Совместный исследовательский проект детей логопедической группы 4 классов с элементами творчества по изучению вежливых слов, исследованию знаний слов одноклассниками и проведению экспериментального наблюдения. В процеессе работы составлены "Листы комплиментов" в каждом классе участником проекта и проведено наблюдение.
Вложение | Размер |
---|---|
проект | 38.56 КБ |
МБОУ г.Иркутска СОШ №32
Проект
«Волшебные слова»
Исследовательский проект учащихся
Участники: ученики логогруппы 4 класса
Руководитель проекта:
Комарова Наталья Леонидовна
Иркутск , 2019г.
СОДЕРЖАНИЕ
Введение стр. 3
Основная часть стр. 5
2.1. Анкетирование. стр. 7
2.2. Эксперимент. стр. 7
2.3 «Листы комплиментов»
Заключение стр. 8
Интернет-ресурсы, литература стр. 9
Приложение 1 стр. 9
Приложение 2 стр.18
Введение
Очень часто мы слышим от взрослых людей: «Скажи волшебное слово». Чаще всего взрослые хотят услышать слово «Пожалуйста». Но это одно слово. А на самом деле их много? Сколько? И почему их называют «волшебными словами»? В чем их волшебство? Или они как-то влияют на людей волшебным способом? Зачем они нам нужны в жизни, в семье, в нашем классе?
От родителей мы узнала, что «волшебные слова» - это вежливые слова, которые люди употребляют в своей речи. От учителя-логопеда узнали какие они бывают.
Так у нас появился коллективный проект «Волшебные слова»
Актуальность такой темы связываем с культурой общения детей и взрослых, с влиянием хороших слов на настроение людей, на дружеские отношения в классе.
Возникает проблемный вопрос: Что это за особенные «волшебные» слова и как они влияют на детей?
Цель проекта: собрать информацию о "волшебных словах" и их влиянии на детей.
Гипотеза исследования: если мы узнаем все «вежливые слова» и будем их использовать, то мы станем лучше понимать друг друга, улучшаться взаимоотношения.
Объект исследования – влияние слов на настроения и взаимоотношения детей в классе.
Предмет исследования – речь учащихся 4 классов и использование учащимися вежливых слов в общении друг с другом.
Задачи:
Практическая значимость данной работы определяется возможностью показать значение вежливых слов в жизни и поведении детей в классе.
Структура: работа состоит из введения, основной части, заключения, списка используемых источников и литературы, приложений.
Методы и приемы работы:
Ожидаемые результаты:
План работы:
Время на выполнение проектной деятельности – 2 недели (краткосрочный)
Основная часть.
1.Изучение и сбор информации по теме.
1.1.Что такое «Волшебные слова»?
Что же это за волшебные слова? Это вежливые слова: здравствуй; до свидания; извините; спасибо; будьте здоровы; пожалуйста; только после Вас; доброго пути; благодарю.
Слово вежливый образовалось от древнерусского слова "вежа", с помощью суффикса "лив". "Вежа" - знаток ("ведать" - знать). Буквальное значение слова "вежливый" - знающий, как себя вести. А лексическое значение этого слова следующее:
Вежливость – это качество человека, для которого уважение к людям стало повседневной нормой поведения и привычным способом общения с окружающими.
Они обычные, добрые, простые и полезные слова, а волшебными и вежливыми они стали потому, что без них просто жить на свете нельзя, они творят чудеса.
Здравствуй – это пожелание, просьба – будь здоров. А когда человек здоров, то у него хорошее настроение, он весел, жизнерадостен. Когда мы здороваемся, то вольно или невольно желаем друг другу что-то хорошее. А если вокруг будет много здоровых, счастливых людей, то и мир вокруг нас будет добрым и счастливым.
Говоря «спасибо», мы обычно выражаем благодарность кому-либо и за что-либо. Но не все помнят, что в старину «спасибо» состояло из двух слов: «спаси Бог» (то есть «пусть спасет тебя Бог»). Так говорили собеседнику в знак уважения и благодарности, желая, чтобы у него все было хорошо. Позже для краткости эти слова слились в одно и приобрели современное звучание.
1.2. Влияние «вежливых» слов на людей.
Но почему все эти слова называются волшебными, какое волшебство они творят? Что в них общего со словами-заклинаниями, которые произносят многие сказочные персонажи?
