Мы привыкли к тому, что после «Жили-были...» или «Давным-давно...» следует история из старинных времён, с принцами в камзолах и принцессами в кринолинах (либо в кафтанах и сарафанах — зависит от родины сказки). Но если принц вдруг оседлает не коня, а верный «байк», а Золушка зашнурует кроссовки, это нас уже тоже не смутит. Разве что заставит задаться вопросом: зачем переодевать сказку из кринолина в джинсы? Осовременивание и вольная интерпретация старых сказок — популярная игра, в правилах которой стоит разобраться подробнее.
Вложение | Размер |
---|---|
rabochiy_proekt_tri_devitsy.docx | 21.75 КБ |
Презентация проекта
«Народная мудрость в современной аранжировке»
Юля/ - Мы учащиеся школы актерского мастерства «НЭП» представляем проект, финальной стадией которого является постановка народной сказки в современной обработке.
Полина/ - Авторы проекта: творческая группа школы актерского мастерства «НЭП» - Кравченко Полина, Голубушкина Юлия, Забалуева Екатерина, Цуканова Инна, Попова Елизавета, Фомина Юлия
Куратор проекта: Руководитель школы актерского мастерства «НЭП» Тимошенко Юлия Владимировна
Юля/ - Мы привыкли к тому, что после «Жили-были...» или «Давным-давно...» следует история из старинных времён, с принцами в камзолах и принцессами в кринолинах (либо в кафтанах и сарафанах — зависит от родины сказки). Но если принц вдруг оседлает не коня, а верный «байк», а Золушка зашнурует кроссовки, это нас уже тоже не смутит. Разве что заставит задаться вопросом: зачем переодевать сказку из кринолина в джинсы? Осовременивание и вольная интерпретация старых сказок — популярная игра, в правилах которой стоит разобраться подробнее.
Полина/ - Для этого свою работу мы разделили на три основных этапа:
Юля/ - История сказок — сама по себе сказка, начало которой теряется в первобытной глуши времён, а финал безнадёжно открыт по сей день. Исследователи мифологии и фольклора предполагают, что изначально сказки были не развлечением, а практическим руководством к действию либо информацией об устройстве мира. Многие сказочные сюжеты сохранили следы древних обрядов: почти все волшебные сказки, с квестами и приключениями, напоминают об обряде мужской инициации, а в «Золушке» с её туфелькой некоторые специалисты находят отражение реально существовавшего ритуала выбора невесты вождём или царём.
Полина/ Интерес к народным сказкам возник не так давно — в эпоху романтизма, когда образованные слои населения обратились к своим «естественным» корням. Первые собиратели сказок оказались, по сути, первыми их «осовременивателями». Немецкие лингвисты Якоб и Вильгельм Гриммы, когда опубликовали первые сборники своих знаменитых «Сказок», отредактировали их только стилистически, а содержание оставили в первозданном виде.
Юля/ Когда на телевизионные экраны вышел фильм «Братья Гримм», большинство зрителей осудили его создателей за клевету на знаменитых авторов. Представьте себе, но именно такими и были классические сказки. Авторы не гнушались даже кровавыми убийствами. И вся эта жестокость удачно соседствовала с милым волшебством и феями на тоненьких крылышках .
Полина/ Но всё-таки самым ранним сознательным творцом «современной сказки» можно назвать французского поэта-классициста Шарля Перро, в чьей версии мы знаем несколько самых известных сказочных сюжетов — «Золушка», «Спящая красавица», «Синяя Борода» и другие. Его «Сказки матушки Гусыни» (1697), изданные задолго до исследований братьев Гримм, откровенно литературны, имеют надлежащую мораль и не содержат ни единой неблагопристойности.
Юля/ Первая причина «перекраивать» известные сюжеты проста — старые сказки технически и морально устаревают. Уже сейчас мамы нередко вынуждены пояснять нам, что такое огниво, чем занимались углежоги и почему мачеха в сказках непременно злая. Ведь среди наших друзей и одноклассников нередки случаи, когда детей воспитывают мачехи или отчимы. Некоторые сказочные сюжеты в этом случае, становятся помехой, а не помощником в воспитании подрастающего поколения.
Полина/ Да и что изменится в сказочном сюжете, если Золушка приедет на бал не в карете, а в модном спортивном автомобиле? История её встречи с принцем и хэппи-энд никуда не денутся.
