Патриотическое воспитание представляет собой систематическую и целенаправленную деятельность органов государственной власти и общественных организаций по формированию у граждан высокого патриотического сознания, чувство верности своему Отечеству, готовности к выполнению гражданского долга и конституционных обязанностей по защите интересов Родины.
Составной частью патриотического воспитания является воспитание, направленное на формирование готовности юношей к военной службе как особому виду государственной службы. Оно характеризуется специфической направленностью, глубоким пониманием гражданином своей роли и места в служении Отечеству, высокой личной ответственностью за выполнение требований военной службы.
В современном обществе очень мало уделяется внимание патриотическому воспитанию. Следствием этого является нежелание современной молодежи служить в рядах Вооруженных Сил. Военно-полевые сборы способствуют подготовке учащихся к службе в армии и развивают чувство патриотизма.
Роль военно-полевых сборов в военно-патриотическом воспитании заключается, прежде всего, в том, что они способствуют развитию у учащихся высоких нравственных чувств, моральных качеств. Чувства имеют большое значение для развития всех сторон личности школьника. Исключительна их роль в развитии познавательной деятельности.
Военно-полевые сборы – это особая форма обучения молодежи. Никакая другая форма образования и воспитания не гарантирует столь тесной взаимосвязи получаемых теоретических знаний и формируемых умений и навыков их практического использования, как военные сборы. В частности: физически закаляет учащихся и готовит их к преодолению трудностей жизни; воспитывает лучшие черты характера; развивает чувства товарищества и коллективизма; воспитывает любовь к семье, родному городу, своей стране; развивает стремление использовать свои знания и умения на благо общества.
Вложение | Размер |
---|---|
konferentsiya.docx | 63.96 КБ |
МУНИЦИПАЛЬНОЕ НЕТИПОВОЕ БЮДЖЕТНОЕ
ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
«ЛИЦЕЙ №76»
«Патриотическое влияние на учащихся 10 классов при прохождении военных сборов»
Выполнили:
ученицы 10 «Б» класса
Кривенко Екатерина
Тишанинова Екатерина
Руководитель:
учитель основ безопасности жизнедеятельности
Евдохин Василий Владимирович
Новокузнецк
2019
Содержание
1. Военно-патриотическое воспитание в Российской Федерации - 5 -
1.1История военно – патриотического образования - 5 -
1.2Исторические и современные системы патриотического воспитания в России. - 8 -
2. Система начальной военной подготовки и военно-патриотического воспитания в общеобразовательных учреждениях - 10 -
2.1 Военно-патриотическое воспитание в процессе становления и развития молодого человека как гражданина и патриота - 10 -
2.2 Система военно-патриотического воспитания в содержании дисциплины ОБЖ - 11 -
2.3 Роль и значение военно-полевых сборов - 12 -
3.1 Содержание учебной программы военно-полевых сборов - 13 -
3.3. Исследование: определение влияния учебных военных сборов на военно-патриотическое воспитание учащихся - 14 -
3.4 Результаты исследования - 14 -
«…вопрос о патриотическом воспитании молодежи – это разговор о самом главном: о ценностях, о нравственных основах, на которых мы можем и должны строить жизнь, воспитывать детей, развивать общество, в конечном итоге укреплять нашу страну»
В.В.Путин
В соответствии с Федеральным законом "О воинской обязанности и военной службе" от 28 марта 1998 года № 53-ФЗ и постановлением Правительства Российской Федерации от 31 декабря 1999 года № 1441 "Об утверждении Положения о подготовке граждан Российской Федерации к военной службе" в общеобразовательных учреждениях должны проводиться учебные сборы. Обычно учебные сборы проводятся на базе воинских частей.
Постановление Правительства Российской Федерации от 3 марта 2001 года № 157 "О порядке финансирования расходов, связанных с реализацией Федерального закона "О воинской обязанности и военной службе" предусматривает финансирование расходов, связанных с подготовкой к военной службе начиная только с 2002 года. В истории России патриотическое воспитание молодежи всегда являлось приоритетным направлением в организации воспитательной работы.
Патриотическое воспитание представляет собой систематическую и целенаправленную деятельность органов государственной власти и общественных организаций по формированию у граждан высокого патриотического сознания, чувство верности своему Отечеству, готовности к выполнению гражданского долга и конституционных обязанностей по защите интересов Родины.
