Исследовательская работа
Вложение | Размер |
---|---|
konechnaya_prokrastinatsia_09_12_2019.docx | 64.43 КБ |
ШКОЛЬНАЯ УЧЕБНО-ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКАЯ
КОНФЕРЕНЦИЯ
Направление психология
Прокрастинация – болезнь XXI века
Исследовательская работа
Выполнена ученицей 10 класса
Муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения «Каменская общеобразовательная средняя школа Мезенского района» Федотовой Кариной Игоревной
Научный руководитель - учитель Муниципального
бюджетного общеобразовательного учреждения
«Каменская общеобразовательная средняя школа Мезенского района»
Лихачева Наталья Степановна
п. Каменка, 2019г.
Содержание
Введение
Глава I. Обзор литературы
Глава II. Методы исследования
2.1. Методика определения общей прокрастинации по шкале К. Лэй
Заключение
Список литературы
Приложение 1
«Я собирался прекратить прокрастинировать,
но решил оставить это на потом»
Нейл Фьори
Введение
Каждый из нас сталкивался с ситуацией, когда накопилось множество дел, крайние сроки уже поджимают, а ты не успел выполнить и половины всей работы. Причинами этому могут быть сильная занятость или чаще всего человеческая лень. Откладывание дел на потом становится привычкой, от которой уже сложно избавиться. Такое явление называют прокрастинацией. Поддаться этому недугу – все равно, что подставить самого себя. Не зря это явление называют «болезнью XXI века». Я себя не отношу к прокрастинаторам и мне захотелось узнать много ли таких людей среди наших учеников, студентов ВУЗов и просто жителей нашего поселка. Главными вопросами моего исследования будут: Что такое прокрастинация? Какие люди чаще подвергаются прокрастинации? Каковы причины такого поведения? Как с ней бороться?
Предмет исследования: психологическая особенность личности
Объект исследования: прокрастинация
Цель: изучить явление прокрастинации, как «болезни XXI века»
Задачи работы:
1) По литературным источникам описать явление прокрастинации
2) Провести опрос и проанализировать результаты
3) Предложить найти способы борьбы с прократинацией.
Гипотеза: искоренить прокарстинацию - болезнь XXI века, невозможно, но зная о такой своей психологической особенности, роде своей деятельности можно научиться координировать свою жизнь планируя и контролируя ее.
Методы исследования: анкетирование, анализ литературы
Глава I. Обзор литературы
В русском языке прокрастинация как явление отмечена ещё в XIX веке. Тогда в России получила распространение пословица: «Завтра, завтра, не сегодня! — так лентяи говорят», возникшая из попавшего в дореволюционные гимназические хрестоматии стихотворения немецкого писателя Христиана Феликса Вейсе «Отсрочка», перевод которого был выполнен русским писателем Борисом Фёдоровым (1794—1875) [1][2]. Также известна близкая по смыслу более старая русская народная пословица: «отложил на осень, а там и бросил».
В русском языке данный термин появился в 2014 году. Пришел он в русский язык с английского языка. В переводе книги Кукла А. «Ментальные ловушки: Глупости, которые делают разумные люди, чтобы испортить себе жизнь» для обозначения этого явления использовался термин «затягивание». Это соответствует одному из значений слова «затянуть» и словосочетания «затянуть дело» [3].
Прокрастинация (от англ. procrastination «задержка, откладывание») — в психологии склонность к постоянному откладыванию даже важных и срочных дел, приводящая к жизненным проблемам и болезненным психологическим эффектам. Проявление прокрастинации происходит в понимании человеком необходимости выполнения важных дел, но пренебрегает этим, отвлекаясь на мелкие бытовые, незначительные вещи. Знакомая большинству людей ситуация, которая считается нормальной до определенного уровня. Проблемой прокрастинация становится, когда переходит в «обычное» состояние человека и проявляется все чаще. В таком состоянии человек оставляет «на потом» буквально каждое даже самое легкое дело[5].
