В исследовательской работе учащийся 7 класса отвечает на проблемный вопрос: к какой части речи относятся слова с обстоятелсьтвенным значением здесь, там, потом, сюда, когда-то, некогда и т.п. В ходе работы Кудер сделал сравнительный анализ данной темы в различных учебниках по русскому языку и выяснил, что есть расхождения в определении части речи выше названных слов. Автор логично и убедительно доказывает свою гипотезу о том, что слова здесь, там, потом, сюда, когда-то, некогда и т.п являются наречиями.
Вложение | Размер |
---|---|
npk_oorzhak_kuder.pptx | 845.29 КБ |
tuvinskie_pisateli.pptx | 1.06 МБ |
vyskazyvanie_o_russ_yaz.pptx | 1.98 МБ |
Слайд 1
Министерство образования и науки республики Тыва Муниципальная научно-практическая конференция «Шаг в будущее» Направление: Русский язык Тема: « ТРУДНЫЕ ВОПРОСЫ МОРФОЛОГИИ: МЕСТОИМЕНИЕ ИЛИ НАРЕЧИЕ» Выполнил: ученик 7 «г» класса МБОУ СОШ №1 п.г.т . Каа-Хем Ооржак Кудер Научный руководитель: учитель русского языка и литературы Саая Элиза ВасильевнаСлайд 2
Проблема исследования К какой части речи: наречиям или местоимениям - относятся слова здесь, потом, там, тогда, никогда, так, никак, всегда, как-то и др. ?
Слайд 3
Гипотеза исследования заключается в предположении , что слова здесь , потом , там , так , тогда , никогда , никак , всегда , как-то являются наречиями Объект исследования – части речи: местоимение и наречие . Предмет исследования - группа прономинативов с обстоятельственным значением.
Слайд 4
Цель : доказать принадлежность перечисленных слов к наречиям Задачи: - сравнить особенности местоимений и наречий в морфологической системе русского языка; - рассмотреть , как материал по данной теме представлен в школьных учебниках; - провести анкетирование, чтобы узнать, существуют ли разногласия в определении части речи исследуемых слов; - обосновать гипотезу исследования.
Слайд 5
Ученые-лингвисты, изучавшие части речи
Слайд 6
Местоимение - это часть речи, которая указывает на предметы, признаки и количества, но не называет их (кто, ты, этот, некоторый, несколько…). Указание без наименования является основным категориальным значением местоимения. По этому признаку противостоит всем знаменательным частям речи, основной функцией которых является функция номинативная. Наречие - это неизменяемая часть речи, что позволяет противопоставить эту категорию всем остальным знаменательным словам. Наречие не склоняется и не спрягается, не имеет никаких грамматических категорий (ни лица, ни числа, ни рода). Неизменяемость – главный морфологический признак наречия , именно этим признаком обладают исследуемые нами прономинативы
Слайд 7
Прономинативы с обстоятельственным значением (здесь , потом, там, так, тогда, никогда, никак, всегда и др .) в лингвистике относятся к местоимениям к наречиям Вопросительные (где? Куда?) Указательные (тут, там, туда) Отрицательные (нигде, никогда …) Неопределенные (когда-то, куда-нибудь) Местоименные наречия Обстоятельственные Наречия времени (иногда) Наречия места (здесь, всюду, никуда…) Наречия причины (потому, оттого) Наречия цели (затем, зачем) Образа действия (кое-как, так…)
Слайд 8
Это наречие Это местоимение Прономинативы с обстоятельственным значением (здесь, потом, там, так, тогда, никогда, никак, всегда и др.) в школьных учебниках
Слайд 9
«Местоименные наречия рассматриваются не в связи с изучением местоимения как части речи, а при изучении наречий, так как функционально подобны им во многих отношениях (прежде всего как члены предложения )» Прономинативы с обстоятельственным значением (здесь, потом, там, так, тогда, никогда, никак, всегда и др.) в школьных учебниках и пособиях
Слайд 10
Прономинативы с обстоятельственным значением ( здесь, потом, там, так, тогда, никогда, никак, всегда и др.) в школьных учебниках и пособиях «Среди наречий имеются указательные: здесь, там, тут, туда, тогда, и др.,: неопределенные: где-то, куда-то, где-нибудь, кое-где и др., вопросительные: где, куда, откуда, зачем и др., отрицательные: нигде, никуда, негде и др ».
