Наука и искусство – два основных начала в человеческой культуре, две дополняющие друг друга формы высшей творческой деятельности человека. В истории человечества были времена, когда эти начала дружно уживались, а были времена , когда они противоборствовали.
Но видимо высшая их цель – быть взаимодополняющими гранями человеческой культуры, потому что даже в самой сердцевине науки есть элемент искусства, а всякое искусство несёт в себе частицу научной мудрости.
В природе существует много такого, что не может быть ни достаточно глубоко понято, ни достаточно убедительно доказано, ни достаточно умело и надёжно использовано на практике без помощи вмешательства математики.
«Легко отыскать примеры прекрасного, но как трудно
объяснить, почему они прекрасны». Платон
Вложение | Размер |
---|---|
Презентация. часть1 | 2.1 МБ |
Презентация. часть2 | 2.4 МБ |
Текст к презхнтации | 23.16 КБ |
Творческая работа.Четвертое измерение | 66.7 КБ |
Слайд 1
МКОУ «СОШ №42» Творческая работа Четвертое измерение Иштвана Оросо Выполнил: Коба Даниил, ученик 10кл Руководитель: Томашунас Г.Ю., учительСлайд 2
Наука и искусство – два основных начала в человеческой культуре, две дополняющие друг друга формы высшей творческой деятельности человека. В истории человечества были времена, когда эти начала дружно уживались, а были времена , когда они противоборствовали. Но видимо высшая их цель – быть взаимодополняющими гранями человеческой культуры, потому что даже в самой сердцевине науки есть элемент искусства, а всякое искусство несёт в себе частицу научной мудрости.
Слайд 3
В природе существует много такого, что не может быть ни достаточно глубоко понято, ни достаточно убедительно доказано, ни достаточно умело и надёжно использовано на практике без помощи вмешательства математики. Ф.Бэкон Легко отыскать примеры прекрасного, но как трудно объяснить, почему они прекрасны. Платон
Слайд 4
В графических произведениях Иштвана Ороса тонко переплетены исторические сюжеты, стилистические цитаты и игривая саморефлексия . Тема естественных наук, особенно геометрии и оптики, встречаются во всех его работах. Актуальность:
Слайд 5
Объект: Творчество Иштвана Ороса. Проблема: Как гипотетические ожидания зрителя влияют на визуальное и эмпирическое восприятие пространственных геометрических конструкций. Предмет: Теория зрения, с точки зрения восприятия пространственных геометрических фигур .
Слайд 6
Цель: Исследовав некоторые из самых знаменитых рисунков Ороса, увидеть и обосновать математическое начало в творчестве Иштвана Ороса, выяснить может ли геометрия быть искусством. Задачи: Изучить теоретический материал по данной теме. Выяснить технику рисования с точки зрения математики. Открыть более интересный взгляд на применение математики в различных аспектах нашей жизни.
Слайд 7
Иштван Орос. Псевдоним Utisz (никто).
Слайд 8
Человек энциклопедических знаний, прошел классическую школу европейского рисовальщика и гравёра, в совершенстве владеет «материалом».
Слайд 9
Смелый новатор, он всю жизнь экспериментирует с пластической формой, смешением стилей и направлений, оставаясь при этом, как ни странно, человеком традиции в самом благородном понимании этого слова.
Слайд 10
Имп-арт – невозможное искусство
Слайд 12
Оп-арт-иллюзия обмана.
Слайд 1
МКОУ «СОШ №42» Творческая работа 2 часть Четвертое измерение Иштвана Оросо Выполнил: Коба Даниил, ученик 10кл Руководитель: Томашунас Г.Ю., учительСлайд 4
Анаморфоз
Слайд 12
Гиперкуб - четырёхмерный куб ЗАКЛЮЧЕНИЕ Существует взаимовлияние в развитии геометрии и живописи; Зрительные иллюзии существуют и их можно объяснить с помощью геометрии; Оптические иллюзии использовались, и будут использоваться человеком в повседневной жизни.
Слайд 13
ЛИТЕРАТУРА Геташвили Н. В. Атлас мировой живописи. — М.: ОЛМА Медиа Групп, 2006. — 366 с. Липов А. Н. Оптико-кинетическое искусство. Поиски новых типов формообразования // Эстетика: Вчера. Сегодня. Всегда. — М.: ИФ РАН, 2006. С. 144—162. Азевич А.И. Двадцать уроков гармонии. Гуманитарно - математический курс. Москва. Школа- Пресс Волошинов А. В. Математика и искусство Москва, Просвещение, Смирнова Е.С., Леонидова Н.А. Математическое путешествие в мир гармонии. Москва. Школа-Пресс Нафиков Н.Н.Гипотеза об истоках золотого сечения.Москва . Школа-Пресс. Дикинс Р., Гриффит М. Что такое искусство. Пер. с англ. Н.А. Сашиной.-М .: ООО «Издательство «РОСМЭН- ПРЕСС», 2004
1.Тит.лист.
2.Наука и искусство – два основных начала в человеческой культуре, две дополняющие друг друга формы высшей творческой деятельности человека. В истории человечества были времена, когда эти начала дружно уживались, а были времена , когда они противоборствовали.
Но видимо высшая их цель – быть взаимодополняющими гранями человеческой культуры, потому что даже в самой сердцевине науки есть элемент искусства, а всякое искусство несёт в себе частицу научной мудрости.
3. В природе существует много такого, что не может быть ни достаточно глубоко понято, ни достаточно убедительно доказано, ни достаточно умело и надёжно использовано на практике без помощи вмешательства математики.
Легко отыскать примеры прекрасного, но как трудно
объяснить, почему они прекрасны. Платон
4.Актуальность. В графических произведениях И.Ороса тонко переплетены исторические сюжеты, стилистические цитаты и игривая саморефлексия. Тема естественных наук, особенно геометрии и оптики, встречаются в большинстве его работ.
