Содержание работы:
1. Введение
2. Роль железнодорожного транспорта в рыночной экономике страны
3. Развитие железнодорожного транспорта в России и Татарске
4. Будущее за железнодорожным транспортом
5. Профессия железнодорожник
6. Заключение
Приложения
Вложение | Размер |
---|---|
proekt_po_geografii.doc | 371.5 КБ |
МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА № 4 Г. ТАТАРСКА НОВОСИБИРСКОЙ ОБЛАСТИ
ПРОЕКТ ПО ГЕОГРАФИИ
ЕСТЬ ЛИ БУДУЩЕЕ У ЖЕЛЕЗНОДОРОЖНОГО ТРАНСПОРТА
Выполнил
обучающийся 9-в класса
Вайда Вадим
Руководитель
Занина Ольга
Леонидовна
учитель географии
г. Татарск
2020
ОГЛАВЛЕНИЕ
Железнодорожный транспорт играет важную роль нашей жизни. В экономике России этот вид транспорта занимает ведущее место. Свыше 80% всех грузовых и пассажирских перевозок в стране осуществляется железнодорожным транспортом. Железнодорожным транспортом производится доставка населению предметов потребления и грузов промышленным предприятиям. При этом в условиях развития других, более мобильных видов транспорта, стоимость перевозимых грузов на железнодорожном транспорте (особенно на дальние расстояния) увеличивается до 50-60%. Поэтому услуги железнодорожного транспорта для потребителя становятся менее выгодными, что приводит к снижению грузоперевозок, пассажиробороту и, в конечном итоге, прибыли.
Еще в царское время первостепенную важность железных дорог отмечал П.П. Мельников (первый министр путей сообщения царской России), который писал:
«Железные дороги крайне необходимы России... они, можно сказать, выдуманы для нее более, чем для какой-либо страны Европы...
климат России и ее пространство соделывают их особенно драгоценными для нашего отечества».
В будущем я хотел бы связать свою жизнь с профессией железнодорожника и поэтому уже сейчас интересуюсь состоянием железных дорог в настоящее время, развитием и перспективами на будущее. В качестве темы своего проекта я выбрал рассмотреть возможности будущего у железнодорожного транспорта.
Актуальность проекта заключается в том, что в условиях рыночных отношений в последние годы часть грузов, которые перевозились по железным дорогам уходят в автомобильный и авиационный транспорт, и поэтому роль железнодорожного транспорта начала снижаться. Но с одной стороны степень развития железнодорожного транспорта зависит от эффективной уровня развития производства, а с другой стороны, без железной дороги невозможен обмен товарами и услугами. Поэтому в современном мире железнодорожный транспорт является важнейшей составной частью рыночной инфраструктуры.
Цели проекта:
-определить возможности развития железнодорожного транспорта в будущем;
-выяснить, действительно ли поездки на поезде перестанут пользоваться спросом, уступая место авиационным перелетам?
Задачи проекта:
-получить из разных источников информацию о работе и развитии железнодорожного транспорта в России;
-проанализировать и сравнить собранную информацию;
-повысить интерес к железнодорожному транспорту, его работе и профессиям людей, работающим на железной дороге.
Методы решения задач
- изучить настоящее состояние сектора железнодорожных перевозок;
- оценить изменения, происходящие на железнодорожном транспорте;
- изучить литературу по теме исследования.
Новизна проекта заключается в том, что внедрение новых технологий в производственный процесс железнодорожного транспорта, позволит в будущем использовать высокоскоростные поезда, позволяющие конкурировать с авиационным транспортом.
В 21 веке транспорт работает в условиях большой конкуренции, что повышает требовательность к качеству перевозки грузов и пассажиров. Поэтому в период с 2004 по 2015 г.г. происходит значительное перераспределение грузовых и пассажирских перевозок между авиационным, автомобильным железнодорожным транспортом. Доля пассажирооборота, выполненного воздушным транспортом в России возросла с 21% до 49%, а железнодорожным транспортом уменьшилась с 38% до 26% и автомобильным с 41% до 25%. (приложение №1, данные ОАО «РЖД»).
По железным дорогам ежегодно перевозится 98,6% железной и марганцевой руды; 92,3% черных металлов; 87,2% каменного угля и кокса; 88,1 % химических и минеральных удобрений.
Длина российских железных дорог — 86,0 тыс. км. Из них более 36,3 тыс. км двухпутных и многопутных, 62,2 тыс. км оборудованы автоблокировкой и диспетчерской централизацией, электрифицировано 40,3 тыс. км.(1 место в мире). На предприятиях железнодорожной отрасли сегодня занято более 1,3 млн. человек.
