Исследовательская работы учащегося по истории кинематографии
Вложение | Размер |
---|---|
prezentatsiya_k_vystupleniyu.pptx | 2.91 МБ |
issledovanie_uchashchegosya_pokolenie_gollivud.docx | 59.3 КБ |
Слайд 1
Поколение Голливуд Подготовил: ученик 7А Михайлов К. Куратор: Истомина О. П. Липецк, 2013 г.Слайд 2
Сто лет назад родилось кино - подлинное чудо, сотворенное человеческим гением. О виденном, слышанном, пережитом человек пытался рассказать другим людям, и рассказать так ярко, правдиво, внушительно, что люди смогли бы увидеть, услышать и пережить то же, что испытал он. Новое искусство вошло в каждый дом, в каждую семью, в сознание каждого человека.
Слайд 3
Рождение нового искусства Среди множества аппаратов – кинескопов, бископов, биогра-фов , витаскопов – появился синематограф братьев Огюста и Луи Люмьер. Были сделаны десятки попыток создать системы записи и воспроизведения движущихся изображений, в которых даже принимал участие знаменитый Эдиссон , но и его система оказалась неудобной.
Слайд 4
Поначалу это было еще не кино, лишь показ бытовых сцен из жизни. Тогда 70% всего кино снималось во Франции, и можно было именно ее считать центром кинематографии.
Слайд 5
Основоположник кино Жорж Мельес первым оценил возможности кинематографа, увидев в нём, прежде всего, отличное средство сильно расширить возможности сцены. Он первым стал снимать фильмы по сценариям, использовать трюки и спецэффекты, и в целом стал одним из основоположников кино как самостоятельного вида искусства. «Политый поливальщик»
Слайд 6
«ФАБРИКА ГРЁЗ» Перенос места съемок в Голливуд – стало определяющим фактором в развитии и процветании американского кинематографии. Голливуд –деревня, названная в честь ранчо в окрестностях захолустного Лос-Анджелеса, обладала исключительными климатическими и географическими особенностями.
Слайд 7
Причины выдвижения США, как центра кинематографии: США меньше всех пострадали в Первой Мировой войне Сосредоточение кинопроизводства в руках капиталистов Место с уникальной природой и благоприятным климатом Техническое совершенство Разнообразие сюжетов Мастерство актеров, режиссеров, операторов
Слайд 8
Американские фильмы буквально завоевали земной шар. Голливуд рос как на дрожжах. В 20-х годах начинает формироваться киноиндустрия. Появляется стандартная голливудская система, когда продюсер ищет и покупает сценарий для будущего фильма, подбирает актеров и приглашает режиссера.
Слайд 9
Влияние Голливуда выходит за пределы американского общества, оно пропагандирует американский образ жизни во всем мире. Голливуд становится творцом мифов, прославляющих общество, которое его породило. Актеры становятся законодателями моды и поведения, стиля жизни. Кэри Грант Марлон Брандо Кларк Гейбл Одри Хёпберн Вивьен Ли Мерлин Монро
Слайд 10
Впервые правящие круги США осознали роль кинематографа как мощного инструмента политики еще в 30-е годы 20-го века, когда был принят Кодекс Хейса . В соответствии с Кодексом, кинематографисты обязаны были воспитывать в зрителях патриотические чувства, а также пропагандировать высокие моральные принципы, уважение к религии, закону, традициям, семейные ценности, истории США. Кодекс Хейса ( Hays Code )
Слайд 11
Влияние кино на сознание: Во-первых, кино является довольно гибким видом искусства, способным быстро реагировать на запросы общества вне зависимости от духовного уровня самих запросов; во-вторых, кино оказывает огромное воздействие на эмоциональную сферу сознания, формируя чёткие образы, которые со временем заменяют в сознании старые установки. Кино, таким образом, активно генерирует в воображении зрителя иллюзорную картину мира.
Слайд 12
Составляющие успеха американского кино: Участие знаменитых раскрученных актеров, Четкое противопоставлением «добра» и «зла», с первых кадров любого американского блокбастера становится очевидным, кто хороший, а кто плохой, Все предельно просто и правильно: зло наказано, добро торжествует, Зрелищно-техническая сторона выпускаемой в США кинопродукции , Первичной демонстрации фильма предшествует интенсивная «раскрутка» картины, Счастливый конец ( Happy END )
Слайд 13
Американские фильмы популярны в России В результате «Холодной войны» и «железного занавеса» возникает естественное желание узнать больше о чужом мире, другом укладе жизни. Плюс действуют выше перечисленные принципы. При этом общие моральные ценности могут совпадать. Существуют ценностные ориентиры, свойственные обществу вообще: социальные (коллектив, единство нации, лидерство, отношения между полами и расами); межличностные (дружба, любовь); семейные (взаимопонимание, забота, семейные традиции).
Слайд 14
Американские или русские фильмы предпочитают подростки?
Слайд 15
Американские фильмы Русские фильмы Играют к расивые, известные актеры Крутые спецэффекты Фильм держит в напряжении, захватывающий сюжет Много экшена Лучше развита киноиндустрия Качественное кино Фильмы легкие, зрелищные Смотрю, чтобы понять свою культуру В патриотических целях Меньше пошлости Не могу объяснить Почему подростки выбирают американские или русские фильмы?
Слайд 16
Выбор остается за Вами! The End
Осторожно, поколение Голливуд!
Выполнил:
ученик 7 А Михайлов К.
Руководитель:
учитель английского языка
Истомина О. П.
