Исследовательская работа тема: «Исследование бытовых отходов на территории села Барлык и их влияние на окружающую среду».
Вложение | Размер |
---|---|
issledovatelskaya_rabota.docx | 46.75 КБ |
Муниципальное бюджетное образовательное учреждение средняя
общеобразовательная школа села Барлык Бару-Хемчикскогокожууна.
Исследовательская работа
тема: «Исследование бытовых отходов на территории
села Барлык и их влияние на окружающую среду».
Авторы работы:
СарыгларАймираБуяновна
ученица 8 класса
МБОУ СОШ с. Барлык.
Руководитель:
Бойду Надежда Викторовна
учитель географии
МБОУ СОШ с. Барлык
Барлык 2012 г.
Оглавление
1. Обзор литературы
1.1 Влияние твердых бытовых скоплений на окружающую среду .
1.2 Классификации мусора
1.3 Способы утилизации мусора
2. Методы исследования работы
3. Результаты методики исследования
3.1 Ориентировочное количество бытовых отходов с с. Барлык
3.2 Результаты социального опроса
3.3 Изучение влияния полиэтилена на окружающую среду
4. Заключение
5. Список использованной литературы
Актуальность. В настоящее время по масштабам накопления и по степени негативного воздействия на окружающую среду, экологической проблемой века становится бытовые отходы. Крупные города и небольшие сельские поселения в изобилии «украшены» свалками. Так, площадь сельскохозяйственных угодий каждый год сокращается в значительной мере, несмотря на ежегодное вовлечение в оборот новых земель. Проблема утилизации отходов усугубляется в основном потому, что большая часть товаров народного потребления обречена кратковременному службу человеку. Они куплены, потреблены и выброшены без должного отношения к их остаточной ценности. Многие виды мусора в естественных условиях могут разлагаться, возгораться и образовывать химические вещества, загрязняющий воздух и воды.Увеличение потребления еды, воды и товаров длительного пользования приводит к повышению пластиковых упаковок. О вреде полиэтилена сегодня говорят все. Полиэтиленовые пакеты составляют 7-9% всего производимого людьми мусора. В земле полиэтилен не разлагается, а при горении выделяет СО2.Аэрозольные распылители содержат вещества, которые способны нейтрализовать озон в стратосфере, защищающий землю от ультрафиолетовых лучей. Захоронение отходов требует больших затрат, поэтому встречается постоянные барьеры.
Наше село не исключение из этого «правило». Считаем что, проблемасвязанная с образованием бытовых отходов и их утилизацией в нашей селе назрело давно. Нужна просветительская работа Поэтому мы решили провести исследование на тему «Исследование бытовых отходов на территории села Барлык и их влияние на окружающую среду»
Цель: изучить влияния бытовых отходов на окружающую среду, определить степень загрязнения в нашей местности.
Задачи:
1.Проанализировать литературные источники по данной теме.
2.С помощью анкетирования определить отношение населения города к проблеме бытовых отходов.
3.Определить область распространения отходов в окрестностях села Барлык.
4. Составить паспорт объекта.
5.Определить степень вреда полиэтилена на окружающую среду.
6. Разработатьи распространить листовку «Чистота нашего села».
Гипотезатеоретический анализ литературы позволил выдвинуть, что продукты разложения бытового мусора влияют на окружающую среду.
Новизна моей работы заключается в том, что я провела паспортизацию бытовых отходов в окрестностях села, и доказала отрицательное влияние на окружающую среду.
Практическая значимость работы заключается привлечение внимания общественности к решению данной проблемы.
Этапы работы:
На первом этапе (20 сентября 2012 года) мы изучали общественное мнение жителей села по проблеме несанкционированных свалок, применив метод опроса. Результаты опроса представлены в приложении 2.
На втором этапе исследования (начало октября 2012 года) были изучены и описаны точки бытовых отходовсела.
На третьем этапе (середина октября) опыт влияние полиэтилена на окружающую среду.
