Вложение | Размер |
---|---|
“Туристско-краеведческая деятельность в условиях школы-пансиона Плесково” | 425.85 КБ |
АНО “Православная общеобразовательная
школа-пансион “Плесково”
“Туристско-краеведческая деятельность в условиях
школы-пансиона Плесково”
Ученика 10 класса Яковлев М. А.
Руководитель: Бочаров А.А.
2016 г.
Оглавление
а) Классификация турпоходов, на основании их цели
б) Классификация турпоходов на основании способа и условий передвижения группы на маршруте.
в) Классификация турпоходов на основании их продолжительности.
г) Виды походов относящиеся к рекриационным.
а) Понятие краеведение.
б) Цели проведения походов в нашей школе.
в) Цели и задачи краеведческих походов.
г) Понятие экологический туризм.
1.Введение
Целью создания системы туристско-краеведческой деятельности является создание условий для привлечения как можно большего количества учащихся к занятиям туризмом. Рассказывая о возможном содержании туристско-краеведческой деятельности (ТКД) в нашей школе, мы понимаем, что в наше время, мы выглядим мечтателями, говоря о, казалось бы, несбыточном. Однако, ведь эта система в образовании существовала, пусть не в идеальном варианте, но она была. И почти каждый школьник советской школы в той или в иной форме принимал участие в походе, прогулке или экскурсии. И у нас глубокое убеждение, что система ТКД с годами возродится (конечно, с изменениями), т.к. этот вид деятельности полезен и нужен детям, педагогам, руководителям органов управления образования, родителям, обществу, он доказал свою жизненность. Помня об истине - «новое - это хорошо забытое старое», считаю необходимым рассказать о той системе, которая складывалась в течение многих десятилетий стараниями многих педагогов, работников внешкольных учреждений - энтузиастов детского туризма, и мы думаем как система оправдавшия себя и доказавшая свою состоятельность может быть применена и в нашей школе - пансионе «Плёсково».
Сущностью туристской работы, ее «главным звеном», тем зерном, без которого нет туризма, является поход. Вообще всякие походы во всем их собственном разнообразии: ближние и дальние, однодневные и многодневные, степенные и категорийные, пешеходные и лыжные, водные и горные, велосипедные и конные, самодеятельные и плановые и еще комбинированные. Без походов туризма нет и быть не может. Если кто-то думает, что вместо походов можно проводить экскурсии, что они вполне заменяют походы и дают тот же результат, то он глубоко заблуждается, Только поход, являясь самой комплексной формой туризма, включающей в себя и краеведение, и экскурсии (без экскурсий, наблюдений поход немыслим), позволяет одноразово достигать всех целей, которые ставятся в ТКД. Если в школе проводится много экскурсий, поездок, ведутся краеведческие факультативы, реализуется краеведческий принцип преподавания основ наук, создаются выставки и даже есть собственный школьный музей — все это не делает туризм в школе фактом, а школу туристской. Туристской школу делает то что в ней проводятся походы, есть походы – есть туризм. Это касается и нашей школы, тем более она находится в таком месте Новой Москвы, что сам Бог велел нам развивать эти формы туризма и в первую очередь походную деятельность.
У многих может возникнуть вопрос – А какая польза от школьного туризма? А пользы на самом деле много, и польза эта существенная.
Туризм - это специфический вид спортивной деятельности, которая открывает большие возможности для приобретения многих важных для жизни общеобразовательных и специальных знаний, различных двигательных умений и навыков, способствует укреплению здоровья и разностороннему укреплению личности человека вообще и православного человека- делателя в частности. Туризм - важнейшее средство воспитания, которое благодаря своему многообразию и универсальности открывает широкие возможности для практической подготовки маленького гражданина к большой жизни. Для детей - туризм – это способ активного отдыха, увлекательное занятие, наполненное романтикой необыкновенного образа жизни. А для педагогов он - средство, способ лучше, глубже познать своих воспитанников и активнее повлиять на их развитие здоровья и разностороннему формированию личности. Наконец, туризм является профилактикой бездуховности, эмоциональной бедности и различных правонарушений. Он решает проблему занятости детей, позволяет им рационально использовать свое свободное время, органически сочетать досуг с образовательной деятельностью. Поход - это замечательное средство непринужденного введения детей в систему социальных отношений и накопления ими опыта этих отношений, организованного усвоения правил и норм человеческих отношений. Занятия туризмом и участие в походах способствуют усвоению подростками универсальных ценностей жизни и моделей поведения, которые помогут им жить в мире и согласии с самими собой, природой и обществом.
