В работе отражены основные моменты биографии поэта и музыканта В.Цоя, изложены особенности художественного метода рок-поэзии. Также автором сделаны проанализированы и сделаны выводы о символах в творчестве Цоя, о лексических, художественно-изобразительных средствах языка песен этого автора.
Вложение | Размер |
---|---|
osobennosti_poezii_viktora_tsoya.docx | 107.02 КБ |
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Саранпаульская средняя общеобразовательная школа»
Школьный конкурс исследовательских работ
«Дни наук»
Особенности поэзии Виктора Цоя
Выполнила:
ученица 8А класса.
Домарева Ксения,
Руководитель:
учитель русского языка и литературы
Сорока Наталия Александровна
2019 г.
Содержание:
Введение.
Актуальность.
ГЛАВА 1
ГЛАВА 2
2.1. Тематика текстов автора.
2.2. Лирический герой и лексические особенности.
2.3. Художественно-изобразительные средства в поэзии.
2.4. Символика.
ГЛАВА 3
ЗАКЛЮЧЕНИЕ. Значение творчества В. Цоя для молодёжи 21 века.
Введение.
В современной отечественной литературе не столь давно появился особый культурный феномен – рок-поэзия. Именно она стала в конце ХХ века той трибуной, с которой личность могла открыто заявить о существующих проблемах, показать своё отношение к действительности и просто самовыразиться. Мой выбор пал на рассмотрение творчества В. Цоя как одного из самых ярких представителей этого рода поэзии. Рок сам по себе – явление, воздействующее силой текста, музыки и манерой подачи материала одновременно. Однако анализ текстов, которые, на мой взгляд, можно считать стихотворениями, представляет литературный интерес и в отрыве от самих песен.
Мне кажется, рассмотрев феномен Виктора Цоя и ответив на вопросы: почему его до сих пор слушают, в чем причина его популярности, мы сможем понять принципы рок-поэзии. Очень интересно находить в его песнях разные параллели: с христианством, с японской поэзией, с мифами Древней Греции или Египта, с буддизмом , с песнями его друзей, с цитатами из различных книг.
Цель работы: Определить особенности поэзии Виктора Цоя. Показать значимость творчества Виктора Цоя для современной молодежи.
Задачи:
Гипотеза: Песни В. Цоя актуальны и сегодня, звучат современно, во многом это зависит от смысла, который заложен в его стихах, значит, своеобразие его художественного метода оправдало себя, и проблемы, поднятые в его поэзии, всегда будут понятны и интересны особенно молодёжи.
ГЛАВА 1
Биография Виктора Цоя
Виктор Цой родился летом 1962 года в ленинградской семье научно-технической интеллигенции. Отец музыканта Роберт Цой работал инженером, а мама, коренная петербурженка Валентина Васильевна, преподавала в школе физкультуру.
С раннего детства мальчик любил рисовать, и родители, чтобы развить его талант, отдали Виктора в художественную школу, где тот проучился три года. В средней школе он не мог порадовать родителей успехами, а преподаватели не видели в нем способного к знаниям ученика, обращая внимание на других детей.
Уже с пятого класса круг интересов школьника резко изменился в сторону музыки. В пятом классе у Цоя появилась первая гитара, мальчик увлеченно начинает заниматься музыкой и даже собирает с товарищами первую группу «Палата №6».
После девятого класса Виктор Цой решил продолжить учебу в Ленинградском художественном училище имени Серова, чтобы стать художником-оформителем. Но страсть к изобразительному искусству быстро остыла, так как большую часть времени юноши занимала музыка. Цой был отчислен со второго курса за неуспеваемость.
Виктор пошел работать на завод, а затем устроился в Художественно-реставрационный профессиональный лицей №61, где осваивал профессию резчика по дереву.
Тем не мене все эти жизненные интересы не являлись для Виктора главной целью. Музыка всегда была рядом, и со временем он все больше понимал, что это единственное занятие, которому хотелось бы посвятить свою жизнь.
Ранее и позднее творчество В. Цоя
В конце 1981 года Виктор Цой совместно с Алексеем Рыбиным и Олегом Валинским создали рок-группу под названием «Гарин и Гиперболоиды», но спустя несколько месяцев переименовали коллектив в «Кино» и в таком составе вступили в знаменитый Ленинградский рок-клуб. Новоиспеченная команда при содействии Бориса Гребенщикова и музыкантов его группы «Аквариум» записывает первый альбом «45».
