1. ВВЕДЕНИЕ
В соответствии с Указом Президента Владимира Путина 2019 год в Российской Федерации объявлен Годом театра. Его основные задачи связаны с сохранением и популяризацией лучших отечественных театральных традиций, доступностью лучших образцов театрального искусства для жителей разных городов, совершенствованием организации театрального дела и привлечением внимания к вопросам театрального образования. Мероприятия Года охватят все регионы Российской Федерации. В рамках Года были запланированы и проводились масштабные международные и всероссийские мероприятия. С марта по ноябрь 2019 года продлится Всероссийский театральный марафон, который начнется во Владивостоке, охватит всю страну и завершится в Калининграде. В настоящее время в Саранске проходят театральные фестивали и круглые столы, премьеры спектаклей и мастер-классы, лекции и экскурсии.
Актуальность проблемы исследования заключается в следующем: современный ребенок недооценивает влияние театрального творчества на свою жизнь. Интернет, телевидение занимают все его внимание. С развитием информационных технологий дети перестали читать книги, изучать живопись, слушать классическую музыку. Театр прежде всего способствует духовному развитию: пробуждает чувства, формирует понятие прекрасного, развивает воображение.
Цель исследования раскрыть, какую роль играет театр в нашей жизни, как связан он с человеческой душой; выявить отношение к театру наших сверстников; знакомы ли учащиеся нашей школы с театрами г. Саранска.
Задачами работы стали:
1.Проанализировать психологическую, методическую и историческую литературу по данной теме.
2. Освоить исследовательские навыки.
3. Выявить отношение к театру наших сверстников.
4. Изучить зрительский интерес
5. Провести тестирование среди учащихся 5-11 классов МОУ «Ялгинская СОШ».
6. Сравнить и сопоставить результаты тестов.
7. Сделать буклеты про театры нашего города.
Предметом нашего исследования явился театр как мир искусства. Объектом выступают научные и словарные статьи о театре и его истории, произведения художественной литературы, высказывания наших сверстников.
Гипотеза: мы выдвинули предположение, что сегодня театр не интересен школьникам и уходит на задний план после телевидения и Интернета.
В своей работе мы использовали следующие методы: анализ интернет- ресурсов, сравнение, сопоставление и анализ; обобщение и систематизация; анкетирование, опрос.
Практическая значимость: данные исследования могут быть использованы на классных часах, организации внеклассных мероприятий, развития творческих способностей учащихся.
Вложение | Размер |
---|---|
teatr_-_ne_moda_vechen_vsegda.docx | 136.52 КБ |
МОУ «Ялгинская средняя общеобразовательная школа»
XХ Городская научно – практическая конференция
«Школьники города – науке XXI века»
Секция:
Культурология, искусство
ТЕМА РАБОТЫ
«Театр – не мода, вечен всегда»
Выполнила: ученица 7а класса
Ксения Марычева
Руководитель: Л.Н.Левина,
учитель русского языка и литературы
М.И. Елисеева,
учитель английского языка
г. Саранск - 2019
Содержание
Введение
1. ВВЕДЕНИЕ
В соответствии с Указом Президента Владимира Путина 2019 год в Российской Федерации объявлен Годом театра. Его основные задачи связаны с сохранением и популяризацией лучших отечественных театральных традиций, доступностью лучших образцов театрального искусства для жителей разных городов, совершенствованием организации театрального дела и привлечением внимания к вопросам театрального образования. Мероприятия Года охватят все регионы Российской Федерации. В рамках Года были запланированы и проводились масштабные международные и всероссийские мероприятия. С марта по ноябрь 2019 года продлится Всероссийский театральный марафон, который начнется во Владивостоке, охватит всю страну и завершится в Калининграде. В настоящее время в Саранске проходят театральные фестивали и круглые столы, премьеры спектаклей и мастер-классы, лекции и экскурсии.
Актуальность проблемы исследования заключается в следующем: современный ребенок недооценивает влияние театрального творчества на свою жизнь. Интернет, телевидение занимают все его внимание. С развитием информационных технологий дети перестали читать книги, изучать живопись, слушать классическую музыку. Театр прежде всего способствует духовному развитию: пробуждает чувства, формирует понятие прекрасного, развивает воображение.
Цель исследования раскрыть, какую роль играет театр в нашей жизни, как связан он с человеческой душой; выявить отношение к театру наших сверстников; знакомы ли учащиеся нашей школы с театрами г. Саранска.
Задачами работы стали:
1.Проанализировать психологическую, методическую и историческую литературу по данной теме.
2. Освоить исследовательские навыки.
3. Выявить отношение к театру наших сверстников.
4. Изучить зрительский интерес
5. Провести тестирование среди учащихся 5-11 классов МОУ «Ялгинская СОШ».