В настоящее время качественно изменилось содержание и сложность походов, значительно снизилось количество походов, их постепенно заменяют походы выходного дня. Все эти проблемы актуальны и для нашей школы-пансион. Сегодня проведение многодневных походов стало недоступным по нескольким причинам. Это очень высокие цены на проезд к месту совершения путешествия, дороговизна продуктов питания, криминальная обстановка в стране. В школах города Москвы, да и в нашей школе отсутствует туристское снаряжение, необходимое для жизни в полевых условиях - палатки, рюкзаки, спальники, походное костровое оборудование, не хватает опытных педагогов, умеющих правильно и безопасно провести туристский поход. Многое держится на энтузиазме.
2. Обзор форм туристско-краеведческой работы
В условиях нашего проекта мы решили остановиться на всех формах туристско-краеведческой работы, но более обстоятельно осветить такую форму как поход. Туристские путешествия проводятся путем формирования туристских групп в разнообразных организационных формах: прогулки, экскурсии, экспедиции, походы. Попробуем разобраться в каждой из них.
Прогулка - самая простая форма туристско-краеведческой работы. Прогулки организуют в лес, на реку, в горы и т.д. Они не нуждаются в особенных расходах и специальном туристском снаряжении. Прогулки чаще всего проводят с учениками младших классов.
Экскурсия - это коллективное посещение выдающихся мест собразовательной, учебно-воспитательной, научной или развлекательной целью. Длятся экскурсии в среднем до одних суток. Они четко подразделяются на три типа: на природу, в сферу хозяйственной деятельности, в сферу культурной деятельности.
Учебные (программные) экскурсии - это запланированный программой кратковременный выход учащихся в окружающий мир для ознакомления с конкретными объектами, типичными явлениями и процессами, которые подтверждают теоретические положения, рассматриваемые на занятиях.
Краеведческие внепрограммные экскурсии - организованный выход или поездка группы учащихся с целью изучения своего края.
Общеобразовательные экскурсии - это выход или поездка на объекты культуры, природы или хозяйства самодеятельной группы учеников под руководством экскурсовода с целью расширения кругозора и поднятия общего культурного уровня экскурсантов.
Походы - это путешествие организованной группы учащейся и студенческой молодежи или взрослых туристов с использованием активных форм передвижения по определенному маршруту, во время прохождения которого возможно преодоление естественных препятствий: перевалов, порогов, пещер и т.п. разных категорий и степеней сложности. Туристский поход, как правило, преследует несколько целей, в которых доминирующая цель обусловливает туристский маршрут, длительность путешествия, способ передвижения, тип временного жилья и другие условия. В свою очередь цель и условия путешествия определяются материальными возможностями, состоянием здоровья, возрастом и культурным уровнем, а также материально-технической базой группы.
В походе проявляется умение преодолевать трудности, люди учатся коллективизму и взаимопомощи, в них возрастает дисциплинированность и напористость. Поход особенно ценен, поскольку очень часто в походе люди раскрываются совсем с другой стороны, чем в школе или на работе. Поход позволяет глубже понять натуру человека, наладить отношения.
Основное отличие туристского похода от экскурсии заключается в том, что в туристском походе проводятся наблюдения разнообразных объектов, явлений и процессов, которые встречаются на маршруте, по заранее составленному плану, тогда как экскурсия предусматривает изучение точно отобранных объектов по специальной программе.
Экспедиция - это путешествие, которое проводятся с учащейся и студенческой молодежью с целью изучения истории родного края, окружающей среды, явлений социальной жизни, цивилизации, исследования географических, этнографических, исторических объектов с использованием технических средств передвижения или без них. Экспедиции в зависимости от цели и направления работы могут быть краеведческие, научные и т.п.