Слайд 11
Прономинативы с обстоятельственным значением ( здесь, потом, там, так, тогда, никогда, никак, всегда и др.) в школьных учебниках и пособиях Разряд местоимения Примеры Вопросительные Откуда , отчего , зачем , почему . Неопределенные Кое-где, кое-куда, когда-то Отрицательные Никогда, нигде Определительные Везде, всюду, всегда, иногда. Указательные Здесь, тогда, потом, отсюда, затем.
Слайд 12
Участники опроса – 57 человек, из них
Слайд 13
Учащиеся 11 класса
Слайд 14
Учащиеся 7 класса
Слайд 15
Студенты 5 курса филологического факультета ТГУ
Слайд 16
Учителя русского языка МБОУ СОШ № 1 пгт Каа-Хем
Слайд 18
Объяснение выбора части речи
Слайд 19
Доказательство того, что исследуемые слова – наречия: 1. Содержание любой знаменательной части речи определяется набором критериев, среди которых способ отображения действительности, семантическое значение, морфологические и синтаксические особенности, способы словообразования. Согласившись с термином местоименные наречия, мы, с одной стороны, учитываем семантическую особенность слов данной группы, с другой стороны, видим в них такие особенности наречия, как неизменяемость и синтаксическую роль обстоятельства в предложениях.
Слайд 20
Доказательство того, что исследуемые слова – наречия: 2 . Этимологический анализ позволяет отнести данные слова к наречиям. В книге «Исторические комментарии к занятиям», авторами которой являются В.В.Иванова, З.А.Потиха , говорится о наречиях, «образованных еще в дописьменную эпоху от древних местоимений: куда, туда, сюда – при помощи наречного суффикса места –да ; когда, тогда, иногда, всегда – при помощи наречного суффикса времени – гда ; где, везде, здесь – при помощи наречного суффикса – де; всюду, отовсюду, повсюду – при помощи наречного суффикса – уду» .
Слайд 21
Доказательство того, что исследуемые слова – наречия: 3. В качестве еще одного аргумента можно привести лексические связи исследуемых слов. На примере неопределенных наречий мы можем увидеть, что их синонимами являются тоже наречия. Когда-то – давно. Как-то – однажды. Как-то раз - недавно Кое-как –небрежно, невнимательно.
Слайд 22
Доказательство того, что исследуемые слова – наречия: 4. Надо принять во внимание и такой немаловажный факт: местоимения и наречия очень часто используются как средство связи между предложениями. В контрольно-измерительных материалах ЕГЭ по русскому языку есть задание, в котором необходимо найти предложения, связанные при помощи наречия или местоимения. Разработчики КИМов исследуемые нами слова относят к наречиям.
Слайд 24
Вывод На основе анализа лингвистических трудов мы приходим к выводу о том, взгляды лингвистов по определению части речи исследуемых слов противоположны. Но грамматика любого языка должна иметь систему классификации слов. И если отсутствует научно обоснованная новая точка зрения на этот вопрос, то, значит, необходимо держаться в рамках традиции. Наличие противоречивых теоретических сведений в различных учебных пособиях, рекомендованных Министерством образования и науки РФ, затрудняет изучение и без того сложных для школьников частей речи: наречия и местоимения. Именно поэтому необходимо прислушаться к мнению Маргариты Михайловны Разумовской, которая писала: « Традиционная трактовка местоимений и наречий не помешает выполнению заданий, предлагаемых в рамках итоговой аттестации, и не создаст дополнительных трудностей учащимся и учителям выпускных классов».