5.Предмет: Теория зрения, с точки зрения восприятия пространственных геометрических фигур.
Объект: Творчество Иштвана Ороса.
Проблема: Как гипотетические ожидания зрителя влияют на визуальное и эмпирическое восприятие пространственных геометрических конструкций.
Гипотеза: Изображая пространство, И.Орос экспериментирует с перспективой, парадоксами и иллюзиями, используя не только цилиндры, но также и другие зеркальные металлические объекты, например конусы, пирамиды, многогранники и т.д.
6.Цель: Исследовав некоторые из самых знаменитых рисунков Ороса,
увидеть и обосновать математическое начало в творчестве Иштвана Ороса,
выяснить может ли геометрия быть искусством.
Задачи:
Иштван Орос (1951 г.) — известный график, иллюстратор, плакатист и художник-мультипликатор. Он известен своими, невозможными объектами, оптическими иллюзиями, изображениями с двойным смыслом, анаморфозами и графикой, вдохновленной точными математическими расчетами.
В его графических произведениях тонко переплетены исторические сюжеты, стилистические цитаты и игривая саморефлексия. Тема естественных наук, особенно геометрии и оптики, встречаются в большинстве его работ.
8. Профессиональное образование Иштван Орос получил в Венгерском университете изобразительных искусств в Будапеште. Нужно отметить, что одним из его преподавателей был Эрнё Рубик — изобретатель, создавший в 1974 году знаменитую механическую головоломку, пользующуюся популярностью и по сей день, «Кубик Рубика». Окончив его в 1975 году, Орос начал работать в театре, как сценограф, декоратор и актёр, а также увлёкся искусством анимации. Позже, когда его интересы переместились в область прикладной графики, он начал делать театральные, выставочные и киноплакаты.
9. Человек энциклопедических знаний, прошел классическую школу европейского рисовальщика и гравёра, в совершенстве владеет «материалом». Иштван Орос выработал свой неповторимый стиль и особый ни с чем не сравнимый почерк. При этом колоссальная работоспособность и удивительный креативный полёт самой высокой пробы делают его плакаты выдающимися произведениями современного искусства. Смелый новатор, он всю жизнь экспериментирует с пластической формой, смешением стилей и направлений, оставаясь при этом, как ни странно, человеком традиции в самом благородном понимании этого слова.
10 Одно из направлений в котором работал И.Оросо – это имп-арт..
Имп-арт образовано от английского impossible art — невозможное искусство. Целью имп-арта является изображение невозможных фигур и объектов, т.е. оптической иллюзии изображения трехмерного объекта, элементы которого расположены в противоречивой, препятствующей однозначному восприятию взаимосвязи.
«Библиотека II» (2014 год), глядя на высокое окно, но когда зритель рассматривает вверх, окно оказывается снаружи, обвитое пышным плющом, рассматривая снизу – зритель попадает в комнату.
11. «Ночное окно». Как видете здесь использован тот же приём: если смотреть на окно сверху – мы заглядываем в комнату и видим горящие светильники, если смотрим снизу, то мы смотрим на парад планет.
12. Оп-арт-иллюзия обмана. Опти́ческое иску́сство (оп-арт — сокращённый вариант от англ. optical art — оптическое искусство) — художественное течение второй половины XX века, использующее различные оптические иллюзии, основанные на особенностях восприятия плоских и пространственных фигур.
13.Задача оп-арта — обмануть глаз, спровоцировать его на ложную реакцию, вызвать образ «несуществующий». Визуально противоречивая конфигурация создает неразрешимый конфликт между фактической формой и формой видимой. Оп-арт намеренно противодействует нормам человеческой перцепции. Исследования психологов показали, например, что глаз всегда стремится организовать хаотически разбросанные пятна в простую систему (гештальт). В оптической живописи, напротив, простые однотипные элементы располагаются так, чтобы дезориентировать глаз, не допустить становления целостной структуры.
14-15.Серия картин «Череп» Представьте себе, что человеческое сознание двумерно. Попытайтесь представить многомерное существо сотворённого Богом мира, обитающее во всех существующих в нём измерениях одновременно, но способное отражаться в каждом, не выходя за границы данного измерения. Каким вы видите это существо из материального физического мира?
16. Анаморфоз. Анаморфоз – это конструкция, созданная таким образом, что в результате оптического смещения некая форма, недоступная поначалу для восприятия как таковая, складывается в легко прочитываемый образ. Анаморфозы — это такие изображения, которые можно рассмотреть только через оптические приспособления, например коническое или цилиндрическое зеркало.
17. Иштван Орос возрождает эту традицию в наши дни. Анаморфозы Иштвана Ороса можно увидеть только при помощи специальных приспособлений — конических или цилиндрических зеркал, которые устанавливаются непосредственно в область картины с двойным смыслом. В отражении этих зеркал нашему взору предстаёт истинное — смысловое изображение, совершенно непохожее на то, что мы видим на оригинальной картине.
18. Самой известной работой Иштвана Оросо стала картина «Таинственный остров» . На ней изображён морской берег и расходящиеся в стороны волны, за которыми виднеются обломки затонувшего корабля.
19. Однако если поместить цилиндрическое зеркало в месте, где изображено солнце, в отражении появится портрет Жюля Верна. Удивительно!
20. Творчество венгерского автора Иштвана Ороса (Istvan Orosz) – просто подарок для тех, кто получает удовольствие от рассматривания оптических иллюзий. Каждая его картина содержит в себе маленький, но очень важный секрет: чтобы увидеть истинный смысл рисунка, нужно иметь при себе… зеркало.
