Материалы НПК Диалог культур
Вложение | Размер |
---|---|
svoeobrazie_liriki_yunny_morits.docx | 45.08 КБ |
svoeobrazie_liriki_yu.p.morits.pptx | 400.65 КБ |
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Средняя общеобразовательная школа №17»
Региональная научно-практическая конференция
«Диалог культур»
Своеобразие лирики Юнны Мориц
Автор: Семенова Елена, обучающаяся 9 «Д»
МБОУ «СОШ №17»
Руководитель: Маслобоева А.А.
учитель рус.яз. и лит. МБОУ «СОШ №17»
г. Ангарск
2019г.
Оглавление:
Введение
Глава 1. Проблема лирической субъективности в теории литературы
Глава 2. Своеобразие лирики Юнны Мориц.
Заключение
Список литературы
Приложение. Биография Юнны Мориц
Введение
Цель работы: определение лирического своеобразия стихотворений Юнны Мориц.
Задачи:
Предмет исследования: своеобразие и особенности поэзии Ю.Мориц
Объект исследования: стихи Ю. Мориц
Гипотеза: если определение «лирический герой» недостаточно характеризует поэтический мир поэта, то как решается проблема лирической субъективности в поэзии Ю. Мориц.
Методы исследования:
Актуальность исследования: состоит в необходимости изучения лирики Ю. Мориц – как для определения её места в новой русской литературе, так и для осмысления важнейших проблем, волнующих каждого ныне живущего человека и заявленных Юнной Мориц в своих произведениях.
Назначение работы – пособие для учителей и обучающихся.
Новизна работы: исследование особенностей поэтического метода Юнны Мориц, на примере стихотворений которой можно определить проблему лирического субъекта.
Практическая значимость: работа может служить пособием для учащихся и преподавателей литературы, МХК, музыки, при проведении внеклассных мероприятий, а также использована библиотекой школы.
Глава 1. Проблема лирической субъективности в теории литературы
Анализируя стихи разных поэтов на уроках литературы, невольно задумываешься о том, что понятие лирический герой не достаточно определяет тот поэтический образ, который создает поэт.
Вопрос о том, как соотносится в лирике автор и субъект (носитель) речи, – один из коренных для понимания этого рода литературы.
В 20 в. наука перестала смешивать биографического, или эмпирического, автора с тем образом, который возникает в лирике.
Сложности возникают по следующим причинам:
1) ввиду особого, не характерного для других литературных родов и трудно поддающегося анализу единства автора и героя в лирике;
2) в истории лирики не было одного, всегда равного себе лирического субъекта, но было три качественно разных типа: синкретический (на мифопоэтической стадии развития поэзии), жанровый (на стадии традиционалистского художественного сознания) и лично-творческий (в литературе сер.18 – 20 вв.).
Данные исторической поэтики говорят о том, что слабая расчлененность, или синкретизм, автора и героя лежит в истоках всех трех родов литературы. Но эпос и драма пошли по пути четкого разграничения этих субъектов и объективации героя в качестве «другого» по отношению к автору. Лирика же дала иную линию развития: отказавшись объективировать героя, она не выработала четких субъектно-объектных отношений между автором и героем, но сохранила между ними отношения субъектно-субъектные. Отсюда и близость автора и героя в лирике.
Лишь с середины 18 в. начинает складываться современный, индивидуально-творческий тип лирического субъекта. Этот субъект ориентирован внешне и внутренне на героя личностного, что создает новые формы сближения автора и героя, иногда принимаемые за их тождество.
Наиболее дифференцированное описание субъектной структуры лирики дано в трудах Б.О. Кормана, который различает автора-повествователя, собственно автора, лирического героя и героя ролевой лирики. Для полноты следует назвать в этом ряду и лирическое «я», которое не совпадает с лирическим героем.
Наиболее очевидна природа героя ролевой лирики: тот субъект, которому принадлежит высказывание, открыто выступает в качестве «другого» героя, близкого, как принято считать, к драматическому. В других случаях это может быть исторический или легендарный персонаж, женский образ, от лица которого дается высказывание в стихотворении, принадлежащем поэту, или наоборот – мужское «я» в стихах поэтессы.