По протяженности железнодорожных линий Россия занимает второе место после США, по объему грузооборота — третье место после США и Китая, а по перевозке пассажиров — третье после Китая и Японии.
Железнодорожный транспорт играет ключевую роль в экономике России. Значение железных дорог повышается при перевозке грузов на дальние расстояния. А при транспортировке строительных материалов, угля, руды, лесных грузов, и др. железная дорога является единственной альтернативой.
Российские железные дороги являются одними из крупнейших в мире и обеспечивают 25% мирового грузооборота и 15% мирового пассажирооборота.
Общая протяжённость эксплуатационной длины железнодорожных путей составляет 124 тыс. км, в том числе 86 тыс. км путей общего пользования (электрифицировано 43 тыс. км). Средняя плотность железных дорог составляет 7,3 км на 1000 км² территории.
Российский железнодорожный транспорт — это важная отрасль экономики нашей страны. От его работы зависит бесперебойная работа всех ее секторов. Транспорт представляет собой:
-самостоятельную отрасль производства, которая осуществляет перевозку пассажиров и грузов;
-играет существенную роль в развитии экономики страны;
-является связующим звеном между разными отраслями промышленности и населенными пунктами;
-способствует развитию государства, укрепляя его мощность.
За последние годы повысилась скорость движения грузовых поездов, снизился оборот грузового вагона, увеличен средний вес грузовых поездов, а также среднесуточная производительность локомотива и грузового вагона.
Единая транспортная система включает в себя все взаимосвязанные виды транспорта. Железнодорожный транспорт имеет следующие особенности:
-возможность прокладки на любой сухопутной территории;
-осуществление перевозок на огромных пространствах (с запада на восток -10 тыс. км, с севера на юг — 3,5 тыс. км);
-регулярность перевозок в любое время суток, года, независимо от климатических условий;
-массовость перевозок;
-возможность перевозки негабаритных грузов;
-развитие больших скоростей движения при относительно высокой степени безопасности;
-большая маневренность при использовании вагонного парка, изменение направлений движения в обход поврежденных или загруженных участков;
-относительно низкая себестоимость перевозок грузов и пассажиров;
-наименьшее отрицательное воздействие на окружающую среду;
-большая значимость во внешнеэкономических связях и в деле обороны страны.
Большая роль железнодорожного транспорта состоит в развитии этого вида транспорта на направлениях запад—восток, север—юг. В скором будущем он станет важным звеном в создании пяти евроазиатских транспортных коридоров, мостом между Европой, Азией и Америкой. Уже сегодня из центра Европы идет прокладка ширококолейной линии с выходом на российскую транспортную магистраль. На востоке прокладываются дополнительные пути к морским портам, перестраиваются контейнерные терминалы, вводится в эксплуатацию новый подвижной состав для перевозки контейнеров, развивается высокоскоростное движение по специальным ниткам графика. Российские железные дороги значительно увеличивает объем двухсторонней торговли.
Все это способствует развитию всех сфер экономики страны.
Несмотря на достигнутые результаты, проблемы остались и выражаются в:
Первая железная дорога в России была построена механиками Черепановыми на Нижнетагильском заводе 1834 году (промышленная железная дорога). А первая железная дорога общего пользования длиной 26 км была построена между Петербургом и Царским селом в 1837 году.
В 1845 году в России уже строились свои паровозы, а второй половине XIX века и вовсе начался железнодорожный бум. Для строительства железных дорог привлекли частные компании. На деньги, вырученные от продажи Аляски, был образован специальный фонд, который выдавал кредиты под строительство железнодорожных магистралей. Строились и мосты через крупные реки.
Была проложена «хлебная» дорога — в Поволжье. Построили стратегически важную Оренбургскую железную дорогу — военный и торговый путь в Азию. Для освоения Сибири и Дальнего Востока в 1857 году приняли решение строить Транссиб. Эта дорога по своей протяженности и быстроте сооружения до сих пор не знает равных в мире. Траннсиб был признан величайшим техническим достижением рубежа XIX и XX веков.
Развитие железных дорог связано с именами П.П. Мельникова и С.Ю. Витте. При Мельникове строились самые дешевые дороги, а Витте предложит сделать государственную монополию на железнодорожные тарифы и ввести принцип, которым до сих пор определяется цена на железнодорожные билеты: чем дальше, тем дешевле.