21. Это искусство искажённой проекции или перспективы, которое требует от зрителя использование специальных устройств или занимать определённую позицию, чтобы рассмотреть предполагаемый образ. Так, изначально недоступное для восприятия изображение сложится в легко прочитываемый образ, если вы смените своё положение
22.В картине Ороса «Колодец» зеркало отражает средиземноморский город, взятый с гравюры Эшера. Но, как всегда в случае с работами Иштвана, в которых вещи никогда не бывают такими, какими они кажутся.
23. Если на водяной скважиной поставить цилиндрическое зеркало, выясняется, что растительность и скалы земли на самом деле являются анаморфозом Лица Эшера
24. ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Об уникальности работ Иштвана Ороса говорит хотя бы то, что пока ни один из его современников не смог повторить его успех, ведь кроме невероятно сложной с художественной точки зрения техники написания картин, большая их часть имеет множество визуальных смыслов, спрятанных в иллюзиях и парадоксах.
Министерство просвещения, науки и по делам молодёжи КБР
МКОУ «СОШ № 42»
Творческая работа
«Четвертое измерение Иштвана Ороса»
Выполнил: Каба Даниил,
ученик 10 кл
Руководитель: Томашунас Г.Ю.
учитель математики.
2020год
Содержание.
Введение…………………………………………………………………………3-4
Глава I. Иштван Орос и его мир в четвертом измерении.
1.1.Биография…………………………………………………………………...5-6
1.2. Имп-арт – невозможное искусство………………………………………7-12
1.3.Оп-арт-иллюзия обмана………………………………………………….13-18
Глава II. Геометрические рапсодии Иштвана Ороса.
2.1. Цилиндрическая проекция………………………………………………….19
2.2. Имитация прозрачности непрозрачного……………………………...20-21
2.3.Пирамидальная проекция…………………………………………………...22
2.4. Анаморфоз…………………………………………………………………...23
Заключение…………………………………………………………………...24-25
Литература……………………………………………………………………….26
ВВЕДЕНИЕ.
Иштван Орос – венгерский художник. Некоторые его картины буквально втягивают, некоторые абсурдны и загадочны, некоторые вполне реалистичны.
Иштван Орос родился в Венгрии в 1951 году. Он обучался графическому дизайну в Университете Художественного Искусства и Дизайна в Будапеште. Закончив обучение в 1975 году, он стал работать в театре как сценический дизайнер, а иногда и как актер, а также начал участвовать в создании анимационных фильмов. Он известен своими, невозможными объектами, оптическими иллюзиями, изображениями с двойным смыслом, анаморфозами и графикой, вдохновленной точными математическими расчетами и выполненной традиционными методами печати.
Актуальность. В графических произведениях И.Ороса тонко переплетены исторические сюжеты, стилистические цитаты и игривая саморефлексия. Тема естественных наук, особенно геометрии и оптики, встречаются в большинстве его работ.
Предмет: Теория зрения, с точки зрения восприятия пространственных геометрических фигур.
Объект: Творчество Иштвана Ороса.
Проблема: Как гипотетические ожидания зрителя влияют на визуальное и эмпирическое восприятие пространственных геометрических конструкций.
Гипотеза: Изображая пространство, И.Орос экспериментирует с перспективой, парадоксами и иллюзиями, используя не только цилиндры, но также и другие зеркальные металлические объекты, например конусы, пирамиды, многогранники и т.д.
Цель: Исследовав некоторые из самых знаменитых рисунков Ороса,
увидеть и обосновать математическое начало в творчестве Иштвана Ороса,
выяснить может ли геометрия быть искусством.
Задачи:
Методы исследования: Теоретический, сравнительно-сопоставительный анализ литературы.
Практическая значимость работы состоит в том, что она может быть использована учениками для повышения образовательного уровня при изучении тем по математике.
Структура работы состоит из введения, двух глав, заключения, литературы
ГЛАВА I. ИШТВАН ОРОС И ЕГО ЧЕТВЁРТОЕ ИЗМЕРЕНИЕ.
1.1.Биография
Профессиональное образование Иштван Орос получил в Венгерском университете изобразительных искусств в Будапеште. Нужно отметить, что одним из его преподавателей был Эрнё Рубик — изобретатель, создавший в 1974 году знаменитую механическую головоломку, пользующуюся популярностью и по сей день, «Кубик Рубика». Окончив его в 1975 году, Орос начал работать в театре, как сценограф, декоратор и актёр, а также увлёкся искусством анимации. Позже, когда его интересы переместились в область прикладной графики, он начал делать театральные, выставочные и киноплакаты.
Человек энциклопедических знаний, прошедший классическую школу европейского рисовальщика и гравёра, в совершенстве владеющего «материалом», Иштван Орос выработал свой неповторимый стиль и особый ни с чем не сравнимый почерк. При этом колоссальная работоспособность и удивительный креативный полёт самой высокой пробы делают его плакаты выдающимися произведениями современного искусства. Смелый новатор, он всю жизнь экспериментирует с пластической формой, смешением стилей и направлений, оставаясь при этом, как ни странно, человеком традиции в самом благородном понимании этого слова.
Иштван Орос развивает в своей графике самые интересные идеи школы европейского импоссибилизма («искусства невозможного»). Причем делает это артистично и легко, как будто играет театральные этюды. Он без малейшего напряжения жонглирует таинственными образами из классической «эстетики абсурда» и европейской мистики, выходами в Эшеровское «четвёртое измерение» и завораживающими примерами "оп-арт". Не удивительно, что и в плакате маэстро остается верен себе, смело «микшируя» темы из литературы, прикладной психологии и современного искусства. Его плакаты — это иллюстрации в большой Книге Жизни (что, собственно, представляет собою окружающая эти плакаты действительность).