6. Сравнить и сопоставить результаты тестов.
7. Сделать буклеты про театры нашего города.
Предметом нашего исследования явился театр как мир искусства. Объектом выступают научные и словарные статьи о театре и его истории, произведения художественной литературы, высказывания наших сверстников.
Гипотеза: мы выдвинули предположение, что сегодня театр не интересен школьникам и уходит на задний план после телевидения и Интернета.
В своей работе мы использовали следующие методы: анализ интернет- ресурсов, сравнение, сопоставление и анализ; обобщение и систематизация; анкетирование, опрос.
Практическая значимость: данные исследования могут быть использованы на классных часах, организации внеклассных мероприятий, развития творческих способностей учащихся.
Очень трудно, практически невозможно установить точную дату рождения театра. Ни один философ или историк не предположил, какой год можно считать годом отсчёта существования театрального искусства. Вероятнее всего сделать это теперь невозможно.
История жизни театра неотделима от истории жизни всего человечества. Сколько живёт на нашей планете «человек разумный», - столько существует и театр. Где-то там, в глубине тысячелетий, за громадой может быть пятисот или тысячи веков, в глубине древности, из религиозных обрядов поклонения духам природы и охоты берёт своё начало великое искусство.
Затем были «Великие Дионисии» Древней Греции – (как писал М.М.Бахтин) «пышные празднества античной цивилизации в честь бога виноделия и плодородия, сопровождающиеся карнавальными шествиями и многочасовыми театральными действами» [2]. Тогда, на заре человеческой цивилизации, возвысились и навсегда вписали свои имена в историю театра великие греческие поэты-трагики Еврипид, Эсхил и Софокл . Они пробудили великое искусство к жизни, они – его добрые гении. Великий Софокл, младший современник Эсхила так же прославлял силу человеческого духа: Много в природе дивных сил, Но сильней человека нет.
Следующим был Еврипид — великий трагик античного мира. Этот бесстрашный певец человеческого духа, отойдя от канонов мифологических сюжетов, показывал реальные характеры людей, которые жили нешуточными страстями, сильными чувствами, глубокими мыслями, страстными переживаниями.
Три титана античной мысли - Эсхил, Софокл и Еврипид, как доказала история, открыли миру театр, положили ему начало, подарили человечеству вечное искусство! Век за веком, тысячелетие за тысячелетием, преодолевая пороги и течения жизни человека, театр жил и развивался вместе с человеческим обществом, давая каждому поколению пищу для ума и сердца.
2.1 Появление и рождение театра в России
Русский театр зародился в глубокой древности. Его истоки уходят в народное творчество – обряды, праздники, связанные с земледелием и скотоводством. Со временем обряды потеряли свое магическое значение и превратились в игры-представления. [6 А.Ф.Некрылова, исследователь русских народных празднеств и зрелищ, пишет: «В 957 году великая княгиня Ольга знакомится с театром в
Константинополе. На фресках Киево-Софийского собора последней трети XI века изображены ипподромные представления. В 1068 году впервые упоминаются в летописях скоморохи. Со скоморошескими игрищами связано появление на Руси кукольного театра. Первые летописные сведения о скоморохах совпадают по времени с появлением на стенах Киево-Софийского собора фресок, изображавших скоморошьи представления. Монах-летописец называет скоморохов служителями дьяволов, а художник, расписывавший стены собора, счел возможным включить их изображение в церковные украшения наряду с иконами. [10] . Они высмеивали власть имущих, духовенство, богачей, сочувственно показывали простых людей. Мы выяснили, что «представления народного театра строились на импровизации, включали пантомиму, музыку, пение, танцы, церковные номера; исполнители использовали маски, грим, костюмы, бутафорию» [7].
По велению Петра I в 1702 году был создан Публичный театр, рассчитанный на массовую публику. Специально для него не Красной площади в Москве было выстроено здание – “Комедиальная храмина”. Там давала спектакли немецкая труппа И. Х. Кунста. В репертуаре были иностранные пьесы, которые успеха у публики не имели, а театр прекратил свое существование в 1706 году, так как прекратились субсидии Петра I.
Затем ещё одну страницу в истории сценического искусства народов нашей страны открывали крепостной и любительские театры. В крепостных труппах, существовавших с конца XVIII века, ставились водевили, комические оперы, балеты. На основе крепостных театров в ряде городов возникли частные антрепризы. В труппы первых профессиональных театров входили талантливые любители – представители демократической интеллигенции. [6]
Правительственным указом от 30 августа 1756 года в Петербурге был учрежден Русский публичный театр для представления трагедий и комедий. Директором его был назначен Александр Сумароков. В отличие от ранее существовавших государственных театров, этот театр был платным и общедоступным. Однако у широких слоев городского населения по-прежнему большой популярностью пользовался театр «охочих комедиантов».