Строительство дорог не прекращалось и во время Великой Отечественной войны: проложили Северо-Печорскую дорогу до Воркуты, а это — уголь для металлургии, построили Волжскую рокаду, обеспечившую всем необходимым Сталинградский фронт, дорогу по ледовой переправе от Шлиссельбурга, по которой шли грузы в блокадный Ленинград. Если собрать все военные эшелоны в один состав, то им можно обмотать Землю по экватору четыре раза.
Сейчас около 80% сети ОАО «РЖД» — это то, что было построено до 1917 года. В советские времена тоже строили новые дороги, но, в основном, в союзных республиках. Самая крупная стройка советских времен на территории России — Байкало-Амурская магистраль, (1974-1984), давшая новый толчок освоению Сибири.
Развивался железнодорожный транспорт и в нашем районе. В 1894 году через территории Казаткульской волости (Татарский район) Каинского уезда Томской области, с запада на восток прошла великая Сибирская магистраль. В двух верстах от деревни Татарка была организована станция сибирской железной дороги – Татарская. Она расположилась на пересечении трактового пути, идущего с севера Каинского уезда на юг в Барнаульский.
В 1912 году московские и петербургские купцы начали строительство Кулундинской дороги, а в 1914-м оно было, в основном, закончено. Таким образом, станция Татарская оказалась узловой, расположенной в развилке двух железных дорог: главной Сибирской магистрали и Кулундинской. Она была связана с плодородными землями, богатым скотом Кулундинской и Барабинской степей, явилась наиболее удобным пунктом отправки хлеба и масла в центральную Россию и за границу.
В последнее время возникает вопрос: действительно ли поездки на поезде перестанут пользоваться спросом, уступая место авиационным перелетам? Анализируя данные разных видов транспорта, я сделал вывод, что в недалеком будущем все виды транспорта продолжат работу в условиях рыночной конкуренции, улучшая условия перевозки, скорость подвижного состава и цену перевозок.
Как заявил руководитель Департамента внешних связей Института проблем естественных монополий, Кирилл Житенев: «Потребитель всегда оценивает услугу, с точки зрения цены и качества. Кроме того, существует масса причин, в силу которых потребитель предпочитает какой-то конкретный вид транспорта. Железнодорожный транспорт России более 15 лет назад вступил в период реформ, стремясь стать все более и более клиентоориентированным. Безусловно, время предъявляет все новые вызовы, но это как раз нормально. И доля пассажиров будет колебаться всегда в силу самых различных факторов. При этом железные дороги были, есть и будут ключевым перевозчиком».
Все это позволяет заняться переоснащением железных дорог, в том числе и строительством высокоскоростных магистралей. Как в ближайшие годы будет развиваться железнодорожный транспорт, отражено в документе «Основные направления стратегии развития железнодорожного транспорта России на период до 2030 года», в котором изложены основные моменты будущего развития российских железных дорог. В нем выделены два этапа.
2008-2015 годы – инновационный этап:
- ускоренная модернизация подвижного состава, увеличение скоростей в пассажирском сообщений на 15 км/ч, строительство 3,2 тысяч км железных дорог, электрификация 3 тысяч км железных дорог, ликвидация ограниченной пропускной способности на 8 тысяч км.
2016-2030 годы – увеличение сети железных дорог: строительство 22,3 тысяч км железных дорог;
- строительство скоростных магистралей для организации пассажирских перевозок.
В настоящее время мы ощущаем эти изменения:
- возможность приобретения пассажирами электронных билетов (50 % их в 2017 году было приобретено через Интернет)
- передвижение на скоростных поездах «Сапсан», «Стриж», «Ласточка»,
- увеличение количества и направлений городских электричек и использование на малодеятельных линиях облегчённого дизельного подвижного состава — рельсовых автобусов. (Приложение № 3).
В 2016 году впервые введена в действие внутригородская кольцевая пассажирская магистраль - Московское центральное кольцо. Разработан проект первой в стране высокоскоростной магистрали Москва – Санкт - Петербург, начато строительство Северного широтного хода и Московских центральных диаметров. Будет построен транспортный переход на Сахалин. Строительство Крымского железнодорожного моста, позволившее связать островную часть с материком. В интересах пассажиров запускаются новые модернизированные плацкартные вагоны, локомотивы, способные развивать скорость до 250 км/час и более. Планируется строительство высокоскоростной магистрали «Евразия». Общая протяженность трассы составит 9,5 тыс. км от Берлина до Пекина, из них 6,7 тыс. км будут вновь построены, а из них 2,3 тыс. км пройдут по территории России. Перевозка грузов от границы Китая до границы Восточной Европы займет сутки, а из любого города Китая или Юго-Восточной Азии до любого города Европы – около суток как для грузов, так и для пассажиров. В России «пилотным» участком «Евразии» будет высокоскоростная магистраль Москва – Казань. Все это свидетельствует о том, что в будущее у железнодорожного транспорта есть и в дальнейшем он будет наращивать свои мощности как по грузоперевозкам, так и пассажирообороту. Организация скоростного и высокоскоростного железнодорожного движения придаст дополнительный толчок научно-техническому развитию и совершенствованию технологий практически во всех смежных отраслях от машиностроения до интеллектуальных вычислительных систем. Железнодорожный транспорт — это транспорт будущего, это экология, это чистота, это удобство, это Wi-Fi, это возможность работать.