1986 год стал годом пиковой популярности «Кино». Секрет ее состоял в уникальном для того времени сочетании свежих музыкальных находок с простыми и жизненными текстами Виктора Робертовича. Кроме того, песни «Кино» было легко исполнять под гитару, этим группа обязана тысячам «киноманов», распевающих композиции Цоя в каждом дворе.
В 1986 году группа представила зрителям дописанный альбом «Ночь» и дала знаковый концерт на совместном московском фестивале петербургского рок-клуба и московской рок-лаборатории. Альбомы группы становились все более популярными, а новые клипы коллектива смотрели миллионы зрителей по всему Советскому Союзу.
После выхода альбома «Группа крови» (представлен в 1988 году) «киномания» распространилась за пределы СССР. Коллектив давал концерты во Франции, Дании и Италии, а фото группы все чаще появлялись на обложках популярных музыкальных журналов. Через год «Кино» выпускает первый профессиональный студийный альбом под названием «Звезда по имени Солнце», и музыканты сразу же приступают к работе над следующей пластинкой.
Лучшие песни из альбома «Звезда по имени Солнце» сделали Виктора Цоя и группу «Кино» бессмертными, а композиция «Пачка сигарет» стала хитом уже для каждого последующего молодого поколения государств бывшего СССР. Песни Цоя перевернули сознание многих советских людей. В первую очередь имя музыканта ассоциируется с переменами и изменениями.
На первый взгляд может показаться, что Цой был приверженцем радикальных решений, но на самом деле он воспринимал жизнь несколько иначе.
Цой о музыке:
«Музыка должна охватывать: она должна, когда надо – смешить, когда надо – веселить, а когда надо – и заставлять думать. Музыка не должна только призывать идти громить Зимний дворец. Ее должны слушать».
С женой первое свидание произошло на одной из вечеринок, где присутствовал музыкант. Марианна была на три года старше музыканта. Первые полгода влюбленные ходили на свидания в парк, после чего решили жить вместе.
Музыкант женился на Марьяне (Марианне) Цой, которая родила ему сына Александра. В будущем Александр Цой также станет рок-музыкантом. Александр оказался единственным ребенком Виктора Цоя, больше у певца детей не было. Жена Цоя взяла на себя всю хозяйственную деятельность группы, помогала с концертными костюмами и организационными вопросами.
В 1987 году во время работы над съемками фильма «Асса» Виктор познакомился с Натальей Разлоговой, работавшей ассистентом режиссера. Между ними вспыхнул роман, а новые отношения в итоге привели к разрушению семьи.
15 августа 1990 года Виктор Цой погиб в автокатастрофе.
Цой разбился в ДТП на тридцать пятом километре латвийской трассы Слока – Талси неподалеку от города Тукумс, возвращаясь с отдыха в Прибалтике. Его автомобиль врезался в пассажирский автобус марки «Икарус», водитель которого не пострадал. По официальной версии, Цой от переутомления заснул во время управления транспортным средством.
ГЛАВА 2
Что же такого в лирике Виктора Цоя примечательного, что он не отпускает сердца людей?
Одной из ведущих тем творчества Цоя является тема героя, убитого бессмысленной авантюрой. Война лирическим героем поэта воспринимается не только в прямом значении, но и как некая модель существования. Отсюда и различные преобразования временной канвы текстов: автор намеренно гиперболизирует ее («две тысячи лет война»), доходя иногда до предельного растяжения («в вечность вдруг превратился миг»).
Конечно, лирического героя не устраивает окружающая действительность. Однако война – не тот способ, с помощью которого можно решить все проблемы, и поэт неоднократно подчеркивал это в своих текстах («Я никому не хочу ставить ногу на грудь», - альбом «Группа крови»).
Все дело в том, что «война без особых причин» началась настолько давно, что она становится неотделимой частью бытия, фатальной неизбежностью. «Ты б мог умереть, если б знал, за что умирать», - так определяет сам поэт свое отношение к этой проблеме в стихотворении «Подросток».
