Мы предположили, что придание произведениям русской классической литературы более зрелищной формы и правильный выбор темы, может помочь популяризировать русскую классику в школьной среде.
Книги в жизни человека появились еще в V веке. Это были свитки папируса, которые соединялись вместе. Спустя два столетия листы пергамента начали сшивать, образуя тем самым прообраз первых книг. Достоверно неизвестно, кто и когда решил записать информацию, но благодаря этому благородному порыву появилась письменность, а со временем и книги. В Средневековье умение читать считалось привилегией знатных людей. А иметь в своем доме книгу могла только самая обеспеченная семья. Когда в обиход была введена бумага, цена книг несколько снизилась, они стали более доступными, но все еще оставались ценным приобретением. Во времена Второй мировой редко у кого в доме были книги. Как подмечает В. Лакшин в своих работах: «в те времена читать книгу было счастьем». Он рассказывает, как ребята 10 лет зачитывались Тургеневым и Достоевским. Не пренебрегали они и трудами Шиллера, самой популярной работой которого на то время было «Коварство и любовь». И, наконец, век цифровых технологий. Урбанизация и механизация общества отодвигают книгу на второй план. Наши сверстники мало читают, особенно художественную литературу (в частности классиков), ведь сейчас большинство выдающихся произведений экранизированы – посмотреть фильм намного быстрее и интереснее. Но, пожалуй, самое негативное в современной цифровой культуре, это смена интересов молодежи и школьников в области искусства.
Кинематограф, музыка, литературы и даже театр – всё современном обществе в погоне за ростом аудитории стремительно меняет круг освещаемых тем и проблем. Зрелищность, яркость, легкость восприятия стали основными критериями современной культуры. Это вторая причина потери интереса молодежи к классическим произведениям, ведь там поднимались действительно серьёзные и глубокие вопросы, закладывались истинные духовные и нравственные ценности.
Вложение | Размер |
---|---|
1._tvorcheskiy_proekt_po_voyne_i_miru.docx | 30.12 КБ |
Государственное бюджетное учреждение
дополнительного образования Волгоградской области
«ЦЕНТР «СЛАВЯНКА»
Творческий проект по теме
«Примеры первой любви в произведениях русской классической литературы»
Авторы проекта:
Старшая группа студии актерского мастерства «Предлагаемые обстоятельства»
Волгоград
2018
Содержание
Введение...…………………………………………………………………………2
Описание проектной работы и ее результатов………………………………….4
Список используемой литературы……………………………………………….7
Приложения:
Анкета ………………...………....……………………………………………….12
Сценарий постановки …………………………………...………………………………………………..13
- Цель и задачи проекта;
- Обоснование актуальности;
- План работы;
Цель проекта: популяризация классической литературы средствами молодёжного самодеятельного театра
Задачи:
1. Рассмотреть проблему потери интереса современной молодёжи к произведениям классической литературы;
2. Провести культурологическое исследование в рамках темы «Примеры первой любви в произведениях русской классической литературы»;
3. Создать театрализованную постановку по мотивам отрывка из произведений русской классики;
Книги в жизни человека появились еще в V веке. Это были свитки папируса, которые соединялись вместе. Спустя два столетия листы пергамента начали сшивать, образуя тем самым прообраз первых книг. Достоверно неизвестно, кто и когда решил записать информацию, но благодаря этому благородному порыву появилась письменность, а со временем и книги. В Средневековье умение читать считалось привилегией знатных людей. А иметь в своем доме книгу могла только самая обеспеченная семья. Когда в обиход была введена бумага, цена книг несколько снизилась, они стали более доступными, но все еще оставались ценным приобретением. Во времена Второй мировой редко у кого в доме были книги. Как подмечает В. Лакшин в своих работах: «в те времена читать книгу было счастьем». Он рассказывает, как ребята 10 лет зачитывались Тургеневым и Достоевским. Не пренебрегали они и трудами Шиллера, самой популярной работой которого на то время было «Коварство и любовь». И, наконец, век цифровых технологий. Урбанизация и механизация общества отодвигают книгу на второй план. Наши сверстники мало читают, особенно художественную литературу (в частности классиков), ведь сейчас большинство выдающихся произведений экранизированы – посмотреть фильм намного быстрее и интереснее. Но, пожалуй, самое негативное в современной цифровой культуре, это смена интересов молодежи и школьников в области искусства.