Юля/ Гораздо острее другая проблема. В современном мире уже не годится к применению сказочная мораль, которую в педагогике принято считать главной ценностью волшебных историй. Чему может научить маленьких девочек та же «Золушка»? Что нужно годами покорно терпеть унижения, чтобы получить заслуженную награду? Именно пассивность многих сказочных героинь и героев заставляет современных творцов придумывать динамичные сюжеты, в которых персонажи добиваются исполнения своих желаний благодаря личным качествам, а не волшебству. Одна из самых ярких иллюстраций этому — поздние диснеевские мультфильмы, в которых уже нет места нежным принцессам.
Полина/ Так, например, в «Аладдине» главный герой и его принцесса стоят друг друга: оба отважны, искренни, способны на решительные поступки. Ну а энергичная Рапунцель, вооружённая сковородкой, — это и вовсе совершенно новый тип сказочной героини, который никогда прежде не фигурировал нив сказках, ни в мультфильмах, построенных на сказочных сюжетах.
Юля/ Вторая причина в том, что столкновение двух миров, сказочного и реального, — неисчерпаемый источник эффектных сюжетов. В такой встрече всегда проявляется множество скрытых черт обоих миров — как сильных, так и слабых.
Полина/ Третья причина. Зачастую осовременивание сказки — это инструмент сатиры. Особенно это важно в условиях, когда о недостатках существующей реальности нельзя говорить иначе, кроме как иносказательным языком.
Юля/ Четвёртая, самая сложная разновидность взаимодействия сказки и реальности — деконструкция сказочных сюжетов. Разобрать историю на составляющие, чтобы потом сложить из них совершенно другой узор.
Полина/ Деконструировать сказки, впрочем, можно с разной целью — например, чтобы на основе сказочных историй рассказать свою, поделиться собственными эмоциями. Часто деконструированный сюжет представляет альтернативный взгляд на события: классика жанра — рассказ Анджея Сапковского «Золотой полдень» (история Алисы в Стране чудес, написанная от лица Чеширского кота).
Юля/ Словом, само по себе переосмысление сказочных сюжетов — это просто художественный приём, который, как любой приём, должен использоваться не просто так, забавы ради, а с той или иной целью. Но всё-таки, что ни делай со сказкой, она остаётся собой — устойчивость этих сюжетов объясняется их древностью.
II этап работы. Создание драматургической основы.
Полина/ Театральная постановка не может существовать без своей драматургической основы. И это второй этап создания нашего проекта. Нам предстояло подобрать литературный материал, который ляжет в основу сценария нашей постановки. Для неё мы хотели выбрать максимально осовремененный отрывок или законченный материал. В основу своей работы мы положили взятую из социальной сети версию сказки «Три девицы».
Юля/ Построена она по принципу деконструкции сюжета и применением иносказательного языка, т.е. облечение сказки в сатирические приемы.
Таким образом, знаменитый отрывок из «Сказки о Царе Салтане» превратился в сатирическую миниатюру о неудачном замужестве. В первую очередь, в нашем отрывке высмеивается автором идея многих молодых девушек о «браке по расчету», начитавшихся сказок о волшебных принцах.
Но современная жизнь далека от сказки! Несмотря на многие предрассудки, только истинные ценности: любовь, трудолюбие, целеустремленность и честность, помогают человеку обрести счастье, а нередко и богатство.
Полина/ - III этап. Постановочно-репетиционная работа.
Юля/Любое художественное произведение обретает ценность только в том случае, если стремится к какой-либо идее.
Полина/ - Хотелось бы обратить ваше внимание на те цели и задачи, которые мы ставили перед собой при осуществлении нашего проекта.
Юля/ Цель: Популяризация сказочных сюжетов в школьной среде, через постановку театрализованной миниатюры.
Полина/
Задачи нашего проекта:
Юля/ Исследование истории жанра, выявление основных особенностей «Сказки на новый лад»
Полина/ Разработка образов по методу деконструкции сюжета классической сказки.
Юля/ Демонстрация постановки театрализованной миниатюры в жанре «сказки на новый лад».
Полина/ Мы рассказали об идейно-тематической основе нашего проекта и проследили основные этапы работы
Юля/ И думаем, что теперь самое время посмотреть результаты нашей упорной и творческой деятельности. Мы представляем на ваш суд, дорогие зрители, постановку театрализованной миниатюры в жанре «осовремененной» сказки
«Три девицы»
Новогодняя задача на смекалку. Что подарил Дед Мороз?
Зимняя ночь. Как нарисовать зимний пейзаж гуашью
5 зимних аудиосказок
Кто самый сильный?
Чайковский П.И. "Детский альбом"