Данная работа освещает вопросы территориального общественного самоуправления.Территориальное общественное самоуправление является одной из форм инициативного участия населения в осуществлении местного самоуправления. Через инициативное, самостоятельное территориальное общественное самоуправление граждане имеют возможность под свою ответственность решать свои жизненно важные проблемы, возникающие в процессе проживания на конкретной территории. Территориальное общественное самоуправление - это первичная, наиболее простая, близкая и понятная для населения форма решения местных проблем, затрагивающих и индивидуальные, и коллективные интересы граждан.
Актуальность данной темы состоит в необходимости определения путей модернизации системы территориального общественного самоуправления, направленных на повышение эффективности и результативности ее работы.
Вложение | Размер |
---|---|
tos.doc | 481 КБ |
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Лицей р.п. Исса Имени Н.Н. Гаврилова»
« - важнейшая форма участия населения в местном самоуправлении»
Работу выполнила
обучающаяся 11 класса
Полякова Анастасия Александровна
Руководитель: Свечникова И.А.
2019
Содержание
Введение
Заключение
Источники и литература
Хочу подчеркнуть, создаются правовые возможности для того,
чтобы максимально приблизить муниципальный уровень
власти в больших городах к жителям, к их проблемам,
чтобы граждане принимали непосредственное участие
в решении вопросов местного значения, в том числе
и через территориальное общественное самоуправление».
Президент РФ В.В. Путин 26 мая 2014 г.
Право на осуществление местного самоуправления – это конституционное право граждан Российской Федерации. В соответствии с частью 2 ст. 130 Конституции Российской Федерации «местное самоуправление осуществляется гражданами путем референдума, выборов, других форм прямого волеизъявления граждан, через выборные и иные органы местного самоуправления».
Территориальное общественное самоуправление является одной из форм инициативного участия населения в осуществлении местного самоуправления. Через инициативное, самостоятельное территориальное общественное самоуправление граждане имеют возможность под свою ответственность решать свои жизненно важные проблемы, возникающие в процессе проживания на конкретной территории. Территориальное общественное самоуправление - это первичная, наиболее простая, близкая и понятная для населения форма решения местных проблем, затрагивающих и индивидуальные, и коллективные интересы граждан.
В настоящее время деятельность территориального общественного самоуправления регламентируется Федеральным законом № 131-ФЗ от 06.10.2003 (ред. от 25.12.2012) «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации».
Актуальность данной темы состоит в необходимости определения путей модернизации системы территориального общественного самоуправления, направленных на повышение эффективности и результативности ее работы. Целью данной работы является изучение территориального общественного самоуправления.
Предметом исследования является деятельность органов территориального общественного самоуправления.
Объектом исследования является территориальное общественное самоуправление...
В настоящее время изучением данного вопроса занимается довольно широкий круг авторов, которые в своих работах пытаются обобщить данные, проанализировать проблемы в сфере ТОС и предложить рекомендации по преодолению возникающих проблем. Так, например, Т.М. Говоренкова опровергает целесообразность местного самоуправления на территориальный уровень с включением в него ТОСов в качестве низшего звена: «Если ТОСы являются органами власти, то они неизбежно окажутся в зависимости от вышестоящих уровней власти, которая будет определять пути их развития…»
А вот С.А. Васильев, напротив, убежден, что для более эффективного управления необходимо в каждом населенном пункте организовать территориальное общественное самоуправление, делегировав ТОС органами государственной власти и местного самоуправления более широкого круга полномочий, ныне закрепленного в законодательстве.
Данный вопрос остается открытым для дальнейшего изучения. Детальное изучение данного вопроса и донесение результатов исследования до граждан должны повысить их доверие к органам местного самоуправления и вызвать инициативу в участие вопросов, которые непосредственно касаются их муниципального образования.
ТОС – важнейшая форма участия населения в местном самоуправлении.
Территориальное общественное самоуправление (ТОС) - самоорганизация граждан по месту их жительства на части территории поселения, внутригородской территории города федерального значения, внутригородского района для самостоятельного и под свою ответственность осуществления собственных инициатив по вопросам местного значения (ст.27 Федерального закона от 06.10.2003 г. №131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации»)
Цели ТОС:
Ω решение насущных социальных и бытовых проблем жителей;
Ω благоустройство и улучшение качества жизни;
Ω защита прав и законных интересов жителей;Ω
Ω осуществление права граждан на участие в местном самоуправлении.