Липецк, 2013
Оглавление
Введение
а) рождение нового искусства
б) начальный период развития кино
в) становление кино
г) великий немой
II. Почему Голливуд?
а) возникновение «фабрики звезд»
б) как делались «звезды»
III. Жанры Голливудского кино
IV. Привлекательность кинематографа США
а) воздействие кинематографа на сознание
б) особенности привлекательности американских кинолент
V. Мы – поколение голливудского кино. Это плохо?
Заключение.
Список использованной литературы.
Введение
Сто лет назад родилось кино - подлинное чудо, сотворенное человеческим гением. Родилось примерно одновременно с самолетом и автомобилем, с радио и электрической лампой, с иммунологией и рефлексологией, с теорией относительности и атомной физикой, со многими другими великими открытиями в науке и технике. Да и рождение кино стало возможным благодаря научным и техническим изобретениям.
Но ведь кино – искусство!
А новых искусств за последние два тысячелетия существования культуры не появилось. Существующие искусства изменялись, развивались, обогащались, вырабатывали новые виды, жанры, приемы, но оставались традиционными.
О виденном, слышанном, пережитом человек пытался рассказать другим людям, и рассказать так ярко, правдиво, внушительно, что люди смогли бы увидеть, услышать и пережить то же, что испытал он.
Вначале многие сомневались: искусство ли кино?
Может быть, просто новое техническое средство для фиксации и распространения произведений старых, традиционных, вечных искусств? Ведь с самого начала было ясно, что «движущиеся фотографии» порождены бурно развивающейся техникой. И могут ли физика, химия, оптика, механика породить новое искусство? Заметно было, что кино заимствует сюжеты у литературы, расположение предметов на плоскости экрана – у живописи, актерскую игру – у театра… Что ж это за новое искусство, лишенное самостоятельности, грабящие других, да еще преподносящее литературу, живопись и театр в примитивном, наивном, неполноценном виде?
Новое искусство вошло в каждый дом, в каждую семью, в сознание каждого человека. Оно завладевало умами и сердцами. Что же принесло оно человечеству? Утверждение добра, благородства, честности, похвалу труду, дружбе, солидарности или, может быть, пропаганду вражды, насилия, коварства, захватничества? Дало ли оно человеку новые знания, расширило ли его кругозор, возвысило ли его чувства или, может быть, отвлекало его от труда, от размышлений, забило ему голову чепухой, лживыми пустяками? Может быть, это отрава, зло, дурман?
Рождение нового искусства
К концу 19 века творческая мысль человечества вплотную подошла к созданию кинематографа. Среди множества аппаратов – кинескопов, бископов, биографов, витаскопов – появился синематограф братьев Огюста и Луи Люмьер. Хотя фотография как способ запечатления неподвижных изображений появилась ещё в первой половине 19 в., для того, чтобы стал возможным процесс съёмки и воспроизведения движения, требовалось, чтобы фотографирование могло происходить с короткими выдержками. Но и после появления соответствующих типов фотоэмульсий в 70-х годах 19 в. кино появилось не сразу. То, что нам сегодня кажется очевидным, изобретатели и пионеры кинематографа поняли далеко не сразу. Были сделаны десятки попыток создать системы записи и воспроизведения движущихся изображений, в которых даже принимал участие знаменитый Эдиссон, но и его система оказалась неудобной, рассчитанной всего лишь на индивидуальный просмотр, что и не позволило Эдиссону добиться успеха.
В результате, признанными изобретателями кинематографа стали французы, братья Луи и Огюст Люмьеры. Аппаратура Люмьеров оказалась очень удобной, с её помощью можно было легко снимать и демонстрировать фильмы на большом экране, что и предопределило успех их изобретения. "Кинематограф" (или "синематограф") - именно так называлось устройство Люмьеров.
Фильмы Луи Люмьера напоминали бытовые фотографии. Только фотографии двигались. Конечно, примитивные эти сценки считать произведениями искусства можно лишь условно. Но поражает сам факт зафиксированного и воспроизведенного движения.
Первая публичная демонстрация была дана в Париже ещё в марте 1895 г., но днём рождения кино считается другая дата, 28 декабря 1895 г., когда состоялся первый коммерческий киносеанс (это произошло в подвале "Гран Кафе" на бульваре Капуцинов).
Успех этого аттракциона превзошел все ожидания.
В своих сеансах Люмьеры демонстрировали несколько коротких (всего 50 сек.) роликов, первым из которых был "Выход рабочих с фабрики". Однако наиболее популярным из этих роликов стал ролик под названием "Прибытие поезда". Поезд на экране как бы надвигался на зал, что выглядело очень реалистично и производило сильное впечатление на зрителей.
Аппараты Люмьеров в Лондоне, в Брюсселе, в Берлине, в Петербурге, в Москве, в Мадриде, в Нью-Йорке.
Начальный период развития кино
После гениального изобретения Люмьеров был кинематограф ещё не было кино. Пионеры, создавшие системы записи и воспроизведения изображений, не предвидели всех возможностей использования кинематографа. Люмьеры считали, что главная функция их изобретения - запись и сохранение кинохроники для потомков. Другие видели в демонстрации движущихся картинок всего лишь забавное развлечение. Однако ещё и в отсутствие сюжетного кино кинематограф быстро набирал популярность. Интерес к сеансам кинематографа некоторых влиятельных людей, глав государств, в т. ч. русского царя, сильно способствовал распространению кинематографа во всём мире.
Роберт Пол снял кривляющегося комика и, чтобы лучше запечатлеть гримасы, придвинул аппарат поближе к лицу. Получился крупный план. Его художественные преимущества еще не были осознаны, однако и эта съемка говорила о новых возможностях киносъемки.
