Вложение | Размер |
---|---|
О староверах,живущих на американском континенте | 375.5 КБ |
V Региональные юношеские чтения им. В.И. Вернадского
Гуманитарное направление
Секция «Религия вчера и сегодня»
Русские староверы на американском континенте.
Нижегородцев Егор Вадимович-учащийся 9 класса
Муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения
«Верх-Уймонская средняя общеобразовательная школа»
Усть-Коксинского района
Научный руководитель:
Клименко Ирина Александровна
учитель английского языка высшей квалификационной категории
с.Верх-Уймон, 2016
Оглавление: стр.
1.Введение. Обоснование выбора темы проекта. Актуальность. Задачи………………………2-3
2.Основная часть.
2.1. Немного истории….…………………………………………………………...…………..4
2.2. Основание Николаевска……………………………………………………………….…..4-5
2.3. Люди и быт…………………………………………………………………………….…….5-7
2.4. Наше время… ………………………………………………………………….…….……..8-9
3. Заключение …………………………………………………………………………….….….9-10
4. Список используемой литературы……………………………………………………..….……..11
5. Приложения.
1. Введение.
1.1.Обоснование выбора темы проекта, его актуальность.
Уймонская долина с давних времен привлекала множество людей, как красотой своей природы, так и людьми, отличающимися своей стойкой верой. Этих людей называют староверами или старообрядцами. Староверы - яркая и древняя ветвь русского народа, частица допетровской московской Руси.
Из курса истории каждый из нас знает, что после церковной реформы царя Алексея Михайловича, прозванного Тишайшим, вместе с патриархом Никоном 1650-1660 гг. среди верующих произошёл раскол. После раскола Русской Православной Церкви хранители старых обрядов ушли поначалу на реку Керженец в Семеновский уезд Нижегородской губернии, но там они не нашли себе спасения. Бегство от реформ патриарха Никона приводило старообрядцев на Север, в Полесье, на Дон, в Сибирь…
Почему меня заинтересовали староверы или, как их ещё называют, старообрядцы или раскольники? Дело в том, что я человек не местный, приезжий. Само собой мне нужно было узнать больше о местной культуре, чтобы выглядеть образованным. После посещения одной из школьных экскурсий в музей старообрядчества Кучугановой Раисы Павловны, я услышал историю, которая меня очень заинтересовала – тема русских староверов, маленькая часть богатейшей местной культуры, о которой много написано книг, научных работ и заметок. После экскурсии я поразмышлял об этом и решил прибегнуть к разным источникам информации: Интернету, СМИ и рассказам староверов. Мне захотелось подробнее узнать о тех людях, жизнь которых с недавнего времени является для меня образцом. И вот что мне удалось узнать. На сегодняшний день староверов в России, к сожалению, осталось мало. Википедия говорит — около 2 миллионов из 143 миллионов с лишним россиян. В частности, это наши прабабушки и прадедушки. Обидно, что наше поколение не соблюдает тех законов, по которым испокон веку жили наши предки. Настоящим открытием явилось для меня сообщение учителя о староверах, живущих на Аляске. Меня поразило то, что староверы, поселившиеся на чужбине, полностью сохранили тот уклад жизни, по которому жило не одно поколение. Статья заинтересовала, и захотелось узнать, почему им это удалось, а мы, имеющие, казалось бы, все предпосылки сохранения данной культуры, многое утратили. (Приложение №1)
В чём важность или актуальность? Для нашего поколения эта тема должна послужить примером стойкости, мужества, самостоятельности и упорства человека, чего так не хватает в современном мире. К сожалению, у многих это вызывает интерес «зоологический» — поглазеть как на диковинное. Но тот, кто побывал в их селениях, пожил с ними хоть немного, о староверах пишут с чувством ностальгии и сожаления. Так один из путешественников описал их: «Для многих старообрядцы — чудом сохранившийся тип русского крестьянина, хозяйственного, трезвого, рассудительного, крепкого и семейственного. Старовер — это воплощение настоящего мужика, хозяина земли и своей судьбы. Это носитель тех самых традиционных ценностей, о которых кричат СМИ и которые всеми силами стремится насадить и защитить власть».
Поэтому считаю, это весьма поучительно для нашего поколения знать историю своих предков, их мудрости и доброй веры, которая помогла выжить в тяжёлые времена в России и на чужбине и постараться передать своим потомкам.
