что проблему легче предотвратить, чем решить. Выполнение этих правил поможет снизить риск возникновения зависимости в несколько раз.
III. Анкетирование Я опросила своих одноклассников, друзей с целью узнать (40 чел.): 1. Как часто они сидят за компьютером, в телефоне в интернете? 2.Сколько времени это занимает? 3.Как они считают: приносят ли пользу компьютер, интернет? 4.Как они считают: приносят ли вред человеку компьютер, интернет? 5. Мешает ли компьютер общению с друзьями, родителями, членами семьи, родственниками?
№ | Ответы |
1 | Часто – 30чел. Не так часто – 6 чел. Нет – 4 чел. |
2 | Больше 4 часов -10 чел. . Меньше 3 часов – 16 чел. Меньше 2 часов – 12 чел. Меньше 1 часа – 2 чел. |
3 | Да - 40 чел. Нет – 0 человек. |
4 | Да- 32 чел. Нет – 8 чел. |
5 | Да – 25 человек . Нет – 15 человек |
Результаты опроса показали, что у большинства подростков на первом месте находится компьютер, телефон, интернет, и ,как правило, им не хватает времени на общение с близкими людьми, друзьями, родственниками, на другие занятия. Все единодушны в том, что интернет приносит пользу в плане поиска информации. Также большинство согласны с тем, что интернет приносит большой вред человеку. Вывод: мои ровесники понимают и пользу, и вред интернета, но из опроса видно, что некоторые не могут контролировать себя, свое время «зависания» в интернете.
IV. Заключение В ходе работы над данной темой, выяснила, что Интернет- зависимость – это болезнь, которая поражает большую часть населения, особенно детей подросткового возраста, что это пристрастие к занятиям, связанным с использованием компьютера, телефона и других устройств с помощью которых человек может выйти в социальные сети. Мне хотелось бы объяснить одноклассникам, ровесникам, друзьям, что интернет, компьютер, современные гаджеты полезны для человека до тех пор, пока они не начинают ему вредит. Думаю, что данное исследование может помочь многим определиться со своим отношением к интернету. Гипотеза исследования: Интернет-зависимость способствует негативному преобразованию личности подростка, так как подталкивает его к уходу в иллюзорную виртуальность взамен активного преобразования реальности или адаптации к ней.
Воспитание компьютерной культуры, самовоспитание пользователей - вот противоядие Интернет - зависимости.
Данное исследование может использоваться на классных часах, школьных собраниях, беседах для пропаганды здорового образа жизни.
Список использованной литературы:
Интернет-ресурсы:
Приложение
Проказы старухи-зимы
Северное сияние
Астрономы наблюдают за появлением планеты-младенца
ГЛАВА ТРЕТЬЯ, в которой Пух и Пятачок отправились на охоту и чуть-чуть не поймали Буку
Ломтик арбуза. Рисуем акварелью