От походов экспедиции отличаются более комплексными учебно-воспитательными задачами, а также длительностью. В системе краеведческой работы экспедиции выступают, как более сложный в сравнении с экскурсиями и походами вид путешествия. Поэтому в экспедициях из детей принимают участие только старшие подростки, уже имеющие опыт производственно-экскурсионных занятий и проявляющие повышенный интерес к исследованиям. Экспедиция дает возможность учащимся овладеть элементарными приемами исследовательской работы в полевых условиях, развить инициативу и самодеятельность.
Во время проведения экспедиции возможно преодоление естественных препятствий (перевалов, порогов, пещер и др.). Участки маршрутов экспедиций, которые соответствуют требованиям к туристско-спортивным походам, рассматриваются как маршруты с активными способами передвижения. Категория сложности (к.с.) для таких маршрутов устанавливается, как и для туристско-спортивных походов.
Тематика школьных краеведческих экспедиций разнообразна и зависит, главным образом, от потребностей местных научных и хозяйственных учреждений в материалах краеведческого характера, от связей школы с организациями, уровня научной подготовки учителя и старшеклассников. Умело поставленное краеведческо- экспедиционное дело приносит юным исследователям удовольствие от общественной значимости и полезности выполненной работы. Осознание этого повышает чувство ответственности за порученное дело, развивает активность, инициативу и самостоятельность, укрепляет дисциплину.
Я решил из всех видов туристско- краеведческой деятельности наиболее подробно остановится на туристическом походе, как наиболее приемлемом и удобном для школы- пансион «Плёсково», т.к.мы территориально находимся в Новой Москве, но вместе с этим должны использовать и природное местонахождение, те великолепные Среднерусские ландшафты, то культурное пространство нас окружают леса Ближнего Подмосковья, то непознанное Отечество , которое рядом , но мы о нём либо ничего не знаем либо знаем очень поверхностно.
3. Понятие «туристский поход» и классификация туристских походов
Что мы понимаем под термином «поход»? Известные толковые словари (например, под редакцией С.И. Ожегова, Т.Ф. Ефремовой) определяют поход как «путешествие, переход, совместное движение группы лиц, организованного отряда с какой-нибудь определенной целью». В таком «широком» понимании, термин «поход» практически не отличим по смыслу от термина «путешествие». При этом среди разнообразных путешествий определением «поход» выделяется лишь разновидность «организованных» путешествий, в которых участвует обязательно «группа лиц».
Очевидно, что по отношению к туристскому походу целями путешествия организованных групп, лиц должны быть туристские цели, а именно: рекреационные, спортивные, деловые, ностальгические и т.д. С точки зрения предмета нашего изучения (содержания и методологии организации активных туристских мероприятий) термин «туристский поход» определим как короткое по продолжительности путешествие (в большинстве случаев от 2-х до 30-и дней) с активными способами передвижения (пешком, на лыжах, на велосипеде, на гребных судах) по всему маршруту с рекреационными и спортивными целями.
Таким образом, поход это всего лишь частный случай (разновидность) туристских путешествий.
а.) Классификация туристских походов на основании их цели. Как и виды туризма, виды туристских походов, прежде всего, принято выделять на основании цели совершения походов. Именно цель определяет программу, содержание, состав участников, маршрут и иные важнейшие элементы сложной социальной системы «поход». Основной нормативный документ спортивного туризма («Правила проведения туристских походов») определяет цели проведения походов как «познавательные, спортивные, учебные или иные». Мы полагаем, что такое определение целей не точно соответствует сути туристской деятельности («иные» цели могут по смыслу данного определения вообще не иметь отношения к туризму).
Учитывая ранее принятую нами, отвечающую предмету изучения, классификацию туристской деятельности классифицируем туристские походы согласно цели, на походы рекреационные (учебно-рекреационные) и походы спортивные (учебно-спортивные).