1.2.Цель работы - изучение опыта жизни старообрядцев, живущих за границей в частности на Аляске,
Для достижения цели мною поставлены следующие задачи:
-изучить историю переселения старообрядцев;
-систематизировать данные в хронологической последовательности;
-передать опыт сохранения духовных ценностей на примере жизни старообрядцев Аляски.
2.Основная часть.
2.1. Немного истории…
Как оказались наши русские староверы за границей? Россия не была добра к её восставшим после реформ Никона. Преследования начались немедленно и продолжались веками. Миллионы староверов умерли от рук своих соотечественников. Раскольники добровольно шли на мученическую смерть и сжигали себя сами. Целыми семьями, с детьми и стариками, заметьте. Особенно досталось староверам в петровские времена, когда вестернизация проводилась суперактивно. Оппозиционерам запретили носить традиционную одежду, отращивать бороды и велели курить табак и пить кофе. Не редки были случаи, когда старовера отвозили в дикое непосещаемое место в лесу, защемляли деревянным клином его бороду, прорубив щель в пне, и уходили, положив рядом нож. Чтобы освободиться, ему достаточно было взять нож и отрезать бороду. Староверы предпочитали умереть, и умирали мучительной смертью, стоя на коленях в лесу. Такова была сила веры.
До сих пор староверы поминают великого государя-преобразователя недобрым словом. В 17-18 веке добровольно сожгли себя более 20 тыс. старообрядцев. Недобровольно было сожжено гораздо больше. И тысячи, умерли, спасаясь бегством. Бежали в Сибирь, куда длинные щупальца царской охранки и НКВД дотягивались с трудом. Бежали в Китай, Румынию, Болгарию, а оттуда в Америку, Канаду, Латинскую Америкуи даже Австралию. Так за пределами России образовались старообрядческие общины.
2.2. Основание Николаевска.
Строгая приверженность устанавливала староверов особняком, где бы они ни жили. И всякий раз, когда они опасаются за целостность своей религиозной общины, они спасаются бегством. Староверы уезжают в сёла, далёкие от цивилизации, возвращаются к своим корням, занимаются сельским хозяйством, ведут аскетический образ жизни, становятся глубоко верующими людьми.
Аляска. На полуострове Кенай, на высоте 700 метров над уровнем моря, в горном распадке, расположился Николаевск, община старообрядцев.
Николаевск - это не город. Николаевск - это не очень большая деревенька на Аляске, так что название ей дали явно на вырост. Здесь живут русские староверы.
Пионеры Николаевска шли на север, как они говорят, потому что социальная и моральная структура в Аригоне их распалась. Первые четыре дома были построены в 1968 году. Это были одинокие сырые хижины в огромном еловом лесу. Электричество было подведено через местный кооператив, и после этого сразу прибыло больше семей.
Русскоговорящие староверы Николаевска строили новую жизнь, осваивая новые земли. Их деревня протянулась 12 миль ( ~20 км.) к северу бухты Качемак, где покрыты ледниками горы Кенай и ими любимые фиорды ( узкие глубокие морские заливы с высокими скалистыми берегами) звенят по южному берегу. Лосось, королевский краб, креветки изобилуют в заливе, и величавые орлы кружат над маленькими лодками. На окраинах Николаевска даже можно встретить жирных, бурых медведей, которые открыто пасутся на склонах гор.
Деревня Николаевск возросла из малого количества семей до 90 семей в 1970х гг. вскоре некоторые жители Николаевска покинули его, что бы образовать свои деревни где-нибудь в другом месте из-за несогласия в религии и культуре. Аляска имеет сейчас около полдюжины общин староверов. Николаевская - самое крупная. Его жители считаются более либеральными, хотя не лишённые своего религиозного тождества.
2.3.Люди и быт.