Иштван Орос лауреат пятой «Золотой Пчелы» Он регулярный участник всех главных международных биеннале (Брно, Варшава, Тояма, Форт Коллинс,Лахти). Не забывает он и о своем увлечении анимацией, сотрудничая в качестве режиссёра с киностудией Паннония (студия). Иногда Иштван Opoc читает лекции в качестве приглашённого преподавателя в своей alma mater, Венгерском университете изобразительных искусств в Будапеште.
Почти все изображения Иштвана прорисованы тщательно, до мельчайших деталей, благодаря чему глаз постоянно обманывается в зависимости от того, какая часть изображения исследуется. Например, в «Библиотеке II» (2014 год), глядя на высокое окно, но когда зритель рассматривает вверх, окно оказывается снаружи, обвитое пышным плющом, рассматривая снизу – зритель попадает в комнату.
Орос подчеркивает свою связь с творчеством Эшера, они знакомы, хоть и мало общались. Игра с перспективой, любимый мотив лестниц, трансформации формы, игры с тенями, все это часто встречается у Ороса и у Эшера.
1.2. Имп-арт – невозможное искусство
Имп-арт образовано от английского impossible art — невозможное искусство. Целью имп-арта является изображение невозможных фигур и объектов, т.е. оптической иллюзии изображения трехмерного объекта элементы которого расположены в противоречивой, препятствующей однозначному восприятию взаимосвязи.
Невозможные фигуры - особый вид объектов в изобразительном искусстве. Как правило, их называют так, потому что они не могут существовать в реальном мире.
Или невозможными фигурами называют геометрические объекты, нарисованные на бумаге, которые производят впечатление обычной проекции трехмерного объекта, однако, при внимательном рассмотрении становятся видны противоречия в соединениях элементов фигуры.
Невозможные конструкции известны с давних времен. Они встречаются в иконах со средних веков.
К примеру на миниатюре из книги Генриха II, созданной до 1025 года и хранящейся в баварской государственной библиотеке в Мюнхене, нарисована Мадонна с младенцем. На картине изображен свод, состоящий из трех колонн, причем средняя колонна по законам перспективы должна располагаться впереди Мадонны, но находится за ней, что придает картине эффект сюрреалистичности. Но неизвестно был ли этот прием сознательным поступком художника или же его ошибкой.
И если авторы этих работ вполне могли создать невозможные фигуры случайно, допустив ошибку при проецировании изображения объемной фигуры на плоскость, то современные художники создают их специально.
«Отцом» и родоначальником невозможных фигур по праву считается шведский художник Оскар Реутерсвард. Первую невозможную фигуру он изобразил еще в 30-ые годы XX века — это был невозможный треугольник состоящий из 9 кубиков. За свою жизнь Реутерсвард изобразил более 2000 фигур. Но работы Реутерсварда на тот момент не получили большой известности.
"Отцом" современных невозможных фигур считается шведский художник Оскар Реутерсвард, который нарисовал свой знаменитый невозможный треугольник, составленный из кубиков еще 1934 году.
Известны же широкой публике невозможные фигуры стали в 50-х годах 20 века, после публикации статьи Роджера Пенроуза и Лайонела Пенроуза в Британском журнале психологии, в которой были описаны две базовые фигуры - невозможный треугольник (который также называют треугольником Пенроуза) и бесконечная лестница.
В 1954 году Роджер и Лайонел Пенроузы опубликовали в Британском журнале психологии статью о двух классических невозможных фигурах - невозможном треугольнике и бесконечной лестнице. В этой статье невозможный треугольник был представлен в его классическом виде - в виде трех соединяющихся под прямым углом балок, изображенных с эффектом перспективы.
В отличие от треугольника Реутерсварда, треугольник Пенроуза нарисован с использованием линейной а не параллельной перспективы, что придает ему больше невозможности.
Невозможная лестница - одна из базовых невозможных фигур. Ее еще иногда называют бесконечной лестницей.
Если бы кто-то захотел бы подняться или спуститься по ней, то, пройдя четыре лестничных пролета, он оказался бы в той же самой точке, откуда начал свой путь. Такую прогулку по лестнице можно продолжать до бесконечности, так и не сдвинувшись с начальной точки.
И.Оросо, который вдохновленный идеей невозможных фигур создал свои знаменитые литографии "Водопад", "Восхождение и спуск" и "Бельведер".
Конструкция составлена из перекладин, положенных одна на другую под прямым углом. Следя глазами за ее элементами поочередно, мы не заметим несоответствия между ними. Однако перед нами – совершенно невозможное целое, поскольку в интерпретации расстояния между объектами и наблюдателем возникают неожиданные изменения. Эта немыслимая конструкция трижды "вмонтирована" в картину.
Прямоугольник внутреннего двора замкнут стенами здания, у которого вместо крыши – бесконечная лестница. Скорее всего, в этом дому живут монахи, приверженцы некой религиозной секты. Возможно, ежедневный ритуал предписывает им подниматься по ступеням несколько часов подряд. Кажется, если они устанут, им разрешается повернуть в обратную сторону и спускаться, вместо того чтобы подниматься. Однако оба направления, хотя и выразительны, но одинаково бесполезны
Слева на переднем плане лежит лист бумаги с чертежом куба. Места пересечения граней отмечены двумя кружками. Какая грань впереди, какая позади? В трехмерном мире невозможно увидеть переднюю и заднюю стороны одновременно, поэтому их невозможно изобразить. Однако есть возможность нарисовать предмет, передающий иную реальность, если смотреть на него сверху и снизу. Сидящий на скамье юноша держит в руках именно такое абсурдное подобие куба. Он задумчиво разглядывает этот непостижимый предмет, оставаясь безразличным к тому, что бельведер за его спиной выстроен в том же невероятном, абсурдном стиле. На полу нижней площадки, то есть внутри, стоит лестница, на которую взбираются двое. Однако, достигнув верхней площадки, они снова окажутся снаружи, под открытыми небом, и снова им придется входить внутрь бельведера.