Вскоре кинематографом заинтересовался директор одного из парижских театров Жорж Мельес. Он первым оценил возможности кинематографа, увидев в нём, прежде всего, отличное средство сильно расширить возможности сцены. Он первым стал снимать фильмы по сценариям, использовать многие специфические для кино трюки и спецэффекты, и в целом стал одним из главных основоположников кино как самостоятельного вида искусства. Одним из наиболее известных фильмов Мельеса является "Путешествие на Луну" (1902 г.)
Однажды Мельес, снимая на улице экипаж, приостановил почему-то съемку,прекратил вертеть ручку киноаппарата. И не заметил того, что, когда он продолжил съемку, экипаж уже уехал и его место занял катафалк. Дома, просматривая пленку, он увидел, что снял чудо: экипаж на экране моментально превращался в катафалк! Так был открыт первый кинематографический трюк.
В течение первого десятилетия 20 в. продолжительность и разнообразие сценариев кинофильмов постепенно и неуклонно увеличивались. Отношение в обществе к кино меняется - от восприятия его лишь как вида развлечения к восприятию его как вида искусства. В 1908 г. во Франции уже появляется понятие "фильм д'ар" - "художественный фильм".
К 1910 г. 70% фильмов всё ещё производилось во Франции. Однако другие страны, в первую очередь, такие как США, Великобритания, Германия также начинают оказывать заметное влияние на развитие мирового кино. В начале века типичная продолжительность фильма составляла 15 минут, к 1910 появляется немало фильмов с продолжительностью около часа.
Развитие кинематографа пошло в Америке быстрыми темпами. К 1905 году было около десяти постоянных кинотеатров, а к 1910 году стало более десяти тысяч. Кинематограф стал промышленностью.
Становление искусства
Поначалу уважающие себя театральные актеры отказывались сниматься в «киношке», писатели запрещали касаться своих произведений, родители не позволяли благовоспитанным детям ходить в «кино-балаган», «театры для нищих». Правительства презирали кино, заботясь лишь о сборе налогов и противопожарных мерах.
О воспитании масс кинопредприниматели и кинематографисты заботились мало. Только лучшие понимали, какую силу может обрести кино в обществе, и старались сделать картины серьезными, гуманными, чистыми, имеющими познавательное значение. Но таких пока были единицы.
Определились основные жанры игрового кино.
Несмотра на успехи европейского кино, на первое место начинает выдвигаться кино США. Событием, определившем ход истории американского кино, стал перенос киностолицы из Нью-Йорка в небольшой калифорнийский городок Голливуд.
Место с уникальной природой и благоприятным климатом, казалось бы, специально создано для съёмок. Отныне именно там сосредоточилась американская кинематографическая жизнь и Голливуд вышел на первое место по количеству выпускаемых фильмов.
Последствия Великой Депрессии сосредоточили кинопроизводство в руках нескольких капиталистов, которые были совершенно не заинтересованы в решении творческих задач, и предпочитали проверенные рецепты успеха, которые в состоянии принести серьёзную прибыль.
С этого времени и навсегда Голливуд становится центром коммерческого, продюсерского кино.
Великий немой
К 1914 году кинематограф приобрел всеобщее общественное признание, вошел в быт людей всех континентов даже был признан «седьмым искусством», представленным «десятой музой». В печати еще продолжались дискуссии – искусство ли кино или только технический репродукт произведений других искусств, вроде печатного станка или фотографии.
Противниками кино были снобы и ретрограды. Возросла культура кинооператоров, дававших прочувствованные пейзажи и глубоко психологические портреты действующих лиц. Кино выдвинуло собственные жанры – мелодраму, комедию, вестерн, детектив, которые отличались от сходных в литературе и театре.
В годы войны распространилось понятие «кинозвезда». Так называли киноактеров, достигших всемирной известности. Их слава выходила далеко за рамки экрана. Их манеры, костюмы, прически, находили миллионы подражателей. Их характер, тип, поведение становились уже не явлением искусства, а социальным общественным фактором.
Характеры, создаваемые кинозвездами, воплощали в себе национальные черты, служили выражением нравственных и эстетических представление своего времени.
Кинематограф получил почетное имя – великий немой. Были оставлены попытки «звучать» из-за экрана, совмещать фильмы с граммофоном. Язык немого фильма оказались достаточно богатым, чтобы рассказать о сложных событиях, о тонких переживаниях и чувствах людей.
Бурно развивающаяся кинематография Америки поражала не только техническим совершенством фильмов, но и разнообразием сюжетов, и великолепным мастерством актеров, операторов, режиссеров. Успешно вытесняя конкурентов, американские фильмы буквально завоевали земной шар.
Крупнейшие американские банки и промышленные концерны все больше заинтересовывались кинопроизводством. Голливуд рос как на дрожжах, туда начали съезжаться кинематографисты со всего мира, прельщенные неслыханными гонорарами, оглушительной рекламой.
В 20-х годах 20 века начинает формироваться киноиндустрия. Появляется стандартная голливудская система, когда продюсер ищет и покупает сценарий для будущего фильма, подбирает актеров и приглашает режиссера. Основным жанром кинематографа 20 века стала комедия, особенно с участием Чарли Чаплина.
Приход звука в мир кино многое меняет. Роль приемов художественной выразительности резко уменьшается, увеличивается значение диалогов. Это меняет и ожидания от актеров, поскольку их игра уже не так привлекает внимание, зритель скорее начинает слушать героев, чем смотреть на них. В связи с этим, многие актеры и режиссеры, в том числе и Чарли Чаплин были против звука в кино и отстаивали мнение, которое говорило о том, чтобы звук не мешал игре актеров.
