Процесс восприятия информации современными подростками разительно отличается от того, что было, пока в жизнь человека не вошел Интернет. Сегодня социальные сети поглощают детей и подростков настолько, что на реальную жизнь у них порой не остается времени. Кроме того, общение в социальных сетях выработало свои нормы и правила, которые подростки усвоили достаточно прочно и отказываться от них не намерены. Какими бы интересными и образными ни были рассказы учителя, стоит с сожалением констатировать, что этот способ подачи информации постепенно уходит в прошлое. Краткость, ясность и небольшой объем – вот тот набор характеристик, которые оценит современный школьник. Оценит по той простой причине, что в состоянии усвоить поданный таким образом учебный материал. Из долгого рассказа он запомнит лишь отдельные детали, а через несколько уроков умудрится смешать все это в неподражаемый микс из не укладывающихся в голове несуразиц. Конечно же, подобные рассказы могут немало потешить наставника, однако, если наша цель все-таки научить, а не поразвлечься, стоит поискать средства передачи информации, более подходящие подрастающему поколению.
Слайд 1
Интернет-мемы : альтернативный способ получения исторических знаний или новая молодежная субкультура? Подготовила: Салмина Дарья, ученица 11 А класса, МОУ «Средняя общеобразовательная школа № 28» г.о. Саранск РМ Руководитель: Короткова И.В. , учитель истории и обществознанияСлайд 2
Актуальность: Процесс восприятия информации современными подростками разительно отличается от того, что было, пока в жизнь человека не вошел Интернет. Какими бы интересными и образными ни были рассказы учителя, стоит с сожалением констатировать, что этот способ подачи информации постепенно уходит в прошлое. Краткость, ясность и небольшой объем – вот тот набор характеристик, которые оценит современный школьник. Желательно, чтобы восприятие информации учеником проходило на фоне испытываемых им положительных эмоций, а не было связано с нервным напряжением, раздражением или другими негативными ощущениями. Для достижения этих целей, мы предполагаем, можно использовать интернет-мемы .
Слайд 3
Объект исследования: интернет-мемы Предмет исследования: влияние интернет-мемов на мировоззрение современных интернет-пользователей . Методы исследования: теоретический анализ интернет-источников , сбор информации, анализ, систематизация, обобщение, методы информационных технологий, социологический опрос.
Слайд 4
Цель: Исследование сущности, значения и влияния интернет-мемов на современных интернет-пользователей .
Слайд 5
Задачи: Проанализировать и систематизировать полученные материалы по теме исследования; Выявить сущность интернет-мемов ; Изучить социальные отношения, идейные взгляды, эстетические представления, нравственные понятия, отраженные в интернет-мемах ; Определить роль интернет-мемов в формировании исторических знаний современного человека; Провести социологический опрос по теме «Что такое интернет-мемы »
Слайд 6
Гипотеза: Мы предполагаем, что исторические интернет-мемы являются новым способом передачи и получения информации. Являясь краткими, ясными, доступными и ироничными, они могут заинтересовать широкую аудиторию интернет-пользователей . Так как основной массой INSTAGRAM, ВК, TWITTER и других социальных сетей является молодежь, то интернет-мемы являются новой молодежной субкультурой.
Слайд 7
Что такое « мем »? Википедия дает нам следующее определение: « Интернет-мем » (англ. Internet meme ) — информация в той или иной форме ( медиаобъект , то есть объект, создаваемый электронными средствами коммуникации, фраза, концепция или занятие), как правило, остроумная и ироническая, спонтанно приобретающая популярность, распространяясь в Интернете разнообразными способами (посредством социальных сетей, форумов, блогов , мессенджеров и пр.).
Слайд 8
Что такое « мем »? Мемом может считаться любая идея, символ, манера или образ действия, осознанно или неосознанно передаваемые от человека к человеку посредством речи, письма, видео, ритуалов, жестов и т. д.