В стихотворениях с автором-повествователем характерная для лирики ценностная экспрессия выражается через внесубъективные формы авторского сознания: высказывание принадлежит третьему лицу, а субъект речи грамматически не выражен.
Именно в стихотворениях, к которых лицо говорящего прямо не выявлено, в которых он является лишь голосом («Анчар» Пушкина, «Предопределение» Тютчева), создается наиболее полно иллюзия отсутствия раздвоения говорящего на автора и героя.
В отличие от автора-повествователя собственно автор имеет грамматически выраженное лицо и присутствует в тексте как «я» или «мы», которому принадлежит речь. Но при этом он не является объектом для себя. На первом плане не он сам, а какое-то событие, обстоятельство, ситуация, явление.
Стихотворения с «собственно автором» в ряде случаев трудно отличимы от стихотворений, в которых появляется другая форма выражения авторского сознания – лирическое «я». Критерием здесь будет степень акцентированности и активности прямо оценочной точки зрения, по терминологии Кормана. Собственно о лирическом «я» мы можем говорить тогда, когда носитель речи становится субъектом-в-себе, самостоятельным образом, что было неявно в случае автора-повествователя и «собственно автора».
Этот образ должен быть принципиально отличаем от биографического (эмпирического) автора. В отличие от биографической личности поэта его лирическое «я» выходит за границы его субъективности. Именно такое «я» наиболее характерно для творчества Тютчева, Фета, Пастернака.
Следующая субъективная форма – лирический герой. Существенное его отличие от прежде рассмотренных форм состоит в том, что он является не только субъектом-в-себе, но и субъектом-для-себя, т.е. он становится своей собственной темой, а потому отчетливее, чем лирическое «я», отделяется от первичного автора, но кажется при этом максимально приближенным к автору биографическому.
Лирический герой возникает не у каждого поэта. Хотя мы опознаем его в отдельном стихотворении, с достаточной полнотой и определенностью он выявляется в контексте творчества поэта, в книге стихов или цикле.
Говорить о собственно лирическом герое можно только тогда, когда образ личности возникающий в поэзии и обладающий устойчивыми чертами, является не только субъектом, но и объектом произведения. Лирический герой – это и носитель сознания, и предмет изображения: он открыто стоит между читателем и изображенным миром.
Таким образом мы будем «искать» во второй главе следующие типы:
1. Повествователь. Как и положено повествователю, герой растворён в тексте, представлен лишь как средство выражения текста, сам является текстом, не дистанцирован от него. Повествование ведётся от третьего лица. Повествователь не является персонажем, но является средством авторского выражения, потому он наиболее близок автору.
2. Собственно автор. Термин спорный, поскольку подразумевает тождество автора и героя, что не является корректным (почему бы не назвать его наблюдателем?). Субъект уже имеет выражение в первом лице, но ещё не осознаётся как непосредственный персонаж мира текста и не рассматривает себя в этом мире. Он как бы пропускает мир сквозь себя, превращая наблюдаемый мир в пережитый мир, но в центре внимания остаётся мир, а не субъект.
3. Лирическое «я». Не всегда легко отделить от предыдущего типа. Главное отличие в том, что субъект вводится в мир текста и становится его полноправным персонажем, сам становится образом. При этом, разумеется, необходимо различать автора как личность реального мира и героя как образ, персонажа мира текста, хотя они могут быть сильно схожи. Этот тип субъекта находится уже далеко от автора, но оставляет связь с ним. Такой тип субъекта наравне со следующим характерен для большинства лирических произведений.
4. Лирический герой. Этот тип возникает уже на ином структурном уровне, в рамках системы больше одного текста — в цикле или книге. Отдельные стихотворения являются как бы главами, точками зрения на героя, гранями его личности. Лирический герой бывает очень похож на автора, тем не менее, как раз этот тип субъекта от автора далёк. Кроме того, лирический герой не только субъект произведения, но и его объект. Он является сам для себя темой, он интересуется прежде всего собой. Однако парадокс лирического героя заключается в том, что субъект интересен себе именно как субъект, поэтому слово "объект" здесь не совсем верно.
5. Герой ролевой лирики. Этот герой уже оторвался от автора и является персонажем, близким к драматическому. При этом возможны некоторые тонкие отношения героя с автором, но автор уже ясно и чётко дистанцирован от текста.