Возникновение «Фабрики грёз»
Событием, определившем ход истории американского кино, стал перенос киностолицы из Нью-Йорка в небольшой калифорнийский городок Голливуд.
Место с уникальной природой и благоприятным климатом, казалось бы, специально создано для съёмок. Отныне именно там сосредоточилась американская кинематографическая жизнь, и Голливуд вышел на первое место по количеству выпускаемых фильмов.
К началу XX века существовало несколько десятков мелких киностудий, преимущественно на восточном побережье, в Нью-Йорке. Дорогая аренда помещений, постоянные судебные иски, большое количество пасмурных и дождливых дней мешали кинопроизводству. И освещение в павильонах из-за слабо развитых осветительных средств и малой светочувствительности кинопленки напрямую зависело от солнечного света.
Последствия Великой Депрессии сосредоточили кинопроизводство в руках нескольких капиталистов, которые были совершенно не заинтересованы в решении творческих задач, и предпочитали проверенные рецепты успеха, которые в состоянии принести серьёзную прибыль.
Деревня Голливуд, получившая название от огромного ранчо, находившегося на её месте в конце XIX века, расположенная в окрестностях захолустного Лос-Анджелеса, обладала исключительными климатическими и географическими особенностями: более 300 солнечных дней в году, близость горных массивов (в том числе знаменитого Большой каньона), огромные пространства прерий и тихоокеанское побережье. Город под боком мог поставлять строительные материалы и рабочие ресурсы, а со временем стать центром по производству кинооборудования и киноматериалов (что и произошло в дальнейшем).
С этого времени и навсегда Голливуд становится центром коммерческого, продюсерского кино.
Кроме значительной роли продюсера, большую самостоятельность получает актёр.
Успех голливудского фильма в значительной степени зависит от количества популярных актёров, которые там снимались.
В то же время роль режиссёра в создании фильма незначительна. В лучше случае он руководит съёмками и монтажными работами. О полном контроле режиссёра над сценарием и подбором актёров и говорить не приходится, да и сам режиссёр – фигура необязательная.
Так, знаменитый фильм «Унесённые ветром», вышедший на экраны в 1939 году, был снят тремя режиссёрами, каждый из которых на каком-то этапе сменял другого.
К 1920, благодаря быстрому росту ряда крупных студий и возникновению системы кинозвёзд, здесь снималось около 800 фильмов ежегодно, а само название стало символом роскоши, сладкой жизни и иллюзорной магии кино.
Стали появляться крупные объединения — так называемые кинотресты. Те в свою очередь стали объединяться с прокатными фирмами:
В 1912 «Universal Studios» и «Paramount Pictures».
В 1919 «United Artists» (Мэри Пикфорд, Дуглас Фэрбэнкс, Чарли Чаплин и Дэвид Гриффит).
В 1924 «Metro-Goldwyn-Mayer».
В 1925 «Warner Brothers».
Как делались «звезды»
Влияние Голливуда выходит даже за пределы американского общества, оно пропагандирует американский образ жизни во всем мире. Голливуд становится творцом мифов, прославляющих общество, которое его породило. Голливуд – это как бы культура наоборот, рождающая массовую продукцию. И основными пропагандистами являются знаменитые актеры, которые своей внешностью, образом жизни продвигают американские ценности. Всем нам известны «ослепительно белые и ровные» улыбки, стройные, накаченные и загорелые фигуры, и многие другие отличительные черты американцев.
Институт «кинозвёзд» в голливудском кино возник ещё в 1920-х годах, окончательно сформировался в 1930-х и достиг своего расцвета в 1940-х и 1950-х. В те времена актёры-звёзды казались зрителям небожителями, будущих звёзд специально готовили на специальных курсах при киностудиях. Огромная пиар-индустрия при крупных киностудиях работала над созданием и поддержанием имиджа звёзд. «Жёлтая пресса» зорко следила за каждым шагом звёздных актёров, рассказывая обо всех событиях их жизни и об их эксцентричных выходках, на которых актёры проверяли границы своей популярности.
Лишь в 1970-х годах, с крушением студийной системы и зарождением современного голливудского кинематографа, интерес к звёздам стал приобретать другой оттенок: актёры-звёзды спустились с небес и приблизились к зрителю, они уже не казались столь недосягаемыми. С другой стороны, они стали и гораздо более самостоятельными. К 1980-м годам актёры-звезды полностью освободились от контроля киностудий, получили возможность самим формировать свой имидж и даже самим выбирать фильмы, в которых хотели бы играть.
К 1990-м годам самостоятельность звёзд достигла такой степени, что не будет преувеличением сказать, что во многом они сами стали диктовать стиль и направление развития кинематографа, выбирая для себя те или иные фильмы — поскольку одно появление их имени в титрах сразу обеспечивало фильму широкую популярность и гарантировало высокие кассовые сборы. Таким образом, по сравнению с 1940-ми годами ситуация кардинально изменилась: теперь киностудии лишь предлагают актёрам-звёздам тот или иной материал для съемок, а звёзды, гонорары которых достигли заоблачных высот, выбирают, что им больше подходит, задавая тем самым направление в развитии целых жанров.
Голливуд, таким образом, становится одним из центров псевдокультуры, где все строилось с расчетом на поточное производство, на стандартизацию вкусов. А актеры становятся законодателями моды и поведения, стиля жизни.
