Проект носит исследовательский характер, рассматривает актуальную проблему школы. Ученицы использовали различные способы изучения вопроса: от теории ппроблему к прктическим методам- анкетироанию и обработке информации. Проект учащихся был заслушан на педагогическом совете школы и вызвал интерес к нему учителей.
Вложение | Размер |
---|---|
Возможен ли союз учителя и учеников? | 2.98 МБ |
Слайд 1
Учитель и ученик- возможен ли союз? Проектная работаСлайд 2
Образовательное учреждение: МБОУ СОШ №2 им. А.С.Пушкина, г. Моздок Авторы проекта: Мирошниченко Юлия и Святуненко Маргарита , 10 «А» класс Руководитель : Гокинаева Наталья Николаевна, учитель истории и обществознания Тип проекта: исследовательский Объект исследования: конфликты в системе « учитель-ученик » в общеобразовательном учреждении.
Слайд 3
Цель проекта : выявить причины возникновения конфликтов в системе «учитель-ученик » и разработать рекомендации по их мирному урегулированию Гипотеза : союз между учителем и учеником возможен Задачи проекта: -Изучить научные исследования по конфликтам между учителем и учеником - Проанализировать социальный опрос учеников 9-11 классов и учителей старших классов - Описать упражнения, способствующие мирному урегулированию конфликтов в позиции «учитель-ученик» Методы исследования: -анализ теоретического материала по проблеме -наблюдение -анализ педагогической литературы -социологический опрос -анализ и обработка полученных результатов
Слайд 4
Введение Актуальность проблемы Школа является одним из важнейших социальных институтов общества. В школе происходят два общественно важных процесса : социализация молодого поколения, обучение профессиональным ролям. Но как и во всяком социальном институте в результате совместной деятельности людей(каждый из которых по-своему уникален) могут происходить различные конфликты. Проблема взаимоотношений учителя и ученика является одной из самых распространенных проблем. Конфликты негативно сказываются на всех процессах жизнедеятельности школы, отрицательно влияют как на самих конфликтующих , так и на всех окружающих участников образовательного процесса. Предупреждение конфликтных ситуаций, конфликтов, несомненно, будет способствовать повышению качества учебного процесса.
Слайд 5
Понятие и структура конфликта Конфликт -наиболее острый способ разрешения противоречий , в процессе взаимодействия, заключающийся в противодействии субъектов и обычно сопровождающийся негативными эмоциями. Конфликтная ситуация- это совокупность объективных и субъективных условий , возникающих в образовательном пространстве, создающих определенное психологическое напряжение и провоцирующих враждебные действия, конфликт. Структура конфликта : конфликтная ситуация, инцидент, субъекты конфликта , объект конфликта Инцидент – это ситуация взаимодействия, позволяющая осознать его участникам наличие объективного противоречия в интересах и целях. Субъект конфликта — это активная сторона, способная создать конфликтную ситуацию и влиять на ход конфликта в зависимости от своих интересов. Объект конфликта -различия в системе ценностей, ресурсы или статус , по поводу которых этот конфликт происходит
Слайд 6
Особенности конфликта между учителем и учеником Участники конфликта: учитель и ученик(-и-) Разные социальные статусы сторон Профессиональная позиция педагога в конфликте 4. Разница в жизненном опыте участников
Слайд 7
Классификация конфликтов в позиции « учитель-ученик» по Л. В. Симоновой: 1 . Конфликты , возникающие как реакция на препятствие к достижению целей учебной деятельности. 2 . «Конфликты ожиданий ». Возникают в результате не соответствия принятым нормам отношений между педагогами и учениками и уровню ожиданий их по отношению друг к другу. 3. «Конфликты межличностной несовместимости ». Возникают из-за личностных особенностей у чителя и учеников, особенностей характера и темперамента .
Слайд 8
Деструктивный и конструктивный виды конфликтов в системе «учитель-ученик» Деструктивный конфликт возникает в двух случаях: а ) когда одна из сторон упорно и жёстко настаивает на своей позиции и не желает учитывать интересы другой стороны; б ) когда один из оппонентов прибегает к нравственно осуждаемым методам борьбы , стремится психологически подавить партнёра, дискредитируя и унижая его. Конструктивный конфликт возникает в случае если : оппоненты не выходят за рамки этических норм, деловых отношений и разумных аргументов.
Слайд 9
Негативные стороны конфликтов между учителем и учеником р астрачиваются физические и нравственные силы и энергия как учителя, так и ученика, стресс у обеих конфликтующих сторон происходит нарушение системы взаимоотношений между учителем и учениками, появляется враждебность и недоверие друг к другу обеих с торон и ногда конфликт может сопровождаться серьезными психическими и моральными травмами происходит дезорганизация учебного процесса
Слайд 10
Стили разрешения конфликтов между учителем и учеником Стиль конкуренции(соперничества ). Предполагает ориентацию оппонентов на личные интересы. Стиль уклонения. Отличается стремлением уйти от конфликтного взаимодействия . Не предполагает ориентацию оппонентов ни на личные интересы, ни на интересы оппонента. Стиль приспособления. Стиль предполагает, что кто-то из оппонентов достигает своей цели за счет эксплуатации личностных особенностей другого. Стиль компромисса. Данный стиль предполагает баланс интересов конфликтующих сторон. Стиль сотрудничества. П редполагает совместный поиск оппонентами решения противоречия, при котором устраняются причины и предмет конфликта.