Лирический герой и лексические особенности.
Лирический герой предстает перед нами своего рода потерянным человеком, который осознает суетность бытия, переходящую в абсурдность и бессмысленность. Именно он «живет по законам другим» и предпочитает жизни любовь и смерть. Лишь он один способен петь среди царства мертвых. Он не принимает войну, но уже этим невольно участвует в ней.
Рассмотрим пространство стихотворений поэта. Одним из вариантов интерпретации образа поля брани и образа города является некое сотворение собственного мира автором. Герой Цоя абсолютно свободно перемещается в мирах, как реальных, так и созданных. Интересен тот факт, что искусственно созданное автором место действия произведения напоминает реальность, с той лишь разницей, что ирреальное гораздо сильнее высвечивает все стороны – как положительные, так и отрицательные – естественного мира. Поэтому и картины, которые рисует поэт, могут поражать и удивительной гармоничностью (например, в стихотворении «Малыш»), и ужасом изображения некоторых пейзажей. Трагический пафос произведений появляется потому, что порой для постижения иных жизненных сфер необходимо оставить земную жизнь. Отсюда и формулы, которые, на первый взгляд, кажутся непонятными и страшными («Смерть стоит того, чтобы жить»).
Категорию времени в произведениях проследить трудно. Сотворенные автором миры отличаются статичностью, способом передачи действия является ретроспекция, изображение завершенности событий. Так, о масштабах боя можно судить лишь по зарисовке состояния поля непосредственно после него.
На мой взгляд, в лирике Цоя можно выявить некоторые черты метафизической поэзии. Пространственно-временные отношения говорят о желании охватить все сферы бытия, существовать в мире, созданном самостоятельно и отражающем особенности восприятия мира естественного. Метафизическое не противопоставляется земному: они сосуществуют, и каждое является ключом для понимания и осмысления другого.
В цветовой гамме необходимо выделить обилие темных и мрачных красок, связанных с изображением трагического, - серый, черный, «погребальный». Это лишний раз развеивает расхожий миф о приверженности героя поэта к войне. Вообще символика цветовой палитры поэта крайне интересна и заслуживает внимания. Если проследить, для примера, как воспринимается белый цвет, то можно обнаружить довольно негативное отношение к нему. В творчестве поэта он символизирует пустоту и безжизненность. А в совокупности с холодным серым он передает довольно мрачную панораму безымянного города. Теплых красок, символизирующих положительные эмоции, практически нет.
Стоит отметить особые композиционные приемы построения стихотворений. Зачастую произведение начинается яркой, но при этом очень точной и конкретной зарисовкой – быта, пейзажа, иногда даже настроения. Затем следуют размышления героя по поводу нарисованной картины, частью которой в некоторых случаях он сам и является. Подобные рассуждения чаще всего предстают как поток сознания, словесная медитация, причем они идут уже в области запредельного, ирреального пространства. Четкого перехода между настоящей действительностью и областью метафизического нет, это ощущение приходит на подсознательном уровне. Финал представляет собой крайне простой, логически завершенный, но от этого не менее парадоксальный вывод («Смерть стоит того, чтобы жить…»). В связи с этим и основную смысловую нагрузку несет последняя строфа.
Лексику текстов нельзя назвать бедной. Отсутствие «высоких», «книжных» слов можно связать с биографией поэта (высшей ступенью его образования стало ПТУ). Но это самое отсутствие никак не сказалось на художественности его произведений. Действительно поражает образность в целом и сила каждого образа в частности – закат горит «погребальным костром», город расположен «одеялом лоскутным» «в дорожной петле», война ощущается как «лекарство против морщин.
Необычные сравнения, антитезы, метафоры строятся на простом, «заземленном» языке, понятном каждому его носителю, образы запечатлевают знакомые всем явления окружающей действительности и быта (например, строка из стихотворения «Перемен!»:«Но на кухне синим цветком горит газ»), аллюзии просты. Такая оболочка для выражения сути песни вполне обусловлена. В то время, в которое Цой творил, именно такая речь была лучше всего понятна и воспринималась довольно легко. При этом автор стремится передать в малой форме глубокий смысл, расширив границы значения слова на уровне ассоциаций. Сам поэт писал: «Мне кажется, что песни, тексты, которые я пишу - они очень многозначные, очень ассоциативные, могут рассматриваться с очень многих углов зрения и каждому человеку могут дать то, что он хотел бы взять из этой песни».