Кинематограф, музыка, литературы и даже театр – всё современном обществе в погоне за ростом аудитории стремительно меняет круг освещаемых тем и проблем. Зрелищность, яркость, легкость восприятия стали основными критериями современной культуры. Это вторая причина потери интереса молодежи к классическим произведениям, ведь там поднимались действительно серьёзные и глубокие вопросы, закладывались истинные духовные и нравственные ценности.
Гипотеза – Мы предположили, что придание произведениям русской классической литературы более зрелищной формы и правильный выбор темы, может помочь популяризировать русскую классику в школьной среде.
Для этого мы разделили работу над нашим проектом на следующие этапы;
План работы:
I этап: Провести анкетирование среди учащихся 7-10 классов и выявить основные темы, вызывающие интерес в литературных произведениях;
II этап: Культурологическое исследование в рамках темы «Примеры первой любви в произведениях русской классической литературы»;
III этап: Создание либретто и сценария постановки;
IV этап: Постановочно-репетиционная работа
V этап: Рефлексия деятельности.
Актуальность нашей работы заключается в том, что обращение к произведениям классической литературы детскими и молодёжными театральными коллективами позволит сохранить и возродить интерес к культурному наследию своей Родины и снизить влияние западной культуры. Ведь литература, книги всегда были и остаются главными носителями традиций, менталитета русского народа в разные эпохи его становления. Обращение к произведениям русской классики поможет сохранить и популяризировать лучшие черты и нравственные устои разных поколений нашей культуры.
- Описание проблемы проекта и результатов анкетирования;
- Результаты культурологического исследования;
-Вывод;
- Рефлексия деятельности.
Мы начали работу над проектом с изучения проблемы потери интереса современных школьников к произведениям русской классической литературы. Но спектр их очень велик. И чтобы в последствии выбрать отрывок для постановки (или любой другой зрелищной формы) мы решили сузить круг возможных тем. Для этого мы провели анкетирование среди школьников, учащихся наших школ. Мы не делали в анкете акцент на произведениях классической литературы, а стремились к выявлению интересов современных подростков. По результатам опроса, нам удалось выяснить, что наиболее интересной в любом виде искусства является тема подростковой влюблённости. Не любви, которая встречается в большинстве литературных произведений или российских фильмов, а именно первой влюбленности, которая обычно случается в школьные годы. Именно поэтому западный кинематограф привлек на свою сторону так много молодёжи. Лучшие образцы глубокой и нравственной любви, с которыми ученики встречаются в школьных обязательных произведениях, не привлекают достаточного внимания, а в следствии этого снижается то воспитательное свойство литературы, которое в ней заложено. Мы не понимаем проблем взрослых людей, нам хочется говорить о том, что актуально для нас.
После анкетирования начался II этап реализации проекта: Культурологическое исследование в рамках темы «Примеры первой любви в произведениях русской классической литературы»/
На данном этапе нам предстояло выяснить, существуют ли в классических произведениях примеры детской первой влюблённости?
Классика обращена к познанию человека, его внутреннего мира. Она изображает жизнь и человека в системе разнообразных связей: общественных, дружеских, любовных, душевных и духовных. Классика поднимает никогда не стареющие, так называемые проклятые вопросы: смысла жизни, существования Бога, души. А мыслящие люди, какими, безусловно, являются наши писатели, часто бывают несчастными. Самопознание, поиск своего места в мире, своего призвания и пути зачастую радости не приносит. Для счастья нужно беззаботно принимать все, как есть, меньше рефлексируя, как говорил Алеша Карамазов: «Нужно полюбить жизнь прежде понимания ее смысла». Поэтому произведения о первой любви занимают в литературе особое место, т.к. их герои еще не научились понимать жизни, но уже научились любить.