Слайд 9
Концепция мемов была впервые изложена Ричардом Докинзом в 1976 году в его книге «Эгоистичный ген», а затем развита в его следующей книге «Расширенный фенотип» в 1982 году. Термин « мем » Докинз придумал, взяв за основу греческое слово μίμημα — «подобие». Происхождение термина Ричард Докинз называет « мемом » «единицу культурной информации», способную «размножаться».
Слайд 10
Что такое меметика ? По Докинзу , мемы могут складываться в комплекс. В качестве примера автор приводит церковь «с ее архитектурой, обрядами, законами, музыкой, изобразительным искусством и письменными свидетельствами». Эти высказывания оформились в теорию о сознании и культуре, которую американский информатик Дуглас Хофштадтер назвал в 1983 году меметикой . Позиционируется своими адептами как научная дисциплина. Дуглас Хофштадтер
Слайд 11
Какие бывают мемы ? Классификаций у мемов множество. Их можно делить по самым разным признакам. Визуальные — самые массовые. Это и есть ваши любимые картинки, макросы, демотиваторы , эдвайсы , комиксы, фотожабы , фейсы и прочее-прочее.
Слайд 12
Какие бывают мемы ? Аудиальные — песни, слоганы , девизы. Текстовые — любые словесные выражения, неологизмы (« Крымнаш »), стихотворения, слоганы , существующие в текстовом виде.
Слайд 13
Один из самых массовых и популярных видов – интернет-мемы . По стилю их можно разделить на ироничные, демотивирующие или мотивирующие, агитационные, исторические и другие. Какие бывают мемы ?
Слайд 14
Исторические интернет-мемы Прообразом исторического интернет- мема можно рассматривать конкретное событие, историю, персону, цитату, конкретную фотографию и т.д.
Слайд 15
Исторические интернет-мемы
Слайд 16
Исторические интернет-мемы Александр Невский. Ледовое побоище
Слайд 17
Исторические интернет-мемы Потемкин Григорий Александрович
Слайд 18
Исторические интернет-мемы Подвиг Ивана Сусанина
Слайд 19
Исторические интернет-мемы
Слайд 20
Исторические интернет-мемы
Слайд 21
Социологический опрос Мы провели социологический опрос, где участвовали 36 респондентов разного возраста от 10 до 50 лет. Возраст Количество опрошенных 10 –14 лет 13 человек 15 – 17 лет 13 человек 25 – 35 лет 5 человек 36 – 50 лет 5 человек
Слайд 22
Социологический опрос Предлагалось ответить на следующие вопросы: 1. Знаете ли Вы, что такое « мем »? Да нет Что-то слышал 10 –14 лет 13 15 – 17 лет 13 25 – 35 лет 3 2 36 – 50 лет 3 2 -
Слайд 23
Социологический опрос 2. Как Вы считаете, мемы – это «изобретение» социальных сетей или «хорошо забытое старое» - продукт советских агитационных плакатов? «Изобретение» социальных сетей Продукт советских агитационных плакатов 10 –14 лет 13 15 – 17 лет 13 25 – 35 лет 5 36 – 50 лет 3 2
Слайд 24
Социологический опрос 3. Интернет-мемы являются новым способом передачи и получения информации Да Нет Затрудняюсь ответить 10 –14 лет 8 5 15 – 17 лет 6 7 25 – 35 лет 5 36 – 50 лет 3 2
Слайд 25
Социологический опрос 4. Интернет-мемы являются новой молодежной субкультурой Да Нет Затрудняюсь ответить 10 –14 лет 13 15 – 17 лет 13 25 – 35 лет 5 36 – 50 лет 3 2
Слайд 26
Социологический опрос 5. Как Вы считаете: идея в меме может использоваться для негативного информационного воздействия, или для формирования положительного образа. Для негативного информационного воздействия Для формирования положительного образа Затрудняюсь ответить 10 –14 лет 6 7 15 – 17 лет 8 5 25 – 35 лет 4 1 36 – 50 лет 2 1 2
Слайд 27
Социологический опрос Проанализировав ответы, мы подвели итоги: Что такое « мемы » знают в основном молодые люди и подростки; Основная часть молодежи считает, что мемы – это современное явление; Большинство опрошенных НЕ считают интернет-мемы новым способом передачи и получения информации; Практически все опрошенные НЕ считают интернет-мемы новой молодежной субкультурой; Большинство опрошенных считают, что идея в меме может использоваться для негативного информационного воздействия.