1.2. Виды прокрастинации
Психологи утверждают, что можно выделить следующие виды прокрастинации:
Бытовая или ежедневная – она знакома многим. Это откладывание бытовых дел, которые требуют регулярного исполнения. Например, уборки, приготовления пищи, стирки и т.д.
Прокрастинация, связанная с принятием решений – возникает преимущественно из-за низкой самооценки, боязни ответственности. Причем решения эти не только важные – даже малозначимые прокрастинаторов пугают до паники.
Невротическая – связана с выбором, который кардинально меняет жизнь. Например, выбор партнера, устройство на работу. Люди настолько боятся последствий этого выбора, что блокируют все, что с ним связано.
Академическая – знакома многим школьникам, студентам. Они откладывают обычные домашние задания, написание курсовых или дипломных работ, подготовку к контрольным или экзаменам.
Компульсивная – сочетание прокрастинации принятия решений и каких-либо действий.
1.3. Признаки прокрастинации
Склонность переносить дела на потом не только не помогает доводить их до конца, но и способствует их накоплению. Поэтому очень важно вовремя распознать в себе такую черту, чтобы борьба с прокрастинацией была успешной.
Основными признаками прокрастинации является:
1. Стремление отвлечься. Если до начала или во время выполнения важного дела вас так и тянет заняться чем-то другим (покурить, выпить чашечку кофе, заглянуть в Facebook или ВК, почитать новости в интернете, помыть посуду, почистить рабочий стол на компьютере и т.д.), это значит, что прокрастинатор внутри вас находится в активном состоянии.
2. Большие затраты времени. Задуматься над своим поведением нужно и в том случае, когда на выполнение поставленной задачи вы затрачиваете очень много времени. Не из-за ее сложности, а из-за ваших отвлечений на другие, менее важные дела. При этом вы не укладываетесь в сроки или делаете работу в режиме дедлайна. Это влечет за собой необходимость постоянного оправдания перед собой или тем, кто эти задачи ставит, придумывание «отмазок» и выслушивание не самых приятных о себе высказываний, снижает качество работы.
3. Непунктуальность. Хронические срывы сроков работ, опоздания, невыполнение обещаний и обязательств без достаточных на то причин также говорят о том, что вы склонны отлынивать от ответственности или важной работы.
4. Невыполнение плана. Насторожиться в отношении прокрастинации вы должны и в случае, если очень часто не выполняете составленные собою же планы. К примеру, если вы запланировали на день 4 дела, а сделали 2. При этом у вас были все условия для того, чтобы выполнить план или даже перевыполнить.
5. Проблемы в семье, на работе или в учебе. Невыполнение обещаний, срывы сроков работ, промедление и игнорирование проблем могут отразиться во всех сферах вашей жизни. На работе можно потерять клиентов, доверие начальства и сослуживцев и даже саму работу. В семье — создать атмосферу недоверия, ссор и завоевать статус ненадежного, ни на что не способного человека. В учебе — снизить успеваемость и настроить преподавателей против себя.
1.4. Какие люди чаще подвергаются прокрастинации?
Прокрастинация в той или иной мере свойственна практически всем. Откладывая дела на завтра, люди понапрасну расходуют свою жизненную энергию, теряют свое время - невосполнимый ресурс. Установлено, что сильной прокрастинацией страдает до 20% взрослого населения, а доля студентов и учащихся, подверженных прокрастинации достигла 70%. Наше исследование не подтвердило данную статистику. Из 25 чел. нами опрошенных прокрастинации подвержено всего 8%.
Некоторые исследования утверждают, что среди прокрастинирующих людей чаще встречаются способные люди, которые узнали о своих способностях и слишком сильно положились на них. Но стоит отметить, что прокрастинирующий человек будет пытаться доделать работу, даже если она будет некачественной, неполной или сделана позже положенных сроков [8]. Этим фактом они отличаются от лентяев.
Отметим некоторых людей, чьи профессии чаще подвергают их прокрастинации:
1.5.Каковы причины такого поведения?
Причин возникновения такого недуга, как прокрастинация множество.