За двадцать лет в Николаевске произошло немало перемен. Построенная там крытая верфь позволяла ежегодно производить по 13–15 "русских", как их стали называть, рыболовных катеров, пригодных для лова в океане. Оснастка, отделка рубки, камбуза, каюты для сна, холодильники для рыбы — высшей категории, мотор 600 л.с., современная навигационная техника, четыре радиостанции: для связи с портом, спасательной станцией и домом. И хотя продавался каждый катер за 150 тыс. долл., уже более сотни их бороздили океанские волны и немало этих катеров купили николаевцы, ибо самым выгодным бизнесом оказался здесь рыболовный промысел. Рост доходов скоро сказался на образе жизни местных староверов. Лошадей, коров и даже кур большинство семей уже не держат, огороды забросили, а поскольку в каждом доме имеются один-два автомобиля и каждая хозяйка научилась водить их, они предпочитают съездить в прибрежный городок Хомер и купить в магазинах все, что нужно для стола и хозяйства. Некоторые имеют теплицы. Но вся жизнь в обществе по-прежнему держится на прилежном труде мужчин, женщин и молодежи. Хотя некоторые молодые люди оставляют семьи родителей, и уезжают в города.
Для староверов религия - это духовная связь, которая поддерживает моральные и нравственные ценности. Они фундаменталисты в самой высокой степени, чья жизнь управляется библией с самого дня рождения. Во время крещения они получают крест, и красочно сотканный пояс, который показывает их связь с Христом, они должны носить их постоянно. «Если бы мы перестали верить, прекратили ходить в церковь и придерживаться православного образа жизни, — говорит отец Никола, Николаевской общины— мы перестали бы существовать». Они жили без представителя духовенства с момента проведения реформ в русской православной церкви. Обретя свободу на территории США, община получила возможность и средства для поисков священника, а по словам отца Николы, им просто нужен был духовный пастырь. В 1983 году они отправились в Румынию, нашли там архиерея и посчитали, что он может поставить для них священник после сотен лет беспоповства. Это вызвало серьезные противоречия, создало еще один раскол в рядах их общины. На поповцев и беспоповцев. После этих событий несколько семей, не признающих священство, уехали из Николаевска, чтобы создать новые поселения в еще более отдаленных районах полуострова Кенаи. Деревня Качемак, ими образованная, без священника гораздо более тихая и традиционная по сравнению с Николаевском. Они не любят приезжающих к ним чужаков, которые влияют на их образ жизни, заставляют больше общаться на английском и тому подобное. Русские старообрядцы предпочитают не сталкиваться с американцами. В частности, почти невозможна совместная трапеза.
Новый священник и его сподвижники построили в Николаевске традиционную церковь с куполом в форме луковицы прямо через дорогу от более скромной беспоповской моленной.
Также обязательно староверы придерживаются и определённых законов. Мужчины не должны бриться - все должно быть естественно, как того дала природа. (Приложение №2)
Поэтому староверы носят бороды, а женщины не могут появиться на люди без платка. Они носят бирюзовые, розовые, красные и сиреневые сарафаны из атласа, сшитые в неизменном старинном стиле и закрывающие ноги до щиколоток. Что касается религии, то они строго соблюдают посты. Людей другой веры считают нечистыми. Посуда для себя и для гостей различна. На моления мужчинам положено приходить в черных кафтанах, а женщинам в нарядных платьях и косынках. В руках - небольшие плоские подручники (подушечки) и лестовка (чётки), которые используют при земных поклонах. Крестятся очень быстро, глядя трижды в разные стороны, чем просят прощения у Бога.
Женятся и выходят замуж очень рано. Девочкам можно выходить замуж в 14 лет, а мальчикам с 15 лет. Лица у всех русские, что является следствием требования жениться и выходить замуж только "за своих" и запрета брать в супруги родственников "до седьмого колена". Староверы не работают в госучреждениях и пособия по безработице не получают. С официальной медициной староверы предпочитают сталкиваться как можно реже, разве что в серьёзных случаях; лечатся травами, молитвами.
Раньше дети получали образование только начальной школы: умели только читать и писать.
2.4.Наше время.
Сейчас родители больше не выступают против того, чтобы девочки получали высшее образование после школы. Более того, они поощряют это. Однако проблема заключается в том, что уехав из деревни на учебу, дети иногда не возвращаются обратно, чтобы строить свой дом здесь. Число учащихся в поселковой школе сокращается из года в год. Однако сейчас впервые в истории Николаевска большинство молодежи говорит на английском как на основном языке. Хотя многие из них могут общаться на старославянском, полное исчезновение этого языка — лишь вопрос времени. В начальной школе Николаевска по-прежнему проводятся уроки русского языка. Учитель Люба Дорвалл (LubaDorvall), работающая в школе 27 лет, начинала в качестве переводчицы для тех детей, которые не говорили по-английски. Но, в 2013 году, Дорвалл начала обучать детей староверов, не говорящих по-русски. Однако, по словам Дорвалл, детей все труднее приучить любить язык.