Содержание различных по своей программе рекреационных походов рассматривается ниже (вопрос 2). В учебно-рекреационных походах главной целью является обучение участников методологии проведения рекреационных походов.
Содержанием спортивных походов является преодоление классифицированных (имеющих определенную категорию сложности) маршрутов, включающих естественные препятствия и участки, требующие для безопасного прохождения применения особой туристской техники и тактики (спортивного мастерства).
В учебно-спортивных походах, кроме того, преследуется цель обучения участников разнообразной туристской технике и тактике (в том числе технике и тактике преодоления естественных препятствий) и методологии проведения спортивных походов, руководства группой.
б.)Классификация туристских походов на основании способа и условий передвижения группы на маршруте. Способ передвижения на маршруте определяет специфику организации, подготовки и проведения похода, в том числе: программу тренировочного процесса, особенности календарного плана похода, виды классифицированных препятствий и, соответственно, технику и тактику их преодоления, виды посещаемых туристами рекреационных объектов и пр.
Рекреационные и спортивные походы подразделяются, согласно действующим «Правилам» на десять видов. На основании способа передвижения «Правила» выделяют 8 видов походов:
1-пешеходные, 2 -лыжные,3 -водные,4- велосипедные, 5-мотоциклетные, 6 -автомобильные,7-конные,8- походы на парусных судах.
Еще два вида походов определены «Правилами» на основании условий преодоления маршрута, а именно: горные и спелеопоходы(путешествия в пещеры).
в.)Классификация туристских походов на основании их продолжительности. По продолжительности (в днях) все походы принято разделять на походы выходного дня и многодневные походы. Путешествие с активными способами передвижения, которое осуществляется в течение одного светового дня и не предусматривает организации ночлега, собственно походом не является – это т.н. туристская прогулка. Поход, предусматривающий организацию одного, двух ночлегов (обычно, осуществляемый туристами в выходные дни) принято называть походом выходного дня.
В подавляющем большинстве случаев походы выходного дня организуются с целью оздоровления и отдыха участников (оздоровительные походы). Весьма перспективной для развития в России формой отдыха в рамках недельного цикла рекреации являются так же рекреационно-познавательные экологические походы различной тематики (ботанической, зоологической, ландшафтно-географической и др.). Кроме того, походы выходного дня могут преследовать образовательные цели (например, краеведческие походы со школьниками), учебные цели (походы со студентами, обучающимися на «туристских» специальностях вузов) и тренировочные цели (как часть программы подготовительного периода перед осуществлением спортивных походов).
Спортивные походы по требованиям «Правил» обязательно являются многодневными (6 дней, как минимум, длится спортивный поход 1-й категории сложности). Рекреационные походы могут являться как походами выходного дня, так и многодневными походами.
Для классификации спортивных походов, кроме вышеуказанных оснований, обязательно используется такое основание как «категория сложности». Методология классификации спортивных походов (маршрутов походов и их участков) по категории сложности будет рассмотрена нами ниже, в отдельном разделе.
г.)Какие виды походов можно отнести к рекреационным походам? Среди рекреационных походов, в соответствии с их программой и задачами, выделим походы рекреационно-оздоровительные, рекреационно-познавательные, рекреационно-спортивные (например, приключенческие)
Доминирующими целями рекреационно-оздоровительных походов являются полноценный отдых и оздоровление их участников. Основными факторами оздоровления является комплекс, включающий природные ресурсы (солнце, чистый воздух, вода, лесные массивы) и физическую активность в рамках рекреации (смотри ниже).
Перед рекреационно-познавательными (например, экологическими, краеведческими) походами, кроме рекреации участников, ставятся еще и познавательные цели и задачи. Содержание данных походов рассмотрено ниже в специальных темах.
В рекреационно-спортивных походах потребности участников в активном отдыхе реализуется в процессе преодоления ими относительно сложного маршрута, содержащего естественные препятствия (спортивный компонент). Это так называемые приключенческие походы, которые, по сути, могут проводиться по спортивным маршрутам, имеющим категорию сложности (или по фрагментам данных маршрутов). Организаторами таких походов могут являться туристические организации, предлагающие на рынке «активные» туристские продукты. При этом участники похода не ставят для себя далеко идущих спортивных целей, не стремятся получить спортивное звание в виде спорта «туризм спортивный», участвовать в официальных соревнованиях.