Вслед за Оросо огромное количество художников по всему миру стали использовать невозможные фигуры в своем творчестве. Наиболее известны среди них Жос де Мей, Сандро дель Пре, Оштван Орос.
Самое интересное, что существуют определенные способы, которые позволяют воспроизвести невозможные фигуры в реальном мире, правда они будут выглядет невозможными только с одной точки обзора. С других точек обзора видны искажения и разрывы в фигуре.
Конечно, ни одну из невозможных фигур нельзя создать, действуя прямолинейно. Например, если вы возьмете три одинаковых деревянных бруска, вы не сможете совместить их так, чтобы получился невозможный треугольник. Однако, при проецировании трехмерной фигуры на плоскость некоторые линии могут становиться невидимыми, перекрывать друг друга, стыковаться друг с другом и т.п. Исходя из этого, мы можем взять три различных бруска и составить треугольник, представленный на фотографии ниже.
Если невозможный треугольник относительно несложно сконструировать в реальном мире, то совсем создать невозможный трезубец в трехмерном пространстве не так-то просто. Особенностью этой фигуры является наличие противоречия между передним и задним планом фигуры, когда отдельные элементы фигуры плавно преходят в фон, на котором расположена фигура.
Если закрыть рукой верхнюю часть трезубца, то мы увидим вполне реальную картину - три круглых зуба. Если закрыть нижнюю часть трезубца, то мы тоже увидим реальную картину - два прямоугольных зубца. Но, если рассматривать всю фигуру целиком, то получается что три круглых зубца постепенно превращаются в два прямоугольных.
Таким образом, можно увидеть, что передний и задний планы данного рисунка конфликтуют. То есть, то, что было изначально на переднем плане уходит назад, а задний план (средний зуб) вылезает вперед. Кроме смены переднего и заднего планов в данном рисунке присутствует еще один эффект – плоские грани верхней части трезубца становятся круглыми в нижней.
Эффект невозможности достигается за счет того, что наш мозг анализирует контур фигуры и пытается подсчитать количество зубцов. Мозг сравнивает количество зубцов фигуры в верхней и нижней части рисунка, из-за возникает ощущение невозможности фигуры. Если количество зубцов у фигуры было значительно больше (например, 7 или 8), то это парадокс был бы менее ярко выражен.
Некоторые книги утверждают, что невозможный трезубец принадлежит к классу невозможных фигур, которые не могут быть воссозданы в реальном мире. На самом деле это не так. ВСЕ невозможные фигуры можно увидеть в реальном мире, но невозможными они будут выглядеть только с одной единственной точки
В Институте Глазной Оптики в городе Аахен (Германия) смогли решить эту задачу, создав специальную установку. Конструкция состоит из двух частей. В передней части расположены три круглые колонны и строитель. Эта часть освещается только внизу. За колоннами расположено полупроницаемое (half-permeable) зеркало с отражающим слоем, расположенным спереди, то есть зритель не видит то, что находится за зеркалом, а видит в нем только отражение колонн.
Изображение в зеркале меняется, когда включаются источники света, расположенные за зеркалом. Тогда зрителю становятся видны две квадратные колонны и поперечная балка, находящиеся за зеркалом и освещаемые только в верхней части.
Вроде бы серьезные учереждения, а работают над проблемами превращения нереального в реальное, правда, не безуспешно.
Интересно иллюзии неправильных фигур объясняют психологи.
Наше восприятие устроено так, что при обработке двумерной фигуры, имеющий признаки перспективы (т. е. объемного пространства), мозг воспринимает ее как трехмерную, выбирая наиболее простой способ преобразования 2D в 3D, руководствуясь жизненным опытом, а как было показано выше, реальные прототипы "невозможных" фигур представляют собой довольно навороченные конструкции, с которыми наше подсознание незнакомо, но даже после знакомства с ними, мозг по прежнему продолжает выбирать _простейший_ (с его точки зрения) вариант преобразования и только после длительных тренировок, подсознание наконец "въезжает в ситуацию" и кажущаяся ненормальность "невозможных фигур" исчезает.
1.3.Оп-арт-иллюзия обмана
Опти́ческое иску́сство (оп-арт — сокращённый вариант от англ. optical art — оптическое искусство) — художественное течение второй половины XX века, использующее различные оптические иллюзии, основанные на особенностях восприятия плоских и пространственных фигур.
Течение продолжает рационалистическую линию техницизма (разновидности модернизма). Восходит к так называемому «геометрическому» абстракционизму, представителем которого был Виктор Вазарели (с 1930 по 1997 г. работал во Франции), основоположник оп-арта.
Направление оп-арта (оптического искусства) зародилось в 50-е годы внутри абстракционизма, точнее, его разновидности — геометрической абстракции. Его распространение как течения относится к 60-м гг. XX в.
Первые опыты в области оп-арта относятся к концу XIX века. Уже в 1889 году в ежегоднике «Das neue Universum» появилась статья об оптических иллюзиях немецкого профессора Томпсона (Thompson), который, используя чёрно-белые концентрические окружности, создавал впечатление движения на плоскости: колёса на рисунках Томпсона «вращаются» и круги «переливаются». Но это было более научное исследование особенностей зрения, нежели искусство.
В 1955 г. в Париже оп-арт экспонировала в своей галерее Denis Rene. Но всемирную известность оп-арт получил в 1965 году после Нью-Йоркской выставки «Чувствительный глаз» в музее современного искусства. На выставке «Арте-Фиера-77», проходившей в 1977 году в Болонье, в изобилии демонстрировались произведения художников этого направления — В. Вазарели, Е. Финци, И.Оросо. Художники оп-арта нередко объединяются и выступают инкогнито: группа Н. (Падуя), группа Т. (Милан), группа Зеро (Дюссельдорф), группа поисков визуального искусства, возглавляемая Виктором Вазарели, которая дала первоначальный толчок движению оп-арта.