Понятие киножанра начало формироваться со становлением студийной системы Голливуда. Оно помогло систематизировать производство фильмов и облегчило их продвижение на рынке. Также, на протяжении «золотого века» Голливуда, когда студии выпускали кинофильмы сотнями, классификация предлагала сценаристам некие шаблоны для работы. Американское кино явилось родоначальником специфических жанров. К ним можно отнести комедии, вестерны, гангстерские фильмы, мюзиклы, научную фантастику, фильмы-катастрофы. Именно этими жанрами охватывается большая часть массовой продукции
Успех голливудского фильма в значительной степени зависит от количества популярных актёров, которые там снимались. Впрочем, и в американском кино, всегда откровенно коммерческом и ориентированном на финансовый успех, появлялись ленты, вызывающие восторг и самых обычных зрителей, и требовательных киноведов.
Однако, прежде всего, зрители связывали определённые жанры с актёрами: Джона Уэйна, Клинта Иствуда и Рэндольфа Скотта с вестернами, Джеймса Кэгни и Эдварда Г. Робинсона с гангстерскими фильмами, Джоан Кроуфорд и Барбару Стэнвик с мелодрамами, Бориса Карлоффа и Белу Лугоши с ужасами. Со временем актёры стали так тесно связаны с определёнными жанрами, что появление их в фильмах нового другого жанра становилось сенсацией.
Позднее жанры и актёрские амплуа стали куда более гибкими, хотя в сознании зрителей, например такие актёры как Брюс Уиллис, Арнольд Шварценеггер, Сильвестр Сталлоне ассоциируются с боевиками, Джим Кэрри и Лесли Нильсен — с комедиями. Также существуют режиссёры, специализирующиеся на фильмах определённого жанра. Некоторые режиссёры стали ассоциироваться у зрителей с конкретными типами кинофильмов: Альфред Хичкок — с триллерами, Джон Форд — с вестернами, Дуглас Сирк — с мелодрамами.
Почти с самого начала своего существования американское кино стремилось к разработке чёткой системы жанров.
Каждый из жанров имеет собственные законы, похожие сюжетные линии, и соответственно, своего зрителя, который и приносит доход.
Жанр/поджанр | Краткое определение |
Трагедия | Драматический жанр, основывающийся на художественном осмыслении острых сущностных проблем человеческого бытия. Происходит непримиримое столкновение героя с обстоятельствами, сопровождающееся страданиями и гибелью важных для жизни ценностей |
Комедия | изображение жизненных несоответствий, возбуждающих смех зрителей |
Драма | показ личности в её драматических отношениях с обществом. Как и трагедия изображает героев в процессе их духовного становления или нравственных изменений. Но характеры лишены исключительности, а конфликты не столь напряжённы и в принципе не исключают разрешения |
Приключенческий фильм | Группа жанров, которым присуща острая, напряжённая, быстро развёртывающаяся фабула, основанная на событии, нарушающем привычный ход жизни, заключающем в себе потенциальную опасность и побуждающем героя к действию. |
Вестерн | Жанровая форма приключенческого кино, тематику которого составляют события, связанные с освоением американского Запада во второй половине XIX в. |
Детектив | Картина, рассказывающая о расследовании уголовных преступлений, а также о работе разведчиков. |
Триллер | Особый тип приключенческого фильма, вызывающий у зрителей специальными приёмами активное сопереживание и сильные эмоции (тревожное ожидание, беспокойство, страх и пр.). Акцент с внешних действий (погони, драки) смещается на психологические переживания персонажей, связанные с преступлением. |
Фильм-катастрофа | Разновидность постановочных фильмов, тематика которых — масштабное изображение бедствий, постигших отдельные группы людей, города, целые страны |
Боевик | Приключенческий фильм с многочисленными эпизодами погони, стрельбы, поединков. |
Исторический фильм | Произведение киноискусства, сюжет которого основан на изображении реальных событий и, как правило, реальных персонажей исторического прошлого |
Боевик | Приключенческий фильм с многочисленными эпизодами погони, стрельбы, поединков. |
Фантастика | Фильмы преимущественно трёх тематических направлений: космические путешествия, появление инопланетных существ на Земле и положение человека в изменившихся условиях будущего |
Ужасы | Тематически обширный и разнообразный круг фильмов, показывающих явления загадочные, анормальные, сверхъестественные с задачей вызвать у зрителей чувство страха |
Музыкальный | Кинопроизведение, в котором музыка выполняет важнейшие смысловые и композиционные функции, определяет жанровую и стилистическую характеристику картины |
Семейный | жанр фильмов, которые рассчитаны на различные возрастные группы и тем самым на просмотр фильма всей семьёй |
Впрочем, в послевоенные десятилетия ситуация в Голливуде несколько изменилась. Кино, созданное в строгом соответствии с принятой системой жанров и представляющее собой совокупность однотипных картин, копирующих аналогичные темы и характеры, стало надоедать зрителю и не приносило кинематографистам желаемой прибыли.
Подобные неудачи заставили ведущих американских кинопроизводителей больше доверять представителям молодого поколения.
Как результат – американский кинематограф становится более разнообразным, возникают картины, имеющие действительную художественную ценность или технично сделанные блокбастеры.
Яркими представителями поколения, создавшими современное массовое кино, являются Мартин Скорсезе, Стивен Спилберг, Джордж Лукас.
Популярный ныне жанр криминальной драмы тесно связан с творчеством Ф.Ф. Коппола.
Его экранизация романа М. Пьюзо «Крёстный отец» - безусловная голливудская классика.
Мы не можем сказать, что фильмы рассмотренных выше жанров несут только отрицательный потенциал. Идеи добра и героизма, в каком бы облике они ни выступали, всегда будут импонировать людям, именно поэтому американская кинопродукция и пользуется спросом.