На четвертом этапе (конец октября 2012 года) по результатам бесед, опроса, лабораторных исследований оформили исследовательскую работу.
Для проведения исследования был подобран комплекс методов: анализ литературы, опрос, наблюдение, измерение, сравнение, методы систематизации и анализа результатов исследовательской деятельности.
Обзор литературы
По последним данным, производство ТБО колеблется между 0,5 и 1,2 килограмма на человека в день. Данные показатели имеют тенденцию к постоянному увеличению, что вызвано экономическим ростом стран. Существуют также периоды, когда производство ТБО значительно возрастает. В этой связи мы полагаем, что показатель производства ТБО на человека в день равняется 1 кг.[8]
Бытовые отходы – одна из важнейших экологических проблем любой местности.
Многие виды мусора в естественных условиях могут разлагаться, возгораться и образовывать химические вещества, загрязняющие воздух и воды. Кроме того, некоторые отходы потребления и промышленные отходы сами по себе содержат высокотоксичные соединения. Такими являются, например, автомобильные аккумуляторы, никелево-кадмиевые батарейки, отработанные люминесцентные лампы, емкости с не израсходованными до конца лакокрасочными и горюче-смазочными материалами.
Иногда мусор образует скопления, которые могут иметь магистральный и площадный характер. Такие скопления мусора называются свалками. Санкционированные свалки – разрешенные местными органами власти территории для размещения промышленных и бытовых отходов.[7]
Твердые бытовые отходы ТБО являются отходами сферы потребления, образующимися в результате бытовой деятельности населения. Они состоят из изделий и материалов, непригодных для дальнейшего использования в быту. Это отходы, которые накапливаются в жилом фонде, учреждениях, предприятиях общественного назначения школах, зрелищных и детских учреждениях, гостиницах, столовых и т.п К твердым бытовым отходам, учитываемым нормой накопления, относятся отходы, образующиеся в жилых зданиях,включая отходы от текущего ремонта квартир, отходов продуктов сгорания в устройствах местного отопления, смет, опавшие листья, собираемые с дворовых территорий и крупногабаритные предметы домашнего обихода. Норма накопления ТБО изменяется, отражая состояние снабжения населения товарами и в тоже время она в значительной мере зависит от местных условий. Состав и объем бытовых отходов чрезвычайно разнообразны и зависят не только от страны и местности, но и от времени года и от многих других факторов.[3]
Объемы бытовых отходов для некоторых стран приведены в таблице. Бумага и картон составляют наиболее значительную часть ТБО до 40 в развитых странах . Вторая по величине категория в России - это так называемые органические, в т.ч. пищевые, отходы металл, стекло и пластик составляют по 7-9 от общего количества отходов. Примерно по 4 приходится на дерево, текстиль, резину и т.д.[6]
1.1 Влияние бытовых скоплений на окружающую среду
Загрязнение окружающей среды бытовыми отходами ведет к нарушению экологического равновесия не только в отдельных регионах, но и на планете в целом.Твердые бытовые и промышленные отходы включают разнообразные вещества органического и минерального происхождения: использованную бумагу, текстиль древесину, резину, пластмассу, металл, стекло, строительный мусор . Мусор является благоприятной средой для развития самой разнообразной микрофлоры, в число которой входят микроорганизмы, вызывающие различные заболевания: брюшной тиф, дизентерию, туберкулез. [8].
Не обезвреженные бытовые отходы могут быть источниками концентрированного загрязнения, опасного в санитарно-эпидемиологическом отношении.
При нарушении правил складирования, захоронения и обезвреживания твердых бытовых отходов отмечается загнивание отходов с выделением дурно пахнущих газов. ТБО с большим содержанием пищевых отходов быстро разлагается и также выделяет неприятный запах. В условиях достаточного снабжения кислородом их анаэробное разложение, сопровождается саморазогреванием внутренних слоев до 70С. Этим свойством твердых бытовых отходов пользуются для переработки его в органическое удобрение-компост.