Слайд 1
Проект «Стихотворения тувинских писателей о природе» Выполнили: 1. Конгар-оол Виктория 2.Мольби Анастасия Проверила: Саая Э. В.Слайд 2
Мы выбрали эту тему, потому что нам интересно узнать про тувинских писателей и их творчество. Актуальность
Слайд 3
Изучить творчество тувинских поэтов, посвятивших стихи природе родного края Цель:
Слайд 4
- сбор материалов о жизни и творчестве - ознакомление с их произведениями, посвященными природе Тувы - создание презентации Задачи:
Слайд 5
Родился 3 ноября 1944 года в селе Суг-Аксы Сут-Хольского кожууна . Детство и юность прожил в селе Булун -Терек Чаа-Хольского кожууна . Закончил чаа-хольскую среднюю школу в 1962 году и до 1965 года работал в совхозе « Найырал ». В 1970 году закончил Кызыльский педагогический институт . С 1970 по 1976 был заведующим отделом, редактором в газете « Тываның аныяктары ». С 1976 по 1981 годах — редактор Тувинского книжного издательства. В 1981—1989 годы — литературный консультант Союза писателей Тувы. В 1997—2001 годы председатель Союза писателей Тувы. С 1979 года член Союза писателей СССР. Избирался в правительство Союза писателей СНГ, России. С 1992 по 1994 годы — министр печати Тувы. В 1994—1998 годах был депутатом Верховного Хурала Тувинской Республики. Состоял в Союзе Писателей Тувы . Умер Александр Даржай 22 апреля 2016 г. Биография Александра Даржая
Слайд 6
Александр Даржай . Из книги "Щедрый очаг" Книга Александра Даржая «Щедрый очаг» – поэтическая быль о жизни, детстве, дружбе, любви и верности. О Туве. О добром духе ээрене , о Зелёном коне, о том, как маленький мальчик хочет поймать птицу Хан- херети , чтобы построить за ночь волшебный дворец. Щедрый очаг
Слайд 7
Под небом голубым, как шелк без швов, У синей, чистой, как слеза, реки, В кайме высоких бирюзовых гор Стоят рядами юрты, как грибы. Там девушки тувинские коров На зорьке доят, на подъем легки, И стадо выгоняет на простор Пастух, когда туманы голубы. Речушка светлая, где часто в сайзанак 1 Дымы пастушьих юрт, где грезил я, Не перестанут сердце согревать. Играл я камушками до звезды ночной. Доколе мчится жизни аргамак. Дотоле будут в дымке голубой У речки синей, чистой, как слеза, Рядами юрты белые стоять. Юрты
Слайд 8
Биография Леонида Чадамба Леонид Чадамба . Заботы Алдын-кыс Поэт, прозаик Леонид Чадамба – первый составитель грамматики тувинского языка для 1-3-х классов, первого тувинского букваря, учебников для начальной школы «Родная речь» и «Родной язык»; соавтор и редактор учебников тувинского языка для старших классов. Один из составителей первого «Русско-тувинского словаря» и «Тувинско-русского словаря», «Орфографического словаря тувинского языка». Возглавлял бригады по созданию и выпуску учебников для тувинских школ республики. Леонид Чадамба много писал для детей. Его детские стихи стали хрестоматийными благодаря звучности и сюжетам.
Слайд 9
На Одугене , в тайге Кош- Пош , Был у меня ученик хорош. Стар я, а всё же от букварей Старый оленный пастух Бараан Чол Благословение мне прочел: – Письменность – чудо, солнца восход! Звёздами букв запестрел небосвод. Стал я моложе, стал я бодрей… Впору запеть! В стихах воспоёшь Чудо в далёкой тайге Кош- Пош , Благословение старика – Давнего, первого ученика. На Одугене , в тайге Кош- Пош
Слайд 10
Зоя ДОНГАК родилась в 1953 году в Республике Тува, в многодетной семье. По профессии врач. Отличник здравоохранения СССР. Ветеран труда и Ветеран спорта РСФСР. Многодетная мать. Выпускница (2012 год) ВЛК (семинар прозы) при Литературном институте имени А. М. Горького. 2012-2013 гг.. – слушательница курсов литературного мастерства (семинаров поэзии Сорокина Валентина Васильевича и прозы Воронцова Андрея Венедиктовича) Биография Зои Донгак
Слайд 11
ТУВИНКА Я Тувинка я. Народ мой гордый. Я дочь серебряной горы. Дитя тувинского народа, И я – наследница Тувы. Я ветер, что колышет травы, Степной цветок, лазурь озёр. Под стать реке с упрямым нравом, Стремительно бегущей с гор. Я – боль, я – слава и свобода, Я – мужество богатырей… Храню в себе я память рода, Наследие страны своей. Тувинка я. Народ мой гордый, Я – дочь серебряной горы! Тувинка я
Слайд 12
Закончив свой проект мы можем сказать, что мы узнали много о писателей Тувы и ознакомились с их разными произведениями. Вывод:
Слайд 1
Проект « Высказывания о русском языке» Выполнил ученик 5 «г» класса Ооржак Кудер Руководитель: Саая Э.В., учитель русского языка и литературыСлайд 2
Цель: и зучить мнение великих людей о русском языке
Слайд 3
Задачи Найти высказывания о русском языке . Узнать об авторах этих высказываний . Сравнить все высказывания , найти сходства и различия в отношении великих людей к русскому языку .