Оптическое искусство — искусство зрительных иллюзий, опирающееся на особенности визуального восприятия плоских и пространственных фигур. Оптическая иллюзия изначально присутствует в нашем зрительном восприятии: изображение существует не только на холсте, но в действительности и в глазах, и в мозге зрителя.
Оптические иллюзии помогают обнаружить некоторые закономерности зрительного восприятия, поэтому им уделяли пристальное внимание психологи. Сконструированные ими визуальные тесты имели экспериментальный характер. При восприятии реальных объектов иллюзии возникают редко. Поэтому, чтобы выявить скрытые механизмы человеческой перцепции, необходимо было поставить глаз в необычные условия, заставить его решать нетиповые задачи. Опытные графические образцы, созданные, например, школой гештальтпсихологии, привели к формулированию некоторых правил, по которым протекает процесс зрительного восприятия.
Задача оп-арта — обмануть глаз, спровоцировать его на ложную реакцию, вызвать образ «несуществующий». Визуально противоречивая конфигурация создает неразрешимый конфликт между фактической формой и формой видимой. Оп-арт намеренно противодействует нормам человеческой перцепции. Исследования психологов показали, например, что глаз всегда стремится организовать хаотически разбросанные пятна в простую систему (гештальт). В оптической живописи, напротив, простые однотипные элементы располагаются так, чтобы дезориентировать глаз, не допустить становления целостной структуры.
Так, в картине И.Орос «Тау-дзета» квадраты и ромбы непрерывно перестраиваются по схеме греческих букв, но так и не объединяются в определенную конфигурацию. Плоскость непрерывно пульсирует, то разрешаясь в мгновенную иллюзию, то снова смыкаясь в непрерывную структуру. Название картины отсылает к представлению о взрывах космической энергии и зарождению сверхновых звезд. Непрерывно колеблющиеся поверхности «сверхсенсорных» картин заводят восприятие в тупик, вызывают зрительный шок.
Особенно сильным ударом подвергался нервный аппарат зрителя на тех выставках, где экспонировались движущиеся, светящиеся, отражающие свет и бликующие системы. Их посетители реагировали на «художественную иллюзию» головокружениями и обмороками.
Здесь следует иметь в виду одну закономерность в эволюции модернизма. Последовательно отказываясь от наиболее высоких способов художественной идеализации и образного претворения материала (идейное содержание, повествовательный или аллегорический сюжет, само изображение, наконец), авангардистские направления одновременно понижали и уровень зрительских реакций. Так, в восприятии живописи геометрической абстракции (по другой терминологии — «конкретной живописи») участвует лишь представление о формальном зрительном порядке. Отталкиваясь от этих «математических» принципов, новое поколение конкретистов отвергло и форму. Видный представитель оп-арта Хесус-Рафаэль Сото (англ.), увлекавшийся ранее неопластицизмом Мондриана, говорил: «Я не приемлю самого слова „пластический“. Я всегда был против „неопластического“ искусства, и знаю, что сам Мондриан был того же мнения. Пластическое предполагает форму. Но я против формы. Я никогда не верил в существование пластических отношений между формами».
Так оп-арт столкнулся с первичными, низовыми схемами в механизме человеческой перцепции. Принудительная реакция глаза на противоестественный гештальт рефлекторна, как реакция пальца на ожог. Сознательная интерпретация здесь исключена. Иллюзия возникает автоматически, как результат сбоя в работе зрительного аппарата. Виднейший представитель и теоретик этого направления Вазарели писал: «Мы делаем ставку не на сердце, а на ретину; изощренные данные субъекта включаются в психологический эксперимент. Резкие черно-белые контрасты, невыносимая вибрация дополнительных цветов, мерцание ритмических сеток и меняющихся структур, оптический кинетизм пластических компонентов — все физические явления наличествуют в наших работах; отныне их роль — не творить чудо, не погружать нас в сладостную меланхолию, а стимулировать, возбуждать в нас дикое веселье».
«Группа исследований визуального искусства» (объединение художников оптического и кинетического искусства) писала в своем манифесте «Довольно мистификаций»: «Больше не должно быть произведений исключительно для: культурного глаза, чувствительного глаза, интеллектуального глаза, эстетского глаза, любительского глаза. Человеческий глаз является нашей исходной точкой».
Под «человеческим глазом» имеются в виду типовые реакции психики, на основе которых возникают иллюзии. Такие иллюзии действительно имеют всеобщий характер и не зависят от индивидуального сознания, культуры, убеждений и вкусов личности. В этом смысле создания оп-арта общедоступны. Кроме того, многие произведения этого направления вследствие элементарности формы и дешевизны материалов (бумага, различные виды пластмасс) легко воспроизводимы в промышленности. На этих основаниях художники гордились демократизмом своего искусства. Так, Вазарели писал: «Моя цель—внедрить пластическое сознание в повседневную жизнь. Мои работы предлагают социальное благосостояние раr ехсеllenсе».
Представители оп-арта утверждали, что их работы побуждают зрителя к активному соучастию в творчестве, поскольку сам глаз генерирует форму, трансформирует «материю» живописи в «энергию» видимого образа. В этом оп-арт смыкается с массовым искусством: Сближение с формами массовых зрелищ и аттракционов особенно явно в пространственных конструкциях оп-арта: вращающихся, сверкающих, постоянно меняющих свой облик системах, движущихся и мерцающих плоскостях и объемах. Находки художников в этой области впоследствии с успехом использовались в оформлении дискотек, коммерческих выставок, светозвуковых шоу и других массовых мероприятий.