Мы едва начинаем говорить, а родители уже учат нас произносить «волшебные слова» – «здравствуйте», «спасибо», «извините». Это обычные, простые, умные, полезные, и добрые слова, а волшебными они стали потому, что без них просто жить на свете нельзя. Эти слова надо не только хорошо знать, но и уметь их произносить по-волшебному, а научиться такому волшебству нетрудно, стоит лишь захотеть.
Использовать добрые, волшебные слова очень важно в повседневной жизни. Они помогают поднять настроение окружающим, делают мир добрее. «Волшебные слова», как «золотой ключик», могут открывать любые двери. Эти слова нужно произносить как можно чаще в повседневной жизни. От вежливых слов становиться теплее, радостнее и светлее.
Волшебные слова – вроде бы ничего особенного, слова как слова. Но попробуйте их произносить в своей жизни, и вы заметите, как люди начнут вам помогать, приветливо отвечать на вопросы, сопереживать вам, дружить с вами.
Сложившиеся правила поведения помогают людям понять друг друга,
позволяют избежать конфликтов
1.3. Группы вежливых слов.
Среди вежливых слов можно выделить несколько групп:
1.4 Литературные произведения о «волшебных словах»
Надо быть добрым, чаще искренне произносить «волшебные слова», с теплотой относиться друг к другу, нельзя забывать про улыбку. Все это позволит «волшебным словам» творить волшебство, согревать сердца людей. Об этом мы прочитали в рассказе В. Осеевой «Волшебное слово». О вежливости, о "волшебных словах" написано много книг:
Стихотворения Натальи Мигуновой "Волшебные слова"
Виктор Веревка "Хорошие манеры для малышей"
Агния Барто "Медвежонок-невежа"
Мы прочли эти книги, обсудили, нам они очень понравились.
Оказывается, существует немало пословиц, поговорок и загадок о вежливых словах. Некоторые из них, мы собрали в приложении, и они будут интересны одноклассникам.
2.Исследование по «волшебным словам».
2.1. Анкетирование.
Мы решили провести исследование в своих классах, чтобы выяснить, как хорошо знают дети вежливые слова и насколько часто используют их в своей речи.
Дети отвечали на вопросы анкеты. Опрос показал, что учащиеся моего класса знают много вежливых слов, могут отличить добрые слова от грубых, и почти все понимают какое негативное воздействие оказывают грубые слова на отношения людей. Некоторые дети позволяют себе грубо разговаривать со своими товарищами, но никому из ребят не нравится, когда с ними самими грубо разговаривают.
Наиболее употребляемыми остаются слова приветствия - прощания: здравствуйте и близкие ему по значению – доброе утро, добрый день, добрый вечер, до свидания, а также слова благодарности: спасибо, благодарю. К сожалению, другие слова: будьте добры, извините, простите, приятного аппетита, будьте здоровы и другие наши сверстники, как показали результаты опроса, употребляют редко.
2.2. Эксперимент.
Вежливые слова зависят от того, как именно они сказаны, каким голосом, спокойным и приветливым, или грубым и невежливым. Сказанные грубо, они просто перестают быть «Волшебными». Это доказывает проведенный нами эксперимент. С одной и той же просьбой мы попросили обратиться двух учеников в разной форме: 1- грубо, 2- вежливо. В первом случае в просьбе было отказано, а во втором разрешено.
2.3. «Листы комплиментов»
Чтобы доказать, что, вежливые слова - это действительно особенные слова, мы составили «Листы комплиментов» и предложили их заполнить ребятам в классе. В них попросили написать друг другу вежливые слова в течение двух дней. Все ребята старались пожелать друг другу хорошее и говорить вежливые слова. Наблюдение показало, что дети стали дружнее играть, не ссориться, говорить волшебные слова и уступать друг другу.
Мы узнали, как влияют вежливые слова на настроение и взаимоотношения окружающих людей; составили «Листы комплиментов» в каждом классе со словами вежливости, которые помогли поднять настроение окружающих, а значит помогли более легкому одноклассников.
Заключение
Мы изучили литературу по теме «Волшебные слова». Узнали, какие бывают вежливые слова, на какие группы делятся, почему нужно их использовать. Так же мы выяснили о том, какие существуют правила вежливости как влияют вежливые слова на настроение ребят.
Мы узнали о том, вежливые слова помогают поднять настроение окружающих, не огорчать друзей и других людей, учат дружить, заботиться о близких. Доброе слово может подбодрить человека в трудную минуту, улучшить настроение. А плохое слово – обидеть, расстроить, испортить настроение.