Несмотря на неизбежно надвигающуюся модернизацию, в Николаевске удалось сохранить множество традиций. При этом у жителей поселения находится время для праздников. (Приложение №3) Каждый год 19 декабря все жители поселения широко празднуют день святого покровителя, именем которого назван населенный пункт. После пятичасовой церковной службы начинается пиршество, в котором участвует вся община. Женщины надевают платки и длинные атласные платья. Детей усаживают за один стол позади остальных, за другим столом сидят подростки-мальчики.
При этом молодая девушка сидит за отдельным столом, а для женщин постарше отведены свои места. Это шумное пиршество сопровождается беседами. Зал умолкает, когда кто-то произносит речь на старославянском или английском языке. Все едят уху из палтуса и сандвичи с лососем.
В 2014 году Николаевск представляет собой небольшое поселение на Аляске с населением около 350 человек (по данным Википедии-400чел.). (Приложение №4) Основным промыслом так и осталось рыболовство, постройка рыболовных катеров, реже – охота.
3. Заключение.
Особенно мне бы хотелось сделать акцент на нравственно-воспитательной основе староверов. (Приложение №5) Несмотря ни на что, староверы до последнего сопротивлялись насаждению западных идей и западного образа жизни. Я думаю, что твердая вера помогла нашим соотечественникам выжить в трудные времена, держась вместе общиной. Такой же пример стойкости и преданности вере мы наблюдаем в семье Лыковых, живших в тайге. В нынешние времена, когда на каждом углу стоит по Макдональдсу, по телевизору крутят передачи о происках Госдепа вперемешку с американскими блокбастерами, принимают закон об иностранных агентах и хвастаются новыми айфонами, история староверов может оказаться поучительной.
Слушаешь стариков, вглядываешься в их лица, размышляешь над их рассказами и так хочется сказать им: «Милые вы наши, как же научиться у вас мудрости и терпению, трудолюбию и состраданию ко всем ближним? Сколько в вас чистоты, искренности, добра…»
Моя работа имеет практическое значение: она может быть использована на уроках истории обществознания, классных мероприятиях. Кроме того, можно рассчитывать, что она будет способствовать воспитанию толерантного сознания детей и взрослых. Многие из нас, войдя в сознательный возраст, начинают спешить. Конечно, ведь везде нужно успеть. Бегут на работу в погоне за материальными ценностями. Бегут, чтобы успеть повысить свою должность, значимость. Бегут, чтобы успеть устроить личную жизнь. Бегут, чтобы быстрее устроить свой бизнес. Но часто ли мы останавливаемся? Чтобы оглянуться, подумать: куда мы спешим, а главное, ради чего мы всё это делаем?...
Очень хотелось бы, чтобы каждый из нас имел внутри себя крепкий «стержень», чтобы не терялась наша основа, заложенная родителями. Чтобы каждый стремился стать хоть чуточку лучше, преодолевая свои слабости, и не теряя внутри себя человека! И как хорошо, что есть такие люди, как староверы, которые не позволяют идти против совести и внутри которых заложен огромный нравственный потенциал. И они как маяк помогают найти правильный путь и сделать правильный выбор.
Список используемой литературы:
1. МАРТЫНЕНКО П. Г. Николаевск на Аляске. - Русская жизнь. 15.IV.1978.
2. МАРТЮШЕВ П. Николаевск-на-Аляске. - Родные дали. 1978, N 292 (июль)
3. The magazine “Alaska”// October 1988
4. Хисамутдинов А. А. Старообрядцы: из России в Америку через Китай // Вопросы истории, № 7, Июль 2011, C. 90-102.
5. Хунхузы: По рассказу Анны Басаргиной (6 ноября 1979, Николаевск) Guerillas: OldBelieverslifeinChina. Николаевск. 1980, с. 14.
6. ШАДРИН И. Отчего произошел раскол в православной церкви в XVII столетии. - Хлеб Небесный. 1941, N 9 - 10, с. 46 - 50; N 12, с. 4 - 11.
Интернет ресурсы:
Барсучья кладовая. Александр Барков
Сказка "Дятел, заяц и медведь"
Разноцветное дерево
Пчёлки на разведках
Рукавичка