Беспорядочное сжигание отходов на свалках нарушает правила охраны атмосферного воздуха, опасного для обслуживающего персонала, мусоровозного транспорта и жителей близлежащих домов.
При большой увлажненности и недостатке кислорода, что характерно для неорганизованного складирования мусора, начинается его анаэробное разложение с выделением сероводорода и более сложных соединений. Выделяющаяся при этом влага приводит к загрязнению почвы и грунтовых вод. Содержание микроорганизмов в основном не зависит от периода года. Разложение органического вещества мусора происходит в течение многих десятков лет. Подсчеты, выполненные на основе анализа общего содержания углерода, показали, что распад на 50% можно ожидать не раннее чем через 50 лет после закрытия свалки, а распад на 90% произойдет не раннее, чем через 50-100 лет. В мире практически нет микроорганизмов, способных переработать отходы плёночного производства, и поэтому закопанный в землю полиэтиленовый пакет ещё очень долго не потеряет своих физических и химических свойств. А теперь представим, что таких пакетов не один, а десятки, сотни тысяч или даже миллионы, тогда проблема становиться уже глобальной, а учитывая огромное время разложения — и трудно разрешимой. Сжигать отходы плёночного производства, как оказалось, тоже не вариант, поскольку при этом выделяются чрезвычайно ядовитые вещества, практически не выводящиеся из организма. [6].
В результате процесса анаэробного разложения мусора образуются газы и фильтрат, которые загрязняют воздушный и водный бассейны населенных мест. Газы - метан, водород, сероводород и другие, скапливаясь в сооружениях, построенных на месте закрытых свалок, образуют взрывоопасные смеси, фильтрат содержит продукты гниения. Таким образом, сток из-под свалок чрезвычайно опасен в санитарном отношении. Мы не задумываемся над тем, что этот мусор вернется к нам в виде загрязненной грунтовой воды, токсической пыли. Воду из колодцев и родников пить станет невозможно, овощи и ягоды будут отравлены. Большинство людей не видят в этом никакой проблемы. И поэтому мусор, несмотря на запреты, сваливают в совершенно не предназначенные для этого места. Они представляют угрозу для людей. Ветер разносит мусор, собаки растаскивают его. Вещества, образующиеся при разложении отходов, загрязняют атмосферный воздух, дождевая вода вымывает ядовитые вещества разложившихся отходов. Сегодня загрязнение почвы и водоемов бытовыми отходами приобрело глобальный характер. Свалки являются рассадником крыс, мышей, многочисленных насекомых. Известно, что скорость разложения обычной бумаги в природных условиях около 2-х лет, металлической консервной банки – около 90, полиэтиленового пакета – около 200 лет, а стеклянной банки – около 1000 лет, а большинство пластиков не разлагаются [6]. Я знаю, что в нашем селе есть одно оборудованное место для сбора мусора, а просто самовольных свалок оказалось множество. Их можно увидеть на улицах, есть множество свалок около села и т.д.Всему к этому мусор еще портит эстетический вид. Он наносит огромный вред окружающей среде.
1.2 Классификация мусора
Все что мы использовали в домашнем хозяйстве рано или поздно оказывается на свалке: просроченные таблетки, использованные шприцы, разбитые градусники, окончившие срок службы лампы накаливания и галогенные светильники, компьютеры и телевизоры, радиоактивные изделия и ядовитые вещества.
Мусор бывают бытовые, спецотходы, промышленный.
В бытовые отходы идут:
Спецотходы.
Очень опасна отслужившая свой срок электротехника и электроника (т.к. в ней присутствует ртуть, медь, свинец и др.)
Спецотходы нельзя выбрасывать и уничтожать в общей куче мусора, ведь они наносят огромный вред окружающей среде и здоровью людей по многим причинам.
Кроме бытовых и спецотходов, есть еще и отходы промышленных предприятий:
В результате исследований установлено, что состав нашего мусора представляет собой сложный комплекс разнообразных химических соединений [8].