Составной частью патриотического воспитания является воспитание, направленное на формирование готовности юношей к военной службе как особому виду государственной службы.
В современном обществе очень мало уделяется внимание патриотическому воспитанию. Следствием этого является нежелание современной молодежи служить в рядах Вооруженных Сил. Учебные военные сборы учащихся 10-х классов способствуют подготовке к службе в армии и развивают чувство патриотизма.
Цель работы заключается в рассмотрении влияния учебных военных сборов на формирование патриотизма.
Задачи работы:
Проблема исследования заключается в определении роли военных учебных сборов в патриотическом воспитании будущих выпускников образовательных учреждений.
Объект исследования: патриотическое воспитание.
Предмет исследования: развитие патриотизма через прохождение учебных военных сборов.
Гипотеза исследования: Если активно привлекать учащихся 10-х классов к прохождению учебных военных сборов, то патриотическое воспитание будет более эффективным.
Научно-практическая значимость исследования заключается в следующем:
Воспитание – процесс целенаправленного, систематического формирования личности в целях подготовки её к активному участию в общественной, производственной и культурной жизни. В этом смысле воспитание, осуществляется в процессе организованной совместной деятельности семьи и школы, дошкольных и внешкольных учреждений, детских и молодёжных организаций, общественности.
Мировая история военно-патриотического образования уходит своими корнями в глубь веков.
Особенности развития цивилизаций Древнего мира, различия религий, обычаев и традиций, разнообразие этнических, экономических и социокультурных факторов закономерно порождали своеобразие подходов к подготовке подрастающего поколения к воинской службе.
Древняя Русь
Вопросам военного дела и военно-патриотического воспитания на Руси всегда придавалось важное значение.
О силе и высоком уровне воинского мастерства русских дружин свидетельствуют походы князя Олега в Византию и завоевание Тмутаракани (Таманского полуострова), овладение расположенной на Дону крепостью Саркел (Белая Вежа), разгром хазарского государства в Нижнем Поволжье.
Новым этапом в развитии Руси, а также формирования основ военного строительства и военно-патриотического образования стало принятие христианства в 998 году. Это событие послужило объединению восточнославянских племен. С введением христианства на Руси военная организация получила новые моральные основы: воины обязывались защищать не только родину, но и религию.
Московское княжество
С образованием Московского княжества ядром войска стал «двор» великого московского князя, состоящий из «детей боярских» и дворян, которые несли военную службу.
Второй составной частью войска стали «городские полки», которые набирались из горожан.
Третьей частью войска была «рубленая рать», т.е. рать собранная («срубленная») с определенного количества сох (податная единица, равная 12 человекам населения).
Дальнейшее развитие военной структуры государства связано с реформами Петра Великого (1672-1725 гг.), Петром I был издан указ, вводящий обязательную, личную и пожизненную службу дворян.
В 1732 г. был объявлен указ, в котором устанавливалось, кого брать в школы и каковы цели обучения. В указе говорилось, что обучение солдатских детей в школах при гарнизонных пехотных полках принесет пользу государству и даст «в рекрутах облегчение». В школы принимались дети от 7 до 15 лет.
В 1774 г. в школы разрешено было принимать детей бедных дворян. В 1798 г. Павел I основал в Гатчине императорский сиротский дом с двумя отделениями: отделение для благородных детей и отделение для солдатских детей. Обучение в школах устанавливалось до 18 лет.
Воспитанники отделения благородных детей назывались кадетами. Кадетские корпуса – закрытые учебно-воспитательные заведения. В России кадетский корпус впервые был основан в 1732 г. для шляхетских детей от 13 до 18 лет. В 1863 г. кадетские корпуса были реорганизованы в военные гимназии, затем в 1882 г. они снова стали называться кадетскими корпусами.
В 1918 году в связи с ликвидацией старой армии кадетские корпуса были закрыты и были возрождены уже в наше время, в 1991 г.
Важное место в процессе развития практики военно-патриотического образования в России занимали педагогические взгляды и практическая деятельность выдающихся представителей русской армии и флота А.В. Суворова, П.И. Румянцева, М.И. Кутузова, Ф.Ф. Ушакова, П.С. Нахимова, С.О. Макарова, М.И. Драгомирова и др.