4. Понятия «экологический туризм» и «краеведение». Классификация и содержание экологических и краеведческих походов
а.) Понятие «краеведение».
В широком смысле краеведение может рассматриваться как метод комплексного (всестороннего) изучения какой-либо определенной, выделяемой по административным, или хозяйственным признакам относительно небольшой территории. То есть изучение физической географии, истории, культуры, экономики, этнографии и т. д. «родного края».
В задачу туристского краеведения входит, скорее, не получение новых научных знаний о родном крае, но краеведческое образование и воспитание участников туристской деятельности. Таким образом, туристское краеведение мы можем определить как получение всесторонних знаний о родном крае, в том числе методами и средствами туризма.
Формы краеведческих туристских путешествий различны:
б.) Цель проведения краеведческих походов в школе.
Опыт краеведческой деятельности свидетельствует о том, что получение готового «книжного» «лекционного» знания о родном крае малоэффективно, если оно не подкреплено самостоятельным деятельностным изучением окружающей действительности, ее предметов и явлений. Наоборот, познание будет более эффективным, если обычные (традиционные) уроки по истории, географии и пр. дополняются в школе различными формами краеведческой работы (экскурсиями, походами, наблюдениями).
В краеведческом походе учащиеся преодолевают активными способами передвижения маршрут относительно небольшой протяженности (обычно в течение 2-х – 3-х дней) с акцентом на знакомство, изучение краеведческих (познавательных) объектов. Основное отличие краеведческого похода от экскурсии заключается в том, что в походе преследуется цель наблюдения по широкой программе, встречающихся на маршруте объектов, тогда как экскурсия ставит перед собой задачу изучения строго отобранных объектов по специальной программе (А.С. Барков).
в.) Цели и задачи краеведческих походов. В краеведческом походе педагог решает комплекс задач: -рекреации (оздоровления) учащихся средствами активного туризма;
-образования (обучения) с использованием в качестве предмета познания географии, истории и т.д. родного края;
-воспитания (гражданственности, патриотизма иных личностных качеств).
Прежде всего, для участников туристского похода (школьников) в рамках изучения учебных дисциплин, будут интересны сведения о географии экологии и истории родного края: о характерных ландшафтах, о гидрографии, о рекреационных ресурсах, о характерных растительных сообществах, о животном мире, охраняемых животных и растениях, о лекарственных и съедобных растениях и пр., об исторических событиях,
об известных людях, проживавших на данной территории.
г.)Значение понятия «экологический туризм» и «экологический поход»
Существует множество «официальных» определений экотуризма. Приведем, например, определение, представленное Всемирным Фондом дикой природы: «Экотуризм – это туризм, включающий путешествия в места с относительно нетронутой природой с целью получить представление о природных и культурно-этнографических особенностях данной местности, который не нарушает при этом целостности экосистем и создает такие экономические условия, при которых охрана природы и природных ресурсов становится выгодной для местного населения».
Можно определить понятие «экологический поход», как относительно кратковременное путешествие (обычно не более 7-10 дней) по сохраненным природным территориям с активными способами передвижения, с целью экологического просвещения туристов и рекреации. Разумеется, при организации и проведении похода должны соблюдаться все ранее указанные принципы экологического туризма.
Проведение экологических походов, наряду с другими формами экологического и рекреационно-оздоровительного туризма должно обеспечивать устойчивое развитие тех районов, где они осуществляются.
Классифицируют экологические походы и по средствам передвижения. Наиболее приемлемыми для выполнения целей экологического просвещения следует признать пеший поход (треккинг), водный поход на гребных судах и велосипедный поход. Способ передвижения диктуется, в том числе, стоящими перед походом конкретными задачами.
5. Основные направления туристско-краеведческой работы в условиях Плёсково.