Многие считают, что самый эффективный метод борьбы с мусором – это сжигание. Но мусор ни в коем случае нельзя сжигать. В огне и дыме таких костров образуются химические вещества, многие из которых чрезвычайно опасны для человека. С дымом эти вещества легко переносятся на огромные расстояния. Через окна и даже кондиционеры ядовитые вещества проникают к нам в дом, оседают на продуктах питания, на одежде и коже. Наконец, они попадают в наш организм через легкие. Оставшаяся после сжигания мусора ядовитая зола разносится ветром, вымывается в грунтовые воды. Сжигать мусор недопустимо. Тем самым мы создаем угрозу своей жизни и жизни других людей и наносим вред окружающей среде. Этот запрет должен быть абсолютным![6]
Вот некоторые цифры: при сжигании 1 тонны твердых отходов образуется 320 кг шлаков, 30 кг летучей золы, 6 тыс. м3 дымовых газов, содержащих оксиды серы, азота, фтористый водород.[2]
Огромное количество мусора, образующегося в результате жизнедеятельности человека, привело к появлению отрасли промышленности, занимающейся его переработкой. Возникло научное направление гарбология, что означает в переводе «мусороведение». Гарбологи всего мира ищут различные пути выхода из мусорного тупика. Что же делать? Есть ли надежда на победу в «борьбе» с мусором?В мире уже налажен сбор вторичного сырья. В большинстве развитых стран используются отдельные контейнеры для разных видов мусора: пищевых отходов, стекла, бумаги, опасных веществ и др. Это значительно экономит средства при их переработке. Пищевые отходы, например, перерабатываются значительно легче, с меньшими затратами энергии и средств, а непищевые требуют более глубокой переработки. Кроме того, отдельные виды мусора (бумага, стекло, металл) можно не уничтожать, а перерабатывать в полезные вещи. Мусору можно и нужно давать «вторую жизнь». У нас в стране такая работа проводится с 2005 года. Однако попытки приучить население к такому сбору отходов особого результата пока не дают.[5]
1.3 Способы утилизации мусора.
Утилизация бытового мусора является одной из наиболее важных проблем в современном мире.
Многие считают, что самый эффективный метод борьбы с мусором – это сжигание. Но мусор ни в коем случае нельзя сжигать. В огне и дыме таких костров образуются химические вещества, многие из которых чрезвычайно опасны для человека. С дымом эти вещества легко переносятся на огромные расстояния. Через окна и даже кондиционеры ядовитые вещества проникают к нам в дом, оседают на продуктах питания, на одежде и коже. Наконец, они попадают в наш организм через легкие. Оставшаяся после сжигания мусора ядовитая зола разносится ветром, вымывается в грунтовые воды. Сжигать мусор недопустимо. Тем самым мы создаем угрозу своей жизни и жизни других людей и наносим вред окружающей среде. Этот запрет должен быть абсолютным! Вот некоторые цифры: при сжигании 1 тонны твердых отходов образуется 320 кг шлаков, 30 кг летучей золы, 6 тыс. м3 дымовых газов, содержащих оксиды серы, азота, фтористый водород.[2] Огромное количество мусора, образующегося в результате жизнедеятельности человека, привело к появлению отрасли промышленности, занимающейся его переработкой. В мире уже налажен сбор вторичного сырья. В большинстве развитых стран используются отдельные контейнеры для разных видов мусора: пищевых отходов, стекла, бумаги, опасных веществ и др. Это значительно экономит средства при их переработке. Пищевые отходы, например, перерабатываются значительно легче, с меньшими затратами энергии и средств, а непищевые требуют более глубокой переработки. Кроме того, отдельные виды мусора (бумага, стекло, металл) можно не уничтожать, а перерабатывать в полезные вещи. Мусору можно и нужно давать «вторую жизнь». .[3]
2. Методы исследования работы.
Чтобы составить общее представление о разложение бытового мусора и их влияние на окружающую среду, мы изучали литературы по данной тематике, и пришли к выводу, что разложение бытового мусора влияют на окружающую среду. Так как наше село не исключение, мы решили исследовать степень загрязнения территории нашего села.
