Исследовательский проект, конкурс "Престольный праздник моего села"
Вложение | Размер |
---|---|
![]() | 207.86 КБ |
Конкурс «Престольный праздник моего села»
тема: «Особенности празднования престольного праздника
Архангела Михаила в с. Плоское»
автор проекта: Пашкова Полина
МБОУ «Плосковская ООШ», 9 класс
паспорт: 5419 № 525777
домашний адрес: 303331, Орловская область,
Свердловский район, с. Плоское
дата рождения: 04.04.2005
научный руководитель: Пашкова Ольга Викторовна, учитель информатики МБОУ «Плосковская ООШ»
тел.:8(961)622-34-30
Оглавление
Введение.
Библиографический обзор
Описание методики работы
Престольный праздник моего села - день Собора Архистратига Михаила и прочих Небесных Сил бесплотных (полученные результаты)
Анализ результатов
Выводы
Введение.
21 ноября для жителей нашего села - особенный день. В этот день мы отмечаем престольный праздник Собора Архистратига Михаила и прочих Небесных Сил бесплотных.
Я всегда слышала разговоры родителей про престольный праздник. Знаю, что к нему все всегда готовятся, но никогда не задумывалась, почему этот день называется престольным, почему мы почитаем именно Михаила Архангела.
В этом году мы всей школой были на Божественной Литургии Архистратига Михаила, в храме собрались не только жители села, но и гости из соседних сел и деревень, из города Орел. После Литургии состоялся традиционный для престольного праздника крестный ход вокруг храма. По окончании службы священнослужитель поздравил нас с торжеством, напомнив: «Сегодня, празднуя день святого Архистратига Божия Михаила. Я вам хочу напомнить, что мы, люди XXI века, окруженные разными чудесами техники, живущие в обществе, из которого исторгается вера в Бога, должны эту веру крепко хранить и помнить, что все то, что Бог открыл людям, есть абсолютная, неизменная и непререкаемая истина»
Его слова заставили меня задуматься: действительно, совсем недавно, когда были живы мои дедушка Николай и его сестра Валентина, которая всегда приезжала к нам на этот праздник, мы широко его отмечали. Приезжали гости, родственники из города, мама готовила много угощений, потом мы ходили… Но в этом году после службы в храме мы пошли в школу, а вечером никто к нам не пришел в гости, да и мы никуда не пошли праздновать. Как-то в последнее время мы не празднуем престольный праздник так широко, как раньше. Почему?
Тема это довольно актуальна, так как это наши народные традиции в православии, и они уходят в прошлое, забываются. Мои ровесники, друзья мало интересуется культурным наследием своего родного края. Я решила подробнее узнать о православном святом, почитаемом в нашем селе, во имя которого был освящен храм и отмечается престольный праздник, а также о традициях его празднования жителями моего села.
Данное исследование может помочь моим друзьям, односельчанам глубже познать духовную культуру родного села. Я считаю, что наши предшественники бережно хранили свою историю и преемственность поколений, теперь и нам не стоит забывать завет предков, которые стояли у истоков нашего села
Цель моего исследования – узнать об особенностях празднования Дня Михаила архангела в селе, показать роль народных традиций православия в сохранении культурных ценностей
Для решения поставленной цели обозначила следующие задачи:
Библиографический обзор
Румянцев Н. В. О престольных праздниках. М., 1999.
Закон Божий для семьи и школы. / Сост. прот. Серафим Слободской. — М.: Издательство Московской Патриархии Русской Православной Церкви, 2012.
В ходе исследования я использовала также рассказы старожилов села, настоятеля храма, ресурсы сети Интернет.
Описание методики работы
В ходе моего исследования я в первую очередь обратилась к настоятелю о. Мардарию, который рассказал мне об истории престольного праздника, что такое престол и многое другое о православных традициях христиан. Потом я взяла дома Библию, нашла там немало интересной информации. Но самое интересное мне рассказали бабушки нашего села в ходе интервью.
Последним этапом моей работы было систематизирование результатов исследования, подведение итогов, анализ.