Значимость ТОС
Территориальное общественное самоуправление:
Ω наиболее приближено к населению;
Ω способствует развитию гражданской инициативы;
Ω способствует активному сотрудничеству граждан и органов власти на местах;
Ω способствует преодолению пассивности и иждивенческих настроений населения;
Ω обеспечивает обратную связь, которая позволяет управленцам сверять свои действия с реальностью;
Ω обеспечивает связь депутатов с избирателями:
1) в крупных городах нарезка избирательных округов, как правило, совпадает с границами ТОС;
2) тосовцы могут вносить предложения в действующие муниципальные правовые акты. В этой связи на регулярной основе происходит обсуждение правовых инициатив между депутатами и представителями ТОС.
Правомочие ТОС
Органы ТОС, созданные собранием или конференцией граждан:
представляют интересы населения, проживающего на соответствующей территории;
могут осуществлять хозяйственную деятельность по благоустройству территории, иную хозяйственную деятельность, направленную на удовлетворение социально-бытовых потребностей граждан, проживающих на соответствующей территории, как за счет средств указанных граждан, так и на основании договора между органами ТОС и органами местного самоуправления с использованием средств местного бюджета;
вправе вносить в органы местного самоуправления проекты муниципальных правовых актов, подлежащие обязательному рассмотрению этими органами и должностными лицами местного самоуправления, к компетенции которых отнесено принятие указанных актов.
История становления и развития ТОС
Указ Президиума Верховного Совета РСФСР от 3.09.1985 года «О положении об общих собраниях, сходах граждан по месту жительства в РСФСР» заложил основы общественного самоуправления.
* Конец 1980 - начало 1990 гг. – комитеты общественного самоуправления (КОС) Первый КОС появился летом 1988 г. в Братееве в Москве. КОС микрорайона разработал проект создания зоны отдыха на месте предполагаемых промышленных объектов. Комитет вывел тысячи людей на субботники по благоустройству микрорайона и воплощению в жизнь «зеленой» идеи. В ст. 145 Конституции СССР было внесено: «В системе местного самоуправления, кроме местных Советов народных депутатов, могут действовать в соответствии с законодательством республик органы ТОС, собрания граждан, иные формы непосредственной демократии». Также в 1990 г. законом СССР органы ТОС наделялись властными полномочиями путем их передачи от местных Советов на постоянной основе.
* 1990-2000 гг. – территориальное общественное самоуправление (ТОС) Федеральный закон РФ 1995 г. «Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ» впервые в правовой системе дал определение ТОС как самоорганизации граждан по месту жительства на части территории муниципального образования для самостоятельного и под свою ответственность осуществления собственных инициатив в вопросах местного значения, и отнес его регулирование к законодательству субъектов РФ и правовым актам местного самоуправления. С принятием в 2003 г. федерального закона «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» проявляются новые тенденции как в правовом регулировании, так и в практическом развитии ТОС.
Формы участия населения в ТОС
- ТОС осуществдяется непосредственно населением посредством проведения собраний и конференций граждан, а также посредством создания органов ТОС. ТОС считается учрежденным с момента регистрации устава ТОС уполномоченным органом МСУ соответствующих поселения, внутригородской территории города федерального значения, внутригородского района. Порядок регистрации устава ТОС определяется уставом муниципального образования и (или) нормативными правовыми актами представительного органа муниципального образования. ТОС в соответствии с его уставом может являться юридическим лицом и подлежит государственной регистрации в организационно-правовой форме некоммерческой организации.
- Собрание граждан по вопросам организации и осуществления ТОС считается правомочным, если в нем принимают участие не менее 1/3 жителей старше 16 лет соответствующей территории. Собрание граждан может принимать обращения к органам МСУ и должностным лицам местного самоуправления, а также избирать лиц, уполномоченных представлять собрание граждан во взаимоотношениях с органами МСУ и их должностными лицами.
- Конференция граждан (собрание делегатов) по вопросам организации и осуществления ТОС считается правомочной, если в ней принимают участие не менее 2/3 избранных на собраниях граждан делегатов, представляющих не менее 1/3 жителей старше 16 лет соответствующей территории.
- Органы ТОС (комитеты ТОС) представляют интересы населения, проживающего на соответствующей территории и обеспечивают исполнение решений, принятых на собраниях и конференциях граждан.