Мы проанализировали все формы организации туристско- краеведческой работы и все интересные в исследовательско- краеведческом плане, находящиеся на сравнительно близком расстоянии от школы-пансион объекты и пришли к выводу, что наиболее приемлемыми для Плёсково являются следующие направления:
На территории Подольского района Русская армия, оставив 2 сентября Москву, следовала вначале по Рязанской дороге, затем резко свернула направо и вышла на Серпуховскую, а затем таким же путем на Старо-Калужскую дорогу, оторвавшись, таким образом, от преследования идущего сзади авангарда французов под командованием неаполитанского короля маршала Мюрата. 6 сентября она остановилась для отдыха у южной окраины Подольска, став лагерем на Серпуховской дороге, а штаб разместился в деревне Кутузовой. На другой день, продолжив переход к Старо-Калужской дороге, вышла к деревне Красной Пахре. Французы, пройдя поворот к Подольску и потеряв из виду русскую армию, приписали это быстрейшему ее отступлению и ускорили движение, чтобы нагнать ее. Вскоре, поняв, что они обмануты, вернулись назад и стали искать противника. Вдруг узнают, что русская армия преспокойно стоит в их тылу. Наконец, 22 сентября, достигнув русские арьергардные войска у села Спас-Купля, Мюрат напал на них. Завязался ожесточенный бой, к исходу которого бесстрашный генерал М.А. Милорадович, командовавший русским арьергардом, нанес сокрушительный урон авангарду французов, чем обеспечил основным силам возможность беспрепятственного перехода от Красной Пахры к Тарутину, где они стали лагерем. Так был осуществлен один из замечательных замыслов великого полководца России, который в исторической науке стал называться Тарутинским фланговым марш-маневром. Он дал возможность Кутузову скрытно совершить фланговый марш, вывести из-под удара врага армию, занять в районе Калужской дороги позицию, закрыв, таким образом, от неприятеля южные губернии с наличием в них запасов продовольствия, фуража и Тульского оружейного завода. Кроме того, русская армия заняла выгодные позиции на фланге наполеоновской армии.
Так же известно что французкий император Наполеон ночевал в плёсковской усадьбе, здесь находился его штаб, и именно от Плёсково он повернул в направлении Наро-Фоминска.
По этому можно организовать походы по следующим направлениям (на карте отмечены цифрами):
Эти места могут являться объектом нашей походной деятельности, так как все они находятся в пределах пешей доступности, примерно около 12-15 километров.
15 октября 1941 года было принято решение об организации Подольского боевого участка, на котором передовым рубежом была река Нара. Десятки тысяч подольчан, жителей близлежащих городов и поселков были направлены в помощь саперным воинским частям для строительства оборонительных сооружений. На рытье окопов вышли стар и млад. Подольское направление обороняли части 43-й армии под командованием генерал-майора К.Д. Голубева.
6 октября 1941 года с Маньчжурской границы была снята, доукомплектована в городе Чите и срочно направлена на Подольский боевой участок 93-я Восточно-Сибирская стрелковая дивизия под командованием генерал-майора К.М.Эрастова.
Эшелоны с частями 93-й дивизии начали прибывать пожелезной дороге на станции Щербинка и Подольск 18 октября, , спешно разгружались, чтобы незамедлительно совершить марш-бросок по Варшавскому шоссе и к утру 25 октября занять оборону по фронту на рубеже Богородское-Горки-Каменка и по глубине Кресты-Косовка-Вороново-Ясенки-Лукошкино. В задачу дивизии входило не только остановить продвижение немцев на Подольск, но и контратаковать их, выбить с захваченных территорий за реку Нара. К 24 октября на поддержку дивизии была направлена также 26-я танковая бригада под командованием полковника Д.Н.Бурдова.
Ожесточенные бои на реке Нара в это время разгорелись с новой силой. Гитлеровцы пытались, не задерживаясь на рубеже реки, сломить здесь сопротивление укреплявших свои позиций советских войск. 20 октября они просочились из района деревень Ольхово, Кузовлево восточнее Варшавского шоссе и вышли к окраинам деревни Каменка, создав угрозу окружения находившегося здесь штаба 43-й армии. Командующий армией генерал-майор К.Д.Голубев был вынужден ввести в бой сводный отряд подольских курсантов. Батальон под командованием майора И.М. Золотухина, контратакуя, к 23 октября выбил немцев с этого плацдарма и отбросил их за реку Нара.