Глава 2. Своеобразие лирики Юнны Мориц.
Юнна Мориц своеобразный поэт и человек. Так ее описал Евгений Евтушенко. Прочитав её стихотворения, вы поймете, о чем идет речь.
Поэзия Юнны Петровны о любви, о политике, о войне. Она пишет и для детей и для взрослых. На данный момент в соц. сетях у ее творчества довольно много поклонников, да и как им не быть? Ведь она поистине великий поэт.
Давайте разберём два совершенно разных её стихотворения. «Малиновая кошка» (См.Приложение). Стихотворение вызывает добрые, теплые, светлые чувства. Оно переносит нас в мир детских мечтаний, где возможно все, даже малиновая кошка. Причем это волшебство соседствует с вполне обыденной ситуацией: девочка идет за малиной к леснику. Кошка становится малиновой от ягод, да еще и разговаривает, утверждая, «гордо повязывая бант», что «такие бывают!».
Стихотворение написано пятистопным ямбом, что говорит о легкости письма и некоторой «воздушности».
Обратимся к стихотворению «Я цветок назвала». Это уже не детское стихотворение. В этом стихотворении мы видим безмерную силу слова. Все, что не называет поэт, все появляется. Это тоже волшебство, но уже другое, взрослое, поэтическое.
Говорящий, (пока назовем так) «называет» цветок, птицу, день, дитя – все это чудесным образом появляется. Но говорящий не унимается – «Я еще назову кое-что…». Так и рождаются стихи. Мне эти слова напомнили ахматовские строки «Когда б вы знали из какого сора…».
Стихотворение написано двустопным анапестом, поэтесса так выстраивает строку, что самое нужное слово оказывается под ударением. И так построены все четыре строфы. Это создает звуковое ощущение молитвы.
Широкое использование метафоры в первой и второй строках и создают образ стиха-молитвы.
Только и в первом и втором стихотворении мы не можем найти так называемые признаки лирического героя, как субъекта высказывания в лирическом произведении. Мы не можем утверждать, что в этих и других стихах я-персонаж, источником-прототипом которого является автор.
Поэтому считаем, что определение лирический герой – слишком узко для лирики вообще и лирики Юнны Мориц в частности.
Какие же лирические субъекты представлены в лирике Юнны Мориц? Обратимся к стихотворениям.
Нельзя говорить, что совершенно нет лирического героя и в лирике Юнны Мориц нет автобиографического начала.
Несомненно, стихи, посвященные отцу или, лучше сказать взаимоотношениям с отцом носят автобиографический характер. Например, стихотворение «Встреча»
Я выгляну в окно... когда-нибудь весною, -
И в мальчике худом, в его чертах лица
Узнаю - вздрогнув! - своего отца,
Его ключицы под рубашкою льняною.
Или «Рыбак», в котором рассказывается о слепом мужчине. Доподлинно известно, что отец Юнны Мориц после возвращения из заключения стал быстро слепнуть и, по словам поэтессы, «слепота отца оказала сильное влияние на лирику».
Кроме того, биографические факты возникают и в стихотворении «После войны».
В развалинах мерцает огонек,
Там кто-то жив, зажав огонь зубами.
И нет войны, и мы идем из бани,
И мир пригож, и путь мой так далек!
В этом стихотворении помимо биографических фактов можно найти и жизнеутверждающее начало всей лирики Мориц – «Путь мой так далек».
Проанализируем стихотворение «Вопли». Крик души всегда слышит тот, кому знакома боль. Юнна Мориц постаралась поведать о своих страданиях. Ее небольшое стихотворение показывает мир в не лучшем свете. Она представила его, как больного в лечебнице, который уничтожает вечное, уничтожает слово. «Вопли» - это сложная психологическая работа, имеющая приземленность. Ради того, чтобы ее мысли были услышаны детьми, она смогла немного упростить свои страдательные слова. Интересно, почему же поэтесса обратилась к детям, к нам? Неужели взрослые хуже поймут проблему исчезающего слова?