Территория и границы ТОС устанавливаются в уставе ТОС принятом собраниями или конференциями граждан. Границы ТОС находятся внутри границ поселений и внутригородских районов крупных городов. ТОС может осуществляться в пределах следующих территорий проживания граждан: подъезд многоквартирного жилого дома; многоквартирный жилой дом; группа жилых домов; жилой микрорайон; сельский населенный пункт, не являющийся поселением; иные территории проживания граждан
Источниками финансирования проектов ТОС являются:
1. Целевые финансовые средства (гранты, взносы, субсидии, субвенции, научно-исследовательские работы, финансирование строительства или иного приобретения внеоборотных активов (например, жилых домов), подготовка работников соответствующей специализации, бюджетные кредиты, содержание детских учреждений) направляемые на реализацию инициатив граждан через ТОС из бюджетов субъектов РФ;
2. Целевые финансовые средства, направляемые на реализацию инициатив граждан через ТОС из бюджетов муниципалитетов;
- предоставление субсидий ТОС, имеющим статус юридического лица (ст. 78.1 Бюджетного кодекса РФ);
- предоставление средств из резервных фондов высших исполнительных органов государственной власти субъектов РФ, резервных фондов местных администраций для поощрения руководителей и активных членов ТОС (ст. 81 Бюджетного кодекса РФ);
3.Финансовая поддержка проектов ТОС через систему депутатских наказов;
4. Средства граждан:
- инициативное бюджетирование (софинансирование населением, бизнесом, местным и региональным бюджетом работ по реализации всенародно отобранных проектов, при условии участия субъекта РФ в программе Минфина России по инициативному бюджетированию);
- краудфандинг (привлечение денежных средств от всех желающих через Интернет для того, чтобы профинансировать какой-либо проект);
- самообложение граждан (разовые платежи граждан, осуществляемые для решения конкретных вопросов местного значения. Вопрос самообложения решается на местном референдуме (ст.56 Закона 131-ФЗ);
5. Грантовая поддержка ТОС.
Проблемы ТОС
Отношение жителей РФ к ТОС
Диаграмма показывает, что одной из главных проблем территориального общественного самоуправления является непонимание сущности ТОС. К другим проблемам относятся:
ТОС в Пензенской области и Иссинском районе
На территории нашей страны ТОСы распределены неравномерно. Данные диаграммы показывают регионы, в которых широко применяется территориальное общественное самоуправление, например, Белгородская, Воронежская, Тамбовская области. Не развита данная форма самоуправления в Липецкой и Рязанской областях. В Пензенской области работают 206 ТОС, большинство в сельских поселениях. Там насчитывается 183объединения. В Пензе насчитываются 35 советов территории, 4 совета общественности по работе с населением, 23 ТОС, 172 уличных и домовых комитета, а также 2516 советов МКД, старших по дому.
Губернатор Иван Белозерцев сообщил, что на сегодняшний день в Пензе работает муниципальная программа «Развитие территориального общественного самоуправления и поддержка местных инициатив на 2015-2020 годы». Цель мероприятия - конкурс социально значимых проектов, победители которого получат грант в виде субсидий на реализацию на условиях софинансирования – не менее 30%.
За три года в конкурсе были рассмотрены 132 проекта, из которых 64 получили гранты.
Благодаря этому проекту произведено благоустройство внутридворовых территории, проезжих дорог и сети водоснабжения в частных секторах, обустроены автостоянки, хоккейные коробки, детские игровые и спортивные площадки.
На территории Иссинского района действуют 26 уличных комитетов, 3 домовых комитета без образования юридического лица. Основные направления деятельности комитетов - благоустройство населенных пунктов поселений Иссинского района, оказание содействия правоохранительным органам в охране правопорядка и профилактике правонарушений, обеспечение взаимодействия органов местного самоуправления муниципальных образований района с жителями соответствующей территории.
Местные сообщества занимаются актуальными вопросами местного значения. По инициативе граждан на улицах поселка установлены детские площадки, началась очистка русла реки Исса, приведено в образцовое содержание местное кладбище. Территориальное общественное самоуправление в поселке развито слабо.
Пути активизации деятельности ТОС в Иссинском районе:
Заключение
Территориальное общественное самоуправление есть наша национальная особенность. Такого института нет ни в одном западном обществе. По своей организационной основе территориальное общественное самоуправление - это наша русская, дореволюционная община - сельская, крестьянская, казачья, территориально-национальная.
Формирование органов ТОС позволяет реализовать общественную инициативу граждан, посредством этого привлечь как можно большее количество людей к участию в решении конкретных задач, характерных для данной территории.
Важность такого института, как территориальное общественное самоуправление обусловлена тем, что ТОС способствует воспитание гражданского самосознанию, организации активного сотрудничества власти и народа, преодолению пассивности и иждивенческих настроений населения. Органы государственной власти и местного самоуправления должны способствовать ТОС, проводить разъяснительную работу среди населения, создавать условия для формирования и деятельности органов территориального общественного самоуправления.
Становление территориального общественного самоуправления в России - процесс длительный. Пока положено только начало этому процессу. Но как показывает практика, через ТОС, которое является для населения понятным, доступным и управляемым, граждане приобщаются к демократическим ценностям и идеям, становятся ответственными как за свою судьбу, так и за жизнь общества соответствующей территории.
Список источников и литературы
Есть в осени первоначальной...
Груз обид
Бабочка
Муравьиная кухня
Будьте как солнце!