Вазарели был самым ярким представителем оп-арта благодаря как размаху своего творчества, так и логической завершённости своего метода. Он исследовал воздействие этого искусства и его применение в архитектуре и дизайне, что привело к расцвету оп-арта в рекламе и дизайне до такой степени, что даже возникла опасность превращения его в прикладное искусство.
Возможности Оп-арта нашли некоторое применение в промышленной графике, плакате, оформительском искусстве.
Основа для появления оп-арта была заложена за несколько веков до этого, в момент появления в живописи линейной перспективы. А затем искусству пришлось пройти долгий путь от сбивающих с толку «картин-обманок» до головокружительных работ представителей оп-арта. В его возникновении сыграли свою роль и цветовые опыты Сезанна, и эксперименты
кубистов с формами, и отказ абстракционистов от предметности, и простые геометрические формы Оросо, Кандинского и Малевича.
Но считается, что самое сильное влияние на представителей оп-арта оказали простая геометрия школы Баухаус и кинетическое искусство.
Главной задачей кинетического искусства было создать реальное или иллюзорное движение, преимущественно в виде скульптуры. Представители оп-арта решили пойти дальше и поставили перед собой нетривиальную цель: создать иллюзию движения на двухмерной поверхности.
Секрет работ в стиле оп-арт кроется во взаимодействии между сетчаткой глаза(органе, который «видит» изображение) и мозгом (который это изображение интерпретирует). Определенные узоры вносят неразбериху в это взаимодействие, что приводит к появлению иррациональных оптических эффектов. По большому счету, подобные картины можно разделить на две большие категории. К первой относятся черно-белые работы, создающие эффект движения (вращения, вибрации, мерцания), которые могут вызывать даже физическое головокружение. Воздействие работ из второй категории основано на иллюзорном изображении, которое возникает при рассматривании определенного цвета или цветового сочетания. С самого появления оп-арта нейроученые неустанно исследуют механизмы восприятия человеческим глазом и мозгом этих головоломных картин. Основополагающей в этих исследованиях является идея того, что человеческий взор «притягиваются» к контрастным областям. Резкие границы между светом и тьмой привлекают внимание, и восприятие контраста усиливается. Например, черный круг на белом фоне будет казаться темнее, чем точно такой же круг на сером фоне (ученые называют это явление «антагонизмом центра-окружения»).
Некоторые представители оп-арта в своих абстрактных композициях использовали многовековые наработки в области линейной перспективы, чтобы создавать иллюзорные эффекты. Принято считать, что линейную перспективу изобрел в далеком 1415 году архитектор Филиппо Брунеллески. Это был первый математический метод, с помощью которого получилось «обмануть» человеческое зрение. Представители оп-арта смогли доказать, что его можно с успехом применять и в беспредметной живописи. Многие работы Виктора Вазарели могут служить классическим примером использования традиционной перспективы в оп-арте. С ее помощью создается эффект глубины и меняющегося расстояния.
Некоторые представители оп-арта в своих абстрактных композициях использовали многовековые наработки в области линейной перспективы, чтобы создавать иллюзорные эффекты. Принято считать, что линейную перспективу изобрел в далеком 1415 году архитектор Филиппо Брунеллески. Это был первый математический метод, с помощью которого получилось «обмануть» человеческое зрение.
ГЛАВА II. ГЕОМЕТРИЧЕСКИЕ РАПСОДИИ ИШТВАНА ОРОСО.
2.1. Цилиндрическая проекция
Цилиндрическая проекция или картографическая проекция - способ перехода от реальной, геометрически сложной земной поверхности к плоскости карты. Сферическую поверхность невозможно развернуть на плоскости без деформаций - сжатия или растяжения. Равноугольные проекции - сохраняют без искажения углы и формы малых объектов, зато в них резко деформируются длины и площади объектов. Равновеликие проекции - не искажают площадей, но углы и формы в них сильно искажены. Равнопромежуточные - имеют постоянный масштаб длин по одному направлению. Искажения углов и площадей в них уравновешены.
Произвольные проекции - имеют искажения и углов и площадей в любых соотношениях.
Проекции различаются не только по характеру и размеру искажений, но и по виду поверхности, которую используют при переходе от геоида к плоскости рисунка или картины. Вот такие проекции использовал Иштван Оросо в своих картинах.
По рисункам можно понять принцип действия отражений, необходимых для эффекта трехмерности. Начиная с основания цилиндра, чем выше отражение, тем дальше оно должно быть на бумаге и тем шире оно должно становиться. Настоящее искусство — многоплановость, объединенная всё в смысловое полотно.
"В некоторых картинах художник имитирует прозрачность непрозрачных металлических предметов. Для этого ему в большинстве случаев требуется дополнительный, фоновый рисунок. В итоге получается, что если смотреть на картину с краю — на фоне видно руку или ногу, которую загораживает цилиндр, но стоит посмотреть на картину спереди, как цилиндр будто бы растворяется и заслонённую им часть тела становится отчётливо "видно" сквозь металл"
2.2. Имитация прозрачности непрозрачного
Некоторые работы не ограничиваются передним планом, который отражается в цилиндре. Иногда участие в композиции принимает еще один рисунок — фоновый, он вносит в работу еще больше смысла и последующего зрительского восхищения. Если смотреть с краю, на фоне видно руку или ногу — ту, что загораживает металлический цилиндр. Но стоит посмотреть спереди, цилиндр становится как будто прозрачным и ступню, либо кисть руки через непрозрачный металл также отчетливо видно. Именно этот эффект и является главной фишкой Иштвана Ороса.
И. Орос борется с волнистым искажением, которое дает зеркальная поверхность цилиндра и обратным путем давая искажение на бумаге, выравнивает линию, рисуя именно то, что нужно изобразить. Искажение переносится на бумагу, а в отражении видно все четко, без волн, без «кривого зеркала».