Тема первой любви встречается во многих произведений, но не многие из них изучаются в школе. Из известных нам, можно назвать несколько коротких рассказов, таких как «После бала» Л.Н. Тостого или «Легкое дыхание» Бунина, сюда же можно отнести «Капитанскую дочку» А.С.Пушкина, который более примичателен как редкий пример счастливых, а не жертвенных любовных взаимоотношений в русской классической литературе. А именно счастливый взгляд на проблемы любви более всего импонирует подростковому возрасту, вселяет надежду и веру.
Есть в XIX веке роман, который считается самым счастливым в русской литературе, — «Война и мир» Л. Н. Толстого. В финале мы видим, как причудливо переплелись судьбы семейств Ростовых, Болконских и Безуховых, как, несмотря на все трудности, все же они счастливы друг с другом. Таким образом, трагичное понимание жизни и, в частности, любви очень свойственно русской литературе. И это понятно: наши классики в основном искали не радости и удовольствий, а воплощения высших духовных ценностей в жизни.
Главная героиня - Наташа Ростова встречает нас в романе тринадцатилетней девочкой, которая любит всех вокруг. Вообще, семейство Ростовых отличалось особым радушием, искренней заботой друг к другу. В этой семье царили любовь и гармония, поэтому Наташа и не могла быть иной. Детская влюбленность в Бориса Друбецкого, который обещал ждать её четыре года, искренняя радость и доброе отношение к Денисову, который сделал ей предложение, говорят о чувственности натуры героини. Ее главная потребность жизни – любить.
Именно поэтому для постановки мы выбрали отрывок из романа Л.Н. Толстого «Война и мир». Мы взяли одну из первых глав романа, где все герои встречаются нам юными, практическими подростками. И это был III работы над нашим проектом. Далее нам предстояла постановочно-репетиционная работа по воплощению задуманного отрывка.
Вывод:
В заключении мы хотим сказать, что нам удалось подтвердить нашу гипотезу. В процессе работы над проектом мы старались обращаться к произведениям русской классической литературы, где в разной степени затрагивается тема первой любви, а герои этих произведений близки нам по возрасту. Это сделало работу живой и интересной. Нам было просто работать над этими образами, так как проблемы героев, их характеры, мысли и чувства нам близки и понятны. Надеемся, что своей постановкой нам удастся привлечь внимание наших сверстников и показать, что классические произведения также могут быть интересными, а не только обязательными.
Список источников информации
1. http://fb.ru/article/301189/problema-chteniya-knig-argumentyi-iz-hudojestvennoy-literaturyi
2. http://bunin.biografy.ru/legkoe-dykhanie.html
3. http://fb.ru/article/301189/problema-chteniya-knig-argumentyi-iz-hudojestvennoy-literaturyi
4. https://down.ctege.info/ege/2016/itogovoe/lubov/itogovoe-lubov-Tema_Lyubvi_V_Russkoy_Literature.pdf
5. http://www.matrony.ru/est-li-v-klassicheskoy-literature-mesto-schastlivoy-lyubvi/
6. http://fb.ru/article/214800/tema-lyubvi-v-russkoy-literature-xix-xx-vekov-primeryi
7. http://info-4all.ru/obrazovanie/literatura/primeri-lyubvi-v-literature/
* Приложение 1
Анкета для учащихся 7-10 классов
«Читаем ли мы книги»
1. Любите ли вы читать?
2. Читаете ли вы все произведения школьной программы или только выборочно, чтобы заработать оценку на уроках литературы?
3. Читаете ли вы дома в свободное время (летом, в выходные, на каникулах)?
4. Если да, то какие направления литературы предпочитаете?
5. Смотрели ли вы современную экранизацию классических литературных произведений? ( «Война и мир», «Тихий Дон», «Братья Карамазовы», «Герой нашего времени», «Мастер и Маргарита») Довольны ли вы этими фильмами?
6. Какие сюжеты вам больше всего нравятся в книгах?
Бабочка
За еду птицы готовы собирать мусор
Самый главный и трудный вопрос
Рисуем зимние домики
Анатолий Кузнецов. Как мы с Сашкой закалялись