СССР
Теория и практика военно-патриотического образования были представлены во взглядах В.И. Ленина, Н.К. Крупской, Г.К. Жукова, К.К. Рокоссовского и др.
Проблемы воспитания человека в коллективе решал известный советский педагог А.С. Макаренко. Он разработал методику организации трудового и эстетического воспитания, формирования сознательной дисциплины, создания воспитывающих традиций, которые он рассматривал в единстве с многосторонней жизнедеятельностью детей.
Большую работу в плане военно-патриотического образования в советское время проводили пионерские и комсомольские организации, организации ДОСААФ, образовательные учреждения.
Воспитание патриотизма в школе определялось ее Уставом: воспитывать у учащихся высокое чувство советского патриотизма – любовь к Родине, своему народу, КПСС и готовность к защите социалистического Отечества. Оно осуществлялось в учебно-образовательном процессе, деятельности школьных пионерской и комсомольской организаций. В старших классах общеобразовательных учреждений, начиная с 1967 года, был введен учебный предмет «Начальная военная подготовка» (НВП), регулярно проводились летние военные сборы в лагерях.
Наиболее ярким примером военно-патриотического образования в СССР была деятельность организаций ДОСААФ и военно-учебных заведений – Суворовских и Нахимовских военных училищ, где сочеталось умственное и нравственное воспитание в учебно-образовательном процессе с военной подготовкой к службе в вооруженных силах.
Законы, поддерживающие военно – патриотическое образование
В марте 1998 года была принята новая редакция Закона РФ «О воинской обязанности и военной службе», которая ввела в стране обязательную и добровольную систему подготовки молодёжи к военной службе, военно-патриотическое воспитание, а также лечебно-оздоровительную работу, без чего невозможно воспитание здорового поколения России.
Принимается Постановление Правительства РФ № 1441 от 31 декабря 1999 года, подписанное В.В.Путиным. Оно носит название» Об утверждении Положения о подготовке граждан РФ к военной службе».
В образовательных учреждениях было организовано обучение учащихся по курсу «Основы военной службы» интегрированного с курсом ОБЖ. Содержание учебных программ курса включает: получение начальных знаний в области обороны государства, правовые основы военной службы, военно-патриотическое воспитание; основы медицинских знаний и др. Кроме теоретических занятий Программа предусматривает проведение пятидневных учебных сборов в период летних каникул на базе воинских частей, определенных военными комиссариатами или учебными подразделениями РОСТО.
Понятие патриотизма в Царской России
В русском национальном самосознании понятие патриотизма зачастую было связано с традициями православной культуры и заключалось в готовности отказаться от себя, пожертвовать всем ради страны.
Уже во времена Петра I патриотизм считается выше всех добродетелей и практически становится российской государственной идеологией, слова «Бог, Царь и Отечество» отражают главные ценности времени. Русский солдат служил не ради чести своей или императора, а в интересах Отечества.
Понятие патриотизма в Советской России
В силу формирования и развития новых классовых, политических, идеологических и других признаков, в советское время Отечество стало определяться, прежде всего, как социалистическое, отражая при этом появление советской государственной общественной системы.
В ходе Великой Отечественной войны, когда решался вопрос о судьбе нашего Отечества, народ и армия проявили небывалый по силе патриотизм, который явился основой духовно-нравственного превосходства над фашистской Германией.
Понятие патриотизма в современной России
В последнее десятилетие в России патриотизм стал одной из самых дискуссионных тем, широко обсуждаемых в различных сферах реформируемой российской государственности.
Патриотизм неразрывно связан с интернационализмом, чужд национализму, сепаратизму и космополитизму. «Патриотизм — это особая направленность самореализации и социального поведения граждан, критериями для которых являются любовь и служение Отечеству, обеспечение целостности и суверенитета России, ее национальная безопасность, устойчивое развитие, долг и ответственность, предполагающие приоритет общественных и государственных начал над индивидуальными интересами и устремлениями и выступающие как высший смысл жизни и деятельности личности, всех социальных групп и слоев общества».
Современная российская система патриотического воспитания, в лице государственных и негосударственных организаций, представляет собой результат эволюции исторических форм патриотического воспитания, существовавших в нашей стране.