Заметную роль в театральной жизни Петербурга играл созданный в 1779 году театр на Царицыном лугу (ныне Марсово поле), принадлежавший Карлу Книпперу. Труппу этого частного театра составляли молодые актеры, обученные в школе при московском воспитательном доме. В воспитательный дом брали «незаконнорожденных» детей и детей бедноты. Обучали их ремеслам и художествам. В начале 70-х годов в школе ввели драматические и танцевальные классы.
В 1756 году в культурной жизни Москвы произошло важное событие - начал функционировать Университетский театр. Вскоре при нем были открыты классы, в которых обучали драматическому искусству. Вчерашние любители-студенты превратились в профессиональных актеров. Эта первая московская профессиональная труппа была создана в 1759 году и стала называться Русским театром.
Но особенно значительную роль в развитии московского театрального дела сыграл Петровский театр (названный так по месту расположения - на улице Петровке, там, где сейчас находится Большой театр). Открылся он в 1780 году. Создателем и антрепренером его был англичанин Меккол Медокс. Зал этого общедоступного театра вмещал около тысячи зрителей. Посещали театр все слои населения Москвы.
Во второй половине XVIII века получают развитие провинциальные и крепостные театры.
Провинциальный театр способствовал широкой профессионализации актерского творчества. Из среды провинциальных актеров вышло много одаренных мастеров сцены, в том числе великий М. С. Щепкин [6]. Русские магнаты - владельцы сотен тысяч крепостных душ - не желали отставать от императорского двора.
Столичному дворянству в свою очередь подражало провинциальное дворянство. Были крепостные театры, которые по широте репертуара, одаренности актеров, сценической технике, роскоши костюмов соперничали с императорской сценой. Такими были театры Шереметевых, Юсупова.
Из среды крепостной интеллигенции вышло много одаренных мастеров - художников, архитекторов, композиторов, актеров. Трагична была их судьба. талант и мастерство не спасали их от телесных наказаний, унижений, угрозы быть проданными, разлученными с семьей.
Во второй половине XVIII начинает формироваться национальная исполнительская школа, намечается самобытная манера актерской игры, сценического поведения. Русское исполнительское искусство с первых шагов было отмечено самобытными чертами. Его представители стремились вносить новое в сложившиеся театрально-художественные системы, по-своему истолковывать пьесы и образы.
Конец XIX - начало XX века - время небывалого подъема революционного движения и вместе с тем время духовного кризиса интеллигенции. Русская культура переживала критический момент. То был объективный ход развития искусства - менялось время, появлялись новые проблемы, новые веяния современности, осуществить которые надлежало следующему поколению. Началом нового этапа в развитии русского и мирового сценического искусства явился 1898 год. В этот год начал свою деятельность Московский Художественно-Общедоступный театр. С весны 1901 года он стал именоваться Московским Художественным театром (МХТ). В настоящее время он носит название Московский Художественный Академический театр (МХАТ) имени М. Горького.
Начало существованию Художественного театра положила историческая встреча двух его будущих руководителей - К. С. Станиславского и В. И. Немировича-Данченко, состоявшаяся 21 июня 1897 года. На этой встрече была намечена труппа, которую должны были войти наиболее одаренные ученики В. И. Немировича-Данченко (он в течение ряда лет вел класс драматического искусства в Музыкально-драматическом училище при Московском филармоническом обществе) и наиболее талантливые участники Общества искусства и литературы.
Театр нашего времени представляет собой довольно пеструю картину. Наиболее успешно положение театров в столице, где наряду со старыми, известными театрами, как грибы после дождя, возникают новые - коммерческие, муниципальные, театры-студии. Столь же разнообразны и художественные методы. Но многие провинциальные театры поставлены на грань выживания.
Республики Мордовии
Решением Исполнительного комитета Совета Рабочих, крестьянских и красноармейских депутатов Мордовской автономной области от 25 августа 1932 года был создан Мордовский национальный театр с прикреплением к нему русской труппы под одним административно-художественным руководством. [1].
Первый театральный сезон молодого театра открылся спектаклями "Бедность не порок" Островского и "Чудак" Афиногенова режиссеров Малого театра Григоровской и Бриллиантова. Творческий коллектив московского театра взял шефство над мордовским театром. Уже через четыре года театр драмы имел в своем репертуаре 10 постановочных и оформленных пьес с полным комплектом костюмов, декораций, париков, бутафории.
