НПК "Первые шаги"
Вложение | Размер |
---|---|
rantarov_familii_uchashchihsya_1-h_klassov.rar | 24.04 КБ |
Тема: Фамилии учащихся 1-х классов (слайд1)
Актуальность темы. У каждой семьи есть своя история. Школа – это тоже семья, только очень большая, огромная, которая хранит память о всех своих детях: учителях, родителях, учениках.
В 1 классе 32 учащихся. У каждого своя фамилия, повторяющихся нет. Интерес к истории их возникновения, к тому, что они обозначают явился причиной работы над исследованием. Считаем, что актуальность работы над исследованием в том, что мы заглянем в прошлое и через историю фамилий соприкоснёмся с историей нашего народа(слайд2).
Цель работы (слайд3): узнать истории возникновения и значение фамилий учащихся 1-х классов и представить их в виде «Словаря фамилий».
Чтобы достичь цели мы поставили перед собой следующие задачи:
Объект исследования: учащиеся 1-х классов.
Предмет исследования: фамилии учащихся 1 –х классов.
Методы исследования: анализ литературы, анкетирование, обработка данных.
Основная часть
Первый вопрос, на который я попытаюсь найти ответ, что мы знаем по данной теме. Для того, чтобы ответить на него мы провели анкетирование с родителями учащихся первых классов. Мы предлагали родителям ответить на следующие вопросы (слайд4):
1)Что такое фамилия?
2)Назовите свою фамилию.
3)Что вы знаете о происхождении и значении своей фамилии?
В анкетировании приняли участие родители 32 учащихся 1-х классов. Результаты анкетирования были следующие (слайд5):
1.Большинство родителей не знают научное определение понятия «фамилия», но многие пишут, что фамилия им досталась от предка; её носят близкие родственники, т.е. близко подходят к этому понятию, понимают его.
2.Все назвали свою фамилию.
3.О происхождении и о значении своей фамилии большинство родителей не знают (7 - знают, остальные – 25 семей не знают значение и происхождение своих фамилий)
2. Значение и происхождение фамилий первоклассников.
Мне пришлось обратиться к справочной литературе, чтобы узнать теорию по данной теме. Я узнал, что фамилия - это наследственное семейное именование, прибавляемое к личному имени (слайд6).
Она передаётся из поколения в поколение, от старших членов семьи - младшим. Соответственно, чтобы узнать, каково значение фамилии, нужно обратиться к её истокам.
В русском и бурятском языках много фамилий, которые произошли от имен, и их смысл можно раскрыть через значение имени, от которого они образованы.
Например: Гомбоев - от имени Гомбо (слайд7).
Значение слова "Гомбо" раскрывает для нас тайну фамилии "Гомбоев". В словаре бурятских имен мы читаем: « Гомбо — мужское имя, в переводе с тибетского языка — «имя покровителя, защитника, хранителя веры». Отчества, образуемые от этого имени, — Гомбоевич, Гомбоевна. Образованная от него фамилия Гомбоев— одна из самых популярных бурятских.
В 1-х классах Гурульбинской школы мне встретились следующие фамилии, произошедшие от личных имен (слайд8):
Бадмаева БАДМА (санскрит.) — Лотос.
Будаева БУДА — (тиб.)Просветленный. Бурятское произношение санскритского слова "Буддха."
Васютинский - от канонического мужского личного имени Василий (из греческого basileus - 'властитель, царь') и его производных форм.
Дондокова ДОНДОК (тиб.) — Благонамеренный
Доржиева ДОРЖО (тиб.) — Алмаз. Буквально "князь камней.
Галсанова ГАЛСАН (тиб.) — Хорошая судьба.
Добчинов ДОБШОН (тиб) – переводится как «всесильный»
Жамбалов ЖАМБАЛ (тиб.) — Благосиятельный.
Жалсанова ЖАЛСАН (тиб.) – Символ, знак победы. Является одним из «восьми благих эмблем»
Жигмитов – ЖИГМИТ (тиб) – нгеустрашимый, смелый, неразрушимый
Намсараева – НАМСАРАЙ (тиб) – имя божества богатства.
Очир – бурятское произношение слова «ваджра» - алмаз.
Эрдынеев Эрдэни (бур) – драгоценность, сокровище.
Вторая группа, которую мы обозначили - фамилии, которые произошли от прозвищ, обозначающих какое-либо действие (слайд9):
Бутаков - Фамилия Бутаков происходит от именования предка Бутак. Прозвище Бутак образовано от глагола «бутать», который в разных говорах имел разные значения: «шумом, стуком пугать рыбу» (псков.), или же «шить» (калуж.)
Фамилия Ологонов произошло от бурятского слова «Олоhон», что означает нашедший, обнаруживший что-то.
Фамилия Озонов произошло от человека, которого звали Озон. Возможно, это имя произошло от бурятского слова «озохо», который переводится как «целоваться».
Фамилия Шигаев образована от прозвища Шигай. Вероятно, оно восходит к глаголу «шигать», то есть «сполошить, спугнуть, согнать (птицу)». Возможно, такое прозвище получил беспокойный человек или шаловливый ребёнок, который любил играть с животными.
Шадаев – по всей видимости, эта фамилия произошла от бурятского слова «шадаха», т.е. уметь делать что-либо. Видимо, родоначальник этой фамилии был умельцем на все руки.
Также в первом классе есть фамилии, произошедшие от названия предметов. Это (слайд10):
Пансалова - от слова Пансала - буддийский храм.
Таханова – фамилия произошла от бурятского слова «подкова».
Хасоева от бурятского слова «хас» - яшма.
Также нам встретились такие фамилии, произошедшие от слов-прилагательных(слайд11):
Жербаханов – от бурятского прилагательного жэрбэгэр – ровный, стройный, статный.
Хомонов – от бурятского слова «hомон», что означает прямой, честный. Возможно, фамилия произошла от имени очень честного, прямого человека.
Чернов – от прилагательного черный, вероятно, «Черной» - прозвище смуглого, черноволосого человека.
Выводы
Изучив и рассмотрев происхождение фамилии учащихся 1-х классов, мы разделили все фамилии по способу их происхождения на 4 группы(слайд12):
1 группа - фамилии, образованные от личных имен (13 чел - 40,6%).
2 группа - фамилии, образованные от прозвищ, обозначающих какое-либо действие (5 чел – 15,6%).
3 группа – фамилии, образованные от названий предметов (3чел – 9,4%).
4 группа - фамилии, образованные от прилагательных (3чел – 9,4%).
5 группа – фамилии, значения которых остались нераскрытыми (8 чел – 25%)
Заключение (слайд13)
Проанализировав анкеты, заполненные родителями 1-х классов, мы пришли к выводу, что большинство родителей не знают, но хотят узнать происхождение своей фамилии.
Работу по исследованию можно продолжить, т.к. осталась большая группа рассматриваемых фамилий – 8 (25%), происхождение которых мы не объяснили. Желательно изучить происхождение фамилий всех учащихся и учителей школы, а так же фамилий жителей нашего села. Можно расширить тему исследования, выяснив коренных жителей нашего села, уточнив их фамилии и историю происхождения.
Список литературы
1. Владченко Н.Л., Хаткина Н.В. Считалки и загадки, кроссворды и разгадки: Энциклопедия для дошкольников. – М.: Лабиринт – К, 2000.
2. Википедия –универсальная энциклопедия.
3. http://amarhuu-borhuu.narod.ru/name.html3
Пока бьют часы
Ласточка
Как я избавился от обидчивости
Снегири и коты
Интервью с космонавтом Антоном Шкаплеровым