Для того чтобы представить масштаб загрязнения территории сельского поселения бытовыми отходами, 3 октября мы прошли обход села. При обнаружении мусора решили отмечать место ее нахождения на карте-схеме села, при этом обращать внимание на состав ТБО и в конце составить паспортизацию.
В результате обхода села, мы обнаружили, что большую часть замусоривания села приходится на полиэтиленовые пакеты, поэтому мы провели опыт с целью изучения влияния полиэтилена на окружающую среду.
Мы изучали общественное мнение жителей села, по проблеме замусоривания села применив метод опроса. Результаты опроса представлены в приложении: в опросе приняло участие 30 человек (12 женщин, 9 мужчин, 9 учащихся школы).
По результатам опроса, бесед, лабораторных исследований, исследований оформили исследовательскую работу.
3. Результаты методики исследования
3.1 Ориентировочное количество бытовых отходов в с. Барлык.
Для исследования состояния бытовых отходов в селе я использовала следующую методику: выбрала карту-схему села, составила маршрут, определила местонахождение бытовых отходов и нанесла на карту- схему . Всего выявлено в окрестностях села 4 незаконных свалок, вблизи улиц Береговая(неподалеку находится ручеек Кара-Суг), Степная, Унупкен и возле горы Адыр –Мажалык от 500 м от села где находится пастбища домашних животных. На свалках очень много бытовых мусора, среди которых имеется бумага, бутылки, банки, игрушки, пластмассовые отходы, упаковки продуктов, строительные и химические отходы. Многие отходы например полиэтилен ветром заносится обратно в село или просто разбрасываются на окружении села.Есть бытовые отходы возле дворов улиц села. По результатам исследования обхода я составила паспортизацию каждой свалки, о следующим пунктам:
- Определила ориентировочное размеры мусора (длина, высота, площадь).
- Определила состав ТБО. (визуально, с применением видеотехники).
- Состояние мусора:
- Характеристика участка:
- Информация от свидетелей (беседа о причинах свалки):
Паспорт на каждую обследованную участок в приложении 1. Карта –схема изученных объектов в приложении 2.
3.2 Результаты социологического опроса
Нами был проведен социологический опрос по теме «Экология села Барлык». (Приложение 2)
Опрос жителей села показал, что и взрослые население и учащиеся понимают, что продукты бытового отложения влияют на окружающую среду, а так же на здоровье человека.
Все опрошенные выразили свое мнение о мусоре в селе отрицательно.
На вопрос: «От кого зависит чистота села?» большинство ответили от всех.
«Как влияют мусор на окружающую среду?», респонденты ответили так: «Портят вид – 35%, вредно для здоровья человека – 15%, нарушают экологию – 50%».
«Кто должен отвечать за мусор?» считают, что жители и администрация.
«Куда в вашей семье выбрасывают мусор?», отвечают, что как на свалки законные, так и не разрешенные места. Часть респондентов ответили, что просто сжигают. Таким образом большинство опрошенных понимают и осознают, что мусор и отложения ТБО влияют на окружающую среду , но не хотят осознавать что именно они сами нарушители экологии села.
3.3 Изучение влияния полиэтилена на окружающую среду
При обходе на выявления бытовых отходов, мы обнаружили множествоотходов от полиэтилена. Они разбросаныповсюду на улицах села, на свалках. Для многих полимеров в природе не существует микроорганизмов, способных их разрушить. В результате накапливаются неразлагающиеся вещества, некоторые из которых могут давать токсичные и мутагенные продукты. Для того чтобы в природной среде разложилась бумага, требуется от 2 до 10 лет, консервная банка -более 90 лет, фильтр от сигареты -100лет , полиэтиленовый пакет – более200 лет, пластмассы –более500 лет, стекло – 1000лет..Для проверки гипотез мы провели опыт.
Цель опыта.Изучение влияния полиэтилена на окружающую среду.
1. Взяла в руки полиэтиленовый пакет. Заполнила его воздухом, затем водой и выявила, что полиэтилен не пропускает ни воду, ни воздух.