Еще в первые месяцы войны, несмотря на уход в Советскую Армию ряда актеров, творческий коллектив театра драмы поставил такие значительные пьесы, как "Беспокойная старость" Л. Рахманова, "Как закалялась сталь"- инсценировка по одноименному роману Н. Островского, "Парень из нашего города" К. Симонова. Никогда, пожалуй, театр не работал с такой интенсивностью, как в годы войны. Современная советская драматургия стала для советского театра как той военной шинелью, которую с первых же дней войны надела вся наша страна"Русские люди" К.Симонова, "Нашествие" Л. Леонова, "В степях Украины" А. Корнейчука, "Олеко Дундич" А.Ржешевского и И. Каца, "Давным-давно" А. Гладкова - эти спектакли определяли репертуар театра в послевоенный период.
Период 50-60 – x годов связан с лучшими страницами истории театрального искусства, с его смелыми творческими поисками. Опыт работы над Островским и Горьким подготовил коллектив к освоению драматургии Л.Толстого, И.Тургенева. и т.д.
90-е годы – время прихода в театр Сергея Адушкина, Натальи Переплетчиковой, Ольги Вдовиной, Алексея Тимина.
С 1997 года главным режиссером театра работает заслуженный деятель искусств РМ, лауреат Государственной премии РМ Андрей Ермолин.
Творческие позиции театра определяются стремлением идти в ногу со временем. В 2001 г. приходят студийцы первого актерского курса, набранного специально для ГРДТ (мастер курса А. Ермолин). Владимир Буралкин, Сергей Лопатников, Сергей Самарин, Анатолий Свешников, Юлия Егоркина, Каролина Качмазова и др. [1]
В 2002 г. здание полностью отремонтировано. К открытию 75-го юбилейного сезона силами театральных работников были отреставрированы два великолепных красочных ярких панно в фойе 3-го этажа, когда-то закрытых гипсокартоном. Написанные в 1992 г. замечательным художником Олегом Колчановым, они были признаны лучшей монументальной работой года и сегодня обрели вторую жизнь.
В 2006 г. театр был признан лучшим учреждением культуры Республики Мордовия. С этого же года на нашей сцене проходит традиционный Международный фестиваль русских драматических театров «Соотечественники». Спектакль Андрея Ермолина «Порог» по пьесе А. Дударева открыл фестивальную историю нашего театра в данном театральном форуме. Впоследствии театр с успехом принял участие с этим спектаклем в Международном театральном фестивале «Подмосковные вечера»(г.Мытищи).
Театр – не замкнутое пространство, и он не ограничивается лишь одной сценической площадкой. Ежегодно театр организовывает полноценные гастроли по Мордовии, чтобы жители республики смогли увидеть лучшие спектакли ГРДТ. Кроме того, география гастрольной и фестивальной деятельности нашего театра распространяется далеко за пределы Мордовии.
В настоящее время разработаны и реализуются множество интересных проектов, всевозможных акций, главная цель которых – приобщение к театральному искусству как детей, так и взрослых.
История Мордовского национального драматического театра как самостоятельного театра началась в 1989 году. В театр стекаются народные таланты из Мордовии, из соседних областей, в которых компактно проживает мордва. Впоследствии многие из них стали признанными мастерами сцены.
В жанре драматургии активно начинают работать известные мордовские писатели П.Кириллов, Ф.Чесноков, К.Петрова, М.Безбородов, М.Бебан. Первая постановка по пьесе мордовского автора П.Кириллова -драма «Литова» и комедия В.Коломасова - «Прокопыч». Также большим успехом у зрителя пользовался спектакль по следующей пьесе П.Кириллова - «Учительница».
Спектакли, созданные по произведениям национальных писателей, вызывали огромный интерес у зрителя, становились необычайными событиями в культурной жизни республики. Родное слово способно творить чудо в душе каждого человека, а в случае сценического искусства это чудо возрастает многократно. Зрители писали о спектаклях восторженные отзывы. Выездные спектакли по районам имели невероятный успех у неискушенного
зрителя. В залах во время действия терялась грань между искусством и жизнью, люди не скрывали эмоций, помогали положительным героям спасительными подсказками. Национальный театр на том этапе вырастил не только своих артистов, но драматургов. [1]
В дальнейшем П.Кириллов создает антифашистскую пьесу «Два брата», который вскоре был поставлен на сцене театра. Однако с началом Великой Отечественной Войны спектакли на мокшанском и эрзянском языках на сцене театра появлялись все реже и реже. Многие актеры ушли на фронт. Внимание театра теперь в основном было направлено на обслуживание Красной Армии, на шефские выступления перед защитниками Родины. Активное участие приняли в этой работе ведущие актеры театра В.Зорин, С.Колганов, П.Асташкин.