Слайд 11
«Педагогическая поэма» А.С. Макаренко Основой новаторской педагогической теории А. С. Макаренко, которой он руководствовался при обучении конфликтных детей, являются любовь и уважение к детям, обязательно сочетающиеся с требованиями к ним (детям нужна «требовательная любовь», говорил он). Макаренко видел главную задачу воспитательной работы в правильной организации коллектива, прививании умения жить в коллективе, вступать в постоянное общение с людьми, трудиться, творить, ставить интересы коллектива выше свои личных.
Слайд 12
Социальный опрос учащихся 9-10 классов Всего опрошенных: 121 учащийся
Слайд 13
Социальный опрос учителей 9-11 классов Всего опрошенных:27 учителей
Слайд 14
Социальный опрос учащихся 9-10 классов
Слайд 15
Социальный опрос учителей 9-11 классов
Слайд 17
Социальный опрос учителей 9-11 классов
Слайд 18
Таким образом, проанализировав ответы учителей и учеников, мы пришли к выводу, что конфликты между учителями и учениками в нашей школе есть, причем они нередкие и причинами таких конфликтов, в основном, являются: невыполнение учеником требований учителя , не всегда объективность оценивания знаний учащихся педагогами, часто недобросовестное и безответственное отношение учащихся к учебе, неподобающее поведение учеников на уроках Выводы
Слайд 19
Рекомендации для мирного урегулирования конфликтов с учащимися(учителям) 1.В конфликте с учеником не повышайте голос на ученика и не проявляйте пренебрежение или высокомерие по о тношению к нему, так как чаще всего за этим следует ответная реакция. Говорите с учеником спокойным, д оброжелательным голосом. 2.Попросите ученика выразить свои претензии (или обоснуйте свои),внимательно его выслушайте. 3.Предложите свои варианты решения конфликта и обсудите их с учеником. 4.Не бойтесь извиниться, если чувствуете свою неправоту, это п однимет Вас в глазах ученика. 5.Попробуйте смягчить конфликт с помощью юмора (это поможет ученику увидеть в Вас «друга »). 6.Уважайте мнение ученика, не подвергайте его публичной критике(свои замечания лучше высказать один на один ).
Слайд 20
Рекомендации для мирного урегулирования конфликтов с учителями(учащимся) 1.В конфликте с учителем не ведите себя вызывающе или «развязно », это вызывает у учителя оправданное недовольство, раздражение . 2.Высказывая свое мнение, прислушивайтесь и к доводам учителя(возможно , в них вы найдете ответы на свои вопросы). 3.Если получилось, что учитель не сдержался и повысил голос , сделайте паузу(во время которой можно посчитать до 5 и сделать глубокий вдох) и спокойно выскажите свои претензии, а не кричите , доказывая свою точку зрения. 4.Никогда не перебивайте учителя, лучше выслушайте его претензии, а затем предложите свои варианты решения конфликта и обсудите их с учителем. 5.Страйтесь четко и ясно высказывать свои мысли(часто недопонимание возникает именно в результате неправильно сформулированной фразы). 6.Помните,что учитель старше и мудрее, его главная цель - научить Вас преодолевать трудности в современном мире, сделать из Вас в оспитанного, культурного человека, он не желает Вам зла, поэтому иногда нужно просто прислушаться к его мнению.
Слайд 21
Заключение Подведя итог всей проделанной работы, можно сказать, что цель , поставленная в начале работы, была достигнута. В результате исследования, был сделано следующее: 1. раскрыты понятие , виды, структура и стили разрешения конфликта в системе «учитель-ученик », 2.проведен социологический опрос учителей и учеников 9-11 классов , 3.выявлены причины возникновения конфликтов между учителем и у чеником , 4.разработаны рекомендации по разрешению конфликтов между учителем и учеником .
Слайд 22
Заключение В результате исследования была также подтверждена гипотеза(союз между учителем и учеником возможен), выдвинутая нами в начале проектной работы. Так, мы пришли к выводу, что союз между учителем и учеником возможен, хотя отсутствие конфликтов в школе — явление практически невозможное. И решать их все равно придется. Главное — остановиться и подумать, какой выбрать путь решения конфликта, чтобы противоречия не привели к нарушению взаимоотношений. Китайская поговорка гласит: «чтобы сделать хлопок, нужны две ладони», так и в конфликте, чтобы найти решение, нужно учитывать интересы друг друга. «Чтобы сделать хлопок, нужны две ладони» Китайская поговорка
Хитрый коврик
Марши для детей в классической музыке
Д.С.Лихачёв. Письма о добром и прекрасном: МОЛОДОСТЬ – ВСЯ ЖИЗНЬ
Неньютоновская жидкость
Машенька - ветреные косы