Воздействие кинематографа на сознание
Молодежная субкультура наименее устойчива в плане воздействий на до конца не сформировавшееся мировоззрение. Подростковый возраст — это переход от детства к взрослости в период становления и формирования зрелого человека. Именно в этот период человек впервые задумывается над неизменно волнующими вопросами о смысле жизни, о своем месте в ней. Поэтому любое сопоставление своего образа и уровня жизни с образом и уровнем жизни других стран влечёт за собой некоторые изменения во взгляде на мир. Происходит обострение контрастов между представлениями о возможностях, рисуемых американской массовой культурой, и уровнем жизни и возможностями, существующими в России.
Способность кино мифологизировать события, заменять одни установки в сознании человека другими, вместе с новейшими технологиями создания фильмов, делают его важнейшим видом психологического воздействия.
Для достижения этой цели используются все возможные каналы. Одним из наиболее эффективных способов являются, соответственно, телевидение и продукция Голливуда.
Впервые правящие круги США осознали роль кинематографа как мощного инструмента политики еще в 30-е годы 20-го века, когда был принят так называемый Кодекс Хейса (Code То Govern The Making Of Talking, Synchronized And Silent Motion Pictures), действовавший вплоть до 1966 года. В соответствии с Кодексом, кинематографисты обязаны были воспитывать в зрителях патриотические чувства, а также пропагандировать высокие моральные принципы, уважение к религии, закону, традициям, семейные ценности, истории США. Со вступлением США во 2-ую мировую войну возникла потребность в массовой пропаганде политики стран-участниц антигитлеровской коалиции и разоблачении стран фашистского блока. Крупные киностудии задействовали свой потенциал для ведения психологической войны. Так, «Уолт Дисней» в годы 2-ой мировой войны в Пентагоне называли «незаменимой индустрией» и «главным заводом по военному производству». В рамках восхваления антигитлеровской коалиции в промежутке 1943-1944 гг. были сняты и выпущены фильмы, которые можно назвать откровенно просоветской пропагандой, представляющей СССР в радужном свете. Фильмы «Северная звезда» и «Песня о России» были сняты компанией «Метро Голден Майер», а фильм «Миссия: Москва» - студией «Уорнер Бразерс».
«Холодная война» явилась значительной вехой в развитии кинопропаганды. Её отголоски в виде стереотипных представлений о странах социализма до сих пор можно увидеть в современных картинах Голливуда. Именно в период противостояния двух держав началось полномасштабная экспансия американской «культурной» продукции.
Это неслучайно. Во-первых, кино является довольно гибким видом искусства, способным быстро реагировать на запросы общества вне зависимости от духовного уровня самих запросов, а во-вторых, кино оказывает огромное воздействие на эмоциональную сферу сознания, формируя чёткие образы, которые со временем заменяют в сознании старые установки. Другими словами, пропагандистское влияние на человека происходит скрытно, вне его сознательного контроля. Кино, таким образом, активно генерирует в воображении зрителя иллюзорную картину мира, и зачастую в мифологизированном виде. В соответствии с авторским замыслом кино может произвольно создавать у зрителя ощущение справедливости и моральной правоты того или иного персонажа. Помимо этого, отличительной чертой кино в целом, и американского в особенности, является стереотипность образов.
В целом же, американский кинематограф характеризуется четким противопоставлением «добра» и «зла». С первых кадров любого американского блокбастера становится очевидным, кто хороший, а кто плохой. Все предельно просто и правильно: зло наказано, добро торжествует.
Особенности привлекательности американских кинолент
По словам современного американского социолога Джуди Мартин, американское влияние чаще всего объясняется торжеством капитализма и голливудского кинематографа: «Abroad, the great weight of American infuence is commonly attributed to the triumph of capitalism and, perhaps, cunning manifistations, the Hollywood movie and television soap opera. <.> So it makes sense to presume that the world-wide distribution of American film is responsible for the spread of American clothing codes, American nomenclature, American modes of address, American gestures, American ceremonies, American courtship patterns, and American professional routines. Foreigners who use cmd/or deplore American T-shirts, slang, ubiquitous first names, dating, and lack of deference to elders and bosses trace all these directly to the American movie». «Заграницей значительное влияние Америки приписывается триумфу капитализма, и возможно, голливудскому кинематографу и телевизионным мыльным операм. Таким образом, стоит признать, что всемирное распространение американских фильмов повлекло распространение американской манеры одеваться, американской терминологии, манеры обращаться, американского режима работы, американской судебной системы, жестов, церемоний. Иностранцы, которые носят американские футболки, используют сленг, только имена, неуважение к старшим и начальству, копируют все это из американских фильмов». К этому следует добавить, что чисто внешнее воздействие американской культуры вероятнее всего сопровождается и воздействием глубинным - через национальные ценности, выраженные в художественных произведениях.
«Кино - это отрасль промышленности, но также, и прежде всего, искусство, развитие которого определяется культурой страны и интересом к нему со стороны публики». Эти слова, принадлежащие всемирно известному киноведу Жоржу Садулю, точно указывают на связь культурно-эстетических процессов и процессов экономических. «Без американских фильмов невозможно представить себе ни один кинопрокат. Картины США занимают львиную долю экранного времени во всех странах мира».