Волшебные слова необходимо использовать в своей речи, и тогда мы заметим, как мир начнет меняться, становиться добрее. Нужно не забывать про интонацию, с которой произносятся вежливые слова, быть доброжелательным, всегда улыбаться, желать здравия своим знакомым, то есть здороваться и тогда окружающие пожелают нам того же.
После проведенного наблюдения за одноклассниками, мы поняли, что все дети могут быть вежливыми. Все могут совершать больше хороших поступков, говорить больше добрых и вежливых слов. После этих слов больше становится друзей.
Если ребята прислушаются к этим словам, то станут лучше понимать друг друга, научатся оценивать не чужие поступки, а свои, и помнить «Как ты относишься к окружающим, так и они относятся к тебе».
Интернет-ресурсы, литература:
Детская энциклопедия ( журнальный вариант) №11 2005 г., редактор В. Поляков.
Л.Р. Поддубская «Этикет от А до Я», Москва: Народное образование 2003
Д.Н. Ушаков. Большой толковый словарь современного русского языка
В.И. Южин. Энциклопедия этикета, 2007
http://v-spisok.ru/вежливые слова-список-для-детей
https://www.stihi.ru/avtor/irinulalukina&book=22#22
http://www.patiks.ru/txt/ru01.shtml
Приложение 1
Литературные произведения
1. В. Осеева «Волшебное слово».
Маленький старичок с длинной седой бородой сидел на скамейке и зонтиком чертил что-то на песке.
- Подвиньтесь, - сказал ему Павлик и присел на край.
Старик подвинулся и, взглянув на красное, сердитое лицо мальчика, сказал:
- С тобой что-то случилось?
- Ну и ладно! А вам-то что? - покосился на него Павлик.
- Мне ничего. А вот ты сейчас кричал, плакал, ссорился с кем-то...
- Ещё бы! - сердито буркнул мальчик.- Я скоро совсем убегу из дому. - Убежишь?
- Убегу! Из-за одной Ленки убегу.- Павлик сжал кулаки. - Я ей сейчас чуть не поддал хорошенько! Ни одной краски не даёт! А у самой сколько!
- Не даёт? Ну, из-за этого убегать не стоит.
- Не только из-за этого. Бабушка за одну морковку из кухни меня прогнала... прямо тряпкой, тряпкой...
Павлик засопел от обиды.
- Пустяки! - сказал старик. - Один поругает, другой пожалеет.
- Никто меня не жалеет! - крикнул Павлик.-Брат на лодке едет кататься, а меня не берёт. Я ему говорю: “Возьми лучше, всё равно я от тебя не отстану, вёсла утащу, сам в лодку залезу!”
Павлик стукнул кулаком по скамейке. И вдруг замолчал.
- Что же, не берёт тебя брат?
- А почему вы всё спрашиваете? Старик разгладил длинную бороду:
- Я хочу тебе помочь. Есть такое волшебное слово...
Павлик раскрыл рот.
- Я скажу тебе это слово. Но помни: говорить его надо тихим голосом, глядя прямо в глаза тому, с кем говоришь. Помни- тихим голосом, глядя прямо в глаза...
- А какое слово?
Старик наклонился к самому уху мальчика. Мягкая борода его коснулась Павликовой щеки. Он прошептал что-то и громко добавил:
- Это волшебное слово. Но не забудь, как нужно говорить его.
- Я попробую, - усмехнулся Павлик,- я сейчас же попробую. - Он вскочил и побежал домой.
Лена сидела за столом и рисовала. Краски - зелёные, синие, красные - лежали перед ней. Увидев Павлика, она сейчас же сгребла их в кучу и накрыла рукой.
“Обманул старик! - с досадой подумал мальчик. - Разве такая поймёт волшебное слово!..”
Павлик боком подошёл к сестре и потянул её за рукав. Сестра оглянулась. Тогда, глядя ей в глаза, тихим голосом мальчик сказал:
- Лена, дай мне одну краску... пожалуйста...
Лена широко раскрыла глаза. Пальцы её разжались, и, снимая руку со стола, она смущённо пробормотала:
- Ка-кую тебе?
- Мне синюю, - робко сказал Павлик. Он взял краску, подержал её в руках, походил с нею по комнате и отдал сестре. Ему не нужна была краска. Он думал теперь только о волшебном слове.
“Пойду к бабушке. Она как раз стряпает. Прогонит или нет?”
Павлик отворил дверь в кухню. Старушка снимала с противня горячие пирожки.
Внук подбежал к ней, обеими руками повернул к себе красное морщинистое лицо, заглянул в глаза и прошептал:
- Дай мне кусочек пирожка... пожалуйста.