«Вопли» раскрывают жесткую реальность, где постепенно исчезает значимость слова. Это не говорит о том, что через сто лет мы забудем, как говорить. Она копнула намного глубже. В понимании термина «слова», мы видим написанное на листочке бумаги слово «мама». Изначально непонятно, почему слова Мориц влияют на читателя именно так. Вроде стихотворение о том, как быстро исчезают поэзия в этом мире. Может быть, во время чтения читатель думает не о том, что скоро пропадут поэты, а о письменности. Как показывает практика, современный мир понемногу отказывается от рукописей. Большинство изданий перестают принимать стихи и рассказы людей в виде написанного в тетрадке материала. Им подавай напечатанное.
Первые строки показывают сильное противоречие – «Поэтов нет! Поэтов тьма!» Она пытается показать этим, что большое количество современных творческих людей погибают из-за собственного желания принести новое в искусство. На их замену пришли люди, которые готовы создавать стихи, рассказы ради угождения публики, ради прибыли. Наплевав на все ценности, такие люди не стараются ничего нового преподнести. В первом случае, поэтесса кричит на весь мир о том, что литература, мысли и творчество не могут подстраиваться под современные бренды. Это подобно полету птицы. Никто же не указывает ей, как летать.
Второй случай представляет нам прогнивших людей, которые подстраиваются под систему, чтобы иметь выгоду. Они создают бренды. Они похожи на самолет. Их полет полностью контролируется. Да, они стараются быть похожими на настоящих птиц, но это не выходит.
Для Юнны Мориц последней надеждой есть дети, которым невозможно объяснить о том, что необходимо жить за брендами. «Вернуть кураж! А как малютки?..» - отчетливо видно, что женщина обращается к детям, совсем еще малышам. Ведь они, единственные, кто способные создавать мир. За ними новая жизнь, за ними поколение.
Соединив тему и идею создания этого стихотворения легко выделить лавных персонажей. Ими являются дети. Все вопросы, все восклицания заданы во время диалога с детками. Поэтесса верит в то, что настоящие поэты могут вернуться в наш мир, но для этого необходимо правильно расставить приоритеты в воспитании нового поколения. Создаются бренды в зависимости от главенствующих интересов подрастающего поколения. Если же они будут иметь правильные образы, правильные ориентиры, то когда-то кто-то напишет – «Поэты есть! Поэтов тьма!» И тогда Юнна Мориц поймет, что ее «вопли» услышаны.
Кроме стихотворения «Вопли», лирическая маска представлена еще и в стихотворениях: «Рыцарский роман»,
«И я была как остальные
Пуды носила я стальные -
Кольчуги, латы, шеломы -
Железо с прорезью для глаз».
«Античная картина»:
Я живу в Гиперборее,
Где родился Аполлон,
Там в лесу гуляют феи,
Дует ветер аквилон.
«Кулачный бой»
Мне, узкоглазой и ширококостной,
Февральским утром в год бы високосный,
Когда по небу мечется заря
В тулупе красном, речью бы несносной
На Лобном месте мне б гневить царя.
В этих и других стихотворениях ролевой лирики лирическое Я предстает совершенно не тождественным образом. Можно даже сказать, что тем персонажем, которым Юнна Мориц никогда не была и не может быть. Но для чего же эти «пиковые» образы? Может быть для того, чтобы показать, что для поэта и поэзии все равны.
На наш взгляд в лирике Юнны Мориц, помимо выше перечисленных субъектов представлен ярче всего лирическое Я.
Проанализируем стихотворение «Лето». Оно пронизано невероятной любовью к природе и к процессам, которые в ней происходят. Поэтесса с необыкновенным трепетом описывает то, что происходит в летнюю пору. Она уделяет максимум внимания даже самой мелкой детали. Читатель каким-то волшебным образом переносится в жаркий летний день и в точности ощущает на себе все то, что описано в стихотворении.
Стихотворение «Лето» также отличается богатством языка. Здесь у Юнны Мориц каждое слово имеет вкус, запах цвет, общая картина строится исключительно на ощущениях, она абсолютно свободно владеет словом, воссоздавая в глазах читателя картину летнего дня.