Поэтому профессия железнодорожник не изживет себя, а в дальнейшем будет развиваться и совершенствоваться. Профессия железнодорожник – это собирательное название целого ряда профессий рабочих и служащих, которые имеются на железной дороге, в метро и на предприятиях, где есть внутренняя железнодорожная сеть. Профессиональная деятельность каждого железнодорожника связана с железнодорожным транспортом, который используется для перевозки пассажиров и различных грузов по рельсовым путям.
С профессией железнодорожника связаны разные профессии: обходчик, машинист, диспетчер, дежурный станции, механик СЦБ и многие другие.
В обязанности железнодорожников входят различные сферы деятельности: от очень тяжелого, требующего хорошей физической подготовки, до профессий, которые требуют высокой квалификации и уровня знаний.
Работа железнодорожника очень ответственная. Она связана с безопасностью передвижения большого количества пассажиров и работников поездов и тепловозов. Также каждый железнодорожник помимо ответственности, должен быть внимательным и бдительным.
Эти качества нужны для того, чтобы при выполнении своих обязанностей не допустить нарушений графиков движения, возникновения неисправностей железнодорожного транспорта и путей, а также, чтобы не допускать аварии. Также люди этой профессии должны быть коммуникабельны, потому что большинство профессий требует постоянного общения людьми.
Во многих семьях люди трудятся на железной дороге целыми поколениями. Среди моих родственников 7 человек работают на железной дороге. Это машинист, помощники машиниста, хоперист, дефектоскопист, осмотрщик вагонов, энергетик. Мне стало интересно, чем же привлекает их профессия железнодорожника и какими качествами должен обладать человек, связавший свою жизнь с железной дорогой.
В беседе с родственниками я выяснил, что в первую очередь железнодорожник должен быть очень ответственным, потому что эта профессия не требует каких-то упущений, человек обязательно должен быть внимательным, целеустремленным, физически развитым.
Так как железная дорога требует внимания и осторожности, то мои респонденты выделили качества, которыми должен обладать железнодорожник:
-коммуникабелен;
-наблюдателен;
-быстро принимать решения;
-стрессоустойчив;
- психологически устойчив;
-бдителен;
-соблюдать все взятые на себя обязанности;
-быть надежными во время выполнения задания;
-иметь отличный слух и зрение;
-обладать выносливостью;
-следует хорошо знать законы физики;
-разбираться в системе сигналов, в том числе и пожарной безопасности;
-соблюдать правила техники безопасности;
-знать и уметь использовать специальными компьютерными программами.
Проведя опрос, я сделал вывод, что на данный момент мне необходимо продолжить заниматься спортом, чтобы быть физически выносливым, улучшить знания по физике и информатике и быть более ответственным.
Также я выяснил, что профессия «железнодорожник», имеет, как положительные стороны, так и отрицательные. Мои респонденты отметили следующие положительные стороны:
-профессия интересная и во многом необычная;
-возможность видеть много нового, как новые города, так и страны;
-постоянные встречи с новыми людьми;
- достойная стабильная оплата труда;
- есть возможность карьерного роста;
- работа в коллективе.
К отрицательным сторонам они отнесли:
-высокая степень ответственности;
-частые командировки;
-работа по сменам, часто в ночную смену;
-случается, общение с неадекватными людьми. (Приложение № 4)
В заключение хочу отметить, что железные дороги в настоящее время – важное звено в транспортной системе страны. Его слаженная работа позволяет сохранить единое экономическое пространство, целостность страны, укреплять и развивать международные экономические связи. С увеличением спроса на качественные услуги железнодорожного транспорта необходимо обеспечить условия для создания новой инфраструктуры высокоскоростного сообщения. Кроме того предстоит обеспечить транспортную доступность новых месторождений и перспективных производственных районов, обустроить малообжитые территории страны. Дальнейшее развитие железнодорожного транспорта позволяет готовить кадры нового поколения, способные управлять локомотивами нового поколения, водить высокоскоростные поезда, управлять системой эксплуатации. Своей работой я хотел привлечь внимание одноклассников к выбору профессии железнодорожника, ее привлекательности, перспективности и востребованности. Работа над проектом помогла мне расширить кругозор, узнать и понять, как работают родственники – железнодорожники, выяснить проблемы, существующие на железной дороге.