У художника есть и конические и пирамидальные, и с разным количеством граней зеркала.
2.3.Пирамидальная проекция
Представьте себе, что человеческое сознание двумерно. Как оно в таком состоянии воспримет проходящую через него пирамиду? На нём отразится лишь форма креста, ибо крест и есть проекция пирамиды на плоскость. Именно поэтому выход в многомерность времени и пространства осуществляется через крест. По аналогии попытайтесь представить многомерное существо сотворённого Богом мира, обитающее во всех существующих в нём измерениях одновременно, но способное отражаться в каждом, не выходя за границы данного измерения. Каким вы увидите это существо из материального физического мира?
Пирамидальная проекция – это вид аксонометрической проекции, у которой оси располагаются под углом 120о друг к другу.
Для построения проекции четырехгранной правильной пирамиды через заданную фронтальную проекцию точки проводят вспомогательную прямую, проходящую через вершину пирамиды и расположенную на ее грани. Горизонтальную проекцию вспомогательной прямой находят применяя линию связи. Искомая горизонтальная проекция данной точки находится на пересечении линии связи, проведенной из точки с горизонтальной проекцией вспомогательной прямой.
На пирамиды Иштвана Оросо, нарисованные в пирамидальной проекции желательно смотреть вертикально. Чем больше граней, тем сложнее сделать эффект прозрачности для объекта. Хотя с прямыми гранями работать проще, чем с искажениями цилиндра, но не в случае, когда отражение со всех сторон собирается в единую картинку.
Но в случае с лабиринтом это выглядит куда эффектнее, поверить невозможно, что в центре — металлическая пирамида.
2.4. Анаморфоз
Анаморфоз – это конструкция, созданная таким образом, что в результате оптического смещения некая форма, недоступная поначалу для восприятия как таковая, складывается в легко прочитываемый образ. Анаморфозы — это такие изображения, которые можно рассмотреть только через оптические приспособления, например коническое или цилиндрическое зеркало.
Родоначальником этого вида искусства в Европе многие считают Леонардо да Винчи, написавшего в 1485 году рисунок глаза, названный впоследствии "Глазом Леонардо", сам же анаморфоз был изобретён ещё в древнем Китае, если, конечно, верить дошедшим до нас обрывкам истории.
Иштван Орос возрождает эту традицию в наши дни. Анаморфозы Иштвана Ороса можно увидеть только при помощи специальных приспособлений — конических или цилиндрических зеркал, которые устанавливаются непосредственно в область картины с двойным смыслом. В отражении этих зеркал нашему взору предстаёт истинное — смысловое изображение, совершенно непохожее на то, что мы видим на оригинальной картине.
Таким образом, созданное в технике анаморфоза изображение, поначалу воспринимаемое зрителем как бессмысленное и, быть может, даже уродливое, при определенных условиях принимает ясные и понятные очертания. В случае с Иштваном Оросом таким условием является наличие конического или цилиндрического зеркала. Помещенное в нужном месте первоначального рисунка, зеркало трансформирует его в трехмерное изображение – самостоятельное или дополняющее исходную картинку и являющуюся ее частью.
Самый известный анаморфоз художника называется «Таинственный остров» (Mysterious Island). На ней изображён морской берег и расходящиеся в стороны волны, открывающие взору двух странников, стоящих на берегу, морское дно и обломки затонувшего корабля. Взглянув на отражение этой картины в цилиндрическом зеркале, мы увидим портрет любимого писателя художника — Жюля Верна.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Творчество венгерского автора Иштвана Ороса (Istvan Orosz) – просто подарок для тех, кто получает удовольствие от рассматривания оптических иллюзий. Каждая его картина содержит в себе маленький, но очень важный секрет: чтобы увидеть истинный смысл рисунка, нужно иметь при себе… зеркало.
Это искусство искажённой проекции или перспективы, которое требует от зрителя использование специальных устройств или занимать определённую позицию, чтобы рассмотреть предполагаемый образ. Так, изначально недоступное для восприятия изображение сложится в легко прочитываемый образ, если вы смените своё положение
Об уникальности работ Иштвана Ороса говорит хотя бы то, что пока ни один из его современников не смог повторить его успех, ведь кроме невероятно сложной с художественной точки зрения техники написания картин, большая их часть имеет множество визуальных смыслов, спрятанных в иллюзиях и парадоксах.
Таким образом, мое исследование показало, сколь широка и многогранна деятельность человека, столь и различны требования, предъявляемые к форме и содержанию изображений. Одни из них должны производить на глаз человека такое же впечатление, какое производит и сам изображаемый предмет, иначе говоря, изображение должно обладать достаточной наглядностью. В другом случае изображение должно быть, в первую очередь, геометрически равноценно оригиналу, оно должно давать полную геометрическую и размерную характеристику изображаемого предмета.
Существует взаимовлияние в развитии геометрии и живописи; зрительные иллюзии существуют и их можно объяснить с помощью геометрии; оптические иллюзии использовались, и будут использоваться человеком в повседневной жизни.
При работе над темой я узнал много интересного о жизни замечательного венгерского художника И.Ороса. В работе я представил произведения художника разных лет и дала подробные описания использованных в них эффектов разбиения плоскости, трехмерного и четырехмерного пространств. Провел исследование и доказал, что в своих рисунках Иштван Ороса применял различные виды перспектив, нелинейное пространство, различные многогранники. Рисунки И,Ороса можно применять на уроках геометрии, физики.
И самое главное я понял, что и геометрия помогает в создании красоты и удобства, т.е. того что объединяют одним словом – гармония!
ЛИТЕРАТУРА
Интернет-ресурсы
Ералаш
Горка
Убунту: я существую, потому что мы существуем
Никто меня не любит
Новогодние гирлянды