Патриотизм — это любовь к Родине, преданность Отечеству, стремление служить его интересам и готовность, вплоть до самопожертвования, к его защите. На личностном уровне патриотизм выступает как важнейшая характеристика человека, выражающаяся в его мировоззрении, нравственных идеалах, нормах поведения. Патриотическое воспитание направленно формирует и развивает личность, обладающую качествами гражданина – патриота, способного успешно выполнять гражданские обязанности в мирное и военное время.
Военно-патриотическое воспитание – многоплановая, систематическая, целенаправленная деятельность по формированию у молодежи патриотического сознания, чувства верности к своему Отечеству, готовности к выполнению гражданского долга, конституционных обязанностей по защите интересов Родины. Цель военно-патриотического воспитания – развитие у молодежи гражданственности, патриотизма как важнейших духовно-нравственных и социальных ценностей, формирование профессионально значимых качеств, умений и готовности к их активному проявлению в жизни общества, особенно в процессе военной службы, верности конституционному и воинскому, высокой ответственности и дисциплинированности.
Таким образом, необходимо сделать все возможное для того, чтобы становление и развитие молодого человека как гражданина и патриота России обеспечивалось гармонично взаимодействующими социальными и государственными институтами. Только в этом случае можно рассчитывать на успешное решение одной из наиболее важных проблем российского общества.
Одной из важных задач является военно-патриотическое воспитание молодёжи, в основе которого лежит подготовка молодых людей к службе в Вооружённых Силах РФ, воспитание любви к армии, формирование постоянной готовности к защите Родины. Причастность к защите Родины, гордость за принадлежность к Вооружённым Силам, воинская честь и достоинство – эти понятия утрачивают в глазах призывной молодёжи свою значимость. Каким должен быть выпускник школы, будущий защитник Отечества? Это должен быть высокообразованный, физически развитый молодой человек, обладающий высокими моральными принципами. Задача военно-патриотического воспитания сегодня в числе приоритетных.
Главное приобретение человека в период ученичества – это вера в себя, в то, что он знает и умеет, чувство собственного достоинства. Эти качества необходимо формировать в процессе патриотического воспитания. Знакомясь с Основами военной службы и ОБЖ, учащиеся знакомятся со спецификой воинского труда, готовятся к выполнению обязанностей солдата, познают особенности службы в армии, воспитывают в себе качества необходимые защитнику Родины.
В настоящее время в курс ОБЖ для старших классов втиснуты вопросы по основам военной службы. Иначе как профанацией это не назовешь. Действительно, школа и не учит воевать, но учит умению оберегать и защищать свой дом, семью, Родину. Умелое использование общеобразовательных предметов в целях военно-патриотического воспитания служит одним из основных средств подготовки учащихся к защите Родины. Уже в младших классах учащиеся осмысливают такие понятия, как Родина, Подвиг, Патриот, Воин-освободитель, узнают о победах российского народа, учатся любить родную природу. Изучение истории помогает усвоить понимание о воинах справедливых и несправедливых, о роли народных масс и личности в истории. Овладение историческими знаниями связано с развитием и укреплением патриотических и интернациональных чувств.
Посещение занятий ОБЖ в комплексе с военно-патриотическим воспитанием положительно отражаются на учащихся. Они становятся более дисциплинированными, поднимается их общефизический уровень, улучшается собранность.
Логическим продолжение программы ОБЖ являются военно-полевые сборы – это особая форма обучения молодежи. Никакая другая форма образования и воспитания не гарантирует столь тесной взаимосвязи получаемых теоретических знаний и формируемых умений и навыков их практического использования, как военные сборы.
Чтобы дать полное представление юношам о жизни военнослужащих, в стране создана система обязательной подготовки граждан к военной службе. И в этой системе важное место занимают пятидневные учебные сборы старшеклассников. Основная задача учебных сборов – дать возможность юношам, приобрести практические навыки в объеме одиночной подготовки, а также ознакомиться с элементами огневой и тактической подготовки.
На этих занятиях учащийся должен осознать как теоретически, так и на практике, что добросовестное изучение основ военной службы является обязанностью и патриотическим долгом каждого молодого человека нашей страны.
Пятидневные учебные сборы юношей-учащихся являются важнейшим заключительным этапом изучения основ военной службы. От уровня их организации и проведения во многом зависит понимание учащимися обязанностей будущего воина, первое представление о службе в Вооруженных Силах, а возможно, и решение о выборе военной профессии.