Бабушка выпрямилась.
Волшебное слово так и засияло в каждой морщинке, в глазах, в улыбке.
- Горяченького... горяченького захотел, голубчик мой! - приговаривала она, выбирая самый лучший, румяный пирожок.
Павлик подпрыгнул от радости и расцеловал её в обе щеки.
“Волшебник! Волшебник!” - повторял он про себя, вспоминая старика.
За обедом Павлик сидел притихший и прислушивался к каждому слову брата. Когда брат сказал, что поедет кататься на лодке, Павлик положил руку на его плечо и тихо попросил:
- Возьми меня, пожалуйста. За столом сразу все замолчали. Брат поднял брови и усмехнулся.
- Возьми его, - вдруг сказала сестра. - Что тебе стоит!
- Ну, отчего же не взять? - улыбнулась бабушка. - Конечно, возьми.
- Пожалуйста, - повторил Павлик. Брат громко засмеялся, потрепал мальчика по плечу, взъерошил ему волосы:
- Эх ты, путешественник! Ну ладно, собирайся!
“Помогло! Опять помогло!”
Павлик выскочил из-за стола и побежал на улицу. Но в сквере уже не было старика. Скамейка была пуста, и только на песке остались начерченные зонтиком непонятные знак
По дорожке зайчик шёл
И грибочек вдруг нашёл.
Он отдал его подружке,
Рыжей белке хохотушке
И сказал с любовью:
«Кушай на здоровье».
Медвежонок к нам пришел,
Вытер лапы, в дом зашел.
Громко: «Здравствуйте»- сказал
«Мёду я для вас достал».
Мишку мы благодарим
И «Спасибо»- говорим.
https://www.stihi.ru/avtor/irinulalukina&book=22#22
3.Виктор Веревка "Хорошие манеры для малышей"
Бодро в садик я шагаю
И, конечно, вспоминаю
Весь набор волшебных слов,
Их я повторять готов.
На друзей своих смотрю,
«С добрым утром» говорю.
За обедом не болтаем
И друг друга не толкаем.
И запомнить надо всем:
«Когда я ем - я глух и нем!»
Суп был вкусный, компот - сладкий,
Дали нам ещё добавки.
Не забыть бы малышам
Сказать «Спасибо!» поварам!
4.Агния Барто "Медвежонок-невежа"
Медвежонок-невежа
(Сказка для маленьких и больших)
Был сынок у маменьки -
Медвежонок маленький.
В маму был фигурою -
В медведицу бурую.
Уляжется медведица
Под деревом, в тени,
Сын рядом присоседится,
И так лежат они.
Он упадёт. - Ах, бедненький! -
Его жалеет мать. -
Умнее в заповеднике
Ребёнка не сыскать!
Сыночек дисциплины
Совсем не признаёт!
Нашёл он мёд пчелиный -
И грязной лапой в мёд!
Мать твердит:
- Имей в виду -
Так нельзя
Хватать еду! -
А он как начал чавкать,
Измазался в меду.
Мать за ним ухаживай,
Мучайся с сынком:
Мой его, приглаживай
Шёрстку языком.
Родители беседуют -
Мешает он беседе.
Перебивать не следует
Взрослого медведя!
Вот он примчался к дому
И первый влез в берлогу -
Медведю пожилому
Не уступил дорогу.
Вчера пропал куда-то,
Мамаша сбилась с ног!
Взъерошенный, лохматый
Пришёл домой сынок
И заявляет маме:
- А я валялся в яме.
Ужасно он воспитан,
Всю ночь ревёт, не спит он!
Он мать изводит просто.
Тут разве хватит сил?
Пошёл сыночек в гости -
Хозяйку укусил,
А медвежат соседки
Столкнул с высокой ветки.
Медведица бурая
Три дня ходила хмурая,
Три дня горевала:
- Ах, какая дура я -
Сынка избаловала!
Советоваться к мужу
Медведица пошла:
- Сынок-то наш всё хуже,
Не ладятся дела!
Не знает он приличий -
Он дом разрушил птичий,
Дерётся он в кустах,
В общественных местах!
Заревел в ответ медведь:
- Я при чём тут, жёнка?
Это мать должна уметь
Влиять на медвежонка!
Сынок - забота ваша,
На то вы и мамаша.
Но вот дошло и до того,
Что на медведя самого,
На родного папу,
Мишка поднял лапу!