В последующие годы постановки осуществлялись в основном на русском языке. Б.Басаргин и В.Пешонова в совместно написанной книге «Очерки истории мордовского советского театра» отмечают, что национальный репертуар создавался медленно, зачастую не хватало мордовских актеров для исполнения пьес на родном языке. И тогда была предпринята попытка коренным образом решить проблему подготовки национальных кадров.
После окончания учебы группа выпускников Щепкинского училища (г.Москва) вернулась в Мордовию и театр начинает свою работу в непростых условиях. Это были переломные 90-е годы прошлого века, крах советской системы и смена идеологических ориентиров. Театру было выделено старое здание, маленький зал на 35 мест находился в полуподвальном помещении. Но даже в таких условиях актеры работали самозабвенно, с энтузиазмом.
С 1991 года ( в Республике Удмуртия, г. Ижевск, а затем постоянно в Мари Эл г. Йошкар-Ола) проводятся Международные фестивали театров финно-угорских народов. Мордовский Национальный драматический театр принимает участие на всех фестивалях.
21 июля 2007 года новое здание Мордовского государственного национального драматического театра впервые открыло свои двери для гостей 1-го Международного фестиваля финно-угорских народов. Среди гостей фестиваля первые лица трех государств, России - В. Путин, Финляндии - Т. Халонен, Венгрии - Ф. Дюрчань.
Не простой и своеобразный путь прошел за 83 года Мордовский национальный драматический театр. Были и большие успехи, были и неудачи, как бывает в жизни любого творческого коллектива. А для того, чтобы были большие успехи, надо много работать и работать талантливо. Коллектив театра старается… много работает и благодарный зритель оценивает работу хорошо.
2.4 Государственный музыкальный театр имени И. М. Яушева
Государственный музыкальный театр имени И. М. Яушева – современный коллектив, в репертуаре которого оперетты, оперы, балеты и детские музыкальные спектакли. Симфонический оркестр театра регулярно дарит публике концерты классической музыки. Ежегодно театр принимает фестиваль классической музыки «Декабрьские дивертисменты», знакомя аудиторию с яркими коллективами музыкального олимпа. Коллектив театра тесно сотрудничает с Фондом «Таланты мира» под руководством Давида Гвинианидзе, а также с коллективами Саранска.
История театра началась с 1935 года, когда в Саранск прибыл на гастроли Куйбышевский передвижной музыкальный театр с богатым репертуаром, состоящим из классических оперетт.
В 1994 году его имя было присвоено Государственному музыкальному театру Республики Мордовия. Спектакли на национальную тему всегда составляли основу репертуара театра. В 1943 году была поставлена музыкальная драма Леонтия Кирюкова «Литова». Вдохновлённый успехом «Литовы» театр, наряду с русской и зарубежной оперной классикой Верди, Гуно, Россини, Чайковского, Римского-Корсакова, Делиба, начинает регулярно включать в свой репертуар произведения национальной драматургии: опера Леонтия Кирюкова «Несмеян и Ламзурь» (1944), музыкальная драма К. Акимова «Невеста грома» (1967), музыкальная комедия Г. Павлова «Мокшанские зори» (1974), музыкальная повесть Виталия Беренкова «Чародей» (1980), народная музыкальная драма Гавриила Вдовина «Ветер с понизовья» (1981), музыкальная сказка Нины Кошелевой «Серебряное озеро» (1990), опера Михаила Фомина «Сияжар» (1995). В 2012 году состоялись сразу две национальные премьеры – концертное исполнение оперы Михаила Фомина «Патриарх Никон» и первый национальный балет Нина Кошелевой «Алёна Арзамасская».
Период 1935–1948 гг. стал важным этапом в становлении балетной труппы театра. В 40-е гг. в репертуаре театра появились первые крупные хореографические постановки: балеты Л. Делиба «Коппелия» в постановке П. Литони (1943 г.) и Б. Асафьева «Бахчисарайский фонтан», в постановке Л. Колотнева (1947 г.). Период крупных работ сменился менее масштабными постановками.
В 60-е годы в репертуарной афише театра достойное место заняли вечера балета, программы которых состояли из хореографических сюит классических опер: «Вальпургиева ночь» из «Фауста» Ш. Гуно, «Подводное царство» из «Русалки» А. Даргомыжского и «Восточная сюита» из «Лакме» Л. Делиба и др.