Разговор автор и его лирический герой ведут не только с читателем/слушателем, который тоже найдет для себя много интересного , но и с обычным человеком.. Именно в этом, по моему мнению, и состоит мастерство Цоя-поэта: он одновременно доступен и недостижим, прост и непонятен. Он как бы возносится над окружающим миром, но в то же время протягивает ему руку. Поэтому и песни его не теряют своей актуальности и в наши дни, он перешагнул временные рамки.
Его поэзия представляет собой уникальное сплетение романтизма, символизма и метафизического восприятия мира, направленное на как можно более полное постижение жизни во всех ее проявлениях. При этом каждый из созданных образов имеет прототип в реальной жизни, сотворение нового мира идет путем синтеза «вещественного», естественного пространства и чувства, эмоции. Лирический герой обеими ногами стоит на земле, но существует в потусторонних сферах.
Цой вечен - настолько, насколько вечной является проблема неприкаянной молодёжи. Тех, кому удаётся перевалить "за тридцать", песни Цоя худо-бедно отпускают: перестают "брать за душу". И дело прежде всего в том, что к этому возрасту обычно успевают надоесть "перемены". Нервной молодёжи нравится представлять свою жизнь высокой драмой на пустом месте, а в Цое она получила образец того, как надо это делать. В подростковых представлениях Виктор Цой - "последний герой" и "звезда по имени Солнце.
Виктор Цой, герой с "белым билетом", всеми своими особенностям был обречён на то, чтобы стать кумиром молодёжи в вырождающихся русскоязычных обществах. Он обладал таким на редкость эффектным сочетанием внешних и внутренних качеств, что лучшее трудно себе представить.
Для выявления поклонников Виктора Цоя, в школе, среди учеников 7,8 и 9 классов проводился опрос:
Из 40 человек опрошенных
Опрос показал:
- 79% - Знаю его творчество, но никогда не являлся моим кумиром
- 20% - Является моим кумиром
- 9% - Никогда не нравился и не являлся моим кумиром
Опрос показал , что на данный момент Цой не забыт, но толпы фанатов со значками и заучивающие аккорды «бессмертных песен» поубавилось.
Заключение.
В заключение проделанной работы я хочу сделать следующие выводы:
Можно задаваться бесконечными вопросами на тему, что же стало причиной популярности такого человека, как Виктор Цой, и стоит ли воспринимать всерьез его творчество.
Он не только человек, который «умудрился» появиться «в нужное время, в нужном месте», но он и человек, который единственным словом, с ансамблем музыки, сумел повести за собой советского (на момент его жизни) человека. Лирика затрагивает как обычные темы для поэта (любовь и дружба), но и призывает философствовать, как о жизни и смерти, предназначении человека, его истинном пути совершенствования, как в стихотворной форме, так и в прозе. Его уникальность в том, что он смог соединить авангард и новомодные течения в философии с вечной гуманистической идеей. Он не ломает общечеловеческие ценности вместе с устаревшей классической формой, как многие «авангардисты» из его же круга, а вливает это содержание в новую, адекватную времени и развитию искусства форму. Он создает уникальное мировоззрение, органично соединив все лучшее, что было достигнуто культурой в его эпоху.
Именно поэтому он не только получил признание простых людей, но и заслуживает высоких оценок у «элиты»
Одной из главных тем остается личное достоинство человека, обретение собственной свободы благодаря себе, а не посредством побед «ноги на груди».
Популярность его песен и в наши дни, говорит о том, что в жизни страны нечего не изменилось, все будет повторяться – как орудием человечества была война, и статистика итогов этого бедствия, так оно и будет.
«Мягкое кресло» никуда не уйдет, ведь жизнь – это движение. Нужно не бояться «опалиться лучами звезды по имени Солнце», а «порядковый номер на рукаве» превратить в Имя, достойное самого себя.
Павел Петрович Бажов. Хрупкая веточка
10 зимних мастер-классов для детей по рисованию
Три загадки Солнца
Груз обид
Центральная часть Млечного пути приоткрывает свои тайны