Юнна Мориц также в своем стихотворении проводит некую параллель между человеческим миром и миром природы. Пожалуй, соотношение этих двух инстанций – природы и человека, взаимосвязь их состояний и является главной темой стихотворения. Все в жизни тесно взаимосвязано, а любой природный катаклизм отражается на внутреннем состоянии человека. Помимо этого, поэтесса включает в свое стихотворение и такие нравственные категории, как добро и зло, любовь и отвага. При этом, все это очень грамотно и последовательно выстроено друг за другом. Сначала поэтесса описывает мир природы, затем нашему вниманию представляет маленьких ребятишек, а лишь в конце затрагивает темы, имеющие поистине глубинный смысл.
Автор использует довольно простую лексику, стихотворение доступно для понимания, как для ребенка, так и для взрослого. Тот факт, что стихотворение написано ямбом, говорит о том, что оно несет оптимистичный и радостный посыл.
В стихотворении неоднократно встречаются художественные приемы, которые дают возможность до невероятной степени проникнуться и ощутить все то, о чем Юнна Мориц с таким благоговением рассказывает. В стихотворении есть много эпитетов: «прекраснык сласти», «нежный румянец», олицетворений: «плоды свектились», «речь окрасилась», «влага поила», оксюморон: «жизнь и смерть». Также в стихотворении неоднократно встречается такая стилистическая фигура, как инверсия (например, «прекрасные сласти давали в саду»).
Стихотворение Юнны Мориц «Лето» вряд ли оставит читателя равнодушным. Оно пронизано любовью к природе, радостью слияния воедино с ней, и оптимизмом. При этом в стихотворении есть и некоторая недосказанность, которая дает читателю бесконечный простор для размышлений и домысливаний, дорисовываний некоторых образов. Я думаю, каждый найдет в этом стихотворении что-то исключительное для себя и воссоздаст ту картину, которую захочет увидеть.
Обратимся к анализу стихотворения «Пасека жизни». Жизнь разрушает все стереотипы, которые присутствуют в мире. Это касается не только человека. Это невероятный и сильный закон, под который подчиняется мир, космос. Подобные правила условны и обретают материю только в необходимых случаях.
Юнна Мориц сравнивает жизнь с пасекой, намекая подрастающему поколению, что детство не вечно. Рано или поздно они столкнуться с проблемами бренной жизни. Не зря автор видит образы жизни через пасеку. Где истина? Несмотря на очевидные намеки несовершенства окружающего мира, школьники, сравнивают себя с пчелами. Имея небольшой жизненный опыт, они обретают неплохое сравнение жизни этой маленькой трудяги со своей жизнью.
«Пасека жизни» обладает простой для восприятия моралью, которая повествует о том, что для достижения цели, получения награды необходимо приложить немало усилий. Да, сравнение с пчелой проскальзывает. Она тоже целыми днями трудится, дабы достать желанный нектар. Была бы так проста мораль, стихотворение не трогало душу. Правильно? Секрет невероятной изысканности сего маленького плода творчества в невероятной аллюзии на современную жизнь. Даже такие дети, как мы быстро поняли суть таковой «пасеки». Присмотревшись, можно заметить, что слово пчела используется в стишке только раз, и то с косвенным смыслом сравнения со звездами. Прямое значение это слово не обретает. Это вы наделяет его такой словесной моралью.
Идейно стих показывает связь между всем на свете. Все, что происходит в мире, обязательно обретет влияние на другие приближенные предметы. Многие строки стихотворения намекают на связь с небесами, солнцем, луной. А в конце и вовсе называет пасечника Богом: «Пасечник Бог раздает человекам, …» Подобно крупице в море, жизнь предстает перед детишками, как хрупкая и нежная жемчужина, которую необходимо оберегать.
Также легко заметить, что чаще всего в стихотворении используется слово мед. Это не просто так, ради достижения красоты звучания. Мед – это вечный источник жизни для любой пчелы, это суть ее существования, одновременно это и средство для жизни, для помощи другим пчелам, Королеве. В этом образе я легко заметил сравнение с деятельностью, действиями человечка в этом большом мире. Казалось, что его труды на общем фоне невозможно заметить, так же как и тот миллиграмм нектара, который принесла одна пчела. Но потом, когда тысячи пчел принесут по такому же количеству нектара, он становится медом. Так само и люди. порознь они не имеют никакой силы. Лишь сплотившись вместе легко обрести необходимые для жизни ресурсы.