Слайд 28
Вывод: Мемы — это современный фольклор. Претендовать на роль современной молодежной культуры мемы не могут, так как не соответствуют требованиям, которые свойственны той или иной субкультуре: наличие определенной аудитории, символов, стиля жизни, одежды, организации, журналов, музыки и т.д. Утверждать, что мемы — это альтернативный способ получения исторических знаний, также нельзя. Мемы не несут никакой смысловой нагрузки, исторических фактов они не отражают, а скорее искажают в ироничной форме. Комическая упаковка идеи в меме может использоваться как для негативного информационного воздействия, так и для формирования положительного образа.
Слайд 29
Источники: Аскарян А. Что такое меметика и почему мемы — это не только смешные картинки. [Электронный ресурс]. – Режим доступа: URL: https://knife.media/meme-studies/ Вершинин И. На грани науки и увлечения. Меметика . [Электронный ресурс]. – Режим доступа: URL: https://sciencepop.ru/na-grani-nauki-i-uvlecheniya-memetika/ Ждун — что это такое? Определение, значение, перевод. [Электронный ресурс]. – Режим доступа: URL: https://chto-eto-takoe.ru/zhdun Материал из Википедии — свободной энциклопедии. [Электронный ресурс]. – Режим доступа: URL: https://ru.wikipedia.org/wiki Мем — что это такое, кто их создает и как сделать свои мемы в онлайн-генераторе . [Электронный ресурс]. – Режим доступа: URL: https://ktonanovenkogo.ru/voprosy-i-otvety/mem-chto-eto-takoe-sdelat-mem-onlajn-generator.html Что такое мемы . [Электронный ресурс]. – Режим доступа: URL: https://memepedia.ru/about-memes/ Савицкая Т.Е. Интернет – мемы как феномен массовой культуры . [Электронный ресурс]. – Режим доступа: URL: http://infoculture.rsl.ru/NIKLib/althome/news/KVM_archive/articles/2013/03/2013-03_r_kvm-s3.pdf Субкультура. [Электронный ресурс]. – Режим доступа: URL: https://www.psychologos.ru/articles/view/subkultura
УПРАВЛЕНИЕ ОБРАЗОВАНИЯ
АДМИНИСТРАЦИЯ ГОРОДСКОГО ОКРУГА САРАНСК
МОУ «Средняя общеобразовательная школа №28»
Конкурс учебно-исследовательских и проектных работ учащихся
«Школьники города – науке XXI века»
Секция обществознания
Интернет-мемы:
альтернативный способ получения исторических знаний
или новая молодежная субкультура?
Выполнила: ученица 11 класса А
Салмина Дарья
Руководитель: Короткова И.В.
учитель истории и обществознания
Саранск - 2018
Содержание
Стр. | |||
Ведение | 3 | ||
Что такое «интернет-мемы»? Предыстория. | 5 | ||
1.1 | Что такое меметика и почему мемы — это не только смешные картинки. | 8 | |
1.2 | Какие бывают мемы | 9 | |
2. | Что такое субкультура? | 12 | |
2.1 | Молодежная субкультура. | 13 | |
3. | Социологический опрос и его результаты | 15 | |
Заключение | 17 | ||
Источники | 19 |
Введение
Ни для кого не секрет, что у каждого века есть собственные изобретения и новаторства. А в условиях троекратной скорости развития в 20-21 веках, можно сказать, что они возникают почти каждое десятилетие. Казалось, вот недавно был изобретён первый компьютер, занимающий три этажа, а уже в 2019 году каждый второй человек земли обладает тонким многофункциональным компьютером, фотоаппаратом и средством связи в одном устройстве. 21 век захватил интернет.
Глобальная сеть, первоначально созданная как хранилище информации, претерпела значительные изменения. Не зря же интернет называют «огромным хранилищем хлама». Согласитесь, это было бы слишком не похоже на людей, чтобы не упростить для своих потребностей что-либо. Так благодаря интернету размножились социальные сети, известные, несомненно, каждому. INSTAGRAM, ВК и прочее.