Вполне естественным представляется также и интерес российского зрителя (public at large) к тому миру, который раскрывается через кинопродукцию. Для самой широкой публики - от детей, с упоением внимающих «Симпсонам» и «Арнольду», до взрослых всех возрастов и профессий, с удовольствием следящих за событиями из американской жизни. Есть все основания утверждать, что американская культура через кинопродукцию воздействует на сознание российского зрителя, внедряя идеи своих национальных ценностей в русскую культуру.
Что же делает американские фильмы популярными в нашей стране? Разумеется, не все российские граждане любят американские фильмы. Однако само их проникновение на российский экран говорит о том, что американская кинопродукция с ее эстетикой и образами заполнила определенную часть в массово-зрелищных мероприятиях, а факт устойчивого присутствия говорит о ее популярности. В чем же секрет такого необычайного успеха западных фильмов, буквально наводнивших мировые кино- и видеорынки и в последние 8-10 лет прочно обосновавшихся в России?
Эффект воздействия достигается через создание типичных образов или образов, впитавших в себя общественно и личностно значимые морально-эстетические качества.
Кино считают отражением действительности. Так ли это на самом деле? Кинофильмы создают совершенно особый мир, рисуя образы и характеры, строя города и внеземные поселения, вырисовывая стереотипы и копируя национальные характеры. Для российских зрителей все западное всегда представлялось как запретный плод, как другая жизнь - богатая и счастливая. Это объясняется существовавшими длительное время ограничениями в контактах, как с реальной действительностью западных стран, так и с их художественной продукцией. Отрывочные сведения, которые получали люди до недавнего времени в России, во многом либо идеализировали западную действительность, либо представляли ее резко отрицательно. Естественное желание узнать больше о чужом мире, другом укладе жизни частично объясняет популярность кинематографической продукции США в России. Люди видят чужой мир, отношения между людьми, характеры и бытовые ситуации. Интерес ко всему этому вполне естественен.
Другой особенностью американского кинематографа является зрелищно-техническая сторона выпускаемой в США кинопродукции. Сами американские кинопроизводители, отвечая на вопрос о составляющих качествах их кинопродукции, говорят: «Blockbuster means big budget, big stars, big box-office and big issues» (Сильвестр Сталлоне в интервью телеканалу «ТСМ»). Зрелищность не может не увлечь даже самых равнодушных зрителей. Именно такими предстают перед нами киноленты Апокалипсис сегодня (Apocalypse Now), Армагеддон (Armageddon), Звездные войны (Star Wars), Титаник (Titanic), Аватар (Avatar).
В США, как правило, первичной демонстрации фильма предшествует интенсивная «раскрутка» картины, которая осуществляется по определенным, отработанным в течение длительного времени технологиям, связанным с большими затратами. Например, премьера фильма Терминатор-2 (Terminator-2: Judgment Day) сначала прошла в кинотеатрах Канады. Американцы в это время довольствовались лишь слухами и многочисленными газетными и журнальными публикациями об этом фильме. Естественным образом после такого «хитрого хода прокатчиков выстроились длинные очереди в кинотеатры, далее картина была выгодно передана в кабельные сети и выпущена на видео. Итог - фильм собрал фантастическую сумму прибыли - 213 миллионов и попал в список ста самых кассовых фильмов США».
Еще одним эффективным способом привлечения зрителей к фильму является выпуск сувенирной продукции - футболок, бейсболок, брелков с символикой фильма или кадрами из него.
Также залогом успеха того или иного фильма является участие известного актера или сразу нескольких. Имидж и популярность голливудских актеров создаются не только актерскими способностями и конкретным вкладом в киноискусство, но и так называемой «системой звезд». Эта система предполагает и целенаправленный поиск и «раскрутку» талантов. Ярким примером такой политики может послужить Мэрилин Монро, которая радикально изменила свой облик, а также взяла псевдоним, следуя указаниям продюсера.
В связи с «big issues» возникает наибольшее число вопросов. Сильвестр Сталлоне в своем интервью говорит: «Blockbuster has to be an interpreter of society. Blockbuster forces public to pay attention to a particular event - the more shocking events and scenes - the better». Вероятнее всего «важные темы» - «big issues» - отражают национальный дух страны через типичные образы и ситуации, которые получают поддержку среди большинства американцев и не могут не вызывать интерес у зрителей в других странах. Практически каждое скандальное происшествие в мире находит свое отражение на экране. Существуют фильмы об "ограблении века", об убийстве Кеннеди, фильмы, посвященные "уотергейтскому делу", ряд реконструкций о гибели "Титаника".
Но при этом общие моральные ценности могут совпадать. Существуют ценностные ориентиры, свойственные обществу вообще: социальные (коллектив, единство нации, лидерство, отношения между полами и расами, защита окружающей среды); межличностные (дружба, любовь); семейные (взаимопонимание, забота, семейные традиции). Однако в каждый конкретный период развития национального сознания и культуры даже самые общие гуманистические принципы морали могут принимать конкретно-национальные черты и конкретную общественную значимость.
Например, согласно Кодексу Хейса кинематографисты обязаны были воспитывать в людях национально-патриотические чувства (national feelings) и уважение к национальной символике «The use of the flag shall be constantly respectful», а также пропагандировать высокие моральные принципы - уважение к религии, закону, традициям, истории. Из кинематографической практики были исключены сцены насилия, жестокости по отношению к людям и животным.
Далее мы отмечаем влияние американских фильмом на русский язык. Широко используются в русском языке ранее несвойственные ему слова. Например, междометия «вау», «о'кей», «упс». Заимствования на уровне языка отражают воздействие той культуры, которая в данный момент представляется передовой или авторитетной. Так было во все времена. Мы можем соглашаться с этим явлением или активно критиковать его, но это факт нашей современной действительности.