Особенно плодотворным был период 80 – начала 90-х гг. Поставленные балетмейстером Л. Акининойв в те годы спектакли оставили яркий след в истории музыкального театра. Успехом у публики пользовались ее одноактные балеты «Франческа да Римини» (муз. П. Чайковского), «Герника» (муз. А. Морозова), «Чайка по имени Джонатан Ливингстон» (муз. С. Терханова), а также совместные с Мордовской республиканской детской хореографической школой балеты: «Щелкунчик» (муз. П. Чайковского), «Болеро» (муз. М. Равеля), «Бал в хрустальном дворце» (муз. М. Глинки).Современный этап в истории балетной труппы начался в 90-е гг. ХХ в. Впервые за многие годы в репертуаре появляется полномасштабный классический балет Л. Делиба «Коппелия» (1998 г.). В 1999 г. состоялась премьера балета А. Адана «Жизель», в 2001 г. были поставлены «Шопениана» (муз. Ф. Шопена) и Grandраs из балета «Пахита» (муз. Л. Минкуса). В 2003 г. Валерий Миклин ставит свою редакцию балета П. Чайковского «Лебединое озеро». С приходом балетмейстера Алексея Батракова в репертуаре появились современные по стилю балеты-миниатюры «Петрушка» (муз. И. Стравинского), «Корабль дураков» (муз. Р. Вагнера) и др. В 2010 г. Сергеем Цветковым был поставлен вечер классического балета Grandpas. Сегодня балетная труппа театра – динамично развивающийся коллектив, в репертуаре которого представлены не только спектакли классического наследия (А. Адан «Жизель», Л. Минкус «Дон Кихот», Ц. Пуни «Эсмеральда», П. Чайковский «Лебединое озеро»), но и современные балеты: «Тысяча и одна ночь» Ф. Амирова и «Семь красавиц» К. Караева в постановке В. Ахундова, «Кармен» на музыку Ж. Бизе и «Конек-Горбунок» Р. Щедрина в постановке Надежды Калининой, «Щелкунчик» П. Чайковского (либретто и постановка Алексея Батракова), танцевальные номера в мюзиклах, опереттах и операх.
К 75-летнему юбилею существования Государственный музыкальный театр им. И.М. Яушева переехал в новое роскошное здание. По акустическим характеристикам новое здание не уступает лучшим российским оперным театрам. Над его техническим оснащением трудились лучшие специалисты страны. Площадь сцены составляет 400 кв.м., зал вмещает 714 зрителей.
В репертуаре Государственного музыкального театра им. И.М. Яушева разнообразные оперы и оперетты, мюзиклы и музыкальные комедии, балет, на сцене театра проходят концерты классической музыки с участием всемирно известных артистов, детские спектакли.
2.5 Театры для детей.
2.5.1 Государственный театр кукол Республики Мордовия
23 декабря 1937 года любительский театр получает статус официального, а 1 января 1938 года становится профессиональным. Годы его становления были сложными: не было своего помещения, профессиональных режиссёров, художников, слаба была материальная база, но были люди, горячо влюблённые в своё дело.
Творческая жизнь мордовских кукольников всегда была успешной, потому что с самого начала их существования в труппе работали талантливые режиссёры, актёры, художники и руководители. В 1948 году в театр пришёл первый профессиональный режиссёр Н. Мисюра, а в 1949 – актриса Ираида Казакова – впоследствии Засл. арт. Мордовии и директор театра. Как руководитель она много сделала для труппы.
В 1970 году главным режиссёром назначается Владимир Казаченко – впоследствии Засл. деятель искусств Мордовии и России, - который ставит много удивительных спектаклей, например, «Божественная комедия» И. Штока – постановка для взрослых – имела потрясающий успех у зрителя. А спектакль «Волшебный сюлгам» - пьеса по мифам древней мордвы П. Юртайкиной и А. Буртынского - впервые был сыгран на мордовском языке такими блистательными актёрами, как Засл. арт. России и Народн. артистом Мордовии Владимиром Сидориным и Засл. арт. Мордовии Ларисой Сидориной.
С 1978 по 2000 годы театр возглавлял заслуженный деятель культуры Мордовии Евгений Курышев. Умелый руководитель, творческий человек он много сделал для развития стационарного театра и формирования его репертуара.
За годы работы театр приобрел творческую зрелость, а спектакли его (по-прежнему) молоды и жизнерадостны. Молод его коллектив, начиная с директора – Засл. арт. РМ, кандидата искусствоведения Евгения Романовского – талантливого человека, обладающего ярчайшим темпераментом, грамотного руководителя. В театре потрясающе талантливый коллектив: главный режиссёр – Засл. арт. РМ Лариса Сидорина, посвятившая всю свою творческую жизнь любимому и единственному театру; заместитель директора по постановочной части Александр Учайкин; главный художник – Засл. работник культуры РМ Наталия Кочнева, прекрасный вкус которой, чувство меры и высокий профессионализм, позволяют ей создавать сказочную красоту на сцене; Засл. арт. России и Народный (впервые в истории театра!) артист РМ Владимир Сидорин; необыкновенно плодотворный режиссер-постановщик Засл. арт. РМ Лилия Шахова; мастер сцены Галина Якушина и талантливый коллектив актеров, в котором каждый – яркая индивидуальность; профессионалы радиоцеха, художественных мастерских и «волшебной столярки».