Слайд 4
«Русский язык мы портим. Употребляем иностранные слова без необходимости. И употребляем их неправильно. Зачем говорить «дефекты», когда можно сказать пробелы, недостатки, недочёты? Не пора ли объявить войну употреблению иностранных слов без особой на то надобности ?» Владимир Ильич Ленин
Слайд 5
Владимир ильич ленин Ленин (настоящая фамилия - Ульянов) Владимир Ильич – крупнейший русский советский политический, государственный деятель, публицист, марксист, основоположник марксизма-ленинизма, один из организаторов и руководителей Октябрьской революции 1917 года, основатель коммунистической партии, создатель первого социалистического государства, Коммунистического интернационала, один из лидеров международного коммунистического движения. Ульянов был родом из Симбирска, где родился 22 апреля (10 апреля по ст. ст.)
Слайд 6
«Русский язык — язык, созданный для поэзии , он необычайно богат и примечателен главным образом тонкостью оттенков» Проспер Мериме
Слайд 7
Проспер мериме (1803-1870) Биография Проспера Мериме отражает яркую жизнь человека - известного писателя, политического деятеля, художника, члена академии наук Франции. Родился Проспер Париже, 28 сентября 1803 года. Отец будущего писателя, Жан Франсуа Леонор Мериме, был ученым-химиком, и серьезно увлекался живописью. Успешной художницей была и мать Проспера . Молодой человек, получивший юридическое образование в Париже, стал секретарем одного из министров правительства Франций
Слайд 8
«Нет в русском языке ничего осадочного или кристаллического; всё волнует, дышит, живет» . А.С. Хомяков .
Слайд 9
Алексей степанович хомяков Алексей Степанович Хомяков – замечательный русский мыслитель, славянофил, внес большой вклад в формирование русской идеи. Биография его бурная и очень интересная. Родился 1(13).05.1804г в Москве. Семья его дворянского происхождения. Отец - Степан Александрович, мать - Марья Алексеевна.
Слайд 10
«Родной язык нам должен быть главной основой и общей нашей образованности и образования каждого из нас» П.А. Вяземский
Слайд 11
Происходил из древнего княжеского рода Вяземский; сын действительного тайного советника, нижегородского и пензенского наместника, князя Андрея Ивановича Вяземского (1754—1807) и Дженни О’Рейли (в 1-м браке Квин [] ) позже известной под именем княгини Евгении Ивановны Вяземской (1762—1802). Его родители познакомились, когда князь Андрей совершал гран-тур по Европе, причем Дженни уже была замужем за офицером французской армии, и ей потребовался развод. Отец и мать А. И. Вяземского были категорически против брака, но он был непреклонен и женился на избраннице. Петр андреевич вяземский
Слайд 12
«Дивишься драгоценности нашего языка: что ни звук, то и подарок: все зернисто, крупно, как сам жемчуг, и, право, иное названье еще драгоценней самой вещи .» Н.В.Гоголь
Слайд 13
НИКОЛАЙ ВАСИЛЬЕВИЧ ГОГОЛЬ Родился 20 марта (1 апреля н.с .) в местечке Великие Сорочинцы Миргородского уезда Полтавской губернии в семье небогатого помещика. Детские годы прошли в имении родителей Васильевке, рядом с селом Диканька, краем легенд, поверий, исторических преданий. В воспитании будущего писателя определенную роль сыграл отец, Василий Афанасьевич, страстный поклонник искусства, любитель театра, автор стихов и остроумных комедий.
Слайд 14
Источники информации 1 . Интернет-ресурсы 2 . Школьная библиотека
Слайд 15
Спасибо за внимание
Как нарисовать зайчика
Павел Петрович Бажов. Хрупкая веточка
Интересные факты о мультфильме "Моана"
Сказка "Морозко"
Солдатская шинель