Отец, сердито воя,
Отшлёпал сорванца.
(Задело за живое,
Как видно, и отца.)
А медведица скулит,
Сына трогать не велит:
- Бить детей недопустимо!
У меня душа болит...
Нелады в семье
Медвежьей -
А сынок
Растёт невежей!
Я знаю понаслышке,
И люди говорят,
Что такие мишки
Есть среди ребят.
Добрые слова дороже богатства.
За добрые дела добром платят.
Злой плачет от зависти, а добрый от радости.
Вежливости открываются все двери
Если доброта, как солнце светит, радуются и взрослые и дети
От худого слова, навек ссора
Доброе слово лечит, а худое калечит
6.Олеся Емельянова. Загадки.
Встретив зайку, ёж-сосед
Говорит ему: «…» (Привет!)
А его сосед ушастый
Отвечает: «Ёжик, …» (Здравствуй!)
К Осьминожке Камбала
В понедельник заплыла,
А во вторник на прощанье
Ей сказала: «…» (До свиданья!)
Неуклюжий песик Костик
Мышке наступил на хвостик.
Поругались бы они,
Но сказал он «…» (Извини!)
Трясогузка с бережка
Уронила червяка,
И за угощенье рыба
Ей пробулькала: «…» (Спасибо!)
Толстая корова Лула
Ела сено и чихнула.
Чтобы не чихала снова,
Мы ей скажем: «…» (Будь здорова!)
Говорит Лиса Матрёна:
«Отдавай мне сыр, ворона!
Сыр большой, а ты мала!
Всем скажу, что не дала!»
Ты, Лиса, не жалуйся,
А скажи: «…» (Пожалуйста!)
Бегемот и Слон, поверь,
Не пролезут вместе в дверь.
Тот, кто вежливей, сейчас
Скажет: «Только…» (после вас!)
Муха Жу, хоть не хотела,
В скорый поезд залетела.
Ей букашки Фло и Фти
Скажут: «…» (Доброго пути!)
Мама с папою сидят,
Торт с конфетами едят.
Скажет вежливая дочь:
«Разрешите …» (вам помочь!)
Из болота крокодил
Дольше всех не выходил.
Члены жабьего совета
Дали приз ему за это –
Наградили попугаем
И кричали: «…» (Поздравляем!)
Бык ромашек накосил
И барана пригласил.
Тот один съел угощенье,
Но сказал: «…» (Прошу прощенья!)
Олениху в два часа
Навестить пришла лиса.
Оленята и олень
Ей сказали: «…» (Добрый день!)
На закате мотылёк
Залетел на огонек.
Мы, конечно, рады встрече.
Скажем гостю: «…» (Добрый вечер!)
Катя пупсика Игнатку
Уложила спать в кроватку –
Больше он играть не хочет,
Говорит: «…» (Спокойной ночи!)
Увидали обезьяны,
Слон под пальмой ест бананы,
И кричат ему они:
«Вкусно? Ты хоть намекни!»
Вежлив слон, не сомневайтесь,
Он им скажет: «…» (Угощайтесь!)
Девочка Рита возле дорожки
Стол накрывает собаке и кошке.
Плошки расставив, скажет им Рита
«Ешьте! Приятного вам …» (аппетита!)
7.Н. Красильников. Доброе утро.
Придумано кем-то просто и мудро
При встрече здороваться: - Доброе утро!
- Доброе утро! Солнцу и птицам!
Доброе утро! Улыбчивым лицам.
И каждый становится добрым, доверчивым...
Пусть доброе утро длится до вечера.
8. В. Юсупов. Чудесное слово.
Папа разбил
Драгоценную вазу.
Бабушка с мамой
Нахмурились сразу.
Но папа нашелся;
Взглянул им в глаза,
И робко и тихо
«Простите» — сказал.
И мама молчит, улыбается даже.
— Мы купим другую,
Есть лучше в продаже…
«Простите!»
Казалось бы,
Что в нем такого?
А вот ведь какое чудесное слово!
Приложение 2
1.Знаете ли вы вежливые слова?
2.Часто ли вы употребляете добрые, вежливые слова?
3.Сколько добрых слов ты знаешь?
4.Знаешь ли ты, как влияют обидные слова на людей?
5.Нравится ли тебе, когда с тобой грубо разговаривают?
6.Говоришь ли ты обидные слова?
Злая мать и добрая тётя
Сказка "Узнай-зеркала"
Несчастный Андрей
В.А. Сухомлинский. Самое красивое и самое уродливое
Швейня