И на первый (и не будем лукавить и на второй) взгляд кажется, что это просто способы добровольного убийства драгоценного времени. И будете правы! Наиболее популярные материалы, предлагаемые социальными сетями, отражают потребности большинства, которые особой оригинальностью и вдумчивостью не отличаются.
На этой печальной ноте можно, конечно же, поставить на них крест, но почему же так не сделали лет пять назад? Если все так обречено? Но ведь это не так. Думающий человек даже среди смешных, но бессмысленных видео сможет найти что-то реально стоящее. Или создать это. Так и появились различные интеллектуальные сообщества по искусству, биологии и т.д. Различные познавательные паблики в ВК, аккаунты в INSTAGRAM и TWITTER. Но отдельной графой от всех вышеприведённых стоит такое явление, как интернет-мемы, которых сейчас множество, начиная с шутливых, заканчивая биохимическими, литературными и историческими, о которых хочется поговорить более подробно. Но сначала нужно разобраться о природе интернет-мемов.
Актуальность. Процесс восприятия информации современными подростками разительно отличается от того, что было, пока в жизнь человека не вошел Интернет. Сегодня социальные сети поглощают детей и подростков настолько, что на реальную жизнь у них порой не остается времени. Кроме того, общение в социальных сетях выработало свои нормы и правила, которые подростки усвоили достаточно прочно и отказываться от них не намерены. Какими бы интересными и образными ни были рассказы учителя, стоит с сожалением констатировать, что этот способ подачи информации постепенно уходит в прошлое. Краткость, ясность и небольшой объем – вот тот набор характеристик, которые оценит современный школьник. Оценит по той простой причине, что в состоянии усвоить поданный таким образом учебный материал. Из долгого рассказа он запомнит лишь отдельные детали, а через несколько уроков умудрится смешать все это в неподражаемый микс из не укладывающихся в голове несуразиц. Конечно же, подобные рассказы могут немало потешить наставника, однако, если наша цель все-таки научить, а не поразвлечься, стоит поискать средства передачи информации, более подходящие подрастающему поколению.
Желательно, чтобы восприятие информации учеником проходило на фоне испытываемых им положительных эмоций, а не было связано с нервным напряжением, раздражением или другими негативными ощущениями. Наиболее подходящий фон можно создать, используя чувство юмора подростков, которое у них достаточно хорошо развито и еще не загнано глубоко внутрь конформистскими требованиями социума.
Количество фактов, процессов, событий в истории неисчислимо велико и все их представить в юмористическом виде невозможно, да в этом и нет необходимости. Достаточно взять некоторые моменты, которые талантливые шутники из сети уже обработали и мы получаем желаемый результат. Для достижения этих целей, мы предполагаем, можно использовать интернет-мемы.
Объект исследования: интернет-мемы
Предмет исследования: влияние интернет-мемов на мировоззрение современных интернет-пользователей.
Методы исследования: теоретический анализ интернет-источников, сбор информации, анализ, систематизация, обобщение, методы информационных технологий, социологический опрос.
Цель работы: Исследование сущности, значения и влияния интернет-мемов на современных интернет-пользователей.
Задачи работы:
Гипотеза: Мы предполагаем, что исторические интернет-мемы являются новым способом передачи и получения информации. Являясь краткими, ясными, доступными и ироничными, они могут заинтересовать широкую аудиторию интернет-пользователей. Так как основной массой INSTAGRAM, ВК, TWITTER и других социальных сетей является молодежь, то интернет-мемы являются новой молодежной субкультурой.
Википедия дает нам следующее определение: «Интернет-мем» (англ. Internet meme) — информация в той или иной форме (медиаобъект, то есть объект, создаваемый электронными средствами коммуникации, фраза, концепция или занятие), как правило, остроумная и ироническая, спонтанно приобретающая популярность, распространяясь в Интернете разнообразными способами (посредством социальных сетей, форумов, блогов, мессенджеров и пр.). Обозначает также явление спонтанного распространения такой информации или фразы. Вошло в употребление в середине первого десятилетия XXI века.