Причина 1. Мы избегаем дискомфорта
На пути к успеху нам приходится выходить из зоны комфорта. Людям необходимо вылезти из своего безопасного мирка и делать то, что в обычной жизни они не стали бы делать. Заниматься чем-то новым или другим. Из-за этого многие с самого начала настроены на плохой результат, ведь в подсознании заложено: «Делай то, что легко». Соответственно, им кажется справедливым и такое утверждение: «Не делай то, что сложно». Успешные люди мыслят иначе. Они понимают, что для достижения отличного результата в любой сфере необходимо постоянно испытывать дискомфорт. Если мы хотим достичь успеха, нужно действовать или мыслить таким образом, чтобы оказаться за рамками привычной комфортной жизни.
Причина 2. Эмоциональные барьеры
Наша решительность зависит от внутреннего состояния. Например, я напишу тот отчет, наведу порядок в доме или сяду на диету, когда у меня появится мотивация. Или дождусь творческого вдохновения. Проще говоря, мы становимся заложниками эмоций. Находясь в заточении собственных эмоций, вы можете никогда не узнать свободу успеха.
Причина 3. Страх неудачи
Очень легко мыслить таким образом: «Если я не попытаюсь это сделать, то никто не сможет увидеть мою неудачу». Это правда. Хотя верно и то, что если вы не попытаетесь ничего сделать, то никогда не почувствуете радость успеха. Некоторым нравится занимать зрительские места и указывать остальным на ошибки, хотя им самим не хватает смелости даже на то, чтобы попытаться ошибиться. Если вы хотите в жизни чего-то достичь, запомните: неудачи – это нормально. Неудача не конец, просто не переставайте прилагать усилия.
Причина 4. Беспечность «Некуда спешить», «Подожду, пока дети вырастут», «С нового года брошу курить».
Всегда можно найти причину для того, чтобы не браться за дело сегодня. Вы, может быть, ошибочно полагаете, что впереди еще много времени для того, чтобы достичь желаемого. Но на следующий день всегда найдется новое оправдание. Причиной такой беспечности бывает ложное убеждение, будто жизнь состоит из событий, на которые вы не в состоянии повлиять. Людям не хватает целеустремленности в жизни. Прекратите беспечно к ней относиться и начните заниматься тем, что действительно важно.
Причина 5. Иллюзия действий
Некоторые люди как будто всегда заняты. Вопрос только – чем. Вместо того чтобы честно признаться, что они не хотят выполнять сложное задание, они оправдываются нехваткой времени. Они рассказывают о своих планах, встречаются, чтобы обсудить тактики и стратегии, и даже записывают поэтапно план действий. Поначалу это и впрямь бывает полезным, но в какой-то момент пора приступить к непосредственным действиям. Легче сказать, чем сделать.
Причина 6. Нечеткое фокусирование
Это характерно для людей, которые рассеивают внимание на много разных вещей и не знают, на чем остановиться. Вы, вероятно, делаете много всего, но если вы не определите приоритеты, то не будете знать, на чем сконцентрироваться, и это приведет к нерешительности и бездействию [4].
Причинами откладывания дел на потом из 59 опрошенных называют беспечность 20 чел., отдых- 17чел., прием пищи – 3 чел.
Но на самом деле на выполнения отложенного дела уходит не так много времени, как отмечает 37 чел. респондентов, лишь 6 чел утверждают, что все зависит от сложности работы.
Прежде чем выбирать способ борьбы с прокрастинацией, нужно честно
признаться себе, что она у вас есть. Следующим этапом борьбы с откладыванием на завтра будет выяснение, какая именно причина лежит в его основе. И только теперь можно определяться, как с этим «вредителем» успешного будущего бороться.
В современной психологии существуют разные способы борьбы с прокрастинацией. Несколько способов мы обнаружили в книге Пола Макги «S.U.M.O. Заткнись и делай», где он пишет: «Просто начните делать. Не думайте о том, чтобы выполнить задачу целиком и уложиться в сроки. Вы почувствуете мотивацию в процессе, а радость от того, что вы, наконец, начали это дело, и это улучшит ваше настроение. Так у вас появятся энергия и желание завершить начатое. Правильные действия приводят к правильным чувствам.