Сравнение меда с глубиной, волной и светом фигурально подчеркивает значение работы человека в огромном мире. Работая вместе с другими можно не только создать шикарный и вкусный мед, но и превратить его в лекарство, строительный материал и так далее.
«Пасека жизни» раскрывает читателю вечную ценность труда. Независимо от его масштабов, любая работа достойна того, чтобы ее сравнивали с вечным, автор смогла это продемонстрировать через пасеку, которая и есть «жизнь».
Таким образом, говоря о лирической субъективности стихотворений Юнны Мориц, необходимо отметить, что понятие лирический герой не всегда применимо, а ярко и красочно предстает лирическое Я. И это Я ни на кого не похоже. В этом и есть вся поэтика непохожести лирики Юнны Мориц.
Заключение
«Поэзия есть во всем, она растворена в природе вселенной, стихи - это частный случай поэзии, многие стихи лишены ее начисто». Так определила Юнна Мориц свой дар в одном из интервью. Этот поэтический волшебный дар представлен в замечательных стихах поэтессы.
На сегодняшний день не очень много тех, кто знает имя этой поэтессы, а, между тем, если прочитать большинство ее произведений, можно отметить удивительное своеобразие стиля свойственное стихам Анны Ахматовой и Марины Цветаевой. Стихи Юнны Мориц потрясают своей необычностью и даже некоторой парадоксальностью. Что же все эти стихи объединяет?
Во-первых, буйство фантазии Юнны Петровны. Мориц удивляет! Заканчивая читать очередную строчку, не знаешь, чего ожидать от следующей! Во-вторых, стихи Мориц – это праздник языка! Она так ловко играет, словно жонглирует, словами и понятиями всё это сдобрено певучими ассонансами, шелестящими аллитерациями, неугомонными повторами, неожиданными рифмовками. В-третьих же, - и это главное, - стихи Юнны Мориц – это океан оптимизма и неиссякаемого жизнелюбия! Она и сама поёт и пляшет вместе со своими слонами и гномами, обернувшись птичкой-синичкой.
Мы считаем, что стихи Юнны Петровны необходимо включить для изучения в обязательную школьную программу по литературе. Изучение типов лирической субъективности на примере стихов Мориц принесет не только педагогическую, но и эстетическую пользу.
Список литературы:
1. Андреева, Л. В. К изучению творчества Ю. Мориц в начальной школе / Л. В. Андреева [Текст] // Начальная школа. – 1999. - № 12. – С. 12-14.
2. Бахтин М.М. Автор и герой в эстетической деятельности. М – «Просвещение», 2015. – 123.
3. Гинзбург Л.Я. О лирике. СПб – «Ленинград», 2015. – 409.
4. Дейниченко П. Лучшие среди равных: [церемония награждения лауреатов премии "Книга года 2005" на XVIII Московской междунар. книжной ярмарке]/ Петр Дейниченко, Константин Мильчин// Книжное обозрение.-2005.-19-25 сентября (№38).-С.7-8.
5. Корман Б.О. Типы лирических субъектов. М. – «Просвещение», 2016. – 15.
6. Корф О. В детскую жизнь ее стихи вошли прочно [Текст] / Ольга Корф // Библиополе. - 2007. - № 4. - С. 29-33.
7. Мориц Ю.П. «Мыс желания». Сов. пис. М., 1961.
8. Мориц Ю.П.// Русские детские писатели XX века: Биобиблиографический словарь.-2-е изд., испр. и доп.-М.: Флинта: Наука.-1998.-С.289-292.
9.Новиков В. Голос: о стихах Юнны Мориц// Октябрь.-1988.-№10.-С.160-163.
10. http://owl.ru/morits/index.htm (Официальный сайт Юнны Мориц)
Слайд 1
Автор: Семенова Елена МБОУ «СОШ №17», обучающаяся 9кл Руководитель: А.А. Маслобоева учитель русского языка и литературы Своеобразие лирики Юнны МорицСлайд 2
Цель работы: определение лирического своеобразия стихотворений Юнны Мориц. Задачи : Изучить вопрос лирической субъективности в теории литературы. Изучить биографию Юнны Мориц. Проанализировать тексты Юнны Мориц. Определить своеобразие лирической субъективности в лирике Юнны Мориц.