2. Сравнила прочность писчей бумаги и полиэтилена, надорвав край руками.
Я выявила, что полиэтилен намного прочнее, чем бумага, бумага рвется быстрее, а полиэтилен - дольше. Отрезала кусочек 1х1см полиэтилена, зажала его пинцетом и подожгла в пламени, при этом почувствовала едкий запах полиэтилена.
3.Опустила поочерёдно кусочки полиэтилена и бумаги (размер 1х1 см) в раствор кислоты и щёлочи. На следующий день посмотрела внешний вид кусочков и проверила прочность пинцетом. Бумага размякла и очень легко рвется, а полиэтилен свои свойства не изменил, так как полиэтилен в обычных условиях не реагирует ни с соляной кислотой, ни с щелочью.
4. Положила кусочки полиэтилена и бумаги в почву (можно в цветочный вазон). Через месяц проверила внешний вид и прочность кусочков. Бумага размякла, а полиэтилен не изменил своих свойств
Заключение
Опрос жителей села показал что и взрослые и дети понимают, что твердые бытовые отходы и небрежно сброшенные отходы от мусора на улицах села влияют на окружающую среду, тем самым загрязняют и портят эстетический вид села. Но, однако, количество выброшенных отходов с каждым годом увеличивается. В ходе работы мы выяснили, что существует на территории села одна свалка рекомендованная учредителями сельского поселения. Но жители села самовольно выбрасывали свои отходы, не соблюдая норм и правил. В некоторых улицах села вблизи домов есть отходы от различных бытовых отходов (полиэтилены, бумаги, пластиковые бутылки и. т. д) Анализ опыта о вреде полиэтилена показал, что действительно это предмет неразлагающееся и накапливается из года в год. Около села были обнаружены так новые и давно забытые старые бытовые отходы и в результате мы составили паспортизацию на этих объектов. Нельзя закрывать глаза на тот факт, что огромные горы лежащего мусора это не просто шрам на лице родного села, но весьма реальная угроза на окружающую среду. Неорганизованные откладывание бытовых отходов – это прямая экологическая опасность, эпицентр заражения воздуха, грунта, как вследствие грунтовых вод, через которые инфекция и токсические вещества могут распространяться на значительные расстояния. Степень загрязнения окружающей среды мы оцениваем ка среднее. Таким образом, мы считаем, что подтвердилась гипотеза о том, что продукты разложения бытового мусора влияют на здоровье человека.Нужно необходимость создания системы природоохранных мер, включение в эту систему критериев эстетической оценки природы. В связи с этим мы во первых, решили обратиться к главе сельского поселения с рекомендациями по улучшению экологической обстановки в селе, а именно: организовать работу всех структурных подразделений, жителей села по уборке бытовых отходов, обязать жителей села вывозить мусор на полигон бытовых отходов, расположенный 600 м от села. В дальнейшем мы планируем провести акцию «сделай свое село чище!».А в конце работы мы создали листовкуЭкология села в твоих руках, правильное обращение с бытовыми отходами! » и планируем распространение листовок среди жителей села
Вопросы социологическому опросу села.
Список литературы
1.Алексеев. С.В. Практикум по экологии – Москва., 1996г.
2. Ашихлина, Т.Я., Школьный экологический мониторинг- М., Агар, 2000г.
3.Марчук Г.И., Кондратьев К.Я. Приоритеты глобальной экологии. М., 1992, 264 стр.
4. Криксунов, Е.А., Пасечник, В.В. Экология - Дрофа, 1995г.
5.Гомарович Э. С. «Чем дышит город», М.: «Химия», 1990
6. Лукина, А. http://www.prinas.org/node/108
7. Радионов С. К. и др. «Что такое мусор», М.: «Химия», 1991
8.http://ru.wikipedia.org/wiki/
Рисуем акварельное мороженое
Дымковский петушок
Ворона
Рисуют дети водопад
В.А. Сухомлинский. Для чего говорят «спасибо»?