Прекратите колебаться. Приступите к действиям. Представьте и прочувствуйте свой успех. Начните с самого неприятного. Прекратите заниматься легкими делами, начните с тяжелых. Поощряйте себя в процессе достижения цели. Обзаведитесь группой поддержки. Прекратите полагаться на себя, найдите человека, который вас поддержит. Поборите свою беспечность. Прекратите относиться к жизни легкомысленно, начните заниматься тем, что действительно важно [4].
Вторым решением может быть тайм-менеджмент: планирование своего времени.
Тайм-менеджмент (англ. time management) – технология организации времени и повышения эффективности его использования. Тайм-менеджмент состоит из нескольких составных частей:
Чтобы правильно управлять временем, необходимо соблюдать 12 правил тайм-менеджмента:
Психологи выделяют 7 главных принципов тайм-менеджмента:
Принцип 1. Планируйте свои действия.
Планирование дел на ближайший день (или ближайшую неделю) имеет практическое значение в любой работе. Неважно, сидите ли вы в офисе, стоите у конвейера, подрабатываете курьером в свободное от учёбы время – чёткий план действий всегда принесёт реальную пользу в виде повышения результативности (личной и профессиональной).
Принцип 2. Формулируйте желаемый результат в конкретные цели и задачи. Стратегическое и эффективное планирование невозможно без грамотного целеполагания. Если говорить более простым языком, вы должны уметь четко формулировать основную цель и уметь разбивать её на более конкретные и локальные задачи. В теории менеджмента этот навык именуется «декомпозиция целей». Принцип 3. Фиксируйте ваш план действий.
Существует несколько рабочих и действенных инструментов, позволяющих сделать свои планы и задачи более наглядными и конкретными.
Принцип 4. Расставляйте приоритеты.
Своевременно и чётко определить главную цель – это необходимо и правильно. Но главная задача – это двигаться к достижению данной цели, последовательно выполняя текущие задачи разной степени трудности.
Принцип 5. Фокусируйтесь на главном.
Умение фокусироваться на главном, не отвлекаясь на постороннее, — важнейший практический навык, овладев которым, вы решите самые приоритетные задачи продуктивного тайм-менеджмента.
Принцип 6. Анализируйте свой опыт и создавайте свои правила тайм-менеджмента.
Периодически стоит оглядываться назад и делать прагматичные выводы из своего опыта управления временем. Изучайте свои ошибки и обязательно принимайте меры по их исправлению. Обязательно анализируйте ситуации, в которых вы особенно интенсивно теряли личные ресурсы. Всегда следует оставаться осознанными и со стороны смотреть, что именно происходит с вашей жизнью — в каком направлении и с какой скоростью она движется.
Принцип 7. Планируйте отдых.
В погоне за успехом и личной результативностью никогда не пренебрегайте отдыхом, планируйте его. Если вы почувствовали, что утратили контроль и слишком углубились в решение задачи, не думая о затратах времени, самое время остановиться, сделать перерыв и попытаться оптимизировать собственные действия.
Глава II. Методы исследования
2.1. Методика определения общей прокрастинации по шкале К. Лэй
Данная методика была применена как основная. Использовав Шкалу К. Лэй (General Procrastination Scale, GPS) для выявления уровня общей прокрастинации у учеников 11 класса, учителей и работников Каменской средней школы, 6 студентов 2 курса, которая включает в себя 20 утверждений, показывающих насколько респонденту свойственно откладывать повседневные задачи в быту. Методика рассчитана на испытуемых старше 17 лет, поэтому другие ученики в школе не могли принять участие. В качестве шкалы ответов предлагается 5-балльная шкала Лайкерта (1 — в высшей степени не характерно, 2 — не характерно, 3 — нейтрален, 4 — характерно, 5 — в высшей степени характерно). Подсчитывается общий показатель (сумма баллов), отражающий уровень
прокрастинации.
Обработка результатов
Прямые утверждения: 1, 2, 5, 7, 9, 10, 12, 16, 17, 19.