Таким образом, кино - это мощное средство воздействия, так как в нем объединены всевозможные коммуникативные системы. Что же касается американского кинематографа, то его популярность объясняется следующими принципами:
- интерес к образу жизни и реалиям американского общества;
- зрелищность и высокое техническое оснащение;
- интенсивная «раскрутка» картины;
- четкое противопоставление «добра» и «зла» с последующим торжеством справедливости
- счастливый конец (Happy End);
- участие знаменитых актеров;
- использование в сюжетах общих моральных норм общества;
- построение сюжетов на общеизвестных фактах и событиях.
С психологической точки зрения любой фильм, как и любое художественное произведение, влияет на сознание человека, как положительно, так и отрицательно; в той или иной мере воспитывает его.
Установлено, фильмы оказывают определенное влияние на поведение людей. Кино оставляет в подсознании зрителя особую информацию, исходя из которой, тот пытается вести себя соответственно своему любимому герою. Сильнее всего подвергаются этому дети, но и взрослые не лишены инстинкта подражания...
Психика человека на 80% состоит из той информации, которую он в себя вобрал, поэтому информация творит нас и мир, в котором мы живем. Мы живем в окружении информационного поля.
Фильм сообщает зрителю определенную информацию и «заражает» его определенными чувствами. Такое привлекательное и информационно - «заражающее» воздействие - пример эффекта, достигаемого вследствие контакта зрителей с продуктом кинопроизводства. Далее человек обдумывает фильм, обсуждает его с друзьями и знакомыми, следовательно, фильм продолжает оказывать на него влияние. Наконец, получив определенную информацию, и, возможно, в какой-то степени преобразившись под влиянием фильма, человек иначе чувствует, думает и ведет себя в различных социальных ролях. Это пример воздействия.
Надо отметить, что проблемой воздействия кинематографа наша наука пока всерьез не занимались.
Кино глубоко воздействует на детскую и подростковую аудиторию в социальных, нравственных и психологических аспектах.
Мы провели опрос среди подростков разных возрастных категорий. Были опрошены учащиеся 7, 9, 11 классов. Получились следующие результаты.
Итак, в 7 классе 80% учащихся любят смотреть фильмы производства США, и только 15% отдают предпочтение отечественным фильмам. Однако 5% сначала посмотрят на содержание и жанр, прежде чем смотреть фильм. Далее мы видим, что в 9 классе сокращается кол-во учащихся, предпочитающих американские фильмы. Соотношение 67% к 33%. И к 11 классу у учащихся начинает просыпаться интерес к русским фильмам. Американские фильмы будут смотреть 58%, а русские – 42%.
Далее мы выяснили, почему учащиеся выбирают тот или иной фильм. Те, кому нравятся американские фильмы указали следующие причины:
Что подтверждает причины популярности фильмов США, которые мы указывали ранее. А именно: участие знаменитых раскрученных актеров, четкое противопоставление «добра» и «зла» (предельная простота сюжета), зрелищность и высокое техническое оснащение, первичной демонстрации фильма предшествует интенсивная «раскрутка» картины, построение сюжетов на общеизвестных фактах и событиях.
В определенном возрасте гораздо интереснее спецэффекты, простой сюжет и классные актеры. Подростки видят в фильмах лишь развлечение. Раскрученные блокбастеры в основном рассчитаны на подростков, главным критерием для которых является зрелищность. Но с возрастом начинают оценивать кино по другим критериям. И хотя американские фильм сохраняют лидирующие позиции, чаще выбирают фильмы по проблемам, поднимаемым в них, в зависимости от жанра. С возрастом люди делают более осознанный выбор фильма. Но подростки могут оказаться под ударом.
Ученые проводили исследование, целью которого было выяснить, как разные жанры кино влияют на организм человека. Оказалось, что просмотр боевиков и триллеров, содержащих большое количество сцен жестокости и насилия, ухудшают циркуляцию крови зрителя, т.е. пагубно влияют на его здоровье. А просмотр комедий улучшает кровообращение человека, оказывает на его организм такое же положительное влияние, как прием витаминов и занятия спортом. Комедии являются хорошим лекарством для борьбы со стрессом, особенно если зритель при просмотре фильма не сдерживает своих эмоций, а громко смеется. Ведь во время смеха в организме человека вырабатывается эндорфин – гормон счастья, улучшающий настроение, помогающий победить депрессию.
Заключение
Голливуд не уложить в один стереотип – кинопромышленности, где властвуют лишь алчные бизнесмены. Голливуд не объяснишь лишь процессом купли-продажи, как не скажешь, что это только машина развлечений.
Несомненно, кино стало самостоятельным видом искусства. И оно является на сегодняшний день самым мощным средством воздействия на широкие массы людей. Его воздействие на становление, воспитание культуры отдельно человека и целой страны неоспоримо. Однако невозможно говорить о том, что это влияние является резко отрицательным или строго положительным.
К голливудскому кинематографу нельзя относиться однозначно. Нельзя говорить лишь о его отрицательном влиянии. Безусловно, оно является «законодателем моды» в мире кино. Однако стоит признать, что именно среди американских кинокартин много произведений достойных называться произведениями искусства.
Но в тоже время среди американских фильмов достаточно таких, просмотр которых может оказаться пагубным для психики подрастающего поколения. Поэтому необходимо соблюдать систему возрастного допуска к просмотру картин. И возможно родителям и педагогам стоит рекомендовать определенные фильмы для просмотра.
Список использованной литературы:
Снегири и коты
Что есть на свете красота?
Лавовая лампа
Ветер и Солнце
Дымковский петушок