Мемами могут считаться как слова, так и изображения. Иначе говоря, это любые высказывания, картинки, видео или звукоряд, которые имеют значение и устойчиво распространяются во Всемирной паутине.»[1]
Официальное толкование гласит: Мем (англ. meme) — единица культурной информации. Мемом может считаться любая идея, символ, манера или образ действия, осознанно или неосознанно передаваемые от человека к человеку посредством речи, письма, видео, ритуалов, жестов и т. д.
Концепция мемов была впервые изложена Ричардом Докинзом в 1976 году в его книге «Эгоистичный ген», а затем развита в его следующей книге «Расширенный фенотип» в 1982 году. Термин «мем» Докинз придумал, взяв за основу греческое слово μίμημα — «подобие».
По мнению Докинза, подобно генам, мемы — это репликаторы (англ. replicators), то есть объекты, которые для размножения копируют сами себя.
Мемы могут размножаться по воле или помимо воли своего носителя. Для мемов выживание зависит от наличия по крайней мере одного носителя, а успешность воспроизводства зависит от окружающей культурной среды и от наличия такого носителя, который намеренно пытается распространять мем. Информационное содержание конкретного мема также влияет на ту вероятность, с которой он будет скопирован. Мемы могут видоизменяться, комбинироваться и разделяться, чтобы формировать новые мемы. Они участвуют в борьбе друг с другом за ресурсы (умы людей-носителей), и, в результате, подвергаются естественному отбору.
Мемом может стать любая фотография или видео. Истоки их появления могут быть самыми разнообразными: это может быть интересный кадр из кино (вспомним кадр из фильма «Мстители», в котором персонаж Роберта Дауни-младшего, Тони Старк, закатывает глаз или момент из Ходячих Мертвецов), мемом может стать и случайная фотография. Обычно они появляются спонтанно из каких-то событий и раскрученные до невероятных размеров. Это может быть чья-то фраза, поступок или выражение лица или ещё что-то, что надолго запомнилось общественности. Примером можно привести Леонида Агутина и то, как он эмоционально нажимал на красную кнопку на шоу «Голос»). Конечно, же теоретически можно придумать мем специально, но как показывает интернет-опыт, наиболее популярными становятся именно спонтанные мемы.
А если ли корни? Особой чертой мемов является эмоциональная связь. Проще говоря, у человека, смотрящего на мем, должно что-то «сработать», вызывать эмоциональный отклик. Поэтому мемы часто являются одной из форм сатиры над современным обществом, так как они в условиях ограниченности зрительского внимания (пару секунд) должны привлечь внимание, удержать его и заставить передать мем другому. Или даже видоизменить его под новую, более актуальную ситуацию. Ничего это вам не напоминает? Анекдоты. Если провести аналогию между ними и интернет-мемами, то видна явная схожесть: оба являются к какой-то степени частью народного фольклора, оба могут иметь шутливый или сатирический характер, каждый вызывает эмоциональный отклик и желание передать его дальше.
1.1.Что такое меметика и почему мемы — это не только смешные картинки.
Слово «мем» впервые употребил в 1976 году английский биолог Ричард Докинз в книге «Эгоистичный ген». Докинз рассуждал, что человека от других живых существ отличает культура, и по аналогии с геном предложил называть единицу культурной информации мемом.
По Докинзу, мемы могут складываться в комплекс. В качестве примера автор приводит церковь «с ее архитектурой, обрядами, законами, музыкой, изобразительным искусством и письменными свидетельствами».
Эти высказывания оформились в теорию о сознании и культуре, которую американский информатик Дуглас Хофштадтер назвал в 1983 году меметикой.
А через пять лет понятие meme включили в Оксфордский словарь со значением «элемент культуры или системы поведения, передающийся от одного индивидуума к другому посредством имитации или другим негенетическим способом»[2].
Целью меметики является стремление теоретически обосновать культурную эволюцию человека на основе мемов, как единиц культурной информации. По утверждению представителей данного направления, если научиться контролировать точность копирования и передачи мемов, то можно повысить качество передаваемой и усваиваемой информации.