Особая тяжесть боев легла на плечи подольских летчиков-истребителей. Сопровождая советские штурмовики или преследуя фашистские бомбардировщики, они проявляли мужество и героизм. Как правило, немцев всегда было больше, но наши летчики смело врезались в большие группы немецких самолетов, разрывали их строй и заводили воздушную карусель, сбивали вражеские самолеты. К сожалению, очень часто погибали сами. Среди сражавшихся в небе подольских летчиков был Герой Советского Союза младший лейтенант Виктор Талалихин. 7 августа Талалихин совершил первый в истории ночной таран.Погиб 27 октября 1941 года в воздушном бою над деревней Каменкой.
В связи с этим нам будет интересно посетить следующие места (цифрами отмечены на карте)
В Новой Москве находится большое количество мест где находятся православные святыни. Многие из них находятся в окрестностях Плёсково: это источники монастыри, храмы и многое другое. В связи с этим возможны следующие направления:
Источники: 1.Талеж, 2.Источник «Еринский», 3.Святой источник новомучеников и исповедников Российских.
Монастыри:1. Давидова пустынь, 2. Зосимова пустынь
Так же в селе Сатино-Русское находиться могила Евгения Родионова
4.Экстремальный туризм
Направление экстремального туризма очень привлекательно для Плёсково. В окрестностях нашей школы достаточно мест для проведения занятий по организации стоянок, биваков. Делать это можно в любое время года. Для каждого из занятий можно найти тему. Например, выработка навыков организации переправ, разведения огня, навыки приготовление пищи в экстремальных условиях, навыки построения временных жилищ, навыки ориентирования. Возможна постройка экстрим-полигона для отработки различных навыков.
Общее количество проведенных школой за учебный год туристских походов не определяет полностью уровень развития детского туризма в школе. Нет такой прямой пропорциональной зависимости: чем больше походов, тем выше уровень. Если, например, в школе много походов, но все они одно—двухдневные, нет ни степенных, ни категорийных, то говорить о высоком уровне туризма в школе не приходится. Кстати, такие показатели - верный признак отсутствия в школе кружковой формы туристской работы. Здесь мы лишены перспективы, мы из года в год ходим только в маленькие походы, наше мастерство, наш туристский опыт не растет, наш краеведческий горизонт не расширяется, и туристские интересы искусственно урезаны. В таких условиях
в школе нет динамики в развитии ТКД.
Для туристско-краеведческой деятельности характерен многоцелевой характер, разнообразие форм. И это необходимо сохранять в организации работы в целом, так и в частных формах ее проявления. Не зря туристско-краеведческую форму работы называют самым комплексным видом внеклассной воспитательной работы.
Необходимо стремиться к использованию в нашей школе всего многообразия форм туристских занятий детей, так как только при этом можно полнее удовлетворить разнообразные интересы детей, вовлечь наибольшее их количество в туризм, построить в школе настоящую систему ТКД.
Важно также не забывать, что участие в полевых исследованиях требует овладения туристской техникой и тактикой, поэтому туризм становится неразрывной составной частью краеведения. Таким образом, в этой связке краеведение обеспечивает познавательную деятельность и интеллектуальное развитие учащихся, а туризм - технико-тактическую подготовку, безопасность и комфорт в полевых условиях. В учебно-воспитательном процессе туризм и краеведение выступают как единое целое - туристско-краеведческая деятельность. И именно за ней будущее, пусть этот проект станет первой вехой в системной работе по созданию целостной системы ТКД в нашей школе и эта система будет работать, даже в современных сложных экономических условиях.
Приложение №1
Рисунок 1
Приложение №2
Рисунок 2
Список литературы
Компас своими руками
Рисуем космос
Человек несгибаем. В.А. Сухомлинский
Кактусы из сада камней
Две лягушки