Слайд 3
Предмет исследования: своеобразие и особенности поэзии Ю.Мориц Объект исследования: стихи Ю. Мориц Гипотеза: если определение «лирический герой» недостаточно характеризует поэтический мир поэта, то как решается проблема лирической субъективности в поэзии Ю. Мориц.
Слайд 4
Актуальность исследования: состоит в необходимости изучения лирики Ю. Мориц – как для определения её места в новой русской литературе, так и для осмысления важнейших проблем, волнующих каждого ныне живущего человека и заявленных Юнной Мориц в своих произведениях. Новизна работы: исследование особенностей поэтического метода Юнны Мориц, на примере стихотворений которой можно определить проблему лирического субъекта.
Слайд 5
5 типов: 1. Повествователь. Повествователь не является персонажем, но является средством авторского выражения, потому он наиболее близок автору. 2. Собственно автор. 3. Лирическое «я». Не всегда легко отделить от предыдущего типа. Главное отличие в том, что субъект вводится в мир текста и становится его полноправным персонажем, сам становится образом. 4. Лирический герой. 5. Герой ролевой лирики. Этот герой уже оторвался от автора и является персонажем, близким к драматическому.
Слайд 7
У Марфы на кухне Стояло лукошко, В котором дремала Домашняя кошка. Лукошко стояло, А кошка дремала, Дремала на дне, Улыбаясь во сне…
Слайд 8
Я цветок назвала - и цветок заалел, Венчик вспыхнул, и брызжет пыльца. Птицу я назвала - голос птицы запел, Птенчик выпорхнул в свет из яйца. День и час назвала - и, как здесь повелось, Этот день наступил, этот час. Я дитя назвала, и оно родилось И останется жить после нас. Я еще назову кое-что из того, Что пока безымянно, темно. Проще пареной репы мое волшебство, Но останется тайной оно.
Слайд 9
Я выгляну в окно... когда-нибудь весною, - И в мальчике худом, в его чертах лица Узнаю - вздрогнув!- своего отца, Его ключицы под рубашкою льняною. (Встреча) В развалинах мерцает огонек, Там кто-то жив, зажав огонь зубами. И нет войны, и мы идем из бани, И мир пригож, и путь мой так далек!.. (После войны)
Слайд 10
Лирическая маска Поэтов нет! Поэтов тьма! Кто их читал?!. На благо флагу – Покрыть стихами все дома И туалетную бумагу! (Вопли) Мне, узкоглазой и ширококостной, Февральским утром в год бы високосный, Когда по небу мечется заря В тулупе красном, речью бы несносной На Лобном месте мне б гневить царя (Кулачный бой)
Слайд 11
Лирическое Я ПАСЕКА ЖИЗНИ Ночь прилетает пчёлками звёзд, Мёдом небесным полна глубина, Мёдом луны золотится волна, Мёдом волны отражается мост, Мёд фонарей в стеклоте пузырей, – Пасека жизни мёдом полна, Мёд отражений, свет из окна В нём отражается!.. Это – она, Пасека жизни, створчатый воск С творческих створок, скороговорок С мёдом небесным – сквозь мрак или морок, С мёдом луны, что задаром, за так Пасечник Бог раздаёт человекам, Жизни волокнам, окнам и рекам, С творческих створок – сквозь морок и мрак!
Слайд 12
Итоги: Во-первых, буйство фантазии Юнны Петровны Мориц удивляет! Заканчивая читать очередную строчку, не знаешь, чего ожидать от следующей! Во-вторых, стихи Мориц – это праздник языка! Она так ловко играет, словно жонглирует, словами и понятиями всё это сдобрено певучими ассонансами, шелестящими аллитерациями, неугомонными повторами, неожиданными рифмовками. В-третьих же, - и это главное, - стихи Юнны Мориц – это океан оптимизма и неиссякаемого жизнелюбия! Мы считаем, что стихи Юнны Петровны необходимо включить для изучения в обязательную школьную программу по литературе. Изучение типов лирической субъективности на примере стихов Мориц принесет не только педагогическую, но и эстетическую пользу.
Рисуем одуванчики гуашью (картина за 3 минуты)
Как Дед Мороз сделал себе помощников
Сочинение
Осенняя паутина
Развешиваем детские рисунки дома