Престольный праздник моего села - день Собора Архистратига Михаила и прочих Небесных Сил бесплотных
Как правило, к 21 ноября полевые работы в селе уже окончены, весь урожай добротно закупорен в банки и спрятан в погреба. В храме к престольному празднику готовятся очень тщательно и заблаговременно: убирают церковь и прилегающую территорию. Прихожане тоже на территории своих домовладений наводят порядок, готовят праздничное угощенье.
Михайлов день - день отдыха от тяжелых работ, вкусных блюд и даже последней возможностью в этом году сыграть свадьбу. Утро всегда начиналось с похода в церкви и искренней молитвы Архангелу Михаилу.
Храмовый или престольный день Архангела Михаила – особый день в году, когда весь церковный приход и прихожане других храмов собираются на праздничную литургию для совместной молитвы. Михаилу молятся о физической силе и выздоровлении, укреплении существующих сил и моральном избавлении от скорбей.
После литургии совершается молебен с крестным ходом. Все обходят храм трижды с хоругвями и иконами, при этом о. Мардарий окропляет верующих святой водой. В конце богослужения поется «многолетие», то есть пожелание всем присутствующим долгих лет жизни с Богом. По старому доброму русскому обычаю после молитвословий все приглашают друг друга в гости.
Вернувшись из храма как раз к обеду, все садились за сытно накрытый стол, принимали гостей и праздновали до самого вечера. В нашем селе день Михаила Архангела отмечается три дня.
Как рассказывает Мария Андреевна Басова, столы ломились от обилия блюд и напитков... Не стесняясь кушали в этот день еще из-за того, что совсем скоро начинается Филипповский пост, строгий и важный к соблюдению. Со временем кушанья на столе менялись. Когда М. А. Басова была еще маленькой девочкой, то как правило главными были студень, лапша, пироги и квас.
Холодец – главное блюдо праздника. Готовят его, как правило из мяса птицы, свиных и говяжьих рулек. Его присутствие на столе и по сей день обязательно.
Лапшу готовили собственноручно для супа из муки на яйцах. Ее вручную натирали в больших количествах, высушивали. А в день праздника заваривали в бульоне, который на птичьем мясе заранее долго томился в большом котелке в русской печи. Также в печи готовили вкусную гречневую кашу, которая долго томилась в печи на молоке
А вот квас готовился по особому рецепту. Очищенную сахарную свеклу закладывали в котелок, заливали водой и томили в русской печи с ржаной мукой в течение нескольких дней, пока варево не станет коричневым сладким суслом. В это время на затейнике, около печи, подходит гуща, которую подбивают мукой. Гуща должна подниматься шубой, если нет этого эффекта, то квас не удастся. Через два-три дня сусло и гущу студят, доводят до комнатной температуры, смешивают в большой емкости, разбавляют водой. Все это бродит сутки-двое до Михайлова дня. На престол квас готов! Говорят, ядреный получается.
На стол также ставили разносолы из подвалов, грибы, сало соленое, пекли пироги, караваи…
Важно было и в бане попариться, ведь это было залогом здоровья на весь будущий год.
С течением времени, блюда на столе менялись, люди стали жить богаче, стали готовить салаты, котлеты… Но! Холодец на столе стоит в этот день и по сей день.
Анализ результатов
В ходе исследования я узнала, что такое престольный праздник, почему именно Архангела Михаила почитают в этот день в нашем селе. Очень приятно было пообщаться со старожилами нашего села, узнать от них о традициях престольного праздника.
Выводы
Мне было очень интересно соприкоснуться с традициями своего села. Благодаря этой работе, я больше узнала об истории престольного праздника Михаила Архангела.
Наше любимое село – это место, где мы живём и трудимся, где рождаются дети, где мы молимся. Проходят годы, столетия, многие традиции уходят с нашими бабушками и дедушками в никуда. Наша задача – сохранить нашу древнюю культуру, нашу русскость, не потерять себя в современном мире.
Как Дед Мороз сделал себе помощников
Рисуем лошадь акварелью
Как Снегурочке раскатать тесто?
"Морская болезнь" у космонавтов
Камилл Фламмарион: "Астрономия - наука о живой Вселенной"