Программа учебных военных сборов разработана для того, чтобы помочь подросткам в возрасте 16-17лет получить представление о воинской дисциплине, воинском товариществе, отработать навыки строевой подготовки.
Целью учебных военных сборов является подготовка юношей к защите Отечества; формирование умений и навыков, необходимых при действии экстремальных условиях и чрезвычайных ситуациях.
Содержание программы военно-полевых сборов включает в себя широкое разнообразие видов деятельности и тем занятий: тактическая, воинские уставы, строевая, военно-медицинская, физическая подготовка, приемы самообороны, способы защиты от ОМП и др.
Вся программа военно-полевых сборов разбита на тематические блоки. Каждая тема состоит из занятий продолжительностью 40 мин. В результате обучения, учащиеся овладеют знаниями по военной, медицинской, физической, строевой подготовке в течении пяти дней.
Содержание учебной программы военно-полевых сборов
1. Служба войск
Размещение и быт военнослужащих. Границы территории части. Распорядок дня, суточный наряд. Организация караульной службы.
2. Тактическая подготовка
Способы передвижения солдат в бою. Организация перебежки стоя, лёжа. Организация переползания.
3. Средства и способы защиты от ОМП
Индивидуальные средства защиты. Противогаз, ОЗК. Отработка нормативов.
4. Преодоление естественных препятствий
Преодоление оврага по бревну. Кочки, маятник. Подъём, спуск, траверс.
5. Военная топография
Ориентирование на местности. Военные и спортивные карты. Определение расстояний. Движение по азимутам. Компас. Ориентирование карты по компасу.
6. Военно-медицинская подготовка
Оказание первой доврачебной помощи. Виды ранений. Оказание самопомощи и взаимопомощи. Способы транспортировки пострадавшего. Эвакуация раненых с поля боя.
7. Огневая подготовка
Меры безопасности при обращении с оружием. Основы и правила стрельбы. Выбор прицела. Сборка и разборка АК-74.
8. Строевая подготовка
Строевые приёмы и движения без оружия, одиночная подготовка. Строевая стойка. Движение строевым и походным шагом. Строевая подготовка в составе отделения.
9. Физическая подготовка
Бег на 1000 м, 100м, челночный бег. Подтягивание. Метание гранаты.
10. Гражданско-патриотическое воспитание
Боевые традиции ВСРФ, ВС РФ – защитники нашего Отечества.
Воинские звания ВСРФ. Виды ВСРФ. Боевое знамя.
Эксперимент проводился на базе МБОУ «СОШ №60» среди учащихся 10-х классов в количестве 100 человек. В ходе предварительного анкетирования было выявлено, что из общего числа участников сборов, лишь 50% были ознакомлены о допризывной подготовке, и из этого процента лишь 33% были заинтересованы связать свое будущее с силовыми структурами РФ. 17% ознакомленных со структурой военной деятельности не считали себя патриотами своей страны. К тому же остальные 50% перед прохождением военных сборов вообще не были знакомы с понятием «военно-патриотическое воспитание» и, что нужно знать и уметь допризывнику перед уходом в ряды ВС РФ.
Гипотеза нашего исследования заключается в определении влияния учебных военных-сборов на военно-патриотическое воспитание учащихся.
В рамках проводимого исследования в 2018 учебном году перед военными сборами было проведено анкетирование, с целью выявить уровень подготовки допризывников к службе в армии и их информированности о службе в ВС РФ. Результаты анкетирования отображены в таблице 5.
Таблица 5
Вопросы | Ответы | ||
Да | Возможно | Нет | |
Имеете ли вы полное представление о службе в армии? | 50-да | - | 50-нет |
Хотели бы вы служить в армии? | 33-да | 17-возможно | 50-нет |
Стали бы вы защищать свою родину? | 50-да | 50-возможно | - |
Считаете ли вы что служба в армии - это долг каждого мужчины? | 50-да | 45-возможно | 5-нет |
При анализе ответов следующие результаты:
Исходя из результатов анкетирования видно, что половина участников сборов, а именно 50% не имеют никаких понятий о военной до подготовки у учащихся старших классов в образовательном учреждении.
По завершению учебных военных сборов мы также провели анкетирование учащихся для определения влияния учебных сборов на военно-патриотическое воспитание допризывников, при этом вопросы в анкете были частично изменены.Выявленные результаты показали, что значительно изменился процент положительных ответов. Результаты анкетирования представлены в следующей таблице 6.