Театр постоянно участвует в Международных фольклорных и кукольных фестивалях, является их лауреатом и дипломантом. Постановлением Правительства РМ от 13.03.2005 года Государственный театр кукол РМ отнесён к особо ценным культурным объектам наследия народа, проживающего на территории Республики Мордовия.
За эти годы в творческой жизни театра произошло немало интересных событий. Прежде всего, участие в фестивалях театров кукол: Международный фестиваль национальных театров «Радуга» в Самаре – 2007,2008,2015г.г. 1-й Международный фестиваль театров кукол в Ульяновске – 2008 г. 2-й Международный фестиваль театров кукол «Рабочая лошадка» в Набережных Челнах – 2010 г. Международный образовательный форум театров кукол в Набережных Челнах в 2015,2017г.г. 3 Международный фестиваль театров кукол «В гостях у Мойдыся» - 2017г. и др.
В 2012 году часть труппы во главе с Засл. арт. Мордовии, директором театра Евгением Романовским приняла участие в фестивале «Петровский балаган» в Калининграде со спектаклем «Чудеса в решете». Этот же спектакль был показан и в Гданьске (Польша), куда наш театр был приглашён Русским Центром Культуры.
Но особое место в творческой жизни коллектива занимает 1-й Международный фестиваль «Чинжарамо», что в переводе с мордовского означает «Подсолнух». Фестиваль проходил в рамках празднования 1000-летия единения мордовского народа с народами Российского государства. И впервые проводился на базе Государственного театра кукол Республики Мордовия летом 2011 года. Гостями и участниками фестиваля были театры кукол городов Дзержинска, Полтавы, Калининграда, Грозного, Саранска и Театра Теней Стамбула (Турция).
Труд многих сотрудников театра отмечен наградами Правительства РМ, Министерством культуры, национальной политики, туризма и архивного дела РМ, Союзом Театральных Деятелей РМ. Заслуженному артисту России и Мордовии Владимиру Сидорину было присвоено высокое звание Народного артиста РМ.
1 мая 2013 года коллективу театра кукол было вручено переходящее Красное Знамя «За достижение наивысших результатов в социально-экономическом развитии Республики Мордовия».
С осени 2017 года театр принимает активное участие в Федеральной программе «Большие гастроли», проект «Большие гастроли для маленьких». В рамках программы Государственный театр кукол РМ уже побывал в г.Ижевске (Удмуртская Республика), г. Йошкар- Ола (Марий Эл) и планирует посетить Волгоград, Назрань, Уфу и другие города России.
Сегодня в театре увлечённо играют и «Волшебную лампу Аладдина», и «Волшебный сюлгам», и «Кота в сапогах», и «Огниво», и «Сестрицу Алёнушку…», и «Аленький цветочек», и «Чудеса в решете» и многие – многие другие спектакли… Более 40 спектаклей в активном репертуаре, который постоянно пополняется новыми интересными постановками. После капитального ремонта в театре 130 посадочных мест.
Профессиональный городской театр кукол «Крошка» был основан в 1992 году.
За 20 лет существования, кукольным театром поставлено более 40 спектаклей. В настоящее время в его афишах 33 постановки, адресованные разным детским возрастным группам. Многие из них на протяжении десятка лет не сходят со сцены. Это такие спектакли как: «Три поросёнка», «Ну, волк, погоди!», «Сказки из корзинки», «Кошкин дом», «Сэмбо», «Дюймовочка» и др.
«Крошка» имеет богатый репертуар, который состоит из спектаклей по русским, зарубежным сказкам и национального фольклора. Ежегодно репертуар театра пополняется тремя новыми постановками, и каждая премьера пользуется огромной популярностью.
Для коллектива театра важно заинтересовать зрителя, постоянно расширяя круг своей деятельности, поэтому в жизни театра происходят различные события: премьеры, торжественные открытия и закрытия театральных сезонов, проведение детских фестивалей, участие в международных театральных форумах и показ целевых спектаклей.
Театр востребован зрителями. Его работа не ограничивается показом спектаклей на стационаре, он успешно реализует выездную и гастрольную форму работы в детских садах, школах города и республики и за её пределами, а также активно сотрудничает с различными учреждениями и организациями города.
Знают ли наши ученики о театрах, которые имеются в г. Саранске? Как они относятся к театру? Часто ли они посещают этот храм искусства? Знают ли они репертуар на ближайшее время? Читают ли новости, подписаны ли они на официальные страницы ? Владеют ли они театральными терминами?
Чтобы получить ответы на наши вопросы, мы решили опросить учащихся 5-8 - х классов нашей школы.