«Обратные» утверждения: 3, 4, 6, 8, 11, 13, 14, 15, 18, 20.
Подсчитывается общий показатель прокрастинации, при этом баллы, проставленные респондентом в ответ на «обратные» утверждения, инвертируются, т.е. 5 баллов заменяются на 1 балл, 4 балла - на 2 балла и т.п.
Применив Шкалу К. Лэй приходим к выводу, что из 25 чел. опрошенных, к прокрастинаторам могли бы себя отнести 2 чел, они по общей сумме баллов набрали более 70 баллов. Среди них: студентов и школьников – 1 чел, люди со стабильным графиком работы (учителя)- 1чел. Радует и тот факт, что из 25 опрошенных 4 чел.(8%) по общей сумме баллов имеют низкое значение, т.е. им не свойственна прокрастинация (Рисунок 1.)
Рисунок 1. Общий уровень прокрастинации студентов, учащихся и учителей Каменской средней школы
Заключение
Прокрасиинация – это сложное понятие, зародившееся еще в древности. Вплоть до XXI века, люди стремились дать ему название, что свидетельствует о ее присутствии в жизни человека с самого его появления. Прокрастинация – это не лень, это болезнь. Нам удалось выяснить, что искоренить прокрастинацию невозможно, но зная о такой своей психологической особенности можно научиться координировать свою жизнь планируя и контролируя ее, что подтверждает выдвинутую нами гипотезу. Как выход из ситуации мы предлагаем Тайм менеджмент- технологию организации времени и повышения эффективности его использования.
В ходе написания данной работы проанализировано 6 литературных источников и 2 сайта интернет ресурсов. В работе подробно рассмотрены такие вопросы как: что такое прокрастинация, ее виды, признаки, люди каких профессий чаще склонны к этому недугу и как бороться с прокрастинацией. Была отработана методика общей прокрастинации.
В дальнейшем работу над данной темой можно продолжить, изучив другие способы борьбы с прокрастинацией.
Данную работу можно использовать на уроках ОБЖ в 7 классе при изучении темы «Психологические особенности» и как дополнительный материал для педагога-психолога.
Список литературы.
Приложение 1
1. Я часто берусь за выполнение заданий, которые планировал выполнить несколько дней назад | |
2. Я не выполняю заданий до тех пор, пока их не нужно сдавать | |
3. Когда я заканчиваю читать книгу, взятую в библиотеке, я сразу же возвращаю ее, независимо от указанной даты возврата | |
4. Когда наступает время утреннего пробуждения, я чаще всего сразу же встаю из постели | |
5. Написанное мною письмо может лежать несколько дней, пока я его отправлю | |
6. Как правило, я своевременно делаю ответные телефонные звонки | |
7. Я редко выполняю вовремя даже те виды работ, которые требуют незначительных усилий, - просто сесть и сделать их | |
8. Я, как правило, принимаю решения как можно скорее | |
9. Я, как правило, откладываю начало работы, которую нужно выполнять | |
10. Мне обычно приходится спешить, чтобы выполнить задание к нужному сроку | |
11. Когда я готовлюсь к выходу из дома, я редко спохватываюсь что-нибудь доделывать в последнюю минуту | |
12. Когда близится срок завершения работы, я часто впустую трачу время на другие вещи | |
13. Я предпочитаю заранее выходить на деловую встречу | |
14. Обычно я берусь за выполнение задания сразу после того, как оно было дано | |
15. Я часто выполняю задания раньше, чем это необходимо | |
16. Я часто завершаю покупку подарков к дню рождения или Новому году в последнюю минуту | |
17. Даже важные вещи я часто покупаю в последнюю минуту | |
18. Я, как правило, выполняю все запланированные на день дела | |
19. Я постоянно говорю: «Я сделаю это завтра» | |
20. Я обычно проверяю, все ли необходимое я сделал, до того, как вечером устроюсь отдохнуть |
Сказка об осеннем ветре
Как нарисовать осеннее дерево акварелью
Астрономический календарь. Декабрь, 2018
Музыка космоса
Сказка на ночь про Снеговика