Таблица 6
Вопросы | Ответы | ||
Да | Возможно | Нет | |
Армия – школа жизни? | 93-да | 1-возможно | 6-нет |
Хотели бы вы служить в армии? | 83-да | 2-возможно | 15-нет |
Стали бы вы защищать свою Родину? | 91-да | 9-возможно | - |
Считаете ли вы, что служба в армии - это долг каждого мужчины? | 70-да | 28-возможно | 2-нет |
Участие в военных-учебных сборах изменило ли Ваше мнение о службе в армии? (ответ прописать в графе, и описать как именно на обратной стороне анкеты) | 100-да | - | - |
При анализе ответов получились следующие результаты:
1. Армия – это школа жизни: с этим вопросом согласилось 93%, 1% затруднился ответить, и 6% так не считают.
2. Служить в ВС РФ изъявило желание 83% опрошенных, 2% не определилось, а 15% отказались.
3. Защищать свою Родину согласилось 91% и 9% еще не определились.
4. С высказыванием «Служба в армии – это долг каждого» 70% согласилось, 28% затруднились ответить, и 2% опрошенных так не считают.
Исходя из результатов повторного анкетирования видно, что процент интереса к ВС РФ у учащихся очень вырос и многие допризывники на последний вопрос ответили, что, пройдя армию, молодые люди становятся настоящими мужчинами, понимают весь смысл жизни, заново пересматривают всё происходящее вокруг и по-настоящему начинают любить Родину.
Заключение
Патриотическое воспитание представляет собой систематическую и целенаправленную деятельность органов государственной власти и общественных организаций по формированию у граждан высокого патриотического сознания, чувство верности своему Отечеству, готовности к выполнению гражданского долга и конституционных обязанностей по защите интересов Родины.
Составной частью патриотического воспитания является воспитание, направленное на формирование готовности юношей к военной службе как особому виду государственной службы. Оно характеризуется специфической направленностью, глубоким пониманием гражданином своей роли и места в служении Отечеству, высокой личной ответственностью за выполнение требований военной службы.
В современном обществе очень мало уделяется внимание патриотическому воспитанию. Следствием этого является нежелание современной молодежи служить в рядах Вооруженных Сил. Военно-полевые сборы способствуют подготовке учащихся к службе в армии и развивают чувство патриотизма.
Роль военно-полевых сборов в военно-патриотическом воспитании заключается, прежде всего, в том, что они способствуют развитию у учащихся высоких нравственных чувств, моральных качеств. Чувства имеют большое значение для развития всех сторон личности школьника. Исключительна их роль в развитии познавательной деятельности.
Военно-полевые сборы – это особая форма обучения молодежи. Никакая другая форма образования и воспитания не гарантирует столь тесной взаимосвязи получаемых теоретических знаний и формируемых умений и навыков их практического использования, как военные сборы. В частности: физически закаляет учащихся и готовит их к преодолению трудностей жизни; воспитывает лучшие черты характера; развивает чувства товарищества и коллективизма; воспитывает любовь к семье, родному городу, своей стране; развивает стремление использовать свои знания и умения на благо общества.
Приложение 1
СПИСОК СОКРАЩЕНИЙ
Приложение 2
Анкеты учащихся на учебных военно-полевых сборах
Анкета 1
Вопросы | Ответы | ||
Да | Возможно | Нет | |
Имеете ли вы полное представление о службе в армии? | |||
Хотели бы вы служить в армии? | |||
Стали бы вы защищать свою родину? | |||
Считаете ли вы что служба в армии - это долг каждого мужчины? |
Анкета 2
Вопросы | Ответы | ||
Да | Возможно | Нет | |
Армия – школа жизни? | |||
Хотели бы вы служить в армии? | |||
Стали бы вы защищать свою Родину? | |||
Считаете ли вы, что служба в армии - это долг каждого мужчины? | |||
Участие в военных-учебных сборах изменило ли Ваше мнение о службе в армии? (ответ прописать в графе, и описать как именно на обратной стороне анкеты) |
Астрономический календарь. Май, 2019
Приключения Тома Сойера и Гекельберри Финна
Рисуем зимние домики
Рисуем белые грибы пастелью
Рисуем осень: поле после сбора урожая