Список литературы
Приложение № 1
Динамика
структуры пассажирооборота по видам транспорта в РФ
Виды транспорта | 2004 | 2010 | 2015 |
Железнодорожный | 38 | 32,5 | 26 |
Автомобильный | 41 | 33 | 25 |
Воздушный | 21 | 34,5 | 49 |
Приложение 2
Железнодорожный транспорт в структуре грузо- и пассажирооборота России
Наименование | 2010 | 2011 | 2012 | 2013 | 2014 | 2015 | 2016 | 2017 | 2018 |
Доля в грузообороте | 42,3% | 43,3% | 43,9% | 43,2% | 45,3% | 45,1% | 45,1% | 45,5% | 46,1% |
Доля в пассажирообороте | 28,7% | 27,8% | 27,1% | 25,3% | 23,4% | 22,8% | 24,0% | 22,0% | 24,4% |
Приложение № 3
Основные события в пассажирском комплексе железнодорожного транспорта в 2010-2018 годах
2009 | 2010 |
Новый подвижной состав | и направления движения |
Регуляторные | решения имаркетинговыедействия |
Важные | мероприятия |
Запуск первого
Сапсана
2009 2010
2011 | 2012 | 2013 | 2014 | 2015 | 2016 | 2017 | 2018 | 2019 | ||||||||||||||||||||||||||||||||
Запуск первого | Запуск первого | |||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
поезда Аллегро | поезда Ласточка | Открытие МЦК | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Запуск поезда | Запуск первого | Запуск | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Организация мультимодальных | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Москва – Париж | двухэтажного поезда | скоростной | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
в дальнем следовании | пассажирских перевозок | электрички | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Домодедово – мкр. Дружба | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Запуск поезда | Выпуск первого | Москва – | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Одинцово | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Москва – Ницца | локомотива нового | Первый дневной | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
поколения ЭП-20 | двухэтажный экспресс | Запуск двухэтажного | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Подписание контракта | Москва – Воронеж | |||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
аэроэкспресса | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
с Siemens на 1200 Ласточек | Первый | |||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Введение динамического | поезд Стриж | Начало | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Снижение НДС | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
ценообразования | продаж | |||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
в нерегулируемом сегменте | на пассажирские | невозвратных | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Утверждение Концепции | перевозки до 10% | билетов | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Увеличение глубины | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
пригородного сообщения | продаж билетов до 90 дней | |||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Запуск акции ФПК | Обнуление НДС | |||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
на пассажирские | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Удачный вторник | перевозки | |||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Массовое прекращение | Транспортное | |||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Транспортное обеспечение | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
пригородного сообщения | обеспечение ЧМ | |||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Зимних Олимпийских игр в Сочи | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
в ахрегио | по футболу | |||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
2011 | 2012 | 2013 | 2014 | 2015 | 2016 | 2017 | 2018 | 2019 | ||||||||||||||||||||||||||||||||
Приложение № 4
АНКЕТА
Вопросы | Респонденты | ||||||
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | |
1. Какими качествами должен обладать железнодорожник: | |||||||
-должны быть коммуникабельны; | + | + | + | + | + | ||
-наблюдательным | + | + | + | + | |||
- быстро принимать решения; | + | + | + | + | + | ||
-уметь быть устойчивым к стрессовым ситуациям; | + | + | + | + | + | + | |
- обладать психологической стойкостью; | + | + | + | + | + | + | |
-обладать бдительностью; | + | + | + | + | + | + | |
-соблюдать все взятые на себя обязанности; | + | + | + | + | + | + | + |
-быть надежными во время выполнения задания; | + | + | + | + | + | + | + |
-иметь отличный слух и зрение; | + | + | + | + | + | + | + |
-железнодорожники должны обладать выносливостью; | + | + | + | + | + | + | + |
-следует хорошо знать законы физики; | + | + | + | + | + | + | |
-разбираться в системе сигналов, в том числе и пожарной безопасности; | + | + | + | + | + | + | + |
-хорошо знать и соблюдать правила техники безопасности; | + | + | + | + | + | + | + |
-знать и уметь использовать специальными компьютерными программами. | + | + | + | + |
Рисуют дети водопад
Цветок или сорняк?
Пейзаж
Что общего у травы и собаки?
Снеговик