У меметики шаткое положение в научном мире. Почти сразу после возникновения возникло два направления изучения меметики: «интерналисты» и «экстерналисты». Исследователи мемов спорят о том, где существуют эти единицы информации: в сознании человека, как утверждают интерналисты, или в культуре, в чем уверены экстерналисты.
1.2 Какие бывают мемы
Классификаций у мемов множество. Их можно делить по самым разным признакам. Например, по способу зарождения различают:
По семиотическому признаку[3] мемы стандартно делятся на визуальные, аудиальные, текстовые и смешанные.
Частично к текстовым (скорее, вербальным) мемам можно отнести так называемые смысловые мемы – явления и события, ставшие мемами сами по себе, без семантического представления.
Мемы можно классифицировать в зависимости от каналов их распространения, и на этом основании выделяется один из самых массовых и популярных видов – интернет-мемы. Аналогично тому, как распространяется массовая информация, выделяются такие каналы распространения мемов, как телевидение, печатная пресса, радио. Еще одной формой передачи мемов можно назвать так называемые каналы личной коммуникации: межличностное общение и общение одного лица с аудиторией. Данный принцип классификации условен, поскольку одни и те же мемы могут распространяться по разным каналам.
Интернет-мемы можно делить и по такому критерию, как срок жизни: на краткосрочные и долгосрочные. К долгосрочным можно отнести такие мемы, которые живут, т.е. активно распространяются пользователями, намного дольше, чем длилась сама история, ставшая основой для мема. Краткосрочный мем – тот, который перестает быть актуальным так же спонтанно, как он возник.
В зависимости от обстоятельств распространение мема занимает от нескольких дней до нескольких лет, после чего процесс репликации замедляется или останавливается. Наступает «период пресыщения»: мем вытесняется другими, новыми мемами. Иногда мем остается известным лишь узкой аудитории пользователей интернета.
По стилю можно разделить интернет-мемы на ироничные, демотивирующие или мотивирующие, агитационные и др. По специфике выделяются общие и специализированные (локальные). Носителями последних являются представители различных профессий или субкультур, например, специалисты IT-индустрии или медики, рокеры или любители электронной музыки.
Наконец, по источнику возникновения. Прообразом мема можно рассматривать конкретное событие, историю, персону, цитату, конкретную фотографию и т.д. Мемы-события - это такие мемы, как заснувший на церемонии открытия Олимпиады в Сочи премьер-министр Дмитрий Медведев или вице-премьер Дмитрий Рогозин, простреливший себе ногу в тире. Мемы-цитаты возникают из высказываний публичных лиц: яркий пример – фраза «Денег нет, но Вы держитесь», принадлежащая тому же Д.А.Медведеву.
В свою очередь каждый из видов мемов тоже подвергается делению по признакам. Например, существует классификация визуальных и текстово-визуальных интернет-мемов. Среди таких мемов выделяются по структурным типам следующие виды:
Двусоставные – двухчастное высказывание, состоящее из завязки и панчлайна. В большинстве случаев это картинка с обрамляющим ее текстом. К такому типу относятся, например, демотиваторы – изображения с подписями, формально направленными «на создание атмосферы обречённости и бессмысленности человеческих усилий». Или популярные когда-то эдвайсы.
Персонажные – мемы, основанные на изображении какого-либо специфического персонажа, где визуальная составляющая выполняет функцию вербальной. Например, мем, изображающий актера Роберта Дауни-младшего, закатывающего глаза, – даже в отрыве от контекста он несет в себе определенный посыл (отношение ретранслятора к предмету речи, выраженное усталостью и обреченностью).
Синтаксические – мемы, основанные на повторяющейся структуре текста, в которой по смыслу меняются отдельные элементы. Например, популярный афоризм «Можно бесконечно смотреть на три вещи…» становится мемом, если последнюю часть выражения заменить чем-то другим.