В своих анкетах мы интересовались, актуальны ли походы в театр, если да, как часто вы бываете в театре; хотели бы вы играть в театре; что лично вам даёт театр?
В анкетировании приняли участие:
учащиеся 5-8 классов Ялгинской средней общеобразовательной школы – 150 человек.
По результатам анкетирования мы выявили причины, по которым ребята не посещают театр:
Результаты и анализ анкетирования учащихся таковы:
Русский драматический театр – 100%
Мордовский национальный театр – 70%
Музыкальный театр им И. Яушева – 80 %
Государственный театр кукол – 43 %
МДЦТК «Крошка» - 100%
2.Сколько раз вы были в Государственном театре кукол ?
а)Никогда – 3%
б) 1- 2 раза- 30%
в) 3 раза и более- 65 %
3.Сколько раз вы были в Государственном русском драматическом театре РМ?
а) Да - 94%
б) Нет – 6%
а) Нет-50%
б) Да -32,5%
в) Не знаю-17,5%
9. Для чего, по вашему мнению, людям нужен театр?
а) Для эстетического наслаждения-35%
б) Для развлечения- 45%
в) Для того, чтобы найти ответы на серьёзные вопросы-15%
г) Не знаю – 5%
10. Что лично вам даёт театр?
А) что – то новое, интересное – 35%
Б) положительные эмоции- 45%
В) ничего-20%
11. Любят ли театр в вашей семье?
А) Нет – 65%
Б) Да-35%
12. Хотелось бы вам чаще посещать театр?
А) Да-42%
Б) Нет- 21%
В) Не знаю-37%
13. Что мешает вам чаще посещать театр? ( Дети сами писали ответы)
14. Напишите свои рекомендации, как привлечь учащихся к театральному искусству.
Результаты анкетирования учащихся позволили сделать нам следующие выводы: походы в театр не совсем актуальны у школьников, так как современные дети предпочитают проводить свой досуг, используя современные гаджеты. Однако в театр большинство ребят идут с удовольствием, если во время уроков им предложат пойти на премьеру спектакля. Но все же, наша гипотеза не подтвердилась. Дети с удовольствием смотрят представления в Музыкальном театре им И. Яушева : балеты, танцы, мюзиклы, оперетты и мн.др. Театр для них не просто времяпрепровождение, а нечто большее, что заставляет их любить этот вид искусства.
2.Среди учеников 7-11 – х классов нашей школы мы решили провести опрос на знание театральных терминов. Были опрошены 60 учащихся.
100% | 15 % | 17 % | 18 % |
Актёр Антракт Афиша Балет Грим Декорации Артист Аплодисменты Декорации Диалог Драма Жест Монолог Парик Режиссёр Репертуар Театр Фойе | Кулисы Карман Мизансцена Мимика Опера Бельэтаж | Оперетта Пантомима Реквизит Аншлаг | Бутафория Партер Реплика Фигурант |
Результаты опроса
Из представленного списка театральных терминов ученики правильно объяснили значение следующих слов, и остальные результаты поделились примерно поровну.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Тема театра в России поднималась не раз, но точку в вопросе обращения руководства страны к ней положила встреча президента с председателем Союза театральных деятелей России Александром Калягиным. Именно он подал прошение, чтобы 2019 год был посвящен театру как одному из самых древних видов искусства. Объявленное президентом решение вызвало одобрительную поддержку у многочисленных поклонников театрального дела
Театр – это праздник, это особая атмосфера: зрители приходят в театр нарядными, в приподнятом настроении; на сцене их ждут красивые декорации, а антракте – прогулки в фойе. Не случайно же во время войны в осаждённом Ленинграде голодные люди отдавали свой скудный хлебный паёк в театр: измученные блокадой ленинградцы тосковали по празднику. Зачем люди ходят в театр? Чтобы посмеяться и погрустить, пережить захватывающие приключения, увидеть красивых и благородных людей
Итак, наша гипотеза не подтвердилась. Учащиеся нашей школы посещают театр. И главное (причём, не входившее в задачи работы) достижение, - я подвигла своих ровесников обратить свои взоры на самое древнее и самое вечное искусство – ТЕАТР!
По результатам анкетирования наша гипотеза не подтвердилась. Дети с удовольствием смотрят представления в Музыкальном театре им И. Яушева: балеты, танцы, мюзиклы, оперетты и мн.др. Театр для них не просто времяпрепровождение, а нечто большее, что заставляет их любить этот вид искусства. Таким образом мы доказали, что театр – не мода, вечен всегда.
Список используемой литературы
Список интернет – источников:
Как зима кончилась
Учимся ткать миленький коврик
Зимовье зверей
Загадка Бабы-Яги
Фильм "Золушка"