Ситуативные – мемы-комиксы, которые, подобно синтаксическим, представлены типовой схемой, в которой меняются отдельные элементы. Например, комикс в виде квадрата, разделенного на четыре части, в которых обыгрывается четырехчастная сценка с политиком Владимиром Жириновским.
Компаративные – мемы, основанные на сопоставлении двух или трех изображений (мем «Ты и тот парень»).
2. Что такое субкультура?
Субкультура — образ жизни какой-либо замкнутой части общества, основанный на нормах и ценностях, отличающихся от общепринятых. Особая сфера культуры, суверенное целостное образование внутри господствующей культуры, отличающееся собственным ценностным строем, обычаями, нормами.
Субкультура — это система смыслов, ценностей, средств выражения, стилей жизни, групповых норм, образцов и стереотипов поведения, создаваемых социальной группой, занимающей, как правило, не главную позицию в обществе.
Субкультура — часть общей культуры, система ценностей, традиций, обычаев, присущих большой социальной группе.
Субкультуры могут различаться по возрасту, расе, этнической и/или классовой принадлежности, полу. Черты, которые служат определяющими для субкультуры, могут иметь эстетический, религиозный, политический или любой другой характер, равно как и комбинацию из них. Субкультуры обычно возникают как оппозиция к ценностям более широкого культурного направления, к которому они относятся, однако с таким мнением теоретики соглашаются не всегда. Поклонники субкультуры могут демонстрировать свое единство посредством использования отличного от всех стиля одежды или поведения, а также специфических символов.
Субкультура отличается от доминирующей культуры языком, взглядами на жизнь, манерами поведения, прической, одеждой, обычаями. Различия могут быть очень сильными, но субкультура не противостоит доминирующей культуре.
2.1. Молодежная субкультура.
Молодежь – это огромная часть людей нашего общества. Она не только отличается и от взрослых, и от детей, но еще и всячески подчеркивает это. Для нее очень важно быть оригинальной, непростой, такой, чтобы на нее обращали внимание. Она создает свои особенные стили жизни, одежду, организации, журналы, музыку.Молодежная субкультура обладает своим языком, особой модой, искусством и стилем поведения. Все больше она становится неформальной культурой, носителями которой выступают неформальные подростковые группы.
Кроме того, она (молодежь) еще неоднородна и внутри себя. Многие молодые люди состоят в группировках, которые иногда принимают огромные масштабы. Одни из них становятся известны и популярны во всем мире, другие – только в какой-то отдельной стране, городе. Сейчас такие группировки принято называть модным и красивым словом «субкультура».
Молодежная субкультура во многом носит суррогатный характер — она полна искусственными заменителями реальных ценностей: продленное ученичество как псевдосамостоятельность, подражание отношениям взрослых с системой господства и доминирования сильных личностей, призрачное участие в приключениях экранных и литературных героев вместо реализации собственных стремлений, наконец, бегство или неприятие социальной действительности вместо ее переустройства и совершенствования.
Молодежная субкультура создается самими молодыми людьми для молодых, она эзотерична, конкретные ее варианты понятны лишь знающим и посвященным. Молодежная субкультура – явление элитарное, через него проходят немногие молодые люди и, отклоняясь от традиционной культуры, в действительности нацелена на включение молодых людей в общество.
Вместе с тем молодежная субкультура служит и важным средством адаптации молодых людей к будущей взрослой жизни. Критически переосмысливая традиционные ценности и добиваясь утверждения собственных ориентиров, представители молодежной субкультуры постепенно осваивают социальное пространство, учатся соотносить желаемое и возможное, вырабатывают реалистический взгляд на жизнь, обретают социальный опыт и включаются в общество, которое само претерпевает изменения под их влиянием.
Мы провели социологический опрос, где участвовали 36 респондентов разного возраста от 10 до 50 лет.
возраст | Количество опрошенных |
10 –14 лет | 13 человек |
15 – 17 лет | 13 человек |
25 – 35 лет | 5 человек |
36 – 50 лет | 5 человек |
Предлагалось ответить на следующие вопросы:
1. Знаете ли Вы, что такое «мем»?
Да | нет | Что-то слышал | |
10 –14 лет | 13 | ||
15 – 17 лет | 13 | ||
25 – 35 лет | 3 | 2 | |
36 – 50 лет | 3 | 2 | - |
2. Как Вы считаете, мемы – это «изобретение» социальных сетей или «хорошо забытое старое» - продукт советских агитационных плакатов?
«Изобретение» социальных сетей | Продукт советских агитационных плакатов | |
10 –14 лет | 13 | |
15 – 17 лет | 13 | |
25 – 35 лет | 5 | |
36 – 50 лет | 3 | 2 |
3. Интернет-мемы являются новым способом передачи и получения информации
Да | Нет | Затрудняюсь ответить | |
10 –14 лет | 8 | 5 | |
15 – 17 лет | 6 | 7 | |
25 – 35 лет | 5 | ||
36 – 50 лет | 3 | 2 |
4. Интернет-мемы являются новой молодежной субкультурой
Да | Нет | Затрудняюсь ответить | |
10 –14 лет | 13 | ||
15 – 17 лет | 13 | ||
25 – 35 лет | 5 | ||
36 – 50 лет | 3 | 2 |
5. Как Вы считаете: идея в меме может использоваться для негативного информационного воздействия, или для формирования положительного образа.
Для негативного информационного воздействия | Для формирования положительного образа | Затрудняюсь ответить | |
10 –14 лет | 6 | 7 | |
15 – 17 лет | 8 | 5 | |
25 – 35 лет | 4 | 1 | |
36 – 50 лет | 2 | 1 | 2 |
Проанализировав ответы, мы подвели итоги:
Заключение
Мемы уже давно перестали быть просто смешными картинками в интернете. Их используют представители совершенно разных социальных и профессиональных классов, начиная со школьников и студентов, заканчивая политиками и маркетологами. Мемы даже пытаются анализировать с точки зрения серьезных наук вроде антропологии, лингвистики, психологии или социологии.
Мем — это не только смешная картинка, но и единица культурной информации. Наука, или скорее знание, изучающая мемы в таком смысле, называется меметикой. Мем в меметике — это идея, символ или образ, который самокопируется и передаётся из сознания одного человека к сознанию другого.
Как видим, интернет-мем стал универсальной единицей коммуникации: с помощью него можно показывать свои эмоции или своё отношение к чему-то, что-то рекламировать, что-то критиковать.
С помощью мемов можно влиять на политических оппонентов и соратников, транслировать свою позицию, искать и создавать сообщества единомышленников — словом, можно передавать любую информацию. Именно благодаря своему нескончаемому комическому потенциалу мемы завоевывают всё более широкую аудиторию.
Исходя из вышесказанного, можно сделать вывод: мемы — это современный фольклор. Претендовать на роль современной молодежной культуры мемы не могут, так как не соответствуют требованиям, которые свойственны той или иной субкультуре: наличие определенной аудитории, символов, стиля жизни, одежды, организации, журналов, музыки и т.д. Утверждать, что мемы — это альтернативный способ получения исторических знаний, также нельзя. Мемы не несут никакой смысловой нагрузки, исторических фактов они не отражают, а скорее искажают в ироничной форме. Комическая упаковка идеи в меме может использоваться как для негативного информационного воздействия, так и для формирования положительного образа.
Источники:
[1] Материал из Википедии — свободной энциклопедии. https://ru.wikipedia.org/wiki
[2] Аскарян А. Что такое меметика и почему мемы — это не только смешные картинки. https://knife.media/meme-studies/
[3] СЕМИОТИЧЕСКИЙ МЕТОД ПОЗНАНИЯ – метод опосредованного познания действительности, суть которого состоит в том, что исследуемый объект, в случае отсутствия возможности непосредственного его изучения исследования, анализируется по его материальным следам, чувственно воспринимаемым признакам или другим знакам, представляющим его в процессе познания. Основывается этот метод на способности субъекта воспринимать знак и реагировать на него как на представителя объекта реального мира.
Рисуем тыкву
Пустой колос голову кверху носит
Человек несгибаем. В.А. Сухомлинский
Сладость для сердца
Усатый нянь